Аннотация: Арзамас От Выездного до Соборной площади. Храмы-исполины. Уникальный по своей архитектурной старине Арзамас обычно так же незаслуженно забывается (или, вернее, "пролетается") всеми путешествующими в Дивеево, как Калуга - путешествующими в Оптину. Из всех малых городов России можно сосчитать по пальцам те, которые хоть отчасти сопоставимы с Арзамасом по числу, размерам и удивительной красоте церквей. На 100 с небольшим тысяч населения здесь сохранилось 18 храмов. Многие из них являются признанными шедеврами своих эпох. Благодаря им, город стал "архитектурной энциклопедией" немного-нимало всего 300- летнего романовского периода в истории России. Великолепно сохранилась и гражданская застройка. Как метко выразился один мой ученик, 14-тилетний подросток, любящий путешествовать, Арзамас его "поразил своей законсервированностью". Есть города, гораздо более древние по времени основания, но сохранившие куда меньше архитектурных памятников. Арзамасу, недавно отметившему "всего-то" 440-летие, в этом смысле невероятно повезло. 1578 - первое упоминание русской крепости с таким названием: условно принятая историками дата её основания. Крепость была большая - об 11-ти башнях и 4-х воротах - но целиком деревянная, так что полюбоваться ею после пожара 1726 года мы уже не можем. Более древняя история этого места вообще тонет во мраке преданий. Поселение мордвы-эрзя существовало здесь как минимум с ХIII века. Само название Эрзямас (так оно когда-то произносилось) означает: "мордвин-эрзянин". Иногда писали "Орземас" - есть такое имя: возможно, так звали легендарного основателя. Другая легенда указывает на основателя по имени Теш. Вот откуда, очевидно, произошло название главной городской реки - Теша. Говорят, что мордва бежала сюда от нашествия Батыя. Эрзянский городок просуществовал более века и был разорён татарским ханом Булат-Тимуром около 1365 г. Впрочем, даже в 1552 г. шедшего на Казань Ивана Грозного на этом месте, по преданию, встречали какие-то эрзянские жители, доброжелательно настроенные к врагу своего врага. Так или иначе, приходится в очередной раз констатировать, что Россия - многонациональная страна, и даже наши самые "исконные" русские города чаще всего имеют финно-угорские названия. Иногда, как вариант, - татарские. Соседнее Дивеево было, по-видимому, вотчиной некоего мурзы Дивея. Город рос, терял значение крепости, но всё больше приобретал роль колоссального центра торговли. Здесь пересекались важнейшие тракты: от Москвы на восток, от Нижнего Новгорода на юг... Да и Макарьевская ярмарка была совсем рядом. А где ярмарки и купцы - там и богатейшие церкви! "В отношении церковной архитектуры Арзамас является городом, где в XVIII - XIX веках воздвигались сооружения чисто столичного масштаба, перед которыми даже московские церкви этого же периода кажутся провинциальными" - писал известнейший искусствовед и реставратор Н.Померанцев в 1926 г. С небольшим уточнением, что речь идёт о допожарной Москве (до её колоссальной перестройки 1820-40-х годов), можно согласиться, что это поразительно точное определение. Мы имеем дело с настоящим "арзамасским феноменом" в русской архитектуре. Как минимум, несколько храмов города по своим размерам и величию могут претендовать на звание кафедральных соборов всероссийского значения. О колоссальном Воскресенском соборе (одном из самых больших и величественных в нашей стране за пределами Москвы и Петербурга!) мы ещё поговорим подробно. Но совсем недалеко, в пригородном селе Выездном (то есть практически в черте города) стоит его "предтеча" - Смоленский храм, который моложе его всего на несколько лет. При его строительстве и оформлении были "опробованы" все те черты, которые потом в увеличенном виде предстанут в грандиозном сооружении на Соборной площади. Поэтому знакомство с арзамасскими храмами я начал именно с него. Между заливными лугами речки Теши и большим селом Выездным стоит могучим классическим монолитом видный издалека, живописно открытый с трёх сторон многоколонный белый храм соборного типа. С пятью огромными полусферическими куполами, с изящными портиками со всех сторон - несомненный шедевр XIX века. Но, при этом почему-то с высокой и тонкой шатровой колокольней в стиле XVII века. И - никакой дисгармонии! Удивительное, редчайшее сочетание, но здесь оно смотрится... как будто так и надо. На всю жизнь запоминается головокружительна панорама полей с единым собирающим центром - этой невесть откуда взявшейся доминантой. Очень похоже, будто и не зодчие её возвели, а замечательный художник в пейзаже дорисовал, как самый необходимый элемент. История этого арзамасского пригорода с его "собором" необычная. Вообще-то, нынешнее село - бывшая казачья Выездная слобода, лишь немногим более молодая, чем сам Арзамас. Царским указом сюда было переселено 600 казаков для несения дозора на засечной черте, пролегавшей вдоль Теши. Крепость и засечная черта были тесно взаимосвязаны. Жителям не удалось сохранить свои казачьи вольности, и уже в XVII веке Выездное стало помещичьим селом богатейшего рода Салтыковых. Тем не менее, строить огромный храм на месте двух прежних обветшавших церквушек
|