Почему я не проголосовал во втором туре "Русской тройки"
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Почему я не проголосовал во втором туре "Русской Тройки-2013"
Я очень хотел. Я старался. Я пытался снова и снова, но так и не смог заставить себя сделать это. Собственно, все, что от меня требовалось - поставить оценки десяти стихотворениям, составлявшим 3-ю группу голосования во втором туре поэтического конкурса "Русская Тройка". По результатам оценок всех участников голосования три стихотворения из этой группы должны были выйти в третий, финальный тур конкурса. На первый взгляд, моя задача не выглядела сложной. В прошлом году я без всякого усилия над собой справился с подобным заданием. Но на этот раз меня просто заклинило.
Не знаю, по какому принципу формировались эти группы. Прочитав стихотворения участников первой группы, я убедился в их достаточно высоком уровне. Без малейших угрызений совести я порекомендовал бы в финальный тур несколько из них. - Того же самого, казалось бы, следовало бы ожидать и от стихотворений третьей группы. К сожалению, читая и перечитывая стихи, которые я должен был оценить, я все больше приходил к выводу, что не вижу среди них ни одного достойного оказаться в финале представительного конкурса и тем самым претендовать на победу в нем. - На этом месте я мог бы поставить точку и ничего более не объяснять. Уйти по-английски, не попрощавшись и не оглядываясь. Но я все-таки хочу объясниться, несмотря на то, что подобное объяснение чревато неприятными для меня последствиями - от естественной реакции типа "а ты кто такой?" и "сам дурак" до более унизительных процедур, включающих изысканные оскорбления, больно бьющие по самолюбию. Я заранее хочу оговориться, что все написанное ниже этого абзаца представляет собой заметки, выражающие всего лишь мое мнение, соответствующее моему представлению о стихах и моему художественному вкусу, который все заинтересованные лица могут считать извращенным, никчемным и никого ни к чему не обязывающим. С субъективными мнениями никто не обязан соглашаться. - Я также сообщаю, что ни с кем из авторов третьей группы я не знаком и ни с одним из них не конфликтую.
Но достаточно предисловий, приступлю к самим текстам и своим впечатлениям о них.
1.Андрон
- А правда, что есть Ангелы?
- Да, правда.
Они даны нам сказочным реваншем
Рутинной жизни. Их визит оправдан:
Без них Земли б не стало много раньше.
Они спасают мир своим прекрасным,
Когда томится разум на мели твой.
И этот знаменитый парафраз нам
Возможно, станет новою молитвой.
О них шумит приморская волна, и
О них стихи слагаются. И даже
О них рыдают ливни, исполняя
Свои меланхоличные adagio.
И мне мой милый Ангел повстречался,
Когда я без любви почти зачах и в
Объятья заключил в безумном вальсе,
И в тех объятьях я безумно счастлив!
Это текст был высоко оценен в первом туре, восемь из девяти судей продвинули его во второй тур. Я же начал запинаться уже на третьей строке - "они даны нам сказочным реваншем..." - Что за реванш такой ? Реванш может последовать после поражения, неудачи, неужели же упомянутая далее "рутинная жизнь" является поражением ? - Я предполагаю, что автор перепутал "реванш" с "компенсацией", безусловно, более подходящей по смыслу. Другого объяснения не нахожу. - Многие последующие утверждения не менее спорны - и то, что без ангелов "Земли не стало бы намного раньше" - можно подумать, что её уже не стало, и мы теперь обсуждаем детали этого исчезновения, и то, что именно об ангелах шумят волны, слагаются стихи и "рыдают ливни".
Это стихотворение примечательно и фразами, в которых куда-то деваются подлежащие -" Они спасают мир своим прекрасным..." - прекрасным чем ? - или " Когда я... в объятья заключил в безумном вальсе..." - заключил кого ? или что ? -
В последнем катрене автор, правда, дает нам понять, что под ангелами он подразумевал любимых женщин, но делает он это словами, которые произнести можно с огромным трудом. Попробуйте и вы прочитать эти строки вслух, подчеркнув слова "зачах и в" так, чтобы они рифмовались со "счастлив" ! Извините, но при всех моих попытках получалось только "зачахив - счастлив", напоминающее знаменитую незнайкину рифму - "галка-селедка". Извините еще раз, но при подобных просчетах никак не тянет это стихотворение на место в финале.
2. А.В.Сорокин
Декабрь
С шалой улыбкой возможной удачи
мимо уныло гуляет декабрь,
будто
забывший о цели корабль
каждое утро у мыса маячит.
Словно устал он,
боится чего-то
и семенит полусонными днями:
ржавые ветром колышет ворота,
шамкает грязью гнилой под ногами.
Злобный,
Студеный, очнись!
И налейся
ярой метелью,
морозною песней,
колкой порошей и звонкой хрусталью -
мы от промокшего неба устали!
Близится час изменяющий годы,
Но как-то не празднично...
Из-за погоды?..
Это симпатичное в целом стихотворение страдает, как мне видится, несколькими неточными выражениями. То, что декабрь гуляет одновременно и "с шалой улыбкой", и "уныло" - плохо сочетается, автору надо бы выбрать либо одно, либо другое. Еще считаю необходимым заметить, что хрусталь - все-таки мужского рода. Но главное, что мешает мне высоко оценить "Декабрь" - это сиюминутность стихотворения, невозможность примерить его на себя, сопереживать ему. Ну, подумаешь, плохая погода под Новый год ? - повод ли это для стихосложения ? - и для непраздничности ? Читатель может попробовать догадаться, что лирическому герою на самом деле что-то иное мешает праздновать - но что ? - безответная любовь ? банкротство ? известие о неизлечимой болезни ? - автор не дает нам ни малейшего шанса узнать, есть ли подтекст у его стихотворения...
3.Noname Lady
Апокалиптическая месть
В этот день моря замёрзнут,
А Земля сойдёт с орбиты.
Постучится Санта в двери
И взмахнёт бейсбольной битой.
Дед Мороз - другое дело,
Дед Мороз войдёт без стука.
Распустила внучка косу
И набычилась как бука.
Во дворе рычат олени,
Ягель в тундре напрочь съеден.
Липнут к скважинам замочным
В страхе робкие соседи.
Их черёд наступит тоже,
Непредвиденный и скорый.
Злые кони, сбросив сани,
В дом ворвутся хищной сворой.
Развязав мешок подарков,
Дед хохочет бородатый -
Тот набит календарями
С обведённой красным датой.
Еще одно новогоднее стихотворение, выдвинутое во второй тур семью авторитетными судьями. Мне, к сожалению, не удалось расшифровать его содержание - при чем тут Апокалипсис, при чем месть, а также Дед Мороз, Снегурочка и Санта, очевидно, Клаус. Кто кому отомстил и за что, в чем юмор, и есть ли он вообще - все это оказалось выше моего понимания. Надеюсь, что чистосердечное признание смягчит мою участь.
4. Т.Воронина
Зеленый ангел
Зеленый ангел прячется в лесу.
Когда-то тонкий и почти прозрачный
Он, как подросток хилый и невзрачный
С очками-кругляшками на носу,
Стеснялся неуклюжих, длинных ног
И в рюкзаке носил с собою крылья,
И о бедняге уж совсем забыли,
И он, в конце концов, исчезнуть мог...
Однажды утром изумрудный дым
Окутал рощу, выпал на поляну
Росой. Был день каким-то странным.
Лягушки пели в озере. Над ним
Плыла невероятная весна.
Как будто акварелью по бумаге
Раскрашивая лужи и овраги,
Катилась разноцветная волна.
Весь ангел окунулся с головой,
Попав в струю зеленого оттенка,
И мир увидел острые коленки,
Согнувшиеся где-то за спиной.
Второй ангел на конкурсе. Тоже симпатичное стихотворение, но, кроме симпатии к наблюдательности автора, не вызывающее никакого сопереживания. Увы, не интересны мне 20 строчек про кузнечика, со всеми анатомическими его подробностями и с превращением из почти забытого бедняги - почему? - почему он "бедняга"? - в видимого миру ангела. Не олицетворяет для меня кузнечик весну, и не видится он мне похожим на ангела. Есть у меня претензии и по тексту : не нравятся мне ничего не выражающие эпитеты - " был день каким-то странным" , "невероятная весна". Хотелось бы конкретнее и поэтичнее, тем более, что автор, как мы видим из этого стихотворения, умеет создавать настоящую поэтическую образность.
5, Н. Темень
Настя
Опрокиньте вину мне на плечи,
Разорвите мне душу на части.
В этот серый, неласковый вечер
Я пойду навещать свою Настю.
Настя любит конфеты до страсти,
И варенье ест ложкой из банки.
"Доннерветер!" у ней вместо "здрасте"
Потому что она хулиганка.
А когда засыпает в кроватке,
Строго стребовав сказочку на ночь,
На подушке торчат её пятки,
И придушен потрёпанный Карыч.
"Ты когда алименты притащишь?"
Спросит бывшая, правда, нестрого.
И попросит снести в мусор ящик,
Что весь день простоял у порога.
В небе звёзды мигают, как свечи,
С крыш слетело, как платье, ненастье.
Опрокиньте вину мне на плечи,
Я пойду навестить свою Настю.
Семейное стихотворение, с подробностями, которые могут быть хорошо известны узкому кругу людей. В аннотации к нему указано: "написано в день семьи". К этому дню оно отлично подходит, а вот к третьему туру конкурса - нет. - Читатель легко догадается, что Настя - это девочка из настоящей жизни, научившаяся ругаться по-немецки, а в кроватке у Насти спит с ней игрушка по имени "Карыч", но вот именно все эти детали мешают соотнести её с поэтическим образом любимой дочки, разлученной по семейным обстоятельствам с родным отцом. Я и сам отец, правда, уже взрослых детей и могу легко понять переживания подобного рода. Но почему-то это стихотворение вызвало у меня не сопереживание, а некоторое раздражение. Возможно, причиной этому излишек сентиментальности, заложенный в нем , или чувство вины, "опрокинутое на спину" лирического героя и неразрывно связанное с любимой им дочерью. Не моё это, ничего не могу поделать. Не почувствовал я в этом стихотворении обаяния настоящей поэзии. Дела семейные, я бы сказал.
6.В.А.Ванке
Пирамиды Хеопса
Зря пирамиды законопатили,
Каменотёсам дырявили лбы,
Словно термиты, гробокопатели
В каменных глыбах прогрызли ходы.
Древние боги и магов заклятия,
Кары загробные - курам смешны!
Разворошили гробокопатели
Царские мумии, как кочаны.
Череп глазницы пустые выкатывал,
Челюсть от ужаса падала вниз,
Скорбно глядели священные статуи
На разорение царских гробниц.
Пыль целовали с сандалий Хеопсовых,
Ползая ниц у его колесниц
Там, где в духах и дыму папиросовом
Бродят туристы и щиплют девиц...
Вроде бы неплохое стихотворение, но вот только о чем оно ? Что хотел сказать автор ? - О тщетности усилий египетских фараонов сохранить свои гробницы ? - Актуальная тема, ничего не скажешь, среди нас много фараонов и обладателей гробниц. - Может быть, о бренности всяческих усилий ? - вполне вероятно, но примера фараонов недостаточно для полноценного создания художественного образа этой вот бренности. Ну, и собственно говоря, никаких "Пирамид Хеопса" не существует, а есть только одна-единственная пирамида, носящая это имя. Да и папиросы никто давно уже не курит, как-то все перешли на сигареты, дым которых, правда, не рифмуются с "хеопсовым"... - И все-таки, чем больше я читаю это стихотворение, тем больше оно мне кажется достойным лучшей участи, чем моя скромная рецензия. -
7. Д.Чваков
Недомогание накануне Крещения
(сцены января 2005 года)
В темпере температуры
Переплетаются рецепты, гаданья, микстуры...
Вязкая горечь воска переплетается
С изнанкой коварного блюдца...
Сегодня опять нагадается.
Пожалуй, что напророчится...
А хочется обесточиться,
И видеть из воска фигуры.
И, как от поспелости, гнуться
На отзвук колоратуры...
Потусторонний корректор невыразимо хмурый...
Что может быть благородней,
Чем пламени партитура?..
Когда же она наиграется
В своей скорлупе-песочнице,
Коварная полуночница,
С иголкою вместо микстуры?
И скоро ли отольются
По стенам из воска бордюры?
А тени из коридора
По потолку крадутся.
Не действуют заговоры,
На полуслове рвутся.
А выплеск из подпространства
Сегодня особо горек,
И ёлка стоит в убранстве,
Один только я нестоек...
Настойка из облепихи,
Загадочный флёр эвкалипта...
"Лежать нужно очень тихо", -
Твердит медицинский дескриптор.
В темпере температуры
За кадром тихонько смеются.
Давление архитектуры...
И руки опять трясутся...
И стены нелепые давят,
Что даже дышать не хочется.
Сегодня ужо нагадается.
И даже почти напророчится...
Не припомню, чтобы когда-либо встречал стихотворение с таким количество многоточий и возвратных глаголов. Все эти "ться" и "тся" сливаются (простите!) в одно почти непрерывное цоконье-цяканье, рифмованное без видимой логики и излишне затянутое. Да и не интересно следовать за авторским подсознанием по стенам больничной палаты. Опять стихи, не вызывающие эмоциональной сопричастности. Словесные игры типа "темперы температуры", по моему скромному мнению, исчерпали себя к концу третьей четверти 20 века.
8. Л.Елисеева
Разговор
Вот я - опять пропахла сигаретами.
Напротив маски обретают лица.
В коробке кухонной с обоями нелепыми
Я пью огонь их душ, чтобы напиться.
Голубоватый дым струится, как вода,
И призрачною горькой паутиною
Уносит в темное забвение окна
Слов, мыслей и страданий половину.
Вот я. А вот напротив - ты.
Признаюсь, я впервые рассмотрела
В твоих глазах осколок пустоты,
Желание и гордость без предела.
Ночь... души до конца обнажены.
Я пью твои слова, но круг все уже.
Команды к отступлению даны.
Вот твоя маска, милый. Ну же!
Тема масок и людей близка мне. Но, читая в десятый раз это стихотворение, я продолжаю спотыкаться на строчке " напротив маски обретают лица...". Что-то не так в этом предложении. Я предполагаю, что слово "напротив" здесь не на месте. Необходимо рассмотреть иные варианты. - Следующее "спотыкание" - на строке "уносит в темное забвение окна...". Продолжение этой фразы плохо связывается в единое предложение. Подобные технические неполадки не позволяют мне, при всем желании и понимании, предложить это стихотворение в финальный тур.
9. В.Лобанов
Жаркий июль. 70-ые.