Аннотация: 23. ГЛАВА "Галина Уланова: СОКРОВЕННОЕ"
Галина Уланова: СОКРОВЕННОЕ
Танец - представляет собой не арифметическую сумму, а сплав движений, одинаково свободных и легких. Незаметно и плавно переходящих из одного к другому.
Язык балета - он условен и обобщен. Отдельные движения сами по себе не означают ничего конкретного.
Хореография - это как из букв складываются слова, из слов - фразы, так из отдельных движений складываются "танцевальные" слова и "фразы", раскрывающие поэтический смысл хореографической повести.
Смешное - это то, что сказал дирижер Большого Театра А. М. Пазовский. Это было: "Дайте мне легато Улановой".
Потрясающее событие - это когда ее Величество Королева Британии Елизавета Вторая приклонила колено передо мной на приеме. Я вся вспыхнула от чувства смущения.
Невероятное - это слова Н. А. Бенуа. В них: "Уланова это Рафаэль с душой Микеланджело Буанаротти".
Курьезное - это то, когда балетная "Тао Хао" в порыве благодарности целует руку советскому капитану. Это было неожиданно для окружающих и для меня самой на сцене.
Музыка - через слова П. И. Чайковского. "Его музыка не забвение, не обман и не опьянение, она - откровение".
Спектакль - это не дивертисмент блестящих танцевальных номеров. Это единое целое.
Искусство - для того, чтобы проникнуться настоящим искусством, нужно отрешиться от всей суеты.
Театр - помогает человеку обрести истинные ценности.
Суета - иногда за торопливой жизненной суетой человек забывает естественно и глубоко дышать, видеть прекрасное.
Красота - о ней легче сказать словами М. Фокина: "Человек, ничего не выражающий, не может быть красив. Как человеческая речь, лишенная смысла, не может быть прекрасной, так речь тела должна непременно выражать мысль, или чувство, или настроение, и только тогда она будет эстетически приемлема".
Главное - нужно быть только внимательным на сцене - это главное для артиста. Иногда, чтобы все встало на место, надо совершить "вздох или преднамеренный "выдох".
Секреты успеха - нужно только уметь слушать Чудесную музыку Чайковского, уметь мечтать на сцене, жить во власти мечты.
Мудрость - я всегда знала, что К. Станиславский прав, когда сказал: "Руки - это глаза тела".
Закон балета - танец. Это требует огромного, каждодневного труда.
Лев Толстой - это в первую очередь разоблачитель любого культа. Писал коряво. Стихов вообще не писал. Со своими детьми говорил по-французски. Историйки для своих детей и альбом с картинками - все по-французски. "Войну и мир" - перевела на одиннадцать раз его жена. Некоторые "куски" его литературы были так совершенны "по-французски", что не смогли быть в совершенстве переведены на русский. Так они и есть на французском по сей день. Нет совершенного переводчика.
Тайны - все исторические преобразования постепенны. Растения не плодоносят пока нет цветов и они не зацвели. Одно условие для реформ - МИР.
Апокалипсис - наступает: Начала думать, когда пошли сообщения о работах на Соловецких Островах, где миллионы людей без детей и жен.
Библия - это список пророчеств и предупреждений от прадедов и их прадедов. Связь времен здесь.
Люблю - гулять утром, когда просыпаются птицы. Работать утром лучше и удачнее.
Тайна Октябрьской Революции - это участь Морского Флота Российской Империи. Немецкое командование засыпало накануне все Хельсинки кокаином, что завозили из Швеции. Матрос - морфинист или кокаинист - не воюет. Он больной. Три миллиона солдат и матросов погибли за два года до Революции, что и сделало возможным переворот системы. Все это сделало возможность начало революции и убийство царствующей семьи. Сумасшедшие и наркоманы разрушили Империю России.
СПИД - это болезнь века. Это страшно, как любая смертельная и неизлечимая венерическая болезнь.
Смертный приговор - это два убийцы. Один - убил. Другой - казнит как убийца от лица государственной машины и Правительства. Смертную казнь отменить необходимо. Все должно быть без палача. Известны случаи, когда расстрелы прекращаются, то палач начинает становиться - бандитом на улицах городов.
Талантливость - от слова необъяснимость. Новое в литературе всегда не от литературы ХV, ХVI веков. В это время началось обновление через смену одного "официального языка" на местные народные наречия и поговорки. Новая литература может идти только от возврата к живому уличному языку. Смотрите, как говорю я? Смотрите, как говорит Аюханов или Эсамбаев. У нас разный русский язык.
Славяне - их главные черты определить нельзя. Некрасов, Пушкин или Достоевский - отвечают на это неполно. Их христианство идет через многоплановость. Часто у славян проявляется черта - доброта. Добро не агрессивно. Зло агрессивно. Революция, Гражданская война, Первая и Вторая Мировые войны - многое изменили. Зло приобрело космические масштабы среди людей. Каждый раз громили Христианство. Революция, Гражданская война, Первая и Вторая Мировая - были против религий и всех конфессий мира. Зло укрепилось в мире людей и злоумышленников - от политики насилия.
Невозможное - скупой притворялся щедрым? Злой притворялся добрым? Льстец притворялся честным и добросовестным? Интеллигентным - человек не притворится. Вот почему невозможное вызывает злобу у Скупого, Злого и Льстеца. Эта истина вечна.
Остерегайся эксплуатировать будущее - обеднять библиотеки, устраивать кровопролития и разрушать больницы и природу.
Литература - может перевернуть мир, если она стоит на общественных позициях и интересах не личности, а растущего общества.
Любить: двух, трех, четырех и пяти - духовная узость. Противоположности проще и ярче совместимы.
Популяризация - это стимулятор о двух концах, сродни палки или бумерангу. В этом что-то бездушное и слепящее сердце.
О себе - никогда, очевидно, я не перестану работать, учиться и всегда буду чувствовать себя школьницей.
Признание детства - нет, я не хотела танцевать. Непросто полюбить то, что трудно.
Слова отца - на всю жизнь я запомнила его частые возгласы: "Ах, какая вокруг красота". Мы были в лесу на озере.
Слова матери - она повторяла: " Галя, ну улыбнись, ради Бога. Покажи свою улыбку, хоть разочек в зал". Все было безнадежно. Я не умела.
Мои слова из детства - хочу быть "мальчиком" или "моряком".
Удивили слова - А. Я. Ваганова перед смертью вспоминала обо мне и говорила, что я - "тонкая, хрупкая, неземное создание". Я стремительно добавляла на эти слова - "которая не улыбается".
Исповедное - мне не довелось приготовить с мамой ни одной роли для сцены. Но, мамины советы и замечания, всегда помогали мне в моей работе. Так было и это правда.
Первые ощущения о себе на сцене - как и полагается дебютантке, я вышла на сцену ни жива ни мертва... Весь мир бешено крутился и опрокидывался. Ничего не поняла.
Ориентиры в жизни - артист должен опираться на того, кто умеет и может больше, чем он сам. Рядом с посредственностью даже мало интересная индивидуальность выглядит талантом. Отсюда стремление серости окружать себя бесцветностью.
Война - это экологическая катастрофа.
Рецепты - нужно добиться, чтобы техника стала послушной. Путь к этой цели один - работа.
Привязанности - я избегала мест, где появляется тень отвратительного тона богемы, которую лишь безнадежная пошлость и КАБОТИНСТВО могут отожествлять с искусством. Мне нравится атмосфера духовного артистизма, интеллигентности и чистоты от искренности без фальши слов. Я не люблю поз и аффектации. Искусство не забава, а дело всей жизни. Менторствование разрушительно и ядовито.
Недостатки русской школы - мы, ленинградцы, были более зажаты в академических условностях, в Москве были более раскрепощены в танце и в игре. Им не хватало - академизма, нам - свободы. А, потом, все это, как-то... соединилось. Так мне думается.
Резкие фразы - это ремесленничество, так ничего не может быть. Я не могу сделать даже самое красивое движение, если не знаю, зачем оно, почему возникает.