Runa Aruna : другие произведения.

Из Бхарата-арнавы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    c санскрита на русский.
    о некоторых танцевальных жестах рук. отрывок из средневекового технического руководства.

  'Бхарата-арнава', приписывается Нандикешваре. Текст сохранился фрагментарно. Оригинал датируется приблизительно началом н.э.
  
  (Перевод с санскрита Руны Аруны).
  
  
  Глава первая.
  Асамьюта хасты* - 27.
  
  *Асамьюта хасты - группа жестов одной руки.
  
  1. Патака, трипатака, ардхапатака, картаримукха, маюра, ардхачандра, арала, шукатунда,
  2. мушти, шикхара, капиттха, кхатакамукха, сучьясья, падмакоша, бана, сарпашира,
  3. мригаширша, симхамукха, кангула, алапаллава, чатура, бхрамара, хамсасья, хамсапакша,
  4. сандамша, мукула и тамрачуда - таковы названия асамьюта хаст.
  
  I. Патака хаста (флаг)
  
  5. Когда [все пальцы] вытянуты, а большой палец согнут, комментаторами эта хаста называется патака.
  6. В начале танца, [для изображения] облака, леса, запрещения, груди, ночи, реки, мира бессмертных,
  7. коня, разрубания, ветра, лежания, ухода, жары, благосклонности, лунного [или] сильного солнечного света,
  8. закрывания дверей, значений семи [санскритских] падежей, волны, - во всех этих случаях используется патака хаста.
  
  II. Трипатака хаста (три флага)
  
  9. Если в патаке безымянный палец согнут, это трипатака. Хаста под названием трипатака употребляется [для изображения] короны, деревьев, ваджры [и] ее обладателя Васавы*,
  
   *Васава - бог Индра. Ваджра - его оружие.
  
  10. цветка кетаки, светильника, разжигания пламени, стрелы.
  
  III. Ардхапатака хаста (полфлага)
  
  11. Если в трипатаке согнуть мизинец, [получится] ардхапатака.
  11-12. Актерами эта ардхапатака употребляется для изображения вот каких предметов: [молодого] побега, доски, берега, говорящего 'Оба', пилы, ножа, флага, гопуры* и рога.
  
  *Гопура - надвратная башня.
  
  IV. Картаримукха хаста (лезвия ножниц)
  
  13. Если указательный и средний пальцы отставлены и перекрещены [не касаясь друг друга], эта хаста называется картари[мукха].
  14. Картари[мукха] используется [для изображения] разлуки мужчины и женщины, переворачивания, молнии и одиночества на ложе.
  
  V. Маюра хаста (павлин)
  
  15. [Если] в этой [картаримукхе] безымянный и большой пальцы соединены, а остальные отставлены, эта хаста называется маюра.
  16. Знатоками маюра употребляется для изображения вот каких понятий: головы павлина, лианы и надевания ожерелий.
  
  VI. Ардхачандра хаста (половина Луны)
  
  17. Когда большой палец в патаке отставлен, это ардхачандра хаста. Ардхачандра употребляется [для изображения] Луны в восьмой день темной половины месяца, [хватания] рукой за горло,
  18. копья, обряда освящения идола, а также приветствия простыми людьми.
  
  VII. Арала хаста (согнутая)
  
  19. [Если] в патаке указательный палец согнут, эта [хаста носит] название арала. Употребляется для изображения питья яда или другой жидкости, а также - сильного ветра,
  20. доблести, непоколебимости, упорства.
  
  VIII. Шукатунда хаста (клюв попугая)
  
   [Если] в этой [арале] согнуть безымянный палец, будет шукатунда хаста.
  21. Шукатунда употребляется [для изображения] выпускания стрелы или [метания] копья, воспоминания о доме, загадочной речи и жестокости.
  
  IX. Мушти хаста (кулак)
  
  22. [Если все] пальцы соединены и согнуты к ладони, а большой палец помещен [на них] сверху, эта хаста называется мушти.
  23. Мушти хаста употребляется для изображения устойчивости, хватания за волосы, состязания кулачных борцов и качелей.
  
  X. Шикхара хаста (верхушка)
  
  24. Если в мушти большой палец поднят, то это шикхара хаста. Шикхара указана [для изображения] самого себя, уверенности, [выражения] 'Без', проявления формы,
  25. Маданы*, лука, колонны и непоколебимости.
  
  *Мадана - бог любви.
  
  XI. Капиттха хаста (обезьянье дерево)
  
   [Если] пальцы согнуты и показывают [свои] тыльные стороны,
  26. [а] большой, указательный и средний пальцы соединены, это капиттха. Капиттха используется [для изображения] богини Лакшми, Сарасвати*, отбивания ритма для танцоров
  
  *Лакшми - богиня богатства. Сарасвати - богиня знания. Обычно они противопоставляются друг другу.
  
  27. и почитания [богов] благовониями [или] светильником.
  
  XII. Кхатакамукха хаста (кулак борца)
  
   [Если] в капиттхе указательный палец [положен] на середину согнутого большого,
  28. в своде [текстов] об актерском [искусстве] эта хаста известна [как] кхатакамукха.
  28-29. Кхатакамукха хасту следует употреблять [для изображения] поводьев, ваханы*, а также пада-чари*.
  
  *Вахана - ездовое животное божества индуистского пантеона.
  *Пада-чари - группа движений ног.
  
  XIII. Сучи хаста (игла)
  
   [Когда] кончики трех пальцев, начиная со среднего*, прижаты большим,
  
  *Средний, безымянный пальцы и мизинец.
  
  30. [а] указательный отставлен, это сучи хаста. Древними [мудрецами] сучи хаста используется [для изображения числа] один, концепции Парабрахмы*, сотни,
  
  *Парабрахма - Высший Дух, Мировая Душа.
  
  31. солнца, города, страны, выражений 'Это так' и 'То, что', знака, угрожания, худобы, щепки, стебля лотоса
  32. и различения.
  
  XIV. Падмакоша хаста (бутон лотоса)
  
   [Если все] пальцы раздвинуты [и] немного согнуты, [а] ладонь [слегка] округлена,
  33. это положение [руки] называется падмакоша хаста. Цветок лотоса, муравейник, колокольчик, шар,
  34. округлость, зеркало, плод манго и других [деревьев], цветочный бутон, цветок карникары, цветочный дождь, сгибание ветки,
  35. а также - яйцо. Таково употребление падмакоши.
  
  XV. Бана хаста (стрела)
  
   [Когда] кончики трех пальцев, начиная с указательного*, прижаты большим,
  
  *Кончики указательного, среднего и безымянного пальцев.
  
  36. а мизинец отставлен, эта хаста называется бана. Бана хаста используется [для изображения] числа шесть [и] сандхи-нритьи*.
  
  *Сандхи-нритья - один из танцев бога Шивы.
  
  XVI. Сарпаширша хаста (голова змеи)
  
  37. Если ладонь в патаке округлена, это сарпаширша хаста. Эта сарпаширша употребляется [для изображения] змеи, сандала, выражения 'Нужно поклониться' [и]
  38. низкорослого мужчины.
  
  XVII. Мригаширша хаста (голова антилопы)
  
   Когда в этой [сарпаширше] мизинец и большой палец вытянуты, [это] мригаширша.
  39. Мригаширша используется [для изображения] женщин, выражения 'По порядку', держания зонта, жилища, одежды, покрывала, говорящего тихо,
  40. стены, обсуждения, конфликта, усмирения, трипундраки*, тела, подзывания находящегося поодаль, рангавалли*, сиденья из шкуры антилопы,
  
  *Трипундрака - три поперечные полосы на лбу, наносимые священной золой.
  *Рангавалли - роспись ступней.
  
  41. [идеи] поперечности и блуждания.
  
  XVIII. Симхамукха хаста (голова льва)
  
   Если средний и безымянный пальцы соединить с большим, [а остальные отставить,]
  42-43. знатоками натьи* эта хаста называется симхамукха.
  
  *Натья - здесь: танцевальное искусство.
  
  Знатоками хаст симхавактра* хаста используется [для изображения] хомы*, распределения [священной травы] дарбхи, держания венка из лесных цветов, улыбки, царского трона, приготовления и очищения лекарства, [а также] середины.
  
  *Симхавактра - то же, что и симхамукха.
  *Хома - вид жертвоприношения.
  
  XIX. Кангула хаста (цветущая лиана)
  
  44. Если в падмакоше безымянный палец согнут, это кангула.
  44-45. Кангула хаста используется для изображения плода ликучи, детских кинкини* и пилюли.
  
  *Кинкини - ножные колокольчики.
  
  XX. Алапаллава хаста (лотос)
  
   Когда [все пальцы], начиная с мизинца, вывернуты и раздвинуты, это алапаллава.
  46. Эта алапаллава хаста используется [для изображения] восхваления, заключительного танца, красоты, груди и начального танца.
  
  XXI. Чатура хаста (четырехугольная)
  
  47. Если три [пальца], начиная с указательного*, прижаты [друг к другу], мизинец отставлена, [а] большой палец [положен кончиком] к основанию безымянного, это будет чатура хаста.
  
  *Указательный, средний и безымянный пальцы.
  
  48. Чатура хаста используется [для изображения] мускуса, выражения 'Немного', золота, меди, железа, лба, растительного и топленого масла.
  
  XXII. Бхрамара хаста (пчела)
  
  49. [Если] средний и безымянный пальцы согнуты и прижаты к ладони, [а] остальные отставлены, эта хаста именуется бхрамара.
  50. Знатоками употребления хаст эта бхрамара используется [для изображения] йоги, обета молчания, пчелы [и] отпиливания слоновьих бивней.
  
  XXIII. Хамсасья хаста (голова лебедя)
  
  51. Если три пальца, начиная со среднего*, вытянуть и расставить, [а] указательный соединить с большим, будет хамсасья хаста.
  
  *Средний, безымянный и мизинец.
  
  52. Эта хамсасья используется [для изображения] написания картины, великолепия, разделяющей линии, держания [цветочных] гирлянд, выражения 'Это я', описания,
  53. говорящего 'Этого нет', оселка, а также выражения 'Сделано'.
  
  XXIV. Хамсапакша хаста (лебединое крыло)
  
  54. Если в сарпаширша хасте мизинец далеко отставлен, это положение [руки] называется хамсапакша.
  55. Хамсапакша используется [для изображения] границы, моста, покрывала, возвращения уходящего и исполнения шуддха-натьи*.
  
  *Шуддха-натья - вид танцевального классического стиля в древней Индии.
  
  XXV. Сандамша хаста (клещи)
  
  56. О ясноликий*, если указательный и средний пальцы по очереди соединены с большим, [а] остальные отставлены, это сандамша.
  
  *Обращение к ученику, поздняя вставка.
  
  57. Жемчуг, мурашки [по коже], капля воды, [плод] рудракши*, звезда, пилюля, распустившийся жасмин, коралл,
  
  *Рудракша - священное растение.
  
  58. жертвоприношение [семян] кунжута и число - [таково] известное [употребление] сандамши.
  
  XXVI. Мукула хаста (бутон)
  
   Если [кончики] всех пальцев соединены, эта хаста называется мукула.
  59. Дарение, удрученность, выражение 'Пять', закрывшиеся лотосы, принятие пищи, а также молитва -
  60. [для изображения] таких понятий следует [использовать] мукула хасту.
  
  XXVII. Тамрачуда хаста (петух)
  
   [Если] три пальца, начиная с указательного*, вытянуты, а затем большой палец
  
  *Указательный, средний и безымянный.
  
  61. соединен с основанием мизинца, это будет тамрачуда хаста. Знатоками правил употребления [хаст] эта тамрачуда используется [для изображения] Трех Вед, Трех Миров, а также в абхинае варновых различий*.
  
  *Абхиная - средства актерской выразительности.
  Варновые различия - деление на четыре основные варны (касты) .

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"