Ромм Фредди А. : другие произведения.

Кто сменит Гарри?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Как может выглядеть преемник Гарри Поттера?

  Эта заметка возникла по мотивам дискуссии в комментариях http://zhurnal.lib.ru/comment/f/frezi_g/moshenniki1 В процессе обсуждения возник вопрос о сериале Дж.Роулинг о Гарри Поттере. Известно, что этот коммерческий шедевр в течение нескольких лет футболился всеми редакторами, которым автор предлагала свою рукопись. А ведь издатели то и дело жалуются на низкую прибыльность. Каким образом они проглядели верную многомиллиардную прибыль? Что дало сбои в машине издательского отбора перспективных рукописей? Сделали ли издатели какие-либо выводы на будущее? Как может выглядеть новый коммерческий шедевр?
  В ходе дискуссии было высказано три объяснения случившегося. Первое: сам ГП ничего особенного собой не представляет, вся соль в рекламной кампании. Если так, то подобная кампания должна давать подобный эффект, будучи применена к любой халтурке, и ежегодно должны появляться десятки новых ГП. И где же они?
  Второе объяснение (поступившее от профессионального редактора): ГП незаурядная книга, но в своём первоначальном виде он не представлял коммерческого интереса, и для доведения первой книги сериала до кондиции понадобилось вмешательство профессионала. Однако почему такого вмешательства пришлось ждать несколько лет? Куда смотрели другие профессионалы, что помешало им произвести нужную переработку книги, опередив конкурентов?
  Моё личное мнение: причина первоначального отфутболивания ГП, равно как его последующего успеха - нестандартность книги, выход её за рамки того, что было принято печатать ТОГДА. Редакторы готовы принять то, что читают СЕГОДНЯ. Но увы - то же самое печатают и другие. Получается большая конкуренция, и как результат - минимальная прибыльность. Кто не рискует, тот не пьёт шампанское. А не рискует почти никто. При этом жалуются, что шампанского не видят!
  Принял ГП тот, кто сообразил, что эта книга нужна массовому читателю, что её будут читать ЗАВТРА. Он и стал миллиардером - вполне заслуженно сорвал своё шампанское.
  И как же может выглядеть завтрашний ГП? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем разобраться в том, что принесло успех ГП-сегодняшнему.
  Итак, прежде всего - нестандартность. Но - нестандартность на момент выхода первой книги. Потому что с тех пор опубликовано множество подражаний, и успех последних книг о ГП вытекает исключительно из популярности первых. В чём же нестандартность ГП на момент выхода? Прежде всего - жанр: приключенческая сказка, "фэнтезийный реализм". Оригинальный ГГ, не так уж часто встречающийся, но при этом довольно-таки похожий на читателя. Заметим, что сюжетные ходы ГП, как правило, не так уж нестандартны, слишком похожи на обычные голливудские трюки, пусть и подобранные со вкусом и представленные очень аккуратно.
  Второй фактор: потребность массового читателя именно в такой нестандартности, на фоне осторожно-оптимистического настроя книги. Будь ГП шибко оптимистичен, он не вызвал бы доверия. Будь он пессимистичен - вызвал бы отвращение публики, желающей "сделайте нам красиво". Так что важен настрой книги: реалистический подход к реальным проблемам, но - с надеждой, что хотя бы магическими средствами их удастся разрешить.
  Третий важный фактор - язык. Компромисс между академическим литературным и языком улицы. Многие критики ругают его, и напрасно. Ведь если именно этот язык дошёл до сердца читателя, значит, так и надо писать, а мнение Академии на этот счёт, в лучшем случае, следует принять к сведению.
  По поводу сюжета мы говорили. Никаких принципиальных неожиданностей в этом аспекте ГП не содержит, хороший экшн, сочетающий уже известные решения. Правда, подобранные связно и соответственно общему характеру книги. Примем к сведению, что читателю это понравилось. Правда, не факт, что это же понравится в новом ГП. Новые сюжетные ходы как минимум желательны.
  ГП сыграл важнейшую позитивную роль в мировой литературе: вернул книгам читателей. Теперь их надо удержать. Эту задачу и должен решить новый ГП. Его читатели - это повзрослевшие поклонники прежнего ГП, уже понимающие, что магия не поможет, но готовые присмотреться к другим вариантам.
  Итак, язык нового ГП. Он должен быть близок к прежнему ГП: достаточно прост, лёгок для восприятия, без чернухи. Возможно, чуть сложнее языка Роулинг, но ненамного.
  Жанр. Фэнтези и сказка исключаются. Однако и чистый реализм - тоже. Видимо, фантастический / мистический реализм - то, что требуется.
  Тема. Любители ГП настроились на книгу об одном главном герое, преодолевающем немыслимые трудности, рядом с которым 2-3 соратника. Впрочем, они уже в таком возрасте, когда понимают, что одному герою быть негоже, а непреодолимые трудности не преодолеваются. Так что подбор главных персонажей должен быть похож на прежнего ГП, но роль "соратников" должна быть более активной. Что касается трудностей: они должны приблизиться к нашим реалиям, но - преодолимы для ГГ.
  Этика и настрой. Расхождение положительных и отрицательных персонажей должно быть очевидно (значит, манера Лукьяненко - "все они одинаковы" - не пройдёт). ГГ не обязательно белый и пушистый, но достаточно положительный, чтобы его легко отличить от отрицательных. Отрицательные - конечно, не опереточные злодеи Вольдеморт и Малфлой, но взятые из жизни (благо материала предостаточно), с небольшими переделками, которые необходимы для сюжета.
  Сюжет. Макраме из голливудских боевиков вряд ли пройдёт. Так что над этим аспектом автору нового ГП предстоит подумать особо. Ну так ведь есть для чего стараться.
  А теперь каждый из нас, авторов, может подумать, что он готов предложить на открывающуюся вакансию. Наверное, редакторам задуматься тоже не мешает. Конечно, если они любят шампанское.
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"