|
|
||
... Некоторые исследователи не относят буддизм к религии, по крайней мере, раннее его учение, отождествляя его с системой научного мышления, даже приписывают ему черты материалистической философии. Другие выставляют его как образец наиболее последовательной религиозной идеологии. При этом обоснование своим выводам и те и другие находят в одной и той же буддийской литературе. Изучая одни и те же источники, и те, и другие приходят к различным заключениям... |
Предисловие к теме.
Два противоположных мнения исследователей:
"Знакомство с ранним буддизмом по первоисточникам показывает, что с самого начала своего существования он был религиозной системой со всеми чертами, характерными для любой развитой религии.Центральной идеей всегда было учение о спасении в неземной жизни. Буддийская литература вкладывает в уста основателя следующие слова: "Подобно тому, как воды океана имеют лишь один вкус - вкус соленый, так и учение моё имеет лишь один вкус - вкус спасения".
(с) А.Н.Кочетов. Буддизм. М. 1965.
"Будда был так твердо убежден во взаимосвязи вещей, что не хотел терпеть чудесных вмешательств космического порядка или магических нарушений духовной жизни. Чувствуя, что бесполезно уповать на веру в век, потерявший всякую веру в веру, он полагался на разум и опыт и хотел одной силой логики убедить людей в справедливости своих взглядов. Он раскрывает своим последователям опыт, который прошел сам, и призывает их самим проверить его взгляды и выводы. Будда не освобождает людей, но он учит их, как освободиться так же, как он сам освободился."
(с) С.Радхакришнан. Индийская философия.
В истории редко бывают явления, относительно которых все, кто к ним обращается, придерживались бы абсолютно одинакового мнения. Не составляет в этом отношении исключения и учение Будды. Некоторые исследователи не относят буддизм к религии, по крайней мере, раннее его учение, отождествляя его с системой научного мышления, даже приписывают ему черты материалистической философии. Другие выставляют его как образец наиболее последовательной религиозной идеологии. При этом обоснование своим выводам и те и другие находят в одной и той же буддийской литературе. Изучая одни и те же источники, и те, и другие приходят к различным заключениям. Так что всегда остается верным, что в деле изучения любой темы в разной мере необходимо присутствует элемент субъективизма автора.
И не всегда оказывается так, что изучаемый материал отвергает субъективный подход исследователя.
Основные положения. Первоисточники.
В изучении раннего буддизма прежде всего обращаются к буддийскому канону Тхеравада, или Трипитака, так называемым "корзинам закона". Если в них и нет учения, изложенного самим Буддой, то они, тем не менее, являются наиболее близким к нему из всего, чем располагает современность. Питаки - изложение слов и дел Будды в том виде, в каком они представлялись ранним индийским буддистам: учение было составлено на первом соборе тхера, т.е. старейших.
Канон записан на языке пали и имеет три раздела.
Виная-питака или правила поведения - в этом разделе излагаются орденский порядок, правила и нормы, управляющие жизнью буддийского ордена.
Сутта-питака или рассказы - содержит поучения Будды в форме речей и диалогов.
Абхидхамма-питака или учение - рассматривает психологическую этику, метафизику и философию.
Четыре благородных истины. Учение о зависимом происхождении.
На основании своего духовного опыта Будда приобрел убеждение в существовании четырех благородных истин - что существует страдание, что у него есть причина, что оно может быть прекращено, и что есть путь, ведущий к этому.
Первая истина заключается в тирании мучения. Жизнь есть страдание.
"Итак, вот благородная истина относительно страдания. Рождение мучительно, дряхлость мучительна, болезнь мучительна, смерть мучительна, соединение с непрятным мучительно, отделение от приятного мучительно и всякое неудовлетворяемое желание тоже мучительно. Короче говоря, пять компонентов, связанных с привязанностью (тело, ощущение, восприятие, воля и разум), мучительны." (с) С.Радхакришнан. Индийская философия. том 1, глава 7 - Этический реализм раннего буддизма.
Особая важность, придаваемая факту страдания, не есть особенность одного только буддизма; но Будда делал на нем особый акцент. Будда заключает, что существование - мучение, борьба за сохранение индивидуальности - мучительна, и колебания счастья - ужасны. В Дхаммападе говорится: "Ни в небе, ни в глубинах океана, ни в горных пещерах не найти такого места, где человек мог бы жить, не будучи побежден смертью". Самый нравственный герой и величайшее произведение искусства когда-нибудь будут уничтожены и поглощены смертью. Всё проходит. Наши мечты и надежды, наши опасения и желания - всё это будет забыто, как если бы их никогда не было. Смерть - это закон всякой жизни. "Как спелые плоды готовы каждую минуту сорваться с ветки, так и люди, едва родившись, находятся в постоянной опасности смерти. И юные, и старые, и мудрые, и неразумные - все умрут". (с) Кочетов А.Н. Буддизм. 1965.
Несчастье человеческой природы с ее вечными стремлениями, создающими потребности, намного превышающие возможности их удовлетворить, не может не заставить почувствовать, что жизнь - это проклятие.
Раннее учение Будды признает, что жизнь - бесконечная смена мучений, но оно верит в освобождающую силу нравственного воспитания и способность человеческой природы к усовершенствованию (в отличие от некоторых поздних пессимистических течений буддизма). Это не учение отчаяния. Восстать против зла и достичь в жизни более высокого состояния, состояния артхата. Артхат - всё еще человек. Но когда он умирает, он перестает существовать, исчезая из круга перерождений и достигает паринирваны, уничтожения элементов бытия.
Отвечая на второй вопрос о причине страданий, буддизм прибегает к психологическому анализу и метафизическим умозрениям. "И вот благородная истина о причине страданий. Поистине эта причина - страстная жажда, вызывающая обновление становлений, сопровождаемая чувственными удовольствиями и ищущая удовольствий то там, то здесь; это - стремление к удовлетворению чувств, стремление к благосостоянию; желания причиняют страдания, т.к. мы желаем того, что непостоянно, изменчиво и подвержено гибели. Именно непостоянство предмета желания вызывает разочарование и сожаление. Все удовольствия - преходящи."
С.Радхакришнан склонен видеть в идеях раннего буддизма рациональное зерно. Он считает, что 2500 лет тому назад Будда сформулировал "замечательную динамическую философию", философию, которая ныне воссоздается в открытиях современной науки и подвигах современной мысли. Согласно этому мнению, Будда, размышляя о преходящести вещей, бесконечности их изменений и превращений, сформулировал философию изменения.
Пратитьясамутпада или учение о зависимом происхождении составляет суть буддийской философии изменения; непосредственно из него вытекает третья "благородная истина".
"Невозможно, чтобы то, что родилось, не умерло. Изменение - вот сущность действительности. В мире нет ни постоянства, ни тождества. Каждое отдельное явление представляет собой только звено в цепи, преходящую фазу эволюции, а несколько цепей составляют единое целое, дхармадхату или духовную вселенную. Ребенок, мальчик, юноша, мужчина, старик - это одно и то же. Семя и дерево - это одно и то же, разделенное потоком времени. Именно преемственность создает видимость тождества".
Чтобы объяснить непрерывное существование мира при отсутствии постоянного субстрата, Будда провозглашает закон причинности и делает его основой непрерывности. "Всё, что зарождается, появляется на свет и организуется, содержит в себе врожденную неизбежность распада". Вещь представляет собой только силу, причину, условие. Это называется дхармой. То, что составляет бытие в материальном царстве, есть всего лишь появление одной вещи в зависимости от другой. Этот громадный мир жизни и движения, всегда становящийся, всегда меняющийся, растущий, борющийся, все же содержит в себе, в своем центре, закон. Для Будды вся жизнь - иллюстрация общего закона. Уверенность в существовании закона может снять страшную тяжесть, которую наложил на человека дух страдания жизни; она наполняет будущее надеждой, потому что индивидум может выйти за пределы борьбы и страдания, неотделимых от жизни, если только будет стремиться к этому.
Человек привязан к круговороту жизни, и он может освободиться, остановив колесо причинности. "Колесо бытия" сплетает текущую жизнь данного существа с его прежними и будущими перерождениями. Оно, это колесо причинности, подразделяется на элементы, происхождение которых заложено в настоящей жизни, и элементы, происходящие от будущей жизни.
Ответ на четвертый вопрос, открывшийся Будде в минуты прозрения под деревом бодхи, составляет этику буддизма.
Истинно благородный восьмиричный путь.
"Кто смотрит на мир, как смотрят на мираж, того не видит царь смерти"
(с) Платон Лебедев. Будда, его жизнь и учение. 1903.
"Жизнь на земле есть странствие по чужой стране, которое человек, обладающий истинным знанием, не стремится затянуть"
Будда указывает путь спасения от внутреннего противоречия, характерного для человеческой жизни. Избавление от страдания - основной мотив его учения. Бежать от всепроникающего зла существования - вот цель нравственной жизни в буддизме. Спасение состоит в разрушении нас самих. Поскольку нирвана есть высшая цель, все формы поведения, ведущие к ней или приводящие к прекращению новых рождений, хороши, а противоположные - плохи. Система, открытая Буддой, свободна от крайностей: ни потворства самому себе, ни самоистязания.
"Есть две крайности, которым тот, кто отправился в путь, не должен следовать - с одной стороны, привычная приверженность к страстям и удовольствиям, получаемым от чувственных вещей, и с другой стороны, привычная приверженность к самоумерщвлению, которое болезненно, неблагородно и бесполезно"
Есть средний путь - путь, открывающий глаза и наделяющий разумом, ведущий к миру, к прозрению высшей мудрости, к нирване. Это истинно благородный восьмиричный путь. Это значит: правильные взгляды, правильные стремления, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное владение мыслью и правильное спокойствие.
На первом месте стоят правильные взгляды. То, что мы делаем, отражает то, что мы думаем. Неправильные действия происходят от неправильных взглядов. Чтобы устранить неправильные взгляды, необходимо правильное знание. В буддийской психологии воля и интеллект - понятия равнозначные. Правильное стремление есть результат правильного видения или дхьяны. Дхьяна есть высшее созерцание, которое в буддизме занимает место молитвы. Дхьяна имеет четыре стадии:
- стадия чистой радости и наслаждения, возникающих от уединенной жизни, пробуждающей интуицию, наполненной размышлением, созерцанием и исследованием и свободной от всякой чувственности;
- стадия возвышенности, внутреннего спокойствия и глубокого душевного мира, без какого-либо сознательного размышления;
- стадия полного отсутствия всех страстей и пристрастий, когда желания "я" совершенно успокоено;
- стадия полного владения собой и спокойствия, без заботы и радости, ибо всё приносящее радость или тревогу устранено.
Дхьяна есть постоянное старание достичь гармонии духа со всем сущим. Это - целеустремленная попытка устранить эгоизм и раствориться в истине. Стремления должны быть превращены в действия. Они должны найти выражение в правильной речи, правильной деятельности, правильной жизни. Правильное действие - это неэгоистическое действие. Правильное действие ведет к правильной жизни, свободной от лжи и обмана, мошенничества и интриг. Поведение в общих чертах делится на состояние добра и состояние зла. Состояние добра возникает из альтруизма и выражается в деяниях, руководимых любовью и состраданием. Состояние зла коренится в эгоизме и приводит к деяниям, полным злобности и т.п. Деяния становятся правильными, когда избегают десяти грехов - трех телесных: убийства, кражи и прелюбодеяния; четырех грехов речи: лжи, клеветы, ругани и празднословия; и трех духовных: корыстолюбия, ненависти и заблуждения. Иногда это резюмируется в простых императивах: не убивай живых существ, не кради, не прелюбодействуй, не говори неправды, не пей одурманивающих напитков. Положительно эти правила означают необходимость самоконтроля: обуздывай гнев, желание материального обладания, плотскую похоть, трусость и недоброжелательность (главные причины неправдивости), а также стремление к нездоровому возбуждению.
Касательно неправильного поведения есть и другие квалификации: чувственность, желание нового рождения, невежество, метафизические заблуждения.
Цель всех стараний - устранить причины печали. Для этого нужно субъективное очищение. Последние три ступеньки: правильное усилие, правильное мышление и правильное спокойствие - касаются именно этого.
Правильное усилие состоит в осуществлении власти над страстями, которая должна помешать возникновению дурных качеств. Для того, чтобы изгнать нежелательную дурную мысль, навязчиво преследующую ум, Будда рекомендует следующие пять методов:
- остановиться на какой-нибудь хорошей мысли;
- оценить опасность последствий того, что дурная мысль превратится в действие;
- отвлечь внимание от дурной мысли;
- проанализировать ее причины и таким образом уничтожить побуждение, бывшее следствием этих причин;
- принудить ум отвлечься с помощью телесного напряжения.
Без правильного усилия не может быть просветления. С его помощью мы можем уничтожить злость, зависть, заносчивость, жадность и стяжательство. Правильное усилие нельзя отделить от правильного мышления. Следует подчинить себе свой ум с его рассеянностью, метаниями, сомнениями и отвлечениями. Эмоции для буддизма - это недостатки, расстройства духовного здоровья, а если им потворствовать, то они разрушат все здоровые стремления.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"