Аннотация: знакомимся с жанром, обсуждаем, уточняем...
Строя текст из стандартных графических знаков, писатели нередко применяют дополнительные приемы для визуального выделения некоторых его составляющих, от букв и слов до целых глав. В числе этих приемов - игра со шрифтами, со способами начертания букв. Русские футуристы (А. Крученых, В. Каменский, И. Зданевич и др.) активно прибегали к перемене шрифта в отдельном тексте, а также к цветовому выделению букв и слов.
К числу оригинальных авторских символов относятся знаки с иероглифической функцией, которыми так богата литература авангарда. В научно-экспериментальном творчестве поэта и литературоведа А.Кондратова (в период 1970-1980 гг.) немало примеров замены букв, слогов или слов графическими символами. Так, стих. "За100льная" составлено преимущественно из слов, в которых обнаруживается сочетание букв "сто" и в которых это сочетание выражено с помощью цифр ("по100й", "100л", "ма100донт"). В 1971 г. английский поэт Д.Дж.Энрайт создает стих. "The Typewriter Revolution" ("Революция пишущей машинки"). При наборе текста на машинке автор превращал привычные слова в неологизмы, но главное - использовал большинство клавиш с дополнительными знаками, и его строки приобрели такой вид: "U 2 can b a / Tepot" ("Ты тоже можешь быть / Поэтом"), "C! *** stares and /// strips" ("Гляди-ка, три звезды и три нашивки"), "All nem r =" ("Все люди равны"). В этом стихотворении широко представлены средства омонимии, графические каламбуры. Слова устной речи отображены не только буквами английского алфавита ("u" означает "you", "b" означает "be", "c" - "see", а "r" - "are"), но также цифрами ("2" читается [tu:], но означает не "two" - два, а ''too" - тоже), математическими знаками ("=" означает "equal" - равны) и прочими символами (знаки "***" и "///" проясняют значение следующих за ними слов: "stares" - это "stars", т.е. звезды, а "strips" - это "stripes", не просто полоски, а нашивки на военной униформе).
Поэт XVIII века А. Ржевский применял дополнительное графическое членение "по вертикали" к текстам некоторых сонетов, чтобы читатели могли обнаружить в одном сонете два дополнительных (первый из них складывался из первых полустиший всех строк, второй - из вторых полустиший).
В эпоху поздней Античности и в средние века образовались твердые графические формы. К их числу относятся, например, акростих, палиндромический стих, фигурный стих.
В прошлом году мы потренировались в сочинении визуальной поэзии во внеконкурсной номинации. Итоги таковы:
Условие, что графические элементы "несут большую смысловую нагрузку" выполнены в пяти работах: Димыч Чваков "Век учись", Мария Деляновская "Моя мечта" и "Морока", Лана "кошкомикс-26", Евгений Меркулов "Тельняшки на поле". Еще четыре проиллюстрированы, но концептуально, что тоже можно счесть за определенное участие визуала в восприятии текста: черно-белое суждение Александра Сошенко "Не верь, не бойся, не проси"; лестничное построение текста "Белой спирали" М. Липатовой; "какие есть-каким мнят" "Настоящие мужчины" Удонтия Мишии.
Кому из названных си-авторов не жалко, плиз, принесите ссылки на означенные работы. Спасибо.