Рогожников Валерий Янович : другие произведения.

Красная тропа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Валерий Рогожников

Красная тропа

 [Слава Волненко]
Нелепых снов чудесные поверья,
Гостиничный угар лихих пиров...
Седеют в жутких переделках перья
Моих друзей - лысеющих "орлов". .

В.Иваныч. 1980г.

     Слет гудел третий час. Сразу после подведения итогов соревнований, когда на построении очередным победителям спелеологических ристалищ были вручены очень шикарные грамоты и очень скромные сувениры, участники слета и судьи, вытащив из рюкзаков бутылки с Иршаским, Столичной, Мадерой, Солнцедаром и прочими полузабытыми в настоящее время напитками, двинулись друг к другу в гости, что бы вспомнить, как это было в прошлом году, и обсудить, куда собраться в следующем.
     Я тоже в обнимку с флягой, в которой бултыхался казенный спирт, настоянный на Золотом корне, вышел из своей комнаты в обход туристского пансионата Скала Подольская, чтобы поучаствовать во всеобщем веселии. В фанерных домиках было шумно. Тосты и речи сменялись хоровыми песнями, в которых очень мужественные ребята "уходили в туман", а исключительно нежные подруги верно ждали их до глубокой старости. Или не ждали вообще.
     После четвертого визита фляга почти опустела, но зато я сам был полон самых высоких чувств к окружающим. Хотелось обнять всех сразу и пойти в пещеру на километровую глубину прямо сейчас в кроссовках на босу ногу. К полуночи я оказался в комнате у своего старого друга-соперника легендарного Гены Парфирьева. Нам обоим было уже хорошо до такой степени, что ничего не хотелось друг от друга скрывать. Постукивая стаканом о стол, Гена уговаривал меня:
     - Слушай, Иваныч, сюда! В полнолуние, где-то около двенадцати, если встретишь в пещере красную тропу - беги оттуда как можно скорее. Сумеешь убежать - твое счастье, а не получится, прижмись к скале спиной, закрой глаза и не открывай, пока ОН не уйдет.
     - Кто не уйдет? - слегка заторможено осведомился я.
     - Тот, кто ходит по красной тропе!
     - А если я открою глаза, что будет?
     - Видишь мои седины, мрачно вещал Гена, указывая могучим пальцем с обгрызенным коричневым ногтем на лысину, которую обрамлял редкий венчик тщательно ухоженных полупрозрачных волосков. Эти седины у меня появились в ту ночь, когда я впервые открыл глаза.
     - И что же ты увидел? - скептически спросил я.
     - Это у каждого свое, и тебе знать ни к чему, но если хочешь прожить свою жизнь спокойно, не открывай глаза. И еще. Имей в виду, если они и отпустят, то уже не оставят в покое никогда.
     В этот момент дверь отворилась, и высокий красавец-спелеолог Сашка Зотов по прозвищу Шакал под аккомпанемент потерявшей треть струн гитары дурным голосом сообщил нам, что "Попал я, бедненький, в холодную ночевку и холод косточки мои сковал". Мы ему налили, и он полез целоваться с Геной, а я воспользовался заминкой и сбежал, поскольку пьяные мужские поцелуи мне всегда не нравились.
     Уже к утру ночной разговор с Геной представлялся мне весьма смутно, а со временем и вообще забылся.
    
    
* * *

     Год спустя мне пришлось вспомнить о предупреждениях Парфирьева в весьма сложной обстановке.
     Майская ночь была светла. Огромная луна выползла из леса и в палатке, сшитой из парашютного шелка, стало тревожно. Не спалось. Покрутившись в спальном мешке с полчаса и наслушавшись от соседей кратких, но нелестных характеристик, я выполз из палатки. Долина ручья с симпатичным названием Млыночки была залита лунным светом, и украинские мазанки за дощатыми заборами белели, как снежные. Противоположный от нас склон долины чернел пятнами входов в пещеру. Для бывалого человека ничего загадочного в этой пещере нет. Она представляет собой около тридцати километров щелей, гротов, галерей и залов причудливым лабиринтом просекающих пласт медово-желтого гипса. Каждые праздники и выходные дни толпы туристов и спелеологов ползают по пещере, отыскивая еще не захватанные руками остатки былого убранства.
     Как обычно, в майские праздники я притащил в эти благословенные края группу новичков, чтобы показать им пещеру, в которой сам лет пятнадцать назад начинал свои спелеологические путешествия. Двое суток экскурсий по ближним и дальним районам лабиринта уже прошли, и завтра рано утром нам пора выбираться на Тернополь, чтобы вернуться домой, в Киев.
     Внимание привлекло жалостное всхлипывание. Кто-то плакал около кострища. Подошел поближе и вижу Костю Зубкова - самого младшего из ребят. В шестом классе учится.
     - Ты чего так расслабился?- осведомляюсь у Кости. Домой хочеш?
     - Я за Барьером Неизвестности фотоаппарат забыл. Отец меня, наверное, прибьет. Я без разрешения взял...
     - Да. Плохи твои дела. Фотоаппарат не любит менять хозяев. И еще он не любит, когда его бросают, где попало. Ты можешь вспомнить, где именно он лежит?
     - Сразу за Барьером. Я его положил на камень, когда Ленку сквозь Прокатный Стан протаскивал. Там и забыл.
     - Ну не беда, Костя. За фотоаппаратом я схожу, а ты иди спать. Завтра до станции километров двенадцать идти.
     Натягиваю комбинезон, поправляю на каске фонарь, предупреждаю сонного заместителя, что если до утра не вернусь, то пусть ищут меня по дороге к Барьеру, и иду к пещере. Нарушение, конечно. Одному даже по таким простым пещерам ходить не положено, но лабиринт я знал хорошо и надеялся, что ничего не случится. Кроме того, будить никого не хотелось, да и грешен - люблю ходить в одиночку, что бы хоть какое-то время ни за кого не отвечать.
     До пещеры минут двадцать ходу, а еще через час я держал Зенит в руках. Хорошая камера. Влетело бы за нее парню по первое число... Мало не показалось бы. Укладываю фотоаппарат в сумку и проскальзываю через Прокатный Стан и Барьер Неизвестности в лабиринт Морское дно. Вот здесь все и произошло.
     Метрах в восьмидесяти от Барьера мой ход пересекла широкая красная тропа. Но ведь ее не было, когда я двадцать минут назад проходил этим лабиринтом в глубь пещеры! Тропа, будто подсыпанная толченым кирпичом, уходила поперек хода в тупиковую галерею. Очень любопытно - куда она ведет? Сворачиваю в галерею, прохожу метров сорок, так и есть. Тропа уходит в стену. Иду в обратную сторону, прошел метров семьдесят - опять стена. А где, кстати, тот ход, по которому я попал на тропу? Ход исчез. Слева и справа только вертикальные стены, уходящие очень круто вверх и смыкающиеся где-то очень высоко.
     Влип! Холодный пот тонкой жгучей струйкой потек по спине. Вспомнилось сразу все: и предупреждения бывалого Гены, и страшные рассказы о Белом спелеологе... А где-то водится и Черный...
     Я метался по галере, заползал в какие-то щели, поднимался в распор по каминам к потолку. Никаких ответвлений и даже следов человека не нашел. Только красная тропа, выходящая из одной стены и исчезающая в другой. Но каким образом я попал сюда? Жуть какая -то... Стоп! Кончай суетиться. Надо обдумать ситуацию. Безвыходных положений не бывает. Я попытался успокоить дыхание и сосредоточиться.
     Именно в этот момент я и услышал шаги. Мерные, тяжелые, приближающиеся. Было слышно, как хрустит кирпичный щебень под ногами. Как там говорил Гена: "Прижмись к стене и закрой глаза".
     Я прижался к стене поплотней, так, что почувствовал все неровности сквозь комбинезон и свитер, зажмурил глаза и стал ждать - чем все это кончится. Шаги все ближе и ближе, кто-то подошел ко мне и остановился. Запахло озоном и еще чем-то незнакомым.
     - Открой глаза, парень! Открой глаза! Или ты трусишь?
     Именно такие слова мне в те годы и надо было сказать, чтобы я открыл глаза. До сих пор не могу себе простить, но я сделал это - и перестал быть собой.
     * * *
     Я стоял на опушке букового леса в молодом, хорошо ухоженном парке. От меня к двухэтажному белому дому с колоннами вела дорожка, усыпанная щебнем красного кирпича. Мне было пятнадцать лет и звали меня Николой. Одет я в бархатный камзол короткие замшевые штаны, белые чулки и тяжелые, кованные серебром, кожаные туфли. Метрах в трехстах от меня стояли хозяин - господин Мишель, и хозяйка - госпожа Натали, одетые во все белое.
     Я нес им зонт.
     - Ты задержался, - мягко упрекнула меня хозяйка, дождь вот-вот начнется.
     - Простите меня, госпожа. Орыся ушла вчера к матери в село, а я еще плохо знаю ваш гардероб.
     - Иди к себе, Николя, - сказал хозяин, - и подготовься Вечерню будем править в пещерной церкви.
     Я низко поклонился и побежал в людскую. Отбрехался! Подумаешь - дождь. Не сахарные! А на кухне свежину жарят. Почеревины кусок мне выделили изрядный. У нас среди дворни говорят: "Если везде поспевать - сыт не будешь!".
     Вечерня в пещерной церкви меня не обрадовала. Для хозяев это означало оказать уважение гостю, а нам, слугам, обещало большие заботы. После вечерни, в трапезном зале хозяева обычно дают банкет, на котором прислуживать придется мне. А что я в той пещере не видел?
     Уже с утра дед Степан с конюшим сколачивают в трапезном зале стол и скамейки из ореховых досок. Обычно этот разборной стол хранится в каретной и в пещеру выносится только по случаю.
     Мое дело - получить на кухне серебряную посуду, подсвечники и скатерть. Шампанское и закуски принесут в пещеру дворецкий и лакеи. Потом они уйдут, а прислуживать буду только я. Так пожелал гость.
     Пещера была гордостью хозяина. Еще его дед соорудил в ней часовню. От входа к часовне вела тропка, петляющая в лабиринтах, иногда поднимаясь ступеньками по завалам под самый потолок, иногда ныряя по прокопанным коридорчикам под низко нависающие своды. Тропка вела к церкви и далее к трапезной, где и кончалась. С тропы сходить было страшно да и опасно. Кое-где в лабиринтах прятались колодцы без дна и галереи без выходов. Там жил пещерный ветер и Черный человек. Тот, кто сворачивал с тропы, мог не вернуться назад. Я никогда не забуду, как в прошлый сочельник зашел не в тот проход, и в свете факела увидел на полу пещеры скелет. Раздробленная кисть его правой руки была зажата между челюстей. Смерть человека была страшной. Я вернулся на тропу и поклялся всеми святыми с нее не сходить. Никогда! Гость у хозяев был долгожданным. Они не виделись лет десять - с юности. Барон Пауль фон Грундбер долго пропадал где-то в южных краях и вернулся с большим деньгами. Сегодня - его первый визит к старым друзьям.
     Когда я добрался с корзиной посуды до трапезной, служба в пещерной церкви уже началась.
     Застелив стол скатертью, вышитой крестиком, я расставил подсвечники, зажег свечи, протер фужеры и разложил приборы. Едва успел застелить скамейки рушниками, как пришел пыхтящий от натуги дворецкий с лакеями, груженными бутылками и закусками. Обругав всех и вся, дворецкий отправил лакеев к .... и стал наставлять меня, как лучше услужить господам. По его недовольному лицу чувствовалось, что эти романтические панские развлечения ему не понятны. Ведь есть возможность выпить и закусить в доме. Что же еще выдумывать?
     Только успели все подготовить, как, присвечивая себе факелами, явились, господа, разодетые в охотничье, и очень веселые. Дворецкий тут же исчез, чтобы не получить еще каких-либо распоряжений, а господа расселись вокруг стола. Я открыл шампанское и налил в бокалы.
     Хозяйка пила мало и ела тоже чуть-чуть, больше говорила. А мужчины приложились по-божески и только после этого приступили к воспоминаниям.
     - Помнишь Пауль, - спросил хозяин, - когда ты первый раз приехал к нам в имение, мой пони укусил тебя за плечо?
     - Помню. Как же не помнить. Я его так после этого по носу тростью двинул, что жеребец чуть не подох, захихикал, вытирая салфеткой узкие блеклые губы, барон.
     Чувствовалась в этом длинном господине какая-то скрытая недоброжелательность. У меня на такое нюх. - Ну и зря, - поморщился и недовольно возразил господин Мишель, - лошадь просто хотела познакомиться.
     - Черт его знает, что на самом деле этот пони хотел. На всякий случай я всегда такой отпор даю, чтобы не повадно было. Это хорошо, когда тебя боятся.
     - Ну что же в этом хорошего? - возразила хозяйка. Не страхом и болью живет божье создание, а любовью и надеждой.
     За столом сложилась какая-то неловкость и, чтобы рассеять ее, хозяин перевел беседу на другую тему:
     - Должен тебе сообщить, что у нас в прошлом году в пещере открылся старинный колодец и совсем, кстати, недалеко от сюда. Там внизу обнаружилась гробница с останками какого-то первобытного вождя,его оружие, украшения, дары. На стенах сохранились великолепные фрески. Я приказал ничего не трогать и посещаю этот колодец только с близкими друзьями.
     - Ты обязан показать этот колодец Паулю, залепетала госпожа Натали. - Там очень интересно. Ему понравится, ведь Пауль у нас романтик!
     - Зачем же откладывать? - Вставил свое и гость.Идем прямо сейчас.
     Господа разогрелись вином и теперь полезут в этот жуткий колодец? Вот не повезло! Это дело может протянуться до утра. Им весело, а мне опять не выспаться. Хозяин откуда-то из-за угла вытащил веревочную лестницу, пару железных костылей и топор. Гость зажег два факела, вручил один госпоже Натали, другой взял сам и вся компания с шумом и смехом удалилась.
     Убедившись, что господа отошли достаточно далеко, я налил себе шампанского. Что в нем хорошего? Одни пузыри. Мадера понравилась мне гораздо больше, а вот ром, пожалуй, крепковат. Виноград - это вкусно, достается он мне не часто. Шоколадные конфеты - это просто замечательно! Но вот что господа находят в рыбьей икре - не пойму. Слишком соленая как для меня.
     Перекусив, я слегка захмелел, взял свечу и пошел искать хозяев, что бы спросить, когда мне можно уйти спать. Они оказались совсем недалеко, на полпути к церкви. Их хорошо было видно с тропы. На краю колодца, выложенного каменным брусом, в трещину был вбит железный костыль с проушиной. на нем висела лестница из пеньковых веревок и буковых дощечек, сделанная конюхом по заказу хозяина. Два факела горели в железных кольцах на стенах.
     Хозяина на площадке перед колодцем не было. Он уже спускался по лестнице. А господин Пауль и хозяйка оживленно беседовали. Лучше бы мне не слыхать этой беседы!
     - Натали, когда ты вышла замуж за Мишеля, я бросил все и уехал в Новый Свет. Это была ошибка. Я должен был бороться за тебя до конца. Теперь я вернулся, я богат, силен и на намерен забрать тебя с собой в Алабаму. Моим владениям нужна прекрасная хозяйка. Нас ждет мой корабль и мои головорезы. Ты должна решиться, не откладывая надолго. В Европе мне тесно.
     - Но это невозможно, Пауль! Будь благоразумен. Я люблю Мишеля и смогу быть тебе только другом.
     - Другом, - саркастически усмехнулся господин Пауль. Нет, дорогая, я научился добиваться своего любыми средствами. Ты будешь принадлежать мне или никому! Видишь топор? Я сейчас перерублю веревки и твой муженек упадет в колодец, если ты не решишься сейчасже уехать со мной.
     - Ты не сделаешь этого!... - Всполошилась Госпожа Натали и схватила своими лощеными ручками, за руку сжимающую топор. Ведь это твой друг!
     - Хорош, дружок Увел у меня невесту. Такие друзья у нас в Алабаме долго не живут.- Барон грубо оттолкнул госпожу к стене, высоко поднял топор и перерубил одну из веревок. Лестница перекосилась и из колодца раздался испуганный возглас.
     - Скажешь "Да"?
     - Нет, нет, нет! - лепетала, лишившаяся от ужаса сил, белая, как мел, женщина.
     Господин Пауль перерубил вторую веревку. Ужасный крик высоко всплеснул и оборвался. Из колодца донесся звук упавшего с большой высоты тела.
     - Да?
     - Нет, нет!
     - Ну так иди за ним!
     Господин Пауль ударил хозяйку топором по голове. Очень ловко ударил... Голова раскололась на две совершенно равные половинки и мозги женщины , мгновенно окрасившиеся кровью в багровый цвет, вывалились барону на грудь. Господин Пауль столкнул тело госпожи в колодец.
     Вот это да! Будет, что рассказать на кухне! С господами не соскучишься! То ходят, как на ходулях, и говорят как неживые, то топором размахивают налево и направо. Как бы самому обухом по голове не получить. Эх, раньше бы мне эта мысль в голову пришла! Барон обернулся ко мне и поманил к себе пальцем. Я бросился бежать от этого кровавого местечка, но убийца догнал меня в три прыжка и схватил за шиворот.
     - Что ты делаешь здесь, Николя? А ну иди сюда!
     Я успел выдернуть из кольца факел и ткнул ему в лицо. Он дико закричал, протащил меня волоком по полу пещеры, поднял над головой и бросил в колодец.
     Я падал бесконечно долго. Каменные стены колодца пролетали мимо меня, освещаемые факелом, который я так и не выпустил из рук, охваченный страхом смерти.
     Прежде, чем удариться о дно, я успел закрыть глаза и вдруг осознал, что стою на красной тропе, прижавшись спиной к стене.
     - Открой глаза, парень. Или ты трусишь?- вкрадчиво спросил меня знакомый голос, но липкий страх перед беличьим колесом ужаса лишил меня мужества, и я крепко сжимал веки, пока призрак не ушел, а шаги его не стихли за поворотом.
     Еще минуту я держался, но потом силы покинули меня и я сполз по стене на пол пещеры. Подо мной была сырая глина с редкими мелкими камешками.
     Когда я собрался с силами, открыл глаза и осмотрелся, то нашел себя на знакомом перекрестке около барьера неизвестности. Отсюда до выхода - всего минут тридцать хода, если опять не выйду на красную тропу.
     Когда я вышел из пещеры на поверхность, занималось раннее утро . В лагере уже копошился народ, укладывая рюкзаки. Завхоз Людка, по прозвищу Змея, выдавала продукты на завтрак, скандально покрикивая на дежурных. Я залпом выпил две кружки холодного вчерашнего чая, разыскал Костика отдал фотоаппарат и снял каску.
     Костик бережно принял аппарат, обтер чехол рукавом, поднял глаза на меня и вдруг испуганно вскрикнул.
     - Что с тобой, малыш?
     - Иваныч! Вы совсем седой...
     - Очень может быть, Костя. В полнолуние, если встретишь в пещере КРАСНУЮ ТРОПУ, беги оттуда, как можно быстрее. Сумеешь убежать - твое счастье А если не удастся, прижмись спиной к стене, зажмурь глаза и не открывай, пока ОН не уйдет.

 [Слава Волненко]
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"