Известно, что с развитием и распространением электронных и других медиа в современной России имеет место и своего рода "саможурналистика" и даже "живой", телефонный пиар. "Саможурналистика" выступает здесь скорее как признак неинтенсивного "погружения" постсоветского общества в собственную историю (и язык), так как напрямую зависит от внутренних процессов в интернете - своего рода "метагалактике" информации. Более организованными набросками участников интернет-общения и общественно-политической жизни в РФ вообще является профессиональная историческая и политологическая публицистика, придающая структурность складывающемуся в интернете "межоконному" информационному пространству, которое, в свою очередь, является отражением "межоконного" межцивилизационного пространства, делающего многие "окна" разных стран и народов "окнами-партнерами" в рамках "межгосударственной многоформатности".
В многоформатном мировом сообществе сегодня именно педагогические кадры, которым адресуется большое доверие потребителей контента, делают "опережающую моду" на потребление информации. Но в вопросе потребления информации в России, как представляется, большую роль играет и то, что "язык погружения" в историю (и язык) бывает "старый", "интенсивный" (профессиональных политиков и медиа), связанных с традицией величайшего государства XX в., а также "новый", народный и к тому же "интенсивный". Их объединяет и то, что, "вещая" на огромное многонациональное население страны и вследствие этого еще и на весь мир, оба "языка погружения" делают их владельцев отдельными "интеллектуальными фирмами". Так, можно добавить, что даже XIX век в России был временем достаточно разобщенных людей, поскольку роль интернета тогда играли люди как "интеллектуальные фирмы" (в первую очередь литераторы), а многоформатность, при которой возможно общественное единство, в изначальной форме была невольно насаждена государственной властью только в период Великих реформ Александра II 1861 - 1874 гг. - если еще не при Николае I, отце и предшественнике Александра II, внесшего охранительную ноту в тогдашнюю мировую политику. Интеллектуальные "кадры" XIX в., несомненно, не могли оставить без внимания именно лекторскую традицию пропаганды огромной массе населения страны и затем зависевшей и даже враждебной массе людей во всемирном масштабе. В сегодняшнем же, многоформатном обществе России, растет вес религии как основы воспитания - так как творческое и авторское в современной науке в наибольшей степени "валентно" многоформатным "оригиналам"-авторам. Что же касается традиции воспитания государством всего общества путем "погружения" в историю (и язык), то оно не исчезало полностью даже в век господства марксизма-ленинизма в XX в.
Сегодня, когда людей-"интеллектуальных фирм" в России еще больше, чем в ушедшие два века, они значительно обогащают "межцивилизационное пространство", определяя и своего рода "потребительскую корзину знаний" для граждан страны - и это в то время, когда людей буквально "приучают" к платному образованию и к тому, чтобы вообще облегчить способ получения знаний в России. В условиях роста интерактивного исследования России сегодня растет ее историческая память, а также общение с ней, она "рассредотачивается", а ее историография становится в большей степени доступна рядовому населению страны и своего рода "историографией на пальцах", что может порождать "народную моду", "планы" и "стили" "погружения" населения России в историю (и язык) как соучастие в основном неспециалистов в создании современной идеологии страны. В этом контексте важно понимание человеком-россиянином контента, а затем политики как его части и тенденции, а увлеченность современного человека интернетом и необходимость постоянно учиться, чтобы понять мир реальный и мир виртуальный, обуславливает то, что, при наличии громадного населения громадной страны, лекторский способ преподавания (к тому же в многоформатном обществе) предполагает и существование интернет-пособий или интернет-учебников, в которых уже что-то предоставляется "ученикам" делать самостоятельно, а не обращаться к "лекторскому" материалу как к готовому комплексу знаний. В этом контексте люди в интернете могут стать "гостями" интернет-"окна" как "хорошего дома" или же не очень "хорошего", и они в этой роли невольно становятся потребителями информации, что может являться даже их работой в мире многоформатного общения, "социальных проб" и поисков своего рода "теморазделов", которые дают возможность им стать специалистами в какой-либо области - прежде всего области образования. Что касается того, что Россия "рассредотачивается", то в многоформатном, современном ее обществе, как думается, настроения, доставшиеся от поколений XX в., превратились в большую силу и действуют методами "историографии перевернутым фронтом", представляя политические интересы современников ушедшего века будто одного, спаянного поколения, а это не так: явным является лишь романтизм современного молодого поколения - от незнания реалий XX в., поскольку источники в основном засекречены, а попытки представителей "Великой эпохи СССР" "срисовать" сегодняшнее общество с образцов общества того же "развитого социализма" является лишь политическим и экономическим провалом. Тем не менее, современные контент-учебники по истории - это во многом форматы многоформатного общества страны, но России как страны с той же сильной властью и огромными масштабами, имеющей основное влияние на их содержание на протяжении не такого уж большого исторического периода - как минимум 1985 - 2020 гг. Последнее облегчает "карьеру" контент-студента в России и создает для него "мультикарьерность" и "мультистудийность" в Сети, а успешное освоение информационных ресурсов в ныне открытой и имеющей крепнущие мирохозяйственные связи России ведет как к усилению конкурентных отношений людей (прежде всего близлежащих), так и к размежеванию элит, и в последнем случае туда будут проникать кадры из народа, занимающегося самостоятельно своим политическим образованием, делающего в целом "контент-выводы". Так, "ум" контента становится основой для многоформатных "социальных проб", а межличностные отношения - тем, что в современном российском интернете человек начинает иметь интеллектуальные обязательства прежде всего перед самим собой