Собственник мог распорядиться своим имуществом, как при жизни, так и на случай смерти (путем совершения завещания).
Завещание - распоряжение наследодателем своим имуществом на случай смерти. Завещание по своей правовой природе является особой частноправовой сделкой. Признаки:
Одностороння сделка (завещателю не требуется согласия каких-либо лиц)
Сделка, которая всегда совершается под отлагательным событием - завещание вступает в силу не с момента составления завещания, а с момента смерти завещателя
Сделка, тесно связанная с личностью или если лицо душевнобольное или малолетнее, нельзя совершить завещание через представителя или они могут быть наследодателями только по закону
• Завещание - это сделка, которая не является бесповоротной, так как завещатель может в любой момент отменить или изменить завещание
• Сделка, которая требует особой формы => нарушение формы влекло недействительность завещания
Формы завещания:
• Доюстиниановое право
Цивильное право. По Законам XII Таблиц 3 формы завещания:
Завещатель мог провозгласить завещание в устной форме в Народном Собрании (Народное Собрание созывалось 2 раза в год: осенью и весной)
Воинское завещание - воин мог провозгласить свое завещание в канун похода перед строем
Завещание в форме nuncupatio - завещатель заключал контракт купли-продажи с 3-м лицом. Завещатель в этом контракте выступал в качестве продавца. На самом деле 3-е лицо являлось душеприказчиком - исполнителем завещательной воли. Контракт имел особенности:
ј Заключался под отлагательным событием (на случай смерти продавца)
ј Контракт заключался не в пользу покупателя, а в пользу 3-х лиц. Эти лица на самом деле являлись наследниками по завещанию. Перечень этих лиц указывался в особом списке - nuncupatio
Сделка с фикцией: покупатель продавцу ничего не платил
Юстиниановое право
Частное завещание - произносилось в присутствии 7 свидетелей. Могло быть в устной или письменной форме
Публичное завещание - могло быть только в письменной форме. Провозглашалось либо перед императором, либо в магистрате перед претором
Условия действительности завещания:
• Надлежащая форма
• Наличие у завещателя активной завещательной правоспособности - способность завещать имущество (не обладают: душевнобольные, малолетние, женщины в доюстиниановом праве): как на момент составления завещания, так и после него - до момента открытия наследства
• В завещании должны быть назначены наследники. Они должны обладать пассивной завещательной правоспособностью - способность быть наследником по завещанию (общее правило: все правоспособные лица могли быть наследниками по завещанию за некоторым исключением: женщины до 20 лет и мужчины до 25 лет, которые не состояли в браке). Неправоспособные лица все равно могли быть наследниками по завещанию (раб, которому в завещании одновременно даровалась свобода).
Если в завещании указано несколько лиц, то завещатель определяет доли, иначе - доли равные.
• Соблюдение прав необходимых наследников (в завещании). При составлении завещании завещатель пользовался свободой завещательной воли, то есть он мог включить в завещание любых лиц по своему усмотрению, причем не являющихся наследниками по закону. Однако свобода завещательной воли имела пределы: существовали необходимые наследники - некоторые наследники по закону, которые не могут быть полностью лишены наследства при составлении завещания. Определен имущественный минимум - обязательная доля в наследстве. Она составляет от 1/3 до ¼ от того, что они получили бы при наследовании по закону. Если право на обязательную долю нарушалось, в доюстиниановом праве это влекло недействительность завещания, но при Юстиниане правило изменили: правило обязательной доли перестало быть условием действительности завещания. Необходимые наследники: дети домовладыки, которые на момент его смерти продолжали жить вместе с ним.
Содержание завещания - совокупность его существенных условий. В завещании обязательно должны быть указаны 2 условия:
• Определен круг наследников
• Определено наследственное имущество
Случайные условия:
• Если наследников несколько, то завещатель может определить их доли
• Условие субституции (substitutio) - "подназначение наследника". Субститут - запасной наследник. Завещатель может указать в завещании запасных наследников. Они вступают в наследство в случае, если основной наследник отказался от принятия наследства/наследник умер после завещателя или не успел ни принять наследства, ни отказаться от него. Если субститута нет, то доля будет разделена между остальными основными наследниками.
• В завещании можно предусмотреть легат (legatum), то есть возложить на наследника по завещанию обязанность: в случае принятия наследства передать часть наследства 3-ему лицу - легатарию.
Изменение/отмена завещания:
Завещание не является бесповоротной сделкой. Вступает в силу после смерти завещателя, если у завещателя было право изменять/отменять завещание по своему усмотрению:
• Простая отмена - отмена старого завещания без составления нового
• Лицо составляет новое завещание, в котором указывается, что старое завещание отменяется
• Составляется новое завещание; судьба старого завещания не оговаривается. Необходимо сравнить 2 завещания. Если они полностью противоречат друг другу, то новое завещание отменяет старое
Изменение завещания:
1)Составляется новое завещание, в котором специально оговаривается судьба старого.
2)Составляется новое завещание, в котором судьба старого не оговорена (необходимо сравнить 2 завещания)
2.2Наследственное право в Османской империи
Вещное право также отличалось значительным своеобразием. В нем отразились как общие начала мусульманского права со слабым развитием собственнических отношений, так и своеобразные условия военно-ленных отношений империи.
В полном смысле собственностью, с правом завещать и дарить могли быть только движимые вещи. Недвижимость считалась собственностью Аллаха, переданной правоверным с соблюдением тех или других условий. Не признавалось ни самостоятельных прав владения, ни заклада (подобного сложившейся в западной традиции ипотеке), ни прав на чужие вещи.
Признавалось право личного захвата запущенного или брошенного участка земли, с правом завещания потомкам, но сроки давности считались условными: во всякое время можно было потребовать ее возврата.
Наибольшей неприкосновенностью располагали имущества религиозных учреждений и организаций - в а к ф. Однако купля-продажа вакфов не допускалась (можно было обменивать, сдавать в аренду). Ограниченным в правах было и индивидуальное безусловное владение землей (т. е. не на правах ленной службы) - м и л ь к . Сделки с землей вообще подвергались существенным ограничениям. Так, основное население страны - райяа - не имело права распорядиться своими наделами без разрешения ленников-сипахи (от которых держали землю); шариатское право требовало лишь согласования с ними.
Обязательственное право характеризовалось отсутствием жестких формальных условий для действительности договоров. Признавались и обязательства, вытекающие из одностороннего действия (обет, обещание и т. п.). Для договоров самым важным критерием было, считался он отмененным или не отмененным (например, куплю-продажу можно было расторгнуть, даже по выполнению всех действий и оплаты, если продавец и покупатель все еще находились в виду друг друга).
Большинство сделок (товарищество, заказ работы, поклажа, ссуда) относилось к числу отменяемых, то есть возможно было одностороннее расторжение ее. Законодательство султанов ставило жесткие регламентирующие условия на большинство видов ремесленной и торговой деятельности: цены на отпускаемую продукцию, даже внешний вид и порядок упаковки.
За нарушение требований предписывалось исключать из членов ремесленных или торговых цехов, что было равносильно вообще запрету на занятия тем или иным промыслом.
Семейные ценности доминировали и в наследственном праве. За супругом, ближайшими родственниками признавалось право на обязательную долю. Нельзя было лишать детей наследства. Распорядиться имуществом путем завещания можно было с большими ограничениями: нельзя было распоряжаться более чем 1/3 своего имущества, нельзя было завещать все имущество одному, даже законному наследнику.
Если наследника не было, то наследство распределялось в пользу бедных. Реально оно переходило в распоряжение религиозных учреждений либо еще при жизни оформлялось как "божественное пользование" - вакф, отменить которое, кроме учґредителя-наследодателя, никто не был вправе.