|
|
||
Глава 2.
|
Рис. 1. Выбор системы координат, связанной с портом. |
Для того, чтобы разобраться, что же у нас происходит, надо определиться: где находится наш корабль в момент времени, когда мы начинаем рассмотрение. Проще всего, конечно, начинать рассмотрение с того момента, когда корабль выходит из порта. Но такое рассмотрение не даст нам полной картины происходящего.
Корабль может как удаляться от порта, так и приближаться к нему, и в зависимости от этого, ход наблюдаемых нами из порта событий может либо замедляться, либо, напротив, ускоряться.
Конечно, если на корабле есть таймер или часы, и в послании, помимо уведомления о каких-либо событиях связной может посылать и точное время, когда эти события произошли.
Чтобы абстрагироваться от точного времени, рассмотрим такую ситуацию. Пусть с корабля непрерывно транслируется звуковое сообщение.
Чтобы получить наиболее общие формулы, нам придётся выражать расстояние между кораблём и портом через координаты. Пусть порт имеет нулевую координату, а корабль - произвольную координату x.
Тогда расстояние между портом и кораблём будет равно |x|, а расстояние, которое прошёл корабль между точками x1 и x2 - |x2 - x1|.
Примечание: данные выражения - это частный случай более общих формул для вычисления расстояния между двумя точками. В двухмерном случае, когда корабль имеет произвольные координаты (x,y), расстояние между кораблём и портом, а так же расстояние которое корабль прошёл между двумя точками (x1,y1) и (x2, y2) следует вычислять по более сложным формулам:
Для расстояния между кораблём и портом:
______ | |
√ | x2 + y2 |
Для расстояния между двумя произвольными точками координатами (x1, y1): и (x2, y2)
______________ | |
√ | (x2-x1)2 + (y2-y1)2 |
Итак, рассмотрение для одномерного случая.
Пусть в момент времени t1 когда корабль находился в точке x1, в порт отправляется звуковой сигнал. Он затратит на дорогу время Δt1 = |x1|/s.
В порту сигнал будет получен в момент времени T1 = t1 + Δt1 = t1 + |x1|/s.
Через некоторое время t, в момент времени t2 = t1 + t высылается второй сигнал.
Где находится корабль в этот момент времени? Корабль движется с постоянной скоростью v, которая, вообще-то, имеет своё направление.
Вектор, на который переместился корабль за время t (вектор перемещения), находится как v·t. Модуль вектора перемещения равен расстоянию, которое прошёл корабль, а компоненты вектора перемещения (они могут иметь как положительный, так и отрицательный знак) будучи прибавленными к соответствующим координатам исходной точки, дают координаты точки, в которую сместился корабль. В нашем, одномерном случае, надо просто к x1 прибавить v·t, где v - в данном, одномерном, случае единственная компонента вектора скорости v, которая может быть положительна (если скорость направлена вдоль оси Х) или отрицательна (в противном случае).
Таким образом, координата x2, в которую переместился корабль за время t находится как x1+ v·t. Звук из точки x2 до порта долетит за время Δt2 = |x1 + v·t|/s. Сообщение будет получено в момент времени T2 = t2 + Δt2 = (t1 + t) + ( |x1 + v·t|/s).
Время T, которое пройдёт между моментами получения сигналов в порту:
T = T2 - T1 = [(t1 + t) + ( |x1 + v·t|/s)] - [t1 + |x1|/s] = t + |x1 + v·t|/s - |x1|/s.
Чтобы избавиться от знака модуля и упростить выражение дальше, нужно отдельно рассматривать два случая:
1а) Компонента скорости v - положительна и координата x1 - положительна (Ситуация показана на Рис. 2). Эта ситуация соответствует тому, что корабль удаляется от порта.
Рис. 2. Корабль удаляется от порта. |
тогда |x1 + v·t| = x1 + v·t и T = t·(1 + v/s).
Как мы видим, интервал времени между моментами получения сигналов в порту больше, чем между моментами их отправки с корабля.
Это значит, что если бы мы с корабля непрерывно транслировали музыку, то в порту её бы слышали в замедленном темпе.
1б) Аналогичная ситуация получается, когда корабль удаляется от порта в другую сторону (рис. 3).
Рис. 3. Корабль удаляется от порта в другую сторону. |
Модули раскрывать при этом следует немного иначе: |x1 + v·t| = |x1| + |v·t| и T = t·(1 + |v|/s).
На самом деле, поскольку и x1 и v у нас отрицательны, правомернее было бы написать так: |x1 + v·t| = -x1 - v·t и T = t·(1 - v/s), но здесь надо всё время помнить, что v - отрицательная величина, следовательно -v - положительная.
То есть, когда корабль удаляется от порта, происходит наблюдаемое замедление времени.
Формула T = t·(1 + |v|/s) - наиболее общая формула, она включает в себя оба случая: 1а) и 1б), здесь не надо помнить о знаке скорости, надо помнить лишь одно - корабль удаляется от порта.
2а) Компонента скорости v - отрицательна, координата x1 - положительна (Рис. 4).
Рис. 4. Корабль приближается к порту |
В таком случае модуль раскрывается так: |x1 + v·t| = x1 - |v|·t и T = t·(1 - |v|/s)
То есть, интервал времени между моментами приёма сообщений становится меньше, чем между моментами их отправки.
2б) Аналогичное место имеет ситуация, когда компонента скорости положительна, а координата отрицательна (было показано на рисунке 1). Подробно рассматривать не будем.
Таким образом, мы получили выражения для двух ситуаций:
1) Корабль удаляется от порта: T = t·(1 + |v|/s) - принимаемый сигнал идёт в замедленном темпе.
2) Корабль приближается к порту: T = t·(1 - |v|/s) - принимаемый сигнал идёт в ускоренном темпе.
О ситуации, когда корабль приближается к порту, следует сказать ещё вот что: если скорость корабля сравняется со скоростью звука, то все сигналы, высланные с корабля за время его приближения к порту, будут получены в порту одновременно, и сам корабль прибудет в порт вместе с этими сигналами.
Если корабль удаляется от порта со скоростью s, то интервал между моментами получения сигналов будет в два раза больше интервала между моментами их отправки.
А что будет, если скорость корабля v больше скорости звука s? При выводе наших формул, мы никак не учитывали, что v < s, поэтому их можно применить и тогда, когда v > s. И что же у нас получится?
В первом случае, когда корабль удаляется от порта - ничего особо странного. Хотя корабль движется быстрее звука, звук до нас когда-нибудь, да долетит. Только время T будет увеличиваться неограниченно по сравнению с t, и музыку мы будем слышать в сильно замедленном темпе.
Во втором случае будут происходить странные вещи: сначала прибудет в порт корабль, конечно, поскольку он опережает звук. А потом мы услышим музыку в обратном направлении. Темп такой вывернутой на изнанку музыки, в свою очередь, тоже будет зависеть от скорости корабля. Если корабль обгоняет звук меньше чем в два раза, обращённая музыка будет звучать ускоренно, а если ровно в два рара - в том же темпе, что и в нормальном направлении, а если больше чем в два раза - обращённая музыка будет замедленна.
Подобное явление некоторые из вас могли наблюдать для сверхзвуковых самолётов. Сначала пролетает самолёт, и только потом, с опозданием, его догоняет звуковой аккомпанемент. Но шум - не песня, поэтому можно и не заметить, что мы слышим его задом наперёд.
Когда мы обмениваемся информацией не с морским, а уже с космическим кораблём, и сигналы посылаются при помощи радиоволн (движущихся со скоростью света) данные выкладки тоже справедливы. К тому же, там будет иметь место схожая ситуация. Не смотря на то, что в вакууме нет никакой среды, подобной воздушной, и вроде бы свет, оторвавшийся от корабля, должен лететь по инерции и его скорость должна зависеть от скорости корабля, всё-таки скорость света относительно нашего космодрома не зависит от скорости корабля. Вот только никакой музыки (в данном случае, праваомернее сказать, радиопередачи), звучащей задом наперёд, или картинки, отматываемой в обратном направлении, мы не увидим, поскольку согласно Теории Относительности, физические тела, коим является и космический корабль, не могут обогнать свет.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"