Рыбаченко Олег Павлович : другие произведения.

Стоит ли смотреть "непрошедшее время" - новый документальный сериал о 1990-х от создателей "ельцин-центра"? И почему, несмотря на все различия с фильмом Фбк, у этих проектов есть общий недостаток?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Стоит ли смотреть "Непрошедшее время" - новый документальный сериал о 1990-х от создателей "Ельцин-центра"? И почему, несмотря на все различия с фильмом ФБК, у этих проектов есть общий недостаток?
  04:32, 2 августа 2024Источник: Meduza
  Ельцин на открытии жилого комплекса для ветеранов Афганской войны. Предвыборная кампания перед референдумом 1993 года
  Ельцин на открытии жилого комплекса для ветеранов Афганской войны. Предвыборная кампания перед референдумом 1993 года
  Robert Nickelsberg / Getty Images
  На ютьюбе вышли четыре эпизода 10-серийного фильма "Непрошедшее время" о российских 1990-х. Это проект, сделанный заинтересованной стороной: его выпустила студия Lorem Ipsum, которая работала над экспозицией "Ельцин-центра" в Екатеринбурге. Интервью для сериала снимали с 2012 года, среди спикеров Владимир Путин, Борис Немцов и Дмитрий Муратов. Рассказываем, стоит ли смотреть "Непрошедшее время" - и можно ли считать его ответом на фильм ФБК "Предатели", из-за которого перессорился весь русскоязычный интернет.
  
  Стоит ли смотреть фильм "Непрошедшее время"? Короткий ответ. Да, если вы довольно смутно представляете, как именно распался СССР и что происходило в России в 1990-е.
  Что это за проект?
  "Непрошедшее время" - 10-серийный документальный фильм о перестройке и 1990-х. Подзаголовок у сериала такой: "Как Россия стала свободной - и как она распорядилась этой свободой". Серии выходят на ютьюбе по вторникам и пятницам. Сейчас доступны четыре эпизода: первый рассказывает о конфликте Михаила Горбачева с Борисом Ельциным, второй - об августовском путче, третий - о Беловежских соглашениях, зафиксировавших распад СССР, четвертый - о "шоковой терапии" Егора Гайдара. Серии длятся от часа до полутора. Авторского голоса в них нет, только интервью многочисленных спикеров - участников и свидетелей исторических событий; это, конечно, не делает само повествование более объективным.
  
  
  Первая часть сериала, которую можно посмотреть прямо тут
  Непрошедшее время
  Режиссер фильма - Ян Визинберг, креативный директор международной компании Lorem Ipsum, которая создает кино, выставки и музеи. В России компания работала с Еврейским музеем и центром толерантности, домом культуры "ГЭС-2", а еще - с "Ельцин-центром". Визинберг задумал "Непрошедшее время" как раз после того, как его команда взяла множество интервью для мультимедийной экспозиции этого екатеринбургского музея - и у нее осталось огромное количество неиспользованного материала.
  
  В фильме больше сотни спикеров, многие из которых недоступны большинству независимых СМИ, - например, Владимир Путин, Александр Лукашенко, Нурсултан Назарбаев, Константин Эрнст или Сергей Кириенко. Немалая часть интервью - с более или менее умеренными оппонентами нынешнего российского режима, среди них Алексей Венедиктов, Владимир Познер и Дмитрий Муратов. Еще ценнее, что многих из участников уже нет в живых: команда успела поговорить с Борисом Немцовым, тележурналистом Игорем Малашенко и политиком Геннадием Бурбулисом.
  
  Несмотря на обилие героев и степень их осведомленности о событиях 1990-х, "Непрошедшее время" не сообщает об эпохе ничего принципиально нового - и не предлагает какого-то неожиданного подхода к теме, в отличие, например, от документального сериала TraumaZone британца Адама Кертиса, вышедшего в 2022 году. Если вы знаете, как шла перестройка, что представлял собой августовский путч и как он ускорил распад СССР, сериал едва ли вас удивит и вряд ли заставит пересмотреть ваши взгляды на историю.
  
  Однако, если вы не застали всех этих событий и не интересовались этими вопросами специально, сериал Визинберга дает вполне связное представление о периоде истории, во многом определившем облик современной России.
  
  
  Кажется, что все вокруг смотрят "TraumaZone" - документальный сериал о рождении постсоветской России Режиссер Адам Кертис (иногда вполне убедительно) пытается объяснить, почему россияне перестали бороться за демократию
  2 года назад
  Это ответ на фильм ФБК "Предатели"?
  Нет - и даже сами авторы это подтверждают. Хотя, к примеру, одна из редакторов проекта, заместительница исполнительного директора "Ельцин-центра" Людмила Телень у себя в фейсбуке рекомендовала "Непрошедшее время" всем, кто был "в восторге" или "в негодовании" от "Предателей".
  
  Разумеется, сериалы перекликаются между собой и даже используют одни и те же фрагменты хроники (например, эпизод, где некий сторонник Ельцина называет его "смелым человеком, настоящим коммунистом"). Но нужно иметь в виду, что создатели "Непрошедшего времени" начали работать над своим проектом больше 10 лет назад, когда никакой широкой общественной дискуссии по поводу наследия 1990-х не было и в помине.
  
  Более того, каждую серию предваряет титр "Все интервью для фильма были сняты с 2012 по 2021 год". Такой дисклеймер помогает авторам уйти от вопроса, почему никто из спикеров не упоминает полномасштабного вторжения в Украину. В итоге фильм кажется снятым с оглядкой на российскую цензуру, и это один из его главных недостатков, ведь из всех последствий распада СССР именно российско-украинская война - это самое важное.
  
  Никакого спора с ФБК, который настроен по отношению к Борису Ельцину и его окружению гораздо жестче, в "Непрошедшем времени" найти не удастся. Либо сериал намеренно игнорирует "Предателей", либо авторы просто не придумали, как дополнить уже отснятый материал, чтобы получилась заочная дискуссия с командой Навального.
  
  К примеру, в сериале ФБК Мария Певчих критикует миф о демократичном лидере Ельцине, который во времена перестройки ездил на троллейбусе, лечился в обычной поликлинике и боролся с номенклатурными привилегиями. По ее мнению, это был всего лишь имидж - а в действительности политик многими из этих привилегий охотно пользовался (в качестве аргумента Певчих упоминает пятикомнатную квартиру в центре Москвы, где в конце 1980-х жили Ельцины).
  
  "Непрошедшее время", наоборот, воссоздает старый образ скромного Ельцина, упоминая его "советские ботинки" и все те же поездки на троллейбусе.
  
  
  Первая серия "Предателей", которую можно посмотреть прямо тут
  Алексей Навальный
  И все-таки: где картина эпохи точнее - в "Предателях" или "Непрошедшем времени"?
  Картину эпохи не формирует ни один из проектов. Обе команды воспринимают историю страны прежде всего как историю власти - что в целом характерно для российской культуры, науки и образования.
  
  Фильм "Непрошедшее время", как и экспозиция "Ельцин-центра", - во многом апология первого президента РФ. Да, среди спикеров сериала есть категорические противники Ельцина - но все это не слишком убедительные ораторы, вроде лидера КПРФ Геннадия Зюганова (в 1996 году он едва не победил Ельцина на президентских выборах, но в интервью, вошедшем в фильм, его позиция выглядит неубедительно).
  
  Более того, проект подробно разбирает частые претензии к первому президенту - те, что звучат со стороны консерваторов, ностальгирующих по СССР. Например, в третьей серии "Беловежская Пуща" один из спикеров, журналист Николай Сванидзе, настаивает: участники Беловежских соглашений не "развалили" Советский Союз, а подписали "свидетельство о смерти" - то есть констатировали уже свершившееся событие.
  
  Ельцин - однозначно главный герой "Непрошедшего времени", причем герой в обоих смыслах этого слова. Он предстает в сериале одаренным лидером с твердыми убеждениями, который чуть ли не самолично сокрушил авторитарный режим.
  
  Как минимум дважды Ян Визинберг заостряет внимание на мизансценах - прямо-таки театральных, - которые Ельцин сочинял сам для себя, выступая одновременно режиссером и артистом-премьером. В первый раз - когда политик объявил о выходе из КПСС на 28-м и последнем съезде партии, а затем спустился со сцены и покинул зал, но не через ближайший боковой выход, а через партер. Второй пример - когда в день августовского путча Ельцин забрался на танк, присланный ГКЧП, и превратил его в импровизированную трибуну для митинга. В обоих эпизодах президент выглядит протагонистом героического спектакля.
  
  "Предатели" были, грубо говоря, о том, что Ельцин - это Путин: такой же коррумпированный и властолюбивый. "Непрошедшее время" утверждает обратное: Ельцин - это не Путин, ведь он рисковал ради своих идеалов и пользовался настоящей поддержкой.
  
  Какого фильма о 1990-х нам не хватает?
  По существу, не так уж важно, плох или хорош был первый президент РФ. Куда важнее, чем жило общество, в какой степени оно влияло на политику и как оно боролось за это влияние. Скажем, рассказ о путче мог бы сфокусироваться на рядовых защитниках Белого дома, а не на Ельцине.
  
  Да и в целом образ эпохи - это совсем необязательно образ власти. Ничто не мешает рассказывать о ней через фигуры начинающих политиков, активистов и простых граждан. А если лидеры государства остаются в массовом сознании единственными субъектами российской истории, это не может не влиять на наше политическое сознание в настоящем.
  
  Любой исторический документальный фильм, да что там, любой рассказ об исторической эпохе, - это не только разговор о конкретных событиях прошлого и об их последствиях. Это еще и размышление о природе истории в целом, о том, кто и что определяет облик времени. Подменяя историю страны, историю общества - историей власти, легко привыкнуть к мысли, будто и сегодня от рядового гражданина "ничего не зависит", а политика - процесс принципиально нам неподконтрольный, сродни стихийному бедствию.
  
  
  Почему мы никак не перестанем спорить о девяностых? Выпуск рассылки "Сигнал" на "Медузе"
  3 месяца назад
  Антон Хитров
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"