Катя (и не только) : другие произведения.

У каждого своя жизнь

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  Случалось ли с вами, когда другие люди пытались вмешаться в вашу жизнь, направить вас по единственно правильному, с их точки зрения, руслу, несмотря на то, что их личные жизни на самом деле так и остаются неустроенными?
  
  Существует поговорка: Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.
  
  И еще часто люди видят других людей и их отношения только с внешней стороны, не учитывая множество, на первый взгляд, невидимых факторов. Также не учитывая и то, что в этом мире все вершится не только волевыми усилиями человека, что случаются события необъяснимые с точки зрения логики и прочих материальных установок тех или иных личностей.
  Мы все перед Богом ходим, вступаем во взаимодействие с Ним и пропускаем Его волю через себя, принимая это со смирением.
  
  Но кто-то не смиряется - и это тоже можно понять, потому как человеческий дух бунтует, восстает и пытается устроить свою жизнь и жизни других людей так как считает нужным.
  
  Лев Николаевич Толстой пришел к пониманию, что настоящая человеческая жизнь состоит в том, чтобы жизнь телесную (сугубо мирскую, материальную) подчинить жизни духовной. Такая жизнь начинается тогда, когда человек познает, что его духовная жизнь приносит ему большее благо, нежели плотская.
  
  "Единственный смысл жизни человека - это совершенствование своей бессмертной основы. Все другие формы деятельности бессмысленны по своей сути, в связи с неотвратимостью гибели." (Лев Толстой)
  
  И еще, как я полагаю, смысл жизни и в том, чтобы поддерживать и укреплять других, более юных и слабых.
  
  Человек - изначально "человече" - совокупный глубинный образ.
  В своем земном существовании человек триедин, имея в себе: Дух, душу и тело (плоть).
  
  На мой взгляд, люди зачастую слишком много внимания уделяют плотскому, материальному, борясь за имущество и деньги, не задумываясь - насколько сложнее мы устроены. Не задумываясь и о том, что даже общение между людьми может происходить не только на физическом уровне. Что, вне всякого сомнения, между духовно близкими людьми существует невидимая человеческим взглядом связь.
  
  Плоть человеческая никакого отношения к образу Божьму не имеет. У большинства людей плоть привязана к материальному. Основой для материальных наслаждений служит тело. Поэтому люди хотят, хотят и хотят. Всего мало.
  
  Что же такое Дух Человеческий?
  
  Следуя св. Отцам, человеческий дух - не самостоятельная часть души, не нечто отличное от нее. Человеческий дух неразрывно связан с душой, всегда соединен с ней, пребывает в ней, составляет ее высшую сторону. По слову св. Феофана Затворника, дух есть "душа души человеческой", "сущность души".
  
  Человеческий дух есть разумное начало, в силу чего св. Отцами он часто называется умом (св. Иоанн Дамаскин, св. Григорий Нисский, св. Игнатий Брянчанинов).
  
  
  Масса человечества, всецело занятая попечениями о земном и временном, на все иное смотрящая поверхностно, видела разность между человеком и животными в даре слова. Но мужи разумные поняли, что человек отличается от животных внутренним свойством, особенною способностью души человеческой. Эту способность они назвали силой словесности, собственно духом. Сюда отнесены не только способность мыслить, но и способность к ощущениям духовным, каковы ощущение высокого, ощущение изящного, ощущение добродетели. В этом отношении значение слов душа и дух весьма различно, хотя в обществе человеческом оба слова употребляются безразлично, одно вместо другого... (Святитель Игнатий Брянчанинов о человеческом духе).
  
  
  Человеческая Душа.
  
  Следуя св. Кириллу Иерусалимскому, душа есть прекрасное Божие творение, сотворенное по образу Создателя, бессмертное и нетленное, живое, свободное и разумное.
  
  Следуя св. Феофану Затворнику, душа есть самостоятельная, особая, свободно-разумная личность.
  
  Следуя св. Иоанну Дамаскину: "Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная разумом". Разумность, свобода, бессмертие, самостоятельность, личность души говорят о ней как об образе Божьем.
  
  
  Говоря о человеческой душе, св. Отцы делали два важных уточнения.
  
  Во-первых, они выделяли в человеческой душе особую способность к познанию Бога, называя ее духом. Именно в этой способности они видели отличие душевной жизни человека от психической жизни, свойственной животному миру.
  
  Во-вторых, они называли душу бестелесной и невещественной условно, а не совершенно. "Бестелесной же и невещественной она называется по сравнению с нами, - говорит св. Иоанн Дамаскин, - ибо все, сопоставляемое с Богом, Который один только несравним ни с чем, оказывается и грубым и вещественным, потому что одно только Божество поистине - невещественно и бестелесно". Человеческая душа рассматривалась святыми отцами как бестелесная в сравнении с грубой материальностью человеческого тела.
  
  
  В строении души свв. Отцы выделяют три силы (способности) - разумную, раздражительную и вожделевательную (ум, чувства и волю).
  
  Разумная сила души (γνωστικον, rationale) также именуется словесной, мыслительной и познавательной. Она признается господствующей частью души. В своем неповрежденном состоянии разумная сила "здраво рассуждает и верно отличает добро от зла, и показывает определенно и властно, силе желательной, к каким вещам ей подобает склоняться желанием, какие любить, а от каких отвращаться; раздражительная же сила стоит между ними двумя, как благопокорный раб, готовый усердно служить их желаниям" (св. Симеон Новый Богослов).
  
  
  Раздражительная сила души (παρασηλοτικον, irascile) есть ее чувствующая, эмоциональная сила. Св. Василий Великий называет ее душевным нервом, сообщающим душе энергию для утруждения в добродетелях. Этой части души свв. Отцы приписывает гнев и яростное начало. Однако в данном случае гнев и ярость означают не страсти, а ревность (рвение, энергию), которая в своем первозданном состоянии была ревностью к добру, а после падения должна использоваться как мужественное отвержение зла. "Дело раздражительной части души гневаться на дьявола", - говорят свв. Отцы. Раздражительная сила души также именуется сердцем.
  
  
  Вожделевательная часть души (επιθυμητικον, concupiscentiale) также называется желательной (пожелательной) или деятельной. Она позволяет душе стремиться к чему-либо или отвращаться от чего-либо. К вожделевательной части души относится воля, которой свойственно действовать.
  
  "Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную воздержанием увядь, разумную молитвою окрыли..." /Каллист и Игнатий Ксанфопулы/.
  
  
  
  
  Все силы души суть стороны ее единой жизни. Они неотделимы друг от друга и непрестанно взаимодействуют. Наибольшего единства они достигают, когда подчиняются духу, сосредотачиваясь на созерцании и познании Бога. В этом познании, по слову св. Симеона Нового Богослова, от их разделения не остается и следа, они пребывают в единстве подобно единству Святой Троицы.
  
  
  Человеческая душа соединена с телом. Это соединение есть неслиянное соединение. В результате этого соединения в человеке присутствуют две природы - душевная и телесная, которые, по слову св. Симеона Нового Богослова, срастворенны неслиянно. Из двух природ Богом образовано одно человеческое существо, в котором "ни тело не прелагается в душу, ни душа не изменяется в плоть" (св. Симеон Новый Богослов). При всем такое соединение является неслиянным, но не является нераздельным и неразлучным, поскольку человеческое тело приобрело смертность и разделение с душой.
  
  
  Свойства и качества. Душа Человека:
  
  Самостоятельна.
  
  Целостна (неразделима на части: ум, чувство и волю).
  
  Нематериальна, бестелесна.
  
  Обладает свободой воли.
  
  Деятельна.
  
  Не имеет пола и не является двуполой.
  
  Бессмертна по благодати Божьей.
  
  Сотворена из ничего.
  
  Разумна.
  
  Обладает самосознанием.
  
  
  
  Прямые свидетельства Священного Писания и Священного Предания:
  
  В повествовании о создании человека ясно говорится, что тело Адама было создано из праха земного, а душа была вдохнута в него Богом (Быт.2:7). В этом контексте следует понимать и слова Экклезиаста, указывающие на смерть как на разлучение души с телом: "И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его" (Еккл.12:7).
  
  
  
  
  У каждого из нас своя жизненная ситуация, свой уникальный жизненный опыт. Нам всем разное количество лет. И когда вы уже прошли приличный жизненный путь, а вас упорно начинают толкать в другую сторону или в другие стороны, направлять в сугубо материальное (телесное) русло, то мне кажется, что это как-то не вполне так.
  Устраивать свою жизнь можно по-разному - можно на материальном уровне (который в итоге все-равно закончится ничем), но можно и на уровне духа и души, что в итоге приносит свет и радость, потому как имеет Божественный источник.
  
  Материально-телесный уровень, к сожалению, в большинстве случаев ведет к дрязгам, вражде, к дележам, когда каждый тянет одеяло на свою сторону, желая телесного комфорта и не задумываясь о человеческом триединстве. О том, что человек не является только телом с его материальными потребностями.
  
  Поэтому прежде чем разводить чужие беды руками, мне кажется, что все же иногда следует задумываться, что все может быть совсем не так однозначно как видится на первый взгляд на материальном уровне.
  
  
  
  https://azbyka.ru/dusha
  
  
  P.S. Когда человек заболевает или когда с ним случаются нестандартные ситуации, вот тогда, как правило, он чаще и чаще начинает обращаться к Господу и ощущать наличие собственной души.
  
  
  
  
   25 июля 2024
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"