Аннотация: Размышления вокруг самого видного конкурса на Самиздате
Трудно сказать, чем руководствовались организаторы, и прежде всего М.Мошков, когда давали такое название своему конкурсу. Возможно, они имели в виду аналогию с известной карточной игрой и намекали, что мастерство участника не так важно для победы, как другие факторы. Или они вспомнили одного из персонажей Майн Рида, верного раба, беспрекословно исполнявшего любые приказы "белого господина". Не так это важно. Конкурс существует, более-менее работает, выдаёт что-то на-гора, а чего стоят его результаты - отдельный вопрос, которого мы коснёмся ниже.
Задачу конкурса его организаторы видят следующим образом: "Конкурс предназначен для развлечения участников, а также тренировки писательских навыков авторов-фантастов". Итак, конкурс не предназначен для выявления лучших произведений. В свете этого, очень странно выглядят попытки некоторых из организаторов и участников выдать оценочные результаты за показатель качества рассказов. Как может быть решена задача, которая даже не ставилась?!
Но, может быть, БД действительно позволяет тренировать писательские навыки? Практически единственным путём к этой цели могут быть обзоры и комментарии обзорного характера. Но тогда почему члены жюри не обязаны писать обзоры? Что скажет конкурсантам необоснованное снижение оценки? Разве что намёк, что на этот конкурс более приходить не следует. Однако придут, так как участие в конкурсе заметно повышает читаемость рассказа. Собственно, ничего другого БД и не даёт, так как даже его призёрам публикация на бумаге отнюдь не гарантируется.
Для чего приходят в жюри авторы, не намеревающиеся писать обзоры? Один из них - И.К. - объяснил это желанием помочь координатору Р.А. Мотив, прямо скажем, далёкий от литературного. И уж коли И.К. выставил некие оценки, что мешало обосновать их - пусть не все, а те, которые ниже семи?
Нельзя не признать, что человек, пришедший в жюри БД, взваливает на свои плечи тяжкую ношу - ему надо прочитать и оценить только в первом туре около 100 рассказов (на БД-10 - более 110). Написание обзора эквивалентно увеличению этой нагрузки, но придаёт осмысленность остальному. В этой связи уместен вопрос: насколько необходимо задавать жюри такую гонку? Если увеличить число групп, скажем, до 10 (соответственно, около 30 рассказов в каждой), то чтение и написание обзоров значительно облегчатся, а значит, легче станет найти желающих в жюри. Можно даже увеличить процент текстов, выходящих в следующий тур, и ввести четвертьфинал. Так что же мешает повысить эффективность конкурса с помощью этой простой и очевидной меры? Конечно, если у организаторов есть желание повысить эту самую эффективность.
А теперь поговорим о результатах. О некоторых из тех, кого выносит на поверхность бурная волна конкурса. И тут прежде всего бросается в глаза "Репка", победитель БД-8. Рассказ, прямо скажем, выполненный в лучших традициях псевдохудожественной халтуры. Фанфик, занимающий объём почти на порядок больше оригинала (оригинал - 768 п.з., фанфик - 4612), но при этом полностью избавленный от сюжета и составленный исключительно из диалога. О фантастической составляющей этого "шедевра" и говорить не приходится. Как случилось, что это творение получило поддержку нескольких членов жюри, а также М.Мошкова и главного арбитра того конкурса Логинова - отдельный вопрос. Намного важнее факт: если рассматривать БД как вариацию на тему "Алло, мы ищем таланты", то потолок художественности для всех победителей БД - бессюжетный фанфик. Делаем выводы, дамы и господа.