Велейко Ольга, Ромм Фредди А. : другие произведения.

Ревизионизм биографии Жанны Дарк: научное открытие, заблуждение, фальсификация?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками


  
  
  
  
  

Необходимое вступление

  
   Дамы и господа, вам никогда не приходилось исправлять классиков? Приятное занятие, чёрт возьми. Он, классик, вот тут ошибся, а я исправлю и на весь мир продемонстрирую, насколько я умнее, проницательнее, компетентнее. И тут уж не важно, в какой сфере знания я утираю нос классику - в физике, математике или истории. Пожалуй, в истории лучше всего: никакие эксперименты и исследования меня, драгоценного, не опровергнут, а все свидетели случившегося всё равно давно умерли.
   И если после всего этого хвалят не меня, а всё того же классика, это несомненно происки врагов, решивших замолчать Моё Великое Открытие. "Но я и тут молчать не буду!", как сказал один персонаж Хазанова. Пусть все знают, кто чего стоит и чьих рук дело этот заговор молчания вокруг моих гениальных свершений!
   К чему это мы? Да вот, знаете ли, недавно встретилось следующее утверждение: ревизионизм биографии Жанны Дарк более научен, чем ортодоксальный взгляд, так как основывается на документах. То есть что на документах основано, то и истина, а остальное заблуждение, ложь и заговор молчания. "Без бумажки ты букашка, а с бумажкой и букашка человек". Например, если в документах Х века написано, что тогда Земля была плоская и покоилась на трёх китах, значит, так оно и было. И вообще, непонятно, как это очкарики судят о событиях, которые произошли в эпохи, когда ещё никакой письменности не было. Не иначе как сами придумывают.
   Что же, очень милая позиция. Давайте-ка рассмотрим её повнимательнее.
  

О научности ревизионизма биографии Жанны Дарк

  
   Прежде всего: что следует считать более научным и менее научным? Наука как таковая - это способ рационального познания окружающего мира, основанный на некотором базовом методе. Этот метод должен применяться, в рамках данного научного знания, единообразно, независимо от того, какая задача решается. Для естественных наук, характерен метод эксперимента: многократное воспроизведение изучаемого эффекта, с целью выявления его общих и особенных характеристик. Для математики, эксперимент не типичен, и базовым является математико-логическое исследование, использующее основные методы логики. Не всегда характерен эксперимент также для гуманитарных наук. Особенно это касается истории, которая в принципе не допускает проведение экспериментальных проверок тех или иных гипотез. Однако для всех сфер науки характерен логический подход, без которого, собственно, не существует рационального начала. Поэтому можно утверждать, что любое исследование, вступающее в конфликт с логикой, не является научным (даже если оно использует другие средства научного познания).
   Остановимся на вопросе, что, собственно, должна давать история как наука. Разумеется, ту или иную теорию, картину событий прошлого. Каким образом эта картина строится и проверяется - отдельный разговор, а пока отметим, что конкретная картина событий должна быть логически-непротиворечивой как внутри себя, так и по отношению к известным фактам и другим картинам событий (относящимся к иным историческим вопросам). Если картина событий непротиворечива, имеет смысл рассматривать её, сравнивать с иными гипотетическими картинами событий. Если же логика нарушена, рассматривать попросту нечего - во всяком случае, в научном смысле.
   А теперь посмотрим, как реально работает критерий непротиворечивости картины событий в различных ревизиях биографии Жанны Дарк. Однако прежде изложим вкратце "ортодоксальную" картину событий:
   Жанна Дарк родилась в состоятельной крестьянской семье в деревне Домреми не позднее 1412 года, когда шла Столетняя война между Францией и Англией. В возрасте 13 лет Жанна пришла к выводу, что способна повлиять на события войны, а именно - способствовать коронации дофина Карла. В рамках решения поставленной ею для себя задачи, Жанна обратилась за помощью к местному феодалу де Бодрикуру. При этом она уверяла, что с ней общаются высшие силы ("Голоса"), которые дали ей миссию по снятию осады Орлеана и коронации дофина. Через некоторое время де Бодрикур поверил Жанне, направил её с небольшим отрядом ко двору дофина и дал рекомендательное письмо. В это время при дворе дофина готовилась экспедиция по спасению Орлеана, и среди гостей будущего короля были гонцы из осаждённого города. Встретившись с Жанной, они уверились, что она действительно может серьёзно способствовать спасению Орлеана, и вместе с королевой Иоландой, которая спонсировала будущий поход, убедили дофина принять гостью из Домреми. В тот период было популярно "Пророчество Мерлина", согласно которому Францию должна была спасти простая девушка из "дубовых лесов Лотарингии", и многие французские патриоты решили, что Жанна и есть героиня этого предсказания. Это значительно способствовало приходу во французскую армию ополченцев. Специальная церковная и медицинская проверка установила как физическую, так и психическую нормальность, а также христианскую лояльность Жанны.
   Явившись под Орлеан (апрель-май 1429), Жанна нанесла противнику ряд серьёзных поражений, что вынудило его снять осаду. При этом Жанна часто вступала в конфликт с другими французскими командирами, прежде всего, по вопросу об интенсивности наступательных действий французов. После победы под Орлеаном, Жанна успешно провела также Луарскую кампанию, практически полностью обескровив англичан и лишив их плодов побед, одержанных после взятия Парижа. Победы на Луаре позволили французам короновать дофина (Карл Седьмой). Однако затем Жанна была отстранена от реального командования, но не отправлена в отставку. Вскоре (1430 г.) англичане перебросили во Францию дополнительные силы и вместе со своими союзниками, бургундцами, предприняли ряд наступательных операций, пиком которых стала осада Компьеня. Жанна, по собственной инициативе выступившая на помощь осажденному городу, совершила вылазку, в результате которой оказалась в бургундском плену. Король Франции не предпринял ничего для спасения пленницы, и она оказалась продана англичанам за выкуп, который уплачивался за принцев крови. Англичане решили дезавуировать подвиги Жанны с помощью Обвинительного церковного процесса против неё, однако формулировка обвинения оказалась затруднена как безукоризненной репутацией Жанны, так и её успешной защитой на суде. Тем не менее, используя обычные методы фальсификации, судьи подготовили обвинение в ереси и приговорили Жанну к казни на костре. Под страхом казни, Жанна подписала отречение, но затем была обвинена в нарушении его (отречения) условий и казнена. Её казнь не дала англичанам ожидаемых результатов, и вскоре они потерпели окончательное поражение во Франции.
   Такова "ортодоксальная" версия биографии Жанны Дарк. В этой картине событий немало белых пятен. Так, неясно, что следует понимать под Голосами, которые, по словам Жанны, дали ей миссию, которую она блестяще выполнила. Не вполне ясно также, почему Карл Седьмой не отправил Жанну в отставку, а вместо этого позволил врагу опорочить и жестоко убить её. Есть и многочисленные другие загадки (они рассмотрены, вместе с возможными решениями, в книге "Загадки Орлеанской Девы").
   Среди этих загадок видное место занимает некая мадам дез Армуаз, которая появилась после казни Жанны и якобы была опознана братьями Жанны как их сестра.
   Вообще говоря, наличие белых пятен характерно для любого значительного исторического факта, биографии каждой видной исторической личности. Само по себе это ничуть не удивительно. Однако наличие подобных загадок приводит к явлению, которое называется историческим ревизионизмом. Сам по себе ревизионизм не хорош и не плох, он характерен для всех сфер науки. Так, теория Эйнштейна явилась, по сути, ревизией механики Ньютона, а геометрия Лобачевского - ревизией геометрии Эвклида. Однако решающим критерием научности ревизии является следующий:
   Ревизия научной теории должна давать ответы на все те вопросы, которые решены в рамках прежней научной теории, плюс разрешать некоторые другие проблемы, неразрешимые для "ортодоксальной" теории.
   Эйнштейн и Лобачевский блестяще соблюли этот критерий. А как обстоит дело с ревизией биографии Жанны Дарк?
   Прежде всего - какие есть формы ревизионизма биографии Жанны? Самые заметные из них следующие:
   1) Батардизм и сюрвивизм, отрицающие крестьянское происхождение Жанны, приписывающие ей королевское происхождение и оспаривающие факт её казни;
   2) Отрицание военных заслуг Жанны, приписывание их другим французским капитанам;
   3) Отрицание психической (а зачастую и физической - как женщины) нормальности Жанны.
   А теперь применим указанный выше критерий правомерности научной ревизии к этим ревизионистским направлениям.
   Батардизм-сюрвивизм. По сути, оспаривание факта рождения Жанны в Домреми. Предлагает своё объяснение Голосов (как придворных Изабеллы Баварской и Карла Седьмого) и мадам дез Армуаз (якобы это Жанна, спасённая от гибели добросердечными англичанами и церковниками). Приписывает военные победы Жанны другим французским капитанам. Отрицает смысл Обвинительного процесса. Однако при этом не объясняет, почему те же французские капитаны до и после Жанны то и дело проигрывали сражения, почему Карл Седьмой не отправил Жанну в отставку, зачем англичанам понадобилось выкупать Жанну, если Обвинительный процесс всё равно был фиктивен - да и зачем он им вообще понадобился? Почему англичане из-за Обвинительного процесса на полгода прекратили активные боевые действия? Зачем мадам дез Армуаз, если она была спасённой Жанной, раскрыла своё инкогнито, когда смертный приговор ей оставался в силе? И почему церковь никак не отреагировала на нарушение этого инкогнито?
   Полагаем, приведенных логических нестыковок вполне достаточно, чтобы говорить о ненаучности этого направления ревизионизма. Однако добавим ещё одну деталь: базовым допущением батардизма является утверждение, что документ о рождении и смерти Филиппа, незаконнорожденного ребёнка Изабеллы Баварской, был фальсифицирован в той части, которая касается смерти. Однако если так, то этот документ вообще не заслуживает доверия, а потому есть все основания поставить под сомнение и первую его часть (в том, что касается рождения Филиппа). Что в лоб, что по лбу.
   Перейдём к другому варианту ревизионизма биографии Жанны Дарк - отрицание её заслуг как военного командира. Смысл этого направления ревизионизма в том, что все победы французских войск в сражениях с участием Жанны приписываются другим командирам, а все поражения - Жанне. Увы, и тут логика рядом не стояла: ведь если Жанна вообще не командовала, то ни малейшей её вины в поражениях под Парижем, Ла Шаритэ и Компьенем быть не могло. Правда, документы говорят, что очень даже командовала - решающим образом способствовала взятию Сен-Лу, возглавила решающую атаку на больверк Турели, пресекла мирные переговоры и приказала штурмовать Жаржо, отдала решающий приказ о конной атаке при Патэ. Ревизионисты утверждают, что Жанна была неправа, когда предпочитала штурмовать вражеские укрепления, вместо осады. Однако так же поступал и Солсбери, едва не взявший Орлеан. Солсбери объявлен ревизионистами великим полководцем, а Жанна, использовавшая сходную тактику - никто? Это по какому научному критерию?
   И, наконец, версия психической ненормальности. Её подробный анализ даётся в статье "У Жанны д'Арк была шизофрения???". Здесь же отметим одно: эта версия противоречит историческим сведениям о том, что Жанна дважды проходила медицинскую проверку - весной 1429 (при дворе дофина Карла) и зимой 1431 г. (в плену). Оба раза врачи признали Жанну совершенно нормальной девушкой.
   Таким образом, с научной точки зрения существующие направления ревизионизма биографии Жанны Дарк совершенно несостоятельны, так как нарушают базовые законы научной методологии. Вместе с тем, интересно посмотреть на ревизионистов, исходя из их собственных критериев. Так как насчёт подтверждающих документов?
  

Букашкины бумажки,

или

Гражданка Квашнина, у Вас документы не в порядке!

  
   По прочтении предыдущей части статьи, в которой авторы упорно стараются убедить аудиторию в важности логики, чтобы, как Лаплас, делать открытия на кончике пера, у читателя, вполне возможно, сложилось подозрение, что авторы попросту не располагают теми документами, которые имеются у ревизионистов. К стыду своему признаёмся, что так оно и есть: почти ничего из тех документов, на которые ссылаются ревизионисты, а в частности, ведущая батардистка-сюрвивистка Самиздата Е.Д.Квашнина в своей работе "Легенда о Жанне Д'Арк", мы не видели. Оправдывает нас разве что тот факт, что не видела их и сама госпожа Квашнина. По её словам, эти документы видели её друзья, пожелавшие остаться неизвестными, а ей, г-же Квашниной, они предоставили переводы этих документов на русский язык.
   По мнению господ ревизионистов и лично г-жи Е.Д.Квашниной, официальная наука игнорирует существующие документы и строит свою теорию на пустом месте. Почему игнорирует? А потому, что существует всемирный заговор ученых-историков, которые сами не желают посмотреть правде в глаза и тщательно скрывают эту правду от общества. По словам г-жи Е.Д.Квашниной, "защитники официальной версии зачастую забывают называть первоисточники, цитируя из них микроскопические дозы, выдранные из контекста, вероятно, боясь серьёзного анализа со стороны". Только не спрашивайте, почему ревизионисты не подают на ортодоксов в суд, по примеру "группы поддержки" Жиля де Рэ, которые в 1992 году добились его посмертной реабилитации!
   Ладно, оставим в покое прах Жиля де Рэ и перейдём к документам, на которые ссылаются ревизионисты. И начнём с самого что ни на есть важного для биографов Жанны Дарк документа: протоколов Обвинительного и Оправдательного процессов. Внимание, дамы и господа! Вот они на французском языке, а вот на английском - протоколы Обвинительного трибунала и Оправдательного трибунала.
   С чего начинается батардизм? Да вот с чего:
   "В среду 10 ноября 1407 года (по юлианскому календарю, а по григорианскому - 21 ноября), "в два часа пополуночи", королева Изабо родила ребенка, "умершего в тот же день и отвезенного в Сен-Дени". Во всяком случае, так сообщает аббат Клод де Вилларе во "Всеобщей истории французского королевского дома". В первом издании этого труда (1764 г.) этого ребенка аббат называет Филиппом. Позже, во втором издании (1770 г.) Филиппа заменила девочка по имени Жанна. В третьем издании (1783 г.) нет и попытки исправить ошибку, допущенную тринадцатью годами ранее: "Жанна, прожившая всего лишь один день". Не странно ли? Дело в том, что аббат де Вилларе сначала пользовался таким источником, как "Генеалогическая и хронологическая история Французского королевского дома" (1726 - 1732 гг.) отца де Сент-Мари. Этот автор называл ребенка Филиппом. Де Вилларе в своем первом издании послушался его, но затем внес странную поправку, переименовав Филиппа в Жанну. Может быть, изменение было вызвано вмешательством высокопоставленных лиц или появлением новых, более достоверных источников информации? Это неудивительно, так как де Вилларе занимал должности, позволившие ему знакомиться с недоступными для многих архивными документами. Что бы там ни было, сам де Вилларе свой поступок никак не объясняет. А после его смерти историки вновь возвращаются к версии о рождении мальчика, именуемого Филиппом" (здесь и далее цитируется по вышеупомянутой работе Е.Квашниной).
   Такое поведение со стороны господина де Вилларе, конечно, никуда не годится. С гневом и возмущением отвергаем его домыслы, а вместо этого попросту даём ссылку на французскую королевскую генеалогию. Итак, в ноябре 1407 г. у королевы Изабеллы действительно родился ребёнок. И если де Вилларе что-то напутал по поводу младенца, то, госпожа Квашнина, уж простите его. Вы сами разве никогда не ошибаетесь, а? В конце концов: если Вы полагаете, что генеалогия неверна, то нет никаких оснований считать, что у Изабеллы Баварской вообще родился в те дни ребёнок. А если она верна, то это был мальчик Филипп, а не девочка Жанна. И, наконец, если ребенок умер, прожив всего один день, на основании каких документов мы все должны считать, что Жанна Дарк - это и есть то самое несчастное дитя Изабеллы Баварской?
   Собственно о мальчике Филиппе пишет и летописец - священник аббатства Сен-Дени, в котором этого мальчика похоронили: "Накануне дня святого Мартина зимнего, около двух часов пополуночи, августейшая королева Франции родила сына... Этот ребенок прожил совсем немного, и близкие короля успели лишь дать ему имя Филипп и окрестить его" ("Хроники монаха Сен-Дени"). На эту летопись ссылается и Е.Квашнина, правда, цитирует приведенный отрывок как-то странно и куцо, снабжая его многочисленными многоточиями: "... Дитя сие прожило недолго, и близкие... едва успели наименовать его... и окрестить малым крещением... вечером следующего дня (т.е. сразу после крещения, - Е.К.) отвезли тело в аббатство Сен-Дени... и погребли его... в часовне короля..." Интересно, почему г-жа Квашнина маскирует многоточиями однозначно указанный хроникером пол и имя младенца?
   Таким образом, дамы и господа, мы видим, что батардизм имеет в своей основе всего лишь описку, сделанную де Вилларе через 363 года после интересующего нас события.
   Ну-с, а теперь пройдёмся по некоторым другим откровениям г-жи Квашниной. Итак:
  
   1. "В ходе процесса, подвергшего ее осуждению, как ведьму, Жанна с высокомерным презрением отвергла утверждения, будто она пасла домашний скот или работала по хозяйству".
   Приводим протоколы допроса Жанны в Руане от 22 и 24 февраля 1431 года:
   "На вопрос, научилась ли она в юношеском возрасте какому-нибудь ремеслу, она сказала, что научилась шить полотняное платье и прясть и не уступает в этом деле любой руанской женщине".
   "На вопрос, водила ли она стадо в поля, она сказала, что прежде уже ответила на это и что, после того как стала более взрослой и достигла зрелого возраста, обыкновенно не пасла стадо, но, несомненно, помогала гнать его на пастбища и в замок по названию Остров при угрозе нападения солдат; но она не помнит, пасла ли она в юношеском возрасте стадо или нет".
   Вопрос: какими документами подтверждается заявление Е.Квашниной о "высокомерном презрении", с которым Жанна отвергла утверждение о том, что она работала по хозяйству?
  
   2. "Что же касается фамилии Д'Арк, то ее никто не называл по этой фамилии чуть ли не до нашего времени".
   С утверждением о том, что современники предпочитали называть Жанну не по фамилии, а по прозвищу ("Дева"), соглашаемся. Однако существует документ, составленный при жизни Жанны (!), в котором она названа именно по фамилии - Дарк. Это не что иное, как грамота аноблирования (возведения во дворянство) Жанны и ее родных (декабрь 1429 г.). Просим убедиться. Через некоторое время после смерти Жанны, ее фамилия появляется также и в материалах процесса по отмене приговора. В 1445 году папа Каликст III в рескрипте называет ее братьев: "Пьер и Жан Дарк и их сестра quondam Johanna Darc". Архиепископ Реймский также упоминает семью Дарк: "Изабелла Дарк, Пьер и Жан Дарк, мать и братья покойной Жанны Дарк, обычно называемой Девой (...Isabelle Darc, Pierre et Jean Darc, mere et freres defunctae quondam Jeannае Darc, vulgariter dictae la Pucelle)".
   Вопрос: на каком основании Е.Квашнина игнорирует эти документы? Ах да, друзья скрыли...
  
   3. "У этого семейства еще до XV века был герб: "На лазоревом поле золотой лук и три скрещенные стрелы с наконечниками, две из которых окованы золотом и снабжены серебряным опереньем, а третья - из серебра с золотым опереньем, с серебряной главой, увенчанной червленым львом"".
   Снова вернемся к материалам Руанского процесса и процитируем собственные показания Жанны:
   "Спрошенная, имела ли она щит и герб, отвечала, что не имела ни того, ни другого, но что король даровал ее братьям герб, а именно щит лазоревого цвета с двумя лилиями и мечом посередине... Затем она сказала, что сей герб был дарован королем ее братьям без всякой просьбы с ее стороны или откровения".
   Обратим внимание:
   1) Жанна ОТРИЦАЕТ, что у нее был герб от рождения;
   2) Герб с лилиями и мечом дарован Карлом VII ВСЕЙ СЕМЬЕ Дарк. Зачем бы, спрашивается, если "у этого семейства еще до XV века был герб"?
   Вопрос: какими документами подтверждается наличие у семьи Дарк герба до того, как его им пожаловал Карл VII?
  
   4. "Сам "бедный землепашец" Жак Д'Арк родился в 1375 году в Сеффоне, в старинном рыцарском семействе. Так получилось, что ветвь, к которой принадлежал Жак, из-за Столетней войны разорилась и временно утратила дворянское звание".
   Таково мнение госпожи Квашниной. Веско, не правда ли? Разорился - лишить титула! Странно только, почему бедный гасконский дворянин д'Артаньян, у которого не было денег на еду, считался дворянином? Видимо, А.Дюма был знаком с вопросами дворянства хуже, чем г-жа Квашнина. Где уж ему.
   Не был лишён дворянства за недостаток средств и сир Робер дез Армуаз, очень хорошо известный всем ревизионистам, очень хорошо известный всем ревизионистам. А семейство Дарк - почему лишили?
   Вредные историки полагают, что дворянства лишали за сословные преступления, прежде всего - за измену королю. Правда, в ходе Столетней войны французским королям кто только ни изменял, и ничего, остались дворянами.
   Вопрос: а лояльную семью Дарк за какие особые преступления наказали?
  
   5. "Кроме всего, представители другой ветви этой семьи уже с 1408 года в разном качестве служили при дворе короля Карла VI".
   Вопрос: какие именно представители? Какой именно семьи - Дарк или де Вутон? В каком качестве эти представители служили при дворе Карла VI? Где документы???
  
   6. "Января 6 дня 1407 / 1408 годов (по григорианскому календарю - 17 января) в Домреми ночью начался переполох. Вот как описывает это событие сенешаль Берри Персиваль де Буленвиллье в письме к герцогу Миланскому: "В ночь на Богоявление люди с факелами нарушили обычный покой. Поселяне, не ведая о рождении Девственницы, бегали взад и вперед, пытаясь выяснить, что же произошло, после того, как их призвали отпраздновать это событие"".
   Полагаем необходимым полностью привести описание рождения Жанны из указанного документа - письма Буленвилье герцогу Миланскому:
   "Я полагаю, государь, что ваших ушей уже коснулся слух о некоей Деве, которая, как благочестиво считают многие, была послана нам Богом. А посему, прежде чем изложить вам в немногих словах ее жизнь, деяния, положение и нрав, расскажу о ее происхождении. Она родилась в небольшой деревне Домреми, что в бальяже Бассиньи, в пределах и на границе Французского королевства, на берегу Мааса, по соседству с Лотарингией. Ее родители слывут людьми простыми и честными. Она увидала свет сей бренной жизни в ночь на Богоявление Господа, когда весь люд радостно славит деяния Христа. Достойно удивления, что все жители были охвачены <в ту ночь> необъяснимой радостью и, не зная о рождении Девы, бегали взад и вперед, спрашивая друг друга, что случилось. Некоторые сердца испытывали при этом какой-то неведомый прежде восторг. Что еще? Петухи, словно глашатаи радостной вести, пели в течение двух часов так, как никогда не пели раньше, и били крыльями, и казалось, что они предвещают важное событие".
   Вопрос: откуда в ревизионистском переводе письма Буленвилье появились "люди с факелами", нарушившие покой жителей Домреми? Откуда появились 1407/1408 годы? Почему Е.Квашнина не привела отрывок полностью и забыла процитировать вполне ясные слова Буленвилье о том, что Жанна родилась именно в Домреми и "ее родители слывут людьми простыми и честными"?
  
   7. "Двадцать лет спустя жители Домреми не лукавя засвидетельствуют перед двумя уполномоченными, присланными церковным судом из Пуатье для расследования, что малышка появилась в деревне днем и что означенная Жанна была известна в этой деревне, как дочь Изабо Баварской и герцога Луи Орлеанского".
   Мы имеем в распоряжении материалы Оправдательного Процесса. Полагаем необходимым привести показания жителей Домреми, которые "не лукавя засвидетельствовали" следующее:
   "С юных лет я знаю Жанну Деву, родившуюся в Домреми от Жака д'Арка и Изабелетты Роме. Супруги были усердными землепашцами, истинными католиками, пользовавшимися доброй славой. Я знаю это, ибо не расставалась с Жанной и как ее подруга ходила в дом ее отца" (свидетельство Овьетты, подруги Жанны из Домреми).
   "Жаннета родилась в Домреми от супругов Жака д'Арка и Изабеллеты, крестьян, истинных и добрых католиков, честных и достойных людей, живших по их средствам, но не слишком богатых" (свидетельство Беатрисы, крестной матери Жанны).
   "Жанна родилась в Домреми и была окрещена в приходской церкви Святого Реми. Её родители - Жак д'Арк и Изабель - оба работники в Домреми" (свидетельство Жана Мореля из Грё).
   "У меня была дочь, родившаяся в законном браке, которая была достойно крещена и прошла конфирмацию и была воспитана в страхе перед Господом Богом и в уважении к традициям церкви, насколько то позволял ее возраст и скромное положение...однако... некоторые враги... привлекли ее к суду, поставив под сомнение ее веру, и... сей невинной девушке не оказали никакой помощи, и она предстала перед судом вероломным, жестоким и несправедливым, в котором не было ни капли законности... и ее осудили преступным и достойным порицания образом и, жестоко осудив, сожгли на костре" (свидетельство Изабеллы Роме - родной матери Жанны).
   И, в дополнение, приведем слова самой Жанны из протоколов Руанского процесса: "Далее на вопрос о месте рождения ответила, что родилась в деревне Домреми, которая сливается с деревней Грё, и что в деревне Грё находится главная церковь. Затем на вопрос об имени отца и матери ответила, что отца зовут Жаком Дарк, мать же - Изабеллой" (протокол от 21 февраля 1431 года).
   Вопрос: Елена Дмитриевна, предъявите документы, в которых жители Домреми свидетельствуют о том, что "Жанна была известна в этой деревне, как дочь Изабо Баварской и герцога Луи Орлеанского"!
  
   8. "Под прозвищем Орлеанская Девственница она была известна задолго до того, как освободила город Орлеан. Архиепископ Амбренский в письме к Карлу VII (март 1428 года) уже называет ее Орлеанской Девственницей, а, между прочим, она еще преспокойно обретается в тот момент в Лотарингии, еще никто не знает (или не должен знать), что, прежде всего, она собирается освободить Орлеан".
   Официальные историки считают, что выражение "Орлеанская Дева" впервые появляется в XVI веке.
  
   Вопрос: где находится письмо, на которое Вы, Елена Дмитриевна, ссылаетесь в этом отрывке? Что думает официальная наука насчет его подлинности? И, наконец, приведите цитату из этого письма, в котором кто-то в 1428 году называет Жанну Орлеанской Девой!
  
   9. "Управляющий от имени короля небольшим городком Вокулер, возле которого и находилась деревушка Домреми, Робер де Бедрикур, скорее всего, был обязан "присматривать" за Жанной, попутно обучая ее кое-чему, в том числе и воинским искусствам... Это только предположения автора данной статьи, основанные на косвенных данных... ".
   На "косвенных данных", понятно... Но у нас есть прямые доказательства того, что Жанна познакомилась с де Бодрикуром не раньше 1428 года, и первоначально тот отнесся к ней пренебрежительно.
   Материалы Оправдательного Процесса:
   "Я сам пошел за Жанной в дом ее отца и привел к себе. Она заявила мне, что хочет отправиться во Францию, к дофину, чтобы короновать его, говоря: "Разве не было предсказано, что Францию погубит женщина, а спасет дева?" Она просила меня пойти <с ней> к Роберу де Бодрикуру, чтобы тот приказал проводить ее туда, где находится дофин. Сей Робер сказал мне, повторив несколько раз, чтобы я отвел ее домой, к отцу и дал оплеуху" (свидетельство Дюрана Лассара, дяди Жанны).
   Вопрос: какие именно "косвенные данные" позволяют Е.Квашниной предполагать, что Робер де Бодрикур "присматривал" за Жанной и обучал ее?
  
   10. "Он <де Бодрикур> сквозь пальцы посмотрел на поездку Девственницы в Нанси (январь 1428 года), что бы побеседовать с герцогом Лотарингским".
   Вопрос: почему де Бодрикур должен был смотреть на эту поездку не "сквозь пальцы", если герцог Лотарингский сам прислал гонца с охранной грамотой для Жанны?
  
   11. "И о чем могла беседовать простая крестьянка Жанна с лидером этого "совета" герцогом Лотарингским? Вряд ли это станет когда-нибудь известно".
   Почему же "вряд ли"? Очень даже известно.
   Материалы Руанского процесса (протокол от 22 февраля 1431 года):
   "Он расспросил меня, можно ли вернуть ему здоровье, и я сказала, что ничего в этом не понимаю. Я мало говорила с герцогом о своем отъезде, но просила его, однако, чтобы он отпустил со мной своего сына и людей, чтобы ехать во Францию, и обещала молить Бога о восстановлении его здоровья".
   Вопрос: почему Е.Квашнина игнорирует собственные показания Жанны Дарк, касающиеся этого вопроса?
  
   12. "Из поездки в Нанси Жанна благополучно возвращается в Домреми".
   По официальной версии, Жанна из Нанси совершает паломничество в Сен-Никола-дю-Пор, а оттуда возвращается в Вокулер. В Шинон Жанна отправляется именно из Вокулера, а не из Домреми.
   Вопрос: где документы, говорящие о том, что Жанна из Нанси вернулась в Домреми?
  
   13. "Почти в то же самое время жители Орлеана получают письмо от Жана графа Дюнуа Бастарда Орлеанского (предположительно единокровного брата Девственницы), в котором содержится знаменитое извещение о том, что дева, пришедшая с Лотарингских рубежей, вскоре освободит их город. Письмо это попадает на благодатную, подготовленную почву".
   Проверим, что говорит об этом сам доблестный Дюнуа. Вот его собственные показания из материалов Оправдательного процесса: "Я был в Орлеане, осаждённом англичанами, когда поступило сообщение о девушке, названной Девой, которая только что проехала Жиен, направляясь к дофину, с намерением снять осаду Орлеана и привести дофина в Реймс для коронации".
   Иначе говоря, Дюнуа узнал о Жанне, когда она уже была на пути в Шинон. Соответственно, когда она вернулась из Нанси, он ещё понятия о ней не имел.
   Вопрос: где письмо Дюнуа, отправленное им жителям Орлеана в то время, когда Жанна вернулась из Нанси? Откуда оно отправлено, если сам Дюнуа находится в это время в Орлеане?
  
   14. "Дефект физиологического характера не позволял ей быть женщиной, о чем свидетельствовали результаты нескольких медицинских осмотров, проводимых как доброжелателями Жанны, так и ее врагами. Т.е. из-за особенностей своего физического строения Жанна не могла иметь полноценных интимных отношений с мужчиной".
   В материалах Оправдательного процесса сохранились показания Жана Массье, в которых он свидетельствует: "Я знаю, что согласно приказу герцогини Бедфордской, Жанну навестили матроны и повивальные бабки Руана, среди них Анна Бавон и ещё одна, которую не помню. Жанна была найдена девственницей, так мне сказала Анна. Герцогиня Бедфордская категорически запретила стражникам пытаться изнасиловать Жанну" (протоколы от 17 декабря 1455 года и 12 мая 1456 года).
   Вопрос: что называет Е.Квашнина "дефектом физиологического характера"? Девственность? Если "из-за особенностей своего физического строения Жанна не могла иметь полноценных интимных отношений с мужчиной", для чего было герцогине Бедфордской запрещать что-то стражникам? И, наконец, где документы, доказывающие истинность утверждения о физиологическом дефекте, якобы наличествующем у Жанны?
  
   Елена Дмитриевна! Утверждая, что Жанна гермафродит, Вы фактически пытаетесь переписать историю Столетней войны. Гермафродит имеет как женские, так и мужские половые признаки, и, если бы Ваша версия была верна, не понадобилось бы разрешение трибунала Пуатье Жанне на ношение мужского платья, и едва ли Руанский суд стал бы придираться к ней по этому вопросу. И уж тем более её бы не осудили на смерть за ношение мужского платья.
  
   15. "Английская королева, исполнявшая в то время обязанности регента, претендовала на французскую корону для своего сына Генриха VI".
   Ортодоксальная версия считает, что титул верховного регента принадлежал не английской королеве, а герцогу Бедфорду.
   Вопрос: на основании каких документов утверждается, что регентом являлась английская королева?
  
   16. "Как бы то ни было, но еще до отъезда Жанны в Шинон, где в это время находился престолонаследник Карл, из этого самого Шинона в Домреми прибыл человек, о присутствии которого многие французские историки упоминают неохотно, поскольку с ним связаны весьма деликатные обстоятельства. Что же это за таинственный человек? Это Жан Колле де Вьен, королевский гонец, сопровождаемый шотландским лучником Ричардом. Любопытное обстоятельство. Не правда ли?"
   Действительно любопытное обстоятельство! Тем более, что:
   1) Коле де Вьенн прибывает из Шинона не в Домреми, а в Вокулер, к Роберу де Бодрикуру;
   2) Историки, в том числе и французские, вполне спокойно упоминают о его присутствии: "Жанну сопровождает небольшой отряд, в нем - королевский гонец. Он привык быть в пути: его обязанность - незамедлительно передавать послания. Это некто Коле де Вьенн, и он, конечно, мог провести небольшой отряд по дорогам и указать места, где можно перейти реки вброд; ему-то и предназначено скакать впереди на этом последнем этапе" (цитируется по Р.Перну и М.-В.Клен "Жанна д`Арк", Москва, 1992). О королевском гонце де Вьенне совершенно спокойно пишут и Мишле, и С.Люс, и А.Франс, и Р.-А.Менье, и Ж.Кордье, выдвигая самые разные версии. В.Райцес посвящает роли Коле де Вьенна несколько абзацев своей книги "Жанна д'Арк: факты, легенды, гипотезы", где подвергает критическому анализу гипотезу о том, что королевский гонец прибыл в Вокулер целенаправленно за Жанной.
   Вопрос: какие документы свидетельствуют о том, что де Вьенн приезжал в Домреми, и для чего Е.Квашнина искусственно нагоняет ореол таинственности там, где его нет и в помине?
  
   17. "Эта Девственница необыкновенно роскошно одета и держится как мужчина. Она неразговорчива и удивительно осторожна в высказываниях. Насколько она любит общество воинов и знати, настолько же ей неприятны посещения и разговоры людей из толпы" (см. Персиваль де Буленвиллье. Письмо герцогу Миланскому). Сдается, что сама Жанна и не думала причислять себя к простому люду".
   Снова цитируем соответствующий отрывок из письма Буленвилье полностью: "Дева сия сложением изящна; держится она по-мужски, говорит немного, в речах выказывает необыкновенную рассудительность; у нее приятный женский голос. Ест она мало, пьет еще меньше. Ей нравятся боевые кони и красивое оружие. Она любит общество благородных воинов и ненавидит многолюдные сборища. Обильно проливает слезы, хотя лицо у нее обычно веселое".
   Из анализа несоответствий цитаты, приведенной Е.Квашниной, оригинальному тексту замечательно видно, как легким движением руки можно превратить белое в черное. Там где Буленвилье подчеркивает исключительность Жанны, ее необычность, непохожесть на иных женщин - отсутствие жеманства и болтливости, рассудительность, скромность в потребностях - ревизионисты пытаются показать высокомерие. В конце концов, не любить "многолюдные сборища" и не любить "посещения людей из толпы" - абсолютно разные вещи! Собственно как и "сложением изящна" не то же самое, что "необыкновенно роскошно одета".
   Вопрос: с какой целью Е.Квашнина уже не в первый раз искажает первоисточники?
  
   18. "Ей никогда не присваивали дворянского звания. Зачем? Чтобы подтвердить все те привилегии, которыми она пользовалась? Но в этом не было никакой необходимости, если окружающие и так знали, что по рождению она дворянка, принадлежавшая к одному из самых знатных и древних родов".
   Вопрос: на каком основании Е.Квашнина игнорирует грамоту возведения Жанны Дарк во дворянство, датированную декабрем 1429 года?
  
   19. "Признать открыто, что Жанна - дочь Луи Орлеанского и королевы Изабеллы Баварской, законной супруги Карла VI, значило признать незаконнорожденность этого ребенка, появившегося на свет в результате прелюбодеяния, и, следовательно, значило бы укрепить слухи и подтвердить те же самые предположения о ее "сводном" брате Карле VII, что и так уже было провозглашено его собственной матерью (см. текст Трактата, заключенного в Труа). Но в статье 5-й "Правил, определяющих условия получения французской короны" оговорено, что суверен должен быть рожден в праведном, законном браке, в результате брака его родителей. Так что, признавая Жанну своей "сводной" незаконнорожденной сестрой, Карл VII тем самым лишался права на французскую корону".
   Заявление, мягко говоря абсурдное. Карл VII лишался права на французскую корону только в одном случае - если он сам не являлся сыном Карла VI - Салический закон.
   Вопрос: на основании какого закона Е.Квашнина делает заявление о том, что если бы Жанна была признана сводной сестрой Карла, он лишился бы права на престолонаследие?
  
   20. "Углубленные исторические исследования, проведенные по распоряжению папы Иоанна XXII, показали, что кое-какие святые, в том числе и названные в начале этой главы, никогда не существовали, как реальные исторические лица. В результате по приказу папы Иоанна XXII их имена были вычеркнуты из святцев. Следовательно, в Домреми, в Шиноне, в Руане Жанна видела, вступала в телесное соприкосновение или слуховой контакт с лицами, никогда не существовавшими в истории, с людьми, которых никогда не было на свете".
   По словам Жанны, она вступала в контакт со следующими святыми: Св.Екатерина, Св.Маргарита, Архангел Михаил.
   Святая Екатерина - реальное лицо, она жила в Александрии во времена правления императора Максимина. Католической церковью признается.
   Святая Маргарита (Марина) - также реальный персонаж, жила и приняла страдания за веру в Антиохии во времена раннего христианства. Католической церковью также признана.
   О Михаиле Архангеле и вовсе говорить не приходится - вряд ли даже ревизионисты рискнут заявить, что он не признан католической церковью и "вычеркнут из святцев"!
   Вопрос: какие именно из этих святых были вычеркнуты папой Иоанном XXII из святцев и признаны никогда не существовавшими? Доказательства - ????
  
   21. " Если уж партии арманьяков были так выгодны видения Жанны, то, может быть, они сами их и организовали? Ведь так называемые "святые" вдруг начали ошибаться в своих "пророчествах" и "наставлениях". Например, св. Екатерина возвестила Жанне, что той предстоит пленить в Компьене герцога Бургундского (Филиппа Доброго), в то время, как пленницей в Компьене стала сама Жанна, а герцог в тех местах и в то время если и был, то только мысленно, о чем не преминули напомнить Девственнице судьи на процессе в Руане."
  
   Не преминем и мы напомнить, что в протоколах Руанского процесса (4 марта 1431 года) были зафиксированы следующие слова Жанны: "На недавно прошедшей Пасхальной неделе, когда я находилась в крепостном рве Мелёна, мои голоса, то есть голоса святой Екатерины и святой Маргариты, сказали мне, что еще до наступления Иванова дня меня возьмут в плен".
   Итак, мы видим, что еще в конце апреля 1430 года Жанна узнает о том, что не позднее 24 июня она сама попадет в плен, а не возьмет в плен кого бы то ни было.
  
   Помимо этого, в утверждении Е.Квашниной содержится и фактическая ошибка: Филипп Добрый (герцог Бургундский) находился в это время в самой непосредственной близости от Компьеня - в Кудэне - и, узнав о том, что Жанну взяли в плен, примчался сразу же.
   Вопрос: на каких документах основано утверждение Е.Квашниной о том, что голоса святых обещали Жанне пленение герцога Бургундского? Почему Е.Квашнина заявляет, что в Руанских протоколах содержатся сведения, которых там на самом деле нет?
  
   22. "По традиции Жанну должны были задержать стражники у ворот Шинона для выяснения личности, затем ей предстояло бы объяснение с дежурным офицером, затем - с губернатором, и только после этого ей назначили бы аудиенцию у короля, если бы, конечно, ее допустили к нему. Некоторые знатные дворяне иной раз не по одному дню дожидались аудиенции. А тут простая крестьянка. И все же Жанне не пришлось проходить через все эти процедуры. Никто не требовал удостоверять ее личность. По всей видимости, Жанну в Шиноне знали и ждали. Ждали с нетерпением. Уже на следующий вечер Луи XI Бурбонский, главный церемониймейстер королевского двора, принц крови и кузен Карла VII, в сопровождении знатных господ лично спустился из замка в город дабы проводить гостью к королю".
   У нас имеются источники, которые содержат сведения о том, что Жанна отнюдь не сразу добилась аудиенции у Карла VII. Вот, в частности, свидетельство Симона Шарля, одного из доверенных советников Карла:
   "Я знаю, что, когда Жанна прибыла в Шинон, в Совете спорили о том, должен ли король ее выслушать. С самого начала у нее спросили, зачем она пришла и чего хочет. Сначала она не желала говорить ни с кем, кроме короля, но, когда к ней обратились от имени короля, она согласилась поведать мотивы своей миссии. Она сказала, что царь небесный поручил ей совершить два дела: снять осаду с Орлеана и повести короля в Реймс для коронации и миропомазания. Выслушав это, одни советники заявили, что король ни в коем случае не должен доверять сей Жанне, а другие были того мнения, что поскольку она называет себя божьей посланницей, то королю следует, по крайней мере, выслушать ее. Сам же король желал, однако, чтобы ее предварительно допросили клирики и священнослужители, что и было сделано. Наконец, не без трудностей было решено, что король все же выслушает ее. Но, когда она уже прибыла в Шинонский замок, чтобы встретиться с королем, он под влиянием своих главных советников все еще колебался в намерении говорить с нею - до тех пор, пока ему не доложили, что Робер де Бодрикур написал ему, что посылает эту женщину, а также, что она пересекла занятые врагом провинции, переправившись почти чудом через многочисленные реки, чтобы прибыть к нему. Это убедило короля, и Жанне была дана аудиенция".
   Как видим, перед тем, как Карл принял Жанну, она имела предварительную беседу сначала с советниками, затем с клириками, но и после этого не сразу было решено дать ей аудиенцию, и в Шинонском замке возникли разногласия и колебания по этому вопросу. Предварительная беседа со священнослужителями описана также и неоднократно цитируемым ревизионистами (хотя и превратно) Персевалем де Буленвилье: "Едва она сошла с коня, как была тщательным образом испытана в вере и добронравии архиепископами, аббатами и докторами обоих факультетов" (имеются в виду факультеты теологии и канонического права). Бельгийский историк К. Дезама подчеркивал, что благоприятные результаты этого предварительного расследования были определяющей причиной того, что король согласился принять Жанну.
   Вопрос: как в свете этих документально подтвержденных сведений трактовать высказывание Е.Квашниной о том, что Жанну при дворе Карла "знали и ждали с нетерпением"?
  
   23. "Жанна выполнила в пресловутый третий день большую часть миссии, возложенной на нее, - убедила Карла VII в том, что он король "милостью божией". Она сделала это в ущерб законному монарху, будь то малолетний король Англии (в соответствии с правом единоутробности и согласно завещанию), или герцог Орлеанский (в соответствии с салическим правом)".
   В соответствии с салическим правом, законным монархом должен был стать Карл VII.
   Еще раз повторим - Карл VII лишался права на корону только в случае его незаконнорожденности.
   Вопрос: какие доказательства незаконнорожденности Карла VII имеются у Е.Квашниной? Результаты ДНК-экспертизы? А если доказательств нет, то на каком основании Е.Квашнина безапелляционно заявляет о том, что Жанна короновала Карла VII в ущерб закону?
  
   24. "Английский король Генрих VI Плантагенет приходился ей всего лишь племянником, герцог Орлеанский - сводным братом, а вот Карл VII - братом родным".
  
   Для начала небольшое замечание: удивительно, но из одной ревизионистской статьи в другую кочует одна и та же ошибка. Почему-то Генрих VI Ланкастер с упорством, достойным лучшего применения, величается ревизионистами Плантагенетом.
   Вопрос же следующий: где документальное подтверждение такого смелого и категоричного высказывания о кровном родстве Карла VII и Жанны???
  
   25. "Она по поводу своего возраста заявила в Шиноне: "Мой возраст составляет трижды семь", т.е. 21 год, а вовсе не 17 лет, как пытается уверить нас официальная легенда".
   Официальная "легенда" уверяет в этом нас на серьезных основаниях, поскольку в Шиноне Жанна по поводу своего возраста сказала: "Семнадцать или девятнадцать", а через два года в Руане "на вопрос, сколько ей лет, ответила, что, как ей кажется, около девятнадцати лет" (протокол от 21 февраля 1431 года).
   Вопрос: а на каком основании Е.Квашнина искажает документы и "пытается уверить нас" в том, что Жанна была старше? И для чего? Уж не для того ли, чтобы было удобнее подогнать возраст Жанны под возраст прожившего один день и умершего сына Изабеллы Баварской Филиппа?
  
   26. "Сразу после коронации у Жанны отобрали приданный ей ранее отряд из высокопоставленных полководцев и семи тысяч солдат. Объясняли это тем, что Жанна своей властностью, несдержанностью и другими действиями восстановила против себя своих соратников. К примеру: "... приказала отрубить голову ... Франке Д'Аррасу" (см.: Ангерран де Монстреле. Летопись, гл. 84)".
   В таком коротеньком высказывании сразу несколько непростительных ляпов!
   1) Армия, созданная Жанной, была распущена не "сразу после коронации", которая, как известно, произошла 17 июля 1429 года, а гораздо позже - в сентябре 1429 (после 12 сентября). И распустили ее на том основании, что бой за Париж был проигран, а на содержание армии у Карла якобы не было денег, а вовсе не потому, что кто-то обвинил Жанну во властности и несдержанности.
   2) Инцидент с Франке из Арраса случился намного позже - в апреле 1430 года, незадолго до пленения под Компьеном. В результате стычки отряда Жанны с англобургундской бандой, предводителем которой являлся наемник Франке д`Аррас, Франке попадал в плен к Жанне. Незадолго до этого события в Париже был разоблачен крупный заговор против бургундских властей, в котором принимали участие представители духовенства, ремесленники, торговцы. Жанна пыталась обменять плененного Франке из Арраса на одного из участников этого заговора - некоего Жака Гийома, однако вскоре узнала, что Жак был казнен. Тогда Жанна не "приказала отрубить голову" своему пленнику, а передала его в руки бальи Санлиса, который требовал выдачи д`Арраса как преступника. После двухнедельного уголовного процесса Франке из Арраса был осужден и казнен.
   Вопрос: на основании каких документов Е.Квашнина притягивает за уши ко времени коронации Карла VII события, которые реально произойдут позже?
  

Логическое заключение.

   Итак, дамы и господа, наше историческое путешествие по страницам опуса Е.Д.Квашниной "Легенда о Жанне Д'Арк" подошло к концу. Собственно, путешествовать по нему можно было бы еще очень долго, отдавая дань пытливому уму и бурной фантазии Е.Д.Квашниной, потому что ляпов и несуразностей в этом труде осталось предостаточно, однако авторы данной статьи вовремя вспомнили закон Шапиро, гласящий: "Высказывание идиотского утверждения требует на порядок меньше усилий, чем его последовательное и обоснованное опровержение". А посему, экономя собственную и вашу энергию, авторы заканчивают свою статью, умывают руки, пожимают их друг другу и предоставляют вам право судить самостоятельно, к какому жанру должен быть отнесён труд Е.Квашниной: к истории ли, к фантастике или попросту к примитивной фальсификации, которая держится до первой элементарной проверки?
  
  
Другие статьи о Жанне Дарк

   Велейко О. Оклеветанная Жанна, или разоблачение "разоблачений"
   Велейко О. Точка зрения врача на психическое здоровье Орлеанской Девы
   Велейко О. У Жанны д'Арк была шизофрения???
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"