Рыбаченко Олег Павлович : другие произведения.

Душа и бессмертие в текстах Библии: противоречия интерпритаций

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Душа и бессмертие в текстах Библии: противоречия интерпритаций
  Опубликовано
  Исследуется понимание души и бессмертия в теистах Библии и противоречий в их интерпретациях. Анализ показывает, что в Библии не говорится о врождённом бессмертии души. Следовательно, представления о частном суде и мытарствах души, чистилище, рае и аде до Второго пришествия не соответствуют установлениям Бога, который определяет на Страшном суде вечное блаженство праведников и окончательную смерть грешников.
  Введение. Страны, в которых распространено христианство, отметили знаменательный рубеж - наступление третьего тысячелетия (миллениума), отмечаемого по установленной теологами дате земного рождения, или "вочеловечивания", Иисуса Христа. ВIV веке (в 364 г.) решением Лаодакийского собора был утверждён (канонизирован) состав книг и тексты Нового завета, повествующие о земной жизни богочеловека И. Христа, основах его учения и деятельности религиозных христианских общин. При редакционной правке переизданий и переводов основное содержание канона Нового Завета не меняется уже более 1500 лет, включая разные по форме тексты: 4 Евангелия (благовествования), Деяния апостолов; 21 Послание апостолов; Откровение Иоанна, или Апокалипсис.
  Помимо Нового Завета христианская Библия включает книги Ветхого Завета,
  составленные в XIII-II вв. до н.э. Редакционная обработка 39 канонических книг Ветхого Завета, составляющих Священные книги (Библию) иудаизма, заканчивается в основном к IV веку н.э. Последующие улучшения отдельных фраз или их переводов не могут изменять смысла канонических текстов, признаваемых "богодухновенными". Тем удивительнее, что при сохранении более 1500 лет неизменными текстов канонических (у православных - с добавлением в канон Ветхого Завета 11 неканонических, "душеполезных") книг христианской Библии, теологи, рядовые верующие и неверующие усматривают в них различные, а то и противоположные представления о душе, бессмертии и посмертном воздаянии. Они являются краеугольными для христианских конфессий, поскольку касаются основ вероучения, богослужебной практики и деятельности общин верующих. В данной работе при сопоставлении различных взглядов на понимание души и бессмертия широко использованы публикации в Интернете, что вызывает особенность ссылок на источники, когда можно указать их шифры, но не страницы цитируемых текстов. Особенность обсуждаемой проблематики требует обширных ссылок на тексты Библии. Они сделаны по стереотипному изданию православной Библии 1968 и 1976гг.[1].
  1. Постановка проблемы в не придуманных диалогах о душе, бессмертии и воздаянии в текстах Библии.
  Интересный для обсуждаемой темы обмен мнениями, переходящий в нешуточные дискуссии-диалоги, с взаимными обвинениями в служении дьяволу, широко представлен в Интернете. В данной работе используются полемические суждения, выведенные в поисковой системе "Яндекс" по запросу материалов на тему "Душа и бессмертие". Подлинный накал страстей выгодно отличает их от сухих менторских изложений. Представленные в Интернете не придуманные дискуссии продолжают славную традицию древнегреческих диалогов-диатриб, мастерски сочинявшихся Платоном. Один из диалогов выделяет суть обсуждаемой проблемы. Терзаемый глубокими сомнениями В. Потапов задаёт вопросы о бессмертии души, ссылаясь на толкования библейских текстов Иеговистами, которые доказывают, что, согласно Библии, душа смертна [2].
  Иеговисты, адвентисты, а также православные и иные сторонники ортодоксального буквального толкования канонических текстов в доказательство своей правоты обычно ссылаются на положения Библии: "Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению" (Еккл. 9:5); "Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания,
  ни мудрости" (Еккл. 9:10);: "Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет" (Иез. 18:4).
  Ответ сомневающемуся дал православный христианин Константин. Его позиция противоположна учению иеговистов и адвентистов о смертной душе. Константин считает, что "древние иудеи верили в бессмертие, чем пронизан и Ветхий Завет. Отрицала бессмертие только секта саддукеев, с которой Христос полемизировал. Вкратце, весь Ветхий и Новый Заветы пронизаны идеей бессмертия души... Вот то, что приходит на ум: притча о богаче и Лазаре, "Бог не есть мертвых, но живых", Преображение Господне (Моисей и Илия, беседующие с Господом), Лука 13:28, посмертное явление Самуила пророка, несколько мест в Апокалипсисе, "ныне же будешь со Мной в раю" [2].
  В приведённом отрывке-диалоге чётко вырисовывается проблема противоположного толкования души и бессмертия в Библии. Приведённые ответы православного христианина на вопрос о правомерности учения иеговистов (добавим - не только их) о бессмертии души, опираются на цитирование текстов Библии, и картина остаётся столь же неопределённой, как и была до ответа сомневающемуся. Попытка разобраться в восприятии и интерпретации текстов, казалось бы давно известных (более 1500 лет!), требует внимания к ним. Поэтому придётся приводить много цитат-отрывков из Библии и их толкований.
  2. Ссылки оппонентов на Библию, их доводы.
  На вопросы о природе души (телесная или бестелесная, видимая или невидимая), о её врождённом бессмертии и воздаянии представители христианских конфессий дают разные ответы, ссылаясь при этом на тексты Библии и выстраивая аргументы, призванные подтвердить правильность их позиции. Как мы могли видеть, оппоненты под бессмертием души понимают её естественное, врождённое (по природе, с возникновения, или создания) существование вне тела, возможное после смерти человека. Какие аргументы приводят противники врождённого бессмертия души? Приведём некоторые доводы. Согласно одному из них "слово "душа" появляется в Библии Короля Иакова (KJV) 873 раза (768 раз в Ветхом Завете и 105 раз Новом Завете), но никогда ни в одном из 873 случаев, в которых оно употребляется, не выступает определение "бессмертная душа" или даже "душа, никогда не умирающая". Такое определение как "бессмертие души" не найдено нигде в Библии, хотя слово "дух" повторяется 827 раз (442 раза в Ветхом и 385 раз в Новом Завете), ни в одном из 827 случаев дух не определяется как "бессмертный дух" или "никогда не умирающий". Это действительно так! Ни разу! Итак, Бог имел возможность в Своем Слове, в Библии сказать нам 873 раза, что душа является бессмертной и 827 раз, что дух является бессмертным, но не сделал этого ни разу" [3].
  Далее сообщается: "В Библии нет ни одного стиха, который можно было бы перевести таким образом, чтобы он напоминал...что человек имеет врожденное бессмертие. Также нет ни одной строчки, как в Ветхом, так и в Новом Завете, которая учила бы тому, что человек после смерти идет на небо или в ад (выделено мною - В. И.) [3]... Библия этому не учит, но свидетельствует, что жизнь вечная является Божьим даром, возможным только через Христа (Рим. 6:23): "Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем" ... Когда ортодоксия учит тому, что человек в момент смерти идет прямо в чистилище, ад или на небо, Библия учит тому, что человек в момент смерти идет просто в могилу и спит в состоянии полной бессознательности, до момента воскресения" (Там же).
  Приведём ещё одно мнение. "Хотя в Священном Писании около 1 700 раз упоминается понятие души, нигде не сказано о её бессмертии. Нигде в Слове Божьем мы не найдем указания на то, что сознание обладает способностью существовать вне тела, но говорится, что разум человека умирает вместе с его телом... Однако милостью Иисуса Христа, искупившего нас от смерти в "воскресение жизни" (Евангелие от Иоанна 5:29), все спасенные облекутся в бессмертие" [4]. В подтверждение взглядов на непризнание Священными Книгами христиан врождённого внетелесного бессмертия души приведём несколько мест из Библии о связи лишённой активности ("спящей") души с воскрешаемым телом, "...так человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится, и не воспрянет от сна своего" (Иов 14:12). "...все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения" (Ин. 5:28-29). "Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряньте и торжествуйте, поверженные в прахе... и земля извергнет мертвецов" (Ис. 26:19).
  Согласно приведённым текстам Библии, когда человек, умирает, то прекращается активность души, которая погружается в сон-небытие, но не истлевает, как тело. Будущая жизнь умершего человека зависит от решения Бога после воскрешения и Страшного суда. Воскреснет весь человек, как "душа живая", но с обновлённым, нетленным телом. Свидетельство об этом - в 1 Послании к Коринфянам: "Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие... тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою (1 Кор. 15:51-54).
  Приведённые в качестве доводов библейские тексты логически ведут к выводам о милосердном Боге, который не мог допустить бесконечных мучений грешников в аду, но определил для них меру наказания на страшном суде - окончательную смерть, как об этом сообщается в пророчестве Иезекииля что "Душа согрешающая, та умрет.. .Душа согрешающая, она умрёт...". Иез. 18:4,20).
  Среди христиан получил распространение взгляд, противоречащий признанию врождённого бессмертия души. Согласно ему "В Писании дано явное откровение о бессмертии души" [5]. Столь же однозначно бессмертие души признаётся в ответе христианина Константина сомневающемуся В. Потапову [2]. В одном из сочинений [6] утверждается: "Со всей определенностью о бессмертии души говорит нам Христова притча о Лазаре (Лк. 16: 19-31)". В словах из Книги Бытия: (2: 7): "И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою" сторонники бессмертия души делают акцент на том, что Господь вдунул "в лице его дыхание жизни". Оппоненты критикует иеговистов, поскольку те " хотят сказать, что Дух Божий, вдунутый в человека, мог настолько смешаться впоследствии с его бренной и грешной плотью, что уходит в небытие вместе с нею, и они не видят в этом хулы?!" [6].
  Признание внетелесного, врождённого бессмертия души даёт основания для распространившихся в православии взглядов о частном, промежуточном суде, когда душа проходит через мытарства, попадая по их результатам в рай или ад. Такая трактовка посмертного воздаяния до Страшного суда подкрепляется ссылками на библейские тексты, в частности, слова И. Христа о вечных мучениях грешников. "Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня проклятые, в огонь вечный, уготованный Диаволу и ангелам его...
  И пойдут они в муку вечную..." (Мф. 25: 41, 46). "...сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов" (Мф. 8: 12). Слова Апокалипсиса (Откровения Иоанна Богослова) о посмертных страданиях грешников, поклоняющихся зверю: "...дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью..." (Откр. 14:11).
  В работе "О бессмертии души" в полемике с иеговистами, утверждается, что "Свидетели Иеговы" искажают истины Священного Писания. В учении "Общества Сторожевой башни" доказывается, что раз в Священном Писании есть места, где говорится о том, что душа хочет есть (Числ. 11:6), что ее можно искать, уловить (1 Цар. 24:12), что она умирает (Иов. 7:15) и т.д., то, следовательно, она смертна. Обосновывается этот тезис некоторыми указаниями Пятикнижия Моисея, "..только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте" (Быт. 9:4), "...ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий кто будет есть ее, истребится" (Лев.17:14). При более внимательном рассмотрении приведенных текстов, внимание привлекает то, что здесь упоминается кровь и душа животных, а не человека [7].
  Автор этой же полемической работы ссылками на Новый Завет старается показать, что и там утверждается бессмертие души. "В Новом Завете учение о бессмертии души изложено с совершенной ясностью. Перед нами предстают праведники Израиля, общающиеся со Христом. Во время Славного Преображения Господа мы видим, что явились "...им Моисей и Илия, с Ним беседующие" (Мф. 17:3...). Господь учил своих учеников бестрепетно встречать гонения. Они знали, что бессмертной душе повредить враги не могут, а бояться надо нарушения заповедей. "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф. 10:28). Поэтому и великий сонм мучеников с радостью шел на смерть за веру, ибо эти люди знали, что идут ко Христу" [7].
  Как довод о бессмертии души истолковывается эпизод, в котором один из двух разбойников, распятых с Христом, проявил сочувствие к страданиям "вочеловечившегося" Бога. Разбойник попросил помянуть его в Доме Бога-Отца. В ответ он услышал обещание Бога-Сына Иисуса :".. .истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23: 43). Христос не сказал, что спасется благоразумный разбойник после Воскресения, но что душа его будет ныне же в раю. Сектанты сознательно искажают этот текст, утверждая, что слова Господа означают: "истинно говорю тебе ныне, будешь со Мною в Раю". То есть говорю тебе сейчас о будущем. Посмотрим, так ли это?" (Там же). Далее приводятся туманные суждения о грамматических конструкциях относительно обозначений термина "душа" на языке иудейской Библии (у христиан - канонические книги Ветхого Завета) и места запятой, меняющей смысл обетования (обещания) Христа ("говорю тебе, ныне..." или "говорю тебе, ныне будешь со Мною в Раю". Эти суждения напоминают известный пример, приводимый при изучении русского языка, о роли запятой в резолюции монарха, кардинально меняющей судьбу осуждённого: "Казнить, нельзя помиловать", или "Казнить нельзя, помиловать". Вывод делается в пользу признания бессмертной души, ибо телесно распятый разбойник никак не мог быть в раю ныне же.
  Апологет христианского учения о бессмертной душе завершает полемику выводом: "Все Священное Писание учит нас, что человек состоит из тела и души. Если тело смертно, то душа нет. Если люди и умирают телом, они продолжают существовать душой. "Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми" (Рим. 14:9)... Можно утверждать, что отказываясь считать свою душу бессмертной, "Свидетели Иеговы", может быть неосознанно, отказываются от признания себя детьми Божиими, отрекаются от любви Бога Отца, от Его благодатного дара." [7].
  Приведённые ссылки на места из Ветхого и Нового Завета о бессмертной душе начинают казаться убедительными и неоспоримыми подтверждениями ставшего традиционным в православии толковании посмертной судьбы человека. Но вот характерное, теряющееся между полемических строк признание сторонников врожденной бессмертной души. "В Священном Писании душа нигде не названа бессмертной, точно так же, как не названы бессмертными ангельские чины и бесы. И действительно, по природе своей бессмертен только "Господь господствующих, единый имеющий бессмертие" (1 Тим. 6:16). Душа же человека, так же как и ангелы, и бесы, бессмертна по благодати... отсутствие в Священном Писании понятия о бессмертной душе, равно как и г о бессмертном ангеле или демоне, вовсе не означает их смертности, так как они все имеют вечную жизнь как дар от вечного Бога" [7]. Непоследовательность суждений, переходящая в софистику, здесь очевидна. Вынужденное признание, что в Библии нет понятия бессмертной души, сопровождается утверждением, что бессмертие, как дар Бога (по благодати), возможно. Но это - соединение в одно предложение разных ситуаций. Софистика здесь в переносе Божественного дара бессмертия по благодати на загробную жизнь души после смерти человека, до Второго Пришествия (в православии - по решению частного суда после прохождения мытарств).
  Разве приведённого завуалированного признания, что нигде в Священном Писании душа не названа бессмертной, как и ангельские чины, и бесы, но что они бессмертны по благодати (т. е. по решению единственно бессмертного Бога), не достаточно, чтобы считать ошибочными, искажающими смысл канонических Библейских текстов распространённые христианские взгляды на смертное тело и врожденною бессмертную душу? Выявление этого заблуждения богословов, служителей культа и увлекаемых ими доверчивых верующих заставляет расценить взгляды на мытарства при прохождении частного суда (у православных), чистилище (у католиков), нахождение души до Страшного Суда в раю или аду, как небиблейские выдумки. Для верующих - по наущению дьявола; по научным данным - вследствие влияния "языческих" философских учений и культов, особенно - Древнего Египта и Греции.
  Утверждениям и софистическим доводам о врождённом бессмертии души ряд авторов, как мы видели, противопоставляет тексты Библии и толкования, отрицающие внетелесное бессмертие души. В уже упоминавшейся книге А. А. Опарина: отмечается к тому же, что нигде в Библии не говорится о местопребывании душ людей после их смерти в раю или аду. "Адом в Библии названа могила, а также стесненные тяжкие обстоятельства в жизни людей: "...и смерть и ад отдали мертвых..." (Откр. 20:13). "...Цепи ада облегли меня...",- говорит Давид при трудных обстоятельствах (2 кн. Царств 22:6). Но нигде не сказано, что ад - это вечное мучение душ умерших грешников" [8]. Здесь же объяснение иного смысла положений Библии о вечных мучениях грешников в аду. Души мучаться не могут. А по решению Бога участь грешников устанавливается на Страшном суде. До него никаких вечных мук не обладающая телесным бессмертием душа не испытывает. В труде А. А. Опарина поясняется, что во времена, когда формировались Библейские книги, слово "вечный" означало - длящийся, пока идёт упоминаемый (описываемый) процесс "В переводе с еврейского слово "вечный" означает "вечный, то есть, пока
  идёт процесс", иными словами, вечным огнем были уничтожены города (Содом и Гоморра - В. И.) то есть раз и навсегда! Они уничтожены навечно, их никогда не будет, но это не означает, что они и сегодня горят. Как же долго продлится наказание нечестивых, которые, как указывает Библия, будут уничтожены вечным огнем? Очень быстро, и тоже раз и навсегда, их уже никогда не будет, поэтому наказание названо вечным. "Ибо вот, придёт день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут, как солома, и попалит их грядущий день... так что не оставит у них ни корня, ни ветвей" (Малахия 4:1). Сколько времени нужно гореть соломе, чтобы сгореть полностью? Очень немного. Так же и люди будут быстро уничтожены, подобно сухой соломе. Так говорит Библия" [8].
  Православный христианин Константин, отвечая сомневающемуся В. Лопатину, быстро и чётко опроверг, как ему показалось, иеговистов, полагая, что их метод доказательства очень прост, он называется "цитирование вне контекста". Используя этот метод можно "доказывать", что Иисус Христос - это Архангел Михаил (как они это делают), что Спаситель призывал к национализму, тунеядству,..." [2]. Но Константин, видимо, не заметил, что давая ссылки, он также, как и критикуемые им иеговисты, заслуживает упрёка в одностороннем выхватывании отдельных эпизодов и цитат. А они могут иметь другие интерпретации, которые также приводятся на страницах непридуманых диалогов в Интернете. Например, толкование эпизода с явлением тени (призрака) Самуила и сюжета притчи о богаче и Лазаре.
  А. А. Опарин, автор своеобразной богословско-археологической работы "И камни возопиют..." спрашивает: "Кто же явился Саулу под видом Самуила? Ответ вытекает из всего контекста Библии - бес, агент сатаны. То же происходит и на современных спиритических сеансах...".
  А вот как интерпретируется самое, казалось бы, убедительное библейское подтверждение бессмертия души в притче о богаче и Лазаре. (Лк. 16: 19-31). Там упоминается просьба мучащегося в аду богача к Лазарю, чтобы тот "прохладил язык" ему. В книге А. А. Опарина даётся пояснение. "По учению ряда конфессий в аду мучаются души, как известно, не имеющие физического тела, следовательно, и языка... Поясним, что сам жанр притчи - это аллегория, а не историческое реальное повествование, например, в ней представлен рай и ад таким образом, что люди с обеих сторон могут общаться и обращаются с просьбой не к Богу, а к Аврааму. Почему Христос рассказал притчу с такой именно ситуацией? Может быть, Он хотел подчеркнуть, что ад и рай существуют, и бессмертные души мучаются в аду? Но гореть и мучиться .. .бесплотные души не могут. Эту притчу Иисус рассказал, чтобы показать, как это явствует из всего контекста главы, что после смерти человека его участь изменена быть уже не может, и что никакое чудо не заставит человека принять в свою жизнь Спасителя, если у него нет веры" А.А. Опарин обоснованно полагает, что "Догмат о рае и аде лишает смысла Второго Пришествия Христа и Последнего Суда, ибо каждый из людей после смерти получает воздаяние и участь его уже определена (ад или рай)" [8].
  Как мы видим, сторонники и противники внетелесного бессмертия души упрекают друг друга в одностороннем выхватывании отдельных положений из общего контекста. Видимо, требуется не просто бить противника цитатами-копьями полемики, но смотреть на историю и логику текстов Библии и их интерпретаций, уяснив суть расхождений и определив содержание понятий, по поводу которых ведутся дискуссии.
  3. Исторический вектор проблемы. Какие факторы определили распространение взглядов на бессмертие души в христианстве?
  Разночтения касаются, в первую очередь, понимания души, её сущности ("природы") и, в связи с этим, толкования бессмертия души. Затем возникают вопросы о судьбе души после того, как умирает человек, обладавший ею в земной жизни. Большинство людей в странах (регионах) христианского вероисповедания разделяют представления о бессмертии души, которая после смерти человека проходит через чистилище у католиков или мытарства частного суда у православных. После этого душа попадает в рай или ад, где и находится вплоть до второго пришествия и окончательного, Страшного суда Божьего. Приверженцы подлинных текстов и смыслов, не искажённых языческими толкованиями (среди них - ортодоксальные православные и католики, протестанты-иеговисты и адвентисты), находят в Библии свидетельства смертности души, которая после кончины её земного обладателя, погружается в сон-небытие, в котором и пребывает до пробуждения трубными звуками предстоящего Страшного Суда.
  Какие доводы используют оппоненты, доказывая правильность своего толкования текстов Библии? К каким следствиям ведёт признание или непризнание бессмертной (вне тела) души? Обратимся к свидетельствам "Еврейской Энциклопедии", приводимым в Интернете. Там сообщается, что "Библия никогда не учила бессмертию души". Само понятие души менялось, выражаясь рядом понятий: нефеш, руах и нешама. "Слова "нефеш" и "нешама" буквально означают "дыхание" и соответствуют названию души в арийских языках, вроде греческих psyhe, pneumа, - дыхание, дуновение, латинского anima, и являются отражением первобытного представления, отожествляющего душу с процессом дыхания, как единственного видимого признака, отличающего живого человека (или животное) от мертвого.. .Получается, что "нефеш" выражает в большей части физиологические явления и примитивные аффекты души, сердце же определяет функции ума и высших чувствований, равно как и многие душевные движения, тогда как "руах" приближается больше всего к понятию интеллектуальных и чисто духовных функций души" [9].
  Согласно "Еврейской электронной энциклопедии", скептическое отношение к бессмертию души появилось в "Экклезиасте". Его автор, которым считается легендарный Соломон, сомневается в различии судеб души людей и животных после их смерти. "Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю" (Еккл. 3:21). Представление о бессмертной душе появилось в то время, "когда Соломон ввел евреев в идолопоклонство, приведя в Израиль представителей чуть ли не всех стран и религий, которым он построил храмы (3 Цар 11:1-111_Неем 13:26)". "...Но мы имеем свидетельство тому, что Библия никогда не учила бессмертию души. Этого нет и в Новом Завете. Смотрите перечень всех стихов Нового Завета о душе, смерти и аде на нашем сайте в разделе Полезной информации - http:// www.biblestudy.ru/info/4007.shtml. - свидетельства Еврейской Энциклопедии" [9].
  При внимательном отношении к истории рассматриваемой проблематики выясняется, что взгляды на бессмертие души стали усваиваться из "языческих" источников, в частности, из философии Платона. В работе "И камни возопиют..." Часть II. Вавилонское вино (Глава 6) А. А. Опарин отмечает, что "благодаря появлению и деятельности Христа и апостолов, молодая новозаветная христианская церковь отвергла это языческое учение (о бессмертии души - В. И.), не имеющее под собой никаких оснований в Ветхом Завете. Однако, по мере распространения проповеди Евангелия в церковь пришло много греков, через которых начинает действовать
  дьявол, который еще первым людям Адаму и Еве в Эдеме пообещал:".. .нет, не умрете... но... будете, как боги, знающие добро и зло" (Быт. 3:4-5). С тех пор лжеучение о бессмертии души врагом рода человеческого продолжало насаждаться с невероятным упорством. Древняя Русь приняла христианство от Византии, а вместе с ним и положение о бессмертии души, уже утвердившееся в христианской религии. Это понятие не только не вызвало вопросов, но напротив, было принято с радостью, как вполне привычное для языческой Руси" [8].
  Ещё более жёсткие суждения об отрицательной, сатанинской роли учения о бессмертной душе высказаны в публикации "Душа". "Самым коварным преступлением понятий бессмертия индивидуальности вне тела, является то, что они обесценивают смысл жертвы Христа; обесценивают Его воплощение;... делают Бога нецелесообразным и неразумным Естественное бессмертие души вне тела прививает любовь не к жизни и Христу, а к смерти и антихристу" [10]. Учение о внетелесном бессмертии души критикуется как широко распространённое заблуждение, которое служит основанием для небиблейских учений, утверждающих, что человек после смерти попадает на небо, в чистилище или вечно горящий ад. Священное Писание учит, что бессмертие имеет только Бог (1 Тим. 6:16), человек же может достигнуть бессмертия только через Господа Иисуса Христа (Иоан. 3:16; 2 Тим.1:10). Этот дар он может получить, если примет Его (1 Иоан. 5:10 -12). Бессмертие будет дано искупленным при их воскресении во время второго пришествия Христа (Рим. 2:5-7; 1 Кор. 15:20 -26.51 - 54). Христос говорит: "... приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я" (Иоан. 14:3) [10].
  Сурово звучит заключение статьи "Душа" о происках сатаны, упорно внедряющего взгляды на врождённое бессмертие души. "...Доктрина о бессмертии - расставленная сеть сатаны, на которой основался опыт веры с духом, чуждым Христу; опыт, склеивающий внутренний мир падшего человеческого рода в единую стаю антихриста. Так что же, - спрашивает автор, - массоваярелигия народов, племён и веков заблуждалась?" Ответ неутешителен "ДА и АМИНЬ!!! Не только заблуждалась, но и продолжает заблуждаться, являясь семенем "змея" (Быт. 3:15), и даже сумела через эзотерическое восприятие повлиять на некоторые научные гипотезы, которые, якобы, на экспериментах доказывают бессмертие души [10].
  Выводы. Из проведённого материала, включающего сопоставления текстов Библии о бессмертии души, воздаянии и их толкований следует несколько выводов, кратких по изложению, но значимых, особенно для широко распространённых католицизма и православия. Мы ограничимся двумя выводами и комментариями к ним.
  1. Доктрина внетелесного, врождённого бессмертия души является заблуждением христианских конфессий, воспринятых из небиблейских, "языческих" источников.
  2. Для исправления этого заблуждения потребуется реформа, устраняющая представления о чистилище (в католицизме), рае и аде (в католицизме и православии), частном суде и мытарствах души после смерти человека (в православии).
  Судя по развернувшейся в Интернете полемике, вряд ли деятели нынешних церквей (католической, православной и других) проявят желание исправлять выявленное критикой искажение библейских (а для верующих это значит - божественных, "богодухновенных") представлений о бессмертии души. К благим вестям (Евангелиям) в современных условиях священникам надо добавлять разъяснения, что, согласно Священным христианским книгам, душа после смерти человека не имеет самостоятельного внетелесного существования и не может до решения Бога на Страшном суде попасть в рай, ад или чистилище, придуманное католиками. Душа не может при прохождении частного предварительного суда испытать мытарства, придуманные православными верующими. Бессмертие даруется Богом душе, одновременно воссоединяемой с преображённым телом, при втором пришествии И. Христа, по Его решению на Страшном суде. Вечное блаженство душ праведников даруется Богом, как и окончательная смерть грешников. До Страшного суда не требуется ни чистилище, ни промежуточный частный суд в сопровождении ангелов-хранителей и легионов бесов на мытарствах души умершего.
  Приведение в соответствие с Библейскими Священными книгами учения о душе и её бессмертии по благодати, даруемой Богом, будет связано с определённым ущербом для современных христианских течений (конфессий). Придётся признать имеющиеся заблуждения в толковании телесного бессмертия души, картин адских мучений или райского блаженства душ до Страшного суда. Предстоит развенчать ряд церковных авторитетов, отстаивающих учение о врождённом, внетелесном бессмертии души, в частности,, иеромонаха Роуза [11], который ссылается на видения деятелей церкви [12]. Правда, один из них, епископ Феофан Затворник, согласно цитируемому Роузом отрывку из письма, говорил, что загробная жизнь - "это земля, скрытая от нас. Что там происходит, точно не известно... А что там будет - увидим, когда попадём туда". Интерес к отстаиванию взглядов на врождённое бессмертие души и прохождение ею через мытарства в процедурах частного суда передают слова С. Роуза: "Подлинное православное учение о загробной жизни... наполняет именно страхом Божиим и вдохновляет на борьбу за Царство Небесное с невидимыми врагами, стоящими на нашем пути" [11]. Дело оказывается в желании посильнее запугать верующих, дабы вдохновить их страхом на борьбу за Царствие небесное. Вот уж поистине медвежья услуга Роуза - запугивать верующих грозным Богом, который для большинства людей есть Любовь.
  Представления о мытарствах души и чистилище для верующих оказываются бесовскими искушениями, удачными происками Сатаны. По Библии, грешники, в единении их душ и тел, не будут вечно мучаться в аду, не будут находиться в чистилище. По решению Бога грешники навсегда лишатся жизни как бессмертия, т. е. будут истреблены. Предстоящие шаги по восстановлению христианского учения о бессмертии души по благодати, при очищении христианства от заблуждений обернутся сиянием милосердия Бога, карающего грешников не жестокими бесконечными муками адских истязаний, а лишь окончательной смертью, и дарующего вечное блаженство достойным и праведным людям.
  Игнатьев В.А. Российский научный журнал Љ3 (..2008)
   Запись опубликована автором admin в рубрике Пресса о РГУ имени С. А. Есенина. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"