Ромм Миша : другие произведения.

Творческая боль

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В обозримой природе и её истории не просматривается смыслов, но, кажется, есть направление...

  Творческая боль
  
  1. Как жизнь прожить?
  
  В обозримой природе и её истории не просматривается смыслов, но, кажется, есть направление - от простого к сложному, то есть развитие.
  
  Поэтому "смысл жизни" следовало бы искать в развитии, движении в сторону усложнения. Смысл однако подразумевает некую финальную цель, точку невозврата, конечный элемент. Развитие точкой быть не может, поэтому его нельзя считать смыслом. Религии предлагают "финальную цель", но только такую, которую они обязывают принять на веру. Однако рационально на веру можно принять лишь абстрактные категории, вроде "золотого правила": поступай так, как поступал бы идеальный субъект. А "финальная цель" есть нечто конкретное, вследствие чего простое принятие её на веру иррационально. (Стоит ли следовать иррациональному - этот вопрос остаётся за границами нашего рассмотрения.)
  
  Если развитие нельзя считать смыслом, почему бы не сосредоточиться на дне сегодняшнем, в котором "я мыслю, значит, я существую"? Всякое же рассуждение о смысле жизни есть отсылка либо к прошлому (генезису), либо к будущему (концу времён). Между этими двумя рационально недостижимыми пределами простирается собственно поле нашей жизни и, соответственно, более насущный вопрос: как жизнь прожить? Если считать, что время течёт, а мы способны влиять на своё в нём плавание, то как поступать с текущим временем?
  
  Эти соображения следует повторить в более концентрированной форме: вопрос о смысле жизни связан с поисками начала и конца света (область гипотетического), в то время как вопрос о том, как жить, связан с тем, куда идти прямо сейчас (область практического).
  
  В вопросе "Как жизнь прожить?" нам, по крайней мере, есть, на что опереться: жизнь хотелось бы прожить так, чтобы не было больно.
  
  2. Неизбежность творческой боли
  
  Боль бывает разная, но в целом она либо физическая, либо психологическая.
  
  Физическая боль может превратить человека в зверя, машину или самоубийцу, но её власть распространяется на весь животный мир, это не чисто человеческий феномен.
  
  Психологическая боль, вероятно, обитает и среди животных, но со всей очевидностью она проявляется в людях. Её причиняют явления природы и поступки человека.
  
  Несущие боль явления природы - это болезнь и смерть. С ними связана и боль от осознания смертности - своей, близких, всего человечества.
  
  Не меньшую боль могут приносить и поступки людей. Нам становится больно от того, что мы или кто-то рядом нарушил кодекс морали, которому обучили нас в детстве.
  
  Особая форма человеческих поступков - творчество, то есть создание чего-либо из ничего. Более конкретно, творческий процесс - это сотворение из нашей психики. Материал творчества - весь мир в преломлении через нашу психику. Орудие творчества - опять же, психика творящего. Результат творчества есть нечто, доселе не существовавшее в мире, вернее, в мире человека. Поэтому творчество есть процесс и способ обогащения человеческого мира. Обогащение есть изменение в сторону расширения. Творчество - это расширение человеческого мира.
  
  Творчество есть поступок, ибо человек всегда выбирает, творить ему или нет. Но это поступок особенный. Творчество может приносить и боль, и наслаждение одновременно. Бездействие, отсутствие творчества, тоже может причинять боль. В сущности, творческая боль неизбежна, если перед нами человек. В творческой боли состоит его выход из природы, его неразрешимый конфликт с природой, а значит, и с самим собой. Человек и творческая боль неразделимы. Отдаляясь от неё, мы теряем человеческий облик. Погружаясь в неё, мы обретаем его вновь.
  
  Творческий процесс есть стремление к идеалу, то есть к божественному. Божественное, в сущности, тоже есть продукт нашего творчества, некий эталон. Божественное всегда связано с сотворением и разрушением мира, всего мира сразу, не по частям. Боль такого творчества должна быть тотальной, также как тотальной могла бы стать любая ошибка творения: "Что написано пером, не вырубишь топором". Тотальная творческая боль - это абсолютный и недосягаемый предел наших творческих возможностей. Любая творческая личность подспудно стремится к достижению идеала, но никогда не достигает утоления этой жажды. Подобная погоня за мечтой может привести к последствиям, пагубным для личности. Люди осознали это давно и придумали защитные средства: "не сотвори себе кумира", "знай меру", "узнай себя", "давайте делать паузы в словах"...
  
  Но пора вернуться к основному вопросу: как жизнь прожить? Прожить без боли? Но без боли нет творчества, ибо творчество есть боль. Жизнь без творчества не есть жизнь человеческая. Думаю, разрешения этого конфликта в природе человека нет. В этом смысле человек есть ошибка природы - он пребывает одновременно в природе и над ней, он существо, обречённое на вечный психологический конфликт. Как нам жить с такой ошибкой? Жить согласно своей природе, но осознавая дуализм нашей сущности. Осознавать, что человек - животное, которому присуща творческая боль. И творить, оставаясь самими собой. Это неизбежно, невзирая на последствия для природы и нас самих.
  
  25 января - 10 февраля 2022 года
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"