Рубинсон Александр : другие произведения.

Ул.Кинг Джордж (продолжение)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Улица Кинг Джордж в Иерусалиме
(продолжение)

Ул.Кинг Джордж [А.Р.]
Продолжим нашу прогулку по улице Кинг Джордж в центре Иерусалима. Мы остановились возле бывшего здания кнессета, известного как "Бейт-Фрумин", и в Парке Независимости, что на противоположной стороне улицы.
К сожалению, Кинг Джордж стала одной из жертв продолжающегося уже несколько лет строительства в Иерусалиме трассы скоростного трамвая. Часть улицы перекопана траншеями и труднопроходима. Поэтому ряд домов, представляющих интерес, мне не удалось сфотографировать в приличном виде. В кадр все время попадали то складированные рядом стройматериалы, то заборы. Так, здание синагоги "Ешурун" - одну из достопримечательностей улицы, мне удалось снять только со стороны главного входа, а наиболее выразительная его часть - круглый молитвенный зал - оказалась заставлена посторонними предметами и потеряла фотогеничность.
Синагога
Надпись над входом сообщает, что "Ешурон" - это центральная синагога. На самом деле центральная синагога располагается совершенно в другом месте, неподалеку от "Ешурона", и тоже на улице Кинг Джордж (мы до неё скоро доберемся). История же синагоги "Ешурон" такова : еще в начале 20-х годов прошлого века главные раввины ашкеназской и сефардской общин пришли к выводу, что в Иерусалиме должна быть создана центральная, главная синагога. Идея была, но на её осуществление ушли долгие годы. Примерно в то же время, в 1923 году, молодой новый репатриант по имени Лу (Шмуэль) Лобер решил создать в городе религиозную общину, которая была бы привлекательней для молодежи, чем общины синагог Старого города или Бухарского квартала, и носила бы определенный модернистский характер, несмотря на традиционную ортодоксальную форму. Община "Ешурон" собиралась в разных местах города. Спустя 11 лет, в 1934 году, она заложила здание своей собственной синагоги на углу улиц Кинг Джордж и Шмуэль-а-Нагид. Архитекторами проекта стали Александр Фридман и Меир Рубин. Средства на строительство были собраны в основном среди евреев Америки, но их не хватило до конца строительства, и когда деньги исссякли, и стройка вынужденно приостановилась, помогла скончавшаяся в Южной Африке пожилая еврейка, завещавшая 30 тысяч долларов на синагогу в Иерусалиме.
Были сомнения у некоторых членов общины относительно земельного участка, отведенного под строительство синагоги. Ведь рядом, на улице Шмуэль-а-Нагид, находился католический монастырь Ретисбон, и соседство синагоги с христианским заведением могло создать проблемы. Но все обошлось благополучно, церковь и синагога мирно ужились рядом, а для нас это предлог заглянуть в монастырский дворик и полюбоваться на лестницу, ведущую в здание, украшенное статуей покровителя монастыря - Св.Петра.
Монастырь Ретисбон [А.Р.]
Итак, синагога "Ешурон" была открыта в 1936 году. Но центральной она не стала, потому что, несмотря на нововведения, оставалась чисто ашкеназской.
Главная и всеобщая синагога Израиля была построена позже, и мы уже по дороге к ней, но до этого мы подойдем ненадого к комплексу зданий еврейских национальных учреждений, расположенному по соседству. Для этого нам надо только обойти строящийся рядом с синагогой "Ешурон" вот этот дом (его назначение мне пока неизвестно) :
Строящееся здание [А.Р.]
В том же самом архитектурном стиле "баухаус", в котором построена синагога "Ешурон", был создан и "Дом национальых институтов" для еврейских организаций, находившихся в Иерусалиме в период до провозглашения Государства Израиль. Архитектором проекта стал И.Ратнер. Стиль "баухаус", он же "международный", сегодня не производит того впечатления, которое он, очевидно, производил в 20-30-ые годы. На фотографии мы видим скромный, ничем не выделяющийся вход в здание, на котором две надписи : справа - "Еврейское Агентство для Страны Израиля" (более известное, как Сохнут, что собственно, и означает "агенство"), слева - "Всемирная Сионистская Организация".
Еврейское Агентство [А.Р.]
Всемирная Сионистская Организация была основана на первом сионистском конгрессе в Базеле в 1897 году, по инициативе Теодора (Биньямина Зэева) Герцля, который стал её первым председателем. Она была задумана как центральный орган всех организаций, распространявших идеи сионизма (то есть возвращения евреев на их историческую родину и создание еврейского государства) среди евреев во всем мире. В 1951 году, когда государство уже было создано, цели этой организации были пересмотрены и определены заново. Сегодня она занимается поощрением репатриации в Израиль, связями с еврейскими общинами в странах рассеяния и вопросами образования среди евреев, проживающих за пределами Израиля. Еврейское Агентство, Сохнут, - по сути, правая рука Всемирной Сионистской Организации. Главным приоритетом его работы является алия, то есть репатриация евреев в Израиль. Хорошо ли, плохо ли он это делает - на это существуют разные точки зрения. Сохнут под именем "Синдиката", выведен в одноименном сатирическом романе Дины Рубиной, которая сама была одним из его представителей в Москве. Правда, необходимо оговориться, что сама писательница официально отрицает какую бы то ни было связь между "Синдикатом" и настоящим Сохнутом.
Вот, наконец, мы и подошли к Большой синагоге. Она построена в 1982 году рядом со зданием, известным как "Дворец Шломо", в котором размещались до недавнего времени оба главных раввината и другие учреждения. Говорят, что она не похожа ни на одну другую синагогу во всем мире. Но прежде всего что же такое вообще "синагога" ?
Вход в Большую синагогу [А.Р.]
Слово это означает по-гречески "собрание" и примерно соответствует ивритскому оригиналу - на иврите синагога называется "бейт-кнессет", то есть буквально "дом собрания". Ошибается тот, кто полагает, что синагога похожа на церковь. В ней нет ни икон, ни картин, ни статуй, ведь поклонение идолам, то есть любому изображению запрещены иудаизмом. Помещение может быть украшено орнаментом, витражами, но не изваяниями людей. В зале стоят ряды стульев для молящихся, обращенные, если это ашкеназская синагога, лицом к месту хранения свитков Торы - "арон-а-кодеш", или же, если синанога - сефардская, то стулья стоят к нему боком. Кроме "арон-а-кодеш", другое важное место в синагоге - это место для чтения Торы, приподнятое над полом, как сцена. Молитва может начаться только, если при ней присутсвует не менее 10 совершеннолетних мужчин. Мужчины и женщины молятся в разных помещениях, обычно женская часть - "эзрат нашим" - находится на втором этаже. В синагоге нет священника, любой человек, знакомый с правилами молитвы, может провести её, но в каждой синагоге имеется раввин, который не отличается своим облачением от остальных прихожан (если он не главный сефардский раввин, носящий титул "первого на Сионе"), но зато обладает специальной квалификацией, позволяющей ему разбираться лучше других в текстах священных книг. Раввин - это учитель, это звание присваивается человеку, имеющему право обучать Торе, а в синагоге раввин, как правило, поясняет в своей проповеди главы Торы, читающиеся согласно установленному порядку.
Теперь, когда мы знаем, куда мы идем, мы можем подойти к вратам Большой Иерусалимской Синагоги.
Врата Большой синагоги [А.Р.]
Несмотря на распахнутые двери, мы не войдем внутрь синагоги и не увидим её огромный (на 2000 мест) молитвенный зал и витражей работы Регины Хейм. Мы не услышим пения мужского хора и не встретим никого из знаменитостей, имеющих обыкновение приходить сюда для молитвы, особенно в праздничные дни и в Судный день, когда спрос на сидячие места в Большой Синагоге намного превышает их количество.
Мы отправимся взглянуть на "Дворец Шломо", здание, в недавнем прошлом служившее резиденцией двух главных раввинов Израиля - ашкеназского и сефардского, обладающих одинаковыми полномочиями во всем, что касается религиозных аспектов жизни граждан страны. Так сложилось исторически, что в течение нескольких веков евреи были разделены на две различные и почти не соприкасавшиеся группы - ашкеназов, проживавших в Западной, Центральной и Восточной Европе, и сефардов - евреев стран Азии, Северной Африки и юга Европы, находившегося под властью турков. За эти века под влиянием местных факторов каждая из обеих групп приобрела свои обычаи в исполнении религиозных обрядов, в порядке молитв, в их произношении. Эти различия существуют до сих пор, в том числе и в Израиле, где религиозные ашкеназы и сефарды сохраняют особенности своих общин и вовсе не стремятся к слиянию.
Большая синагога [А.Р.]
Теперь же в этом доме располагается музей иудаики, носящий такое же имя - "Дворец Шломо", синагога "Ренаним" и большой конференц-зал. Свое название здание получило вовсе не в честь знаменитого царя Соломона (Шломо), а в память о Шломо Вольфсоне, сын которого Айзик Вольфсон пожертвовал средства для финансирования строительства. "Дворец Шломо" был торжествено открыт в 1958 году, и в нем разместились главные раввинаты Израиля и Верховный раввинатский суд. В синагоге, находящейся в здании, установлено хранилище свитков торы, привезенное из Италии, из Падуи. Оно было изготовлено в 1728 году, а в конце 19-ого века сефардская синагога, где находилось это хранилище, была закрыта вследствие объединения еврейских общин Падуи. В 1955 году морским путем "арон-а-кодеш" работы итальянских мастеров был доставлен в Израиль, и с тех пор он украшает синагогу "Ренаним".
Сейчас, после того, как главные раввины переехали в другое место, планируется превратить "Дворец Шломо" в центр еврейской духовной жизни, в комплекс музеев, посвященных иудаизму.
Вот так выглядит "Дворец Шломо" со стороны улицы Кинг Джордж -
На этом участке улицы Кинг Джордж, впрочем, находятся не только религиозные и сионистские учреждения, но и обыкновенные жилые дома, такие, как вот этот -
Дом на ул.Кинг Джордж [А.Р.]
Здесь располагаются и несколько гостиниц, самая приметная из которых - "Шератон Плаза":
Это здание построено в 70-ые годы, по проекту известного израильского архитектора Мордехая Бен-Хурина. В гостинице 300 номеров, в последние годы она специализируется на приеме гостей, строго соблюдающих религиозные предписания. Например, в субботу в "Шератон Плаза" комнаты не предоставляются. Только спустя 2 с половиной часа после исхода субботы начинает работать "чек-ин". Поэтому не вздумайте пытаться въехать в эту гостиницу в течение субботнего дня.
Вот мы и подошли к самому концу улицы Кинг Джордж. Заканчивается она, как я уже говорил, на площади Франции (Кикар Царфат). Нам остается только посмотреть на здание института "Терра Санта", находящееся уже на другой улице, но как бы завершающее нашу прогулку по Кинг Джордж. Оно построено в 20-ые годы прошлого века как учебное заведение для католической молодежи, проживающей в Иерусалиме. Архитектор "Терра Санты" - итальянец Андреа Барллуцци (1884-1960). Позднее в здании располагалась средняя школа, а в 1949 г. оно было сдано в аренду Иерусалимскому Еврейскому Университету. В 1999 году "Терра Санта" была возвращена францисканскому ордену, и с тех пор здание ремонтируется. На вершине башни, увенчивающей центральную часть "Терра Санты",установлена статуя Мадонны, окруженная нимбом из звезд. Оттуда она смотрит на новый и древний Иерусалим.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"