Ремизов Юрий Константинович : другие произведения.

Эссетки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Парад старых автомобилей

Рига. Начало шестидесятых годов. парад старых автомобилей на центральных улицах города.

Латыши это любят.

Каких только развалюх нет производства конца девятнадцатого и начала двадцатого века.

Вежливые, высокие люди на тротуарах любуются парадом и аплодируют каждому автомобилю.

В конце процессии едет такая уродина, что народ не только аплодирует, но и откровенно смеется. Когда же эта "страхилюга" уже проехала мимо, все смеются еще больше.

Дело в том, что позади автомобиля укреплен плакат:

"Не смейся, - сам будешь старый".

Лайка

У моего знакомого охотника был домик в деревеньке в глуши Уральских гор. Охота там славная - белка, горностай...

Была у него собака лайка. Благороднейшая порода. Однажды он ехал в поезде. Сразу же собака шмыгнула под сиденье, и два дня о ней не было ни слуха, ни духа. Остальные породы достаточно громко ведут себя. Их надо кормить и надо выгуливать, им надо справлять свои естественные надобности... С лайкой же ноль таких забот.

Но речь не об этом.

Чтобы лайка не кисла в избе, для нее был сделан надежный загон. Зазор под двухстворчатыми воротами был велик. Его загораживали толстой, широкой, хорошо закрепленной доской.

Казалось, покинуть загон невозможно. Но через некоторое время, лайка систематически "навострилась" это делать. Ее заливистый лай можно было услышать в ближайшем лесу. Это означало, что она загнала на дерево очередную добычу и извещала об этом охотника.

Невозможно было догадаться, как она покидала загон.

Рано или поздно загадка разрешилась. Две створки ворот имеют небольшой люфт, если толкнуть их по центру изнутри. Собака разбегалась, прыгала и била всем телом о ворота и сразу падала в образовавшийся зазор между воротами и доской. Ворота смыкались и она спокойно вылезала наружу.

Скажите, - что это, если не ум?

Анекдот

Старый анекдот:

"После сорока привязываются разные болячки. А после пятидесяти если проснулся и у тебя ничего не болит, значит ты уже умер".

Вот пережил первый этап - все по анекдоту.

Переживаю второй - пока многое болит. Значит все идет нормально, и народная мудрость права.

Еще поживем, еще увидим...

Вечная память

Вечная память - говорят у гроба.

Вечная память - поют попы по заказу.

Фактически это вранье. Человек правильно устроен:

Если живые не будут беспечны,

Мертвые не упокоятся

Если усопших оплакивать вечно,

Жизнь на земле остановится.

Нельзя горевать всегда. Это уже не будет жизнь. Это не естественно. Это неправильно.

Вот я участвовал в строительстве многих строительных объектов. Но кому это известно? Вы знаете, кто строил ваш дом?

Нет вечной памяти. И попы лгут. Памяти хватает ну разве на следующее поколение. Потом человека, которого нельзя ощутить физически - уже фантом. И это хорошо, что так устроено.

Я в этом тоже плане более успешен.

Я написал несколько книг. Надеюсь, это и есть настоящая "вечная память".

Интеллигент

Англичане говорят, - чтобы воспитать истинного джентльмена, потребуется не меньше шести поколений. Иначе "суконное рыло в калашном ряду" так или иначе выявляется.

Товарищи коммунисты, довольно круто разделались с потомственными интеллигентами. То, что должно было появиться и появилось взамен, имело уродливые формы.

Нет ничего чудовищнее интеллигентов первого поколения. Имея высшее образование при невежестве потомков, они серьґезно полагают себя интеллигентами.

Это дико, припоминая опыт, угодных мне англичан.

Схема поведения новоявленных интеллигентов (с вариантами) такова:

На работе вечное амикошонство с теми, от кого ты зависим, и звериная физиономия и рык на тех, кто зависит от него.

Все это при внутренней злобе на тех и других, как на всех их сирых и недостойных его бесценной, высокой особы.

Дома, когда нет смысла прикидываться, потому что все знают тебе истинную цену - тиран или брюзга. И вновь амикошонство при гостях.

Дело в том. что все домашние не понимают его величие. Кроме того в замкнутом пространстве можно стать самим собой и безнаказанно полностью выразить свое низкопробное, свинское происхождение.

А завтра, на работе, опять само обаяние. Наблюдал сие неоднократно.

Всех считающих, что за одно-два поколения они стали интеллигентом - "терпеть ненавижу".

Я не театрал

Не везет мне с театром. Искренне старался полюбить его. Но нет, ни разу не был захвачен действием так, чтобы забыть обо всем и сопереживать на "полную катушку". Всегда чувствовалась условность происходящего. Мешает многое, - фанерные декорации, занавес, кулисы по краям, ходьба опоздавших, кашель...

Но хуже всего - сами артисты. Все они неплохо обучены профессии и предпочитают не копаться в роли, а просто обозначать необходимое количество якобы эмоций на голой технике.

Всегда чувствовал наигранность актера.

Много было неудачных попыток полюбить театр. Вот, к примеру, посмотрел спектакль о Калиостро с Юрием Яковлевым в главной роли. Я полюбил этого артиста по роли князя Мышкина по Достоевскому.

Спектаклем был весьма разочарован. Особенно самим Яковлевым. Куда подевалась полная отдача роли, растворение в ней? Это было в "Идиоте". Пустые глаза. Заученные фразы и жесты, голая техника. кажется, он даже думал не о том, что говорил.

За свою жизнь я видел в театре лишь одного актера, буквально "умирающего" в любой роли, искренне живущего в ней. Это Андрей Миронов. Думаю, неспроста он порвал свое сердце во время спектакля, так как не в пример "технарям", все пропускал через него.

Нет, театр не по мне.

А, может, мне просто не везло.

Ростсельмаш

На Ростовском комбайновом заводе - конвейер. Каждый работник должен выполнить на нем заданное действо.

Вот рабочий пытается вставить и закрутить болт. А он не лезет в отверстие. А комбайн уходит по конвейеру. рабочий бежит, хватает кувалду, догоняет комбайн и с добрым замахом, забивает болт в отверстие.

Пошел комбайн на поля страны.

Народное дерево

Сколько не боролись товарищи коммунисты с религией, частной собственностью, пьянством и т. д. - ничего не вышло.

Не вышло потому, что они опирались на искусственную, придуманную теорию- марксизм.

Но народное дерево не растет на искусственных (скажем, резиновых корнях). Оно растет на многовековых, тысячелетних традициях. И подписью даже сверхвеликого чиновника или политика это не отменить.

Отступление от религиозных, этических, национальных традиций, породило вакханалию, от которой нам еще долго отходить.

В то же время резкое возвращение в цивилизованный ряд, когда уже утеряны духовные ценности, привело к дикому взлету всего негативного в людях. Пустое, разряженное пространство всегда заполняется мерзостью. Так и случилось с приходом и уходом коммунистического режима.

В результате мы имеем то, что имеем. И еще долго нам чихать и кашлять. Еще долго нам отходить от сатаны и возвращаться к богу.

За это наше большое "Фе" господам-товарищам коммунистам.

Кресло и табуретка

Ненавижу кресла. Они для ленивых, распущенных людей. Сядешь в кресло, откинешься, - и тело разом становится неуправляемым. А задом почти бороздишь по полу.

То ли дело табуретка. Сядешь - спинка прямая, тело, как струна. В любом направлении реагируешь мгновенно.

Нет, ребята, - табуретка - это вещь.

Женщина-кошечка

Удивительные существа эти женщины. И в голове у них устроено все очень интересно.

Допустим, как комплимент, их часто называют кошечкой.

При этом женщина сразу представляет себя изящной, гибкой, как пантера, мурлыкающей, независимой, свободной и удачливой хищницей.

И даже в голову не приходит другой ассоциативный ряд.

К примеру, такой. Кошечка - это примитивное животное, волосатое, мяукающее, истерически выклянчивающее кормежку и предельно сексраспущенное в определенные периоды года.

Вот такие возможны "перевертыши", если вы владеете гуманитарным причиндалом и поэтическим даром создавать образы.

Не высовывайся

Будь как все

Не высовывайся

Будь попроще

Куда ты денешься с подводной ложки.

Не лезь вперед

Ходи строем и в ногу

..................

Вот далеко не полный перечень наиболее ненавистных мне высказываний. Осредненность мышления, единая форма, которая обезличивает человека, не для меня. Поэтому я против единой формы для школьников. В это время идет активное формирование личности. И при этом нас призывают к однообразию. Потому что так легче контролировать и управлять.

Не идет речь о творчестве, о создании неоднозначной личности и непохожести человека на остальных.

Кстати, об армии. Если бы мне пришлось служить, я, чудак, не удержался бы от подобных высказываний. Наверное, я был бы не в силах выдержать и не высовываться. Но осредненно сформированная масса служивых очень не любит подобных люто ненавидит другой уровень мышления.

Жутко осознаю, что если бы мне пришлось служить, я бы повесился. Или же мне бы помогли это сделать.

Быть попроще не могу, не хочу и не буду.

Писатели

Писатели - большие зануды. Мимо них не пройти, не скрипни, не скажи громко. Все это мешает их великому таинству, великому писательскому действу.

Эгоисты высшей категории. И, в то же время, такие ранимые. Их надо понимать, жалеть, нужно сдувать с них пылинки.

Все им немедленно по часам и в полной мере - завтрак, обед, ужин, полный покой и секс.

Такие вот идиоты.

Прости, господи, - сам такой.

Мужчина и женщина

Равенство невозможно. Кроме необратимой биологической разницы, еще и разные функции.

Прежде всего мужчина, - это добытчик. Женщина, - это дети и домашний очаг.

Это изначально заложенное богом, и никому не поколебать его волю. Несмотря на временные, и, как исключение, отходы от этой линии.

Назовите мне женщину равную по гению Шекспиру, Пушкину, Толстому.

Назовите женщину, равную Чайковскому, Верди, Штраусу, Гершвину, Бетховену...

Назовите женщин великих живописцев, ученых, путешественников, бизнесменов... Можно бесконечно продолжать этот ряд.

А все эти Пахмутовы, Ахматовы, Цветаевы, Жорж Санды... - ни что иное как средний уровень. Среди мужиков таких легион. А госпожа Склодовская-Кюри вознесена только потому, что ее муж был настоящий француз.

Все.

Или в вас есть чем возразить?

Прошу только не базарной ругани, а называния великих имен. Но ничего у вас не выйдет.

Думаю, речь должна идти о взаимоуважении в рамках этой разницы. Глупо "бодаться" по неразрешимому вопросу.

Допускаю, что женщина была исторически поставлена в условия, когда невозможно было по размаху приблизиться к мужчине.

Что ж, догоняйте. На это уйдут века и тысячелетия, а не миг, как этого ни хотелось бы глубоко неуважаемым феминисткам. Хотя, на мой взгляд, это утопия.

И этому не быть никогда.

И все равно мы будем разные, но равновеликие на полюсах наших предназначений.

Наверное, с точки зрения женщин, я порядочный негодяй.

Но я любил и люблю всех женщин за прекрасные отличия от нас, мужиков.

Евреи

1-й еврей.

Был у меня знакомый еврей. Врач. Отличный парень. Преферансист первоклассный.

Кк-то он с юмором поучал меня.

"Чтобы не сесть в галошу, никогда не спеши с ответом.

Вот главный врач задает мне вопрос, а я ему дежурно отвечаю вопросом: что вы говорите? А пока он повторяет, я думаю,- как ему ответить".

Неистребимая и вечная еврейская мудрость.

2-й еврей

На любой нормальной стройке невозможно обойтись без стройлаборатории. Велика ответственность за качество стройматериалов и соблюдение технологий работ.

Начальником лаборатории у нас был еврей.

Когда я давал ему на подпись документы, он подписывал их маленькой неприметной закорючкой в нижнем правом уголке.

Когда я просил его подписать "громко" под текстом, он ответил:

"Ты - молодой дурак. Через два-три года активного листания от моей подписи ничего не останется".

Вот так-то.

3-й еврей

Марек Абрамович Калиш

Дальше говорю от его лица:

"Когда немцы перешли границу Польши, я ушел в Россию. Когда немцы подошли к Москве, - я уехал на Урал.

Захотел поесть. Пошел в столовую. В меню было написано "Виноград"

(В то время это было все равно, что найти апельсины на Северном Полюсе). Я сразу заказал десять порций. Мне принесли десять порций.

С тех пор я "венигрет" не ем".

Марек этакий активный, маленького роста, живчик. На производстве устроился хорошо. Долгое время он благополучно возглавлял хозрасчетный участок по монтажу металлоконструкций.

Вышесказанное, так сказать преамбула. Ниже то, что я хотел сказать.

Марк нашел себе даму сердца и объявил ей, что она никогда не будет ведать домашних трудов, в том числе и готовки пищи. Что она будет только украшать его жизнь. И справился с этим. Долгие годы он успевал стирать, убирать квартиру, готовить...

Умер он в своем стиле живчика, бегая в вечных заботах, примерно в 75 лет.

Святой человек.

Настоящий мужчина.

Как я был коммунистом

В СССР (Союзе Советских Социалистических Республик) была система, которая подразумевала невозможность уходя от контроля коммунистическим режимом. коммунистическая партия контролировала все. У нее везде были глаза и уши.

В нашем строительном деле схема подчиненности была выстроена сверху вниз таким образом:

Министерство

Главк

Трест

СМУ (или СУ) (СМУ - строительно-монтажное управление, СУ - строительное управление).

Главный инженер СМУ мог быть не коммунистом. Начальник СМУ, администратор, - никогда ни при каких обстоятельствах. Потому что все командные высоты должны возглавлять только коммунисты. Иначе, забудьте о каком-либо профессиональном росте.

В 1981 году я работал главным инженером СМУ. Меня вызвал управляющий стройтрестом и безапеляционно заявил: будешь начальником СМУ. Я ответил, что не буду. (Мы с моим старшим братом поклялись не связываться с компартией, с этой ненавистной нам организацией).

Последовал диалог.

- Почему?

- Потому, что я технарь, не администратор. Должность главного инженера меня устраивает.

- Понял. Будешь начальником СМУ.

- Не буду.

- Так. Если не будешь, пока я здесь работаю, ты квартиру не получишь. Если будешь, - максимум год и ты получишь квартиру.

Будешь начальником СМУ?

- Буду.

Надо сказать, что квартира у меня была маленькая, 5-й этаж без лифта, торцевая, без балкона и к тому же номер тринадцать. Чтобы пройти в туалет, мы с женой перешагивали через спящего сына. Я давно усвоил истину: "За квартиру отдам все. Хоть по мне танком едь".

И все. И вот я коммунист. И вот я Иуда, продавший за двадцать сребренников (то бишь за квартиру).

Брат со мной около трех лет вообще не разговаривал.

Через год я получил квартиру. Шесть лет я кое-как повышался в должности, не испытывая уважения к себе.

Пришел 1987 год. Разгар "перестройки". Люди гласно и негласно отказываются от принадлежности к КПСС.

Я пришел в районный комитет и сдал свой партбилет. Меня попросили написать, почему я это делаю. Представил. Чтобы описать все безобразия комрежима, надо написать труд равный по фактологии и объему Льву Толстому и Солженицыну вместе взятым. Я отказался писать. И гордо ушел.

Потом я пожалел об этом. Надо было оставить партбилет, как память о великой и чудовищной глупости меня и моего народа в 20-м веке.

Не делайте резких движений

Во времена Михаила Горбачева, в Германии был канлером Шмидт. Большой любитель носить кепки.

На мой взгляд, мудрый был человек.

Горбачев тогда предложил мировому сообществу собрать все оружие и утопить в океане.

Шмидт от этого чумового предложения получил шок.

Он высказался по этому поводу примерно так:

Всю свою долгую жизнь в политике я всегда полагал, что подобные решения и их осуществление делаются медленными, поступательными шагами, а не с бухты-барахты.

Так что большой привет нашим многим первым руководителям от канцлера Шмидта.

Борис Ельцин

Много грехов имел этот человек.

Речь не о них.

Речь об одном его поступке, до сих пор неоцененном. Я имею в виду развал Российской империи (СССР) с отделением от нее союзных республик. Здесь значение Ельцина, от замысла до полного осуществления, было решающим. Потому что это событие все равно, рано или поздно произошло бы. Так это было со всеми империями прежде. Но это сопровождалось бы огромными потоками крови. Величие поступка Ельцина было именно в том, что этого удалось избежать.

Все союзные республики были весьма мотивированы к отделению. Возьмите Среднюю Азию. Я четыре года прожил в Иране только для того, чтобы окончательно понять, что Восток и Запад никогда не сойдутся. Моя логика чужда востоку. Их логика непонятна мне. И это как непроходимый лес. Выхода нет.

Значительная часть Финляндии, Литва, Латвия, Эстония, Западная Украина, Молдавия были оккупированы сталинским режимом. Оккупация сама по себе оскорбительна для любой независимой нации. Здесь же, плюсом к тому, было навязыванием чуждых социалистических ценностей. Так что стремление этих регионов к самостоятельности было естественным и обоснованным.

Союзные республики Украина, Белоруссия, Грузия, Азербайджан, Армения, будучи самодостаточными, давно созрели для самостоятельности и независимости.

Россия устала удерживать связи между рвущимися к самостоятельности республиками и продолжать их финансовую подпитку.

Улавливание подобных тенденций, я думаю, были у многих. Но задумать, инициировать и осуществить мгновенный развал империи оказался подвластен только одному человеку - Ельцину.

И это был великий поступок.

Когда-нибудь он будет оценен по достоинству.

Как мы покупали ботинки

У нашего студенческого собрата по общежитию порвались ботинки, но были деньги на новые. Решили купить. компанией в пять лоботрясов пошли в универмаг. Идти надо было около двух километров.

Пока шли, - задерживались возле каждой "забегаловки". Был повод. Мы убеждали себя - какая разница как обмыть - до или после покупки.

До универмага дошли уже очень пьяными. Как-то вышло, что мы потом потерялись. Утром благополучно проснулись в своих постелях.

Все точно помнили, что ботинки купили.

Не помним, как их потеряли.

Вот что такое "обмыть" до покупки.

Неуважение обычаев карается.

Шахтерская доля

Отец мой был горный инженер - горноспасатель. Поэтому до окончания средней школы я жил в шахтерских городках.

Шахтер, выходящий на пенсию, имеет цветущий вид. Этакий кряжистый дубок с розовым или красным лицом. Вроде пирожка с румяной корочкой. Внутри-то ливер.

Два-три года с водочкой и костяшками домино и кувырк - на кладбище.

Во-первых, нельзя так резко отходить от тяжелого физического труда.

Во-вторых, красное, якобы цветущее, лицо - верный признак силикоза, то есть засорение легких угольной пылью.

Резко менять образ жизни это плохо.

Женщина и дорога

Женщина, объясняющая дорогу, и переходящая ее - это что-то.

Редко вижу, чтобы женщина, переходящая дорогу, смотрела на светофор. Она обычно смотрит на автомобили. Если близко нет - можно идти. При этом если увидит машину - начинает метаться туда-сюда. Как курица - ей богу. Полная аналогия. Корова на дороге куда лучше. Она если встала, то стоит. Если пошла, то не остановится. То есть предсказуема, не в пример женщине.

Не лучше женщина, объясняющая дорогу.

Советую сразу и навсегда заречься слушать эти объяснения.

У нее-то в голове вроде ясные ориентиры, которые она никак не может выразить в логически выстроенных фразах. Как же так непонятно. Ей-то самой все так ясно.

Короче, женщина на дороге хуже коровы и не лучше курицы.

Жизненный опыт

Каждый проходит этапы взросления. К сожалению, нельзя приобрести жизненный опыт не совершая собственные ошибки. Пока дитя не прищемит пальцы дверью, пока не порежется ножом, он не разумеет опасности. Я считаю, что несколько раз моя жизнь была в опасности в раннем детском возрасте.

1-й случай

Мне сказали, что если сунуть два пальца в электрическую розетку, то будет плохо. Может и убить. Я подумал, - я дурак что ли пальцы совать (да это и несподручно). Потому я взял связку ключей и два из них сунул в отверстия.

С тех пор на всю жизнь усвоил, что такое ток.

2-й случай

В Новокузнецке на территории Сибспасстанции (шахтерский горноспасательный отряд) была конюшня. В ней был конь с кличкой Звездач, "уволенный" из кавалерии за сверхбешеный нрав. Его держали на двух цепях, закрепленных к удилам.

Мне было три года. Я играл в братом и другими мальчишками на тополиной аллее вдоль грунтового тракта.

В это время Звездач порвал цепи, вырвался на волю и помчался по дороге. Мальчишки шмыгнули в подъезд соседнего дома и громко звали меня. Я же стоял на дороге, не в силах сдвинуться с места от страха, как завороженный.

Звездач летел прямо на меня. Но, видать, сработал инстинкт, и он не наступил, а прыгнул через меня. Задел меня копытом и я улетел в кювету без сознания.

Очнулся голым на столе. Вокруг меня толпилось много людей. Все облегченно вздохнули.

Отметина на голове долго не проходила, но, как положено, до свадьбы зажила

3-случай

Мне было около 5-ти лет. Мы любили цепляться за задний борт грузовиков. Зимой, иногда с коньками на валенках. В этом случае цеплялись за борт проволочным крючком.

Однажды летом пришел груз на ближнюю стройку. Я повис на заднем борту, но сорвался и упал на бок спиной к автомобилю, едущему задом. Решил дурачок, отлежаться между колесами. Вдруг услышал вопли ужаса. Машина остановилась. Она практически наехала на ногу.

Через пару дней отпечаток протектора на икре прошел.

4-й случай

Мне было около пяти лет. Я пошел один купаться на речку Обушку, что под Новокузнецком. Чувствовал в себе неясную тревогу и слабость. От этой слабости я совершенно спокойно пошел ко дну и лег на него в полной прострации и с равнодушием ко всему.

Мимо проплыла рыбка.

Когда стало трудно без дыхания, сработал инстинкт самосохранения. Я бешено заработал конечностями и, на последней возможности, вынырнул.

Как в тумане добрел до дома, и жестоко проболел полтора месяца воспалением легких.

5-й случай

Мы играли на строительных лесах в догонялки. Очень часто такие игры заканчивались неприятностями. Тем более, что внизу, в шести метрах был битый кирпич и бетон.

Я сорвался, но успел уцепиться за доску. В следующее мгновение я бы упал вниз, но меня схватил за руку пацан сосед Подомарчук. Он был старше. Ему было шесть лет.

(Забавное отступление: Два брата Подомарчуки интересны были покроем трусов. Трусы им шила мать. Они имели внешние невидимые прорехи спереди и сзади. Когда браться садились на корточки - прорехи раскрывались. Можно было справлять свои естественные нужны не снимая трусов на лямках.

Конец отступлению)

И вот Подомарчук держит меня, но поднять ему не хватает сил.

Мальчишки побежали звать старших.

Смотрю, "несется" моя мама, - вся мокрая, в комбинации и босая. Она была в ванной. Подомарчку из последних сил завывал: "Тетя Юля-я-я-я, не могу-у-у-у-у-у..."

Мать выдернула меня из пропасти. Ссадина от общения с кирпичом у нее была огромная.

Когда я уже работал строителем, то инструктируя молодых по технике безопасности особенно педалировал как основное понятие: "Братцы, никогда не играйте на стройке. Это производство, а не площадка для игр".

Притча о двух женщинах

Вспоминаю одну притчу

Двум женщинам: молодой и пожившей, опытной, предложили завершить фразу:

"В начале замужества надо изучить недостатки мужа и ..."

Молодая категорически заявила: "...бороться с ними до полного искоренения".

Женщина пожившая сказала: "Дурашка. - и постараться к ним привыкнуть".

Я категоричный противник того, чтобы менторским тоном читать нотации кому-либо. Но в данном случае не могу удержаться от этого.

Женщины, милые вы мои, никогда не делайте того, что предложила молодая и неопытная. Даже восемнадцатилетний лоботряс уже настолько заматерел в своих недостатках, что бороться с ними абсолютная утопия. Они непременно проявятся. Не сейчас. так потом. Это аксиома.

В период бойфрендства и в начале замужества надо принять мужчину таким, как он есть.

Если нет, значит, вы полные антиподы.

Значит, не судьба.

Поднос и разнос

До середины 50-х годов 20-го века была одна схема обслуживания клиентов общепита через официантов.

Но вот прошла мода, очевидно, через железный занавес, от тлетворного запада время самообслуживания. И мы стали катать свои подносы по фронту раздатки.

Вот тогда-то "совковые" наши невежественные чиновники от культуры, интеллигенты в первом поколении, в административном раже решили, что говорить "поднос" неприлично, а вот "разнос" - в самый раз.

Появились такие шедевры от их словесности как "стол для грязных разносов" и другая подобная хрень.

Выдержки из Словаря русского языка С. И. Ожегова. М. : Русский язык, 1984.

Две цитаты:

1) "Поднос - доска или металлический (пластмассовый и т. п.) лист с загнутыми кверху краями для переноски посуды, для подачи на стол еды..." (С. 464).

2) "Разнос - строгий разговор, внушение. Сделать кому-либо разнос" (С. 565).

Других толкований нет в словарях. Вот так-то господа-товарищи грамотеи.

Бог и религия

У меня есть бог - как высший космический разум. У меня нет религии потому что:

- Никто не нашел современника Христа, который бы знал или слышал о нем. Тех, кого называли богословы, были отвергнуты наукой в основном из-за несоответствия времени и места жительства свидетелей.

- Иудеи сами-то не поклоняются Христу из Нового Завета. Его они навязали очень многим народам, как лохам. При этом похахатывают поклоняясь Моисею из Ветхого Завета. Так, хитрюги, действуя из тени сумели навязать всему миру многие духовные ценности, общественные обустройства, войны, свое финансовое главенство...

Большие молодцы и умницы, конечно.

Но ознакомьтесь с Пятикнижием Моисеевым (Тора), Вы поразитесь ненависти иудеев ко всем "неевреям".

Иудеи не говорят "неверные". Они презрительно называют таковых "неевреями", как бы подчеркивая свое великое отличие от прочих народишков, свою великую ненависть к неиудеям. Коран в своих высказываниях о "неверных", - детский лепет.

- Библия - народная еврейская сказка. Гениальная, конечно, но сказка. Оказывается, возможно родится зачатым воздушно-капельным путем. Трехдневному покойнику можно взлетать вертикально. Можно ходить по дну моря, раздвигая воды...

Но хватит примеров, иначе надо зачитать всю Библию целиком.

- Большое количество канонов т. е. бездоказательных законов. Полный запрет подвергать все сомнению. Запрет мыслить- не для меня.

- Любая религия неугодна мне, потому что она понятие географическое. Есть четкие геометрические моно"пятна" сосредоточения религий на "шарике". Есть зоны сосредоточения католицизма, православия, исламизма, буддизма, индуизма и т. д. и т. д.

В таких ярко выраженных монопятнах пока мало толерантности и терпимости к другим верованиям.

Для меня как человека Земли это не годится.

- Примерно одинакова фабула возникновения религий. Как правило, это явление наместника бога на Земле, его помощников и т. д. Можно называть массу сходств и переселения сценариев из одной религии в другую. Несмотря на великое множество "засланцев" бога на Землю, я не верю ни в одного.

...Когда на свете сто религий,

То девяносто девять - ложь.

Ну, а по мне, все сто положь.

- Сказочка с Ноем и его потопом и Ковчегом. При тогдашних размерах и грузоподъемности надо было долго возить по воде каждой твари по паре. Представьте себе, что это такое. Как их вместить, как покормить и убрать фекалии. Представьте себе только три коровы, которым надо беспрерывно жевать и производить отходы. даже трех коров, без остальных тварей невозможно было обслужить на судне по тем временам, ну от силы 30 метров в длину.

Чудеса. Сказка. Дикость.

Попы же ловко играют на чувствах людей, они эксплуатируют положительные аспекты религиозных верований (душевное утешение, организацию общества, поощрение чистоты нравов). Человеку бывает сущим облегчением отдать свою свободу и приобрести чувство верной

спасенности. При этом забываются религиозные войны, терроризм, дискриминация женщин, сдерживание развития науки.

Но баста.

Я безнадежен. Верить в сказки, пусть великие, не могу. С удовольствием хожу в храмы. Нравится их величие, обустройство, торжественность служб и песнопения. Но учитывая вышесказанное и еще больше вышенесказанное, ну не могу я совершать религиозные обряды и отправления.

А с Господом я часто общаюсь во сне. Он хороший мужик, наш человек с хорошим юмором.

И мы отлично понимаем друг друга.

Наука убивать

Однажды, через много-много лет, учитель выйдет к детям и скажет: "Дети, в двадцать первом веке люди были такими дикими, что даже воевали". Эта картина из будущего весьма угодна мне как пацифисту. В детстве смутно, а с возрастом отчетливо мне было неприятно все, что было связано с военным делом.

Когда-то мой изначальный родственник, - дикарь, сидел за одним деревом, и без вариантов понимал, что должен убить того, кто сидит за соседним деревом. За что? Да ни за что. За то, что чужак, инородец, да и есть хочется. Постепенно цивилизовался. Но на долгое время военные устои считались святым, уважительным, доблестным и богоугодным делом. Еще в двадцатом веке кое-кто утверждал, что война это историческая миссия его народа.

Но шли времена, совершенствовалось общество, менялись возможности общения и средства массовой информации. Стало невозможно доказать, что соседний народ такая омерзительная бяка, что его обязательно нужно уничтожить или покорить твоей, гораздо более достойной нацией.

Посмотрите на карту Европы, где уже и границ между странами нет. Здесь уже невозможны масштабные войны. В конечном счете все это произойдет со всеми странами и народами. "Защита Отечества", "патриотизм" станут устаревшими понятиями, как и военная наука. Потом что военное дело и военная наука это искусство убивать. Убивать возможно более качественно и количественно.

Не мое это дело, братцы.

Не мое.

Прикосновение к Пушкину

За всю мою жизнь я ни разу не нашел в книжных магазинах какое-нибудь пособие "Букварь", "Азбуку" для начинающих поэтов. Поэтому, вынужден был сам открывать некоторые законы стихосложения.

Здесь речь не идет о способности рождать образы. Это совершенно особая статья. Этому не учатся. С этим рождаются.

Речь как раз о том, чему можно научиться. К примеру, пришлось дилетантски нащупать закон ритмики, как одно из составляющих законов поэзии.

Вот четверостишие из стихотворения Пушкина:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.

Обратите внимание, что в двух рифмованных строчках восемь гласных, в двух других - семь. При этом в рифмуемых строчках ударные гласные имеют одинаковые интервалы между собой в количестве неударных гласных.

Нарушение этого закона (в том числе и с белом стихе) создает диссонанс в голове у слушающего, далекий от поэтических начал.

"Моцарт и Сальери" Пушкина.

Слова Сальери: "...проверил алгеброй гармонию..." Думаю, он имел в виду нечто подобное, приведенным мной выше вычислений.

НЕ мне судить о музыке. Здесь я хуже дилетанта. Скорее профан. И музыка не поэзия. Но, полагаю, что алгебраический строй музыки подобен поэзии. Потому что "РИТМИКА, ПРОПОРЦИЯ, ГАРМОНИЯ" едины, если речь идет о создании произведения искусства.

У Моцарта не было проблем. Эта математика изначально, от рождения была заложена в него в голове.

Сальери производил расчеты, мучаясь этой "бухгалтерией".

Сальери - сочинитель-графоман, которым на свете несть числа.

Моцарт - гений. Один из миллиарда (цифра условна, конечно).

.....................................................................

За мое прикосновение к Пушкину, за комментарии к нему, -

Прости меня, Господи!

Господи - прости.

Любовь, секс, семья

Я верю в существование любви. Но где твоя половина? Может, она на соседней улице? А может, живет на другом конце Земли? Может, она не родилась? Может, уже умерла?

Да, существует она, без сомнения.

Лишь не усвоим пока

Земная любовь, как явление гения,

Всегда велика и редка.

Посмотрите вокруг, - много ли вы назовёте женатых и замужних по любви.

Я не о той любви, когда уже возраст и надо иметь семью, общественный статус, детей, регулярного сексуального партнера. Я о той великой любви, о которой долдонят без конца мои коллеги поэты.

Я думаю, не назовете. Потому, что любовь возможна в одной паре из миллиона. Спрашивается: что делать остальным 999 тысячам. Да то, что мы и делаем. Не изобретены еще коммуникации точного поиска партнера. Вот и приходят на помощь инстинкты, взаимное влечение, притирка характеров, взаимоуважение, привычка и его величество секс.

Секс - это биологическая составляющая любви. Причем, главная. Главная, потому что она не благоприобретенная, а изначально заложенная создателем. Утверждаю, что большинство разводов совершаются из-за сексуального несоответствия партнеров. Откуда знаю. Да живу я давно - потому знаю.

Приветствую появление института бой френдов и френд гел. Он позволяет хотя бы частично уменьшить процент неудачных браков. Позволяет своевременно и без трагедий установить несоответствие характеров и сексуальных несовпадений.

Мы, в наши пуританские времена, были лишены этой возможности при поиске спутников жизни.

Могу предсказать, что в будущем и институт семьи вообще не понадобится.

Но об этом как-нибудь в другой раз. Пока будем жить, как умеем.

Кое-что о Челябинске

1. Улица Спартак

Главная улица Челябинска имела красивое гордое название Спартак.

В 1960-м году коммунисты, идейно и угодливо проседая перед центром, переименовали её в проспект имени Ленина.

И стала она уныло одинаковой как многие центральные улицы во многих городах.

Теперь от ул. Спартака остался только кинотеатр и остановка "Спартак".

Почему я виню во всем коммунистов? Да потому что через 80 лет после так называемой революции 1917 года все было под их абсолютным контролем, какое там мнение народа и Советской власти. Да полно. Увольте...

2. Челябинский "Бродвей"

Отрезок улицы Спартак от улицы Кирова (теперь "Кировка") и улицы Свобода молодежь называла "Брод" (сокращенно от Бродвей). Все пятидесятые годы вечерами "продвинутая" молодежь прогуливалась туда-сюда. Для них не было в то время никаких развлечений. разве что старые, давно просмотренные фильмы или танцы с дракой и поножовщиной.

Именно на "Броде" можно было видеть "стиляг".

Девушка "стиляга" это высокий каблук (шпилек еще не было), юбочка до колен колоколом, кофточка. Прическа типа лошадиного хвостика, которая так и называлась Ло-хо-ка (сокращенно от Лошадка хочет какать).

Молодой "стиляга" это большие туфли на толстенной (в основном микропористой) подошве, брюки у них короткие и очень узкие. Пиджак был длинный и приталенный. Галстук, как высший шик, должен был быть с пальмой или обезьяной. Волосы на затылке (о, ужас) были длинной до двух сантиметров. Спереди на голове был "кок", как у Элвиса Пресли.

Тот, кто не мог дотянуть до этой униформы, ограничивался джинсами и "ковбойками" (клетчатые рубашки). Найти эти причиндалы было трудно и дорого.

3. Улица Кирова

Такое название она получила в 1934 году. До этого было две улицы Уфимская (от ул. Спартака до реки Миасс) и улица Екатеринбургская в Заречье т. е от реки Миасс до Теплотехнического института.

На стыке двадцатого и двадцать первого веков была очень хорошо обустроена как пешеходная улица Кирова (в пределах бывшей Уфимской). Чудесное превращение. Мне на этой улице более уютно, чем на московском Арбате. Назвали эту новую пешеходную улицу Кировка. На мой взгляд, очень неудачно. Во-первых, где Киров и где Челябинск? Во-вторых, имени Кирова недостаточно для такой чести. Киров - мелкий политический деятель (секретарь Ленинградского горкома ВКП(б)). В начале 30-х годов он был популярен в народе. Убоявшись этой популярности, Сталин приказал убить его. Затем, в свою очередь, убоявшись огласки, он повелел называть его именем города, заводы, улицы... тем сумел погасить брожения.

Я считаю, что эту пешеходную часть улицы следовало назвать не Кировка, а Уфимка. Это лихое название прилипло бы легко и было бы весьма уважительно к истории города и соседней Башкирии.

Но у товарищей коммунистов уважение у истории начиналось в 1917 году. Все остальное для них не в счет.

Тем более наименование части улицы Уфимкой прошло бы безболезненно, т. к. 2/3 улицы осталось бы прежним- улица Кирова. (Кстати, в переводе с фарси "КИР" - это мужской половой орган.)

4. Мое участие в присвоении названий в моем родном Челябинске

Я не участвовал в конкурсе в наименовании Челябинского Арбата (описанного в предыдущей главе). Дело в том, что я имел уже отрицательный опыт. Я долго и упорно долбил в одно место, пытаясь переименовать торговый центр под площадью Революции "Никитинскими рядами". Не буду упоминать о мотивации и моих действиях. Они не были услышаны. Вернее были услышаны, чтобы потом, втихаря, употребить эти слова несколько иначе.

Я понял, что это, как и любые конкурсы (включая пресловутые "тендеры" заранее спланированное по результату действо.

Недавно мне пришла мысль дать имя смешному медвежонку - символу хоккейной команды "Трактор".

Есть английское слово "crazi", в переводе оно означает "сумасшедший, безумный". Этим словечком в НХЛ Северной Америки называют тех игроков, которые выходят на лед не только для игры, но и для запугивания противников путем организации драк.

Талисман "Трактора" белый медвежонок, я предлагаю именовать Крезик

(Crezik). Посмотрите на эту прекрасно

задуманную и исполненную куклу.. Отличная энергетика. уморительно серьезная мордашка. Ощущается довольно сильная, но шуточная агрессия.

На мой взгляд, имя Крезик (Crezik) наиболее подходит этому образу.

Третья бука "Е" вместо "Э" придает этому слову более смягченное, более русґское звучание. Последняя буква "К" придает уменьшительно-ласкательное выражение.

Уверен, что имя Крезик на спине медвежонка весьма укрепит бренды хоккейного клуба "Трактор" г. Челябинска и Челябинской области. Вся Россия будет знать Крезика.

Кроме того, это стало бы торговой маркой для выпуска, допустим, конфет, печенья, мороженого, сухариков...

Может, на сей раз мне повезет.

5. Улица Болейко

Я живу на этой улице уже 32 года, начиная с 1981 г. Около 10 лет я не знал, почему она так именована. Сейчас знаю. На площади Павших революционеров есть двухэтажный кирпичный дом. на нем размещена мраморная мемориальная плита. на ней шесть фамилий местных революционеров, в том числе Михаил Андреевич Болейко. Он был начальником штаба охраны города. Был убит в 1918 году во время выступления Чехословацкого корпуса. Их вшестером казаки повели по мосткам на левый берег реки. на середине вдруг порубили их саблями и скинули в воду. За что порубили? Думаю, за дело. За что еще коммуниста саблей.

6. Остановки Челябинска

Излагаемое мной касается моих личных ощущений в советский доперестроечный период.

Транспортные остановки КБС (коммуґнальґно-бытовое строительство) и КПЗиС (кузнечно-прессовый завод имени Сталина) кондукторы упорно произносили КАБАЕС и КАПАЗИС. Остановки же "Огородная" и "Шагол" по их выговору были ОГОРОДНЯЯ и ЩЕГОЛ.

Однажды во моем присутствии, остановку "Театр оперы и балета" кондуктор именовала "Театр оперы или балета".

Но чемпионом по искажению названий был все таки мой племянник Мотька.

Он упорно называл "Площадь павших революционеров" не иначе как "Площадь падших милиционеров". Папа Мотьки был милиционер, поэтому он с завидным упорством называл эту остановку именно так.

А может, устами младенца...

7. Районы Челябинска

Имеются в виду не официальные административные единицы, а, т. е. шпанинские районы в основном жилых районов при крупных заводах.

Были "Кэпезисовские" - при кузнечно-прессовом заводе им. Сталина;

были "Металлоловские" - при заводе металлоконструкций;

были "Портовские" - к востоку от путей Челябинского железнодорожного вокзала;

были "Колупаевские" - жилой район на юге завода имени Колющенко;

были "АМЗевские" - район fвтоматно-мехаґнического завода в южной стороне города;

были "Медгородковские" - район входа в областную больницу на конечной остановке трамвая "Медгородок";

были "Зареченцы" - жилой район левой стороны реки Миасс вдоль улицы Кирова;

были "ЧэТэЗевцы" - весь район автодороги Меридиан до проходной ЧТЗ;

были "Кирсараевские" - район в котором я живу - весь жилой массив позади теплотехнического института.

Возможно, что-то забыл, не упомянул, но я при написании сего не использую ничего кроме памяти. Все эти образования 40-х, 50-х, 60-х годов имели достаточно устойчивый состав. Нет, не бандитов. Назовем их условно "наших". Эти люди гордились принадлежностью к этим жилым образованиям.

Не обожали чужаков. Особенно ухажеров со стороны.

Я наблюдал, как "наши" договаривались с "ненашими" из другого района о драке. Раз в неделю (обычно в пятницу или в субботу) одевались в ватные фуфайки, чтобы смягчить удары, и сходились в заранее оговоренном месте в кулачном поединке. Затем "ненаших" ожидал ответный визит.

Впоследствии с развитием коммуникаций между людьми эти деления стали неактуальными и исчезли.

Кирсараи

Этот район для меня особый. Я живу в нем больше тридцати лет. Еще до

60-х годов этот район представлял из себя сплошное пространство землянок на уровне максимум половины человеческого роста. Со стороны улицы Каслинской это подземное царство было прикрыто более или менее приличными домами. Со стороны проспекта Победы - теплотехническим и электродным институтами.

Если зайти на зады теплотехнического института, то в километре на улице Кожзаводской можно было видеть кожзавод поверх землянок.

Однажды после пьяных возлияний мой знакомый попал на зады теплотехнического института. Рассказывает: "Смотрю: землянки, землянки... и неизвестно где дороги, проходы, тропки. И вдруг увидел зеленую ровную поляну. Я по ней. Из под земли выскакивает старуха и начинает крыть меня матом с упоминанием моих ближайших родственников. Оказывается, я ей крышу потоптал".

Вот такой был район. Однажды строители свирепо накинулись на это место, и в течение 70-х годов шустро застроили его типовыми девятиэтажками. И вот теперь я гордый житель этого легендарного околотка КИРСАРАИ.

8. Старый стадион "Трактор"

До окончания строительства дворца спорта "Юность" (1964 год) действовал старый стадион "Трактор" на пересечении улиц 40 лет Октября и Белостоцкого. Сейчас там ледовый дворец - школа клуба "Трактор". Выпускников этой школы всегда, каждый год расхватывает вся Россия, как горячие пирожки.

А раньше это была открытая деревянная коробка и открытые деревянные трибуны, правда, по полному периметру. Сидений не было. На лавки никто не садился, все стояли всю игру. Вместимость была около 1000 мест. Может с хвостиком.

Игры проводились при морозе до -20-25 ?С. Ниже я не видел. На головах хоккеистов шапочки. Касок еще не было.

Чтобы выдержать на морозе хоккейное действие, надо было соответственно экипироваться. Обычно это были валенки, теплое нижнее белье, пара свитеров и его величество полушубок. У каждого за пазухой была бутылочка водки и незатейливый закусон (типа сырка "Дружба").

В перерыв на трибунах начиналось оживление в связи с остограмлением. После первого перерыва и до конца матча бутылки дружно катились вниз. Там их встречали с сумками и мешками деклассированные элементы (сейчас это бомжи). Незабываемое впечатление от того, когда ты, замерзшая ледышка, принимаешь стакан. Через секунды по спине прокатывается теплая волна. Здесь главное периодически поддерживать эту волну или же вновь быстро замерзаешь. Потому бутылки все катятся и катятся вниз.

На этом стадионе я первый раз в жизни увидел великого Боброва. Главное впечатление от его игры было такое. Выезжает он из своих ворот и раскланиваясь движется к воротам противника.

И почему-то создается впечатление, что защитники не препятствует ему, а наоборот распадаются в стороны. А он, набрав до ворот противника максимальную скорость или производит прямой бросок, или, объезжая ворота заводит за штангу. Все эти фокусы знали, но противостоять им практически невозможно. Потому, что это Бобров.

Вот такой был зимний старый добрый хоккейный стадион на ЧТЗ.

9.

В сезоне 1976-77 года впервые в истории СССР команда "Трактор" завоевала "бронзу" при тренере Анатолии Кострюкове. Ажиотаж в городе был солидный.

Игроки "Трактора" отметили это событие в бане с водочкой и пивом, разумеется. Я попал в эту тусовку благодаря моему знакомому капитану ГАИ (государственная автоинспекция). Капитан помогал хоккеистам решать все вопросы, связанные с их личными легковыми автомобилями.

Все шло своим чередом. Потели, парились и принимали напитки.

Меня шибко раздражали их разговоры о тренере Кострюкове, типа: "Кастрюля"- гад, "Кастрюля" -сволочь не отпускает домой, отбирает ключи от автомобиля, не допускает к девушкам и т. д. и т. д. Эти пьяные диалоги с их бесконечной повторяемостью, "пробуксовыванием" раздражают. И вот я, дурачина, встрял в разговор.

Я сказал примерно так: "Через 20 лет останется в истории хоккея одна запись "Команда "Трактор" в 1977 г. третье место в чемпионате страны. Тренер - Кострюков". А вы все, с этими разговорами, останетесь не причем".

Как они пошли на меня "свиньей"! Молодые, здоровые, пьяные. И только капитан ГАИ смог их кое-как успокоить. пришлось одеться и уйти.

Сколько раз я вот так выступал против общего движения. И мне везло. Я ни разу за свое "беловороние" не был бит.

Я, конечно, был прав. Время подтвердило это. Но я так и не избавился от привычки болтать не в то время и не в том месте.

Моя Персидская эпопея

1. Общие слова

С 1971 по 1975 год я работал в Иране (ранее Персия) в качестве инженера-консультанта на строительстве металлургического завода в 40 километрах от древней столицы Ирана г. Исфаган у реки Заендеруд. В свою очередь Исфаган расположен в 500 км к югу от Тегерана.

Большинство иранцев фарсы (а не персы, как мы говорим). Северный Иран в основном населен азербайджанцами. Персы не раз с юмором говорили мне: Отдайте нам Азербайджан, - ведь 2/3 азербайджанцев живут у нас. Основной язык фарси (а не дари, как утверждают наши невежественные составители кроссвордов). На фарси говорят Афганистан, Таджикистан и значительная часть Пакистана. Основная религия - ислам (шиитский). Шахиншах Ирана Махамед Реза Пахляви пытался сделать светское общество, на чем имел полный перпендикуляр с церковниками. Главные из них покинули Иран и вернулись только после свержения с престола ненавистного им руководителя режима, чтобы восстановить радикальный ислам. Но это было уже после моего пребывания в Иране. Я жил в достаточно светской стране, где мужчины ничем не отличались от европейцев. Женщины - тоже за исключением, может быть, чадры. Это прозрачный платок, который у городских дам собственно ничего не скрывает. Непрозрачные чадры встречались у провинциалок и у женщин старшего возраста. Концы чадры часто закусывают, чтобы не опадала с головы. Во всяком случае, паранджу я ни разу не видел.

Фарсы - красивые белокожие люди. Гитлер называл их "арийцами Востока".

2. Как я уезжал в Иран

Я был обучен военной специальности на военной кафедре в институте. По тогдашнему закону меня, как офицера запаса, могли призвать на два года в действующую армию. 30 января мне пришли две бумаги: одна для прибытия в Москву в Главзарубежстрой в связи с отъездом в Иран, и вторая для отправки в воинскую часть. Оба прибытия назначены на 12 февраля.

Я пошел к районному военкому полковнику Евсикову, типичному Скалозубу. Он безапеляционно заявил: "Сначала решим главный вопрос - потом второстепенные".

Я вопросил: "Какой главный?"

От ответил: "Главный - служба в рядах Советской Армии".

Я сразу загрустил.

Потом подумал, что если прошел проверку для поездки в Иран, то это должно быть согласовано с облвоенкоматом и пошел туда. Подполковник, начальник нужного отдела сказал, что мне следует ехать в Иран. Я вернулся к райвоенкому и сказал: "Товарищ полковник, а товарищ подполковник сказал, что мне надо ехать в Иран".

Что ту началось. Господи, как он орал. Шкафы и балконы падали. Полное бешенство. "Ванька пусть служит, а ты в кусты..." "Я бы за километр не подпускал таких, как ты, к границе..." и т. д. и т. п.

Я почувствовал, что эта злоба бессильная и благоразумно смолчал.

В день своего рождения 15 февраля я сошел по трапу с самолета в Тегеранском аэропорту.

3. Берегись смолоду

Работал я в Иране. жили мы в поселке Чамгордан, где в коттеджах размещалась наша колония специалистов по строительству и эксплуатации металлургического завода.

Был у нас неплохой открытый бассейн, в котором периодически меняли воду. Новая вода была настолько холодная, что около 3-х дней никто не плавал. Многие сиживали на лавочках по периметру за разговорами, читкой книг и вязанием...

Как раз в день замены воды приехал из Союза новый специалист, этакий крепыш. Здоровье так и перло из него. Он долго, лихо, напоказ упражнялся на кромке бассейна со штангой, гирями и турником. Вдруг разбежался и плюхнулся в воду. И лег на дно. И там остался. Никто не предупредил его, что вода очень холодная, Сердце его остановилось мгновенно.

4. Катерпиллер

В сорока километрах от г. Исфагана строился металлургический завод (зубаган на фарси).

Я, инженер-консультант строитель.

В пятистах метрах от моего места работы день и ночь около месяца постоянно гудит бульдозер "катерпиллер", именно равномерно гудит, а не тарахтит, как тарахтят наши трактора. Бульдозер копает котлован под будущий прокатный стан.

Дело в том, что персы плохо понимают, - как можно копать котлован экскаватором. Только бульдозером. Котлован под мой объект "Яму окалины" размером в плане тридцать пять на тридцать пять глубиной тридцать метров выкопали бульдозером. По высоте с тремя вертикальными уступами по 1,5 метра шириной.

Когда стало далеко, высоко и трудно выталкивать грунт, поставили на подхват второй бульдозер, наверху образовалась большущая гора грунта. Потом пришел погрузчик, этакое членистоногое чудо, и тридцать самосвалов МАЗ. От горы очень быстро ничего не осталось.

Но вернемся к гудящему катерпиллеру. Я так привык к этому звуку, что однажды удивился тишине. Почему не гудит?

Я подошел к катерпиллеру. Сидит рабочий. Перед ним на мешковине обычный персидский завтрак - лаваш, кисть винограда, чай...

Последовал диалог:

- Салам алейкум. как дела?

- Салам алейкум. Вот водитель заболел.

- А вы кто?

- Я помощник.

- Водить умеете?

- Умею.

- Так почему не сесть за рычаги и продолжить работу?

- Э, нет, господин. Пока водитель будет болеть, это бульдозер будет стоять.

Не правда ли, очень четкая, мудрая и верная позиция. Нельзя допустить двух хозяев квартиры, автомобиля, женщины...

На моей родине в России, если заболел водитель, - мигом посадят нового, зачастую случайного человека. В результате быстро получаем не исправный механизм, а рухлядь.

Вот такие мысли после встречи с простым нафаром (нафар в переводе с фарси- "человек").

5. Ашура (Шаксей Вахсей)

Не мне толковать Коран. Он давно истолкован лучшими мусульманскими умами. Тем более, что Коран существовал всегда. Ислам же на его основе, появился позднее.

Так вот я об исламе, который делится на два течения: сунизм и шиизм.

Сунитов большинство. Шиитов меньшинство, но это течение главенствует в Иране.

В 651 году пала Великая Сасанидская держава. Иран был завоеван арабами почти целиком вплоть до Аму-Дарьи. Одним из важнейших последствий арабского завоевания было распространение в Иране религии завоевателей - ислама.

Большинство, отмечаемых в Иране религиозных праздников так или иначе связаны с именами трех (из двенадцати имамов) Али и его сыновей Хасана и Хосейна. по сути, они являются траурными праздниками. почитание Али и его сыновей является одной из характерных особенностей шиитского направления ислама. Поэтому в странах сунизма религиозные связанные с Али и его сыновьями не отмечаются в такой степени, как шиитском исламе.

После смерти Али в 651 году у него оставалось два сына Хасан и Хосейн.

Хасан отступил от позиций политической борьбы. Продал свое право на престол за большие деньги. Жил расточительно. предавался пиршествам, имел 70 жен.

Хосейн - младший сын был втянут в политическую борьбу. Пытался поднять восстание в Бакре против халифа Йезида. Его предали. Его небольшой отряд был окружен. Сам Хосейн был убит.

Культ мученичества Али и Хосейна стал основой, изначальным моментом превращения шиизма в религиозное течение.

Имам Хосейн стал наиболее уважаемым и почитаемым у шиитов. Культ Хосейна возник в 16-м веке, когда шиизм стал государственной религией Ирана. День смерти Хосейна был объявлен общенародным траурным праздником "Ашура". проведение праздника сопровождается специальными религиозными обрядами. Это длительные молитвы в специально оборудованных помещениях "Ашурахоне" и театрализованными обрядовыми церемониями и шествиями. Задние ряды этих процессий я видел сам, о чем поведаю ниже. Передние ряды вблизи не видел. Здесь я пользуюсь рассказами знакомых пеосов. Впереди идут и беснуются в религиозном фанатизме так называемые "Дивуне" (т. е. сумасшедшие, аналогично по смыслу английскому crezi). Это особо фанатичные шииты. Они громко скандируют "Шах Хосейн ва Хусейн", при этом ударяя себя по лбу и груди ладонями. по спине бьют себя цепями. по лбу и плечам ранят себя кинжалом. Чем больше крови, тем лучше. При этом любое инакомыслие, инаковерие должно караться и немедленно. Такие лица должны быть убиты. Убиты как воображаемые убийцы имама Хосейна в Бакре. И убивали любопытных, убивали автобусами.

Накануне Ашуры нас инструктировали: из домов не выходить, радио, телевизоры, магнитофоны не включать, о фотоаппаратах и кинокамерах забыть. Эти требования не были беспричинными. Достаточно сказать, что во время Ашуры религиозные фанатики перелезли через забор посольства Российской империи и убили всех, включая посла в Персии А. С Грибоедова, автора "Горе от ума".

В России Ашуру всегда было принято называть Шахсей Вахсей. Мое предположение - если быстро беспрерывно повторять "Шах Хосейн ва Хосейн", то отчетливо начинается прослушиваться (для нашего уха, конечно) именно звукосочетание Шахсей Вахсей.

Цепь для самоистязания я привез в Россию и она висит у меня на стене.

Я не мог из-за тяжести привезти большую цепь для взрослого пехлевана. Моя цепь для юноши. Конструкция такова: через деревянные ручки проходит по осевой кованый стержень, на котором закреплены кольца цепи по принципу: к каждому кольцу крепятся еще два и т. д. Получается такая штука вроде веничка. Этим самым веничком во время ходьбы в процессии шииты равномерно бьют себя по спине то через левое, то через правое плечо.

Эта очень длинная преамбула должна подвигнуть вас к пониманию того, что нам пришлось пережить, попав в процессию в день Ашура.

Дело было так.

В этот день нас троих специалистов обязали прибыть в консульство в г. Исфагане. Надо было проехать 20 километров в один конец, а затем столько же обратно. На середине стоял большой поселок Фалаварджан.

Матерясь на пригласивший нас профсоюз (так для конспирации называли компартию), мы подъехали к Фалаварджану. А ругали мы профсоюз потому, что буквально плевая причина по которой меня пригласили, могла быть реализована в любой другой день. И так, въезжая в Фалаварджан надо резко свернуть с второстепенной на главную дорогу поселка. Мы проделали этот маневр и сразу метров на двадцать въехали в задние ряды процессии. Тут же резко встали и, как по команде, зафиксировали в закрытом состоянии стекла и дверцы.

В конце процессии идут не столь радикальные в религиозных проявлениях шииты. На них черно-белые одежды и газовые зеленые шарфы. Они приговаривая "Шах Хосейн ва Хусейн" отрешенно обошли автомобиль и пошли дальше. "Голова" процессии из "Дивуне" просматривалась в метрах трехстах впереди за счет более активного движения и жестикуляций. Затем процессия свернула на главную площадь для продолжения празднования. Когда последние ряды свернули на площадь, мы быстренько стартовали и мимо площади ушли на Зубаган (металлургический завод).

Я отошел от стресса только в кресле в своем коттедже.

Вот такая Ашура.

Вот такой Шахсей Вахсей.

6. Алкоголь и персы

Освоившись в Исфагане, мы знали, где подешевле поесть и выпить. Пивные- это большое скопище пьяных, блестящих глаз. Куда эти пьяницы деваются потом- неведомо. На улице их нет. Боже упаси. Где же они?

Я лишь один раз за четыре года видел на улице немножко пьяного и чуть-чуть покачивающегося мужчину.

Это надо было видеть. Дело в том. что все встречные немедленно переходили через дорогу на соседний тротуар. Пьяница был, как в вакууме, как в прозрачном сосуде. Люди возвращались назад, когда напасть миновала. Вот такое поголовное религиозное и общественно осуждение.

Как бы нам в России заполучить такое суровое осуждение обществом пьяниц.

Мечтать не вредно.

7. Бригадир Хусейн

Бригадир Хусейни 50-летний рассудительный человек. Рабочие уважали его.

Однажды прихожу я на работу, а он сидит обхватив голову. Только что не стонет. На вопрос, что с ним, он посмотрел на меня откровенно страдающим взглядом: "Господин Ремизов (так они произносили мою фамилию), господин Ремизов, так сложно стало жить. Придется как-то избавляться от одной жены".

Жен у него было три. По исламским канонам он имел на это право. Но каждая жена должна быть обеспечена жильем и всем прочим в равной степени с другими женами. Иначе неприятие родственников жен и позор со стороны знакомых, соседей и дружное неотвратимое осуждение обществом. Дома жен должны быть в разных населенных пунктах.

Дела Хусейна складывались так, что он уже не мог справляться с этими заботами.

Ох, тяжело нам, мужикам, жить. Ох, тяжело...

8. Слова без ударения

Переводчик Хекматчоар сказал: "Когда мы обучались русскому языку, то с удивлением узнали, что в русской речи есть какие-то ударения. Ничего такого на фарси нет".

Я принялся с ним спорить. Например, мою фамилию Ремизов персы произносили с ударением на последнем слоге.

"Нет, нет, нет - мы говорим ровненько, как реченька течет без ударений".

Я же этому не верю. Я слышу. А слышу я четкие ударения в персидской речи.

Особенно четки эти ударения в торжественных речах шахиншаха. Голос форсирован, выговор четкий, акцентированный. Здесь уже не удается спрятаться за тихое течение "реченьки", текущей ровненько.

Сколько не сопротивляйтесь, братцы-персы, а есть у вас ударение. Точно есть. Иначе ваш красивый язык был бы невыразительным и унылым.

Запоздалое прозрение и признание не на пользу нации.

9. Второй день в Тегеране

Деньги (туманы) мне выдали. Как пользоваться ими не проинструктировали.

А есть хочется. Переводчик Степанян сказал: "Здесь рядышком есть шашлычная, где все вкусно и недорого".

Пришли в кафе. За соседним столом сидели четыре мужика 30-40 лет. Ждали заказ. На столе у них был тазик с зеленью: укроп, петрушка, ботва редиски, базилик... Не знаю что еще.

Принесли лаваши и шашлыки. Персы набросились на это как молодые волки. Они ловко заворачивали зелень из тазика в куски лаваша и быстро поглощали это с шашлыком. Видно, оголодали порядком.

Через пару лет я снова был в Тегеране, встретил нашего специалиста в похожей ситуации, - деньги есть, как употребить неясно.

Я, конечно, как старожил, как знаток, сказал ему, что неподалеку есть кафе...

Принесли нам тазик зелени, лаваши, шашлыки. Я, как великий умелец учил как закручивать зелень в кусок лаваша.

Мы уничтожили все шашлыки, лаваши и тазик зелени...

Я потом неделю в тапочках ночевал. почему в тапочках? - а чтобы успеть.

10. Четвертый день в Тегеране

После социалистического убожества с пустыми прилавками я ошеломлен был витринами на центральных улицах Тегерана. казалось, попадаешь в вечную новогоднюю сказку, где россыпи драгоценностей, любая одежда, обувь, любые продукты и напитки в огромном ассортименте (и т. д. и т. д.)

И вот идем мы по улицам Тегерана и любуемся разлагающимся капитализмом, Идем с моим новым знакомым переводчиком Степаняном. Идем по центру Тегерана. Вдруг я увидел отель Hilton. Эти роскошные пятизвездочные отели есть во всех крупных столицах мира. В огромной витрине был виден холл отеля. Я заныл: "Рубен, давай зайдем. Хоть на минутку". "Да ты что, - ответил Рубен, - здесь же чашка кофе стоит больше бутылки водки в обычном магазине". Однако, зашли и сели в кресла. Вдруг откуда не возьмись появились две тайландки и весело порхнули нам на коленки. Я онемел. Я не знал, что делать. Потом решил: Рубен опытнее (он уже два года в Иране), поэтому что он будет делать, то и я... Рубен сказал: да пошла ты!.." и отстранил девицу. Тогда я тоже сказал: А пошла ты..." и отстранил девицу. И мы ушли исполненные "Облико морале", как настоящие скромные "Русо туристо".

11. Фардо

Фардо в переводе с фарси означает "завтра".

Для перса это очень важное слово.

Какое бы срочное задание вы не поручите ему, он обязательно ответи: "Фардо".

Нашему алкашу надо именно сейчас,- потом "трава не расти".

А персу же в любом случае нужно фардо или пасфардо (послезавтра), но только не сейчас.

Говорят, у латиноамериканцев есть аналогичное качество. Только их завтра звучит "маньяна". Остальное все точно, как у персов: только не сегодня, только не сейчас.

12. Счет и дни недели на фарси

1. - екь

2. - до

3. - се

4. - чаар

5. - панжь

6. - шишь

7. - хафт

8. - хашьт

9. - но(х)

10. - да(х)

11. - язда(х)

12. - давазда(х)

13. - сизда(х)

14. - черда(х)

15. - пунзда(х)

16. - шунзда(х)

17. - хивда(х)

18. - хижьда(х)

19. - нузда(х)

20. - бист

21 - бист о екь

...

30. - си

31. - си о екь

...

40. - чеель

...

50. - панжь

60. - шасть

70. - хавтад

80. - хашьтад

90. - навад

100. - саат

и т. д.

Шанбе - суббота

Екьшанбе - воскресенье

Дошанбе - понедельник

Сешанбе - вторник

Чааршанбе - среда

Панжьшанбе - четверг

Джоме - пятница (выходной день.

выходит, что столица Таджикистана произносимая нами как Душанбе, означает ни что иное как понедельник.

13. Персидский мат

Он, конечно, не такой резкий и смачный, как у нас.

Знакомый перс мне сказал: " Как нехорошо, что вы русские говорите "мать". Надо говорить "сестра"". Вот это хорошо.

Есть два основных буквообразования.

Кос - это то, что есть у женщины.

Кир - это то, что есть у мужчин.

Когда я однажды сказал, что у древних персов был царь Кир, то мой коллега-инженер возмутился. Оказывается, у них был Курушь. Но Персию часто завоевывали. Когда это сделали греки, она превратили Куруша в Кириса. Англичане приняли греческую версию. НО так как они любили сокращения, то быстренько убрали окончание. И в наши учебники обратной петлей пришел Кир, о чем и долдонят невежественные учителя, недостаточно дотошно вглядывающиеся в историю.

Мы не могли говорить "кирпич" и называли его только по-персидски аджюр, потому что "пич" - это болт, винт. Если наша женщина на базаре просила продать ей абрикос, то продавец приходил в ужас от этого словообразования, потому что:

аб - вода

ри - течет

кос - см. выше.

Мы не могли говорить "космос".

персы не могли говорить Косыгин.

Они говрили кесыгин. меня удивляют наши власти, когда посылают в Иран людей с фамилией Секир, потому что

се - это три.

кир - см. выше.

С фамилией Кирнос, Кириллов, с фамилией Кирицев, потому что:

кир - см. выше.

цев - персы смягчают произношение и говорят "сефт", что означает "твердый".

Это все равно, что в англоязычную страну послать дипломата с фамилией Фокин. Вот на рауте он и представляется: "Очень приятно, Фак ин".

А вот персидское "на хер" очень даже легальное слово потому что:

на - это слово "нет"

На хейр - категорическое "нет".

Мое предположение: представил как на торговых путях торгуют два купца, - русский и персидский. Персидский все на хер, да на хер. Русский слышит и думает: "Как славно это слово на русский язык ложится". И пошло на хер в наш народ.

Вот тот минимум персидской матершины, с которой я решился вас ознакомить.

14. Драки у персов

Большое строительство это обязательно скопление людей. Особенно на остановках при их транспортировке. Вот здесь часто вспыхивают драки. Все они выстраивались по одному сценарию.

Два мужика громко разговаривая, а затем, крича, пускают в ход свои руки. Ни разу не видел, чтобы это были ноги или железные предметы. Толпа разделяется на две. Одна окружает одного драчуна, а вторая второго. В обоих кругах начинаются уговоры сменить гнев на милость. Затем потихоньку обе половины толпы начинают подталкивать драчунов друг к другу, постоянно уговаривая их помириться. Драчуны сопротивляются во всю силу, не желая мириться. Но толпа сильнее. В конце концов их сталкивают и начинается мир, объятия и поцелуи.

Другого я не видел.

Может, мало я видел.

15. Автотранспорт

Если вы считаете, что автотранспорт в Иране движется по каким-либо правилам, то вы весьма ошибаетесь. Скорее, правил нет вообще. Все действуют по закону рациональной езды: есть возможность - едем, нет возможности - постоим или уступим. Благо, водители лишены нашей злобной неуступчивости и исполнены благожелательности.

Как-то в отеле водитель фуры, россиянин, рассказал мне как он накануне проезжал по центру Тегерана.

- Еду по правилам. На перекрестке на стрелку поворачиваю налево. И вдруг со всех сторон я оказываюсь окруженным автомобилями. Затор. Вижу, ко мне пробирается полицейский. Влез на ступеньку и со всего маха врезал мне по лицу. Потом спустился на асфальт и принялся ликвидировать пробку, и на удивление быстро справился с этим.

А я так и не понял, за что он меня.

Неоднократно со мной было. Стою у кромки, пытаюсь перейти на ту сторону. Останавливается автомобиль, и перс жестом показывает: "Пожалуйста, переходите, а я подожду". А сколько на его лице доброжелательности, самоуважения и счастья от этого поступка.

Персияне - хорошие, добрые люди.

16. Исфаган. 16 марта 1973 года

13 марта 1973 года в 40 километрах от г. Исфаган (древняя столица Ирана) введен в эксплуатацию первый в истории металлургический завод "Ария-Мехр" (зубоган "Ария-Мехр") полного металлургического цикла (чугун - сталь - прокат).

В пуске принимали участие шахиншах Ирана Мухамед Реза Пахляви, Председатель правительства СССР А. Н. Косыгин, премьер-министр Ирана Ховейда.

Я на протяжении 4-х лет участвовал в строительстве завода как инженер-консультант. Советский ( магандес-каршенасе шурави).

11 часов

Приземлился вертолет примерно в 100 метрах от нас, основной толпы встречающих советских и иранских специалистов. Из него вышли шахиншах, Ховейра и Косыгин. Они прошли, пожимаю руки, вдоль строя наших и иранских главных специалистов строительства и эксплуатации завода. Затем шахиншах сел в черный неказистый автомобиль. Мне даже показалось, чуть мятый. Впоследствии мне объяснили, что это был "кадиллак". Я спросил: что хорошего в это образине? Мой иранский коллега с юмором ответил: "Он хорош тем, что пахнет долларами".

Кадиллак проехал в 15 метрах с открытым стеклом. Шахиншах улыбнулся и помахал мне рукой. Во всяком случае мне так показалось. Впоследствии выяснилось, что это так же показалось практически каждому из встречающих.

11.30-16 часов

Кавалькада шахиншаха въехала на территорию завода, где высоких гостей и сопровождение ждала прогулка по заводу, нажатие символической пусковой кнопки и большой митинг.

Нам же, рядовым специалистам, было предписано следовать на свои рабочие места и находиться там до окончания официальных действ и сигнала на отъезд домой.

Я пошел на свое рабочее место. Путь перекрыла цепь добрых молодцев в цивильных костюмах, ростом примерно 190 сантиметров. Они стояли с интервалом примерно 40 метров. Руки назад. Между расставленными ногами стояли чемоданчики типа "кейс". Думаю, там была какая-нибудь скорострельная

штука.

Я озадаченно приостановился, не зная как обойти стража - справа или слева. Он остановил меня жестом, демонстрируя открытую ладонь и сказал: "Эджазе, бефармаид" (пропуск, пожалуйста). Пропуск у меня был во внутреннем кармане куртки. Я с перепуга резко сунул руку в карман. Цербер мгновенно повторил мой жест. Я остолбенел. Понял - он даже не задумается, чтобы пустить в ход свою железку. Я медленно-медленно двумя дрожащими пальчиками вытащил на белый свет бумажку и протянул ему: "Вот". Он посмотрел её и сказал: "Боро" (иди).

И я пошел нечеткой походкой. Походкой наложившего в штаны.

Конец моей смены прошел без приключений в мирных чаепитиях с моими персидскими коллегами.

Рабочих не было. Их распустили на этот день.

С 18 до 22 часов

Премьер-министр Ховейда задержался для встречи со специалистами обеих сторон и торжественного ужина. Встреча должна была пройти в клубе молодого города "Ария-Шакр" в 10 километрах от завода, а ужин в клубе поселка Чамгордан в двух километрах. Оба населенных пункта были воздвигнуты именно в связи со строительством завода. Я жил в Чамгордане.

Ария Шакр. 18.00 часов

На сцене освещением заведовал Коля Китаев с Челябинского металлургического завода. Это был веселый веснушчатый парень. У него было хобби - изучение персидского мата. В этом он достиг немалых высот. Как только Ховейда начал общение с народом, свет погас. В темноте слышался топот секьюрити, выясняющих - нет ли диверсии. Выяснилось, что это Коля Китаев от усердия, расставляя осветительную аппаратуру, едва не опутал самого премьера проводом, от великого усердия погасил свет. Все наладилось, и Ховейда благополучно завершил встречу.

А Колю Китаева прогнали с этой общественной работы.

Чамгардан 19.00

Премьер-министр Ховейда по неизвестной нам причине, отказался от торжественного ужина.

В 19 часов по нашим коттеджам побежали глашатаи, призывая всех отведать того, что было приготовлено к ужину, чтобы добро не пропало.

Явились все и подивились шведскому столу. Ну, братцы, таких яств и в таких количествах я не видел и, уверен, никогда больше не увижу. Казалось, это все невозможно было съесть. Но напрасно свидетелям социалистического убожества раздвинули железный занавес. Чамгорданская колония набросилась на яства как молодые волки. Но волки спиртного не пьют, а здесь этого добра было невпроворот. Такой всенародной обжираловки свет не видел.

Второй раз в Иране неделю ночевал в тапочках. Да и вся наша колония тоже.

Так вот и завершился памятный день 16 марта 1973 года на зубагане "Ария-Мехр".


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"