Рязанов Дмитрий Юрьевич : другие произведения.

Чудесное явление Пандито Хамбо ламы Xii Даши Доржо Итигэлова

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В сентябре 2002 года через 75 лет после смерти Пандито Хамбо лама XII Даша Доржо Итигэлов предстал перед людьми в том же виде, что и в день своего ухода в мир иной. Обнаружение нетленного тела вызвало неподдельный интерес, как в Бурятии, так и за ее пределами. Обстоятельства его жизни, смерти и существования после смерти стали непостижимой тайной для людей третьего тысячелетия. Настоящая статья впервые опубликована на официальном сайте Российского Фонда Трансперсональной Психологии и Международного Института Ноосферы в 2006 г.

  Введение
  
  В сентябре 2002 года через 75 лет после смерти Пандито Хамбо лама XII Даша Доржо Итигэлов предстал перед людьми в том же виде, что и в день своего ухода в мир иной. Обнаружение нетленного тела вызвало неподдельный интерес, как в Бурятии, так и за ее пределами. Обстоятельства его жизни, смерти и существования после смерти стали непостижимой тайной для людей третьего тысячелетия.
  
  Двенадцатого главу буддистов в России Даши Доржо Итигэлова буряты боготворили уже при жизни. Почтение и уважение ему высказывал русский царь Николай II. А в третьем тысячелетии нашей эры о буддийском ламе узнал весь мир.
  
  Вся земная жизнь Даши Доржо Итигэлова неразрывно связана с развитием буддизма в России. Его старания, направленные на соблюдение законов Будды, помогали не только лицам духовного звания, но светским людям. Находясь на посту Хамбо ламы, Итигэлов прилагал большие усилия для просветительской деятельности, особенно в деле издания религиозной и светской литературы для мирян.
  
  В настоящей работе сделана попытка приоткрыть тайну, окутывающую многие факты, связанные как с Пандито Хамбо ламой XII Даши Доржо Итигэловым, так и с событиями, которые произошли с бурятским народом в годы советской власти.
  
  Глава 1
  
  БУДДИЗМ В РОССИИ В СОВЕТСКОЕ И ПОСТСОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
  
  Революция и Гражданская война принесли неисчислимые беды и бурятскому народу, и бурятскому буддизму. Одогон Тогмэт - образованный лама (по воспоминаниям, возможно, тункинский), в 20-30-х годах ХХ века написал книгу, в которой полемизировал с теоретическими положениями коммунизма, т.е. советской властью. Эта книга, написанная на тибетском языке, была издана ксилографическим способом. Уже в 50-х гг. экземпляр этой книги обнаружился в Шэнхэне - области Маньчжурии, где проживают буряты - эмигранты из советской России. Старые ламы, читая книгу Одогона Тогмэда, сокрушенно качали головами: "Как можно было спорить с такой сильной властью?".
  
  Одогон Тогмэд в своем трактате опирается на воззрения махаянской школы Мадхьямика и традиционные принципы буддийской полемики. Он пишет, что советская власть все рассматривает с позиции двух крайностей, как то: вечное и невечное, материя и дух, материализм и идеализм. И далее коммунисты выбирают одну из крайностей. Буддисты же исповедуют принцип срединности, свободной от принятия любых крайних суждений. С началом смутных времен часть лам иммигрировала из советской России в Тибет. Среди них были и знаменитые старые ламы, и дацанская молодежь.
  
  Лама Цугольского дацана Гэлег Жудба был знаменит своими познаниями в эзотерической области буддизма - Тантре. Его называли Жудба (тиб. "тантрист"), потому что он готовил к открытию в Цугольском дацане факультет Тантры - Жудба дацан. Гэлэг Жудба ушел из жизни в эмиграции в Тибете в 1931г.
  
  Совсем молодым ушел в Тибет хуварак Ацаганского дацана Агван Нима, ставший там впоследствии Хамбо ламой знаменитого богословского факультета Гоман монастыря Брайбун.
  
  Большая группа бурятских лам, ушедших в конце 20-х гг. ХХ века из России, обосновалась в Шэнхэне в Маньчжурии. Это были ламы их разных районов и дацанов, всего их здесь собралось 100-200 человек. Поначалу ламы жили по домам, кто как устроился. В 1927 или 1928г. кому-то из них пришла в голову идея построить дацан. На строительство ушел примерно год. В 1930 году эту местность захватила Красная армия, и ламы, бросив все, ушли дальше. Вскоре красные оставили Шэнхэне, и ламы возвратились в дацан. Последняя группа лам из Бурятии, 10-15 человек, прибыла сюда в 1931 году. В 1935 году Маньчжурию захватили японцы, но они не притесняли лам, и дацан продолжал нормально работать. В 1945 году Советская армия прогнала японцев. Советские коммунисты арестовали 18 лучших лам дацана и вывезли их в Советский Союз. Дальнейшая их судьба неизвестна. В 1956 году китайские коммунистические власти начали организовывать колхозы, и многих лам дацана заставляли вступать в них. Настоящие бедствия обрушились на лам с началом Культурной революции - в 1966 году дацан и ламские книги сожгли, лам начали арестовывать. Те, кто остался на свободе, жили как простые люди: пасли скот, работали на земле. В 1981 году китайские власти разрешили на территории страны религию. Ламы вновь смогли носить монашескую одежду, проводить службы. К тому времени старых лам-бурят здесь осталось намного - человек сорок. В 1983 году по просьбе лам было разрешено восстановить дацан. С этого времени ламы и их ученики живут свободно, власти не чинят им никаких препятствий и время от времени даже выделяют небольшие денежные пособия на ремонт и восстановление дацана.
  
  Многие из лам, находившихся на учебе в Тибете, узнав о событиях, происходящих в России, приняли решение не возвращаться на родину. Такова судьба Шеволхалхарамбы, Агинского ламы родом из деревни Судунтуй. В Лхасе он считался одним из мудрейших Учителей и самым лучшим лхарамбой, а затем стал главным Учителем в тибетской провинции Литан.
  
  Бурятские ламы, оставшиеся в Тибете, не забывали о своей родине. После нападения фашистской Германии на Советский Союз они вместе с тибетскими ламами провели большое молебствие с целью защиты России. По преданию, сильные холода зимой 1941 году были результатом проведения этих ритуалов.
  
  Лам, оставшихся в Бурятии, ожидала трагическая судьба. С 1935 года в Бурятии советские власти начинают закрывать дацаны, арестовывать, расстреливать и ссылать лам. Об арестах буддийских лам-йогинов, обладавших сиддхами, существует множество легенд.
  
  Ульдургинский лама Гужи Дашинима, которого почитали воплощением Ваджрапани, с детства был бойким, озорным. Рассказывают, что в молодости он тайком продал имущество отца, а вырученные деньги потратил на обучение в Ацагатском дацане. Затем его видели в Аннинском дацане и многих других. Это был настоящий странствующий лама. Есть бурятская поговорка: "Бродячий лама, который все повидал, лучше ламы-теоретика, всю жизнь просидевшего в дацане".
  
  Говорят, что уже с рождения Гужи Дашинима обладал сиддхами. Например, мог въехать на коне в юрту и разъезжать внутри нее, хотя и юрта не становилась больше, а он - меньше.
  
  Когда начались аресты лам, ученики и родственники укрывали его у себя. Несколько раз по наводке приходили его арестовывать, Гужи Дашинима сидел в комнате на виду и читал ламские книги, но работники НКВД его не замечали. Не сумев арестовать самого ламу, коммунисты стали угрожать его ученикам, требуя выдачи Учителя. Гужи Дашинима принял решение позволить себя арестовать. Своим ученикам он сказал, что нельзя гневаться на этих солдат, поскольку они родились в такое время.
  
  Гужи Дашинима арестовали в домике в тайге, где он практиковал буддийскую Тантру. На телеге под конвоем его отправили в Кижингу. По дороге он попросил на одну ночь остановиться в ближайшем селе Улзыта - там он собрал мирян и дал им последние наставления. Наутро, когда конвоиры хотели разбудить ламу, увидели, что он мертв - по своему желанию Гужи Дашинима, войдя в самадхи, покинул тело.
  
  Под Хоринском у горы Нарын-хода находится место, известное с 30-х гг. как Ламская падь. Здесь было убито множество лам - их самих заставляли копать могилы, а затем на краю могил расстреливали.
  
  Многие ламы попали в сталинские тюрьмы, лагеря и ссылки. Некоторым удалось уйти в другие районы и области, где их никто не знал. Там они нанимались на любые работы простыми рабочими.
  
  Ульдургинский лама Гатавон-багша имел богословскую степень - габжа и высшую степень ламы-тантриста - аграмба. В Чесанском дацане ему присвоили особенно почетное и редкое звание Доржезинба - "Держатель Ваджры".
  
  С началом репрессий Гатавон-лама покинул родные места и направился в сторону железной дороги. Когда, спустя несколько дней, он добрался до железной дороги, то пошел вдоль ее полотна "куда глаза глядят". Была зима, стоял лютый мороз, проходящий товарный поезд вдруг остановился посреди голой степи - машинист увидел одинокого путника и проникся к нему состраданием. Этот русский человек стал для бурятского ламы настоящим Бодхисаттвой. Машинист жестом подозвал Гатавона, посадил его в паровоз и увез в Черемхово, где Гатавон-лама на свободе пережил смутное время. К 1938 году в Бурятии не осталось ни одного действующего дацана.
  
  В 1946 году происходит частичное восстановление религии - открываются два дацана: Иволгинский (под г. Улан-Удэ) и Агинский (в Агинском национальном округе Читинской обл.).
  
  Возрождение религии связано с именем Агинского ламы Галсан Хайдуба. В начале 20-х гг. ХХ века Галсан Хайдуб был в составе делегации лам во главе Агваном Доржиевым в Кремле на приеме у Ленина.
  
  Галсан Хайдуб вспоминал, что во время беседы в кабинет по вызову Ленина вошел Сталин. Ленин обратился к бурятским ламам: "Свой вопрос решите с товарищем Сталиным". "В следующий раз как-то решим, сейчас не можем решить", - отозвался Сталин, ознакомившись с предложением лам.
  
  "Следующий раз" оттянулся на долгие 20 с лишним лет, а вопрос с буддизмом на территории России Сталин решил тогда по-своему.
  
  Шел 1944 год. Возвращаясь с фронта, Галсан Хайдуб увидел, как на Красной площади православный священник благословляет солдат, идущих в бой. "Почему мы, ламы, не можем делать то же самое для наших солдат?" - подумал он. Галсан Хайдуб добился аудиенции у Сталина и напомнил ему прежний разговор. Сталин был готов открыть дацаны, но для этого требовалось письмо из Бурятии с определенным количеством подписей.
  
  Галсан Хайдуб возвратился в Бурятию и стал обсуждать этот вопрос с оставшимися ламами. Собрание состоялось в Эрхирике (4-5 км. от Улан-Удэ). Кроме старых лам присутствовала и молодежь - те, кто успел начать ламское обучение до разгрома буддизма. Был среди собравшихся и Бидия Дандарон. Он принял участие в составлении письма - письмо в Москву должно быть написано грамотно. Среди молодежи был на собрании и бывший хуварак Кижингинского дацана Манжап. Старики решили, что письмо будут подписывать только они, чтобы уберечь молодежь от возможных репрессий. Подписей не хватило. Тогда вспомнили о ламах Оронгойского дацана (в 20 километрах от Иволги). Прежде там было много лам, они отличались смелым и независимым характером, а славился дацан своей художественной школой - это были искусные строители храмов, художники и скульпторы. Связались с оронгойскими стариками. Те дали согласие, необходимое количество подписей было собрано. Письмо ушло в Москву.
  
  Как-то ночью в кабинете одного из руководителей республики раздался звонок. Сталин распорядился срочно выделить землю под дацанское строительство и начать работы. Всего Сталин разрешил открыть два дацана. Республиканские власти были напуганы и с рвением взялись за дело. Группе лам во главе с Галсан Хайдубом была предложена земля на Лысой горе (окраина Улан-Удэ). Ламы не согласились - дацан должен строиться на удалении от светских центров, хотя и не слишком большом, чтобы миряне без труда могли его посещать; к тому же в овраге за Лысой горой 30-х гг. расстреляли лам. Власти предоставили ламам самим выбрать землю. Тут уже между ламами разгорелся спор - хоринские "тянули" в свою сторону (по Хоринскому тракту), орогонские - в свою пользу. Поскольку орогонских лам было больше, поиски сдвинулись в их сторону. Они уводили все дальше к Орногою, но, когда на месте будущего Иволгинского дацана белый конь одного из лам "пометил землю", хоринцы сочли это благоприятным знаком и заявили, что дальше не пойдут. На том и порешили. Власти же были рады любому решению, так как уже нервничали и торопили с затянувшимся выбором.
  
  Место, определенное для дацана, было новым - прежде здесь никогда не стояли буддийские храмы. В 1946 году строительство Иволгинского дацана завершилось, и был проведен первый хурал. Ламы избрали Галсан Хайдуба Хамбо ламой и ширээте Иволгинского дацана. Как только Галсан Хайдуба утвердили в должности, он покинул тело. Вторым из двух буддийских монастырей, которые было разрешено построить по приказу Сталина, стал Агинский дацан.
  
  С завершением сталинской эпохи ламы, освободившиеся из заключения, и скрывавшиеся ламы стали возвращаться в родные места. Джидинский Дармадоди лама, обладавший большой ученостью и впоследствии так много сделавший для возраждения буддизма в Бурятии, после возвращения с Колымы, где он отсидел более 10 лет, первое время работал скотником в Кижинге. Жимба Жамсо Эрдынеев, впоследствии Хамбо лама (1982 -1990), после лагеря в Черемхово в Иркутской области (в этом лагере сидело много лам) устроился водовозом в Агинском дацане. Постепенно жизнь входила в свое русло, и ламы заняли свои места в открывающихся и строящихся дацанах.
  
  Третий Хамбо лама нового периода Ширапов успешно налаживал связи с буддийскими организациями других стан. Эту работу продолжил его преемник, Хамбо лама Жамбал Доржо Гомбоев. Одной из главных заслуг Гомбоева является открытие высшей буддийской школы в Улан-Баторе. Это был совместный проект бурятского Хамбо ламы и монгольского Хамбо ламы Гомбожава. Однако монголы сами не решались открыть ламскую школу, поскольку в те времена во всем оглядывались на Москву. Гомбоев сумел добиться согласия Москвы, и 1 сентября 1970 года при главном монастыре Монголии Гадан-хиде открылась первая в советское время официальная буддийская школа.
  
  Из Бурятии на учебу отправились 15 человек. Впервые после 30-х гг. появилась возможность готовить смену уходящему поколению лам.
  
  В 1990 году начинают открываться дацаны в районах Бурятии. Для учреждения первого из них - Кижингинского - понадобилось разрешение из Москвы. В этом же году открыли еще один дацан - Эгитуйский. В 1991 году дацаны в районах стали появляться один за другим. К 2000 году общее число их в Бурятии составило около 30, однако эти дацаны, в отличие от тех дацанов, что были разгромлены в 30-х гг., уже не являются монастырскими - современные бурятские ламы не принимают постоянных монашеских обетов, в подавляющем большинстве это семейные люди. Лишь в последнее время в связи с пребыванием в Бурятии монахов-тибетцев или с обучением бурятских хувараков в монастырях тибетцев-эмигрантов в Индии появились из местных лам и хувараков несколько человек полных монахов - гэлонов и несколько человек неполных монахов - гэцулов.
  
  Группы, отправленные в буддийскую школу в Улан-Баторе, были немногочисленными - после первой эти группы не превышали численностью 10 человек - и не могли восполнить нехватку лам.
  
  С 1990 года неофициальные буддийские школы начинают открываться при бурятских дацанах. Занятия в большинстве дацанов вели приглашенные монгольские ламы. С 1993г. преподавателями становятся тибетские монахи-эмигранты, приезжающие по приглашению из Индии. С 1993г. в Бурятии постоянно проживает тибетский перерожденец Ешей Лодой Ринпоче.
  
  Летом 1999 года буддийская школа при Иволгинском дацане получает лицензию и становится официальным буддийским институтом Даши Чойхорлин. Примерно годом ранее лицензию получила буддийская школа при Агинском национальном округе Читинской области.
  
  В настоящее время в Бурятии продолжают открываться новые дацаны, восстанавливаются сохранившиеся кое-где старые. Более того, Учение Будды вышло за границы традиционных районов - во многих крупных городах России, Украины, Прибалтики образовалось множество общин, как официально зарегистрированных, так и существующих стихийно. Новое время характеризуется интересом к различным направлениям буддизма (тибетские школы Сакья и Карма, китайский чань-буддизм, японский дзэн-буддизм и другие традиции), в то время как до революции на территории России официально существовало лишь гелугпинское направление.
  
  Помимо традиционных центров буддийского образования - дацанов - с 90-х гг. в Бурятии стали появляться Дхарма-центры (в Улан-Удэ: "Арьябала", "Дхарма", "Ламсан", "Ногон Дара эхэ", "Ламрим") - буддийские просветительные центры для мирян. Образовательный потенциал Дхарма-центров достаточно высок - здесь по просьбам мирян тибетские Учителя дают различные буддийские посвящения, читают лекции ученые тибетские ламы.
  
  Жизненно важным для любой религии является вопрос непрерывного сохранения традиций. В буддизме это сохранение выражается в передаче посвящения (правомочия) от Учителя к ученику. Сохранилась ли буддийская традиция, существовавшая до разгрома буддизма в Бурятии? В точном смысле - да. Старые ламы, хоть и не в том объеме, все же сумели передать правомочия на те или иные практики. Задача их учеников состоит в том, чтобы самим достичь уровня Учителя, пользуясь всеми возможностями, которые предоставляет современная буддийская ситуация в Бурятии, и передать полученные от бурятских лам правомочия своим ученикам.
  
  Глава 2
  
  ИСТОРИЯ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ПАНДИТО ХАМБО ЛАМЫ XII ДАШИ ДОРЖО ИТИГЭЛОВА
  
  Своим уходом и возвращением Пандито Хамбо лама XII (в миру Даша Доржо Итигэлов) поставил перед человечеством много неразрешимых вопросов. Не меньшим количеством тайн окружен и жизненный путь этого неординарного человека. Родился он в 1852 году. Был сиротой - случай уникальный, поскольку у бурят сирот не было, все дети, оставшиеся без родителей воспитывались родственниками.
  
  Есть основания предполагать, что он появился на свет в возрасте пяти лет. Никто и никогда не знал, кто была его мать. Мальчик пас скот, грел ноги в коровьих лепешках и говорил, что будет Хамбо ламой. Хозяйка смеялась над ним: не тебе, голодранцу, мечтать об этом. В ответ мальчик приехал верхом на быке, держа в руке кол с человеческим черепом. В ужасе хозяйка бросилась к ламам. Странную выходку те объяснили особым предназначением мальчика - в будущем он должен стать ламой.
  
  В 15-летнем возрасте Даши Дорджо Итигэлов попал в Аннинский дацан Хоринской степной Думы. Ширээтэ этого дацана создал все условия для его обучения, назначил содержание 5 рублей в месяц и обязал жителей окрестных сел вносить плату за освобождение его от воинской повинности. 23 года обучался Даши Дорджо Итигилов в стенах Аннинского дацана, изучая санскрит, тибетский язык, логику, философию. Свои знания буддийских наук Даша Доржо Итигэлов совершенствовал в Цугольском и Агинском дацанах, а также служил в Тамчинском дацане - резиденции Хамбо ламы. Скорее всего, в одном из них он защитил звание габжи ламы. Вернувшись в Янгажинский дацан в местности Оронгой, он стал штатным буддийским философом, занять это место было очень трудно и одновременно почетно, потому что штатные ламы состояли фактически на государственном обеспечении. В 1904 году Итигэлов назначается Ширээтэ ламой Янгажинского дацана. 24 марта 1911 года его выдвинули в числе десяти кандидатов на пост Пандито Хамбо ламы - главы буддистов Восточной Сибири. Грамотой от 11 апреля 1911 года Иркутского губернатора его утвердили в звании Верховного главы всех буддийских дацанов. Примечательно, что незадолго до этого губернатор подписал прошение об уходе его с поста Ширээтэ Ангажинского дацана. Участвовать в выборах на пост Хамбо ламы можно было только в этом сане. В то же самое время неожиданно для всех действующий Хамбо лама, находясь в полном здравии, вдруг отказался от своего поста. Губернатор вновь назначает Итигэлова Ширээтэ. Тот принимает участие в выборах и становится 12-м главой ламаистского духовенства.
  
  Дамба Аюшеев (XXIV Пандито Хамбо лама): "Это невероятные вещи. Такое ощущение, что всё и вся были подчинены выполнению миссии, возложенной на Итигэлова".
  
  Тогда резиденция главы буддистов в России находилась в Тамчинском дацане. Здесь был экономический, политический и религиозный центр. Одновременно в Тамче читали молитвы до 2-х тысяч лам и хувараков. По ступенькам главного дургана Тамчинского дацана вступали в свою должность на протяжении почти полутора столетий 14 Хамбо лам. Советское время пережили лишь два из 21-го дургана.
  
  Ведущие бурятские дацаны претендовали на то, чтобы именно их Ширээт удостоился чести быть Хамбо ламой. Не всегда результаты выборов примиряли конкурирующие стороны. Избрание в 1911 году Ширээта Ангажинского дацана Даши Дорджо Итигэлова на должность Хамбо ламы не устроила некоторых лам. К его приезду в Тамчинский дацан они сделали жатха - порчу на ворота, вокруг входа в главный дуган и внутри него. Итигэлов подъехал к дацану, но через ворота не пошел. Он приказал разобрать часть забора и прошел там. Четками он убрал все другие жатха и сказал: "Отныне все будет решаться согласно учению Будды". Присутствующие поняли - на пост главы ламаистского духовенства России взошел великий лама.
  
  Дамба Аюшеев (XXIV Пандито Хамбо лама): "Когда подходил к концу земной путь первого Хамбо ламы Дамба Дорджо Заяева - основателя буддизма в России, бурятские ламы попросили его в следующих перерождениях вернуться к ним вновь. Он пообещал, и ламы ждали этого момента. После вступления в должность Хамбо ламы Даша Дорджо Итигэлов указал место, где были спрятаны личные вещи Пандито Хамбо ламы Заяева. Для всех это стало неоспоримым доказательством того, что новый Пандито Хамбо лама является перерожденцем первого".
  
  Находясь на посту Хамбо ламы, Даша Доржо Итигэлов прилагал большие усилия для просветительской деятельности, особенно в деле издания религиозной и светской литературы для мирян.
  
  За свою работу неоднократно награждался медалями от российского правительства и губернатора Восточной Сибири.
  
  В 1913 году Пандито Хамбо лама участвовал по специальному приглашению в праздновании 300-летия Дома Романовых и в освещении буддийского храма в столице Российской империи г. Санкт-Петербурге.
  
  Известно также, что Хамбо лама Итигэлов принимал участие в работе II общебурятского съезда, проходившего в Гусиноозерском дацане в июле 1917 года. По предложению Итигэлова съезд рассматривал новое Положение о ламаистском духовенстве Восточной Сибири.
  
  Годы жизни Хамбо ламы Итигэлова совпадают с периодом необычайного развития буддизма в Забайкалье. Каждый десятый мужчина здесь бал ламой. Жители Забайкалья часто становились свидетелями проявлений сверхъестественных сил бурятских йогинов. Существует множество легенд и преданий, как ламы верхом или на лошадиных повозках пересекали гладь озера или реки, словно по мощеной дороге.
  
  Дабаев Амгалан Дабаевич (старейшина села Гильбира): "Был такой лама. Он мог передвигаться по воде как по дороге. На Селиге его как-то не пустили на паром - народу было много - так он двинулся по воде, чем очень удивил людей".
  
  Немало подобных историй существует и о Хамбо ламе Итигэлове. В историю буддизма он вошел как практик высочайшего уровня. Он сделал всесторонний и качественный анализ пустотности и достиг прямого постижения пустоты - великой реальности всех явлений. По просьбе лам им написано более 50 книг по буддийской философии. Большинство трудов Итигэлов писал под секретным именем, их авторство продолжают устанавливать и в наши дни. Одна из находок - книга о 12-ти его перерождениях: пяти в Индии, пяти в Тибете и двух в Бурятии. Речь идет об истории нескольких тысячелетий.
  
  Дамбо Аюшеев (XXIV Пандито Хамбо лама): "Если бы в этой книге была бы допущена хоть одна неточность, ему никогда бы не удалось добиться вечного тела".
  
  Перед уходом Хамбо лама Итигэлов написал послание потомкам. Оно было обнаружено в конце 90-х гг. Его расшифровка продолжается. Даже количество слов в каждой его части имеет свое значение. В послании он предсказал события будущего: репрессии 30-х гг. и свое возвращение в вечном теле.
  
  Балдан лама (Ширээтэ Кыренского дацана): "В нем указывается месяц и год возвращения: 10 сентября 2002 года. В послании говорится и о его пребывании в одном из его перерождений в свите Будды Шакъямуни. У буддийского бога может быть три состояния тела: в одном из них его могут видеть простые смертные. Итигэлов достиг состояния бога из сострадания к людям, оставил свое изображение в теле буддийского ламы".
  
  15 июня 1927 года Итигэлов, которому было 75 лет, обратился к монахам с просьбой почитать ему молитву благопожелания уходящим. Ею буддисты провожают усопших, чтобы душа, покидающая тело, нашла свое кармическое предназначение. Ламы никак не могли решиться на эту молитву при живом человеке; тогда Итигэлов начал ее сам. Монахи вынуждены были поддержать его. Перед тем, как уйти окончательно он отдал четкие распоряжения как его похоронить и когда навещать. Уходил он в знаковый момент - не прошло и года, как воинствующие атеисты уничтожили в России все буддийские храмы, святыни и духовенство.
  
  Глава 3
  
  ЯВЛЕНИЕ ПАНДИТО ХАМБО ЛАМЫ XII ДАШИ ДОРЖО ИТИГЭЛОВА В НЕТЛЕННОМ ТЕЛЕ
  
  В сентябре 2002 года через 75 лет после смерти Пандито Хамбо лама XII Даша Доржо Итигэлов предстал перед людьми в том же виде, что и в день своего ухода в мир иной. Обстоятельства его жизни, смерти и существования после смерти стали непостижимой тайной для людей третьего тысячелетия.
  
  Дамба Аюшеев (XXIV Пандито Хамбо лама): "Верующих в буддизм это укрепило в вере, сомневающихся избавило от сомнений, атеистов заставило задуматься".
  
  Похоронен он был в местности Хухе Зуркен неподалеку от Улан-Удэ в 1927 году. Из погребального пристанища его извлекли согласно завещанию. Участники эксгумации стали свидетелями невероятного: тело Хамбо ламы Итигэлова полностью сохранилось и находилось в позе медитации. Оно было опознано единственным свидетелем Бимбой Дорджиевичем Цибиковым.
  
  Цибиков Бимба Дорджиевич (кандидат исторических наук): "Когда Даши Доржо Итигэлов в 1917 году сложил с себя полномочия Хамбо ламы, он вернулся в Янгаженский дацан. Я часто там бывал и видел его. Когда его тело решили поднять из захоронения, меня пригласили на опознание. Я думал - там останки, а он был как живой. Я сразу узнал его. Он совсем не изменился. Меня это поразило".
  
  Очевидно, что в далеком 27-ом году Даша Дорджо Итигэлов был совершенно уверен, что его тело не подвергнется влиянию времени и тлена. Об этом говорят обстоятельства ухода буддийского ламы и возвращения его тела.
  
  Виктор Звягин (заведующий отделением идентификации личности, Российский Центр судебно-медицинской экспертизы, Москва.): "Состояние его тканей таково, что оно вполне соответствует прижизненной характеристики. Нам не известны случаи такой сохранности, которую имеет тело Итигэлова. Это некая научная загадка".
  
  Такой сенсационный вывод был сделан специалистами в 2004 году после исследования костей, волос и кожи Итигэлова методом спектроскопии. Человечество столкнулось с невиданным явлением. Современная наука объяснить его не в состоянии. Однако совершенно очевидно, что буддисты Бурятии и всего мира обрели святыню. В мировой практике известно немало случаев причисления к лику святых выдающихся людей. Иногда основанием для этого служили их чудесным образом мумифицированные тела или благоухающие мощи. Даже в ряду этих феноменальных фактов вечное тело монаха Даши Доржо Итигэлова со всеми органами и тканями - пример уникальный и единственный.
  
  Из акта наружного осмотра тела судебно-медицинской экспертизы от 11 сентября 2002 года: "Мягкие ткани туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. Поза при извлечении из короба сохраняется без каких-либо поддерживающих приспособлений. Следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможной бальзамации или консервации, а также каких-либо повреждений, следов ранее перенесенных травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле не обнаружено".
  
  В местности Хухе Зуркен, где 75 лет покоилось тело Пандито Хамбо ламы Даши Доржо Итигэлова, хоронили лам из Ангажинского дацана. Даша Доржо Итигэлов был Ширээтэ этого дацана. При нем здесь были построены священные постройки в честь воинов погибших во время русско-японской войны. Буддийский монах пожертвовал на это строительство все свое состояние. Местные жители относились к нему как к богу. 300 ангажинских казаков получили от него благословение, когда уходили на Первую Мировую войну, и все как один вернулись обратно. В благодарность они слагали песни о Хамбо ламе Итигэлове.
  
  В 1954 году в середине советской эпохи Ангажинский дацан был взорван. Вся степь по рассказам очевидцев была белой от его обломков и страниц разлетевшихся ламских книг. Сегодня здесь гора камней и след от ограды. В память о дацане и его ламах верующие воздвигли Субурган.
  
  Буда лама (Ширээтэ Дуйихор дугана дацана Хамбын Хурэ): "Именно там, в Ангажинском дацане Итигэлов ушел в последнюю медитацию. Тело его принесли по завещанию в это место. В этом же завещании он попросил проверять его тело, что и делали впоследствии ламы Иволгинского дацана, держа это в тайне. Тело его и тогда и сейчас остается неизменным".
  
  Ламы осматривали тело Хамбо ламы Итигэлова в 1955 и 1973 годах. После проведения необходимых обрядов его переодевали и вновь помещали в короб. Решение о последнем поднятии было принято в сентябре 2002 года.
  
  Бимбо лама (Унзал лама Иволгинского дацана): "Я всегда говорил землякам, что нужно поднять тело хотя бы для того, чтобы удостовериться в целостности короба, если надо, что-то подправить. Я был уверен, что с телом все нормально, тем более что в этом были уверены все ламы высокого сана. За этими разговорами наступил 2002 год. Так должно было случиться, не от нас, живущих на земле, это зависит".
  
  В тот сентябрьский день хоронили мать одного из лам. Проводить ее в последний путь на Хухе Зуркен пришли все ламы. После похорон они пошли к месту захоронения Даши Доржо Итигэлова. Их сопровождал старожил этого края Ангола Агдабаев. Он единственный точно знал, где находится могила Хамбо ламы Итигэлова.
  
  Буда лама (Ширээтэ Дуйихор дугана дацана Хамбын Хурэ): "В этом месте одна группа лам пошла чуть правее, а Хамбо лама Дамба Аюшеев повел нас сюда. Подошел дедушка Ангола. Ведя за собой остальных, он сказал, что Итигэлов именно здесь похоронен. Спросил у Хамбо ламы, откуда он знает о месте захоронения. Здесь был желоб для отвода вод с гор. Когда дедушка Ангола еще раз подтвердил место захоронения, хамбо лама улыбнулся и сказал, что не случайно пришел именно сюда. Он прилег на землю, оглядел место и растения вокруг. Назавтра во главе со старейшим ламой мы приехали сюда. Читая молитвы, приступили к работам по поднятию тела, но завершить их в этот день не успели. Мы думали, место захоронения величиной со сруб, а когда достигли цели, оказалось, что это небольшой короб, где может покоиться человек лишь в позе лотоса. Крышку короба увидели, когда на улице стемнело. Мы положили камни обратно и поехали доложить Хамбо ламе о ходе работ".
  
  По дороге в Иволгинский дацан ламы заезжали попить воды в Ута-булак. В этой местности располагается 12 целебных источников. Вода из них помогает излечиться от самых разных болезней. Пандито Хамбо лама Даши Доржо Итигэлов был выдающимся практикующим врачом. Он создал фундаментальный труд по Тибетской фармакологии. Травы для своих лекарств он часто собирал именно здесь, в Ута-булак.
  
  Буда лама (Ширээтэ Дуйихор дугана дацана Хамбын Хурэ): "Тогда мы обнаружили вот это чудо: одновременно в одном месте растут шиповник, смородина и черемуха. Нас сразу посетила мысль, что это открытие совпало как раз с такой серьезной миссией; это выглядело как знак. Ведь именно черемуха растет вблизи воды, так же как и шиповник. А так, чтобы в одном месте все это произрастало, я не слышал".
  
  Возвращению тела Хамбо ламы предшествовал не один удивительный факт. В тот год местные жители заметили, что вокруг Субургана, где молился когда-то Итигэлов, несмотря на засуху, расцвел шалфей так красиво и ровно, словно невидимый садовник высадил его здесь и бережно ухаживал за ним.
  
  Буда лама (Ширээтэ Дуйихор дугана дацана Хамбын Хурэ): "Хамбо лама дал распоряжение ночь провести возле могилы Итигэлова. Мы читали молитвы и зажигали благовония. Утром приехал судмедэксперт. В сопровождении Хамбо ламы приехали Кимчен ламы. Мы всё подготовили, с Бимбо ламой спустились вниз. Я открыл крышку - там был хадак. Я позвал Хамбо ламу Дамба Аюшеева. Эксперт доложил, что все нормально. На протяжении всего процесса мы читали молитвы. Потом водрузили короб с телом на машину и, читая молитвы, повезли в дацан. Хамбо лама Дамба Аюшеев сказал, что место это святое, поскольку хранило Итигэлова 75 лет. Теперь здесь надо поставить Субурган".
  
  Заключение
  
  В настоящее время человечество стоит перед проблемой выбора пути. От того, куда мы пойдём, зависит будущее и каждого отдельного человека, и всей цивилизации. К сожалению, приходится признать, что последние десятилетия демонстрируют нарастание хаоса на всех уровнях биосферы-ноосферы нашей планеты, связанное, прежде всего, с безразличным отношением ко всему происходящему, с безоговорочным принятием навязываемого нам политического курса. Это, в свою очередь, есть результат интенсивной манипуляции сознанием, проводимой правительствами почти всех развитых стран мира.
  
  Однако чудесное явление нетленного тела Пандито Хамбо ламы XII Даши Доржо Итигэлова показывает исключительную роль России в преодолении кризисной ситуации современной цивилизации. Не случайно именно здесь, в Бурятии, на фоне активизации деструктивных процессов мирового масштаба произошло событие, ранее не встречавшееся ни в одной точке земного шара.
  
  Дамба Аюшеев (XXIV Пандито Хамбо лама): "По буддизму не бывает хороших и плохих времен. Человек приходит на землю, чтобы принять испытания. Явление тела Хамбо ламы Итигэлова - это шанс для нравственного спасения. Как минимум - это событие заставило удивиться, а, значит, задуматься всё человечество".
  
  Явление Хамбо ламой Даши Доржо Итигэловым нетленности тела демонстрирует мощь буддийской Дхармы и является вдохновляющим примером для современных практиков буддийской йоги.
  
  Обретение вечного тела буддисты расценивают как знак для движения мысли, что предполагает прогресс. Человечеству предстоит осмыслить суть поразительного явления, где прошлое соединяется с будущим, а невероятное становится реальным.
  
  Благодарности и источники информации
  
  Настоящая статья носит обзорный характер и составлена на основе следующих материалов:
  
  1. XII Пандито Хамбо лама Даша Доржо Итигэлов. Документальный фильм. - "Ариг Ус" по заказу института Хамбо ламы Итигэлова, Иволгинский дацан, 2006
  2. Буддизм. Каноны. История. Искусство. Научное издание. - М.: ИПЦ "Дизайн. Информация. Картография", 2006
   Автор выражает благодарность Евгению Файдышу и Кайрату Каирбекову за предоставленные фотоматериалы.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"