Анонимов Роман Романович : другие произведения.

Буддизм как научная концепция

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Публикуется под лицензией CC0.
  
  Глава 1. Чёрный ящик.
   Согласно ТАУ - теории автоматического управления, всё сущее представимо в виде системы. Если нечто (обозначим это нечто как X) в виде системы не представимо, то Х - либо не определён, либо для человека этого X не существует. [Можно отметить, что неопределённость - частный случай "несуществования". Действительно, если в понятие может быть вложен какой угодно смысл, то понятие становится бессмысленным, не истинным, а значит и ложным.]
   Итак, не представимого в виде какой-либо системы Х - не существует. Всеобщность данного закона можно продемонстрировать на примере такого понятия как "любовь". Можно рассматривать любовь как систему отношений между любящими парами людей, можно рассматривать любовь как усреднённую систему, отражающую общее в отношениях между парами людей. Но любовь как таковая, без объекта не имеет смысла - нет любящих, нет и любви. И не важно, что вы вкладываете в понятие "человек" -- тело или душу (если вы верующий). Тело -- это объект и душа, если и существует -- тоже является объектом. И так, мы подошли к концепции "чёрный ящик".
   ТАУ гласит, что любая система представима в виде "чёрного ящика" -- некой идеализированной сущности, о которой известно лишь то, как она реагирует на воздействия. Воздействия здесь следует понимать как нечто совсем абстрактное, конкретику это понятие приобретает лишь применительно к конкретной системе. Например, в древности понимали землю как один из первичных элементов, а сейчас состав земли(почвы) определяют специальными приборами. Но и в древности и сейчас знают, что если воздействовать на землю, посадив в неё семечко (при выполнении известных условий), то через некоторое время на выходе мы получим целое растение. Здесь мы получаем важнейшую инженерную концепцию: на практике не обязательно знать устройство (точно и достоверно знать, как правило и не возможно), вполне достаточно знать зависимость реакции системы от входного воздействия. Другой пример: мало кто досконально, до последних мелочей, понимает как работает процессор персонального компьютера, но это не мешает людям им пользоваться, зная лишь
  реакцию программ на сигналы устройств ввода информации.
  
  
  Глава 2. Автоколебания.
   Можно привести неисчислимое множество систем, модели которых представимы в виде достаточно простой версии "чёрного ящика" -- реакция таких систем (по определению) всегда одинакова на одни и те же входные воздействия, проявляется с некоторой задержкой и исчезает как только воздействие прекратилось. Например, барабан в ответ на удар одним и тем же образом всегда издаст один и тот же звук. Электрический шуруповёрт при одних и тех же установках регуляторов и заряде аккумулятора ответит на нажатие кнопки одной и той же силы одним и тем же образом.
   Но существуют множество разновидностей других систем, не столь простых. Одной из разновидностей систем являются автоколебательные системы, реакция которых на входное воздействие может длиться достаточно долго или повторяться в течении длительного отрезка времени. Например, колебания струны могут затухать в течении нескольких секунд, а однажды заведённый электронный будильник, звонить каждый день в 7 часов утра.
  
  
  Глава 3. Петля эмоций
   Рассмотрим работу той части(системы) человека, которая отвечает за его эмоции, для чего представим её в виде "чёрного" ящика. Эмоции являются реакцией этой системы на входные воздействия и делятся на два вида: положительные и отрицательные. Входных информационных воздействий также немного: зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, ощущения и обоняние. И несмотря на то, что человек может испытывать широкий спектр различных переживаний, все они в итоге сводятся к положительным, либо отрицательным эмоциям. К какому же типу относится эмоциональная система человека: к простейшей, автоколебательной или какой-либо иной? Ответ прост: несмотря на всю сложность и многогранность человеческого поведения, эмоциональная сфера человека ведёт себя либо приблизительно как автоколебательная система; либо подобно простой системы с тем единственным существенным, но необязательным, отличием, что к одинаковым воздействия человек зачастую привыкает и они перестают оказывать тот же эффект.
   Поведение как простой системы можно продемонстрировать на примере шутки: хорошая шутка даёт немедленно положительные эмоции, но повторённая перестаёт быть смешной. С другой стороны, интимная близость с любимым человеком как правило воспринимается положительно, в независимости от числа повторений.
   Поведение как автоколебательной системы можно показать на примере человеческих внутренних переживаний: ребёнок может бояться темноты, школьник страдать от неразделённой любви, студент переживать из-за сессии, работяга - из-за не выплаченного кредита. Обратите внимание, что во всех примерах мы имеем дело с отрицательными эмоциями. Действительно, свойствами автоколебательности чаще всего обладают процессы, приводящие к комплексам и депрессии, чем положительные переживания. Хотя человек, может вспоминать и нечто, что приводило к получению положительных эмоций, тем самым переживая их заново. Но в среднем, люди чаще сосредотачиваются на проблемах, замыкая, тем самым, петлю отрицательных эмоций. С точки зрения ТАУ реакция выхода, приводящая к изменению входного воздействия называется Обратной Связью (ОС) и является наиболее типичной причиной автоколебаний.
  
  
  Глава 3.5 Цели верующих.
   У подавляющего числа религий есть нечто общее -- а именно, ожидаемое верующим вознаграждение за выполнение некоторых, в широком смысле, действий и/или, наоборот, наказание за (другие) действия, при этом, характерной чертой является то, что наказание/вознаграждение ожидаются принципиально непроверяемыми: например, ожидаются после смерти, или, представляются в форме "незримой" помощи каких-либо необнаружимых существ(?). При этом вознаграждение всегда принимает достаточно примитивную форму: так или иначе, это, в конечном, счёте, так или иначе, положительные эмоции, которым может быть даны другие названия, например: счастье, любовь или гармония. Действительно, именно положительные эмоции служат главным вектором, подстёгивающим человеческую инициативу. Конечно, также, немалое значение в этом отношении, несёт в себе такое явление человеческой психологии, как интерес, однако, религии, обещающие своим адептам прогулки по музеям науке не известны, а атеисты в массе своей предпочитают учебнику по квантовой физике
  художественную литературу: всё это хорошо иллюстрирует тот факт, что, интерес, не будучи подкреплённым положительными эмоциями, быстро улетучивается. Что касается буддизма, то он отличается от подавляющего большинства других религий тем, что подразумевает вознаграждение в виде положительных эмоций (и отсутствия отрицательных) в принципиально проверяемом виде: здесь, при жизни, причём путём исключительно собственных усилий.
  
  
  Глава 4. Иллюзорность.
   Но у приведённых в главе 3 примеров автоколебательности есть ещё кое-что общее: все эти отрицательные переживания носят чисто субъективный характер: очевидно, что темнота сама по себе не несёт в себе опасности, сессии и кредиты являются абстрактными условиями, и, опять на человека физически не влияют, и не так уж редки случаи, когда влюбленный(ая) школьник или школьница, узнав объект своего обожания поближе, затем старается его избегать.
   Всё это говорит о том, что (почти?) все человеческие проблемы, равно как и человеческое счастье, являются субъективными, иначе говоря, выдуманными. Получается, реалии современного мира таковы, что, в большинстве случаев, человек доставляет себе мучения самостоятельно, по собственной инициативе. А вот для получения удовольствий он пользуется многочисленными внешними, подчас довольно дорогими и/или вредными для здоровья, условиями, хотя для получения страданий этого, как доказано выше, совсем не требуется.
  
  
  Глава 5. Разрыв.
   А что если перестать поддерживать петлю страданий? Перестать с трясущимися руками дрожать в нетерпении, ожидая желаемых благ? А что если, к тому же, наоборот, запустить автоколебания положительных эмоций, просто, и в независимости от внешних воздействий, "безнаказанно" получая безграничное удовольствие и достигнув тем самым абсолютного счастья, к которому, так или иначе, стремится большинство людей? Не это ли проповедовал Гаутама Будда? Назовём такое состояние человека "просветлением". Хочу заметить, что до сих пор мы рассматривали человека абстрактно, как мыслящее существо, в независимости от конкретного его устройства. А теперь, внимание: данная теория не теряет актуальности ни для атеиста, ни для верующего, веруй он хоть в наличие нескольких душ у одного человека (как в религии Д. Египта, например). Во втором случае, если вера включает в себя бессмертие души, то просветлённый, в случае истинности данной веры, становится фактически превосходящим бога, ведь он уже, фактически, достиг, для себя не только
  максимума того, что может пообещать религия, но и _осуществил_ все свои желания, а бог от человека, по определению, как раз и отличен всего лишь большими _возможностями_ достижения своих желаний.
  
  
  Глава 6. Как достичь просветления.
   Так как же достичь состояния просветления? Будда Гаутама, согласно преданию, пошёл по пути аскезы, т.е. избавления от страданий и хотя ему это удалось, для достижения просветления этого оказалось недостаточно. И это логично: ведь понятие просветления включает в себя не только избавление от страданий, но и достижение наивысшего удовольствия. Очевидно, чтобы чего-то развить, надо это что-то развивать. Например, чтобы развить мышцы следует качать мускулы, чтобы научиться играть в шахматы следует играть в шахматы. Значит, чтобы достичь возможности контроля степени удовольствия, следует развивать в себе чувствительность к удовольствиям, а для этого выбрать наименее интрузивный способ получения удовольствия, который даёт наивысший эффект. Наименьшая интрузивность означает, что данный способ не должен быть основан на введении в организм каких-либо веществ из вне, т. к. способ должен подразумевать получение удовольствия за счёт активной естественной работы сознания. Хорошо подойдёт прослушивание музыки, (
  несоциальные, а в идеале, экшены) компьютерные игры, остросюжетные, либо комедийные фильмы и литература, либо созерцание красот природы. Согласно, преданию, Будда Гаутама использовал для достижения просветления активацию воспоминаний об участии в празднике урожая, что можно считать последним способом из этого списка.
  
  
  Глава 7. Критерии научности.
   Насколько же изложенный выше взгляд на буддизм сочетается с научным мировоззрением? Важно учитывать, что указанные выше ссылки на религию являются допущениями. Т.е., существование души изначальным буддизмом, строго говоря, не отвергается, но и не принимается. Учение Гаутамы о колесе перерождений и прочая мистика, очевидно, являлись наслоением от индуизма и потому в данной статье и не рассматривались, будучи опущены как излишние.
   Изложенная в статья концепция буддизма является: 1)фальсифицируемой, т. к. при получении полного понимания структуры и принципов работы человеческого мозга (что, в принципе, достижимо) станет возможно однозначно подтвердить или опровергнуть данную теорию 2)фундаментально непротиворечащей известным официально принятым научным теориям 3)обладающей предсказательной силой в той же степени, как и любые другие теории в психологии. Следовательно, данная теория является научной.
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"