Рыбаченко Олег Павлович : другие произведения.

Что такое душа человека - Православный портал

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  Азбука веры
  
  с 2005 года
  Вход
  Пожертвовать
  
  5 ступеней веры
  
   5 Церковь - практика веры
   Назначение Церкви
   Для чего нужны священники?
   Богослужения
   Святые и святость
   Духовная жизнь
   Молитва
   Семь церковных Таинств
   Духовное чтение
   Милосердие
   Православный пост
   Икона - окно в иной мир
   Монашество
   Семья и дети
   История Церкви
   Церковь и медицина
   4 Христианство
   Иисус Христос
   Сущность христианства
   Мешают ли догматы свободе?
   Св. Предание - опыт Церкви
   Св. Писание (Библия)
   Христианство и мир
   Искажения христианства
   Человек
   Социально-эконом. учение
   3 Чем отличаются религии
   2 Мораль и духовность
   Мораль и религия
   Ну, и какие у меня грехи?
   1 Смысл жизни
   О смысле жизни
   О вере и неверии
   О Боге
   О природе зла
   Наука и религия
   Жизнь после смерти
  
  
  Алфавитный раздел
  А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
  
   Древо
   Пожертвовать
   О нас
  
  20 981
  Душа
  В Избранное
  
   Душа Сокровищница духовной мудрости
   Душа Библейский словарь
   Душа Библейская энциклопедия Брокгауза
   Душа Энциклопедия изречений
   Дух, душа и тело свт. Лука Крымский
   Размышления о бессмертной душе архим. Иоанн (Крестьянкин)
   Бессмертие души прот. Георгий Флоровский
   Тайная жизнь души после телесной смерти прот. Григорий Дьяченко
   Душа после смерти иером. Серафим (Роуз)
   Происхождение и свойства человеческой души прот. Олег Давыденков
   Догматическое богословие. Душа прот. М. Помазанский
   Жизнь душевная и три главных ее отправления свт. Феофан Затворник
   Душа преп. Оптинские старцы
   Душа свт. Игнатий (Брянчанинов)
   Душа прав. Иоанн Кронштадтский
   Душа свт. Тихон Задонский
   Душа свт. Иоанн Златоуст
   Душа преп. Ефрем Сирин
   Душа свт. Илия Минятий
   Душа схиархим. Иоанн (Маслов)
   Душа человека С.Л. Франк
   Душа человека. Против неверия Н. Стопановский
   Душа свящ. Андрей Лоргус
   Святоотеческое учение о душе человека В.Ф. Давыденко
   Душа человеческая. Учение Православной Церкви и святых отцов
   Систематический свод учения св. отцов церкви о душе человеческой прот. Стефан Кашменский
   Представления о душе в Священном Предании, Святоотеческом Писании и религиозной философии Учебное пособие
   Состояние душ после смерти до всеобщего воскресения проф. Д.И. Введенский
  
  Душа́ -
  
  1) составная, субстанциональная часть человеческой сущности, обладающая свойствами, отображающими Божественные совершенства (Быт.1:26);
  2) отличная от тела часть человеческой ипостаси (Быт.2:7);
  3) человек (Быт.46:26);
  4) животное (Быт.1:24) и его жизненная сила (Быт.1:30).
  
  dusha - Душа
  
  Иногда термины дух и душа могут использоваться как синонимы.
  
  Душа человека самостоятельна, поскольку, по слову св. Феофана Затворника, она не есть проявление иной сущности, иного существа, а сама есть источник явлений от нее исходящих.
  
  Душа человека сотворена бессмертной, поскольку не умирает подобно телу, пребывая в теле, может разлучаться с ним, хотя подобное разлучение и противоестественно душе, есть печальное следствие грехопадения. Душа человека есть личность, ибо сотворена как неповторимое и уникальное личное существо. Душа человека разумна и свободна, ибо обладает разумной силой и свободной волей. Душа человека отлична от тела, поскольку не обладает свойствами видимости, осязаемости, не воспринимается и не познается телесными органами.
  
  Следуя св. Кириллу Иерусалимскому, душа есть прекрасное Божие творение, сотворенное по образу Создателя, бессмертное и нетленное, живое, свободное и разумное. Следуя св. Феофану Затворнику, душа есть самостоятельная, особая, свободно-разумная личность. Следуя св. Иоанну Дамаскину: "Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная разумом". Разумность, свобода, бессмертие, самостоятельность, личность души говорят о ней как об образе Божьем.
  
  Душа не существует до зачатия человека, не имеет предвечного существования, не может перевоплощаться, но после физической смерти (разлучения с телом) предстает на частный суд Божий и до общего воскресения и Страшного суда находится в ожидании своей вечной участи.
  
  Говоря о человеческой душе, свв. Отцы делали два важных уточнения.
  
  Во-первых, они выделяли в человеческой душе особую способность к познанию Бога, называя ее духом. Именно в этой способности они видели отличие душевной жизни человека от психической жизни, свойственной животному миру.
  
  Во-вторых, они называли душу бестелесной и невещественной условно, а не совершенно. "Бестелесной же и невещественной она называется по сравнению с нами, - говорит св. Иоанн Дамаскин, - ибо все, сопоставляемое с Богом, Который один только несравним ни с чем, оказывается и грубым и вещественным, потому что одно только Божество поистине - невещественно и бестелесно". Человеческая душа рассматривалась святыми отцами как бестелесная в сравнении с грубой материальностью человеческого тела. Однако они признавали наличие у души тонкой телесности, отличной от грубого материального мира. Следуя свв. Отцам, тварное, а значит и обладающее определенной мерой вещественности и телесности, естество человеческой души отлично от совершенно невещественного и бестелесного естества Бога.
  Три силы души
  
  В строении души свв. Отцы выделяют три силы (способности) - разумную, раздражительную и вожделевательную (ум, чувства и волю).
  
  Разумная сила души (γνωστικον, rationale) также именуется словесной, мыслительной и познавательной. Она признается господствующей частью души. В своем неповрежденном состоянии разумная сила "здраво рассуждает и верно отличает добро от зла, и показывает определенно и властно, силе желательной, к каким вещам ей подобает склоняться желанием, какие любить, а от каких отвращаться; раздражительная же сила стоит между ними двумя, как благопокорный раб, готовый усердно служить их желаниям" (св. Симеон Новый Богослов).
  
  Раздражительная сила души (παρασηλοτικον, irascile) есть ее чувствующая, эмоциональная сила. Св. Василий Великий называет ее душевным нервом, сообщающим душе энергию для утруждения в добродетелях. Этой части души свв. Отцы приписывает гнев и яростное начало. Однако в данном случае гнев и ярость означают не страсти, а ревность (рвение, энергию), которая в своем первозданном состоянии была ревностью к добру, а после падения должна использоваться как мужественное отвержение зла. "Дело раздражительной части души гневаться на дьявола", - говорят свв. Отцы. Раздражительная сила души также именуется сердцем.
  
  Вожделевательная часть души (επιθυμητικον, concupiscentiale) также называется желательной (пожелательной) или деятельной. Она позволяет душе стремиться к чему-либо или отвращаться от чего-либо. К вожделевательной части души относится воля, которой свойственно действовать.
  
  "Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную воздержанием увядь, разумную молитвою окрыли..." /Каллист и Игнатий Ксанфопулы/.
  
  Все силы души суть стороны ее единой жизни. Они неотделимы друг от друга и непрестанно взаимодействуют. Наибольшего единства они достигают, когда подчиняются духу, сосредотачиваясь на созерцании и познании Бога. В этом познании, по слову св. Симеона Нового Богослова, от их разделения не остается и следа, они пребывают в единстве подобно единству Святой Троицы.
  Душа и тело человека
  
  Человеческая душа соединена с телом. Это соединение есть неслиянное соединение. В результате этого соединения в человеке присутствуют две природы - душевная и телесная, которые, по слову св. Симеона Нового Богослова, срастворенны неслиянно. Из двух природ Богом образовано одно человеческое существо, в котором "ни тело не прелагается в душу, ни душа не изменяется в плоть" (св. Симеон Новый Богослов). При всем такое соединение является неслиянным, но не является нераздельным и неразлучным, поскольку человеческое тело приобрело смертность и разделение с душой в результате греха.
  Свойства и качества. Душа человека:
  
   Самостоятельна.
   Целостна (неразделима на части: ум, чувство и волю).
   Нематериальна, бестелесна.
   Обладает свободой воли.
   Деятельна.
   Не имеет пола и не является двуполой.
   Бессмертна по благодати Божьей.
   Сотворена из ничего.
   Разумна.
   Обладает самосознанием.
  
  На чём основано православное учение о двусоставности человека (душа и тело)?
  
  Православное учение о двусоставности человека основано на прямых свидетельствах Священного Писания и Священного Предания.
  
  В повествовании о создании человека ясно говорится, что тело Адама было создано из праха земного, а душа была вдохнута в него Богом (Быт.2:7). В этом контексте следует понимать и слова Экклезиаста, указывающие на смерть как на разлучение души с телом: "И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его" (Еккл.12:7).
  
  Вообще же Священное Писание неоднократно указывает на то, что каждый человек состоит из души и тела, например: "Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии" (1Кор. 6:20); "Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием" (2Кор.7:1).
  
  О том, что душа - не продукт жизнедеятельности тела (центральной нервной системы), ясно сообщается в притче о богаче и Лазаре, из которой следует убедительно, что после разлучения с телом (то есть после физической смерти человека) душа продолжает жить, причём, жить сознательной жизнью. Так, душа богача, пребывая в аду, узнаёт души Авраама и Лазаря (последние находятся в особой области - лоне Авраамовом) (Лк.16:23), ведёт с душой Авраама беседу (Лк.16:24-26), ощущает мучение и испытывает осознанное желание облегчить свои муки (Лк.16:24), стремится проявить заботу о живущих земной жизнью братьях (Лк.16:27-31).
  
  С верой в загробное существование душ связана практика молитвенного поминовения усопших, а также практика молитвенного общения верующих с почившими о Господе святыми. Таким образом, отрицание в человеке субстанциональной души является грубейшим противлением против Православия, против Церкви.
  Понятие души
  
  Душа - это некая особая сила, присутствующая в человеке, которая составляет высшую его часть; она оживляет человека, дает ему способность мыслить, сострадать, чувствовать. У слов "душа" и "дышать" общее происхождение. Душа создана дыханием Бога, и она обладает неуничтожимостью. Нельзя сказать, что она бессмертна, потому что бессмертен по природе только Бог, душа же наша неуничтожима - в том смысле, что она не теряет своего сознания, не исчезает после смерти. Однако у нее есть своя "смерть" - это неведение Бога. И в этом отношении она может умереть. Потому и сказано в Писании: "Душа согрешающая, она умрет" (Иез.18:20).
  
  Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по природе своей невидимая для телесных глаз, разумная и мыслящая. Не имеющая формы, пользующаяся снабженным органом - телом, предоставляющая ему жизнь и возрастание, чувствование и порождающая силу. Имеющая ум, но не иной, по сравнению с ней самой, а как чистейшую часть ее - ибо как глаз в теле, так и ум в душе. Она самовластная и способная желать и действовать, изменчивая, т.е. добровольно меняющаяся, поскольку сотворена. Получивши все это по природе от благодати Создавшего ее, от Которого она и получила свое бытие.
  
  Некоторые сектанты, такие как Свидетели Иеговы и Адвентисты седьмого дня, отвергают бессмертие души, считая ее просто частью тела. И они при этом лживо ссылаются на Библию, на текст Екклесиаста, где ставится вопрос о том, подобна ли душа человека душе животных: "Потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все - суета!" (Еккл.3:19). Потом Екклесиаст сам и отвечает на этот вопрос, чем пренебрегают сектанты, он говорит: "И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его" (Еккл.12:7). И здесь как раз мы понимаем, что душа неуничтожима, но может и умереть.
  Об оккультных технологиях, связанных с управлением человеческим телом
  
  священник Даниил Сысоев
  
  Если мы обратимся к святоотеческому наследию, то увидим, что обычно в душе выделяют три основные силы: ум, волю и чувства, которые проявляются в разных способностях - мыслительной, желательной и вожделевательной. Но при этом надо понимать, что у души есть и другие силы. Все они разделяются на разумные и неразумные. Неразумное начало души состоит из двух частей: одна непослушно разумная (разуму не повинуется), другая послушно разумная (повинуется разуму). К высшим силам души относятся ум, воля и чувства, а к неразумным относятся жизненные силы: сила сердцебиения, семенная, возрастательная (которая образует тело) и т.д. Действие силы души оживляет тело. Бог сознательно сделал так, чтобы жизненные силы были неподвластны разуму, чтобы человеческий разум не отвлекался на управление сердцебиением, дыханием и т.д. Существуют разные технологии, связанные с управлением человеческим телом, которые пытаются повлиять на эту жизненную силу. Чем усиленно занимаются йоги: они пытаются контролировать сердцебиение, изменять дыхание, контролировать внутренние процессы пищеварения и страшно этим гордятся. На самом деле гордиться здесь абсолютно нечем: Бог сознательно освободил нас от этой задачи, и заниматься этим глупо.
  
  Представьте себе, что, помимо вашей обычной работы, вас заставят выполнять работу ЖЭКа: организовывать вывоз мусора, перекрывать крышу, контролировать подачу газа, электроэнергии и т.д. Сейчас многие люди в восторге от всяких оккультных, эзотерических искусств, они гордятся тем, что в какой-то степени овладели регулировкой этой жизненной силы души, которая неподвластна разуму. Фактически они гордятся тем, что поменяли работу преподавателя университета на работу ассенизатора. Это связано с глупой идеей, что будто бы разум лучше справится с телом, чем неразумная часть души. Я отвечу, что на самом деле справится хуже. Давно известно: всякие попытки рационально построить жизнь приводят к очень нерациональным последствиям. Если мы пытаемся силу нашего разума обернуть на то, чтобы правильно управлять нашим телом, получится полная глупость.
  
  Зачем Антоний Великий говорил, что монах должен даже на количество капель воды, которые выпьет, взять благословение? Для того, чтобы максимально освободить разум монаха от жизненных забот. Задача послушания - это прямая противоположность йоге. Если йог или оккультист пытаются своим телом управлять при помощи разума, то православный монах полностью высвобождает свой разум от заботы о теле, чтобы переключить его весь на Бога.
  О душе Богочеловека Иисуса Христа
  
  По человеческой природе Христос обладал телом и душой. Поскольку человеческая и Божеская природы соединены в Лице (Личности) Сына Божьего, постольку можно утверждать, что душа Христа - душа воплотившегося Сына Божьего.
  
  "Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал" (1Пет.3:18-19).
  
  Из Часов пасхальных: "Во гробе пло́тски, во аде же с душе́ю яко Бог, в раи́ же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполня́яй, неопи́санный".
  Существуют ли неприкаянные души, которые вынуждены скитаться по земле, не находя покоя?
  
  Святая Церковь верует, "что души умерших находятся в состоянии покоя или мучения, в соответствии со своими делами. Отделившись от своих тел, они немедленно (!) переходят или к радости, или к печали и плачу; однако, общепризнанно, что ни их блаженство, ни осуждение не являются совершенными" (Посл. восточ. патриархов, чл. 18). Местопребыванием праведных является рай, грешников - ад, (см. Прав. исповедание, Ч. 1, вопр. 67, 68) или, согласно словам Иова, страна "вечной тьмы, где нет света и нельзя видеть жизни человеческой" (Иов.10:22).
  
  По этому поводу хорошо говорил вселенский учитель святитель Иоанн Златоуст: "Душе, отделившейся от тела, уже невозможно блуждать здесь, потому что "праведных души в руке Божией" (Прем. Сол. 3:1) <...> Да и души грешников тотчас удаляются отсюда. Это видно из притчи о Лазаре и богаче. И в другом месте Христос говорит: "Сегодня душу твою возьмут у тебя" (Лк.12:20). Да и быть не может, чтобы душа, вышедшая из тела, блуждала здесь. И это вполне сообразно с разумом. <...> А что и души грешников по смерти не могут здесь пребывать, послушай богача, который много о том просил, и не получил желаемого. Если бы это возможно было, то он сам пришел бы и возвестил о происходящем там. Отсюда видно, что души, по отшествии отсюда, уводятся в некую страну и, уже не имея возможности возвратиться оттуда, ожидают страшного того дня" (Беседы на Евангелие от Матфея, 28).
  
  Случаи видений блуждающих духов святитель объясняет демоническим действием: "Демон старается показать, что она не только обитает в костях (умерших людей), но ходит туда и сюда, блуждая понапрасну, что она не подчинена какой-либо власти, ни даже Божественному промышлению, и не будет подвержена какому-либо наказанию за содеянные преступления. Таким образом он делает то, что многие верят, будто после смерти души постоянно блуждают. Но это - басни детей и старух, и остерегайтесь верить им, когда вас привлекают такими вымыслами" (Толкование на пророка Исаию, гл. 8).
  
  В то же время история знает много случаев явлений душ умерших живым. Поскольку "продолжение существования души по разлучении её с телом и её бессмертие есть несомненная истина, так как сам Спаситель утвердил её против непризнававших её саддукеев, то уже, по этому одному возвращение отшедших душ и явление их живущим на земле людям, по допущению или повелению Бога, вполне возможны и не представляют ничего невероятного. У иудеев, современных Спасителю, вера в это возвращение и это явление была всеобщею верою. Иисус Христос предполагал её уже как несомненную, и никогда не говорил ничего такого, из чего бы можно было заключать, что он не одобрял или осуждал эту веру. <...> Души усопших, конечно, являются и могут являться на землю не по своей собственной воле, а только по повелению и допущению Божию. Бог повелевает и допускает им являться только для каких-нибудь особенных, достойных Его, целей. Если бы они могли являться по своему собственному произволу, в таком случае их явления были бы, конечно, гораздо чаще, чем как есть на самом деле; в таком случае, конечно, мало нашлось бы между ними таких, которые бы не стали являться на землю по разным личным побуждениям, из побуждения, например, родственного чувства и желания свидания со своими близкими и пр. Такое мнение высказывает блаженный Августин, говоря о своей матери, св. Монике, которая его так нежно любила. Евангельский богач непременно бы посетил своих братьев и родственников, чтобы известить их о той несчастной участи, которая постигла его в загробной жизни. Но Бог по своему милосердию и всемогуществу дозволяет являться душам усопших только очень редко. Поэтому ко всему тому, что говорят и пишут о явлениях усопших, должно относиться с большою осторожностью и осмотрительностью" (прот. Григорий Дьяченко. Тайная жизнь души после телесной смерти. М., 2010. С. 93, 97).
  Цитаты о душе
  
  "Как драгоценна душа человеческая! Она дороже всего мира со всеми его сокровищами и благами. Но страшно подумать, как мало понимаем мы достоинство бессмертной души своей".
  прп. Амвросий Оптинский
  
  "Душа - дело великое, Божие и чудное. При создании ее такою сотворил ее Бог, что в естество ее не было вложено порока, напротив того, сотворил ее по образу добродетели Духа, вложил в нее законы добродетелей, рассудительность, ведение, благоразумие, веру, любовь и прочие добродетели, по образу Духа".
  прп. Макарий Египетский
  
  "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?".
  Мк.8:36
  
  "Так как души, отделившиеся от телесных уз, как говорит Господь, равны суть ангелам (Лук. 20:36); то посему соединяя души с духами слово Божие показывает тем равночестность душ с ангелами".
  свт. Григорий Нисский
  
  "Душа есть бестелесное существо, одинаковое с духами по существу".
  прп. Иоанн Лествичник
  
  "Душа есть сущность живая, простая и бестелесная...".
  прп. Иоанн Дамаскин
  
  "Душа "разумна и бессмертна", "она, быв создана по образу Единородного... имеет несравненную красоту"".
  свмч. Мефодий Патарский
  
  "Душа наша есть существо простое, одаренное разумом и бессмертное, но которое однако же не существует прежде тел".
  блаж. Феодорит Кирский
  
  "Душа есть сущность разумная, безымянная, непознаваемая, словесная, оживляющая и составляющая тело. Это сущность тонкая, невещественная, безóбразная, но образ и тип Божий".
  прп. Анастасий Синаит
  Близкие понятия
  
   Душа
   Человек
   Антропология
   Образ и подобие Божии
  
   Пожертвовать
   58.3 тыс. 3
  
  Наши TG-каналы Наши VB-каналы
  Комментировать
  
  Имя:*
   Email адрес: *
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"