Аннотация: История Фредегонды, прошедшей многострадальный путь от бесправной пешки в чужой игре до правительницы огромного государства.
***
Давным-давно - не во времена Первого Творения, когда Боги ходили по земле, - но все же так давно, что это время вспоминается лишь в причудливых, неясных легендах, - далеко на полудне, за сотней морей, лежала земля Тамориана. Это был жаркий, богатый и плодородный край. Жители Таморианы далеко опередили в развитии другие народы: их искусные мастера создавали всевозможные изобретения, учёные наблюдали звёздное небо и определяли время; путешественники открывали все более удаленные земли; творцы создавали прекрасные вещи. И всему этому научили таморианцев мудрые Жрецы, знающие тайны мироздания, как никто другой.
Но, - как произошло, может быть, и в первый на свете раз, но, к сожалению, далеко не в последний, - жители Таморианы сами погубили себя, выпустив опасные силы, которых никто не мог обуздать. Тамориана погибла от огня и воды. Из недр земли вырвались духи огня, громадные штормовые волны бушевали в океане, грозя также землям поблизости от затонувшего материка. Спастись удалось лишь тем людям, что были предупреждены вовремя и успели построить корабли, способные преодолеть бушующее море. Уцелевшие таморианцы переселились на лежавший к полунощи большой материк. Там им - потрясенным небывалой катастрофой, но с остатками былых знаний, - предстояло начать все сначала, как первым людям на земле. А от их родины осталась лишь память, горько-сладкая, как мед, собранный пчелами на горных лугах. И спустя тысячи лет, когда потомки таморианцев расселились по всему миру, в их легендах жило воспоминание о богатой и прекрасной земле предков. Хотя никто уже не звал ее Таморианой, это слово исчезло из всех наречий, словно его и не было. Переселенцы стали говорить: "Погибшая Земля".
В новом краю они не были предоставлены сами себе. Их вели Жрецы, предвидевшие катастрофу. Теперь они заботились, чтобы спасенные не опустились и не одичали в незнакомой земле, но остались достойны звания великого народа, и в будущем возродили величие Погибшей Земли на новой своей родине. То явно появляясь перед людьми, то посылая им тайные знамения, Жрецы умело направляли родоначальников будущих племен и народов. Они стремились, чтобы наследники Погибшей Земли расселялись как можно шире по землям живущим и впредь владели всем. И им удалось много для этого сделать. Впоследствии часть переселенцев добралась даже до еще одного материка, на дальнем западе, где жили люди с красной кожей. Со временем их кровь смешалась с местными жителями, однако они помогли им создать несколько могущественных царств, несравнимых по богатству и силе с окрестными краснокожими племенами. Недаром пришельцев из-за моря спустя тысячи лет будут почитать как белокожих бородатых богов.
Другим доказательством происхождения тех белых пришельцев были высокие ступенчатые храмы и пирамиды, на стенах которых был начертан сложный календарь и другие таинственные знаки. Ибо потомки жителей Погибшей Земли везде, где им позволяли силы и материал, возводили грандиозные постройки - пирамиды, мегалиты, менгиры, стоячие камни. По-видимому, в них выражалась тоска по родине предков, а может быть, изгнанники желали вспомнить и воссоздать ее красоту. Пирамиды строили и в земле Кемт, и в жарких дождевых лесах Хинда, на удивление будущим поколениям.
Но все это было создано несколько позднее. А сперва Жрецы, планируя пути будущих народов, выбирали среди них лучших - тех, кто сможет вести людей к успеху и величию, не повторяя ошибок своих предков. Их выбор пал на бывшего военачальника Иобата, главу большой семьи, пользовавшегося уважением у большинства переселенцев. Его они избрали своим первым вождем. А со временем, по мере размножения и расселения по разным землям, внуки и правнуки Иобата становились во главе новых народов, творили заново историю своего мира.
И они неплохо справлялись! С невероятными расстояниями, бурными реками, дремучими лесами и крутыми горами им помогали справляться хорошо сделанные повозки и корабли, прирученные животные. С местными жителями, если те вставали на пути, помогали справиться сила, сплоченность, а прежде всего - оружие из железа, каким владели в те времена лишь пришельцы из Погибшей Земли. Если местные племена и решались воспротивиться, то обыкновенно быстро убеждались в превосходстве переселенцев, и сами после просили принять их под свою руку, приносили им дары, отдавали девушек в жены белокожим воинам. Так в своем победоносном шествии складывались новые народы, их кровь обновлялась, менялся внешний облик, речь, обычаи. Но сохранялось невредимым главное - стремление идти вперед, желание видеть весь мир у своих ног.
Не следует думать, что расселение пришельцев было таким уж быстрым. Вовсе нет - оно продолжалось поколениями, порой замирало на десятки лет. Облюбовав какую-нибудь уютную долину, поселенцы обосновывались там, строили город, распахивали землю, собирали урожай. А спустя несколько поколений, когда размножившееся население уже не могло прокормиться, находился очередной смелый вождь, который уводил людей вперед. Граница между теми, кто хотел спокойной жизни и теми, кто жаждал перемен, проходила в них самих.
От людей и диких зверей переселенцы защищались сами, а от злых сил их оберегало благословение Жрецов. Да и сама открытая земля как будто шла им навстречу, и боги ее принимали новые народы под свое покровительство. Порой сами посылали людям знамение, куда следует идти, где воздвигнуть очередной город. А иные божества и природные сущности даже вступали в связь со смертными, и от них рождались новые герои, вожди, одаренные творцы, так или иначе облагораживающие человеческую породу.
И широко же расселился впоследствии род Иобата и его последователей! Вся западная половина мира принадлежала им, но они, не довольствуясь тем, стремились и дальше на восход. Близ Окруженного моря, где лежали былые колонии Погибшей Земли, быстро выросли сильные царства: Кемт, Тиррена - страна быстроходных кораблей и пурпурной краски, Фарси, где почитали Бога Солнца, богатый остров Кефтиу. Но самые смелые из поселенцев заходили много дальше на восход, вплоть до жаркого Хинда. И много веков спустя их потомки отличались от коренных жителей более светлой кожей, высоким ростом, а главное - наречием, схожим больше с языками закатных стран, нежели окрестных народов. И даже вовсе уж далеко, за Великими Горами и страной Сун, где черви делают шелк, в бескрайних степях, среди желтокожих кочевых племен, встречались народы с белой кожей и рыжими волосами. Быть может, именно их запечатлевшаяся в поколениях тоска о Погибшей Земле впоследствии не раз станет срывать с места кочевые орды, заставит их мчаться на быстрых конях к закату, огнем и мечом прокладывать себе путь к "последнему морю", будто надеялись, что, стоит им его достичь, как родина предков поднимется перед ними из морских глубин?..
Но ушедшие далеко на восход племена - лишь осколки былой общности, всеми позабытые, поглощенные бескрайними пространствами. Куда лучше складывались дела у западных потомков Иобата. Вырвавшись слишком далеко вперед, они сгоряча утратились связь с истоком, на время отстали в развитии от могучих царств Кемт, Фарси. Но впоследствии нагнали упущенное, и в мировую историю вписали свои имена новые народы: хеллены, агайцы, марцийцы, этруски. Все это были потомки тех, кто после крушения Погибшей Земли начали жизнь сначала под предводительством родоначальника Иобата. Доказательством тому служит известная почти всем народам легенда об ужасном бедствии, когда немногие уцелевшие спаслись на кораблях от бушующих волн. Это - тоже память о Погибшей Земле.
После переселения на новую землю им довелось еще выдержать войну с потомками бывших данников и злейших врагов - харантийцев. Те тоже вынуждены были спастись на материк от бесконечных землетрясений и больших волн, сотрясавших их землю. Но род Иобата лучше сумел подготовиться и оттеснил соперников в пустынные края, где те продолжали кочевать. Некоторые харантийские племена, впрочем, и многие века спустя продолжали беспокоить чужие страны. Но, в конце концов, их оттеснили к самых Полуденным Горам, где потомки харантийцев и стали жить, соперничая лишь с горными орлами да грифонами, и волшебными народами - прекрасными чародеями каджи и мохнатыми великанами дэви. Но человек везде сумеет устроить себе место.
Однако род Иобата и потомки харантийцев - далеко не все народы, что в незапамятные времена пришли из-за моря. В самом начале, еще на Берегу Спасения, часть переселенцев не захотели следовать путем, указанным Жрецами, и ушли на кораблях далеко на полунощь, туда, где заканчивались теплые края. Их вел бывший моряк по имени Сварт, когда-то открывший те самые дальние земли. Воля богов и благословение любящей женщины помогли Сварту и его соратникам достичь цели. Им открылся новый мир, незаселенный людьми, на берегу Полуденного Моря. Впоследствии роду Сварта пришлось многое пережить: ведь край этот принадлежал разумным двуногим ящерам. Между ними и людьми разразилась война на уничтожение. Множество людей погибло в той войне, но все-таки люди победили. Теперь обширный полуденный край лежал перед ними - куда более холодный, чем родина предков, но уже любимый теми, кто вырос на новой земле.
У Родослава, сына Сварта, было трое сыновей. Старший из них, Скил, с частью поселенцев остался в Приморье, когда его отец увел народ дальше на полунощь. Скил женился на девушке из небольшого кочевого племени, пришедшего тогда к морю со стороны восхода. От них произошел народ, кочующий в повозках с высокими колесамисо своими стадами с одного пастбища на другое, называющий себя скилами, по имени прародителя. Скилы впоследствии прославились как храбрые воины и искусные мастера, в их золотых изделиях ожило искусство Погибшей Земли. В будущем они станут родниться с пришедшими из Хеллении женщинами-воительницами - амазонками, и с горцами-карсадарийцами. Однако позднее потомки скилов, видимо, растворятся среди родственных им сварожан.
Хорт, средний сын Родослава, дошел со своим племенем до реки Данатры, где основал в понравившемся ему месте город Дедославль. Там сварожское племя наберет силу, укрепится, прежде чем продолжить свое поступательное движение по лежавшей перед ними земле. Но со временем оно распространится повсюду - от теплого Полуденного моря до холодного и туманного Алатырьного. Правда, такое расселение сопровождалось ослаблением межплеменных связей. Каждое племя обитало в своем, порой, глухом углу, почти не общаясь с соседями. Однако обычаи свои и речь, хоть и изменявшуюся со временем, сохраняли, так что сварожанин сварожанина обычно мог понять, откуда бы тот ни был. Но пройдут еще долгие века, прежде чем один из городов усилится настолько, чтобы заново объединить другие сварожские владения, для всех сделаться столицей. Это был Дедославль, которым правили князья из рода Хорта.
Младший же из внуков Сварта, непоседливый рыжеволосый Вэр, не захотел сидеть дома, под началом отца и старшего брата. Он собрал смелых людей и со своим отрядом проник еще дальше на полунощь, в глухие леса, где встретил местные племена людей, а также много чудесного. Впоследствии Вэр основал город, который назвал в честь своего божественного покровителя - Влесославль. Таким образом сварожане прошли свои обширные владения, с полудня на полунощь.
Однако от народа Сварта происходили не только сварожане. Еще в Яргородской Земле между ними произошел мятеж, главарь которого, по имени Лугий, был изгнан со своими сторонниками в землю, получившую его имя. В последующие века от лугийцев отделились моравы, ушедшие еще дальше к закату, и другие народы, расселившиеся по Дане-реке. Все они не были прямыми потомками Сварта, однако же происходили от племени, пришедшего с ним в Приморье. О своем родстве не забывали, однако отношения, особенно у сварожан с лугийцами, во все времена были сложными.
От влесославцев, потомков Вэра, со временем отделился народ Лиитаса - сына русалки и человека. Он увел людей во время большого пожара через болота, в безопасные места. В пути незамужние девы берегли огонь, а священные ужи показывали дорогу - и беглецы открыли новую землю. Для них она стала самой прекрасной, хотя и лежала среди лесов и болот. Там, вдалеке от мировых событий, и остался новый народ - литты. Их будущее лежало далеко впереди.
И до лежащего за Алатырьным морем Норланда добрались потомки Сварта, как только им вздумалось узнать - что там, на другом берегу. Нельзя сказать, чтобы им достался благодатный для жизни край - условия там были суровые, да еще приходилось биться с ледяными великанами - йотунами. Но ведь добытое в трудном бою обыкновенно и бывает дороже всего человеческому сердцу. А, приплыв в Землю Фьордов морем, ее смелые жители навсегда сохранили тягу к морю и кораблям, сделавшись лучшими мореходами - викингами.
И еще у другого племени, обитавшего у Полуденного моря, вдруг обнаружилась тяга к мореплаванию. Как в незапамятные уже времена привели Сварта здешние боги, так и эту ветвь его потомков позвала вдаль морская богиня Даная. Она научила их строить корабли, и скоро отряд смельчаков вместе с семьями и всем необходимым вышел в море. Они не двинулись к Окруженному морю, чьи берега были плотно заселены - нет, пройдя через Полуденное и Бурное моря, их ладьи устремились к полунощи и закату, в Море Туманов. Там часть из мореплавателей прошли по рекам вглубь земли, которую после назвали Арвернией - по имени одного из самых сильных племен, что произошли от этой группы поселенцев. А другие открыли лежащие за проливом острова и заселили их, потеснив живущих там смуглых низкорослых людей. Островных поселенцев впоследствии называли гаэлами или кимри, а сами они себя - детьми богини Дану. Еще позже часть этого народа также переселится на материк и создаст собственное государство - герцогство Брекилиен. Но к тому времени "Детям Дану" пришлось уже иметь дело не только с близкими им по крови и обычаям племенами.
Дело в том, что в прошедшие века, столь бурные для потомков Сварта, потомки Иобата тоже не сидели сложа руки. Пока одни народы создавали могучие цивилизации по берегам Окруженного Моря, другие заселяли внутренние части континента. Там шумели дремучие леса, полные опасных зверей, текли бурные реки. Там по полгода лежал снег, и вода замерзала на всю зиму, так что поселенцам приходилось кутаться в медвежьи шкуры. Они смогли приспособиться и к таким условиям. Могущественные племена аллеманов - вот кто встретил "детей морской богини" на полунощи.
Так, наконец, столкнулись две ветви единого некогда народа, потомки жителей Погибшей Земли. Встретились и не узнали друг друга. После их разделения прошло почти десять тысяч лет, и нынешние народы мало чем напоминали своих дальних предков, они не могли даже понять друг друга. Одни лишь Жрецы, в новых воплощениях помнящие все, что когда-либо было, могли бы поведать людям правду, однако решили, что им не следует этого знать.
На протяжении веков по-разному складывалось на исторической арене, поделенной между родом Сварта и родом Иобата (хотя и эти имена уже давно забылись за седой завесой древности). То одни брали верх, то другие. В конце концов, нашелся властитель, сумевший объединить, где силой, где дипломатией, земли от Окруженного моря до Алатырьного. Это был аллеманский король Карломан, названный Великим, и позднее провозглашенный императором. Какое-то время все окрестные народы были его подданными, невзирая на происхождение. Гордые марцийцы платили ему дань, также как и прибрежные племена сварожан. Свирепые кочевые племена боялись одного лишь императора Карломана, а бесстрашные викинги не смели нападать на его владения. Со времен давно ушедшей в легенды Погибшей Земли, ни у кого на свете не было такого могущества! Впоследствии само правление императора Карломана сделалось легендой. Даже летоисчисление отныне люди стали отсчитывать от его рождения, забыв былые условные календари.
Однако же после смерти Карломана, его сыновья и внуки не смогли сохранить его достижений. Громадная империя вновь распалась на множество разрозненных королевств и герцогств. Лишенные единой воли, правители стран заключали союзы и объявляли войны, кому как вздумается, часто под влиянием сиюминутных интересов - и другим людям, и иным существам, волшебным народам, жившим задолго до людей на занятой ими земле. И здесь итог распрей мог оказаться куда более непредсказуем, чем между людскими народами...