Государство в современной РФ, заимствовав традиции так называемой "социалистической демократии" еще времен "застоя" в СССР, сегодня менее морально, практически безоговорочно приняв в 1990-е гг. глобализацию в западной политической редакции, чем российское общество, в котором возродились идеалы религиозной жизни и общинности. Межде тем, государство в РФ благодаря подвижности своей еще молодой демократической политической системы способно держать общество под контролем, и, в обстановке сознательного построения гражданами капиталистической экономики, имея в своих руках тот же инструментарий ведения деловой жизни, может пристально наблюдать это общество и отчасти улавливать рождающееся в его глубинах политическое настроение. Поддерживая в целом волю масс, старающихся вписаться в деловую жизнь и даже достичь западного уровня жизни, государство в России может в целях усиления своего контроля даже "закупать" общественную мораль, что выражается сегодня, в частности, в снижении веса тех же популистских лозунгов в СМИ по сравнению с 1990-ми гг. Вместе с тем проникновение общественной морали на государственный уровень и отчасти в СМИ соседствует с идеей безопасности, выдвинутой властью в самом начале 2000-х гг., и таким образом государственные институты в РФ в идеологическом смысле - ведущая политическая сила в стране.
"Моральные закупки" государством в России, как представляется, начались тогда, когда у ее населения стало иссякать физическое здоровье, накопленное так или иначе в послевоенный период истории, во второй половине XX в. Думается также, что физическое здоровье граждан России было подорвано еще в 1990-е гг., "лихие" годы, и затем, после пережитой демократической политической новизны, но во многом было истрачено на освоение своего рода "духовного пространства", а также за приспособление бывшего советского народа к глобализации. Обрел ли он "второе дыхание" с окончанием супермобилизационного для него XX века или же, например, в страну были вложения из-за границы плююсь совершенно новая идеология, полная демократических обещаний и идей? Представляется, что само взывание к Богу бывшего в основном атеистического населения России и есть его "второе дыхание", и здесь явно проступает вековая черта русского народа, большинства населения РФ - его физическая сила. "Закупая" его мораль, государство в России также действует морально, ведь оно, сохраняя исторически недавние антитоталитарные идеи, подотчетно населению, и его мораль по отношению к последнему выражается прежде всего в политике социальной, а также во внешнеполитической защите граждан страны.
Представляется, что "моральная закупка" государством в современной России - это и ответ на формирование нового менталитета населения страны, который можно назвать постсоветским. Процесс этот, думается, начался с того, что бывшие советские люди стали "выталкиваться" - прежде всего из разрушавшихся общественных структур. Кто-то приникал к "корням", начиная заниматься работой на земле, кто-то стремился за границу, и проч., но очевидно, что чтобы пережить крах советской системы, люди стремились прежде всего "на воздух", формируя вокруг себя своего рода активное и пассивное пространство. Активен или пассивен современный российский, постсоветский менталитет? Представляется, что изменения в стране за последние тридцать с лишним лет коснулись не столько жизни как быта, сколько жизни как духовной составляющей существования постсоветских людей, поэтому можно сказать, что общество РФ, особенно на волне духовно-религиозного подъема, имеет менталитет в целом пассивный и что оно в известной степени, несмотря на подталкивание с лозунгами капитализма со стороны государства, "уходит в себя" - несмотря на то, что действует глобализация, вносящая в первую очередь материальные изменения в жизнь россиян вплоть до их бытовой вестернизации.
С "выталкиванием" постсоветского человека из прежних, советских социальных границ у людей в РФ появляется дополнительный ресурс - за счет освоения нового социального пространства, но при общей пассивности постсоветского менталитета и с углублением духовно-религиозного подъема в стране становится ясно, что дополнительный ресурс - это нечто, восходящее к сфере деятельности государственной власти, ибо он пока не приносит видимого обогащения и, являясь в целом результатом демократических преобразований в России, нагруженной также и глобализацией, есть скорее духовно-интеллектуальная категория, позволяющая государству в первую очередь укрепить как идеологию, так и связи с обществом. Но в целом дополнительный ресурс - это то, что изначально касается все же простого человека и то, что дает ему права, которые он потом делегирует государственной власти (и даже в этом он освобождается от остатков тоталитаризма). "Моральная закупка" государством у народа при этом - это не способ "перекупить" духовно-интеллектуальные запасы, в основном имеющие внутреннее, российское происхождение, а, возможно, форма делегирования прав исходя из нового (дополнительного) ресурса постсоветского общества.