Романов Дмитрий : другие произведения.

Превращение

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Начало истории о том, как простого советского инженера окончательно измучил квартирный вопрос, и что в итоге из этого вышло.


ПРЕВРАЩЕНИЕ

криминальная драма

   1. ИНТ. САЛОН АВТОБУСА - УТРО
  
   Август. Утро буднего дня. Переполненный городской автобус. АЛЕКСАНДР (молодой человек, немного за 30, в очках, одет интеллигентно - пиджак, галстук, но небрежно и дешево) спит на сиденье где-то в конце салона, прислонившись к окну и слегка запрокинув голову. Внезапно он просыпается. Приходит в себя, несколько секунд тревожно всматривается в окошко, пытаясь узнать проезжаемые окрестности. Успокаивается. Осторожно осматривает салон. Слева от него сидит женщина в возрасте, по виду из пролетариев, в пестром платке. За ней в проходе, чуть напирая животом и двумя руками крепко держась за поручни на спинках кресел, - другая. Она неотрывно и зло смотрит на Александра, буквально сверля его глазами. Александр, потупившись, отворачивается. Смотрит в окно. Через несколько секунд он не выдерживает и бросает быстрый взгляд на женщину. Та, все так же пристально и зло, наблюдает Александра. Он делает вид, что ему все равно и что он не видит ее взгляда.
  
   Несколько секунд Александр, отвернувшись, смотрит на мелькающую за окном промзону.
  
   Скоро его остановка. Александр встает, стараясь не смотреть на женщину с пронзительным взглядом. Проталкивается сквозь толпу.
  
   АЛЕКСАНДР
   Простите... Простите... Вы выходите сейчас? Спасибо...
  
   У дверей Александр не выдерживает и оглядывается на женщину. Ее следящие глаза сверкают в толпе. Он сразу отворачивается. Автобус останавливается. Двери открываются. Александр и еще несколько пассажиров выходят.
  
  
   2. НАТ. ОСТАНОВКА У ЗАВОДА - ПРОДОЛЖЕНИЕ
  
   Автобус отъезжает от остановки. Александр провожает его взглядом. На его бывшем месте сидит все та же женщина и, повернувшись всем телом и положив руки на стекло, все так же неотрывно и зло смотрит на него.
  
   АЛЕКСАНДР
   (про себя)
   Черт!
  
   Вышедшие из автобуса люди идут через дорогу. За ней - асфальтированная площадка. Большие откатные металлические ворота. Одноэтажная серая кирпичная проходная. Дальше - запыленные корпуса большого завода.
  
   Александр переходит дорогу.
  
  
  
  
  
   3. ИНТ. ЗАВОД - ЗАВОДОУПРАВЛЕНИЕ - КАБИНЕТ ГЛАВНОГО ИНЖЕНЕРА - УТРО
  
   Вытянутый в длину довольно просторный кабинет с окнами по одной стене. В дальнем от входа углу, ближе к свету, большой стол. За ним - ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР (невысокого роста грузный человек, с красным круглым лицом, за пятьдесят лет). Перед ним, за совещательным приставным столиком, перпендикулярном основному - сотрудники его отдела. В основном это инженеры и мастера технических служб. Среди них - Александр. Все сидят притихнув и уткнувшись в свои бумаги. Начальник устраивает разнос.
  
   ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР
   Тимофеев, что у вас?
  
   АЛЕКСАНДР
   Мы еще не закончили, Сергей Николаевич...
  
   ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР
   Что вы, бл..., не закончили? Сегодня какое число на дворе, Тимофеев?
  
   АЛЕКСАНДР
   Пятнадцатое...
  
   ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР
   Пятнадцатое, бл..., число, Тимофеев! Пятнадцатое! Что вы мне обещали месяц назад?
  
   АЛЕКСАНДР
   Сергей Николаевич!
  
   ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР
   Заткнись, бл..., сейчас я с тобой разговариваю... Что вы мне обещали? Что все будет к началу августа... Вы мне клялись и божились, бл..., что все будет... И где оно? Где? Мне каждый день названивают из главка! Каждый день меня сношают в уши, требуя дать изделие!!! Что я им, бл..., дам? Что, Тимофеев?
  
   АЛЕКСАНДР
   Мы на последней стадии... Мы...
  
   ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР
   Что вы, бл...? Что? На какой последней стадии? Она у вас уже две недели длиться! Не может кончится! Тебя бы так делали Тимофеев! Ты бы до сих пор в виде папкиного проекта на конце болтался!
  
   АЛЕКСАНДР
   Мы работаем...
  
   ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР
   Кто? Что ты врешь? Что ты врешь мне, Тимофеев? Работают они! В пятницу Гаврилова, из твоей шарашки на проходной поймали! Он идти не мог. В два часа дня! Нажрался. В турникет попасть не мог. Запутался, бл...! Работнички!
  
   Пауза. Главный инженер достает из кармана платок и долго, тщательно вытирает лицо и шею. Все, притихнув, молчат.
  
   ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР
   Все, Тимофеев! Все! Кончились игрушки! Кончились! Я ставлю вопрос ребром. Или вы мне в вашей лаборатории даете к концу недели готовое изделие... Или я принимаю меры. Ни премий вам. Ни путевок. Ни хрена. Ничего не будет. Лапу будете сосать... Лапу, бл...! А тебя, Тимофеев, я лично из очереди на квартиру вычеркну! Понял? Лично, бл...! Будешь жить в своем клоповнике вечно! Услышал меня?
  
  
   4. ИНТ. ЗАВОД - ЗАВОДОУПРАВЛЕНИЕ - ЛАБОРАТОРИЯ - ДЕНЬ
  
   Большая комната, поделенная на две части стеклянной перегородкой. В одной, за стеклом, находится лабораторная химическая установка, с подводящими и отводящими трубками, пучками проводов, вентиляционными отводами под потолком. В другой - громоздкий пульт управления установкой, рабочие столы сотрудников лаборатории. В этой части комнаты стрекочет самописец. У окна стоит Александр. Перед ним пыльное тусклое окно. За ним деревья. Звонит телефон.
  
   АЛЕКСАНДР
   Да! Алло? Что? Где? Вот же черт! Сейчас буду! Подержи там его! Хорошо! Не выпускай! Я прошу тебя!
  
  
   5. ИНТ. ЗАВОД - ЗАВОДОУПРАВЛЕНИЕ - КОРИДОР - ДЕНЬ
  
   Александр заталкивает сильно поддатого ГАВРИЛОВА (молодой человек, одних лет с Александром, но сильно поистрепаннее) в темный закуток.
  
   АЛЕКСАНДР
   Ты совсем с ума сошел? Понедельник! Еще обеда нет, а ты уже нажрался!
  
  
   ГАВРИЛОВ
   Саня, ну чё ты! Чё ты!
  
   АЛЕКСАНДР
   Стой здесь, люди пройдут...
  
   Александр спиной загораживает Гаврилова от прохода. Раздаются шаги. Мимо проходят два человек о чем-то негромко разговаривая. Удаляются. Слышно как хлопает дверь.
  
   ГАВРИЛОВ
   Да чё ты боишься-то, Саня? Ну выпили немного. У Костика из конструкторского денюха! Ну и что!
  
   АЛЕКСАНДР
   Тебя же уволят!
  
   ГАВРИЛОВ
   Меня? Хоссподи, кто? Кто, Саня? Зачем?
  
   АЛЕКСАНДР
   Мне за тебя прилетит!
  
   ГАВРИЛОВ
   Ой! Прилетит! Прилетит! А ты у нас начальник, да? Зазнался, да? Ни выпить, ни закусить с мужиками, да? Ну, прилетит и прилетит. Заслужил.
  
   АЛЕКСАНДР
   (зло)
   Пошли уже!
  
   Александр толкает Гаврилова к проходу. Они идут по коридору.
  
  
   6. ИНТ. ЗАВОД - ЗАВОДОУПРАВЛЕНИЕ - ЛАБОРАТОРИЯ - ДЕНЬ
  
   Александр сажает пьяного Гаврилова за стол.
  
   АЛЕКСАНДР
   Сиди здесь. Проспись хоть немного. Ты же лыка не вяжешь. Только не выходи никуда. Слышишь? Никуда не выходи!
  
   Гаврилов нехотя отмахивается. Сидит некоторое время, подперев голову одной рукой. Потом ложится лицом на руки.
  
   АЛЕКСАНДР
   Чудо...
  
   Александр подходит к пульту управления. В комнате стрекочет и стрекочет самописец.
  
  
   7. ИНТ. ЗАВОД - ЗАВОДОУПРАВЛЕНИЕ - СТОЛОВАЯ - ДЕНЬ
  
   Большой зал заводской столовой. Обеденное время. Все столики заняты. На раздаче - очередь. Александр подходит и становится в конец ее. Позади него почти сразу встают несколько человек.
  
   Перед Александром гора подносов. Он берет первый. На нем - грязные разводы с остатками еды. Он берет - второй. Тот оказывается не чище. Он неловко пытается взять третий.
  
   ЖЕНСКИЙ ГОЛОС (ЗК)
   (сзади)
   Долго вы будете еще копаться?
  
   Александр кладет подносы сверху. Приподняв стопку, не глядя. достает новый поднос из середины.
  
   МУЖСКОЙ ГОЛОС (ЗК)
   Интеллигенты, бл...!
  
   МУЖСКОЙ ГОЛОС (ЗК)
   Ага! Господа!
  
   Александр, не оборачиваясь, проходит к раздаче. Брезгливо, но быстро берет столовые приборы. Держит их в руке, не кладя на поднос. Берет компот. Хлеб кладет сверху стакана. Движется дальше.
  
  
   8. ИНТ. ЗАВОД - ЗАВОДОУПРАВЛЕНИЕ - СТОЛОВАЯ - НЕМНОГО ПОЗЖЕ
  
   Александр на раздаче. Перед ним за прилавком толстая низкая ПОВАРИХА в белом засаленном халате и колпаке.
  
   ПОВАРИХА
   Ну что мнешься? Люди ждут! Заказывай!
  
   АЛЕКСАНДР
   Мне борщ, пожалуйста.
  
   ПОВАРИХА
   Нет борща.
  
   АЛЕКСАНДР
   Нет?
  
   ПОВАРИХА
   Кончился.
  
   АЛЕКСАНДР
   А что есть?
  
   ПОВАРИХА
   Щи. Накладывать?
  
   АЛЕКСАНДР
   Давайте щи.
   9. ИНТ. ЗАВОД - ЗАВОДОУПРАВЛЕНИЕ - СТОЛОВАЯ - НЕМНОГО ПОЗЖЕ
  
   Александр на кассе. КАССИРША похожа на Повариху, приземистая и толстая.
  
   АЛЕКСАНДР
   Сколько с меня?
  
   КАССИРША
   Семьдесят две копейки.
  
  
   10. ИНТ. ЗАВОД - ЗАВОДОУПРАВЛЕНИЕ - СТОЛОВАЯ - НЕМНОГО ПОЗЖЕ
  
   Александр сидит за пустым столиком. Бумажной салфеткой со стола долго протирает вилку и ложку. Потом так же долго мешает суп ложкой, не решаясь начать его есть. Суп выглядит как склизкая оранжевая бурда с каплями блестящего жира на поверхности. Ложка вытягивает со дна длинные желтые капустные листья, с которых течет и капает мутная жижа.
  
   МУЖСКОЙ ГОЛОС(ЗК)
   У вас свободно?
  
   Александр поднимает голову. Два инженера с подносами уже садятся за столик не дожидаясь его ответа.
  
   Александр отодвигает в сторону тарелку с супом. Ставит перед собой второе. Разварившиеся макароны и котлета выглядят более съедобными, чем суп. Александр, поковырявшись в тарелке вилкой, начинает жадно есть.
  
  
   11. ИНТ. ЗАВОД - ЗАВОДОУПРАВЛЕНИЕ - ЛАБОРАТОРИЯ - ДЕНЬ
  
   Гаврилов спит на стуле, пьяно запрокинувшись и громко храпя. Александр, стоя у окна, читает ленту самописца. После очередного громкого всхрапа Гаврилова, подходит к нему и трясет за плечо.
  
   АЛЕКСАНДР
   По тише... Слышишь...
  
   Гаврилов во сне недовольно отмахивается. Ложится лицом на стол. Храп затихает.
  
   Александр идет обратно к окну. Продолжает читать ленту. Наконец, резко комкает ее и бросает в корзину для мусора. Смотрит в пыльное и мутное окно.
  
  
   12. ИНТ. САЛОН АВТОБУСА - ВЕЧЕР
  
   Салон автобуса забит до отказа. Давка. Александр на задней площадке стеснен людьми. Автобус сильно качает на ухабах. Александр качается вместе с ним, с трудом держась за верхний поручень.
  
   13. НАТ. ДОРОГА К ЗАВОДУ - ПРОДОЛЖЕНИЕ
  
   Автобус едет по дороге посреди серого индустриального пейзажа. Бетонные заборы. Шлакоблочные стены цехов. На обочине стелла с огромными красными буквами - "Слава КПСС". Около нее туда и сюда проносятся грузовики.
  
  
   14. ИНТ. КОММУНАЛКА - КОМНАТА ТИМОФЕЕВЫХ - НОЧЬ
  
   Небольшая комната с одним окном. Слева в углу, у окна - разложенный диван. Справа - кухонный стол, накрытый скатертью. На столе не работающий телевизор и зажженная лампа с абажуром. У лампы на стуле сидит ИРИНА, жена Александра (миловидная, но рано постаревшая, с усталым лицом). Она что-то штопает. Александр в задумчивости лежит на диване с краю, под одеялом, закинув руку за голову.
  
   ИРИНА
   Сегодня она опять на меня кричала. Я боюсь, Саша. Боюсь, когда одна. Боюсь выходить в коридор. В туалет ходить. И на кухню. Стою у двери как дура и слушаю - там она или нет. По минуте бывает прислушиваюсь, прислушиваюсь... Как у тебя дела? Ты какой-то мрачный...
  
   АЛЕКСАНДР
   Нормально. Выспаться бы только.
  
   ИРИНА
   А если и сегодня то же будет? Это какой-то кошмар, Саша! Может в милицию пожаловаться? Где-то же должны нам помочь?
  
   АЛЕКСАНДР
   Брось. Ты знаешь это не поможет.
  
   ИРИНА
   И что же делать? Терпеть? Ты все молчишь...
  
   АЛЕКСАНДР
   А что мне сказать? Мы в ловушке. Как мыши в мышеловке.
  
   ИРИНА
   Не говори так. Должен быть выход.
  
   АЛЕКСАНДР
   Да. Новая квартира.
  
   ИРИНА
   Что нибудь обещают?
  
  
   АЛЕКСАНДР
   Ничего. Все то же. В лучшем случае - пара лет.
  
   ИРИНА
   Господи! Два года! Я не выдержу. Не выдержу! Как я ненавижу это место! Эту комнату! Эту квартиру! Этот район!
  
   АЛЕКСАНДР
   Давай вернемся.
  
   ИРИНА
   Куда?
  
   АЛЕКСАНДР
   Домой. К родителям.
  
   ИРИНА
   Ты смеешься?
  
   АЛЕКСАНДР
   Я так шучу.
  
   ИРИНА
   Домой! Скажешь тоже. Лучше уж здесь...
  
   В коридоре громко хлопает дверь. Шаги нескольких человек. Громкий хохот. Снова хлопает дверь. Хохот и шаги за стеной. Включается громкая музыка.
  
   ИРИНА
   Опять! И с компанией! Снова гулянка! Надо что-то сделать, Саша! Слышишь, Саша? Надо что-то сделать!
  
   За стеной пьяный хохот. Голоса. Громкая музыка. Александр лежит на диване.
  
   ИРИНА
   Третью ночь! Саша!
  
   Ирина смотрит на Александра, тот - в потолок. Александр встает, одевает брюки и идет к двери.
  
  
   15. ИНТ. КОММУНАЛКА - КОРИДОР - ПРОДОЛЖЕНИЕ
  
   Александр выходит в темный коридор. Осторожно прикрывает дверь к свою комнату. Медленно идет к соседней двери, из-за которой слышится музыка и громкие голоса. Останавливается у двери. Ждет, не решаясь постучать.
  
   Дверь неожиданно открывается сама. Из нее появляется пьяный МИЛИЦИОНЕР с дымящейся сигаретой во рту.
  
   За его спиной в ярком свете лампы в комнате у стола сидит другой милиционер, на коленях у которого в нескромной позе АЛЛА (тридцати семилетняя баба в теле, немного помятая и сильно накрашенная).
  
   МИЛИЦИОНЕР
   (выдыхая дым в лицо Александра)
   Чего тебе? Подслушиваешь?
  
   АЛЛА
   Кто там, Боренька?
  
   МИЛИЦИОНЕР
   Козел какой-то. В чужой огород зашел. Капусты пожевать.
   (взяв Александра одной рукой за майку)
   Вали отсюда, чучело. Понял? И чтоб тихо там у себя сидел! Не видно и не слышно!
  
   Милиционер сильно толкает Александра в грудь. Тот отлетает к стене. Потом быстро идет к своей комнате.
  
  
   16. ИНТ. КОММУНАЛКА - КОМНАТА ТИМОФЕЕВЫХ - НЕМНОГО ПОЗЖЕ
  
   Александр медленно снимает брюки.
  
   ИРИНА
   (испуганно)
   Что там, Саша?
  
   АЛЕКСАНДР
   Милиция. Пришла тебе помочь. Ты же просила.
  
   Александр бросает брюки на стул. Ложится на спину на диван. Лежит, глядя в потолок.
  
   За стеной раздается взрыв хохота. Потом включают популярную романтичную песню. Ирина плачет.
  
   За окном - темно. Ночь. Окраина города.
  
  
   17. ИНТ. ЗАВОД - ЗАВОДОУПРАВЛЕНИЕ - ЛАБОРАТОРИЯ - УТРО
  
   Стрекочет самописец. Александр, мрачный и помятый, сидит за своим рабочим столом в углу комнаты.
  
   Появляется Гаврилов. Садится за свой стол. Вынимает из ящика бумаги. Раскладывает их перед собой. Начинает заполнять какую-то форму. Оглядывается на Александра.
  
   ГАВРИЛОВ
   С женой что ли наконец поругался?
   АЛЕКСАНДР
   С чего ты взял?
  
   ГАВРИЛОВ
   Видок неважный.
  
   АЛЕКСАНДР
   Не выспался просто.
  
   ГАВРИЛОВ
   (погружаясь в форму)
   А вы с Иринкой, значит, никогда не ругаетесь?
  
   АЛЕКСАНДР
   Не знаю... Нет... Да и зачем?
  
   ГАВРИЛОВ
   Счастливая семья! Ничего-то жене от тебя не нужно. Не пилит она тебя, не сверлит. Лепота!
  
   АЛЕКСАНДР
   Она просто понимает меня... А я ее...
  
   ГАВРИЛОВ
   Понимает? Странный ты... Понимает...
  
   Звонит телефон. Александр снимает трубку.
  
   АЛЕКСАНДР
   Да?
   (слушает)
   Сейчас!?
   (слушает)
   Я не могу. У нас изделие горит.
   (слушает)
   Слушай, но я правда не могу.
   (слушает)
   А ты сама?
   (слушает)
   Черт! Я не могу, говорю тебе!
   (слушает)
   Давай не сейчас! Здесь люди!
   (слушает нетерпеливо)
   Вечером все обсудим!
   (отрывисто)
   Нет!
  
   Александр бросает трубку.
  
   ГАВРИЛОВ
   Иринка?
  
  
  
   АЛЕКСАНДР
   (мрачно)
   Да...
  
   Пауза. Гаврилов пишет. Александр сидит, подперев голову руками. Звонок телефона. Александр не реагирует. Телефон продолжает звонить. Гаврилов оборачивается.
  
   ГАВРИЛОВ
   Телефон.
  
   АЛЕКСАНДР
   Я слышу.
  
   ГАВРИЛОВ
   Я вижу, что слышишь...
  
   Гаврилов принимается за форму. Телефон перестает звонить.
  
   Пауза. Новый звонок. Александр берет трубку.
  
   АЛЕКСАНДР
   (мрачно)
   Да?
   (раздраженно слушает)
   Да я знаю ты меня не просила...
   (слушает)
   Да это в первый раз и это очень важно для тебя. Так важно, что я должен бросить работу и поехать в центр, чтобы потратить черт знает сколько времени...
   (слушает, потом холодно)
   Хорошо. Я поеду. Поеду.
   (слушает)
   Я не угрожаю тебе...
   (слушает)
   Я же сказал, что поеду... Вот прямо сейчас... Да!
  
   Александр с силой кладет трубку на телефон. Пауза.
  
   АЛЕКСАНДР
   Слушай, мне надо отлучиться. Часа на два, максимум три...
  
   ГАВРИЛОВ
   Дела в городе?
  
   АЛЕКСАНДР
   Да... Следи за прибором...
  
   ГАВРИЛОВ
   Будь спок, шеф!
  
  
  
  
   АЛЕКСАНДР
   Если что, я в цехе... И, пожалуйста, не отлучайся никуда... Слышишь? Это важно!
  
   ГАВРИЛОВ
   Я знаю, шеф.
  
   АЛЕКСАНДР
   Точно?
  
   ГАВРИЛОВ
   Саня, разве я тебя когда-нибудь подводил? Все будет норм.
  
  
   18. НАТ. УЛИЦА - ДЕНЬ
  
   Александр стоит на тротуаре в длинной очереди, голова которой скрывается за углом дома. В очереди почти одни женщины. Александр смотрит на часы. Пол первого.
  
  
   19. НАТ. УЛИЦА - НЕМНОГО ПОЗЖЕ
  
   Очередь с Александром приблизилась к углу. Женщины вокруг него разбились на группки и что-то внутри групп оживленно обсуждают. Александр, скучая, стоит прислонившись к стене дома.
  
  
   20. НАТ. УЛИЦА - НЕМНОГО ПОЗЖЕ
  
   Александр уже у витрины промтоварного магазина. До входа не далеко. Он смотрит на часы. Около трех.
  
   Внезапно очередь перед Александром начинает рассеиваться. Женщины как по команде расходятся.
  
   АЛЕКСАНДР
   (растерянно, к ближайшей женщине)
   Что? Что случилось?
  
   ЖЕНЩИНА
   Кончились!
  
   АЛЕКСАНДР
   Как кончились?
  
   ЖЕНЩИНА
   Так. Кончились.
  
   От очереди уже ничего не осталось. Александр стоит напротив витрины магазина, оглядываясь по сторонам.
  
  
  
   21. НАТ. ЗАВОД - ПЛОЩАДЬ ПЕРЕД ЗАВОДОУПРАВЛЕНИЕМ - ПОСЛЕ ПОЛУДНЯ
  
   Александр выходит из-за угла цеха. Звучат сирены. На площади пожарные машины. Толпа зевак. Из окна третьего этажа идет черный дым.
  
   АЛЕКСАНДР
   (спохватившись)
   Черт! Черт! Черт!
  
   Александр бежит к зданию.
  
  
   22. ИНТ. ЗАВОДОУПРАВЛЕНИЕ - КАБИНЕТ ГЛАВНОГО ИНЖЕНЕРА - ВЕЧЕР
  
   Главный инженер - на своем месте. Перед ним за приставным столом сидят Александр и Гаврилов. Их лица и одежда в копоти.
  
   ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР
   (Александру)
   Где ты был?
  
   ГАВРИЛОВ
   Он в цех ходил!
  
   ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР
   В цех? В какой, бл..., цех? Какой? Его на проходной видели! И доложили уже... Туда!
   (указывает наверх)
   Тимофеев, ты хоть понимаешь, что натворил? Нет! Ты не понимаешь! Ты не понимаешь, в какой заднице мы все оказались по твоей милости! Но ты поймешь. Поймешь! Я тебе устрою санаторий. Чтобы ты прочихался, мудак! Дело на тебя заводить не будем, а сладкую жизнь ты получишь. Так что без зубов останешься. На всю жизнь!
  
  
   23. ИНТ. ЗАВОДОУПРАВЛЕНИЕ - КОРИДОР - ПОЗЖЕ
  
   Небольшой закуток у открытого окна. Александр нервно курит. Рядом стоит Гаврилов.
  
   ГАВРИЛОВ
   Ты же бросил.
  
   АЛЕКСАНДР
   Бросил. Да.
  
   ГАВРИЛОВ
   Саня, слушай... Я... Ну так получилось, Саня... Танька из литейного позвонила... У нее... Я не думал, что так получиться, Саня!
  
   АЛЕКСАНДР
   (бросая сигарету)
   Пошел вон, дурак.
  
   ГАВРИЛОВ
   Саня...
  
   Александр, грубо оттолкнув Гаврилова плечом, уходит по коридору.
  
  
   24. ИНТ. КОММУНАЛКА - КОМНАТА ТИМОФЕЕВЫХ - НОЧЬ
  
   Сумрак. Александр и Ирина лежат на диване. Ирина льнет к Александру.
  
   ИРИНА
   Ты необычно пахнешь сегодня. Дымом и горечью. Это так волнует.
  
   АЛЕКСАНДР
   Не сегодня.
  
   ИРИНА
   (прижимаясь)
   Саша, да забудь ты эти сапоги!
  
   АЛЕКСАНДР
   Сапоги?
  
   ИРИНА
   Купим в следующий раз...
  
   АЛЕКСАНДР
   Сапоги!
  
   Александр смеется. Осторожно отстраняет Ирину.
  
   АЛЕКСАНДР
   Не сегодня.
  
   Внезапно что-то металлическое с силой ударяет о стену комнаты. Следом раздается утробный чувственный ох Аллы. Затем что-то скрипит. Удар. Возглас. Скрип. Удар. Возглас. Скрип. Чаще. Еще чаще.
  
   ИРИНА
   Господи, опять это животное! М-м-м...
  
   Ирина отворачивается к стене и накрывает голову подушкой. Александр лежит, глядя в потолок.
  
   АЛЕКСАНДР
   (истерично смеясь)
   Сапоги... Сапоги...
   25. НАТ. ЗАВОД - ПЕРЕД ЦЕХОМ - УТРО
  
   Серый мрачный цех со стенами из бетонных плит. С торца чернеет проем открытых ворот. Перед воротами огромная лужа. Через нее наискось брошены доски.
  
   Александр подходит к луже. Осторожно ступая по доскам, балансируя руками, переходит ее. Заходит в цех.
  
  
   26. ИНТ. ЗАВОД - ЦЕХ - ПРОДОЛЖЕНИЕ
  
   Сумеречное, уходящее в гулкую темноту пространство. Окна вверху стен - грязны и почти не пропускают света. Под крышей, на балках, в сужающийся ряд - редкие фонари. В полумраке проступают тенями большие высокие механизмы, которыми полон цех.
  
   Александр некоторое время приглядывается, стоя у ворот, в пятне света. Затем заходит в сумрак.
  
  
   27. ИНТ. ЗАВОД - ЦЕХ - НЕМНОГО ПОЗЖЕ
  
   Александр в полумраке стоит у внутренней цеховой пристройки перед дверью в кабинет. Дверь грубо выломана и приоткрыта. Внутри кто-то есть. Слышится какое-то тяжелое сопение. Александр протягивает руку и толкает дверь.
  
  
   28. ИНТ. ЗАВОД - ЦЕХ - КАБИНЕТ - НЕМНОГО ПОЗЖЕ
  
   Александр заходит в кабинет. Это небольшая прямоугольная комната с одним окном, как и все вокруг - грязным и тусклым. У облупившейся синей стены, стоит согнувшийся пополам крупный пролетарий в изношенной, лоснящейся от грязи робе. Он заметно шатается, тяжело сопит и тихо-тихо ойкает.
  
   АЛЕКСАНДР
   Ты кто?
  
   От неожиданности пролетарий икает, выпрямляется, оборачивается с выпученными глазами и долго внимательно смотрит на Александра. Пролетарий совершенно пьян. Он машет на Александра рукой.
  
   РАБОЧИЙ
   Ы-ы-х-х-х! Хы-ы-ы!
  
   От напряжения лицо пролетария меняется, он, отвернувшись, сразу принимает привычную удобную позу и обильно блюет на пол кабинета. Затем, держась одной рукой за стену, а другую вытянув вперед, как слепой, идет мимо Александра к выходу.
  
   РАБОЧИЙ
   У-ы-ы-ы, нах..., у-ы-ы-ы... Бл...
  
  
   Александр пропускает его. Тот некоторое время пытается справится с дверью, запутавшись в какую сторону ее открывать. Наконец справляется и выходит.
  
   Александр некоторое время молча стоит посреди кабинета. Слышно как, под ногами хрустит битое стекло.
  
  
   29. ИНТ. КОММУНАЛКА - ОБЩАЯ КУХНЯ - ВЕЧЕР
  
   Ирина стоит у раковины. Открыт кран. Бежит вода. В раковине, затопленная водой, посуда. Ирина плачет.
  
   СЕМЕНОВА
   (неожиданно)
   Что? Мужик? А?
  
   Ирина оглядывается. За столом сидит СЕМЕНОВА. Это потрепанная женщина глубоко за сорок, говорящая низким хриплым голосом. Она курит.
  
   Ирина вытирает глаза.
  
   ИРИНА
   Нет. Я так.
  
   СЕМЕНОВА
   Так! Да я же вижу. Мужик.
  
   Семенова встает и подходит к Ирине. Берет ее за подбородок.
  
   СЕМЕНОВА
   Постарела ты. Поблекла.
  
   ИРИНА
   (отмахиваясь)
   Что вы, не надо...
  
   СЕМЕНОВА
   Хочешь, я тебе помогу?
  
   ИРИНА
   (удивленно, с иронией)
   Вы? Чем?
  
   СЕМЕНОВА
   Тем. Я же ведьма.
  
   ИРИНА
   Что?
  
   СЕМЕНОВА
   То. Или не веришь, что ведьмы бывают? Комсомолка!
  
   ИРИНА
   (смутившись)
   Я пойду.
   СЕМЕНОВА
   Пойди. Разве тебя держат.
   (после паузы, пустив дым в лицо Ирины)
   А посуда?
  
   ИРИНА
   Что?
  
   СЕМЕНОВА
   Посуду помыть не забыла?
  
   Ирина оглядывается на раковину.
  
   СЕМЕНОВА
   (уходя к столу)
   А слова мои запомни. Верные они. И приходи, если надумаешь. С мужиком я тебе помогу.
  
  
   30. ИНТ. КОММУНАЛКА - КОМНАТА ТИМОФЕЕВЫХ - ВЕЧЕР
  
   Александр входит в комнату. Ирина сидит у стола, ожидая его прихода. Увидев его, Ирина встает.
  
   ИРИНА
   Саша, почему ты мне ничего не сказал?
  
   АЛЕКСАНДР
   (начиная раздеваться)
   О чем?
  
   ИРИНА
   О пожаре. О том что случилось на заводе. Мне Галка позвонила. Ревет...
  
   АЛЕКСАНДР
   А что рассказывать? Ну, пожар... И что?
  
   ИРИНА
   Что тебе сделали?
  
   АЛЕКСАНДР
   Сняли с должности. Сослали в самую задницу мира.
  
   ИРИНА
   Саша!
  
   АЛЕКСАНДР
   Буду теперь мастером. Общаться с рабочим классом. В гуще трудового народа.
  
   ИРИНА
   А деньги?
  
   АЛЕКСАНДР
   По деньгам терпимо... Теряю кое-что, но не много.
  
   ИРИНА
   А...квартира?
  
   АЛЕКСАНДР
   Все нормально...
   (продолжая раздеваться)
   Нормально все...
  
   ИРИНА
   Ты меня не обманываешь?
  
   АЛЕКСАНДР
   Я же сказал, все нормально.
  
   ИРИНА
   Не обманывай меня. Ты же знаешь я не выдержу здесь... Я на пределе Саша... Я устала... Я так устала... Я боюсь, Саша... Я всего боюсь...
  
   Ирина плачет. Александр некоторое время молча смотрит на нее. Потом подходит и обнимает.
  
   АЛЕКСАНДР
   Не плачь. Ну не плачь. Не надо. Все хорошо. Слышишь? Все хорошо.
  
   Пауза. Ирина слегка отстраняется от Александра, утирает слезы.
  
   ИРИНА
   Да. Что-то я разревелась. Сейчас успокоюсь. Сейчас. Ну вот. Успокоилась.
   (пытается улыбаться)
   Кстати, Женя звонил. Иванов. До тебя не мог дозвониться... Нашел мой номер.
  
   АЛЕКСАНДР
   Он здесь?
  
   ИРИНА
   Да. В отпуске. Зовет нас за город. На пикник. В субботу. Пойдем? Пойдем, Саша. Немного расслабимся. Ты отвлечешься. Как в старые добрые времена, а?
  
   АЛЕКСАНДР
   А они были?
   ИРИНА
   Ну Саша! Ну не надо... Соглашайся! А от тебя пахнет табаком... Ты снова куришь?
  
   АЛЕКСАНДР
   Нет.
  
   ИРИНА
   Саша?
  
   АЛЕКСАНДР
   Нет.
  
  
   31. ИНТ. САЛОН АВТОБУСА - УТРО
  
   Автобус как обычно полон. Александр стоит, держась рукой за верхний поручень. Пытается дремать, прикладывая голову к вытянутой руке. Не очень удачно - автобус трясет, его кто-то толкает в спину. Он недовольно оборачивается. И вдруг видит злые, пристально глядящие на него глаза. Это все та же пожилая женщина. Александр, застигнутый врасплох, сразу отворачивается. Собирается с силами, чтобы проверить еще раз - смотрит она или нет. Поворачивает голову. Автобус вдруг резко тормозит. Александр летит куда-то вперед.
  
  
   32. ИНТ. КОММУНАЛКА - КОМНАТА ТИМОФЕЕВЫХ - НОЧЬ
  
   Александр просыпается. Он на диване в темной комнате. Рядом с ним Ирина. Она спит. Александр лежит какое-то время. Потом осторожно встает. Стоя, надевает брюки. Оглядываясь на жену, достает из пиджака пачку сигарет. Медленно-медленно открывает дверь. Выходит. Медленно-медленно закрывает дверь.
  
  
   33. ИНТ. КОММУНАЛКА - ОБЩАЯ КУХНЯ - НОЧЬ
  
   Александр подходит к окну. Открывает по шире форточку. Закуривает. Молча пускает дым, глядя в окошко. Сзади к нему внезапно подходит Алла. Обнимает его со спины.
  
   АЛЛА
   Ты что же это, соседушка, не спишь?
  
   Рука Аллы, медленно скользя по животу, тянется к паху Александра.
  
   АЛЛА
   Тревожно тебе, соседушка? А я тебя успокою, хочешь? Успокою тебя... Со мной всем легко... Спокойно...
  
   Александр резко поворачивается. Алла, нагло улыбаясь и пытаясь прижаться, смотрит ему в глаза. Ее рука, со слегка играющими пальцами, накрывает его пах.
  
   АЛЛА
   (страстно, почти шепчет)
   Ты не такой, да, соседушка? Ты не такой? Ты же хороший мальчик? Правильный? Как пионер... Герой... Мой герой...
  
   Рука Аллы проскальзывает в брюки Александра.
  
  
   34. ИНТ. КОММУНАЛКА - КОМНАТА ТИМОФЕЕВЫХ - НОЧЬ
  
   Александр просыпается. Он в своей комнате, на диване. Рядом с ним лежит Ирина. Она все так же мирно спит. Александр лежит, глядя в потолок.
  
  
   35. НАТ. БЕРЕГ РЕКИ - ВЕЧЕР
  
   Река. Лес. Небольшая полянка на берегу. Горит костер. Вокруг него сидят люди. Кто-то под гитару поет глупую сентиментальную песню.
  
   Александр и ИВАНОВ (одних лет с Александром, собранный и жесткий человек) идут берегом реки, удаляясь от костра.
  
   ИВАНОВ
   Не пожалел еще, что отказался тогда?
  
   АЛЕКСАНДР
   (мрачно)
   Нет.
  
   ИВАНОВ
   Лучше быть королем в провинции, чем пешкой в Москве... Я слышал, у тебя проблемы?
  
   АЛЕКСАНДР
   Терпимо.
  
   ИВАНОВ
   Ты все такой же. Гордый Саша! Которому ни от кого ничего не нужно! Хочешь услышать правду? От человека со стороны?
  
   АЛЕКСАНДР
   Зачем? Я ее каждый день вижу в зеркале.
  
   ИВАНОВ
   Видишь, но не проговариваешь. Не фиксируешь. Ты как человек, который болен, но не знает чем.
  
  
   АЛЕКСАНДР
   Не знал, что ты врач.
  
   ИВАНОВ
   Я не врач. Я твой друг.
  
   АЛЕКСАНДР
   Друг...
  
   ИВАНОВ
   Ну?..
  
   АЛЕКСАНДР
   Ничего нового я все равно не услышу...
  
   ИВАНОВ
   Хорошо. Проверишь себя. Итак. Тебе уже за тридцать. Ты простой инженер на вредном производстве. Карьеры ты не сделал. Перспектив нет. Живешь в коммуналке. Мечтаешь о новой квартире. Сейчас она кажется тебе раем. Но это типовой крольчатник. Через год ты завоешь в нем от тоски. Ведь тебе нечем занять себя. К жене ты охладел, но лицемерно делаешь вид, что все хорошо. Детей у вас, нет но в твоем положении это даже плюс. Здоровье пока в норме, но лет через пять-десять ты вдруг начнешь кашлять...
  
   АЛЕКСАНДР
   Ладно, хватит...
  
   Александр и Иванов стоят на берегу реки. Костра уже почти не видно. Сгущаются сумерки.
  
   ИВАНОВ
   Давай я дам тебе шанс. Можешь, конечно, как тогда, отказаться и сделать вид, что тебе ничего не нужно, что у тебя все есть и тебе хорошо... здесь... Но я же вижу, что ты на пределе... Что скажешь?
  
   АЛЕКСАНДР
   Не знаю. Мне надо подумать.
  
   ИВАНОВ
   (смеется)
   Подумать? Другого предложения уже не будет, Саша.
  
   АЛЕКСАНДР
   Хорошо. Я согласен.
  
   ИВАНОВ
   Завтра я возвращаюсь. Узнаю у наших, что для тебя можно найти. Первое время поживешь в общежитии... Но для тебя это не проблема... Твоя нора скорее всего не лучше. Потом подберем, что-нибудь. Год-два и все наладится. Будет тяжеловато. Зато - Москва. Хорошо?
  
   АЛЕКСАНДР
   Хорошо.
  
   ИВАНОВ
   Через неделю я позвоню. Будь на связи.
  
   Иванов хлопает Александра по плечу.
  
   ИВАНОВ
   И не закисай. Столице нужна бодрость. Ладно. Вернусь к огоньку. Возьмемся за руки друзья и все такое прочее. Обожаю эти интеллигентские сопли...
  
   Иванов уходит. Через несколько шагов оборачивается и кричит.
  
   ИВАНОВ
   Неделя! Слышишь? Неделя!
  
   Александр стоит на берегу, глядя на воду. Из сумерек появляется Ирина.
  
   ИРИНА
   Что он сказал тебе?
  
   АЛЕКСАНДР
   Ты что следишь?
  
   ИРИНА
   Нет, Саша. Я видела, что вы разговариваете. Он что-нибудь пообещал?
  
   АЛЕКСАНДР
   Пообещал? А что он должен был пообещать?
  
   ИРИНА
   Он твой друг, Саша. А ты в беде.
  
   АЛЕКСАНДР
   Что он должен был пообещать?
  
   ИРИНА
   Не надо, Саша...
   АЛЕКСАНДР
   Ты что за старое взялась...
  
   ИРИНА
   Нет, Саша! Нет! Ты все не так понял.
  
   АЛЕКСАНДР
   Я все так понял. Правильно я понял.
  
   Александр подходит к Ирине и бьет ее ладонью по лицу.
  
   АЛЕКСАНДР
   Шлюха.
  
   Александр уходит.
  
   ИРИНА
   Саша! Саша!
  
   Ирина садится на землю и плачет.
  
  
   36. НАТ. БЕРЕГ РЕКИ - НОЧЬ
  
   Вокруг костра темная непроглядная ночь. Играет гитара. Все хором поют.
  
   ХОР
   Всем нашим встречам разлуки увы суждены...
  
   Александр и Ирина сидят по разные стороны костра. Александр мрачно молчит. Ирина старательно подпевает. На ее щеках слезы.
  
   Иванов заправски играет на гитаре и весело поет кому-то подмигивая.
  
   ХОР
   Тих и печален ручей у янтарной сосны...
  
  
   37. ИНТ. КОММУНАЛКА - КОМНАТА ТИМОФЕЕВЫХ - УТРО
  
   Александр резко просыпается. Над ним Ирина. Она трясет его.
  
   ИРИНА
   Вставай! Ты проспал, Саша! Мы проспали!
  
   АЛЕКСАНДР
   Что?
  
   ИРИНА
   Уже семь! Вставай...
  
   38. ИНТ. ЗАВОД - ЦЕХ - КАБИНЕТ - УТРО
  
   Кабинет немного прибран, но все так же темен и обшарпан. На стене, над столом - календарь. Александр подходит к календарю. Обрывает два листка. Потом перелистывает его на несколько дней и старательно обводит число ручкой. Садится за стол, придвинув к себе телефон. Ждет.
  
  
   39. ИНТ. ЗАВОД - ЦЕХ - КАБИНЕТ - ДЕНЬ
  
   Александр сидит за столом. Перед ним какие-то бумаги. Он ничего не пишет. Сидит задумавшись. Потом смотрит на часы. Время обеда. Смотрит на телефон. Продолжает сидеть в некоторой задумчивости. Резко бросает ручку на стол.
  
   АЛЕКСАНДР
   Да что я как дурак...
  
   Александр встает и выходит.
  
  
   40. ИНТ. ЗАВОД - ЗАВОДОУПРАВЛЕНИЕ - СТОЛОВАЯ - ДЕНЬ
  
   Александр сидит за столик в одиночестве, недоверчиво ковыряя вилкой в чем-то отдаленно похожем на рагу.
  
   КАТЯ
   Можно к вам?
  
   Александр поднимает голову. Перед столиком - Катя (симпатичная девушка, 24 года, с сильным гибким телом, открытым лицом и внимательными умными глазами).
  
   АЛЕКСАНДР
   Да. Конечно.
  
   Катя ставит поднос на стол и садится напротив Александра. Александр бросает вилку в так и не начатое рагу. Берет стакан с компотом, пьет, уже готовясь уходить.
  
   КАТЯ
   А я вас давно заметила.
  
   АЛЕКСАНДР
   Что?
  
   КАТЯ
   Я давно вас заметила.
  
   АЛЕКСАНДР
   В каком смысле?
  
   КАТЯ
   В прямом. У вас печальный вид. И задумчивый. Как у поэта.
  
  
   АЛЕКСАНДР
   (все еще не понимая)
   Поэта?
  
   КАТЯ
   Пишете стихи?
  
   АЛЕКСАНДР
   Какие стихи? Я...
  
   КАТЯ
   А я Катя.
  
   Александр ставит стакан с недопитым компотом на стол.
  
   АЛЕКСАНДР
   Александр.
  
   КАТЯ
   Очень приятно.
  
   АЛЕКСАНДР
   Вы со всеми вот так...
  
   КАТЯ
   Нет, ну что вы. Только с теми, у кого романтический вид.
   (пауза)
   У вас красивые глаза.
  
   АЛЕКСАНДР
   Я не понимаю...
  
   КАТЯ
   Да не напрягайтесь вы так, Александр. Мне просто скучно. Я здесь недавно. Никого и ничего не знаю. Вот решила с вами познакомиться. Вы давно в этом городе?
  
   АЛЕКСАНДР
   Давно. Как в институт поступил.
  
   КАТЯ
   Приезжий значит. Знаете его?
  
   АЛЕКСАНДР
   Да не очень. Что здесь знать?
  
   КАТЯ
   Достопримечательности?
  
   АЛЕКСАНДР
   Разве они есть?
  
  
  
   КАТЯ
   Вам должно быть виднее. Вы здесь давно. Покажите мне город?
  
   АЛЕКСАНДР
   Показать?
  
   КАТЯ
   Сегодня вечером?
  
   АЛЕКСАНДР
   Вечером? Я...
  
   КАТЯ
   Вы?.. И давайте на ты? Итак, ты?..
  
   АЛЕКСАНДР
   Если недолго и самый центр...
  
   КАТЯ
   (смеется)
   Условия должна ставить девушка! Ладно, давайте недолго и в центре... Где встретимся?
  
   АЛЕКСАНДР
   (неуверенно)
   У вокзала? Рядом с памятником?
  
   КАТЯ
   Это место я знаю. Давайте там. Пол седьмого? Устроит?
  
   АЛЕКСАНДР
   Да.
  
   КАТЯ
   У тебя ошарашенный вид.
  
   АЛЕКСАНДР
   Как то все неожиданно.
  
   КАТЯ
   Не забудь про компот.
  
   АЛЕКСАНДР
   Да.
  
   Александр берет стакан. Смотрит на него, не зная что делать. Катя смеется.
  
  
   41. ИНТ. ЗАВОД - ЦЕХ - КАБИНЕТ - ДЕНЬ
  
   Александр, откинувшись, сидит за своим столом в задумчивости. Перед ним те же бумаги и брошенная ручка. Он ни к чему не притрагивался. Телефонный звонок. Александр резко и быстро берет трубку.
   АЛЕКСАНДР
   Да? Что? Что? Вы не туда попали! Я говорю вы ошиблись! Ошиблись, понимаете! Я не Костя! Вы слышите? Я не Костя!
   (бросает трубку)
   Старый идиот!
  
   Новый звонок. Александр снимает трубку.
  
   АЛЕКСАНДР
   Алло? Черт!
   (громко)
   Вы не туда звоните. Понимаете? Не ту-да! Что? Да! Вы ошиблись! Это не Костя. Да! Спасибо! Спасибо!
  
   Александр кладет трубку. Откидывается на стуле. Сидит, глядя в потолок.
  
  
   42. НАТ. ЗАВОД - ГДЕ-ТО ЗА ЦЕХОМ АЛЕКСАНДРА - ДЕНЬ
  
   Вторые ворота цеха открыты. Перед ними стоит грузовик. Из ворот по одному выходят рабочие с коробками на руках, грузят их к кузов грузовика, возвращаются обратно. Водитель грузовика, прислонившись в борту, наблюдает за погрузкой.
  
   Подходит Александр.
  
   АЛЕКСАНДР
   (водителю)
   Что грузите?
  
   Водитель делает вид, что не услышал вопроса.
  
   АЛЕКСАНДР
   Что грузите?
  
   Водитель демонстративно отворачивается от него.
  
   АЛЕКСАНДР
   (беря водителя за плечо)
   Ты слышишь?
  
   ВОДИТЕЛЬ
   Отстал бы ты, а? Что надо, то и грузим. Не твоего ума дело. Понял?
  
   АЛЕКСАНДР
   Нет.
  
   ВОДИТЕЛЬ
   И не надо. Иди. Иди отсюда.
  
   Александр отходит. Идет к центральным воротам. Оборачивается. Водитель кривит лицо и делает Александру ручкой. Александр идет дальше.
   43. НАТ. ПАРК - ВЕЧЕР
  
   Дорожка в глубине парка под сенью желтеющих деревьев. Александр и Катя медленно идут по ней. Кроме них вокруг никого не видно.
  
   КАТЯ
   Глупо, правда?
  
   АЛЕКСАНДР
   Почему? Нет. Так, наверное, всегда и бывает. Впрочем я не знаток. Мою то жизнь интересной не назовешь. Так. Типовые будни обывателя.
  
   КАТЯ
   Скучно тебе?
  
   АЛЕКСАНДР
   Да нет. Я уже привык. Привычка спасает. Она дар богов.
  
   КАТЯ
   Все так безнадежно?
  
   АЛЕКСАНДР
   (усмехаясь)
   Ну, на что-то я еще надеюсь.
  
   КАТЯ
   На что?
  
   АЛЕКСАНДР
   Я и сам не знаю. На чудо? Вроде как зачем то же я нужен. И это зачем когда-то появится. Должно появиться. Иначе... Иначе все слишком...
  
   КАТЯ
   Мрачно?
  
   АЛЕКСАНДР
   Даже не мрачно. А...не знаю... Какая-то бесцельная жестокость. Мучительство ради мучительства.
   (пауза)
   Куда-то мы не туда зашли с тобой.
  
   Александр останавливается. Берет Катю за руку.
  
   АЛЕКСАНДР
   Может это во сне все. Ты. Зачем? Откуда? Мне?
  
   КАТЯ
   Я.
  
   Александр наклоняется и быстро целует Катю. Смотрит на нее. Потом крепко и сильно обнимает, приникая губами к ее губам. Долгий-долгий поцелуй.
  
   АЛЕКСАНДР
   Какие у тебя губы!
  
   КАТЯ
   Какие?
  
   АЛЕКСАНДР
   Вкусные.
  
   КАТЯ
   (смеется)
   Вкусные?
  
   АЛЕКСАНДР
   Да. Хочется еще.
  
   КАТЯ
   Возьми.
  
   АЛЕКСАНДР
   Можно?
  
   КАТЯ
   Можно.
  
   Александр наклоняется и целует Катю, обхватив руками ее голову. Пустая дорожка. Желтеющие деревья. Сумерки. Зажигаются фонари.
  
  
   44. ИНТ. КОММУНАЛКА - КОМНАТА СЕМЕНОВОЙ - ВЕЧЕР
  
   Ирина и Семенова сидят за столиком в тесной комнате.
  
   СЕМЕНОВА
   Все?
  
   ИРИНА
   Все.
  
   СЕМЕНОВА
   А чего ломалась дура-девка? Сразу бы и пришла.
  
   ИРИНА
   Да я...
  
   СЕМЕНОВА
   Что я? Все вы одинаковые. Ходите, как клуши, в себе все носите. А чего носите? Ждете пока созреет? Это ж не ребенок, дура.
  
  
   ИРИНА
   Но... Я... Я не знала, что...
  
   СЕМЕНОВА
   Чего ты не знала? Что мужик твой кобель тревожливый? В задумчивость впал?
  
   ИРИНА
   Нет. Что можно так...
  
   СЕМЕНОВА
   Как? Ко мне прийти и вопрос решить?
  
   Семенова проводит вдруг рукой по щеке Ирины и берет ее за подбородок.
  
   СЕМЕНОВА
   Постарела ты. Поблекла, девка. Не то, что раньше.
  
   Семенова убирает руку.
  
   СЕМЕНОВА
   Ничего. Я тебе помогу. Кобеля твоего облегчить надо. Оглупить. А то слишком умный. У таких ум за разум заходит, они и ходят по кругу. Как бараны какие. Пока по лбу не дашь.
  
   ИРИНА
   Оглупить?
  
   СЕМЕНОВА
   А чего тебе? Капица какой нужен что ли? Или мужик справный? Ты подумай! Подумай! Пока не поздно. Вот у меня капельки для тебя есть специальные.
  
   Семенова открывает ящик стола под столешницей. Вынимает пузырек.
  
   СЕМЕНОВА
   Вот. Будешь ему по пять капель в еду подливать. Больше не надо.
  
   Семенова протягивает пузырек Ирине. Ирина нерешительно берет его.
  
   ИРИНА
   А не опасно это?
  
   СЕМЕНОВА
   Пять капель - нет. Главное - мера.
  
   ИРИНА
   А если он...
   СЕМЕНОВА
   Что?
  
   ИРИНА
   Ну совсем ...
  
   СЕМЕНОВА
   Поглупеет?
  
   ИРИНА
   Да.
  
   СЕМЕНОВА
   Тогда верну деньги.
  
   ИРИНА
   Что? Деньги?
  
   СЕМЕНОВА
   То. Иди давай. Потом мне расскажешь, что да как.
  
   Семенова встает. За ней встает Ирина. Семенова кончиками пальцев трогает ее за подбородок.
  
   ИРИНА
   А сколько...
  
   СЕМЕНОВА
   Об этом мы потом поговорим.
  
  
   45. ИНТ. КОММУНАЛКА - КОМНАТА ТИМОФЕЕВЫХ - НОЧЬ
  
   На подоконнике горит ночник. Ирина лежит на диване и читает. Входит Александр.
  
   ИРИНА
   (после паузы)
   Ты поздно.
  
   АЛЕКСАНДР
   (раздеваясь)
   Ждал звонка.
  
   ИРИНА
   Звонка?
  
   АЛЕКСАНДР
   Да. Сидел и ждал звонка. Что мне еще остается делать?
  
   ИРИНА
   Он позвонит?
  
   АЛЕКСАНДР
   Ты меня спрашиваешь? Ты же с ним...
  
   ИРИНА
   Саша!
  
   АЛЕКСАНДР
   Что? Я не знаю. Не знаю. Ненавижу это чувство. Когда все зависит не от тебя. А ты просто сидишь и ждешь. Ждешь. Ждешь. Пауза тянется и тянется как в дурном сне. Чего ждешь? Черт знает. Может там все будет вдесятеро хуже, чем здесь и сейчас. И потом мы пожалеем об этом вот нашем проклятом настоящем горькими слезами.
  
   За стеной о чем-то визгливо кричит Алла. На кухне какой-то скандал.
  
   Александр садится на диван рядом с Ириной. Приобнимает ее.
  
   АЛЕКСАНДР
   Давай заведем ребенка.
  
   ИРИНА
   Саша!
  
   АЛЕКСАНДР
   Давай. И тогда все переменится. Все станет другим. Как ты не понимаешь?
  
   ИРИНА
   Каким другим, Саша?
  
   На кухне визгливо и громко кричит Алла. Что-то с силой бьет в стену. Еще и еще раз.
  
   ИРИНА
   Вот здесь мы будем жить с ним, Саша? Вот здесь? Вот с этой стервой за стенкой? С матом и блядством?
  
   АЛЕКСАНДР
   Время уходит. Разве ты не видишь? Не чувствуешь этого?
  
   Стук в стену ритмично повторяется.
  
   ИРИНА
   Надо потерпеть, Саша. Немного потерпеть.
  
   АЛЕКСАНДР
   Сколько немного? Год? Два? Пять лет?
  
  
  
  
   ИРИНА
   Сашенька, он позвонит. Позвонит. И все перемениться. Мы переедем в Москву. И...
  
   Стук в стену.
  
   АЛЕКСАНДР
   (закрывая лицо руками)
   Черт! Черт! Черт!
  
   ИРИНА
   (гладит его по голове и рукам)
   Ну, Саша! Не надо. Все будет хорошо. Хорошо. Вот увидишь...
  
   Александр встает и выходит из комнаты.
  
  
   46. ИНТ. КОММУНАЛКА - КОРИДОР - ПРОДОЛЖЕНИЕ
  
   Александр выходит из комнаты. Полутемный коридор с подслеповатой лампой. В конце его - МАЛЬЧИК. Он с силой бросает большой резиновый мяч в стену. Ловит. Бросает снова.
  
   Александр идет по коридору. Мальчик оборачивается на него и пристально смотрит. Мяч падает на пол и катится. Александр перешагивает через него и обходит мальчика. Тот не прекращает внимательно смотреть на Александра.
  
  
   47. ИНТ. КОММУНАЛКА - ОБЩАЯ КУХНЯ - ПРОДОЛЖЕНИЕ
  
   Александр входит на кухню. Посреди нее - стул. На нем СТАРИК. В руках у него гармошка. У рукомойника Семенова. Старик, увидев Александра, улыбается беззубым ртом и начинает играть и петь на манер блатняка: "Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам".
  
   Александр проходит дальше.
  
  
   48. ИНТ. КОММУНАЛКА - ТУАЛЕТ - ПРОДОЛЖЕНИЕ
  
   Александр, закрыв глаза, стоит прислонившись спиной к двери. Слышна гармошка и пение старика.
  
  
   49. ИНТ. КОММУНАЛКА - ОБЩАЯ КУХНЯ - ПРОДОЛЖЕНИЕ
  
   Александр проходит через кухню. Старик уже не поет, а просто сидит с гармошкой на коленях. Увидев Александра, он улыбается.
  
  
  
  
   50. ИНТ. КОММУНАЛКА - КОРИДОР - ПРОДОЛЖЕНИЕ
  
   Мальчик кидает мяч в стену. Когда появляется Александр, он останавливается и стоит, прижав мяч к груди. Голова его поворачивается вслед за Александром.
  
   Открыв дверь, Александр оборачивается к мальчику и видит его внимательный напряженный взгляд.
  
  
   51. ИНТ. ЗАВОД - ЦЕХ - КАБИНЕТ - УТРО
  
   Александр сидит за своим столом, глядя на придвинутый телефон. Раздается стук в дверь.
  
   АЛЕКСАНДР
   Да?
  
   Входит ПЕТРЕНКО.
  
   ПЕТРЕНКО
   Александр Палыч! Дорогой! Я к вам вот по какому вопросу. Вы у нас тут человек новый. Неопытный, так сказать. Многих вещей не знаете. Вы вчера видели кое-что...
  
   АЛЕКСАНДР
   Что вы хотите сказать? Можете покороче?
  
   ПЕТРЕНКО
   Могу, могу! Вы вчера видели кое-что...
  
   АЛЕКСАНДР
   О чем вы?
  
   ПЕТРЕНКО
   Ну погрузку...
  
   АЛЕКСАНДР
   И?
  
   ПЕТРЕНКО
   Пусть она останется так сказать между нами.
  
   АЛЕКСАНДР
   Не понял.
  
   ПЕТРЕНКО
   Ну. Давайте сделаем вид, что ее не было.
  
   АЛЕКСАНДР
   Не было? Вы какими то загадками говорите.
   ПЕТРЕНКО
   Вам потом все объяснят. Старшие товарищи, так сказать.
  
   АЛЕКСАНДР
   Какие товарищи? О чем вы?
  
   ПЕТРЕНКО
   Потом. Потом. Главное то вы поняли?
   (приложив палец ко рту)
   Т-с-с-с! Т-с-с-с! Никому! Хорошо?
  
   Петренко задом пятится к двери, и, загадочно улыбаясь, выходит.
  
   АЛЕКСАНДР
   Дурак.
  
   Александр сидит за столом, глядя на придвинутый телефон. Рядом с телефоном оторванный лист календаря. Пауза. Александр рукой отбрасывает телефон от себя на край стола. Резким движением сметает все бумаги со стола на пол.
  
   АЛЕКСАНДР
   К черту! Пошло все к черту!
  
   Александр встает и решительно идет к двери.
  
  
   52. ИНТ. ЗАВОД - ЗАВОДОУПРАВЛЕНИЕ - КОРИДОР - УТРО
  
   Александр стоит перед открытой дверью кабинета и подает кому-то знаки. Из-за двери появляется Катя.
  
   КАТЯ
   (с улыбкой)
   Саша!
   (оглядываясь)
   Сейчас. Подожди.
  
   Катя скрывается за дверью. Через некоторое время снова появляется.
  
   КАТЯ
   Пойдем!
  
   АЛЕКСАНДР
   Куда?
  
   КАТЯ
   Пойдем! Пойдем!
  
   Она поворачивается и уверенно идет по коридору, изредка с улыбкой оборачиваясь к Александру. Он, немного отставая, идет за ней.
  
   Лестница. Катя спускается, снизу вверх глядя на Александра. Снова коридор с редкими сотрудниками.
   Небольшое полутемное углубление сбоку. Дверь.
  
   КАТЯ
   Сюда!
  
   Катя ключом открывает дверь и заходит. За ней, несколько раз предварительно оглянувшись, входит Александр.
  
  
   53. ИНТ. ЗАВОД - ЗАВОДОУПРАВЛЕНИЕ - КОМНАТА ХУДОЖНИКА - ПРОДОЛЖЕНИЕ
  
   Небольшая захламлённая комната без окна. Под потолком желтая голая лампа. Стол. Стул. Облезлая кушетка. Полки забитые всякой всячиной.
  
   АЛЕКСАНДР
   Что это?
  
   КАТЯ
   Здесь обитает местный художник. Рисует наглядную агитацию и тому подобные вещи.
  
   АЛЕКСАНДР
   А ключ?
  
   КАТЯ
   Что ключ?
  
   АЛЕКСАНДР
   Откуда он у тебя?
  
   КАТЯ
   Слишком много вопросов.
  
   Катя вплотную подходит к Александру и прижимается.
  
   КАТЯ
   Ты пахнешь чем-то горьким.
  
   Александр обнимает ее. Катя вдруг отстраняется и одним движением, быстро протянув через голову, снимает с себя кофту. Девичьи груди ее белеют в тусклом свете лампы.
  
   АЛЕКСАНДР
   Вот так?
  
   КАТЯ
   Как?
  
   АЛЕКСАНДР
   Так просто?
  
   КАТЯ
   Да. Так просто.
  
  
   Пауза. Александр и Катя смотрят друг другу в глаза. Потом Александр делает решительный шаг вперед. Порывисто обнимает Катю. Целует. Опрокидывает ее на диван. Они валятся, валятся...
  
  
   54. ИНТ. КОММУНАЛКА - КОМНАТА ТИМОФЕЕВЫХ - НОЧЬ
  
   Александр внезапно просыпается. Приходит в себя. Он один на диване. Ирины нет. Вдруг раздается ее крик. Что-то падает с грохотом.
  
   Александр вскакивает и в одних трусах выбегает из комнаты.
  
  
   55. ИНТ. КОММУНАЛКА - ОБЩАЯ КУХНЯ - ПРОДОЛЖЕНИЕ
  
   Алла держит Ирину за волосы и, силой склонив ее почти до пояса, бьет наотмашь рукой по спине.
  
   АЛЛА
   Ах, ты сучка! Мразь!
  
   ИРИНА
   Саша!
  
   Александр бросается к Алле, хватает ее за руку, пытаясь освободить волосы Ирины. Алла сопротивляется, продолжая бить Ирину. Борьба. Пыхтение. Александр с трудом отцепляет руку Аллы и отталкивает ее от Ирины. Пыхтящая красная Алла с потекшей помадой и ресницами стоит у стены. Она пьяна.
  
   АЛЛА
   Бл...! Суки! Твари!
  
   Алла вдруг кидается к столу. Хватает первый попавшийся под руку стакан и кидает в Александра. Тот уклоняется. Стакан попадает в стену. Звон бьющегося стекала. Осколки. Алла бросает еще один стакан и так же с силой бросает его.
  
   АЛЛА
   Я вам покажу, твари! Покажу!
  
   ИРИНА
   Саша, идем!
  
   Ирина берет Александра за руку и уводит с кухни. В след им летит еще один стакан и разбивается осыпав их осколками.
  
   АЛЛА
   Суки, бл...!
  
  
   56. ИНТ. ОТДЕЛЕНИЕ МИЛИЦИИ - КПЗ - НОЧЬ
  
   Тусклая лампа под потолком. Вдоль боковых стен каменные нары с деревянным ложем. С торца, высоко - полукруглое зарешеченное темное окошко.
   Александр сидит на нарах. На нем брюки и майка.
  
   Лязгает замок. Открывается дверь. Входит милиционер. В руках у него резиновая палка. Он сходу бьет ею Александра по голове. От неожиданности Александр падает на пол.
  
   АЛЕКСАНДР
   Да что вы ...
  
   Милиционер бьет его еще и еще раз. На лице Александра кровь. Он закрывает голову руками.
  
   МИЛИЦИОНЕР
   (продолжая избивать)
   Говорили же тебе сидеть тихо. Говорили? А ты не слушаешь. Лезешь ты. А куда ты лезешь, мудак? Куда? Ты об этом подумал? Нет? Сейчас подумаешь. А чтобы лучше думалось, я тебе массаж головы сделаю. Целебный.
  
   Милиционер прекращает избиение. Александр лежит неподвижно на бетонном полу. Все лицо его в крови. Кровь стекает на бетон.
  
   МИЛИЦИОНЕР
   (тяжело выдыхая)
   Ху!
   (после паузы)
   Ну вот. Лучше тебе стало, головастик? Вижу - лучше. Давай договоримся так. Услышу или увижу тебя еще раз - убью. Понял?
   (пинает Александра)
   Понял. Вот и ладушки.
  
   Милиционер еще раз пинает Александра и выходит из камеры. Александр лежит животом на полу. На лице его виден один глаз. Совершенно безумный.
  
  
   57. НАТ. УЛИЦА - УТРО
  
   Раннее утро. Пустынный перекресток. Подъезжает милицейский бобик. Останавливается. Из него выходит милиционер. Подходит к задней двери. Открывает ее. Выкидывает из салона Александра. Тот падает на асфальт. Милиционер садится в машину. Бобик уезжает. Александр лежит на асфальте. Потом долго и неуклюже пытается встать. Встает. Шатаясь, бредет по улице.
  
  
   58. ИНТ. КОММУНАЛКА - КОМНАТА ТИМОФЕЕВЫХ - УТРО
  
   Александр лежит на спине на диване. Все лицо его и руки в ссадинах и кровоподтёках. Он молча и безучастно глядит в потолок.
  
   Рядом с ним Ирина - готовит компресс. Накладывает ему на лоб влажную тряпку. Пытается осторожно обтереть лицо от крови ватой. Александр недовольно морщиться и мычит. Ирина плачет.
  
   ИРИНА
   Саша! Сашенька!
  
  
   59. ИНТ. ЗАВОДОУПРАВЛЕНИЕ - КАБИНЕТ ГЛАВНОГО ИНЖЕНЕРА - НЕМНОГО ПОЗЖЕ
  
   Главный инженер за своим столом. Перед ним за приставным столиком - Александр.
  
   ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР
   (оглядывая Александра)
   Хорош, ничего не скажешь, хорош. Ты запил, что ли Тимофеев?
  
   АЛЕКСАНДР
   Я не пью.
  
   ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР
   Не пьешь, значит? А вот на тебя из милиции бумага пришла. Устроил пьяный дебош. Драку. На работу не вышел. Как это понимать, Тимофеев?
  
   АЛЕКСАНДР
   Я не пью.
  
   ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР
   Я долго закрывал глаза, Тимофеев. Долго. На все твои выкрутасы. Но и моему терпению бывает конец. Давай ка ты знаешь это...уебывай от нас... по собственному желанию... Пиши заявление и отчаливай. Не напишешь - уволю по статье. Хрен ты потом куда устроишься в городе. Будешь с волчьим билетом по улицам бегать. И выть. На луну, Тимофеев.
  
   АЛЕКСАНДР
   Хорошо.
  
   Александр встает и идет к двери.
  
   ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР
   Подожди. О том, что видел в цехе - забудь.
  
   АЛЕКСАНДР
   О чем?
  
   ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР
   Не строй из себя девочку. Ты знаешь.
   Александр несколько секунд смотрит на главного инженера. Потом поворачивается и уходит.
  
  
   60. ИНТ. ЗАВОД - ЦЕХ - КАБИНЕТ - УТРО
  
   Александр сидит за столом. Лицо его в синяках. Перед ним телефон. На календаре - день, обведенный ручкой. Александр неожиданно встает и хватает телефон. Мешает провод. Александр с силой дергает - раз, другой. Провод выдерживает.
  
   Александр, ухватившись за него двумя руками, дергает, приложив максимальное усилие. Провод обрывается. Телефон - свободен. Александр размахнувшись швыряет его о стену. Тот, жалко звякнув, ломается. Падает на пол. Александр открывает ящик стола. Берет ключ. Выходит.
  
  
   61. ИНТ. ЗАВОД - ЗАВОДОУПРАВЛЕНИЕ - КОРИДОР - ПОЗЖЕ
  
   Александр стоит перед дверью в свою бывшую лабораторию. Пробует открыть дверь. Она заперта. Александр оглядывается по сторонам. Достает из кармана ключ. Вставляет и поворачивает ключ в замке. Осторожно открывает дверь. Заглядывает внутрь. Потом снова оглядывается вокруг. Входит в лабораторию.
  
  
   62. ИНТ. ЗАВОД - ЗАВОДОУПРАВЛЕНИЕ - ЛАБОРАТОРИЯ - ПРОДОЛЖЕНИЕ
  
   Александр подходит к шкафу. Открывает верхнюю дверцу. На полках - бутылки и склянки разного размера.
  
   Александр переставляет их, ища нужное. Находит. Читает этикетку. Ставит бутылку на стол. Оглядывается вокруг. Открывает нижнюю дверцу шкафа. Присев, заглядывает туда. Что-то ищет и не находит. Встает. Открывает ящик лабораторного стола. Берет оттуда маленький пузырек. Смотрит через него на свет. Потом открывает бутылку и осторожно переливает жидкость из нее в пузырек. Закрывает бутылку и ставит ее на место, в шкаф. Пузырек кладет в карман. Выходит из лаборатории.
  
  
  
  
   63. ИНТ. ЗАВОД - ЗАВОДОУПРАВЛЕНИЕ - СТОЛОВАЯ - НЕМНОГО ПОЗЖЕ
  
   Александр сидит за столиком. Перед ним нетронутый поднос с едой. Подходит Катя, не спрашивая садится перед ним.
  
   КАТЯ
   Что случилось, Саша? Ты пропал! Что с твоим лицом?
  
   АЛЕКСАНДР
   Слушай, не надо. Уйди.
  
  
   КАТЯ
   Что?
  
   АЛЕКСАНДР
   Я говорю, уйди. Слышишь? Уйди.
  
   КАТЯ
   Ты...
  
   АЛЕКСАНДР
   Уходи. Люди смотрят. Ну!
  
   Катя сидит, непонимающе глядя на него. Потом встает и уходит за другой стол. Александр сидит в одиночестве.
  
  
   64. ИНТ. КОММУНАЛКА - ТУАЛЕТ - НОЧЬ
  
   Александр стоит перед унитазом с пузырьком в руке. Рука его заметно дрожит. Он открывает пузырек. Тяжело сглатывает. Закрывает глаза, приготовившись пить.
  
   Пауза. Вдруг раздается пронзительный крик Ирины.
  
   ИРИНА
   Саша! Саша!
  
   В коридоре какая-то заварушка. Александр приходит в себя. Тяжело дышит. Закрывает пузырек и убирает его в карман. Открывает защелку на двери и выходит.
  
  
   65. ИНТ. КОММУНАЛКА - ОБЩАЯ КУХНЯ - ПРОДОЛЖЕНИЕ
  
   Александр идет на крики, которые раздаются из коридора.
  
   АЛЛА
   Мало тебе, тварь, мало?
  
   ИРИНА
   Саша!
  
   АЛЛА
   Кобель твой ученый. Не залает теперь. Не зови.
  
   Александр вдруг останавливается у двери кухни. Оборачивается. На плите стоит кастрюля. В ней что-то готовится. Александр поворачивается и идет к кастрюле. Одной рукой открывает крышку. Другой - достает пузырек и откупоривает его. Выливает содержимое в кастрюлю. Накрывает ее крышкой. Пузырек кладет в карман. Поворачивается и идет на крики.
  
  
   66. ИНТ. САЛОН АВТОБУСА - УТРО
  
   Александр стоит в переполненном автобусе. Перед ним, буквально в шаге - женщина.
   Она молча, неотрывно и зло смотрит в глаза Александру. Тот, не отворачиваясь, стоя почти неподвижно, покорно выдерживает ее взгляд.
  
  
   67. ИНТ. КОММУНАЛКА - КОМНАТА ТИМОФЕЕВЫХ - НОЧЬ
  
   Александр внезапно просыпается. Над ним - Ирина.
  
   ИРИНА
   Саша! Что с тобой, Саша?
  
   Александра трясет. Все тело его исходит какой-то крупной дрожью, с которой он никак не может справиться.
  
   Что-то с силой упруго ударяет в стену. Удар. Еще удар. Раздается звук гармони и хриплый голос, фальшиво, на блатной манер поющий: "Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам".
  
  
  
  
  
  
  
  

1

  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"