Ромм Фредди А. : другие произведения.

Что Было До Рождения?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Возможен ли научный подход к теме реинкарнаций?

   Реинкарнацией (перевоплощением) считается гипотетическое вхождение личности, души в новое тело.
   Представление о реинкарнациях имеет смысл почти только вне материалистической философии, несмотря на то, что, по некоторым сведениям, Вернадский пытался построить модель иерархии материальной личности. Насколько мне известно, эта его попытка не встретила большого сочувствия со стороны материалистически-настроенных коллег.
   Напротив, в не-материалистической философии, вечность души весьма вероятно означает реинкарнации. Альтернативный вариант (душа создаётся Богом, направляется для испытаний в материальный мир, после чего попадает навечно в рай или ад) имеет целый ряд слабостей и приводит к противоречиям внутри монотеизма.
   Морально-гносеологический кризис материалистической философии, выразившийся в крахе всех основных предсказаний диалектического материализма к началу девяностых годов ХХ века, привёл к необходимости построения нематериалистической картины мира. Одно из таких решений (диалектический дуализм) приводится в [1]. Среди задач, решаемых в рамках этой концепции, и проблема реинкарнации души.
   Прежде чем перейти к диалектико-дуалистической модели реинкарнации, рассмотрим следующие аспекты проблемы:
   1) Существующие доводы против реинкарнаций как таковых,
   2) Известные экспериментальные результаты, которые могут быть истолкованы
   как подтверждение существования души,
   3) Противоречивость тех не-материалистических концепций, которые отрицают
   реинкарнации.
   Итак, прежде всего: что можно возразить против идеи реинкарнаций?
   Разумеется, тот факт, что мы не помним свои прошлые жизни. НО:
   Во-первых, в Индии известны многочисленные случаи описания людьми своих прошлых воплощений. Наиболее известные и впечатляющие из них (например, когда по рассказам людей, как будто вспомнивших свою прошлую жизнь, находили спрятанные сокровища) время от времени попадают в прессу. Полагаю, что читателю известны некоторые из таких публикаций, и останавливаться на них нет нужды. Почему за пределами Индии такие случаи редки? Контрвопрос: что произойдёт с жителем России, Израиля или США, который публично заявит, что помнит свою прошлую жизнь? В лучшем случае - насмешки со стороны знакомых, проблемы на работе и в семье, а в худшем случае - сумасшедший дом. В Индии подобная реакция окружающих маловероятна.
   Во-вторых: помним ли мы первые годы своей жизни? Собственно рождение - главное событие нашей жизни? Тем более - то, что было до рождения? Полагаю, читатель ответит на этот вопрос отрицательно. Понятное дело, слишком трудно помнить то, что было до рождения, если о самом своём рождении мы ничего не помним. А ведь мы однажды родились, это факт! Нам это известно из рассказов близких, из официальных документов! Кроме того, мы наблюдаем процесс появления новой жизни, и делаем из этого выводы относительно себя самих. Все эти опосредованные источники информации, по понятным причинам, не могут быть применены к прошлым реинкарнациям, но является ли это основанием для их отрицания?
   Теперь перейдём к собственно экспериментам на тему существования души. Таких мне известно два: во-первых, скачкообразное уменьшение веса тела человека в момент его смерти (на сорок граммов) и специфические фотоснимки, сделанные в такие же моменты (на которых наблюдалось нечто как будто отделяющееся от тела). Оба эти факта слишком трудно объяснить в рамках традиционного материализма, однако, смысл их становится понятен, если исходить из йогического представления о "многослойности" человеческого тела. В последнем случае, указанные факты можно объяснить отделением физического тела от остальных составляющих. Отделившееся тело (основой которого является т.н. эфирное тело) постепенно разлагается, и из него выделяется собственно душа. Нетрудно предположить и возможность обратного процесса, когда тело образуется в несколько этапов, что и представляет собой реинкарнацию. В таком случае, единственным носителем памяти о прошлой жизни является душа, и рассчитывать на обильные воспоминания не приходится.
   Разберём теперь те не-материалистические концепции, которые категорически отрицают реинкарнации. Их две: традиционное христианство и ислам. Оба эти направления монотеизма продолжают иудаизм, в котором отношение к реинкарнациям намного более осторожное. Не то чтобы утверждается, но и чётких заявлений против нет. В беседах с раввинами часто приходится слышать ссылки на реинкарнации - например, в ответ на вопрос, почему некоторые люди рождаются инвалидами (даже паралитиками). Мне пришлось слышать такое объяснение: эти люди уже рождались, они почти безукоризненно выполнили свою миссию, за ними остались мелкие "хвосты", которые и исправляются таким специфическим образом. Неизбежен вывод о том, что люди, не столь безукоризненно выполнявшие свою миссию, получают шанс на более приличное воплощение (в очередной раз вывод: не старайся, лучшее враг хорошего). Что же с исламом и христианством? Во-первых, они оказываются неспособны дать ответ на вышеуказанный вопрос. Пустяк, конечно, но - "дырка" в концепции: Бог даёт всем разные возможности, значит, о его справедливости говорить тяжело. Во-вторых, отрицание реинкарнаций особенно проблематично для христианства, которое исходит из возможности прямого общения живых людей со святыми. Если святые сидят безвыходно в раю, то и общение с ними невозможно. Если же святые могут покидать время от времени рай, значит, такое возможно и для остальных тамошних обитателей - и почему, в таком случае, невозможно для существ из ада?
   Таким образом, существует слишком много косвенных аргументов в пользу идеи реинкарнаций, и практически ни одного серьёзного довода против. На этом основании будем считать данную идею доказанной косвенно, и перейдём к анализу реинкарнаций согласно [1].
   В соответствии с диалектическим дуализмом, духовное и материальное начала равноправны, и вечности материи соответствует вечность духа. Между материей и духом существует относительное соответствие. Чем выше степень этого соответствия, тем "лучше себя чувствует" личность в новой телесной оболочке. Вместе с тем, материальная составляющая тела зависит от окружающего мира. Получается, что слишком высокое, равно как и слишком низкое развитие духа может оказаться неблагоприятно для личности, оказавшейся в жёстком материальном мире. Лучше всего чувствует себя посредственность, в наибольшей степени соответствующая окружающему миру (обойдёмся без комментариев). Процесс смерти и последующего возрождения может быть сопоставлен с процессом переодевания. Соответственно, личность в новом воплощении стартует примерно с тем же багажом, с которым завершила старое. Обстоятельства смерти очень сильно влияют на новое рождение, и прежде всего - на врождённые болезни, наклонности и привычки. Ранние таланты Моцарта и Капабланки можно объяснить тем, что в своих предыдущих воплощениях они уже имели дело, соответственно, с музыкой и шахматами. Такое явление как нетрадиционная сексуальная ориентация может быть объяснено тем, что в предыдущем воплощении у данного субъекта был другой пол (при традиционной ориентации) и, соответственно, сохранилась определённая сексуальная привычка. Мне пришлось встретиться с утверждением, что резкое увеличение случаев врождённой астмы после Второй Мировой войны связано с тем, что миллионы людей были задушены в душегубках, а значит, в новых воплощениях получили поражённые органы дыхания. Не имея статистических данных на этот счёт, я воздержусь от каких-либо заявлений, отмечу только, что дыхательные болезни будут характерны после любой смерти, связанной с удушьем, - от дыма, утопления и т.д. Человек, погибший при падении с высоты, будет испытывать высотобоязнь. Утонувший - страх перед глубокой водой, и т.д.
   Какую практическую значимость имеет для каждого из нас возможность оценить свою прошлую биографию? Вообще говоря, чисто мировоззренческую: мы знаем, чего мы ожидаем от данной жизни и зачем продолжаем жить.
   Нет смысла изыскивать своё прошлое воплощение среди личностей известных: уж очень их мало, на всех не хватит.
   ЛИТЕРАТУРА 1. Ф.Ромм. Философия Диалектического Дуализма и Вечные Вопросы Бытия. Хайфа, 1998.
  
  Примечание: старые комментарии к этой статье см. по адресу:
  Комментарии

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"