Интересная вещь - память народа. О прошедших событиях нас информируют историки. Но история - наука общественная. Это значит, что власть предержащие постараются использовать ее во благо обществу. И о некоторые неудобные для нее события прошлого постарается замолчать. Иногда так и стоит поступать. Правда, целиком скрыть информацию не получается, ибо народ вовсе не беспамятен. Яркие и трагичные события остаются в памяти людей, причастных к ним. В устной форме рассказы о прошедшем передаются от поколения к поколению. Иногда информация продолжает циркулировать в виде пословиц, поговорок, афоризмов и новообразованныъх топонимов. Тут уже молчанкой не отделаешься. Приходится давать хоть какие то объяснения о происхождении услышанного. Отнести народную память к источникам точной информации не получится. Неизбежные искажения при устной передаче информации, разного рода преувеличения, домысливания... Со временем все это принимает форму очередного мифа.
Взять популярную на Украине тему голодомора. В советское время она замалчивалась, но о том что он был, мы узнавали из рассказов взрослых. Конечно, рассказчики не владели всей полнотой информации о случившейся трагедии. Они не имели представления о причинах возникновения голода. Они просто говорили нам примерно так:
"Нас у матери было одиннадцать детей. Четверо умерли от голода, который был на Украине в 1933 году. Ну а батько наш, чтобы семья не загинула, завербовался на Дальний Восток. Так и спаслись от смерти".
Подобных рассказов довелось слышать достаточно много. Но не сразу до меня дошло, что не всякий народ о подобном вспоминает. Рассказчики были в основном либо украинцами, либо русскими. А ведь на Украине жили не только они. Взять многочисленное еврейское население, проживавшее в тех же местах, что и пострадавшие от голода. Так вот, евреи про это вообще ничего не рассказывали. Может быть они поголовно беспамятные? Мойши и Сары, не помнящие родства своего? Как раз нет. С памятью у них полный порядок и о тех трагедиях, которые их не обошли, прекрасно помнят. Когда речь заходит про их истребление на оккупированных территориях, они во всех подробностях поведают о том, кого именно потеряла их семья. С указанием имен, степени родства и даже обстоятельств гибели родственников. Никого не забудут. Помнят они и о тех, кто погиб на фронте. Но о погибших от голода в 1933 году ни один из рассказчиков не вспоминал. Почему так? Ведь интересная получается картина. Русские с украинцами гибнут от голода, а живущие бок о бок с ними евреи продолжают жить обычной своей жизнью.
Не спешите меня обвинять в антисемитизме и склонности к конспирологии. Хотя вся еврейская история и является раем для конспирологов, но обвинять их злостном умысле и вредительстве я не спешу. А вдруг все было не так, как я представляю себе? Вдруг всплывут десятки тысяч еврейских младенцев, которых уморили голодом проклятые жидо-комиссары по приказу Генерального Секретаря ЦК КПУ(б) Косиора С.В. Он как раз в это время Украиной правил.
Ну, голодомор - событие не такое уж и давнее. Наверняка еще найдутся живые свидетели происшедшего. А вот о более древних временах свидетельствуют остатки архивов и та же самая народная память. Поговорим о набегах крымских татар.
Традиционная подача материала такова: благосостояние крымских татар базировалось на той добыче, что удавалось взять во время военных походов. Существенную часть добычи составлял взятый в набеге полон, который потом продавался на рабских рынках. Набеги за так называемым ясырем, совершались обычно в Россию и Речь Посполитую. Соответственно большую часть угнанных в рабство составляли русские, украинцы и поляки. Что отражено не только в исторических хрониках и дипломатической переписке того времени. В художественном творчестве это тоже отражено. Например, в поэме Пушкина "Бахчисарайский фонтан".
И опять выплывают некие странности. На территории Польской Украины уже тогда проживало множество евреев. Учитывая, что войска крымского хана временами доходили аж до Кракова, можно предполагать, что среди угнанных в рабство людей, должно быть достаточно заметное число евреев. А коль так, то сыны и дщери Израиля должны регулярно оказываться на рабских рынках. Понятно, что живущие в городах евреи могли пережить татарские набеги, отсидевшись за крепкими стенами. Но ведь они жили не только в городах. В сельской местности их тоже хватало. Те же управляющие имениями или шинкари. Но и городские стены не всегда служили защитой. Татары конечно штурмовать укрепленные города не умели. Зато это умели делать казаки, которые временами были союзниками крымских ханов. Тот же Богдан Хмельницкий, да и прочие гетманы не стеснялись расплачиваться с татарами "натурой", смотря сквозь пальцы на угон в рабство своих соотечественников. А временами и сами работорговлей не брезговали.
Я это к тому, что если людоловы хватали всех подряд, то до нас должны были в разных формах дойти стенания иудейские о постигших их несчастьях. О красавицах, наполнявших гаремы восточных владык, об оскопленных мальчиках, которым была уготована служба евнухами, о крепких мужчинах, прикованных к веслам галер. Но ничего подобного нет на слуху. Тут одно из двух. Либо историки поголовно антисемиты и потому намеренно игнорируют исторические факты, либо крымские татары обладали выдающейся политической грамотностью и всячески избегали актов антисемитизма. Хотя возможна и третья версия: евреи были в сговоре с татарами и имели свой процент с реализации пленников. Но это неточно.
Я никому и никаких выводов не навязываю. Всего лишь обращаю внимание на то, что у евреи почему то не помнят о широко известных событиях. Как будто они их совсем не касались.