из множества разных источников : другие произведения.

Страстная седмица и Воскресение

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Впереди Страстная Седмица - последняя неделя перед Пасхой. Православная церковь считает эту неделю самой важной в году. Это последние дни земной жизни Христа.
  
  Страстная Седмица уже не Великий пост, хоть пост в эти дни особенно строгий.
  
  *********************************
  
  В Великий Понедельник вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной, но покрытой богатой листвой, смоковнице (Мф. 21:18-22), символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
  
  *******************************
  
  В Великий Вторник Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.
  Христос знал об их намерениях и иносказательно повествовал о Своем втором пришествии, призывая верующих к духовному бодрствованию и милосердию.
  
  *****************************
  
  - В Великую Среду Симон Прокаженный, будучи одним из исцеленных Господом от проказы, принял в своем доме в Вифании в качестве почетного гостя Иисуса Христа незадолго до Его страданий и смерти.
  
  Иисус в Вифании уже не первый день, и новость о том, что он здесь, распространяется повсюду. Многие иудеи приходят домой к Симону: они хотят посмотреть не только на Иисуса, но и на Лазаря, "которого он воскресил из мертвых" (Иоанна 12:9). Тогда старшие священники сговариваются убить обоих: Иисуса и Лазаря. В том, что Лазарь был возвращен к жизни, эти религиозные руководители видят причину того, что многие начинают верить в Иисуса.
  
  - На этой вечери Мария, сестра Лазаря, которого Христос воскресил через четыре дня после смерти, помазала миром ноги Господа в знак имевшего вскоре наступить Его погребения.
  
  От синедриона уже дано было грозное повеление тотчас давать знать ему, если узнают, где находится Господь, а всем, кто его укрывал, грозили большие неприятности.
  
  - Иуда Искариот - один из двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа - присутствовал в Вифании во время помазания Иисуса миром, которое в Евангелиях описано по-разному:
  
  1) "в доме Симона прокажённого приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим" (Мф. 26:6-8);
  
  2) В доме Марфы и Марии, сестры Лазаря, когда Мария, "взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира", тогда ученик Иуда сказал: "Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?" (Ин. 12:1-5).
  
  В Великую среду Иуда Искариот принимает решение о предательстве своего Учителя за 30 сребреников.
  
  ******************************
  
  Великий четверг - четыре события:
  
  Следуя описаниям в Евангелие, Христос в Четверг должен был прийти в Иерусалим на праздник Пасхи, где его все ждали как нового царя, человека, способного победить смерть (до этого Спаситель воскресил Лазаря).
  
  Иудеи в этот день готовились к празднику, приводили в порядок свои жилища и запекали ягненка (Тайная вечеря). Сегодня в память об этих событиях последний четверг перед Пасхой назван Чистым.
  
  1. Тáйная вéчеря (церк.-слав. ве́черѧ - "ужин") - событие новозаветной истории, последняя трапеза Иисуса Христа со своими двенадцатью ближайшими учениками, во время которой он установил таинство Евхаристии (что в переводе с греческого означает "благодарение", "хлебопреломление"), преподал заповеди о смирении и христианской любви, предсказал предательство одного из учеников и будущие судьбы христианской Церкви и всего мира.
  
  Евхаристия в исторических церквях (Православной, Католической, Древневосточных) толкуется как таинство, священнодействие: заключается в освящении хлеба и вина особым образом и последующем их употреблении. Евхаристия даёт возможность христианину "соединиться с Богом во Христе". Регулярное участие в Евхаристии необходимо человеку для спасения и вечной жизни. Согласно апостолу Павлу, при этом христиане "приобщаются Тела и Крови Иисуса Христа"
  
  Этот ужин произошел в Иерусалиме, в так называемой Сионской горнице. Расстояние от Вифании до Иерусалима несколько километров.
  
  2. Омовение Христом ног ученикам.
  
  Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете
  
  - Ин. 13:3-17
  
  В тексте Евангелия от Иоанна, где описывается Тайная Вечеря, Христос говорит Иуде слова, о которых сам евангелист свидетельствует, что "никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему" (Ин. 13, 28), а именно: "что делаешь, делай скорее" (Ин. 13, 27).
  
  Речь Господа, обращенная к Иуде на Тайной Вечере, - это призыв к покаянию.
  
  Выражая полное согласие со святоотеческим толкованием, хочется сделать попытку продолжить и несколько расширить его. Итак, ученики спрашивают Спасителя о предателе:
  
  "Господи, кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее" (Ин. 13, 25-27).
  
  Все толкователи рассматривают слова Христа, как обращенные к Иуде. И это, бесспорно, так. Но греческий текст (как, впрочем, и русский, церковнославянский и другие переводы) Евангелия от Иоанна дает нам возможность думать, что речь Господа обращена не только к Иуде, но и к... сатане.
  
  3. Молитва Христа в Гефсиманском саду.
  
  Моление о чаше (гефсимáнское молéние) - молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду, описанная в синоптических Евангелиях (три первые книги Нового Завета (Евангелия от Матфея, Марка и Луки)).
  С точки зрения христианских богословов является выражением того, что Иисус Христос имел две воли - Божественную и человеческую.
  
  "Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Своё, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Ещё, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошёл опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предаётся в руки грешников; встаньте, пойдём: вот, приблизился предающий Меня."
  
  От Матфея
  (26:36-46)
  
  Матфей и Марк повествуют о троекратной молитве Иисуса (Лука сообщает об однократной молитве):
  
  Первый раз Он молился об отвращении от Него чаши страданий - "да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты";
  
  Второй раз изъявляет уже прямую покорность воле Божией (у Луки Eму был послан ангел, чтобы укрепить Его в этой воле) и восклицает - "Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя";
  
  Третий раз Он повторяет своё второе моление и возвращается к ученикам сказать о приближении предателя: "вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдём; вот, приблизился предающий Меня".
  
  Матфей уточняет, что Иисус совершил земной поклон, Марк и Лука сообщают о молитве на коленях.
  
  Согласно евангельскому повествованию, Иисус пришёл для Своей молитвы перед арестом в Гефсиманский сад, расположенный внизу склона Елеонской горы около ручья Кедрон, восточнее от центра Иерусалима. По данной причине в христианстве Гефсиманский сад почитается как одно из мест, связанных со Страстями Христа, и является местом христианского паломничества.
  
  Место, где молился Иисус Христос, в настоящее время находится внутри католической Церкви всех наций, построенной в 1919-1924 годах. Перед её алтарём находится камень, на котором, по преданию, молился Христос в ночь своего ареста.
  
  4. Предательство Иуды.
  
  Согласно авторам Евангелия, Иуда Искариот, один из учеников Иисуса Христа, предал его.
  Чтобы указать на Христа, он, подойдя со стражей, поцеловал Иисуса ночью в Гефсиманском саду после моления о чаше. Поцелуй Иуды относится в христианстве к числу Страстей Христовых и следует сразу за гефсиманским молением Иисуса. Поцелуй Иуды - символ предательства.
  
  После того, как Иисус Христос был приговорён к распятию, Иуда раскаялся и возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: "Согрешил я, предав кровь невинную". Они же сказали ему: "Что нам до того?" (Мф. 27:4) И бросив сребреники в Храме, Иуда пошёл и удавился (Мф. 27:5).
  
  Согласно наиболее распространённой версии, Иуда Искариот удавился на осине или на бузине, по другим поверьям, Иуда хотел повеситься на берёзе, и она от страха побелела; в Польше считают также, что Иуда повесился на рябине. Кровь Иуды Искариота попала на ольху, поэтому её древесина имеет красноватый цвет.
  
  Иуда Искариот родился 1 апреля, рассказывается в поверьях у сербов и поляков - этот день считается несчастливым.
  
  ********************************
  
  Великая Пятница
  
  Самым скорбным днем для верующих является пятница, называемая Страстной, так как именно в этот день был распят Иисус Христос.
  
  Воспоминание о суде, распятии и крестной смерти Спасителя (Мф. 27:1-56).
  В православии на утрене читаются 12 Евангелий Святых Страстей Христовых, на вечерне выносится плащаница и поется Канон о распятии Господа и "На плач Пресвятой Богородицы".
  
  В Великую пятницу принято не вкушать никакой пищи до окончания богослужебного чина погребения Плащаницы Иисуса Христа.
  
  "Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь. И первосвященники обвиняли Его во многом. Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений. Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился."
  
  От Марка
  (Мк. 15:1-5)
  
  "И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасёт Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю."
  
  От Луки
  (Лк. 23:33-43)
  
  "Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своём гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: после трёх дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мёртвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать."
  
  От Матфея
  (Мф. 27:57-66)
  
  ************************************
  
  Великая Суббота
  
  Воспоминание о погребении Иисуса Христа (Мф. 27:57-60), пребывании Его тела во Гробе (Мф. 27:62-66), сошествии Его душою во ад и возвещении пребывавшим там победы над смертью. Освящение пасхальной еды. В субботу в Иерусалиме сходит благодатный огонь.
  
  Погребение Иисуса Христа, Положение во гроб - описанные в Евангелиях похороны учениками тела Иисуса Христа после его крестной смерти, случившиеся вечером Страстной пятницы. Эпизод относится к числу Страстей Христовых, следует за Оплакиванием Христа и непосредственно предшествует сцене обнаружения пустой могилы, то есть является последним моментом, в котором ещё фигурирует земное тело Иисуса. Согласно христианскому вероучению, после погребения тела Христа Его душа спустилась в ад для победы над смертью и спасения ветхозаветных праведников.
  
  Сошествие Иисуса Христа в ад - догмат, исповедуемый историческими христианскими церквями (римско-католической, православными, древневосточными, восточнокатолическими) и церквями ранней протестантской реформации (лютеранской, кальвинистской, англиканской, цвинглианской), согласно которому после распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс свою евангельскую проповедь, освободил заключённые там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву. Сошествие Христа в ад входит в число Страстей Христовых. Считается, что это событие произошло во второй день пребывания Христа во гробе и вспоминается за богослужением Великой субботы.
  
  Иногда это учение понимается не в буквальном, а метафорическом смысле.
  
  *********************************
  
  Воскресенье
  
  Праздник - ликование по поводу Воскресения Иисуса и победы над смертью.
  
  Пасху празднуют ещё сорок дней после главного дня, ведь именно столько дней Христос являлся своим ученикам и наставлял их на апостольство.
  
  Воскресение Христово (Пасха).
  
  Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день все христиане торжествуют искупление грехов человечества через Христа Спасителя.
  
  История самого светлого христианского праздника начинается задолго до Рождества Христова. В Ветхом Завете рассказывается о том, как ещё в XIII в. до н.э. в Египте жили евреи, которых сильно притесняли египтяне. Однажды фараон, боясь, что эта нация станет отстаивать свои права, приказал изнурять евреев тяжелой работой и запретил им покидать пределы страны. Но так как это не помогло, египетское правительство пошло на радикальные меры: издало приказ об умерщвлении еврейских младенцев мужского пола.
  
  Сложилось так, что именно в это время на свет появился будущий пророк Моисей. Ради спасения младенца его мать пошла на хитрость и положила сына в кустах камыша, где его нашла дочь фараона и воспитала в своём доме. Прошло время, но Моисей, воспитанный в египетских традициях, всё же не смог подавить в себе еврейские корни: он заступался за родную нацию и однажды убил египтянина, за что вынужден был покинуть страну.
  
  Именно тогда ему и открылось Божие провидение: Моисею было обещано, что фараон отпустит евреев из рабства, но для этого Моисею необходимо вернуться в страну. Моисей послушался, однако правитель не пожелал его слушать, за что был наказан девятью бедствиями: кровь, жабы, мошкара, песьи мухи или разные звери, моровая язва, чирья, град, саранча, тьма.
  
  Так как и после этого фараон не захотел прислушаться к пророку, к Моисею опять обратился Бог и велел, чтобы в означенный день всё евреи зарезали по одному ягненку, запекли его и съели вместе с пресным хлебом (опресноками) и горькими травами, а кровью животного помазали двери дома. И в ту ночь были убиты всё египетские младенцы, а дети евреев остались целы: Бог обошёл дома с меткой.
  
  Эти беды, обрушившиеся на Египет, известны как Десять казней египетских.
  
  После этого фараон отпустил всех евреев (в мировой религии и истории это событие именуется Исход из Египта).
  
  Именно в память об этом дне и был установлен праздник Пéсах (в переводе это слово означает "пройти мимо", "избавиться"). Долгое время каждая еврейская семья четко выполняла традицию дня избавления от рабства: запекала ягненка и ела его с пресным хлебом (маццой) и травами. Со временем традиция трансформировалась.
  
  Новозаветная Пасха же связана не со страданием еврейской общины, а со страданием Иисуса Христа, а ягнёнок стал символом Спасителя (подобно тому, как животное было отдано на смерть ради спасения, так и Иисус принял смерть ради спасения всего мира от греха).
  
  Постепенно, с ростом Церкви, всё чаще стал возникать вопрос о дате празднования Пасхи, так как пользоваться понятием "14 день месяца нисана" стало неудобным: христианство распространялось на многие страны, которые жили по собственным календарям. Тогда было принято решение пользоваться лунным календарем и высчитывать дату праздника исходя из циклов луны.
  
  Тогда и произошло разобщение понятий иудейская и христианская Пасха, а в 1582 году собственное летоисчисление приняла и Римско-католическая церковь, в связи с чем Западные католики стали отмечать праздник позже иудеев, но раньше православных. Но неизменным остаётся традиция приветствовать друг друга словами "Христос воскресе!" - "Воистину воскресе!" и троекратным поцелуем. Этот обычай христосования восходит ещё к апостольским временам.
  
  Православная Пасха.
  
  Церковное предание гласит, что после снятия с креста Иисуса, тело его погребли в пещёре в саду его ученика Иосифа. Но вход завалили большим камнем и поставили стражу, чтобы тело Христа не похитили. На третью ночь с небес сошёл ангел и отвалил камень от входа. Стоявшие на страже воины окаменели от страха, а очнувшись, побежали к иерусалимским священникам доложить о случившемся. Пришедшие поутру женщины, чтобы по обычаю помазать тело Христа благовониями, не нашли его. В пещере же был ангел, который сказал им: "Вы ищете Иисуса распятого, его нет здесь. Он воскрес из мёртвых". Затем сам Иисус явился Марии Магдалине и своим ученикам, с которыми в течение сорока дней говорил о Царстве Божием.
  
  Вот почему празднование Пасхи - "праздник праздников", прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. В этот день принято печь пасхальные куличи, делать творожную пасху и красить яйца (яйцо - символ жизни, её возрождения).
  
  ******************************
  Таким образом, Страстная неделя - следующая после Вербной, седьмая последняя неделя Великого поста продолжительностью шесть дней.
  Согласно религиозным канонам все дни недели богослужения погружают верующих в события последних дней жизни Христа.
  
  И еще в славянской традиции в течение всей недели шла подготовка к главному празднику: мыли столы, скамейки, лавки, окна, двери. Белили печь, а то и стены. Выскабливали, вымывали пол, вытряхивали половики, перемывали посуду.
  С четверга до субботы шло приготовление у печи и во дворе: хозяйки пекли пасхальные куличи, красили яйца, запекали мясо; мужчины ставили качели, заготавливали дрова на время праздника и другое.
  Селяне старались быть немногословными. Как и в течение всего поста, избегали громкого уличного пения, не было уличных игр и хороводов. По поверьям болгар, за соблюдением традиций следили самовилы .
  (самовила - в верованиях и фольклоре южных славян и отчасти словаков женское мифологическое существо, наделяемое преимущественно положительными свойствами. Может, однако, мстить человеку за причинённое ей зло, что сближает её с богинкой, отчасти с русалкой. Выглядят как стройные очаровательные (редко - безобразные) девушки с длинными (иногда до земли) распущенными волосами и крыльями. Одеты в длинные волшебные платья или покрывала, под которыми они скрывают ноги с копытами..)
  Также согласно славянским поверьям, перед Пасхой или после неё предки возвращаются на землю, где пребывают в течение некоторого времени.
  
  До сих пор существуют поговорки и приметы:
  
  Страшной понедельник на двор идёт, всю дорогу вербой метёт.
  С Великого понедельника до Великого дня целая неделя, по горло бабам дела!
  Если под страстную пятницу заряно, пшеница будет зернистая.
  Какова погода в чистый четверток, такова и в Вознесенье.
  В великий четверг мороз, так и под кустом овёс.
  Кто в четверг до восхода солнца умоется с серебра и с яйца, здоров и чист будет.
  
  Чистый четверг, в зависимости от региона, называли: Белый, Страстной (рус.), "Навський Великдень" (укр.), Деревесный четверг (белорус.), Жильник (белорус.)
  
  До восхода солнца ("пока ворóна своих детей не выкупала") вся семья должна искупаться, чтобы весь год не приставали болезни и недуги, а днём убирали воду, вывешивали сушить зимнюю одежду. Из воспоминаний воронежской крестьянки: "Чистый четверг - это купание. Вставали утром рано, до зари, до восхода солнца. Бабушка кипятила воду с чередой, будила меня рано, до восхода солнца, и начинала с мытья головы. Она мне голову вымыла - "Отче наш" раз прочитала; она меня по пояс вымыла - "Отче наш" второй раз прочитала; и третий раз она читает "Отче наш", когда она мне вымыла ножки и всё, что ниже пояса. Трижды она читала "Отче наш", заканчивала: "Пошли, Господи, здоровья мне и моему ребёнку". Потом мылась сама. Вот эту воду она не выливала, она отдавала её козам пить. Козы пили её с удовольствием. Все мылись до восхода солнца. Чистый четверг не праздновали. Четверг, пятница, суббота почитались как строгие дни. Все были дома, в селе было тихо. Ночи были тёмные, жуткие". Купались, стирались, всё мыли-перемывали. Забивали поросёнка тоже до солнца, его сало считалось целебным.
  
  "В Великий четверток порану солому палят и кличют мертвых".
  - Стоглав, 1863, 41 гл., вопр. 26
  
  В некоторых местах в этот день возжигали новый, молодой, "живой огонь" взамен старого, изжившего себя и потерявшего силу. Для этого обычно приносили домой с вечернего богослужения горящую свечу, от которой зажигали лампады и огонь в печи. Иногда для добывания огня применялся весьма архаичный обряд - его вытирали женатые мужчины при помощи деревянных палки и плашки. Огню, добытому в Великий четверг, приписывалась большая магическая сила. Та же магическая, целительная и защитная сила приписывалась и испечённому в этот день хлебу, и особо приготовленной соли. Многие ритуалы Великого четверга были связаны с "магией первого дня" и нацелены на удачу в личной жизни, хорошие урожаи, благополучие скота, защиту дома и крестьянского двора от злых сил и т. д.
  Четверговую соль готовили со среды на четверг или утром в Чистый четверг.
  
  Ну а теперь пишут, что не всю Страстную неделю следует к Пасхе готовиться, что все должно быть сделано в Чистый четверг:
  
  "Чистый четверг считают одним из важнейших дней Страстной седмицы. Издавна люди ждут этот день, чтобы совершить различные обряды, которые, по поверьям, укрепят здоровье и принесут благополучие на предстоящий год.
  
  Очищение тела
  
  Начинать, по традициям, четверг нужно с купания, и желательно - пока не взошло солнце. Считается, что именно утренняя вода имеет особую целительную силу, дает здоровье и приносит удачу на весь год.
  Считается, что вода в ночь на Чистый четверг имеет чудодейственную силу, как и на Крещение - может смыть все накопившиеся грехи. При этом люди раньше приговаривали "Смываю то, что на меня напустили. То, чем душа и тело мается, все Чистым четвергом снимается".
  Умываться нужно "серебром" - положить в воду серебряную ложку или крестик. Таким образом, по поверьям, можно сохранить красоту и здоровье.
  Также считается удачным подстричься в Чистый четверг - одни считают, что волосы будут расти длиннее и гуще, другие - что таким образом можно избавиться от сглаза и болезней.
  
  Уборка в доме
  
  Вторая самая главная традиция в этот день после очищения тела - уборка в доме. Убираться потом нельзя вплоть до понедельника после Пасхи.
  Считается, что если встретить Пасху в грязи, то весь год будет полон неприятностей, ссор и разочарований. Чистым должно быть не только тело, но и дом, а также одежда.
  В Чистый четверг нужно провести генеральную уборку дома, стирку вещей, уход за приусадебным участком, если он у вас есть. Вынесите из дома все лишнее, выбросьте хлам, уберитесь в самых отдаленных уголках дома. Считается, что если избавиться от лишних вещей, то можно убрать из жизни многие проблемы и страхи, и впустить в свою судьбу что-то новое.
  
  Выпечка куличей
  
  Еще одна традиция Великого четверга - выпечка пасхальных куличей и покраска яиц. Печь куличи и красить яйца можно только после уборки в Чистый четверг.
  После того, как вы помылись сами, надели чистую одежу и сделали уборку в доме, можно приступить к готовке. Скажем сразу - есть одна маленькая примета, по которой если кулич получился пышный, то весь год в доме будет счастье и процветание.
  В Чистый четверг принято не только готовить куличи и пасхи, но и красить пасхальные яйца. Существует поверье, что нужно успеть сделать все дела в течение дня, чтобы в будущем не столкнуться с неприятностями."
  
  Да еще в храме на службе рекомендуют побывать.
  
  Сначала подумала, что подобные советы мужчина выдал, но нет - девушка. Эхе-хе-хе ..... скорее всего - едва ли она сама и мыла и убирала и пекла и красила в один день. Кто сам все делает, тот знает - насколько много работы. Славяне за один день все переделать не успевали, на неделю растягивали.
  И я за один день не успею.
  
  Но зато потом после всех переживаний и хлопот последует Воскресение Христово и Светлая Седмица.
  
  Светлая седмица.
  
  С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней (если считать все дни непрерывного празднования - то восемь).
  Славя Пасху, "двери райские нам отверзающую", во всех православных храмах в продолжение всего семидневного торжества не закрываются Царские Врата, даже во время причащения священнослужителей.
  Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы не полагается коленопреклонений и земных поклонов. В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во всё дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями.
  Хотя и с меньшей торжественностью, церковное торжество Пасхи продолжается ещё тридцать два дня - до Вознесения Господня.
  
  28 апреля 2024
  
  (информация взята из множества разных источников)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"