Страшные ереси Свидетелей Иеговы - экстремистской секты, тоталитарной и очень опасной секты, которая справедливо была запрещена в России и даже сами свидетели этим довольны!
Не хотелось бы проводить исследование на тему хороших и плохих людей. Одни под этими терминами подразумевают одно, другие - другое. Для меня люди хорошие составляют большинство населения земного шара, они милы, обходительны и искренни. И особенно приятно, что среди них встречаются светлые, добрые, стойкие, уверенные в своей правоте, готовые пострадать за истину, любящие Бога (по-своему), мечтающие привести мир к Нему мужчины и женщины. Они посещают разные Церкви, называются по-разному. Одна из таких общин, состоящая, разумеется из милых людей, называется "Свидетели Иеговы".
Я уверена, что Свидетели в массе своей люди хорошие. Однако, появись они во времена св. Доминика или св. Аквината, последние жизнь положили бы на борьбу с ними и с их учением. Интересно почему...
Учение Свидетелей, когда я познакомилась с ним поближе, напомнило мне что-то давно погребенное, но в свое время очень даже популярное и официально признанное, что-то, во что свято верили одни, и с чем ревностно боролись другие. Оно в какой-то мере было похоже на то, что проповедуют сейчас: Христу отводится в нем странное промежуточное место. Кому-то казалось, что это и понятней и либеральней, к тому же император сделал эту доктрину государственной, многие военачальники и воинская знать поддержали ее (попробовали бы они не поддержать!). Суть здесь заключалась в том, что Иисус Христос был первым творением Бога, так сказать - тварным богом, а значит не вечным и не истинным. Как с этим не согласиться! Ведь императору видней! Но тут появился какой-то Афанасий, которого потомки почему-то окрестили Великим, и на Никейском соборе эту "императорскую блажь" опроверг.
Раковая опухоль на теле Церкви была уничтожена, потому что кто-то вызвался встать в проломе стены за Христа. Но сейчас, спустя 16 веков, ересь благополучно возродилась. Ее критикуют, пишут через запятую с другими ересями, но все это проходит как-то незаметно. Опухоль растет, люди гибнут. Хорошие люди.
Современные ариане, Свидетели Иеговы, отрицают Троицу, божественность Христа, физическое воскресение, спасение благодатью через веру, вечное наказание грешников. Мне лично вопрос о божественности Христа кажется роковым, поэтому именно на нем я и остановлюсь.
Теперь конкретней о сущности ереси.
Взгляд Свидетелей на мир прост.
В вечности есть лишь один Сущий, Творец, Бог Иегова. Началом Его создания было Слово, Логос, Божия Премудрость, Его активный помощник. Он был главным среди ангелов, самым близким Отцу и звали его Архангел Михаил. Потом он стал человеком (не небесно-земным гибридом, а обычным, плотяным, но в то же время безгрешным и святым), чтобы искупить грех Адама. Раз Адам потерял совершенную человеческую жизнь со всеми правами и видами на будущее, то жертва Иисуса была ни чем иным, как выкупом, уплаченным Богу, чтобы вернуть человечеству его планы на будущее. Искупление на было правосудием Божиим за грех человека. Правосудие проявилось в том, что люди стали смертными. Сделав свое дело, Иисус воскрес, но не телесно, а в виде духа, а насчет того, что он явился ученикам, в частности Фоме, это бестолковые христиане заблуждаются, не зная ни Писания, ни силы Божией. А так как было мастерски доказано, что Иисус не Бог, значит о каком триединстве не может идти речь... Это языческие пережитки. Бог один, и мы свидетели Его (Ис.43:10).
Честертон говорил, что кроме дней творения, рая, Рождества и Воскресения у мира не было истории. А кто-то одним росчерком пера взял всю историю и перечеркнул.
- Смотрите, сколько у нас общего! - говорят Свидетели.
- Чего же, интересно? Мы верим, что Иисус - Сын Божий!
- Точно!
- Единородный!
- Конечно. Видите, как мы во всем согласны!
Но дело в том, что ложь особенно лжива, если похожа на правду. И особенно отвратительна!
У законов физического и духовного мира есть точки соприкосновения, и где-то духовные явления мы можем лучше понять изучая явления материальные. Как известно, нельзя складывать или вычитать дроби с разными знаменателями. Можно придумывать какие угодно теории, но если к общему знаменателю придти нельзя, то не о чем и говорить.
Бытие рассказывает нам о разрыве между Богом и человеком в результате греха.
И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского
Херувима и пламенный меч обращающийся,
Чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт. 3:24)
Итак, между Богом и человеком Херувим и пламенный меч. Можно заметить, что Херувим и меч два самостоятельных атрибута. Херувим, скорее всего, обозначает сферу обитания ангелов и духов, а меч - огненную преграду, т.е. совершенно непреступную для согрешающего человека некую таинственную область. Пропасть между Святостью и грехом. Человек потерял "общий знаменатель". Библия учит, что теперь никакие добрые дела не вернут нам святость, мы можем пытаться перепрыгнуть через пропасть, но какими бы хорошими, правильными, добродетельными мы ни были, эти попытки обречены, потому что вся наша праведность пред Богом как запачканная одежда (Ис. 64:6), а возмездие за грех - смерть (Рим. 6:23). Не написано за грехи - за грех. Одного греха достаточно. Потому что Бог свят. Дело не в том, хочет Он смерти грешника или нет, а в том, что Он свят. Если меня бросить в огонь, я сгорю, не потому что огонь такой жестокий, а потому что у нас разная природа, разные знаменатели, и как бы я ни пыталась понравиться огню, я погибну. Таков закон. Я мои подвиги обречены именно в силу праведности и святости Бога.
Но Благая Весть для нас заключается в том, что Бог смерти грешника не хочет (Иез.33:11), не просто сидит на Небесах и не хочет, а активно действует.
Проблема в том, чтобы вернуть "общий знаменатель". Если человек не может перепрыгнуть пропасть со своей стороны, значит Бог со Своей стороны... Значит посередине должна оказаться какая-то странная дробь. Природа Бога и природа человека.
Люди же утверждающие, что Бог для искупления просто создал кого-то, просто послал на смерть Свое творение, представляют Его лживым. Он подменил Христа на Кресте Иудой Искариотом - говорят одни, нет, подлог хуже, Он изначально подменил Себя на творение. Он был зрителем в этой драме, а не главным ее участником, Он был таинственным властелином, прячущимся вдали от битвы в звездном шатре, а не Королем-Рыцарем, несущем пять ран впереди войска. Однако есть большая разница между тем, что я наблюдаю за дракой и тем, что меня в этой драке убивают. Только Бог мог умереть на Кресте! Ни одному творению, даже самому близкому, Он не мог доверить этого по причине, которую Свидетели не хотят замечать. Он не мог доверить это Своим слугам, потому что и в них усматривает недостатки (Иов 4:18), и небеса не чисты в очах Его (Иов 15:15) и Он судит горних (Иов 21:22). А на Кресте могла быть сама Святость и больше никто! Никакое творение Божие, даже самое светлое и совершенное не может быть "волшебной дробью".
Он не человек, как я, чтобы я мог отвечать Ему
И идти вместе с Ним на суд.
Нет между нами посредника,
Который положил бы руку свою на обоих нас (Иов 9:32-33)
Между человеком и Богом должен быть посредник. Какое же творение, интересно знать, осмелится положить руку на Бога!?
Кто бы что не говорил, у инфузории-туфельки и Архангела какой никакой, а общий знаменатель есть, а вот у Бога и Архангела - никак нет. Потому что это Творец и тварь.
Итак, Свидетели между Богом и человеком поставили тварь более высокого порядка. Он единородный Сын, значит не Бог, Бог более его, как любой отец более сына. Сын - производное, Сын - меньшее. Так как Отец родил Сына, Сын Богом быть не может. Он первотворение, но... не Бог.
Однако момент здесь в том, что сотворить не значит родить. Родить - значит стать отцом, сотворить - значит сделать. Рожденное от меня обладает той же природой, что и я, но когда я что-то делаю, то создаю нечто отличное от меня по природе. То, что рождено Богом, есть Бог, как то, что рождено человеком, есть человек. То, что создано Богом, не Бог. Таким образом, отрывки Писания о том, что Иисус единородный Сын, свидетельствуют, что Он Бог.
Мне кажется, что Библия полна параллелей. Какие-то вещи, превосходящие наше понимание, Бог заключает в понятия, которыми мы можем апеллировать. Возможно, Сын назван единородным, чтоб нам проще было воспринять это.
Есть в Библии места, которые никак не истолкуешь, где черным по белому написано, что Иисус - Бог.
Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам... Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. (Ин. 8:25, 58)
Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки. Аминь. (Рим.9:5)
Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. Аминь. (1Ин. 5:20)
Вопрос о предвечности Сына и всеми взятое на вооружение откровение "Бог есть Любовь" в сущности одно и тоже. Во всяком случае, второе почти бессмысленно без первого. Если безначальный Бог существует прежде всех, кого же Он любил, когда некого было любить? Если в немыслимой вечности Он был один, что значит слова о том, что Он Любовь?
Если было время, когда Сына не существовало, значит Отец был без Премудрости и Слова. И Бог каким-то чудом сотворил Себе Премудрость. Люди унижают Бога, представляя Его существующим некогда без Слова и начавшего изрекать Слово тогда, когда надлежало сотворить мир, как будто Слово Божие существует только для мира, а если бы не стало мира, то Оно опять перестало бы существовать.
Но вернемся к "общему знаменателю". В силу вышеприведенного я утверждаю, что Иисус мост, перекинутый над пропастью. Сам Он выразил это так: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня". Это логично, потому что если мост один, то другие пути воздушные и не надо много ума, чтобы понять, куда они ведут.
Итак, только через Христа. К Богу можно придти только через Христа (Евр. 7:25), чрез Него мы имеем доступ к Отцу (Еф. 2:18), надежный доступ (Еф. 3:12). Посредством Его Бог примирил с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровию Креста Его и земное и небесное (Кол. 1:20). Именно во Христе Бог примирил с Собою мир (2Кор. 2:19).
Волшебные предлоги "во", "в", "чрез" - Новый Завет полон этим. Новый Завет не об Иегове, а о Христе, потому что Они одно, потому что единственный путь к познанию Бога - Христос. Это смелое утверждение. Если я хочу узнать человека, изучить его скульптуры и рисунки явно недостаточно. В Бога можно поверить, наблюдая за природой, но это не плацдарм для познания. Через творение нельзя познать. Потому что познание означает нечто гораздо более глубокое, чем "узнать что-то" или "узнать поближе". Скажем так, через творение можно узнать, но нельзя познать и спастись.
Вряд ли Писание ставило бы такое сильное ударение на веру в Христа, если бы Он был просто творением.
Возможно, Свидетелям не от чего спасаться, но утверждение, что Иисус Бог, таит в себе большой сюрприз для мыслящих подобным образом.
Итак, возмездие за грех - смерь, но так как Бог не хочет смерти грешника, он предлагает нам жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе и Боге нашем (Ин. 20:28). Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия (Ин. 3:18).
Афанасий Великий "О воплощении Слова"
Честертон Г.К. "Вечный человек"
"Святой Франциск Асизсский"
"Святой Фома Аквинский"
К.С. Льюис "Просто христианство"
Дж. Макдауэлл, Барт Ларсон "Обманщики"
Дж. Макдауэлл, Дон Стюарт "Иисус"
прот. Николай Иванов "И сказал Бог..."
Уолтер Мартин "Царство культов"