Рыбаченко Олег Павлович : другие произведения.

Евреи не верят в троицу. Мы верим в одного Бога, а не в трех

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Евреи не верят в троицу. Мы верим в одного Бога, а не в трех.
  Точно также, как мессианские евреи, возможно, неверно понимают некоторые аспекты из того, во что вы верите, так я думаю, что и вы также неправильно воспринимаете некоторые аспекты из того, во что верим мы. Мы, ни в коем случае, не верим в трех богов. Наш Бог один, и Его имя Господь (или Яхве, среди ортодоксальных евреев произносится, как ХаШем). Он открыл Себя для нас через Его сына, Мессию, который есть образ и отражение Божье. И также, Он касается нас и говорит к нам через Свой Дух. Это глубочайшая духовная истина. Позднее теологи описали эти взаимоотношения в виде троицы т. е. то, что Бог триедин. Однако слово Троица нигде не найдено в Новом завете. Это может при
  
  водить вас к недоразумениям.
  
  
  
  Христиане и Мессианские евреи твердо верят в одного Бога, и только в одного. Это ясно выражается в доктринальном утверждении веры, подписанном служителями Английской церкви: "Существует только один живой и истинный Бог, вечносущий, не имеющий тела, частей и страстей; имеющий бесконечную власть, мудрость и благость; Тот, Кто создал и сохраняет все видимое и невидимое".1 Как замечено некоторыми современными христианскими теологами, "Чего христиане точно не желают лишиться, так это их полного принятия Библейского учения о том, что Бог один. Это просто не подлежит обсуждению. Это факт, который твердо укоренен в Писании".2 И снова: "В действительности, единство Божье - это один из величайших столпов, на котором построена вся христианская вера. Мы не отвергаем и не можем отвергнуть, что Господь один".3 Может ли быть проблемой такое заявление для какого-либо религиозного еврея?
  
  Однако Бог, которому мы поклоняемся и которого почитаем, намного более велик, чем что-либо, что мы можем представить нашим естественным разумом. В еврейской мистической литературе Его называют Эйн Соф, Бесконечный (дословно "без конца"). Также, традиционная еврейская мысль признает, что есть различные аспекты Его сущности. Можно было бы сказать, что Он один и более чем один. Наш Господь имеет множество различных измерений! Мы не можем поместить Его в маленькую коробочку и подчинить Его математическому анализу.4 Как все верующие монотеисты с охотой признают, есть тайны, относящиеся к вечной природе Бога, и мы, в своей ограниченности, едва ли можем описать Бога в его безграничности. Как однажды сказал мне один еврейский интеллектуал: "Нашим собственным умом мы знаем о Боге столько же, сколько муха знает о ядерной науке".5
  
  Тем не менее, как обычно, вопрос заключается в том, что говорит на этот счет еврейская Библия? Мнения христиан и евреев имеют вес только в том случае, если они соответствуют слову Божьему. Поэтому, мы должны начать с основания и затем на нем созидать свое понимание. Будем помнить, что концепция троицы возникла в то время, когда последователи Иисуса видели уже все части полной картины и пытались сложить вместе все свидетельства, указанные в Писании. Нам необходимо рассмотреть все эти свидетельства прежде, чем сделать какие-либо выводы, негативные или позитивные.
  
  Основное еврейское утверждение веры , называемое Шма, взято из книги Второзаконие 6:4. Традиционно его понимают и читают так: "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь один" (мы ниже рассмотрим другие возможные переводы). Мессианские евреи часто утверждают, что ивритское слово "один", которое использовано здесь, эхад, на самом деле обозначает составное единство, в то время как ортодоксальные евреи часто утверждают, что это слово означает абсолютное единство.
  
  На самом деле эхад просто означает "один", так же, как и в английском языке слово "one". Хотя это слово может относиться к составному единству (также, как и в английском можно сказать: одна команда, одна семья, и.т.д.), оно само по себе не означает исключительно составное единство. С другой стороны, эхад однозначно не соотносится с концепцией абсолютного единства, идеей, наиболее ясно выраженной в двенадцатом столетии Моисеем Маймонидом, который уверял, что евреи должны верить, что Бог есть яхид, что значит "совершенно" один.6 Нет сомнения в том, что это было выражением реакции на преувеличенное, не библейское, "Христианское" верование, из-за которых у евреев сложилось впечатление, что христиане поклоняются трем богам. К сожалению мнение Маймонида было реакцией, которая также пошла далее того, что сказано в Писании. К стати, в Библии нет ни одного стиха, который бы ясно или прямо утверждал, что Бог является абсолютным единством.
  
  Что же тогда значит Шма? Согласно общему традиционному пониманию - а это то, с чем знакомы большинство евреев - текст твердо провозглашает, что Бог есть эхад. Поэтому мы должны более глубоко рассмотреть библейское использование этого слова. Согласно месту Писания Бытие 2:24, когда мужчина соединяется с женщиной, тогда двое становятся "одна (ехад) плоть", что ясно говорит о составном единстве. Также в Исход 36:13, Бог дает наставление Моисею, чтобы он соединил многие части скинии вместе, так, чтобы она была "одно" (ехад; смотри также Исход 26:6, 11; 36:18). Есть множество компонентов, но одна, собранная скиния.
  
  Библия также говорит о том, что Израиль будет "один народ" (гой эхад; смотри 2Царств 7:23; Езекииль 37:22), также говорится в американской клятве верности "один народ под Богом". К стати, в этой клятве мы утверждаем, что как "один народ" мы "неразделимы". В то же время, по численности нас 270 миллионов! Америка является одним народом, состоящим из миллионов людей; древний Израиль был одним народом, который состоял из сотен тысяч людей. Каждый может быть описан как эхад, также как и люди, которые объединились вместе, чтобы построить вавилонскую башню, которые назывались "один народ" (ам эхад Бытие 11:6) и объединение Сехемитян и Израильтян должно было сделать их "одним народом" (ам эхад; Быт. 34:16,22). У понятия единства может быть множество аспектов.
  
  Можно с легкостью привести еще больше примеров из еврейской Библии7, но основная мысль ясна: То, что говорится, что Яхве, Бог Израиля, есть эхад, это не раскрывает для нас сущности Его природы - Он один в одном или десять в одном. К стати, на самом деле вообще не об этом шла речь, поскольку каждый бог является "одним". Проблема в том, что было так много богов, которые соревновались за поклонение и восхищение нашего народа. Именно с этим Израилю нужно было сражаться, как и предупреждал Бог в десяти заповедях, и как часто повторяли Моисей и Иисус Навин:
  
  
  
  Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  
  Исход 20:2-3
  
  
  
  Не поклоняйся богам их, и не служи им, и не подражай делам их, но сокруши их и разрушь столбы их:
  
  Исход 23:24
  
  
  
  Не сообщайтесь с сими народами, которые остались между вами, не воспоминайте имени богов их, не клянитесь ими и не служите им и не поклоняйтесь им,
  
  
  
  Иисус Навин 23:7
  
  
  
  Шма не была призвана разбирать философские вопросы, такие как абсолютное или составное единство Бога. (Задумывался ли бы вообще кто нибудь о таком вопросе?8) Она в большей степени обращала внимание нашего народа Израиля на то, что только один Господь должен быть нашим Богом - Он и никто другой.
  
  Именно это в точности обозначает эхад в любом другом месте Писания. Например, рассмотрим 1 Паралипоменон 29:1: "И сказал царь Давид всему собранию: Соломон, сын мой, которого одного избрал Бог, молод и малосилен". Или как переведено более идиоматично в New Jewish Publication Society Version переводе: "Бог избрал только моего сына Соломона ". Итак эхад может значить "один" в смысле "того самого единственного".9
  
  По этой причине NJPSV переводит Второзаконие 6:4 как, "Слушай Израиль! Господь есть Бог наш, только один Господь". Кстати, сноска в версии NJPSV напоминает нам, что таким же было понимание этого места Писания и почтенных средневековых комментаторов Абрахама Ибн Эзры и Рашбама (Рэбе Шмуэля Бен Мэира). Таким образом, мысль о том, что Второзаконие 6:4 не учит конкретно о том, что Бог является абсолютным единством10, не была выдвинута как более поздний "христианский" аргумент. В действительности, Моше Вейнфельд, ведущий еврейский библейский ученый, который по техническим грамматическим причинам переводит: "Слушай Израиль! ЯХВЕ наш Бог есть один ЯХВЕ", назвал свою дискуссию о Второзаконии 6:4-25, "Исключительная верность ЯХВЕ".11 Полное доверие Второзаконию 6:4 состояло в том, что только Господь должен был быть Богом Израиля.
  
  Это также находится в гармонии с известным мидрашом к этому тексту Писания (смотри б. Песахим 56а; Сифра Второзаконие 31; Бытие Раба 98:4), в котором используется "Израиль" в обращении к Иакову. Мидраш повествует, что когда Иаков был близок к смерти, он желал открыть своим сыновьям будущее, но обнаружил, что присутствие Божье отошло от него. Он выразил свое опасение, что, возможно, один из его сыновей не останется верным Господу. Все его сыновья ему ответили: "Слушай Израиль [т. е., Израиль/Иаков, наш отец], Господь - наш Бог, только Господь. Точно так же, как в твоем сердце есть только Один (эхад), так и в наших сердцах есть только Один (эхад)". Иаков ответил на это: "Да будет благословенно Имя Того, чье славное царство во веки веков".12 Снова же, это никак не связано с вопросом Божьей природы. Скорее, это - исповедание веры, что только Господь - Бог Иакова/Израиля - будет единственным Богом потомков Иакова.
  
  Это также являлось посланием и призывом пророков:
  
  
  
  Не бойтесь и не страшитесь: не издавна ли Я возвестил тебе и предсказал? И вы Мои свидетели. Есть ли Бог кроме Меня? нет другой твердыни, никакой не знаю.
  
  
  
  Исая 44:8
  
  
  
  Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня;
  
  Исая 45:5
  
  
  
  Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он - Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства: Я Господь, и нет иного.
  
  
  
  Исая 45:18
  
  
  
  Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного.
  
  
  
  Исая 45:22
  
  
  
  Каждый последователь Иисуса всецело поддерживает эти слова. Только один Господь есть наш Бог. (Смотри 3.4 больше по этой теме.) Нас только интересует, каков наш Господь. Что говорит об этом Писание? В Библии Он известен под различными именами, и описан по-разному. Что означают эти имена и описания? Есть ли в еврейских Писаниях какой-либо намек на то, что Бог в каком-либо смысле представляет собой "составное единство". Другими словами, как муж и жена составляют эхад, и состоящая из многих частей скиния есть эхад, и народ, включающий в себя миллионы людей, есть эхад, является ли Бог составным в Своем единстве?13
  
  Помните, пожалуйста, что вопрос не в том, скольким богам мы поклоняемся, трем или одному. Нет. Есть только один истинный Бог! Бог Нового завета тот же самый, что и Бог еврейских Писаний. Но каков Он? Как Он открывает Себя нам? В каком смысле Он один? Является ли это простым случаем "духовной математики", или здесь есть какая-либо тайна? Вселенная "одна", океан "один", и Бог "один", но, что, в действительности, это значит?
  
  Может быть, проблема не столько в природе Бога, сколько в подсознательной негативной реакции по отношению ко всему "Христианскому". Может быть, проблема в слишком большом акценте на часто неверно понимаемый термин "Троица", который мало кто может адекватно объяснить. Возможно, это облегчило бы понимание, если бы на минутку мы перестали думать о том, во что верят христиане, поскольку не все, что называют Христианским, в действительности является христианским или библейским. Вместо этого давайте представим старого еврейского раввина, который раскрывает тайны Божьи. Послушайте его, когда он поглаживает свою длинную седую бороду и говорит: "Я не с каждым говорю об этом. Это - весьма глубокие темы. Но, поскольку вы кажетесь искренним, то я открою вам некоторые тайные концепции".
  
  Итак, он начинает вам рассказывать о десяти Сфирот, так называемых божественных эманациях, которые действуют как "посредники или разноуровневые связи между совершенно духовным и недоступным для познания Творцом и материальным подлунным миром". Когда вы скажете: "Но не противоречит ли это нашей вере в единство Бога"?, он ответит: "Бог является органичной целостностью, но имеет различные проявления силы - точно также как и жизнь души одна, но проявляется разнообразно в глазах, руках и других частях тела. Бог и Его Сфирот походят на человека и его тело: У Него много частей, но Он один. Или, если сказать это по другому, представьте себе дерево, имеющее один ствол, но много ветвей. Есть единство и множество в дереве, в человеческом теле, и в Боге также. Вы понимаете?"14
  
  Теперь представьте, что тот же самый раввин говорит вам: "Примите во внимание, что в наших Писаниях, Бог изображен, как восседающий на небесном троне, и в то же самое время Он проявил Себя в облаке и огне над скинией, и также помещающим Своего Духа на Его пророков. И на протяжении всей Библии мы читаем, что Его слава наполняла вселенную! Видите ли Вы , что Божье единство является составным?"
  
  А что, если этот раввин начнет говорить и о других мистических концепциях Бога, таких как "тайна трех" (Арамейское, раза ди-телата), объясняя, что Зохар указывает на пять различных проявлений, относящихся к разнообразным аспектам тройственной природы Господа? Как Вы поймете ссылки на "три головы, три духа, три формы откровения, три имени, и три оттенка толкования", которые относятся к божественной природе? В книге Зохар даже задается вопрос: "Как эти три могут быть одним? Являются ли они одним только потому, что мы называем их одним? Мы можем знать о том, как они могут быть одним, только посредством убеждения от Духа Святого ...".15 Эти вопросы "главенства Божьего" глубоки!
  
  В течение веков последователи Иисуса указывали на отрывки из еврейской библии, где о Боге говорилось во множественном числе, как на доказательства в пользу Троицы. Например, в самом первом стихе книги Бытие, Бог назван элохим, что является формой множественного числа. Затем, в Бытие 1:26 Бог говорит: "Сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему". Подобным же образом, Господь говорит в книге Бытие 3:22, "Адам стал как один из Нас", наряду с этим, в Бытие 11:7 (со ссылкой на строительство Вавилонской башни), Он говорит: "Сойдем же и смешаем там язык их." Также Исайя 6:8 воспроизводит слово Господне: "Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?"
  
  Показывает ли все это, что Господь является составным единством? Ответ раввинов еще со времен Талмуда (б. Сангедрин 38б), указывал, что во всех местах где использовалась форма множественного числа, дальше сразу же следовала форма единственного . Таким образом, Писание часто использует существительное во множественном числе для обозначения Бога (как элохим) с глаголом в единственном числе (как бара, "Бог сотворил" в Бытие 1:1) или далее, говоря: "Сотворим человека" (множественное), Библия затем говорит: "Так сотворил Бог" (единственное) (Бытие 1:26-27).16
  
  Чей аргумент является правильным?
  
  Вообще, факт того, что Бога называют элохим (переведенное как "Бог", в случае, когда ссылаются на Господа, и как "бог" или "боги", когда речь идет об идолах) не является необычным. На древнем ближнем востоке было общепринято обращение к божеству в составном множественном числе,17 или когда речь шла о владельце или хозяине, часто это было правилом говорить о нем таким образом. Приведу только несколько примеров: слуга Авраама говорит о своем господине во множественном числе в Бытии 24 (адоним, буквально "господа"), Иосиф говорит о своем господине Потифаре во множественном числе в Бытии 39, и о царе Давиде говорилось, как о "господах" в 3Царств 1:11. В книге Исход главе 21, если переводить дословно и неправильно, закон говорит о рабе и его господах (адоним, ссылаясь только на одного господина), в книге Исайи 19:4 пророк говорит Израилю, что Бог предаст их в руки жестокого правителя (Иврит: адоним каше, существительное во множественном числе с прилагательным в единственном), в Исайя 1:3 говорится, что осел знает ясли своего господинов (ваалим, говоря об одном человеке; первая половина стиха, в которой говорится о владетеле вола, находится в единственном числе).
  
  Эти примеры, которые встречаются достаточно часто, ясно показывают, что составное множественное число часто использовалось, когда речь шла о лидерах, владетелях, господах или царях. Насколько больше подобные выражения могли быть использованы, когда говорилось о Господе, Творце, Царе, Боге. Чтобы показать это, приведу свой дословный, буквальный перевод, в Малахии 1:6 Бог спрашивает: "Если Я Господа, то где мне почтение?", в то же самое время псалмопевец восклицает в Псалме 7:1, 9 "О ЯХВЕ, наш Господа", и Второзаконие 10:17 провозглашает ЯХВЕ как "Боги богов и Господа господ."
  
  Но, прежде чем заключить из всего этого, что существительное во множественном числе, используемое для обозначения Бога, не имеет отношения к вопросу об его единстве, примите к сведению простую истину: иврит, как и другие семитские языки, иногда выражает величие, превосходство, превознесение, величество и полноту посредством множественного составного существительного. Множественное число может выражать выдающееся положение, владычество или божество, говоря об одной личности или одном божестве. Это значит, что сама концепция "составного единства" или "множественного единства" была частью языка ТаНаХа. Такие концепции не были бы чужды библейскому уму.18 Таким образом, в то время, как эти ссылки на Бога или Господа во множественном числе ни коим образом не доказывают тринитарные верования, они безусловно находятся в совершенной гармонии со всем, что мы пытаемся здесь сказать, а именно, что определенным образом Господне единство является комплексным.
  
  Что же по поводу того, что Бог говорит: "Сотворим человека по образу нашему... Адам стал, как один из Нас... Сойдем... Кто пойдет для Нас?" Подтверждают ли эти стихи Троицу? Множество ответов были даны на этот вопрос как христианами, так и евреями. Например: Отец говорил Сыну и Духу (или Сыну или Духу); Господь говорил к ангелам; Он размышлял Сам с Собой; это еще один случай, когда иврит снова использует так называемое множественное число величия, и так далее. Список ответов почти бесконечен, и список возражений на эти ответы - такой же длины.19 Итак, чему же должен верить человек?
  
  Мой совет, снова же, очень прост: Признайте, что эти стихи из еврейских Писаний могут относиться к множественности или разнообразию Бога в Его единстве, но что и другие объяснения также возможны. Эти стихи, безусловно, находятся в гармонии с тринитарными верованиями и с легкостью могут их поддерживать, но они не являются доказательствами в их пользу. С другой стороны, эти стихи определенно не исключают таких верований.
  
  В этот момент вы можете подумать, что я открывают дверь слишком широко и становлюсь слишком открытым к взглядам о Божьем составном единстве. Вы можете чувствовать, что где-то, каким-то образом должен быть стих в еврейской библии, который решительно опровергает все это и однозначно указывает на Божье абсолютное единство. После всего, вера в единство Божье считается основанием иудаизма.20 Именно в этом контексте часто цитируют Захарию 14:9, объясняя, что в конце этого века "Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един" (это видится, как абсолютное единство), "и имя Его едино" (вновь подчеркивая факт того, что никоим образом Он "не более чем один"). Итак, когда все это в конце упорядочится, все узнают, что Бог есть абсолютное единство, не составное единство или комплексное единство или триединство. Точка.21
  
  Но об этом ли говорит Захария? Слово, использованное как "един" в этом стихе, это - вы угадали - эхад, вряд ли правильно подобранное слово, если пророк желал что-то сказать об основной природе Бога и абсолютном единстве. Просто посмотрите на то, что говорилось ранее в Захарии 11:8, где он использует эхад, говоря об "одном месяце". Что это говорит нам об основной природе месяца? Значит ли это, что месяц не состоит из тридцати дней из-за того, что он один?
  
  Поэтому, ссылка на Захарию 14:9 в переводе New Jewish Publication Society Version имеет вескую причину, объясняя стих следующим образом, "Только одному Господу будут поклоняться и призывать Его истинное имя". Совершенно верно. Это пророчество о том, что все народы обратятся к ЯХВЕ, оставляя своих идолов и лжерелигии и поклоняясь Ему одному.22 Это ничего не говорит нам о природе Его единства. Все, о чем здесь говорится, так это то, что Ему, единственному истинному Богу, будут поклоняться все. Это именно то, чему учит Новый Завет.
  
  Обратите внимание на эти хорошо известные тексты Писания. Когда еврейский учитель закона спросил Иисуса: "Какая первая (самая важная - прим. переводчика) из всех заповедей?" Он ответил: "Первая из всех заповедей... это: Слушай, Израиль! Господь, Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею" (Марк 12:28 - 30). Когда, незадолго до Своего распятия, Он молился, то произнес следующие слова: "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Мессию" (Иоанна 17:3). Да, Сам Иисус учил, что Его Отец является одним и единственным Богом!
  
  Петр настойчиво проповедовал то же послание, и Павел учил этому также ясно: Единственный истинный Бог, наш Отец и Создатель, утвердил Своего Сына, Иисуса быть Мессией и Господом.
  
  Сначала слова Петра: "Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете...Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели...Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Мессией Сего Иисуса, Которого вы распяли" (Деяния 2:22, 32, 36). А вот слова Павла: "Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, - но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Мессия, Которым все, и мы Им" (1 Коринфянам 8:4-6).23 "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Мессия Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство" (1 Тимофею 2:5-6). Также Павел писал Фесолоникийцам, рассказывая, о том, что все услышали "... как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева" (1 Фесалоникийцам 1:9-10).
  
  Это одна из основных причин, зачем Бог послал Своего сына в мир, чтобы через Иисуса Мессию люди всех национальностей и земель оставили своих идолов и мертвые религиозные традиции и обратились к живому и истинному Богу. Новый завет однозначно монотеистичен, и он продолжает прояснять монотеизм еврейской библии. Единственный истинный Бог один, и, в то же время, Его единство является комплексным и уникальным, и оно находится за пределами человеческого понимания.
  
  Вот некоторые из важнейших моментов, которые вам стоит учитывать. Далее мы поговорим о них подробнее, рассматривая следующие несколько возражений:
  
  
  
  Еврейская библия утверждает, что никто не может видеть Бога, но в некоторые времена говорится, что люди видели Его. Кого же они видели?
  Еврейская библия говорит о том, что временами Бог проявляет себя на земле, очевидно, в человеческой форме. Также, как Бог, Он восседает на троне в высоте небес. Как обе эти вещи могут быть истинными?
  Еврейская библия иногда описывает Дух Святой, как личность, а не как просто безличностную силу. Является ли Дух Святой просто синонимом Бога, или этот термин описывает часть самой Его природы, Его собственного Духа?
  Еврейская библия говорит о Божьем слове, как о конкретном существе, которое достойно хвалы, которое было послано для божественной миссии и активно действует в мире. Что имеется в виду под этим "Словом"? (Если вы внимательно рассмотрите следующее возражение, то вы узнаете, что раввины говорили по поводу "Слова" Господа, на арамейском Его мемра).
  
  
  Раввины много говорили о Шекине, божественном присутствии, которое также соотносится с женским, материнским аспектом Бога.24 Они учили, что Шекина переместилась в изгнание вместе с еврейским народом, страдая с "ее" детьми в иноземных землях (более по этому вопросу смотри следующее возражение). Согласно этой концепции, Бог не может быть "цельным" снова, пока Его народ не вернется из физических и духовных блужданий и пока не восстановлен храм. Раввины основывали эту идею на стихах, которые говорят о том, что Бог пребывает со своим народом (как с сообществом, так и индивидуально) во время бед, горя и изгнаний (смотри Мекилта де Рабби Исмаил, Массекта де Писка, 14).
  
  В действительности, рабби Акива пошел даже дальше, говоря, что согласно Писаниям, когда Бог искупил свой народ - это было как-будто он искупил Самого Себя (ибид). Некоторые хасидские евреи, соединяя концепцию Шекины с мистической концепцией Сфирот, делали еще один шаг вперед. Они верили (и до сих поря верят) что
  
  
  
  цель исполнения мицвот (заповедей) - это помочь Шекине соединиться с Тиферет (Сефира славы или красоты), мужской основой. Грехи Израиля препятствуют этому соединению и мешают "воссоединению миров", которые являются необходимыми предпосылками для прихода Божьего царства.
  
  Хасидизм, в соответствии с этим верованием, принял формулу (много подвергавшейся критике оппонентов): "Ради соединения Святого, благословен Он и Его Шекины", провозглашают они перед исполнением мицвот.25
  
  
  
  На данный момент, в соответствии с этой хасидской еврейской точкой зрения, Бог находится в некоего рода "разобщенности". А вы думали, что факт того, что Бог Один, является такой элементарной темой! Почему мы должны пытаться минимизировать тайну?
  
  Как мы говорили ранее, это - очень высокие духовные концепции. Божье единство или триединство не легко понять. Вообще-то, если вы спросите десять христиан, ожидают ли они увидеть на небесах три различных божественных личности - Бога Отца, Иисуса и Духа Святого, то вы услышите много различных ответов. Почему? Потому что Божье триединство - это не какая-то ясно изложенная доктрина или избитое маленькое учение, которое можно объяснить за тридцать секунд или менее. Это похоже на то, как если бы спросить хасидского раввина: "Шекина - это Бог?" или "Мемра (т. е., Слово) - это Бог?", или "Являются ли Сфирот Богом?" (Я также получал различные ответы на подобные вопросы.) Это - глубокие теологические и философские вопросы.
  
  Рассмотрите эти стихи в контексте книги Откровение, последней книги Нового Завета. В Откровении 3:21, Иисус заявляет, что Он воссел с Отцом на Его троне, но что это значит? Согласно Откровению 4:2, Иоанн, который написал книгу Откровение, был в Духе и увидел: трон на небесах с сидящим на нем. Это был "Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет". (4:8). Затем Иоанн видит "посреди престола ... стоял Агнец (представляющий Иисуса) как бы закланный" (Откровение 5:6). Когда разворачивается небесная драма, Иоанн записывает: "И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков!" (Откровение 5:13).
  
  Вы заметили эти слова? "Сидящему на престоле и Агнцу." Сейчас будьте очень внимательны. В Откровении 7:9, Иоанн видит множество "стояло пред престолом и пред Агнцем" и они восклицали: "Спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!" (7:10). Общая картина ясна, но ряд частных моментов понять не просто: Бог сидит на Своем троне и с Ним Агнец, да еще этот Агнец находится "посреди престола" (5:6, 7:17). Что в точности это значит? Без сомнения, здесь есть какая-то тайна.
  
  Затем мы подходим к концу книги и, в реальном смысле, к концу истории. Откровение 22:1 говорит о реке воды жизни чистой и светлой, как кристалл, исходящей от престола Бога и Агнца. Заметьте эти слова: трон Божий и Агнца. А теперь посмотрите на эти поразительные стихи: "Престол Бога и Агнца будет в нем (т. е. в Новом Иерусалиме), и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их" (22:3-4).
  
  Какое потрясающее описание! Есть один престол Божий и Агнца (не два престола), и Его слуги (не их слуги) будут служить Ему (не им) и видеть Его лицо (не их лица). Один престол,один Бог, одно лицо. Это глубокая, славная, монотеистическая истина в ее лучшем выражении. Наш Бог сложен и уникален! И ангел вдохновляет Иоанна в Откровении 22:9 "Богу поклонись!" не сказано "Поклонись богам". Боже упаси!! Один Бог Авраама и Моисея является одним Богом Петра и Павла.27
  
  Отвечая на некоторые следующие возражения, я приведу множество важных ссылок из ТаНаХа и писаний Нового Завета, и даже из раввинистических писаний. Мы более близко рассмотрим отдельные части общей картины. На данный момент достаточно понимать следующее: Еврейская Библия нигде не учит, что наш Господь, который является единственным истинным Богом, является абсолютным единством, а дает осознание, что это единство является составным или комплексным.
  
  Далее мы будем рассматривать конкретные вопросы касательно божественности Иисуса и значения слов "Сын Божий", а также природы Духа Святого. Затем вы сможете все эти свидетельства для себя систематизировать. Вас ждет чудесный сюрприз.
  
  По поводу заказа книг, изданных нашей мессианской синагогой пишите нам на e-mail: g.zion@mail.ru
  Наш адрес: ул. Прохоровская, 29, кв.13-а, г. Одесса, Украина
  РЕКЛАМА
  Электросамокаты со скидкой 35%
  shopim.by
  РЕКЛАМА
  •
  16+
  Просто так девочки из знатных семей в лесу не валяются
  129 ₽
  litnet.com Надоела реклама? Улучшите аккаунт всего за
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"