Трошин Борис Александрович : другие произведения.

Крещёный Симеоном

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  
  
   Традиция завозить иноземных учителей к чадам своим на Руси прослеживается издревле. Почему приглашали иностранцев, мало кто мог объяснить. Сетовали на необразованность, на темноту народа, на языческие пережитки, а вот, мол, на Западе всё иначе!
   По иному хотелось жить и россиянам, но гордость, гордость мешала обратиться за помощью. Может, гордость, может, и гордыня.
  
   Получить помощь от своих, от христиан православных - другое дело. Пусть они не совсем православные, немного латинисты, да ныне в науке без латыни ни на шаг. Вот и востребованы учителя, знающие науки, в Московии.
  
   Учителей иноземных посулами не заманишь. Пугает их глухота российских мест, плохие дороги и высокопоставленные дураки.
  
   Приходилось боярам платить немалые деньги.
   Требования к учителям предъявлялись нешуточные. Домашний учитель обязан быть мастером на все руки. Организовать торжество, написать приглашения или поздравления, а коли хозяева театралы, то и пьеску написать.
   На могильном камне эпитафию.
   Много работы у домашнего учителя.
  
   Но Симеон Полоцкий - "птица" крупная. Известная как на Западе, так и на Востоке. Приезжало к нему посольство от царя Алексея с хорошими предложениями. Не купился Симеон.
  
   Живой интерес к его личности возник при царском дворе повторно, после ухода Симеона из Киево - Могилянской коллегии, а затем и из Виленской иезуитской академии.
  
   Тогда Симеон вернулся в родной Полоцк, где началась его бурная деятельность на ниве просвещения. Он пишет философские работы, дебатирует с теологами. Скоро слава о нём бежит по всей Восточной Европе.
  
   Крупный учёный постригается в монахи, преподаёт в православной братской школе при Богоявленском монастыре.
  
   Когда новое посольство царя Алексея посещает его в Полоцке, все русские дбяки приглашены на диспут. Диспут по вопросам Веры. Православие отстаивает незыблемость учения Христа и те церковные традиции, которые воспитала в людях православная Византийская церковь.
  
   - Христианское богословие занято постоянным реформированием церкви. Теологи толкуют учение Христа вольно там, где нет иных толкований, а там, где свобода души есть непременное условие существования человека как образа и подобия Бога, они насыщают Веру догмами, утверждающими конечность Мироздания. -
  
   Так начинает свой очередной диспут Симеон Полоцкий.
   Он твёрдо стоит за истинную веру. Народ его родной Белоруссии его поддерживает.
  
   - Как можно людям принимать решения там, где они приняты самим Иисусом? Слова пусты, если они не имеют смысла. Смысл слов в Творении.
   Бог наблюдает за нами и читает в наших мыслях.
   Грех поправлять Бога. -
  
   Симеон Полоцкий - ходячая энциклопедия. У него на памяти не только ветхий и новый заветы но и многие работы предшественников, проявивших себя в различных науках как настоящей эпохи, так и прошлого времени.
  
   Симеон Полоцкий не черноризец и не отшельник, который с молитвенными песнопениями запирается в келье своей. Это энергичный мужчина в расцвете лет, и выпить он может, и погулять, и порвать на себе монашеское одеяние, но не для бравады, а для облегчения души.
  
   Постепенно общаясь с великим книжником, послы проникаются к нему доверием, о чём и сообщают царю.
   Деньги предложены немалые. Учить наукам нужно наследников самодержца русского Алексея Михайловича /1645 - 1676 / гг. - цесаревичей Фёдора Алексеевича, Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича.
  
   С 1664 года бывший преподаватель Вильнюсской академии в Москве.
   Выехал в Россию зимой. Европейские кибитки путешественников боятся русских морозов. Тулупы не согревают. Но Симеон едет в крестьянских розвальнях. Розвальни набиты сеном. В них тонешь как в пуху с головой. Холод не чувствуется, только пар стоит над стогом сена, так могуче дыхание странствующего монаха.
   Лошади храпят утомлённые бесконечным рысистым шагом по не чищенным от снега дорогам. Бока их лоснятся, потому что от деревни до деревни не рукой подать.
   Останавливается то там, то тут. Во многие сёла заезжал монах. Расспрашивал крестьян о житье-бытье, собирал анекдоты, изречения, вирши, пословицы и поговорки.
   Симеону легко с народом общаться. Знает многие языки, а славянские диалекты знает в совершенстве.
  
   Малолетний Фёдор слушает его, сидя на лавке, стёганной полушубками, не шелохнувшись. Сколько историй поведал ему этот старец! Какие книги научил читать! Какие завесы приоткрыл в лабиринты мудрости!
   Чудеса рассказывал о сознании человека, которое имеет начало от самосознания ребёнка и дальше развивается соответственно знаниям учителей; обидно, что учителей хороших мало, потому дураков на Руси много.
  
   Уже ворчали церковники. Уже тучи сгущались над головой вольнодумца, но пока ещё прикрывал его шапкой Мономаха русский царь.
  
   Гражданин Руси - основа
   Благолепия страны.
   Не лишай людишек слова,
   Ложь ползёт со стороны.
   Человека приближая,
   Загляни ему в глаза.
   Царствуй, люд не унижая,
   И молись на образа.
  
   В стихах поэт и песенник, рассказчик и философ, историк и естественник описывает добродетели, благочестие, образцы мудрых правлений, открывает занавес на житейской сцене: картины падений вершителей судеб из-за ошибок, глупости, жадности, строптивости, высокомерия.
  
   Славянин православный, мэтр многих академий не по душе местным владыкам. Начинается закулисная борьба. В ход пускается самое мерзкое оружие правящей верхушки: клевета, навет, оговор, лжесвидетельство.
  
   Он не борется с ними. Нет. Он воспитывает царских детей, активизирует распространение просвещения на Руси. Открывает типографию и печатает "Букварь", "Часословец".
  
   Пишет богословское сочинение "Жезл правления". Затем "Венец веры".
  
   "Пришелец, достигший важного значения при дворе, явившийся в Москве с опасными преимуществами учителя, оскорблявшими самолюбие старых учителей, Симеон Полоцкий... столкнулся с архиреями... с самим патриархом Иоакимом... пошли толки о его ереси".
  
   "Именитый человек Г.Д. Строганов...отличавшийся щедростью, гостеприимством, так отзывается об академике:
   слог неудобен. Проповеди не понимают не только слушающие, но и читающие, не только миряне, но и священники, прямо говоря, что писаны /по русски/, но иностранным языком."
  
   /С.М. Соловьёв. Русские исповедники просвещения в 17 веке стр. 371 -73/.
  
   Как после такого откровения богоугодного человека не предать мерзкого белоруса анафеме!
  
   Христианский православный собор 1690 года осуждает и запрещает его сочинения.
  
   Симеон Полоцкий, в миру Петровский - Ситнякович, забрасывает теологию как псевдонауку и пишет светскую драматургию. Одна за другой ставятся его пьесы: "О Навуходоносоре царе...", "Комедия притчи о блудном сыне", и так далее.
  
   Он говорит, что высшее образование в России преждевременно. Нравы ужасные. Человеческая жизнь, что пыль на башмаках.
  
   Его комедии мало посещаемы. И хотя истории древности проистекают на фоне жизни русской глубинки и русских верхов, церковь и здесь оказывается победительницей.
  
   Архирей с народом спорит:
   -Мол, служу за просто так.
   Люди с голоду нас морят,
   Жалко выделить пятак
  
   Я молюсь и днём, и ночью
   В ночь сжигаю три свечи.
   А народ лишь водки хочет
   Да валяться на печи .
  
   Перевод с оригинала.
  
  
   После смерти Алексея Михайловича Романова правление Фёдора Алексеевича ознаменовалось мирными инициативами. Натянутые отношения с Польшей, в результате её сговора со Швецией, принесли России территориальные потери.
   Но ученик Великого гуманиста не хочет новых войн. Белорусские земли для России потеряны, Симеон Полоцкий уже не пользуется неограниченным влиянием на самодержца, но предпринимает усилия, чтобы отвратить царя от новой бойни. Он знает наверняка, что время придёт, Белая Русь неизбежно присоединится к России.
  
   Так и произошло. Турция напала на Польшу. Россия вынуждена была защищать свои южные границы и своего северного соседа.
  
   Сто тысячная армия турок, поддержанная крымскими татарами разбита. Султан признал право России на северные словенские территории.
  
   Симеон Полоцкий умер, не дожив нескольких лет до принятия "Вечного мира" с Речью Посполитой на условиях России, до создания мощной военной коалиции европейских государств, на которой он настаивал, направленной против турецкой империи.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"