Чудак - не всегда частность и обособление, а напротив,
бывает так, что он-то, пожалуй, и носит в себе сердцевину
целого, а остальные люди его эпохи - все, каким-нибудь
наплывным ветром, на время почему-то от него оторвались...
Ф. М. Достоевский "Братья Карамазовы"
1. Треугольный закат
По правде сказать, хотелось любви, да она и была,
потому что любовь есть всегда, вот, тут, в тебе,
только не знаешь, с кем её разделить, кому
поручить нести чудесную, тяжелою ношу...
Т.Толстая
Они "летели" по Верхней набережной где-то между Чкаловым и Нестеровым на высоте метров сто над Волгой. В городе самых красивых в мире закатов им довелось сегодня любоваться лучшим из лучших. Словно природа специально двоих перекатывала в облаках пасхальное яйцо, чтобы потом на несколько часов уронить его. Из воды верхней небесной - в земную, проточную, совсем недавно освободившуюся ото льда.
Весна выдалась настолько скороспелая, что начало апреля вполне могло сойти на его конец. Только листья ещё не распустились. Но уже вовсю готовились - досматривали последние сны. Обе великих реки, и Волга, и Ока, вопреки традиции, освободились ещё в середине марта. Да, собственно, и льда в эту зиму кот наплакал. Так что особо и освобождаться было не от чего.
- Глобальное потепление в действии! - сказал Димон, приобнимая Нину. Это глубоко личное потепление было им обоим гораздо интересней какого-то планетарного. У них - своя эксклюзивная планета.
Говорят: "счастье находишь в момент, когда меньше всего ищешь". Правильно - то есть, когда меньше всего проявляется "я". Случайно на время забыл о себе - и готово дело: нашёл, нашла!
Кажется, что деревья пускают корни в небо и пьют свет. Что они перевернуты. Что видишь мир, от радости вставший на голову - в нём всё теперь растёт из неба.
Какие-то фисташковые черточки стали чуть заметно добавляться в красно-коричневую штриховку прутьев, как от цветного карандаша. "Ещё не листья, но... как у бабочки есть куколка, так тут куколки по отношению к листьям". Нина всегда всё видела очень образно. Повсюду их встречали почки цвета стрекозиных крыльев. Всё хотело лететь на ветру. Над просторами Волги, как обычные стрекозы летают над какой-нибудь парковой канавой. И чайки, как жуки-водомерки, вибрировали далеко внизу над её коричневым зеркалом.
Стояло такое время года, когда даже мох на деревьях издали видится молодой листвой. Глаза ждут, душа соскучилась. Во всём готова заранее и безоговорочно "узнать" первую зелень. Не важно, что там зелёное - лишь было бы зелёное. Все готовы к обману.
Почки сирени проклюнулись то кругляшами по полсантиметра, то чем-то продолговатым - максимум на сантиметр. Казалось, это даже не будущие листья, а микроскопические плоды. То ли уменьшённые во много раз зелёные яблоки, то ли уменьшённые ещё сильнее сочные огурцы. А может чуть развёрнутые конфеты - карамельки, леденцы? И будто мир с ним вкуснее стал. Вроде, посмотришь, серый-серый... а уже чем-то норовит тебя угостить.
Посвежевшие от весны прутья вокруг каждого дерева вокруг сделались такими бордовыми, что их овалы издали стали напоминать пасхальные яйца. И на каждом хотелось написать пальцем ХВ, будто расстояния перестали существовать, и всё, что только видишь - не дальше вытянутой руки. "И так красиво, что хочется плакать и как будто весь мир мой".
Весь Нижний - ќќчудо-юдо рыба Кит. Всплыл поглядеть на закатное солнце. И дать влюблённым погулять по своей спине. Вечер смахивает с мира суету и расчищает во времени и пространстве уголок для настоящих отношений.
"Разве не так?" - думала Нина, идя от радости чуть не вприпрыжку. То, что эти отношения настоящие и жизнь наконец настала настоящая и всё на свете, обновившись и обнявшись, стало настоящим - у неё не было сомнений.
Когда любишь, каждый день - как сокровище: новое сокровище, которое жизнь выкладывает перед тобой. Целый сад, густо увешанный яблоками дней!
Нине весь мир хотелось обнять, а заодно Димона! Когда ты на такой высоте, обнимать мир легко. Как из рая.
- На закате кажется, что куполов ещё больше, чем на самом деле! - сказала вдруг Нина. - Потому что солнце отражается в окнах, и от этого кажется, что каждое окно - купол. И получается, церквей в городе и так-то много... а на закате весь город - только церкви...
- Ну, это только тебе так кажется, - мягко поправил Димон.
- А ты не веришь?
- Малышка! "Я верую" и "я вру" - буквы одинаковые, только в "верую" - на две больше. Но если их зачеркнуть, получится - "вру". Сам себе вру!
Нина уже привыкла к каламбурам Димона, так что он её не удивил.
- Смотри: А слово "луна" похоже на слово "лупа", увидела вдруг она и сразу озвучила.
- И что?
- Да ведь они же обе круглые. Может, кто-то разглядывает нас сквозь лупу, как сквозь луну. И всё-всё-всё в нас видит!
- Малышка, ну, это же опять твой Бог. Давай говорить не о Нём, а о нас. Не о Том, кого нет - о том, кто есть. Мы с тобой - есть.
Но ещё много чего ЕСТЬ. За Волгой ослепительно золотился двумя церквушками городок Бор - словно заранее, до темноты, зажёг два фонаря! Разумеется, два: Нине сейчас всё на свете казалось парным и радостным. Целый город подавал всем влюбленным парный сигнал, чтоб его только заметили.
"Да заметила я тебя! Заметила! Тебя невозможно не заметить!" - весело подумала Нина, обращаясь то ли к Бору, то ли Богу, то ли к Димону. Настроение стояло такое, словно Волгу, как весенний ручеёк, можно легко перепрыгнуть.
И опять от пары церквей Нина переносилась мыслями к их паре. Два влюблённых человека смотрели на два храма. Предвечернее солнце озаряло их, даря им нимбы просто так, без всякой святости. Казалось, они светились, они вдвоём - одна Любовь.
- Ты рыжая, как этот закат! - сказал Димон. - И прикольная! И маленькая. И ты похожа и на кошку, и на хомячка одновременно.
Нина ничуть не обиделась:
- Значит, я сама себя съела.
- Почему?
- Кошка - хомячка.
Они шли, и даже брусчатка под ногами превращалась в счастливые билеты. "1221" - было напечатано на каждом.
- Представляешь, я только сейчас заметила, что год основания Нижнего - счастливый! - сказала Нина. - Первые цифры идентичны последним... Жаль только, брусчатку не съешь! Счастливые билеты положено есть.
Димон хмыкнул:
- А ты попробуй на счастье... Хотя нет, давай я тебя лучше пиццей угощу.
- А я думала, ты сейчас скажешь: "Давай лучше я тебя съем".
И всё-всё-всё на свете было "идеальным": жизнь нашла свою вторую половину, как цифры в этой зеркальной дате. Как церкви в Бору. Как они нашли друг друга.
- Кстати, раз уж мы о цифрах. "Я подсчитал..." - сказал вдруг Димон. - У нас же дни рождения. Нам же с тобой на этой неделе... исполнилось ровно тридцать пять в сумме.
- И что? - засмеялась Нина.
- А то, что мы вместе с тобой можем стать даже Президентом... Но это только если вместе! Потому что в президенты можно избираться с тридцати пяти лет.
Это почти неправдоподобное, почти сказочное "вместе" стало главной магией сегодняшнего вечера... да нет - сегодняшней весны. Сегодняшней жизни! Состоялись (как обычно по весне) какие-то невидимые выборы, и они вдвоём их выиграли. Призом стыл целый мир. Новооткрытый мир.
- А помнишь, мы по биологии проходили яровые и озимые. И я подумала. Если любовь начинается весной или летом - значит, это яровая любовь, а если осенью или зимой - это озимая... Ну, реально же так! Весной из-под снега всегда чё-нибудь да вытаивает, - продолжала размышлять Нина.
Да, асфальт был уже весь чист. На открытой земле ещё держалась последняя снежно-ледяная короста. Но и она в ближайшие дни сойдёт и тогда уже весь мир будет здоров... правда, какое-то время ещё слаб после болезни. И как будто пьян. Да, как будто пьян.
Надо включаться в весну. Всем.
Почему пока только мы с Димой?..
Надо всем включаться. Как включилось это солнце над Волгой.
- Вечер, вечер, ты могуч. Ты гоняешь стаи туч, - весело продекламировала вдруг Нина: не так давно у них в школе как раз был пушкинский вечер.
- Ветер гоняет... - поправил Димон.
- И вечер тоже, - шутливо хлопнула его Нина. - Не спорь со мной и Пушкиным! Никогда не спорь! Вечер - гоняет!
- Или гонит... Или ты гонишь?
- Или мы гоним! - подпрыгнула Нина.
А может и ветер гонит, и вечер гонит, и мы гоним, и жизнь гонит... и никому верить нельзя... но только это явно не про сегодняшнее настроение, не про "сегодняшнюю" весну, не про "сегодняшнюю" любовь.
Этот вечер гоняет, но не гонит. Уж он-то не обманет!
Город смотрел на закат тысячами мерцающих глаз - отделенный от огромного солнца огромной рекой. Взглядом истово верующего смотрел на то, до чего не в силах был дотянуться, но с чем был един.
"Вода ведь - а разная!" - перевела взгляд Нина. Её всегда поражали неоднородность водной поверхности вот эти длинные "дорожки" - как бы реки в реке, - загадочно чередующиеся светлые и тёмные полосы, бесформенные пятна ещё свободные от ряби, а рядом - уже охваченные ей. Какой-то художник-сюрреалист всё время пытается нарисовать нечто на огромном холсте реки. А уж как разобраться во всех этих меняющихся кляксах и подтёках... - и, главное, надо ли разбираться - Бог ведает.
Интересно: если бы Город, как гигантский фотоаппарат, сохранил в себе все триста тысяч закатов, какие он видел за всю свою жизнь!? И вправду, КУДА вся эта информация девается? Исчезает ли? Стирается?.. Что-то с трудом верится. Такие разве сотрешь?
Наверное, где-то и у кого-то она всё-таки сохранилась.
Тем временем тысячи красных и жёлтых ворсинок вплелись в лохмато-серое небесное одеяло. Волнисто-рваный орнамент завораживал одновременно и мастерством, и неряшливостью. Странным сочетанием пламенеющего света, и пасмурной золы, поглощающей этот свет. Так и сияла то ли вышивка по небу, то ли ветвистая гирлянда.
- Как может быть солнечно и пасмурно одновременно!? А? Ну как!? - ошеломленно замерла Нина.
Совместилась архитектура "верхняя" и "нижняя". В "нижней" (и Нижнем!) - как положено, громоздился темный силуэт земного кремля. Вверху - мерцающий Небесный град. Сеющий свой свет. Пелена облаков прорвалась на западе ровно в трёх местах и ровно над Волгой. Из отверстий сеялись конусы света, как из огромных настольных ламп. Над гигантскими "морскими" просторами зависли гигантские световые медузы. За много километров виднелись их полупрозрачные тела: фиолетовые облачные шляпки вверху и пучки отчётливо отделённых друг от друга лучевых щупалец внизу. А ещё в фантастических фильмах так изображают "фары" снижающихся космических кораблей.
Прошла минута - и стало ясно, что это никакие не корабли, а пирамиды. Точно! Прозрачно-огненные, идеально треугольные, они были построены невидимыми архитектурами прямо на реке. Их ослепительно сияющие фундаменты - самое яркое, что было сейчас в пейзаже: Волга под этими конструкциями превратилась в расплавленное стекло. И фундаменты, и одновременно - световые острова.
Но постепенно одна пирамида стала выделяться всё ярче и ярче. Глаз из неё пока не выглядывал - зато она сама притягивала к себе чужие глаза... будто морально вытеснила из великолепного пейзажа всё остальное и осталось в гордом и даже немножко жутковатом одиночестве.
- Смотри - иллюминаты свой знак на небе поставили! Реально! Щас такое око глянет из треугольника.
- Только!
Небо всё время что-нибудь придумывает для нас. Всё время нам что-нибудь да показывает. Но не рассказывает... Никогда не рассказывает. Догадайтесь сами.
- Ну вот видишь, малышка, ты бы везде поставила церкви, а я бы везде поставил треугольники. Шучу, конечно. Я не иллюминат... Но много треугольников - это всё равно гораздо круче, чем много церквей. Согласись? Представляешь - целый город треугольников! Цивилизация треугольников. Планета треугольников. Вселенная треугольников. Как в "Майнкрафте" всё из кубиков - а тут бы всё из треугольников. Всё-всё! Прикольно было бы?
- Прикольно!
"То-очно! Иллюминаты для контроля над миром придумали "любовные треугольники". Через ревность всех можно контролировать." - что-то ни с того ни с сего пришли в голову Нине.
Димон ещё не знал, что у него уже появился соперник.
И соперник об этом не знал.
А Нина и подавно не знала.
Потому что знать было нечего.
Потому что треугольника не было... но именно несуществующий-то он как бы был.
Кажется, благодаря "вольным каменщикам" нашей души вся наша жизнь незаметно распята... но увы не на Кресте, а на этих всеобъемлющих треугольниках.
Которые в нас есть всегда, даже если их нет.
Именно то, чего нет, то и "есть".
2. О пользе кашля
Вот почему земля одновременна пустынна, и богата.
Богата потаёнными оазисами дружбы - они скрыты
от глаз, и до них нелегко добраться.
Но ждать - ждать мы привыкли.
А. де Сент Экзюпери "Планета людей"
Соперник даже появится раньше, чем Димон. Появится в тот день, когда Нина очередной раз заходила в свою музыкальную школу и увидела на дверях объявление:
"С 1-го февраля в связи с покраской окон
БУДЕТ ЗАПАХ".
Какая многозначительная фраза! Как объявление о концерте: будет выступать народный артист ... Или предупреждение грозного пророка: будет гнев Божий над народом сим за грехи ваши. Или отрывок детской считалочки: "Будум резать, будум бить".
Запах! Он будет! Он непременно будет. Он придёт. Он наведёт порядок. Он будет могучий, добрый и справедливый. Он изменит мир.
Вы не замечаете, что вообще самые глубокие истины всегда самые короткие, ... обычно из двух слов "Колобка повесили". Или "Дождь будет". Или "Бог умер" (Ницше). Или "Ницше умер" (Бог).
Нина училась в музыкальной спецшколе первый год и узнавала людей как-то понемножку, при разных обстоятельствах, спонтанно. В каждой параллели было по одному классу, а в каждом классе по 15-16 человек. Разумеется, в маленьком коллективе пересекались все со всеми, вне зависимости от возраста. Тем более, что многих связывала общая специализация. Матвей и Нина, 5-й и 10-й класс - это конечно большая разница, но... В тот день, а точнее утро (ну, да в то самое, когда ПРИДЁТ ЗАПАХ!) 11-летний Матвей в чёрной шапке сидел в школьном коридоре, полускрестив под собой ноги, и, перебирая гитарные струны, негромко репетировал песню. Вокруг него тесно кучковались ребята и особенно девочки из разных классов.
- Матвей! Это что такое!? Шапку в школе снимать надо, - проходя сказала завуч.
- Это у меня образ. Я перед выступлением в образ вживаюсь, - спокойно ответил Матвей.
Если сразу не разберёшь,
Плох он или хорош...
И тут же у него начался оглушительный кашель.
- Это тоже образ? - наивно спросила Лада из его класса.
- Ага! Вживаюсь! - нашёлся Матвей, продолжая кашлять и петь.
Нет, это был не просто кашель! У Матвея в груди творился какое-то хулиганство, какой-то шумный погром. Как в афроамериканских работах после очередного инцидента с полицией. Кашлял он так, будто грудь сейчас взорвется изнутри, разлетится на куски, и никто Матвейку от этого теракта не спасёт. Это была канонада. Это был духовой инструмент, издававший самый громкий звук, какой можно услышать в стенах школы. Какой-то не небесный, а грудной гром, в котором явственно слышались многочисленные, длительные перекаты от внутренних туч.
- Да какие родители погонят своего ребёнка в школу с таким кашлем! - возмущались учителя.
- Никто меня не гонит, я сам иду, - возражал Матвей.
- Иди домой, Матвей
- Нет, я хорошо себя чувствую, - сквозь кашель возражал мальчик. - У меня даже температура нормальная... почти...
- А какая?
- Ну, вчера была 38,4. А сегодня я не мерил.
Кашель как дикий зверь был заперт в грудной клетке - но видимо, его поймали недавно: не привыкнув к неволе, он бился, ломился наружу, рычал и хрипел. Он стал той достопримечательностью Матвея, на которую при всём желании, просто невозможно было не обращать внимание. Какой-то первоклассник подошёл и сказал восхищенно:
- Матвей! А как это ты так громко кашляешь? А научи меня так же.
Нина тоже приостановилась послушать.
- А у медиков это называется непродуктивный кашель, - решил блеснуть знаниями Матвей. - Продуктивный - когда ты плюёшься. А непродуктивный - просто кашляешь.
- А когда не просто кашляешь, а ещё и нас заражаешь? - спросила Лада. - Это называется продуктивный или непродуктивный?
- Это о-очень продуктивный! - сказал Рустик. -Офигенно продуктивный! Я хочу заболеть и отдохнуть. И очень продуктивно, если Матвей меня заразит.
- Да, правильно! Если ты двадцать пять процентов нашей школы заразишь, тогда карантин объявят! - подсказал Гриша из их класса.
- По десять рублей все тебе скинемся, - добавил Рустик, - Всем классом.
- Всем классом это классно! Только сначала я должен песню исполнить, - сказал Матвей. - А потом заразить. Но... Как я могу кого-то заразить, если я... ну можно сказать, не болею!
И в подтверждение своих слов закашлялся ещё сильнее. Но надо отметить, забегая вперёд, - не соврал и никого не заразил.
Бронхит и есть бронхит: это документ "только для внутреннего пользования".
Некоторые даже обиделись на Матвея: поманил своим кашлем - а так и не поделился.
Хотя обычно Матвей делился всем, всегда и со всеми.
Все было просто. По новому предмету с длиннейшим названием "Основы светской этики и религиозной культуры" они проходили тему "дружба". И Матвей неожиданно для себя вызвался к следующему уроку принести гитару и исполнить песню Высоцкого.
Вообще-то он был скрипач, но скрипка - это для учёбы, а гитара - для души. "Парня в горы возьми" на скрипке, наверное, ещё никто не исполнял. Как и Цоя, которого Матвей тоже любил.
Где-то между Высоцким, Цоем и Бахом проходила, - вернее, бешено проносилась на самокате вся его переполненная до краёв жизнь. Переполненная, между прочим, как раз той самой дружбой. Дружбой без всяких гор (разве что нижегородских Дятловых, которые вряд ли считаются).
И Матвей сегодня всё-таки исполнил свою песню. И домой так и не пошёл.
Кстати, Нина, которая много чем в жизни интересовалась, буквально вчера читала в Википедии: "Ипохондрия - необоснованные или преувеличенные опасения за своё здоровье; уверенность в наличии у себя какого-либо заболевания при отсутствии его объективных признаков". И вот прямо сейчас, в собственной школе, вдруг встретила иллюстрацию полной... антиипохондрии. Болезнь, была налицо, но Матвей так упорно отрицал сам факт её существования... как отрицал бы связь с партизанами, попадись в гестапо.
Казалось бы, жалеть его надо, но жалеть никак не получалось - получалось любить. А это совсем другое.
Нина всегда страшно любила детей. Обожала! Девушка, которая не любит детей - наверное, плохая будущая мать. Но Нина в свои 17 лет плохой матерью не была. Просто у каждого свои предпочтения, и Матвей с того дня стал сыном её мечты. Слушая его кашель и песню, она неожиданно загорелась заботой:
- Тебе хоть горчичники ставят?
- Ставят.
- Надо и банки ставить...
- И банки ставят.
- И ты всё равно в школу ходишь?
- И хожу.
- Так ты бы хоть дома отлежался.
- А дома-то чего делать?
- Как что? Отдыхать.
- Я дома не умею! Я только с друзьями отдыхать умею.
Это было еще в ту доковидную эпоху, когда люди гораздо меньше обращали паническое внимание на кашель ближних своих. Но тут всё было так парадно громко и так интенсивно, что не обратить внимание при всём желании не получалось.
И вот всё в том же коридоре (где вокруг Матвея уже образовалось что-то среднее между маленьким митингом и большим концертом) Нина стала свидетельницей телефонного разговора школьной медсестры с мамой больного. У пожилой Веры Григорьевны звук смартфона стоял на максимуме, так что за несколько метров были отчетливо слышны все ответы "с того конца".
- А он сегодня, когда уходил в школу, лучше стал себя чувствовать? - спрашивала медсестра.
Наивная...
А мама говорила:
- Ой, я так редко его вижу, что я даже не знаю... лучше ли он стал себя чувствовать. Я утром, когда проснулся, говорила ему не ходить в школу, но я ушла, и он ушёл - мне младшая Катя передала. Не могу же я его запереть...
"Как мама может так... не по-мамски не знать!? Не знать, лучше ли её сыну!?", - со всей подростковой горячностью недоумевала Нина.
Горячностью такой, что её даже жаром обдало. Горячностью будто бы наивной, но именно материнской. Матвей своим появлением и своим кашлем впервые в жизни сделал её... "немножко мамой". (Ох, и хихикал бы Димон над этим выражением... ну и пусть бы хихикал!)
"Родная мать, блин, не знает, лучше ли стало её сыну, у которого бронхит и у которого вчера было 38,4," - продолжала возмущаться про себя Нина и всё больше сочувствовать "сироте" при живых родителях.
Но потом в оправдание мамы она подумала, что ведь та его хотя бы отговаривала.
- Нет! Ты хороший! Ты-ы? Ты очень хороший. Ты просто за-ме-ча-тельный! - возразила Нина.
- Я разный! - возразил на её возражение Матвей. - Иногда замечательный, а иногда... какашка. Но замечательная.
- Всё равно ты классный, не спорь! - убеждённо начала спорить Нина.
- А я не спорю, спасибо!
А Семен из класса Нины в своём приколистском стиле вдруг сказал Матвею.
- Вот зараза, ты нас всех всё-таки заразил. Я на тебя в суд подам!
- За что? - удивился Матвей.
- Смех! - сказала Нина. - Им ты нас и заразил.
- А-а... ну тогда да!
Похоже, герой нашего времени - мальчик-пофигист-гитарист, с чем- то чудным и ослепительным внутри, спрятанным под толстой-толстой скорлупой: то ли кашлем, то ли - солнцем, а "сразу не разберёшь...".
2.
Итак, "материнское" общение с Матвеем началось для Нины с его концертного кашля в феврале. Но сейчас она вспомнила, что и всю первую половину года гиперактивный ребенок то и дело маячил и напоминал о своём существовании - и не то, что лично ей, а как-то всем сразу. Несмотря на маленький рост его всегда на всю школу хватало.
Разумеется, впервые она увидела Матвея 1 сентября. Уже тогда не заметить его в толпе было так же трудно, как не различить несущийся метеор на фоне неподвижных звёзд.
Со своей золотящейся на солнце шевелюрой Матвей походил бы на шустрого, весёлого шмеля, если бы можно было представить себе шмеля наоборот. Во-первых, абсолютно безопасного, никого не жалящего, а во-вторых (нет, это во-первых!), не он подлетал к цветам, а они всё время в большом количестве подлетали к нему и оживлённо толклись где-то рядом. Особенно, цветы женского рода. И гудение вокруг стояло вполне шмелиное.
Мальчик всё время был в центре внимания, не прилагая для этого, как ни странно, никаких усилий... Солнечная и бестолковая радость шла от него сама, как гул от шмелиных крыльев. Он шутил, не задумываясь, - сам не зная и даже не догадываясь, что скажет через секунду - и всем было весело. Он безобидно дурачился, мигом вовлекая в этот процесс массу неравнодушных. И ровно всё то, за что его считала нахалом и хамом классная руководительница Варвара Андреевна, привлекало к нему чуть ли не всех остальных. Боже, как по нему за лето соскучился весь класс, - Да что там класс! Вся школа.
Как это только сейчас стало видно! Как же его всё лето не хватало. Целых три месяца без Матвея прошло! - Да, единственный минус длинных летних каникул - то, что в них нет Матвея. То есть, конечно, он есть, но не со всеми, а сам по себе. Мало кто знал, каково мальчишке приходится в семье, где его лупят, - потому почти все были свято уверены, что ему всё всегда дается легко. Прям абсолютно все! Удивительно легко! Невероятно легко!
Сказочно лёгкий человек, какие в нашем мире страшная редкость... Каких днем с огнём ищут. Если дружить, то с кем же ещё, как не с лёгкими! "Может, именно такие лёгкие даны нам, чтобы мы дышали Богом!?"
Чудо встречи Человека с Человеком. Превращение "дальнего" в ближнего. Все мы живём по принципу: человек человеку - чужой. Человек человеку - волк. Нет, человек человеку - таракан. Человек человеку - декорация на пути. Декорация может быть даже "любимой" ... если с ней комфортно, и ты к ней привык. А тут вдруг... человек человеку - Человек!
И если ты за всю жизнь встретил хотя бы одного такого человека, - это чудо!
Вторая встреча с Человеком, кажется, тоже была осенью... да, в тёплую золотую осень. Матвей и Нина вместе подходили к школе. Матвей вдруг обратился к ней как к давней знакомой, будто только минуту назад о чём-то болтали и прервались лишь пока переходили улицу.
- Сок только что купил в стеклянной бутылке. Смотри какая красивая. Главный прикол: тот же самый сок в пластиковой стоит 55 рублей, а в стеклянной 99. Вся разница - это только цена бутылки. Ну я подумал и решил переплатить только ради бутылки. Это такое... эстетическое наслаждение и любуешься.
- Класс, - сказала Нина.
- Хочешь? - протянул мальчик, - угощайся. А потом можешь себе бутылку оставить.
- Так ты же её специально купил, чтоб любоваться.
- Так я же её тебе дарю. Потом она мне всё равно надоела бы, - вздохнул он. В этом был он весь.
Третья встреча... пятиклашки со страшным грохотом бегают по лестнице: в догонялки играют. Матвей быстрее всех летает, громче всех топочет, хохочет, красный, как живой пожар. Рубашку где-то скинул, в одной маечке носится вверх и вниз... Так и пышет огнём и смехом. Кажется, майка не выдержит и вот-вот загорится - хотя и вся мокрая. И лестница загорится. А от неё вся школа.
- Матвей! Ты зачем разделся-то!? - возмущенно окликнула его Варвара Андреевна главная тушительница всех подобных пожаров.
Летящий метеор остановили, вопреки всем законам физики, но этой остановки хватило лишь на одну ответную фразу:
- А мы бегаем, нам жарко! - и через секунду его ветром сдуло. Причём вверх! Нет... мы так не умеем. И нам НЕ жарко. И нам НЕ хорошо. И мы "теплохладные"! Мы в своей энергетике зависим от Чубайса, он - от Бога.
Жарко ему, видите ли. От счастья жарко? Ну да, даже горячо.
Каждый ребёнок по отдельности - целая электростанция... А все вместе - единая энергетическая система: РАО ЕЭС радости.
Никогда уже у нас, у взрослых, не будет такого мира и таких глаз! Не водимся мы больше ТАКИЕ на свете!
Может, ему жарко, потому что в нём солнце? Интересно, а солнцу бывает жарко?
Кстати, "солнышко" Матвей любил делать ещё и как физическое упражнение. Или мог как ни в чём не бывало пройтись на руках по школьному коридору... и вообще, что у него считать руками, а что ногами, зависело только от конкретной ситуации: это у Матвея понятия очень относительные.
Как не странно, за это его больше любили. Что бы он ни делал, способствовало только умножению любви. В школе и в мире.
Просто ходячая "молитва о умножении любви". Даже если ходящая вниз головой.
А ещё Матвей всегда и всем был готов помогать самым бестолковым образом. Вот Миша из седьмого класса, забыл в кабинете очки. Но самое страшное - сейчас там занимался 9-й класс. А в 9-м - всем известный хулиган Антон... Антон Миша очень боялся.
Нет, не то, чтобы тот бил или сознательно обижал младших, (в школе такого вообще не водилось!), но его "пранки", казавшиеся лично ему очень остроумными, Мишу пугали. Всех пугали. Но только не Матвея.
- Щас я твои очки доставлю!
И вот Миша растерянно жмётся, мнётся, топчется у страшных-страшных дверей, за которыми страшные-страшные люди, а Матвей, который на два года его младше, деловито и уверенно, как к себе домой заходит в 9 класс. Чего ему боятся? Старшие - не страшные! Страшнее приколов ничего не сделают.
Вот и знаменитый "гопник" Антон. Вот и Мишины - точно очки у него на парте, как и можно было догадаться. Антон, увидав малолетнего гостя, конечно, сразу же берёт его в охапку и переворачивает вниз головой. В эту минуту заходит учительница. Глаза у неё округляются.
- Ты чего над ребёнком издеваешься!? - возмущается она.
- А мне нравится! Мне нравится! - тут же весело, пищит Матвей. Опять красный и опять счастливый. Как на лестнице.
Матвей такие шутки очень даже понимает... всегда ищет к ним повода. Мишины очки - это только повод. В другой раз надо будет Антона отдельно подловить.
На следующей перемене Нина, к своему изумлению, увидела, как тот же Антон с большим воодушевлением катает на себе Матвея верхом. И подумала: вот обслуживание: и прокатят, и вниз головой перевернут. И всё бесплатно.
"Ну и кто же кем управляет в этом симбиозе?" И пришла к выводу, что явно не тот, кто старше и "длиньше". Тут маленький управляет большим... Что бы сам большой на этот счёт ни думал. Матвей доволен: это ровно то, что ему нужно.
Манипуляция, которой обе стороны довольны. Наездник - безусловно, и умнее и "взрослее" коня... Но всё чудо в том, что "конь" лишь благодаря наезднику и становится человеком. Реализует всё доброе и светлое, что в нём таилось. Очень долго таилось! Несомненно, ждало Матвея. Каждому "коню" нужен свой Матвей.
Да и как он вообще мог учиться, если школа - не место для учёбы. В школе столько интересных людей, заменивших семью, что где уж тут и когда уж тут учиться?!