Романчук Любовь : другие произведения.

Hекоторые мысли по поводу сущностей

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


некоторые мысли по поводу и без повода...

   1. Дж. Кришнамурти писал: "Творческий, счастливый мир без идеологий может возникнуть только через творческое осмысление себя".
   Непредвзятое, чистое осмысление. Наши же мозги настолько приноровились к неосознанному построению всевозможных систем и структур, что кроме придуманных символов и красивых проповедей мы ничего уже не можем воспринимать непосредственно (бессловесно). Учения, школы, религии, идеологии (и прочие внешние навязчивые структуры) отнимают у человека возможность самостоятельного (чистого) мышления, с раннего детства всучивают ему (здоровому) костыли, с которыми он со временем свыкается, а в нем самом утверждается идеализм, догматизм, идолопоклонство - самые страшные человеческие пороки.
   2. XXI век требует преодоления застойной метафизики, субъективизма, а, значит, требует - новой (смыкающейся обратной связью с античной) эстетики, при которой вертикальная иерархия формализованных, изжеванных ценностей переходит в деиерархическую горизонталь, когда искусство становится если и не наукой в строгом смысле, то постоянным впадением в органику, онтологию, становится философией (в хайдеггеровском смысле), "нулевой степенью письма", что в свое время гениально почуяли (пред-чуяли) обэриуты. (Это что же, смерти требует XXI век? Да, смерти, завершения измучившего нас опыта, самосожжения, дабы из пепла возродиться новыми и чистыми...)
   3. "Искусство - это дьявольское дело, дело смерти". Томас Вулф: "...труд художника взрастает не только на семенах жизни, но и на семенах смерти, я понял и то, что созидательная сила, которая поддерживает нас, может нас и разрушить, подобно проказе, если только мы позволим ей задеть наши жизненно важные органы".
   4. Тайна жизни и смерти заключена в еще большей тайне пространства-времени, бытия и времени. В "Хрониках Харона" А. Лаврин попытался чуть ли не закрыть тему смерти (к счастью, это невозможно)*.
   В жизни всe интересно, даже смерть... Смерть - это личная история человека перед его концом (будь он, этот конец, последним или нет)... И есть ли у нашей жизни смысл, нет ли его, всe равно - деваться некуда, остаeтся одно: жить, радоваться, страдать, любить, не-любить, преодолевать морок и мрак, творить, созидать, тянуться ввысь, органично вплетаться в гармонию, структуру мира, бытия, - остается - позитив (то есть переоценивать ценности и переосмысливать смыслы, творить новую метафизику).
   5. Роль приобретаемого опыта и обучения в жизни человека, сочетаясь с биологическими инстинктами, видимо, не столь беспредельна, как это представлялось прежде. Человек есть в равной степени и разум, и душа, и животное (триединство).
   "Человек не есть Homo Sapiens. Возможно, никогда им и не был, если без самообмана. А мысль его только тогда и была мыслью, когда она была производственно-технологической. То есть мыслью о труде и мыслью о природе, но не мыслью о человеке. Так что человек может жить только шаг за шагом, потихоньку, не дергаясь и не пытаясь самого себя определить. Человек может (и должен) двигаться только так, как оно само движется: перемещаясь во времени в некую назначенную ему эволюционную нишу, как вид растений или отряд животных. То есть так, как его и ведeт биология: процесс естественных изменений" (Маканин В. Квази).
   6. Итак, не дeргаться, плыть по течению... Но рас-суждение, суждение, суд над человеком - это ведь тоже дрыганье, взбрык, сверх-, через- природное действие, каковое, как и творческое начало, искусство, ведь тоже есть в человеке, эту чрезмерность природа, выходит, тоже заложила в человека, заложила без всяких "почему" и "зачем", заложила п р о с т о... Какой человек есть, таков он ЕСТЬ, каковы природа, мир, бытие, таковы они ЕСТЬ, то есть - всe просто ЕСТЬ, и всe*.
   И если верно, что Бог заранее и навсегда предопределил все происходящее в мире (доктрина Кальвина), и ничто не может случиться сверх определенного Им, а, значит, изменить Его Замысел никакими деяниями невозможно (остается лишь - плыть, плыть по Его течению, не брыкаясь, не дергаясь напрасно), - то, значит, если идти дальше, верно и то, что совершаемые взбрыки тоже Им предопределены, как предопределены все мятежи, войны, ереси, как предопределен сам Великий Бунт против Него Самого и его распорядка. Выходит, даже из такого предельного допущения не следует одно лишь выводимое Кальвином покорство, а лишь то, что все, что совершается в мире, зачем-то Ему нужно. А, значит, надо следовать лишь своей природе, единственно в которой Бог и заложил изначально свои предопределения (одному - покорность, другому - бунт). Таким образом - от противного - приходим к СВОБОДЕ, которая и есть ЗНАК того, что все на самом деле заложено Богом???
   Человек - это, может быть, аппендикс, полнокровное качество которого либо забыто, либо утрачено, либо никогда и не существовало. Поэтому конец истории невозможен, а лишь только одного его периода.
   7. А. Лаврин в "Хрониках Харона" приводит слова французского эколога Альбера Жакара: "Бактерия не может знать, что такое смерть, ведь она просто делится на две, четыре части. Смерть для неe не существует. Понятие "смерть" появилось тогда, когда двое соединились, чтобы произвести на свет третьего. Мы себе позволяем роскошь делать что-то новое. А когда делаешь что-то новое, надо освобождать для него место. Итак, смерть - результат наличия полов. Получается парадокс: рожая детей, мы стремимся бороться со смертью, а ведь потому, что мы рожаем детей, мы неизбежно смертны".
   Создания ума и рук человека - это ведь тоже новое, новая сущность, хоть и не биологическая, но... (Возможно, поэтому меняются в истории искусства течения, направления, жанры - всего лишь ради освобождения места для нового). Но: биологические мутации, духовно-разумные выбросы - теории, религии, искусства - что это?
   8. Теории, религии, искусства (и философия) - через них пульсирует бесконечная, мазохически-сладкомучительная, всякий раз не удовлетворяющая полноте (а то и существу) замаха ПОПЫТКА существования, схватывания скользкой рыбины бытия (истины), впадения в колею единственно реального (реальнее реального) сиюминутно-вечного... Сие всякий раз ускользает, оттого и пытка, но и опять - новая попытка. Улитка, непрерывная спираль Вавилонской башни, строительство которой всякий раз трагически предрешено, как предрешена и пресловутая эволюционная спираль, как предрешена всякая утопия и всякая чистая мысль, каковая, будучи метафорой (что предопределено изначальным свойством всякого языка), всегда утопична, - поэтому, не будучи в силах выйти за пределы языка, максимум, на что мы обречены рассчитывать (на что обречено и чем ограничено человеческое мышление), - это непрерывно (снова и снова) постигать лишь ОБРАЗ бытия, а не само бытие.
   9. Ницше говорил (над могилой XIX века): Бог умер. Фукуяма говорит (над могилой ХХ века): история кончилась***. Сказано слишком резко, эпатажно - и понятно, почему: обоим надо было, чтобы их услышали - и их услышали. Но это значит, что пришла пора Богу вернуться...
   10. Бытие не есть. Бытие имеет место. Время не есть. Время имеет место (М. Хайдеггер). Время - это свойственное человеку восприятие бытия как пространства. Время суть трансцендентальное (со-)знание, тройственное (через прошлое-настоящее-будущее) рас-познавание жизни-смерти, невольно противящееся абсолютной (а значит и беспричинной) спонтанности существования. Поэтому наше сознание искусно (искусственно) выискивает в окружающем вехи-закономерности, через которые непрерывно соотносит это окружающее с собственным существованием и сплетает (выдумывает), ткет из этих непрерывно подтасовываемых соотношений его (существования) ущербно закономерный ОБРАЗ (легенду, прозу, ткань). Пытаясь преодолеть старую метафизику, субъективную односторонность человеческого мышления, мы пробуем взглядывать на мир не-человеческим, за-человеческим оком, оком некоего камня, то есть более (по возможности) объективно, что, собственно, тоже не исчерпывает (не вычерпывает) всей множественности заключенных в Бытии смыслов (всей полноты). Человек - трагичен. Но его (и его мышления) спасение (выход из трагизма разорванного бытия) - только в непрерывном (снова и снова) перевоссоздании, переобновлении, только в творчестве, что примиряет постоянство и текучесть, объединяет всe со всем, что прозревает непротиворечивость в противоречивых проявлениях бытия, закругленное единство сиюминутного в вечном и вечного в сиюминутном, то есть другими словами, единство Мира в Боге и Бога в Мире (Универсум).
   Выходит, без Метафизики (без объединяющего порыва "поэтического" прозрения) не обойтись, - но дело в том, что, отбрасывая, преодолевая прежнюю, устаревшую, закосневшую метафизику, мы всякий раз создаeм новую метафизику, то есть всякий раз заново (в новых условиях) переосмысляем существующее (мир, человека, Бога) как целое по отношению к Бытию. А ведь некоторые поэты давно уже обогнали в этом прозревании самых великих философов.
   11. Н. Бердяев утверждал, что основу истории составляет свобода зла, что история нужна "для какой-то свершающейся в вечности драмы", а в итоге, окликая Ф. Фукуяму, заключал: "История только в том случае имеет положительный смысл, если она кончится". Это уже пахнет нигилизмом. (Следует ли из этого, что основу искусства как отражающего движение истории, также составляет движение к свободе зла, к раскрепощению и осмыслению (неявно) его в человеке??) Осмысляя негатив, наши пот, кровь и слезы, мы корректируем свое понимание смысла истории и философии человеческой судьбы, меняя мировоззренческие координаты и выходя на новый - позитивный - уровень познания. Окликая Н. Бердяева, В. Налимов делает вывод:
   "Драма, совершающаяся в вечности, сейчас предстаeт перед нами как некий гигантский эксперимент, направленный на распаковку изначально существующих смыслов Мира. Мы оказываемся активными участниками, наделенными свободой воли, не понимаемого нами до конца творческого процесса". И даже если эта пресловутая свобода воли всего лишь только застарелая иллюзия, нарыв, фурункул на лбу, ублажающий наше непомерное иерархическое самолюбие, мы будем дрыгаться до последнего.
   Человек корыстен по определению: отсюда и весь человеческий прогресс, все усовершенствования и великие изобретения, всe Творчество как таковое. Корысть лежит в основании всех мировых цивилизаций. Воистину бескорыстно лишь то, что вне человека. Христианство - попытка помыслить идеал, каковой заведомо нереализуем. То есть это религия глубоко отвлеченная, философская (в отличие от ислама).
   12. Миром правит голая структура (изнутри самого этого мира). Мир есть структурированная пустота. Современная физика, искусство, литература имеют смысл только при наличии Наблюдателя. Смерть (процесс), умирание есть переход Количества в Качество, то есть предельное искривление (свертыванье-схлопыванье) Пространства-Времени, то есть устранение Наблюдателя. Идеальное (предельное) Качество есть Ноль: смерть, а точнее - не-Бытие, отсутствие Пространства-Времени (или его ненаблюдение).
   Альфред Норт Уайтхед: "Порядок недостаточен. Необходимо нечто куда более сложное: порядок, накладывающийся на новизну, вследствие этого плотность порядка не вырождается в простое повторение, а всегда есть рефлексия на фоне системы... Мир стоит лицом к лицу с тем парадоксом, что он ждeт нового и в то же время охвачен ужасом перед потерей прошлого, знакомого и любимого". (1929)
   13. "Смерть и жизнь во власти языка" (Притчи, 18:21) "Жизнь и язык - не одно и то же. Язык есть средство мифологизации жизни, а человек без этой мифологизации скудеет и сохнет: и если не успевает что-нибудь придумать - подыхает" (Лопухин "Структура таракана"). Недавно ученые подсчитали количество всех букв арабского алфавита, из которых составлен Коран, и сделали удивительное открытие: оказывается, в Коране содержится абсолютно равное количество всех букв арабского алфавита... "Смерть и жизнь - во власти языка".
   "Природа всегда рождает законы гораздо более справедливые, чем те, которые придумываем мы" (то есть человеки) - Монтень.
   14. Экологическая катастрофа настигает нас быстрее, чем успевает совершаться духовная перестройка, необходимая для еe смягчения. Если не обманываться, если отбросить иллюзии, то нынешний мир, конечно, обречен. И хотя можно подумать, будто современный человек уже притерпелся к кровавым ужасам ХХ века, задубелость эта кажущаяся, так как эсхатологический страх просто переместился в его подсознание, откуда даeт себя знать непредсказуемыми социальными, психическими, биологическими сбоями, исподволь подтачивая имунную защиту всей популяции.
   Искусство раньше и точнее всего отражает эту растерянность, "разорванность", обреченность сознания, оно - точный индикатор душевного состояния человека. И те пласты, которые поднялись в нeм в последнее время (экзистенциализм, антропологизм, фрейдизм, нейрофрейдизм, персонализм, так называемое искусство "разорванного сознания", подсознания) свидетельствуют о том, что не всe хорошо в королевстве Датском.
   Выход, спасение может состоять лишь в скорейшей замене Homo Sapiens на Homo Moralis.
   15. напоследок.
   И.Пригожин говорит: время - это конструкция Пространства. Но без книг нашу жизнь (такую, по крайней мере, какой мы располагаем в данной ситуации Времени-Пространства) было бы трудно нашпиговать смыслами.
   "В истории нашего вида, в истории "сапиенса" книга - феномен антропологический, аналогичный по сути изобретению колеса. ...книга является средством перемещения в пространстве опыта со скоростью переворачиваемой страницы. Перемещение это в свою очередь, как всякое перемещение, оборачивается бегством от общего знаменателя, от попытки навязать знаменателя этого черту, не поднимавшуюся ранее выше пояса, нашему сердцу, нашему сознанию, нашему воображению. Бегство это - бегство в сторону личности, в сторону частности" (И.Бродский).
   Напоследок не помешает вспомнить взгляд уходящего Сократа, который говорил о том, что доверять стоит только собственному внутреннему (божественному) голосу (демонию) и что в мире существует так много вещей, без коих можно преспокойно жить...
  
   СНОСКИ:
   * Лаврин А. Хроники Харона // Энциклопедия смерти. - М., 1993.
   ** Лопухин А. Структура таракана. - Калуга, 1995.
   *** Фукуяма Ф. Конец истории?// Вопросы философии. - 1990. - 3
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"