Обозревательское кредо было сформулировано во время дежурства на сказочной площадке Чёрного Джека год тому назад. Его мы и будем придерживаться в данном обзоре, добавив лишь, что от сказки мы ждём не так уж много: в сказке для нас ценно, чтобы была нескучной. Ну а уж если она ещё и учит разумному, доброму, вечному, то автора и похвалить не грех. Забегая вперёд, скажем, что ренессанса сказки как жанра, о чём так много приходится слышать на разных литературных форумах, здесь, увы, не наблюдается. Ровно наоборот. Судя по ситуации на Бд-10, в пору бить тревогу и заносить сказку в красную книгу. И уж что только не называют нынче сказкой...
Автору удалось нагромоздить в своём "сказании" едва ли не полный набор примитивнейших клише. Что называется, под завязку. Количество штампов на квадратный дюйм текста здесь таково, что может смело претендовать на прописку в книге рекордов Гиннеса. Ладно бы сделано это было с целью создания сатирической пародии, так ведь нет... Если автор юн, пожелаем ему скорейшего обретения опыта и зрелости. Если автор уже немолод, призовём его к милосердию.
Назвать эту новеллу сказкой язык не поворачивается. Горькое послесловие к сказке - так будет точнее. Мысли и чувства есть, а над стилем надо ещё поработать. Один из немногих душевных текстов.
Каханга Ри застрял между нирваной и преисподней, а текст - между юмором и сатирой. А ведь задумка хороша. И сюжет забавный имеется, и неглупая мораль. И отдельные моменты повествования автору весьма удались. И даже модные вкрапления насмешливых пелевенских интонаций вполне уместны. Казалось бы, сказка чин по чину. Но... То ли соли не хватает. То ли перца.
Автор не поразил красотой стиля, не удивил глубиной мысли и не пленил увлекательностью сюжета. Синие птицы есть, целых две - сказки как таковой нет. Не тот случай, когда можно было бы сказать: "Над вымыслом слезами обольюсь".
Внеконкурс. Сказка-триллер, сказка-фарс в макабрических тонах стимпанка. Сильнее кошки зверя нет, кто бы сомневался. Из этой репки вполне мог бы получиться презабавный мультик, кабы студия "Пилот" была ещё жива...
Нет, это не про щенка. Мобик - это вовсе не Тузик и не Тобик. Хотя что-то щенячье в этом ангеле есть. К работе своей он относится с душой - вот, что главное. Пожелаем ему сохранить любовь к нам, таким бестолковым, суетным и грешным. Пройдёт время, и Мобик непременно станет мудрым архангелом Мобилиусом. Из него будет толк, я в него верю. К тексту прицепились репьями кое-какие инородные словесные излишества, не позволяющие считать данную работу стилистически завершённой. Общее впечатление - приятное.
Чего, чего, а отваги автору не занимать. Первостатейное кощунство. Чтобы помыслить об отправке на свалку истории (неслыханная дерзость!) самого Гарри Поттера, нужно иметь недюжинную натуру гуманиста-оптимиста, закалённую в горниле доброй старой классической литературы. В общем, солидаризируюсь с автором и готов встать в ряды бойцов с литературными вампирами, хоть в этом вопросе я, пожалуй, реалист: боюсь, что битву за умы человечества мы уже проиграли. Надо отдать должное человечеству, в массе своей оно никогда и не стремилось поумнеть. Осталось последнее средство массовой терапии - ирония и сарказм. Неплохая пародия на гримасы современного книгоиздания.
Пошленькая ревность от фонаря в формате сказки на ночь. Случись у них взаимность, страшно подумать, какое потомство мутантов-буратин стало бы угрожать человечеству. Погодите! А что, если это уже случилось? Пожалуй, это много объясняет в мировых событиях последней четверти века... Банально. Девушка Прасковья из Подмосковья плачет за занавескою куда более убедительно. В общем, сказка не только без названия, но и без смысла.
Не так страшно чудище, как сковородка в руках разгневанной домохозяйки. Три эпизода по мотивам русских народных сказок на бойкий футуристический лад. Исходные сюжеты не слишком глубоко переработаны. На общем не отличающемся качественным изобилием сказочном фоне БД-10 данную стилизацию можно считать более менее удачной.
Внеконкурс. Это у Эвклида параллельные не пересекаются. А на Валеевой поляне не то что линии - целые параллельные миры пересекаются. А вот что бывает, когда знакомые литературные персонажи по чужим мирам начинают шнырять, про то и сказка. Знаток современных художественных тенденций Чупринин называет такой приём литературным кроссовером. В какой-то момент возникает аллюзия на "Кысь", но автор всё же уводит нас другой дорогой в свой собственный сюр. Тот самый случай, когда за одну внеконкурсную сказку две конкурсных променять не жалко.
Приторная тема, приторный слог, примитивная мораль. Хотя, допускаю, что найдутся восторженные поклонники тривиальностей, которые устроят автору и пьедестал, и, может статься, даже славу французского лётчика. Но сказка от этого лучше не станет.
Ну, не сказать, чтобы полноценная сказка. Скорее, незатейливый постмодернистский этюд-коллаж на тему последнего приюта для беспомощных сказочных героев. Без сюжетной интриги и каких-либо оригинальных сказочных перипетий. Ох, уж эти пятилетние девочки, бесстрашно гуляющие по ночным паркам и заброшенным усадьбам вместо того, чтобы мирно сопеть в своих кроватках...
Внеконкурс. Миниатюра в стиле знаменитых лирических сказок Козлова. Возможно, когда-нибудь автор создаст что-то сравнимое по силе бесхитростного обаяния и безграничной доброты. Предпосылки для этого имеются.
Внеконкурс. Сказка заслуживает доброго упоминания. Иронический юмор местами звучит по-солдафонски. Ну так ведь и рассказ ведётся от лица муравья-ветерана. Да и подан сей юмор в правильной дозировке, без того, чтобы срываться в стёб, бессмысленный и беспощадный. Как бы вы ни относились к муравьям, сказка заставит вас улыбнуться. А это уже много.
Повествовательное творчество всё более предстаёт как облако космической пыли, как первобытный бульон, в котором всё возможно, где все вероятностные сущности пребывают в эмбриональном состоянии. Литературная эволюция дошла до того, что границы между жанрами почти исчезли. Поток сознания одинокой женщины, чьи мечты к определённому возрасту не сбылись (уточним на всякий случай: речь не об авторе, а о персонаже), теперь проходит по разряду сказок. Для тех читателей, кому неважно, о чём, лишь бы нежно.
Внеконкурс. Неудачный эксперимент с инверсией. К тому же, бессодержательно. Что удивительно, поскольку в многочисленных частных комментариях там и тут автор активно демонстрирует вроде бы здравые рассуждения о литературе.
Внеконкурс. Для семилетнего городского ребёнка летняя поездка на море - всегда ожидание сказки. А уж если ребёнок одарён от природы богатым воображением, то сказка случится обязательно. Очень симпатичный, позитивный рассказ, каких уже давно не пишут. После огранки в руках хорошего редактора может заиграть всеми сказочными красками. Автору пожелаем веры в себя и успехов в творчестве. Дорогу осилит идущий.
Вариация на классическую тему. Автор скромно называет свой опус постмодернизмом. Но мы-то видим, что это недетский стёб. Да только как-то так выходит, что стёб этот интереснее и удачнее кое-чьих притензий на сказку без чувства меры и вкуса.
Обычно у этого автора получаются добротные сказки. Тем увдивительнее обнаружить в этом тексте с обманчиво игривым названием весьма неоднозначный эпизод. Эпизод выстроен, по преимуществу, из диалогов, до краёв наполнен тревогой, порождающей мистический страх критического градуса и выплёскивающейся далеко за пределы литературного пространства. Автор (не по наущению ли Лавкрафта?) оставил читателю слишком мало опорных точек, чтобы можно было выстроить какую-то пространственно-событийную систему координт, поэтому картина, едва промелькнув в мистическом мареве, ускользает. В какой-то момент перед героями союжета вроде бы возникает мимолётный фантом проблемы нравственно-этического выбора: проявить самоотверженное сострадание, рискуя погибнуть, и тем самым остаться людьми или поддаться эгоистичекому инстинкту самосохранения, спастись, но утерять при этом главное - человечность? Если бы вопрос осознанного гуманистического выбора был чётче артикулирован, сказка взлетела бы на достойную философскую высоту. Но что за мир? В чём всё-таки конфликт? Ведь от ответов на эти вопросы зависит и цена поступка персонажей, и масштаб самой сказки.
Бывает, находит на авторов блажь, и они, уподобившись любителям катания хлебных мякишей, устраивают из поддвернувшихся под руку омонимов потешные кульбиты метафор и чехарду смыслов, извлекают улыбку из кувшинов сюра и щекочут ею пятки простодушным растаманам.
"Иногда в городах что-то происходит и появляется страх, он на вкус как брусничное варенье, или наоборот, слишком большая доза счастья, от него рыба горчит". Вот, собственно, ради этой витиеватой фразы, похоже, и написан весь текст. Набор недомолвок ещё не детектив. Набор красивых метафор ещё не сказка.
В эпоху слома культурной парадигмы модно демонстрировать радикальный нигилизм и не любить Гоголя, Булгакова, Чехова и Пешкова - всех разом или выборочно. Но при всём при том нельзя не чувствовать их высокий литературный уровень. В собственных опусах господам пишущим, коль завелась в них такая страсть, неплохо бы придерживаться литературной планки, заданной предшественниками. Пускай, допустим, не близки исповеданные ими идеи, однако у них можно и нужно поучиться искусству владения словом. Да простит меня автор "Королевны...", складывается впечатление, что вся изящная словесность прошла мимо него бесследно. Кроме, разве что, алфавита. Можно списать эту сентенцию на счёт обозревательского скепсиса к фэнтези как жанру. Про якобы сказку умолчу, дабы не впасть в ещё больший грех сарказма и морализаторства. Да и нет здесь никакой сказки. А вот у Гоголя, у Пешкова они были.
Из кладезя восточной мудрости можно безнаказанно черпать всевозможные сюжеты, когда для создания собственных не хватает жизненного опыта. Восточные притчи ещё не раз вдохновят новых авторов-компилляторов на творчество. Но если уж заимствуешь, делай это красиво (как говорит основатель IKEA: "Still with pride" - "Если уж берёшь чужое, сделай так, чтобы этим можно было гордиться"). В отличие от сказок про Чудище, данную стилизацию нельзя считать удачной.
Внеконкурс. Ну что тут скажешь? Елисей Диарович выступает в данной миниатюре как большой знаток человеческой натуры. Автор не только не скрывает от нас своего цинизма, но даже охотно делится своими премудрейшими знаниями, местами пересыпая их крупной солью. Но такой ли сказки ждёт читатель? Уж больно она здесь на посконную правду жизни похожа.
Список Мошкова на конкурсе БД, надо полагать, всё равно, что высшая лига в спорте. Ну а раз так, не обессудьте, гражданин автор, и критерии оценки текстов тут следуют на порядок суровее. Ежели сравнивать с основной сказочной массой, незаурядный уровень владения словом в данном случае несомненен. Это нельзя не признать. Этакий колоритный, разухабистый мужской стёб. Что есть, то есть. Чего нельзя сказать о глубине мысли, в целом, и драматургии сюжета, в частности. За бойкостью слога и живостью речи скрыт незатейливый эпизод банальной бандитской саги с элементами мистики. Коль персонажи лихих 90-х перекочевали в сказки, может, это и хороший симптом? Жизнь налаживается? Ведь и Добрыня, к примеру, прежде чем войти в героические былины, тоже был ещё тот фрукт. Любим же мы Исаака Бабеля за его одесские байки про Беню Крика. Отчего же здесь такое ощущение, будто весь пар ушёл в свисток?