Запад - это мировоззрение, колыбелью которого можно считать западноевропейский континент. Мировоззрение изменяется, но общество из поколения в поколение передаёт минимальный набор аксиом, который впитывается с молоком матери. Эти аксиомы не эфемерны, их можно сформулировать. Когда набор аксиом изменяется, общество всё отчётливее прощается со своим прошлым - так возникают новые цивилизации. Конечно, это происходит крайне редко и медленно, хотя бывают и ускорения.
Мы можем выделить лишь один основополагающий принцип западного мировоззрения. Все остальные принципы не являются аксиомами, а следуют из него. Вот он:
ЧЕЛОВЕК - АВТОНОМНЫЙ СУБЪЕКТ.
Это значит, что в западном сознании есть всеобщее согласие насчёт одного только вопроса: существует отдельный человек, единица, личность как таковая, независимо от какой-либо групповой принадлежности. Эта личность может действовать (жить) по своему собственному усмотрению, и другие личности, а также общество и государство, обязаны с этим считаться.
Это единственная аксиома, насчёт которой в западном мире есть согласие, и поэтому, можно считать, она определяет Запад. Тогда несовместимыми с Западом оказываются те цивилизации, в которых автономность субъекта отрицается полностью.
В ортодоксальном исламе личность имеет право на жизнь и развитие только как единица мусульманской общины, но не сама по себе. (Даже исламское летоисчисление ведётся от года создания первой исламской общины в Медине, а не от, скажем, рождения Пророка или получения им откровения Аллаха.) Вышедший из общины (т.е. переставший быть мусульманином) автоматически становится персоной вне закона, не достойной не только уважения, но и самой жизни.
В России до сих пор ставится вопрос об автономности личности. Есть партия крайних государственников, которые считают, что государство - от Бога (или буквально, или метафорически), и оно по определению стоит над личностью, т.е. личность принадлежит государству, стране, Родине. Это духовное крепостное право. Другие партии в большей или меньшей степени постулируют автономию личности, и, таким образом, приближаются, скорее, к Западу, чем к Востоку.
На Западе вопроса об автономности субъекта нет. Этот вопрос был разрешён примерно в эпоху Возрождения (и окончательно - в период буржуазных революций), когда европейцы на самом деле отделили церковь от остальных сфер жизни, включая государство, философию, науку и искусство. С тех пор они привыкли к аксиоме автономности субъекта, и никто её больше не оспаривает.
Но это и единственная аксиома западной цивилизации. Все остальные 'истины' либо являются следствиями первой, либо вызывают споры и разногласия.
Среди следствий аксиомы можно выделить широкий взгляд западной цивилизации на вещи, культуры, миры. Поскольку отдельная личность автономна, Запад делает вывод, что в иных 'мирах' существуют хоть и иные, но столь же автономные личности. Поэтому Запад способен терпеть и/или уважать иные культуры и даже вероисповедания.
Но детали личной автономии вызывают постоянные разногласия в западном мире. Здесь можно было бы перечислить целую когорту философских учений от утилитаризма (наибольшее благо для наибольшего количества личностей) до идеализма (главенство принципов над прикладной пользой). Поэтому независимость личного интереса от общественного и государственного нельзя считать основополагающим постулатом Запада.
Аналогично, не являются основополагающими и постулаты о ценности жизни, свободы, равенства и т.п., ибо по этим вопросам не прекращается дискуссия между философами и обществоведами. Одни считают неприемлемой смертную казнь, другие - аборты. И лишь фундаментальный факт автономии личности онтологически независимо от ассоциации не подвергается сомнению. На этом и стоит западная цивилизация.