Герасим Грот : другие произведения.

63.4 Бестиарий. Живодёры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:




  
  
  

Владимир Дмитриевич Игнатов

  
  
  

ПАЛАЧИ И КАЗНИ В ИСТОРИИ РОССИИ И СССР

  
  
  
   Русские люди видели в Иване Грозном воплощенного Антихриста, посланца сил тьмы, ибо такого до него на Руси никто не творил.
   По лживому доносу, что Новгородские "святитель, духовенство, чиновники и весь народ поддаются Литве", царь организовал карательную экспедицию. "Думая, вероятно, что все жители сей области, покоренные его дедом, суть тайные враги московского самодержавия, убийства, грабеж там, где никто не мыслил о неприятеле, никто не знал вины за собою; где мирные подданные встречали государя как отца и защитника. Дома, улицы наполнились трупами; не щадили ни жен, ни младенцев".
   В Торжке, в одной из башен, находились окованные цепями пленные ливонцы и крымцы, которых умертвили. Крымцы, защищаясь, тяжело ранили Малюту Скуратова [мент соснул], едва не ранив и самого Ивана. "Всякого, кто встречался на дороге, убивали, для того что поход Иоаннов долженствовал быть тайною для России" (27: 588-591)
   Главу иностранного приказа (министра иностранных дел) Ивана Михайловича Висковатого по приказу Грозного привязали к столбу, а затем приближенные царя подходили к осужденному, и каждый вырезал у него из тела по куску мяса. Один из опричников, Иван Реутов, так "неудачно" отрезал кусок, что Висковатый умер. Тогда Грозный обвинил Реутова в том, что он сделал это, чтобы сократить муки Висковатого, и приказал казнить и его. От казни Реутов спасся тем, что заболел чумой и быстро умер.
   Известен случай, когда, прервав трапезу, царь "устремился растерзать литовских пленников, сидевших в московской темнице. Один из них, дворянин Быковский, вырвал копье из рук мучителя и хотел заколоть его, но пал от руки царевича Иоанна, который вместе с отцом усердно действовал в таких случаях..."
   В 1684-м вышел указ, который предписывал "хватать" тех, "кто не ходит в церкви, не бывает у святого причастия и не пускает к себе в дом священников -- и подвергать таких людей пытке; кто окажется при этом нераскаявшимся грешником -- сжигать"
   Во второй половине XVII века сожжение особенно часто применялось в виде наказания за упорство в "старой вере".
   Иногда сожжение производилось на медленном огне. В 1701 г. таким образом были казнены за распространение возмутительных "тетрадей" (листовок) о Петре I Гришка Талицкий и его сообщник Савин. В синодском указе по этому поводу сказано, что Талицкий "во время казни, копчением творимой, не стерпя того, покаялся". Обоих осужденных, по свидетельству Штраленберга, в течение 8 часов окуривали едким составом, от которого у них вылезли все волосы на голове и бороде и все тело медленно таяло, как воск; в конце концов их истаявшие тела были сожжены вместе с эшафотом.
   Сожжения колдунов, колдуний и прочих отступников продолжались и в XVIII веке. Особенно жестокими репрессиями преследовалась "ересь" во времена правления Анны Иоанновны (1730--1740 гг.).
   В 1738 г. протопоп Иван Федосьев был казнен за то, что в пьяном виде заявил: "Что мне Богородица, я с ней трижды сквернодеяние учиню" (и выговорил прямо народным речением)...
   Посажение на кол было одной из самых мучительных казней: под тяжестью тела казнимого кол медленно проникал в его внутренности и выходил наружу в грудь или между лопатками. Для увеличения мучений на колу делалась перекладина, которая задерживала опускание тела и тем самым замедляла смерть, доставляя казненному адские страдания. Иногда во время сидения преступника на колу ему проводился последний допрос, а священник давал напутствие.
   ...
   Православный народ России смотрел как на Антихриста и на другого горячего поклонника смертной казни -- на Петра I (1682--1725).
   Иностранцы, посещавшие Россию, поражались тому, с какой легкостью относились к казням сами осужденные. "Они шли под топор, под колесо, в петлю, в сруб или на костер с той же безмолвной покорностью, -- пишет профессор Н.П. Загоскин, -- с какой пошли бы на вражеский строй или на всякую другую службу государству"...
   "Русские ни во что не ставят смерть и не боятся ее, -- пишет англичанин Перри в своих записках о России при Петре I. -- Когда им приходится идти на казнь, они делают это совершенно беззаботно"...
   "Стрельцы сотнями шли на казнь, не связанные и не скованные, -- говорит другой современник, Гордон, рассказывая про знаменитые стрелецкие казни, -- шли спокойно, сами всходили на лестницу к виселицам, прощались с народом, сами спускали с себя саваны, надевали на шеи петли и -- бросались с подмостков".
   Третий современник, Коллинс, также утверждает, что приговоренные к повешению всегда сами надевают на себя петли и сами сбрасываются вниз.
   Корб рассказывает поразительный факт самообладания осужденного на казнь. Присутствуя на массовой казни мятежных стрельцов, царь стал слишком близко к одной из плах. "Отойди, государь, мне здесь лечь надо!" -- заметил царю осужденный, которому нужно было класть голову именно на эту плаху.
   Берхгольц был свидетелем того, как один парень, подвергшийся колесованию, вынул с большим трудом из колеса раздробленную руку, утер себе ею нос и спокойно снова положил ее на прежнее место; затем, увидав, что колесо запачкано им кровью, он снова вытащил раздробленную руку и отер рукавом запачканное место (35).
  
  
  

* * *

  
  
  
  
  
  

Резников Кирилл Юрьевич

  
  

13. ДОПЕТРОВСКАЯ РОССИЯ. 2. ДУХОВНАЯ СМЕРТЬ

  
  
  
   В 1668 г. был создан Сыскной приказ во главе с дьяком Дементием Башмаковым. Аввакум называл его "тайных дел шиш Антихристов". В феврале 1670 г. по сыску был арестован юродивый писатель и поэт Авраамий. У него нашли письма Аввакума и Феодора. Выявили и связи Авраамия с Морозовой, но боярыню трогать пока не стали. [NB: провокации - метод инквизиторов]
   В Пустозёрск был отправлен стрелецкий полуголова Иван Елагин. Проезжая Мезень, он заставил сыновей Аввакума принять новый обряд, а упорствующего Фёдора повесил. В Пустозёрске Елагин потребовал того же от ссыльных; все четверо отказались. Аввакум был снова пощажен (его хранила старая дружба с царем)[NB: явно иезуит], а остальным Елагин приказал "за их речи языки резать, а за крест руки сечь".
   Лазарю отрубили руку по запястье, Феодору - поперек ладони, Епифанию - четыре пальца. Всех четверых посадили в закопанные в землю срубы с маленьким оконцем сверху. Там они просидели 12 лет. Заключенные мучились от грязи и паразитов, но продолжали писать. В этих нечеловеческих условиях Аввакум написал знаменитое "Житие". [NB]
   Приставленные к страже стрельцы им сочувствовали и передавали послания. Стрельцы расширили окошки и заключенные могли переговариваться друг с другом. Они прекрасно [NB] были осведомлены, что творилось в Москве. А там ожесточение нарастало; Аввакум записывает: "И прочих наших на Москве жарили да пекли: Исаию сожгли, и после Авраамия сожгли, и иных поборников церковных многое множество погублено, их же число бог изочтет". Ожесточение московских властей было связано с восстанием Степана Разина.
   В мае 1670 г. на Дону началось восстание, перекинувшееся на Волгу и юг России. Восстали не за старую веру, но многие атаманы и казаки крестились двумя перстами. Атаманы Ф. Кожевников и И. Сарафанов даже пробились на Соловки и приняли участие в обороне монастыря. В ноябре 1670 г. полки "нового строя" [галимые петухи] разбили разинцев под Симбирском; Разин бежал [NB] на Дон, в апреле 1671 г. был схвачен и в июне казнён.
   Расправа над восставшими была невиданной по жестокости. За три месяца, октябрь - декабрь 1670 г., только в Арзамасе казнили 11 тыс. человек, столько государевых врагов было казнено по всей России за 37 лет царствования Ивана Грозного. Особенно плохо пришлось поволжским староверам. От безысходности люди лишали себя жизни; вновь начались гари в нижегородских лесах. Аввакум, обо всем знающий в своей яме, повествует: "А по Волге той живущих во градех, и в селех, и в деревенках тысяща тысящими положено под мечь, нехотящих принять печати антихристовы. А иные ревнители закона... собирающеся во дворы з женами и детьми и сожигахуся огнем своею волею".
   Челобитную Аввакум начинает скромно, даже униженно, но скоро впадает в тон обличителя. Особенно достается Никону: "А что, государь-царь, как бы ты мне дал волю, я бы их, что Илия пророк, всех перепластал во един час. ... Перво бы Никона, собаку, и рассекли начетверо, а потом бы никониян". Больше всего должны были возмутить Фёдора слова, что его отец сидит в Аду: "Бог судит между мною и царем Алексеем. В муках он сидит, слышал я от Спаса; то ему за свою правду". Такого тогда не прощали.
   В письме Симеону Аввакум намекает на Алексея Михайловича, описывая адские муки кесаря Максимиана: "Бедной, бедной, безумное царишко! Что ты над собой сделал?.. Ну, сквозь землю пропадай, блядин сын! Полно християн тех мучить!"
   Вряд ли умилился и патриарх Иоаким, обвиненный в "простоте", т.е. в глупости. Одним словом, протопоп подготовил себе и товарищам мученическую смерть... У староверов Аввакум стал святым мучеником, лик его писали на иконах, но все же большинство староверов не согласилось с его учением о трисущности Троицы и допустимостью самосожжения. [NB]
  
   Люди XVII века видели в совпадениях знакомый смысл. Через две недели после сожжения пустозерских старцев скончался Фёдор Алексеевич, повторив быструю смерть отца, случившуюся после взятия Соловецкого монастыря и казни Морозовой. Сторонники старой веры еще раз убедились, что на их стороне Бог.
   Милославские, возглавляемые царевной Софьей, взбунтовали стрельцов. И 29 мая 1682 г. стрельцы заставили патриарха с боярами вручить "дел правление" царевне Софье Алексеевне.
   Стрельцы боялись новшеств и сочувствовали старой вере. Их пугало введение полков иноземного строя, делающих их ненужными, раздражали нерусские повадки знати, не нравились новый обряд церковной службы. Князь Хованский, тоже был сторонником старой веры. В начале 1670-ых гг. его били батогами за нежелание принять новый обряд. Стрельцы нашли поддержку у монахов староверов. Они подтолкнули стрельцов подать челобитную, чтобы "старую православную веру восстановити, в коей Российские чудотворцы Богу угодили". Монахи и составили челобитную.
   К стрельцам примкнули солдаты Бутырского полка, посадские и холопы. Сторонники старой веры решили добиваться устройства диспута. Провести его хотели на Лобном месте, "перед всем народом". Девять стрелецких полков и московские пушкари высказались в пользу челобитной. Десять полков колебались. Все же стрельцы и посадские договорились потребовать диспут в начале июля. Патриарх дал согласие встретиться для спора о вере 5 июля.
   Пря о вере проходила в Грановитой палате. Там были патриарх, царевны Софья и Татьяна, царица Наталья, духовенство и бояре. Со стороны староверов прибыли духовные лица в сопровождении стрелецких выборных и охраны. Спор принял страстный характер, временами доходя до драки. Убежденность сторонников старого обряда была столь велика, что они подавляли противников. Чтобы не дать им воспользоваться успехом, царевна Софья прервала спор, с тем, чтобы его продолжили 7 июля.
   Староверы оставили палату торжествуя. "Победихом, победихом", - кричали они и скрещивали пальцы: "Тако слагайте персты, веруйте люди по-нашему. Тако веруйте. Мы всех архиереев перепрахом и пострамиша. Нам-де государи приказали по-старому креститися". Они пели духовные песни и славили Господа.
   Новая пря не состоялась. Софья Алексеевна знала, что половина стрелецких полков в Москве на её стороне или колеблется, а в остальных офицеры нестойки. Знала она, что армия вне Москвы лояльна правительству. И она перешла к действиям - пряником и кнутом. Сначала шел пряник. Она пригласила стрелецких офицеров - полковников, полуполковников, капитанов, и раздавала им чины, награды и деньги, много денег. Деньги и водка достались и рядовым стрельцам, и даже посадским. Затем настал черед кнута.
   Спор о вере разрешили арестом вождей староверов. На рассвете 11 июля на Красной площади отец Никита был "главосечен и в блато ввержен, и псам брошен на съядение". Остальных участников прений били кнутом и сослали в дальние монастыри. Ответа Хованского не последовало: недаром его прозвали Тараруем (пустомелей). [NB]
   Староверам оставалось только бежать, и они побежали: на Север, в леса Поволжья и Приуралья, на Дон, в Сибирь, заграницу. Прежде староверческая Москва опустела, а по России запылали костры. Человеческие костры горели, подожженные с двух концов, - государевы палачи жгли в срубах осужденных "раскольщиков", а в лесных скитах люди древлей веры сами сжигали себя.
   Во многих местах, где ждали приход царских войск, староверы для самосожжений заранее строили срубы или готовили избы, часовни, церкви, просмоленные и обложенные соломой. Как только приходило известие, что идут солдаты, староверы запирались в приготовленном доме, а завидев солдат кричали: "Оставьте нас, или мы сгорим". Иногда солдаты уходили, и тогда гари не было.
   В казачьих землях обращение в новую веру встретило отпор: все имели оружие, а борьба за веру сливалась с борьбой за независимость. В 1686 г. атаманом Войска Донского был выбран Самойло Лаврентьев - покровитель старой веры. В этом же году атаман Фрол Минаев, сторонник Москвы, совершил переворот. Минаев выдал Москве атаманов Лаврентьева и Чюрносова, нескольких попов и казаков. Атаманов казнили, а остальных "по их винам" сослали "в далные сибирские городы".
   Следующим шагом Софьи стал отъезд из Москвы (13 июля); теперь она оказалась вне досягаемости стрельцов. Тем временем в Москве многие приходы перешли на богослужение по старому уставу. В августе в Коломенское выехало все царское семейство; в сентябре цари перебрались под защиту стен Троице-Сергиева монастыря. Разрыва не было, но Софья начала собирать дворянское ополчение.
   В сентябре она издала указ, направить стрелецкие полки на службу к западной границе. Хованский отказался выполнить указ. Тогда Софья решила выманить его из Москвы. Под предлогом участия во встрече сына украинского гетмана Самойловича, Хованского вызвали из Москвы. Князь вместе с сыновьями и стрелецкими выборными выехал в ставку Софьи. По дороге их схватили солдаты Софьи. 17 сентября 1682 г. им отсекли головы.
   Спасся младший сын Хованского Иван [NB]; он бежал в Москву и поведал стрельцам о случившемся. Стрельцы поначалу разгорячились, заняли Кремль и решили сесть в осаду. Софья, со своей стороны, кольцом дворянского ополчения окружила Москву. Воевать стрельцы не хотели и вступили в переговоры, все больше впадая в просительный тон. Они сами предложили сломать памятный столб, поставленный в их честь. Софья проявила разумную сдержанность и обещала простить стрельцов и солдат при условии, что не будут водиться с раскольниками. Стрельцы сломали столб и подали повинные челобитные. Великие государи - Иван и Пётр, видя их слезы, простили им преступление, запретили называть бунтовщиками и изменниками и приказали выдавать годовые оклады сполна.
   В 1685 г. Софья Алексеевна после обсуждения с патриархом издала 12 статей против раскольников. Тех, кто тайно держится старой веры, приказано нещадно бить кнутом и ссылать в отдаленные места. Упорных "хулителей" церкви пытать, жечь в срубах и пепел рассеять. Бить кнутом и ссылать тех, у кого раскольники приютились.
  
  
   Украинизация церкви.
   ...
   Симеон Полоцкий - в миру Самуил Пётровский-Ситнянович, получил православное и католическое образование: он закончил Киевско-Могилянскую коллегию и Виленскую иезуитскую коллегию. Всю жизнь оставался тайным униатом, членом Базилианского ордена. В 1656 г. принял иночество и стал преподавателем в Полоцкой братской школе.
   Когда в Полоцк прибыл Алексей Михайлович; Симеон приветствовал его стихами своего сочинения. В 1660 г. он едет в Москву, читает стихи перед царским семейством и просится на царскую службу. В 1663 г. Симеон переселяется в Москву. Он работает переводчиком, учит латыни молодых подъячих, пишет трактат против старообрядцев. С 1667 г. Симеон служит воспитателем в царской семье и придворным поэтом - сочиняет к праздникам силлабические вирши. Для царских детей он написал сборник стихов "Вертоград многоцветный".
   Полоцкий находился под сильнейшим влиянием католицизма. Его сборники проповедей (1682-1683), представляют переработку католических авторов. По латинским книгам Симеон составлял и учебники.
   ...
   В декабре 1700 г. Пётр назначил местоблюстителем митрополита Стефана Яворского... С Яворского Пётр начинает передачу церковной власти в России в руки малороссийских иерархов - по-западному образованных и оторванных от Русской церкви.
   При Алексее Михайловиче и, особенно, при Фёдоре и Софье Россия по количеству огненных смертей впервые приблизилось к странам Европы.[евро-майдан форева: сожжение на медленном огне - классическая практика инквизиторов, а известно, что Украина всегда была вотчиной иезуитов] Жестокость Петра, даже казнь 2000 стрельцов, уже не могла удивить ко всему привыкшее население. Изменился самый характер народа: в борьбе с расколом и сопутствующими бунтами погибло много пассионариев, особенно из среды непокорного духовенства.
   Их место в церквях и монастырях заняли приспособленцы ("гармоники" по Л.Н. Гумилёву), на все готовые ради места под солнцем. Они влияли на прихожан, причем не только на их веру, но на мораль. "Каков поп, таков и приход", - гласит пословица, возникшая из опыта предков. Многие плохие черты русских завязались, а хорошие исчезли в конце XVII века.
   О том, что мы потеряли, можно судить по староверам XIX - начала XX вв. Все путешественники, бывавшие в их деревнях, отмечали, что у староверов господствует культ чистоты - чистоты усадьбы, дома, одежды, тела и духа. В их селениях не было обмана и воровства, не знали замков. Давший слово, исполнял обещанное. Старших почитали. Семьи были крепкие. Молодежь до 20 лет не пила, а старшие выпивали по праздникам, очень умеренно. Никто не курил. Староверы были великие труженики и жили зажиточно, лучше окружающих нововеров. Из староверов вышло большинство купеческих династий - Боткины, Громовы, Гучковы, Кокоревы, Коноваловы, Кузнецовы, Мамонтовы, Морозовы, Рябушинские, Третьяковы.
   В отличие от прохоровых и абрамовичей староверы щедро, даже самоотверженно, делились богатством с народом - строили приюты, больницы и богадельни, основывали театры и картинные галереи...
  
   [Европеизация как изоляция:]
   Выезд русских людей за рубеж был крайне затруднен. Подъячий Григорий Котошихин, сбежавший из России в Швецию, видит причину в том, что русские, "узнав тамошних государств веры и обычаи, и волность благую, начали б свою веру отменить, и приставать к иным, и о возвращении к домом своим и к сродичам ... и не мыслили". Он пишет, что заграницу выезжают не иначе как с разрешения властей и оставив заложников.
   "... А который бы человек, князь или боярин, ... сына, или брата своего, послал ... в иное государство без ведомости, не бив челом государю, и такому б человеку за такое дело поставлено было в измену, и вотчины, и поместья, и животы взяты б были на царя; и ежели б кто сам поехал, а после его осталися сродственники, и их пытали, не ведали ли они мысли сродственника своего; ... не напроваживаючи ль каких воинских людей на московское государство..."
   ...
   В 80-е годы XVII века в Москве начала действовать миссия Ордена иезуитов, пользовавшаяся покровительством князя Василия Голицына.
   ...
   В Тобольске ссыльный монах, хорват Юрий Крижанич написал свою знаменитую "Политику" (1663-1666), где есть раздел "О чужебесии". В нем он пишет: "Ксеномания - по-гречески, а по-нашему - чужебесие - это бешеная любовь к чужим вещам и народам, чрезмерное, бешеное доверие к чужеземцам. Эта смертоносная чума (или поветрие) заразила весь наш народ. ... Все беды, которые мы терпим, проистекают именно из-за того, что мы слишком много общаемся с чужеземцами и слишком много им доверяем". Крижанич и вообразить не мог, каким станет чужебесие через 100 лет!
  
  

* * *

  
  
  
  
  
  

Резников Кирилл Юрьевич

  
  

14. СУЕТА ВОКРУГ ПЕТРА

  
  
  
   Не миновало Петра и обвинение, что он антихрист. Старообрядцы видели антихриста и в Никоне, и в Алексее Михайловиче, но особенно - в Петре. В 1700 г. поступил донос на книгописца Гришку Талицкого, что говорит про государя непристойные слова и режет доски - хочет печатать тетради и, напечатав, бросать в народ. На пытке Гришка признался, что составил письмо, будто настало ныне последнее время и антихрист, т. е. государь, в мир пришел. Взяли всех, с кем он вёл беседы. Гришку и еще пятерых казнили; остальных били кнутом и сослали в Сибирь. Но, как пишет Соловьёв, "мысль об антихристе не умирала в людях". Ладожские старцы, не сомневались, что Пётр антихрист:
   "Какой он нам, христианам, государь? Он не государь, латыш: поста никогда не имеет; он льстец, антихрист, рожден от нечистой девицы, писано об нем именно в книге Валаамских чудотворцев, и что он головою запрометывает и ногою запинается, и то его нечистый дух ломает, а стрельцов он переказнил за то, что они его еретичество знали, а они, стрельцы, прямые христиане были, а не бусурманы, а солдаты все бусурманы, поста не имеют; прямого государя христианского, царя Иоанна Алексеевича, извел он же, льстец"
   В ответ на книгу Яворского настоятель Выговской пустыни старообрядцев, Андрей Денисов, написал сочинение "Об антихристе". В нем он пишет об антихристе в образе папы Римского, но проводит явную аналогию с Петром I. Работа Денисова послужила основой для дальнейших писаний старообрядцев о царе-антихристе.
   Сохранились, немногочисленные (за них преследовали) солдатские и казацкие песни, где Пётр показан как деспот, не жалеющий жизни простых людей. Он не дает пощады стрельцам, готовым ради прощения голыми руками взять вражеский город (в другой песне - три города), против воли заставляет идти в солдатчину, лишает вольности тихий Дон.
   ...
      "... Смута была не только политическим кризисом, и не только социальной катастрофой. Это было ещё и душевное потрясение, или нравственный перелом. В Смуте перерождается сама народная психея...".
   С отчаяния, москвичи присягнули Владиславу. Приглашение государя из иноверной страны нанесло сильнейший удар по идее Православного Царства.
   В Смутное время московские люди встретились с тысячами литвинов и поляков. Для московитян, особенно, женщин, многое в них казалось прельстительным - нарядная одежда, бравая осанка, обходительность, ловкость в танцах, лихость. Множество жен и девиц попало в лагеря тушинцев, "и когда мужья и отцы выкупали их, то они сами бежали и вешались на шеи любовников: "Ох!" - кричали они, по словам современника, - "вы - свет-благодетели!" - "Были оне, - говорит он, - очарованы волшебством и оттого изгарали сердца их". /*
   ________________________________
   * Википедия. Историк Казимир Валишевский писал об осаждённых в 1612 г. в Кремле поляках и литвинах [Кремль - танк интервентов]:
   Они выкапывали трупы, потом стали убивать своих пленников, а с усилением горячечного бреда дошли до того, что начали пожирать друг друга; это - факт, не подлежащий ни малейшему сомнению: очевидец Будзило сообщает о последних днях осады невероятно ужасные подробности, которых не мог выдумать... Будзило называет лиц, отмечает числа: лейтенант и гайдук съели каждый по двое из своих сыновей; другой офицер съел свою мать! Сильнейшие пользовались слабыми, а здоровые - больными.
   Ссорились из-за мёртвых, и к порождаемым жестоким безумием раздорам примешивались самые удивительные представления о справедливости. Один солдат жаловался, что люди из другой роты съели его родственника, тогда как по справедливости им должен был питаться он сам с товарищами. Обвиняемые ссылались на права полка на труп однополчанина, и полковник не решился прекратить эту распрю, опасаясь, как бы проигравшая тяжбу сторона из мести за приговор не съела судью. [Апофеоз Просвящения!]
   _________________________________
  
  
  
   Поддались и донские казаки - многие служили "батьке" Лисовскому. Если людей попроще прельщал блеск поляков, то бояр привлекали права польских магнатов, а иных, пусть немногих, образованность. Князь Иван Хворостинин, утверждал, что "на Москве людей нет, все люд глупый ... московские люди сеют землю рожью, а живут все ложью" и промышлял отъехать в Литву. "Иван Дукс", как он звал себя, был одним из первых русских западников
   В 1886 - 1887 гг. Л. Толстой работал над рассказом "Николай Палкин" (1891). В черновиках есть заметка о Петре I. Заметку любят цитировать в наши дни, забывая упомянуть, что у Толстого она так и осталась в черновиках:
   "Беснующийся, пьяный, сгнивший от сифилиса зверь четверть столетия губит людей, казнит, жжёт, закапывает живьем в землю, заточает жену, распутничает, мужеложествует... Сам, забавляясь, рубит головы, кощунствует, ездит с подобием креста из чубуков в виде детородных органов и подобием Евангелий - ящиком с водкой... Коронует блядь свою и своего любовника, разоряет Россию и казнит сына... И не только не поминают его злодейств, но до сих пор не перестают восхваления доблестей этого чудовища, и нет конца всякого рода памятников ему".
  
  
  
"Зверь и Антихрист"
0x01 graphic
Безмозглая немчура!
  
  
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"