Формат А5. Ориентация книжная. Сдано в набор 09.07.2012 18:10.
Ответственный за набор Н.К.Р.
Часть первая
Как обычно Суно проснулся в 10 часов утра. В комнате царил полумрак. Сквозь плотно закрытые белым жалюзи окна свет совсем не проникал. Только от Компо исходили едва уловимые синеватые лучи, слегка просветляя прямоугольные очертания комнаты.
Суно полежал несколько минут неподвижно с открытыми глазами на кровати, всматриваясь в смутные очертания огромного, плоского, всевидящего глаза, так хорошо знакомого с раннего детства. В такие утренние минуты он всегда чувствовал обновление, словно вот-вот родился и жизнь начинается снова. Ни мыслей, ни чувств. Просто тишина и покой, точно душа еще не вернулась из вечного мира, и тело ждало ее возвращения.
Плоский глаз Компо, уловив новое состояние Суно, вспыхнул желтым огнем. Легкая тревога тронула душу. Всплыла вчерашняя последняя мысль, с которой он заснул. Как все в мире переплетено. Во все века великое просветление принимали за безумство, гениальность - за душевную болезнь. Малкин первым научился слушать свою душу, но никто не услышал его.
Чем больше Суно думал о Малкине, тем рельефнее виделись ему заблуждения людей 21 века. Того, кто умел глубоко чувствовать и мог подняться на необозримые высоты духовной чистоты, могли официально сделать душевнобольным человеком. Духовное и душевное. Вечная истина и истина внутри нас. Божий дух наполняем собой - вот и становится наша душа легкой, окрыленной. И ей хочется лететь. А куда? Вокруг такие земные, не познавшие радости полета люди.
Противоречивые мысли вдруг столкнулись, причиняя боль. Суно почувствовал, что ему надо развеяться, сделать усилие и вырваться из тяжелых объятий прошлого. Он встал, принял в ванной комнате душ, а затем вышел на балкон. Нажал кнопку. Закрылись зеркальные окна, затем задвигался пол. И балкон превратился в лесной пейзаж. Суно шел по мягкой травянистой тропинке и прислушивался к пению птиц. Пахло чабрецом и медуницей. Легкий ветерок овевал ему лицо. Иллюзия была полной. Он даже не задумался, что нет ни настоящего леса, ни цветов, ни птиц, а просто наслаждался природой. И душа его жила в эти минуты какими-то извечными запахами, звуками, чувствами.
"Душа человеческая - большая тайна. И с тайной этой нужно еще нежнее обращаться, чем с цветком", - вдруг сами по себе всплыли слова Малкина. 31 век. А знаем ли мы теперь по-настоящему душу человека? Знаем ли мы все, что ей надо: как нам думать, чувствовать, поступать, чтобы быть бесконечно счастливыми?"
Опять, опять мысли, - грустно улыбнулся Суно. Откуда они и почему приходят в такие минуты, когда хочется полного покоя? А может, правда, нужно зачеркнуть прошлое, и никогда его не вспоминать. Оставаться, как все, в вечно прекрасном своем настоящем и больше ничего не искать в этой жизни.
Чего же мне не хватает? Не хватает теперь, когда в мире все так идеально и хорошо, когда человечество поднялось на свою высоту и забыло, что такое настоящее зло. Эти странные позывы души. Даже здесь, в искусственно созданном лесу, они не давали покоя.
Суно остановился. Осмотрелся кругом. Он стоял посередине небольшой полянки, полной цветов. Вокруг него радостно порхали бабочки и стрекозы. Грудь легко вдыхала свежий лесной воздух. А усталость, тонкая, едва уловимая усталость не проходила.
Компо, прочитав мысли Суно, отключил виртуальную реальность. Вернувшись с балкона в комнату, он опустился в мягкое кресло и попытался представить что-то светлое и приятное. Его комнатушка в огромном тысячеквартирном здании принадлежала только ему: никто не зайдет в нее, никто не потревожит. Человечество стало деликатным. Оно никогда не нарушит чужой покой. Человек - это целый мир. Миллиарды душ на планете и миллиарды миров! Огромные города с гигантскими небоскребами всем дали приют! Люди... люди... море людей. и море самых разнообразных чувств!
Суно несколько минут посидел молча перед Компо, а затем мысленно заставил его включиться. На всю стену появился небольшой домик среди сосновых деревьев. Вот здесь на краю небольшого городка прожил свою долгую жизнь Малкин. Правнуки помнили его высоким седовласым стариком с длинной бородой. Поражают чистые глаза этого человека, В них столько чувства и проницательности. Одним взглядом он проникал в глубины душ человеческих, видя все тайны их и недостатки. От старика исходит неземное сияние. Перед нами стоит тот, кто постиг тайну человеческого счастья,
Красивая душа! Весь мир стоит в онемении перед ней! Откуда она взялась в столь грешном мире?! Мы всю жизнь учились, познавали и работали над собой. А она пришла и засияла. Огромная толпа людей со своими мелкими убеждениями стояла по ту сторону забора. Ученые, писатели, верующие - все они застыли перед ним с широко раскрытыми удивленными глазами, рты приоткрыты, руки беспомощно повисли. Все огромные труды, все старания, поиски и верования повергло это простое искреннее состояние праведника. Человек с красивой душой стоял у своего домика и тянул ко всему миру руки.
Эту картину художника 28 века Суно любил подолгу рассматривать. В ней раскрывалась тайна Малкина. Тайна чистоты человеческой души.
Компо раскрывал перед Суно ужасные картины прошлого. Темная, неразумная масса 21 века жила, клокотала, перерождалась и истребляла самое себя. На темных ночных улицах затаились воры и убийцы, и время от времени совершали свои грязные преступления. Страх держал двери всех домов на замке. А человек ложился спать, ощущая смутный страх и беззащитность. А день начинался с суеты и бесконечной борьбы за выживание. Им вечно не хватало денег, и постоянная боязнь оказаться в нищете довлела над ними. Все это были люди. Живые существа, с живыми чувствами и живой болью. И среди этого хаоса блестела только одна звезда - звезда Малкина
Назар Малкин родился в Волхове - городе волхвов, как утверждают легенды. Он глубоко чувствовал случайную закономерность появления в этом городке.
Сколько таких маленьких селений в Африке, Китае, Индии, а я оказался именно здесь, на всю жизнь прикованный к этой земле. Почему здесь? Как я выбрал это место? Какая высшая сила помогала мне и решила за меня? Волхов, кто тебя знает? Многие ли слышали? А для меня здесь все так знакомо и близко: каждое деревце, каждая тропинка. Всю жизнь я здесь. В других городах все по-другому. Но мне никогда не хотелось путешествовать. Будто дерево, я навсегда прирос к этим местам.
Городок был окружен лесом, лежал на холмистой местности, маленькая змеистая речулка огибала деревянные домики. Ей кланялись старые ивы. Дикие утки пугливо плавали в ее камышовых зарослях. Дети стайками бегали по тихим песчаным улицам, на которых почти не было движения, разве что прогремит молоковоз или, опустив голову, протащится гужевая лошадь,
Но к тому времени, когда появился на свет Малкин, то там, то здесь начинали расти кирпичные пятиэтажки.
С того времени, как мир изобрел всевидящего и всеслышащего Компо, люди новой эры много нового открыли о человеке. Суно часто прослушивал мысли и чувства людей прошлого, которые никогда не исчезали, не стирались временем. Природа бережно хранила запись каждой души, только долгое время люди не могли ее прочитать.
Суно вслушивался в жизнь Малкина с самых первых минут его рождения, и был удивлен, что этот человек уже тогда чувствовал тесную связь между земной и вечной жизнью. "Если есть высшая правда, - думал он, - то моя земная жизнь началась просто потому, что я этого когда-то захотел сам. Он, конечно, не помнил тот день, ту секунду, а может быть ту постоянную минуту вечности, когда дал согласие прийти в этот мир. Современные сверхчувствительные Компо теперь могут воспроизводить чувства младенца еще за минуту до его рождения. Находясь еще в потустороннем сознании, воля Малкина прозвучала так: "Я, вечный и независимый дух, даю согласие войти в великую иллюзию ЖИЗНИ, я отдаюсь чувству начала и конца. Что бы со мной ни происходило, будет происходить под давлением времени. Теперь у меня есть тело, и сила, имя которой БОЛЬ, заставит беречь его".
И вот Компо воспроизводит мысли младенца после его рождения.
Где это я? Словно лечу куда-то. и совершенно забыл, что со мной было еще минуту назад. Ведь я где-то был. Даже очень сильно чувствую, что был. А теперь, кто я? По-моему, я родился... и расплывчатый, туманный свет причиняет боль моим глазам. Вокруг меня какие-то существа. Кто они? Ах, да! Люди. И я теперь тоже человек. Но почему они, как ангелы, в убеленных одеждах. Нет, теперь я, кажется, знаю: эти люди работают в больнице, и на них белые халаты. Теперь они хлопочут возле меня. Ведь я новорожденный младенец. Они осматривают меня, взвешивают, записывают мои вес. Я сжал ручки в кулачки и готов заплакать. Мне тесно, не хватает свободы, пространства, чего-то огромного, бесконечного. Я пытаюсь вспомнить, где я был еще минуту назад. Смутно всплывает что-то идеальное, бесконечно чистое. Это место вечного покоя.
Теперь я земной. Все вижу, все запоминаю. Эти в белых халатах все еще суетливо снуют по комнате. Они тоже земные, и я чувствую: у меня с ними что-то общее. Вот меня поднесли к мягкой женской груди. Я сосу молоко и по-прежнему по инерции вспоминаю, откуда я и почему здесь.
Моя мама, Боже мой, как она ласково и нежно прижимает меня к себе! Как хорошо и тихо здесь возле нее. Мне теперь так же легко и спокойно, как было в вечной жизни. Я умиротворенно засыпаю. Должно быть, это только сон. А через минуту проснусь и опять буду в своей вечной обители,
С помощью всемогущего Компо было выяснено, что человек теряет свое вечное сознание... или свое чистое Я, как говорили в древности на протяжении шести месяцев своей жизни.
Малкин ничего этого не знал и не мот знать. 21 век еще только - только догадывался о существовании вечной жизни. Ни один ученый мира не осмелился бы заявить, что еще в утробе матери ребенок сохраняет абсолютное сознание вечности. Только приборы, способные читать мысли, могли доказать это. Компо - это всемирная сеть, способная услышать любую душу настоящего и прошлого. Мысль материальна, природа ее сохраняет. Только человечество долгое время ничего об этом не знало, и не могло ее воспроизвести.
И какими детскими могут показаться гениальные по простоте мысли Малкина: "Я думаю, что есть Абсолютный мир. В 1963, 64 году я был еще в нем, потому что меня не было на земле, и я где-то должен был быть. Или придется допустить, что меня нигде никогда не было до моего рождения. Тогда вся вечность прошлого для меня - зияющая пустота. Это ужасно. И я в это мало верю. Когда я умру, я тоже окажусь в Абсолютном мире. Теперь я 35 лет живу на земле. Какой - то закон, неподвластный моему человеческому пониманию правит надо мной. Связывает все случайности в закономерности. И в земной жизни этот закон проще всего назвать БОГОМ".
Но в детстве так тяжело сохранить свой чистый вечный дух. И нужны годы, долгие года работы, чтобы земному человеку прийти к этим мыслям.
Малкин чувствовал, как тяжело пробираться сквозь лес земного сознания, он уже ходил в школу, а ему казалось что еще недавно, минуту назад, он выплыл из вечности. Он помнит первое пробуждение, первое утро и солнечную дорожку, по которой так хотелось бежать. Мир казался таким прекрасным и созданным для счастья. Но чем старше он становился, тем больше убеждался, что люди вовсе не видят, не чувствуют его в себе, что они собираются быть счастливыми когда-то в будущем - далеком, туманном и неясном.
Как-то само собой получилось, по какому-то естественному закону, что в классе он всегда сидел в уголке, на последней парте, всегда один и как бы смотрел на все происходящее со стороны.
Учился он средне. И только по трем неизменным предметам у него стояли тройки. В глазах учителей математики, физики и химии он видел отчуждение. Это были какие-то земные науки - и он их никак понять не мог.
"3а что же они меня не любят? - думал он. - Ведь в моей душе так хорошо и светло".
Отчего же ему так тяжело давались именно эти предметы, которые несли не только пользу, но и ясный, несомненный вред? Две мировые войны, используя все лучшие открытия, уничтожили миллионы людей. Химические заводы загрязняли города, поля и реки, атомные бомбы взорвались в Хиросиме и Нагасаки. А этот ужасный Чернобыль...
Какая сила оберегала мальчика: отчего он так слепо не доверялся времени и всему тому, чему его учили? Наука несла великие блага и великие беды. Быть может, в нем была природная осторожность, исходящая от сильного светлого внутреннего чувства?
Он никогда не тянул руку, сидел, слегка пригнувшись: точно хотел, чтобы его забыли или хотел исчезнуть куда-то в пропасть.
Он все еще ощущал себя частичкой вечности - и это чувство не проходило. В нем уже клокотала жизнь, ее волны настраивали душу на что-то беспечное, до боли беспечное и земное. И все больше подкатывало ощущение, что нет ничего, кроме этой улицы... единственной земной реальности.
Она жила, стояла пред глазами: его город, дом, улицы, дороги, деревья, школа...
Парта, к которой он уже прикован на многие годы. Как отдаться чувству этого мира, как в нем существовать?
Нет ничего кроме земли. Теперь он все время здесь, И что же делать? Отдаться этому течению и плыть, куда занесет? Как все, куда все. В едином потоке времени вливаться, вливаться в жизнь. Главное, что со всеми, особо не думая, не чувствуя - в единую опьяняющую радость жизни.
Бежать в школьную столовую, по шумным коридорам, расталкивая, наступая на ноги, чтобы первым, чтобы занять удобное место и с особым наслаждением съесть свою порцию.
Была боль... А обещанное счастье далеко впереди. "Я ничего не могу сделать, не могу сфальшивить или сделать шаг в сторону". Сколько раз, став взрослым, Малкин говорил себе это слово. И сколько бы ему ни говорили, что когда-то будет счастье, только нужно учиться и учиться: он хотел его сегодня, теперь, только в эту минуту, в одну единственную настоящую минуту.
И оно наступало, приходило, когда он вслушивался в себя и удивлялся: вечность не исчезала, как бы на него не давила жизнь.
Не знаю, что со мной, но я не могу, не могу сделать ни одного лишнего движения. И зачем мучить, зачем заставлять меня его делать? Это так больно. Школа научила меня читать, писать... Дальше моя воля стремится куда-то сама... Я иду туда, я стремлюсь, а люди всем миром тянут куда-то в сторону. Летом он часто играл у бабушки Марты. Так они все на обочине божьей бабушкиной дороги и уверяют, что это и есть настоящее счастье. Но я знаю, чувствую, как несчастен тот мир, где они. Я не хочу туда. И душа моя вновь летит к идеалу. Там мне хорошо. Там никого нет. Тишина. Тихая обитель и единственное место, где я еще могу существовать.
Всегда, когда Суно выключал Компо, прошлое пропадало, он его не чувствовал, не представлял так ясно, как в минуты прослушивания. Малкин становился для него далеким и расплывчатым.
Школа древности. Неужели она такой была? Неужели когда-то учили человека для его собственного счастья? Детки с семи лет приговаривались на долгий срок сидеть за партами - и так изо дня в день. Что же делалось с их душами? Потеряв вечность, они шли в жизнь, жить, выживать, перерождаться. Вот все, что от них требовалось.
Сегодня никому бы и не пришло в голову учить детей тому, что практически не пригодится.
Это бы напоминало мешок - с разным ненужным хламом, который бы мы взвалили на спину и несли. Хотя бы нас спросили, что там за хлам у нас за спиной, мы не смогли бы ответить.
Ненужными знаниями могли еще загружать детей в двадцать первом, двадцать втором веке... Но такая запасливость уже была давно отвергнута. Были знания, которые, несомненно, пригодились всем людям: уметь читать, писать, рисовать и играть на каком-то инструменте...
Остальные предметы выбирали за детей родители, а дальше - они сами. Родители и дети, конечно, могли ошибаться в выборе своего пути, но это были их ошибки. И государство не несло за это ответственности. И не было насильственного образования...
Конечно, о школе у Суно были самые лучшие воспоминания. Золотая пора детства... Он познавал, учился, и знания были нужны только ему. И все в этом ему помогали. Он никогда не отвечал для учителя, и учитель только, прислушиваясь к ученику, искусно помогал ему, все больше и больше увлекая.
Если же интереса к какому-то предмету не было, этот предмет тут же забывался, и никто его насильно ему не учил.
- Да, - вздохнул Суно. - Как невообразимо столетия меняют эту жизнь.
Он глянул на часы: незаметно пробежало полдня. На циферблате одна за другой прыгали секунды. Что можно сделать всего лишь за это одно мгновение. Даже мысль, одна единственная мысль - может быть в глубине души выраженная мгновенно, не имеющая времени, - эта мысль в земных условиях ввязывается в целую связку этих земных секунд.
Но Cvнo чувствовал: забываясь в своих мыслях, он терял время и приобретал вечность. А то, что часы, придуманные людьми, безжалостно отсчитывали мгновения жизни - была ли в том его вина?
Суно встал, еще раз взглянул на картину, на лицо Малкина - и вновь почувствовал, как свет вечности заполняет его комнату.
Как много людей вокруг него, огромные и огромные толпы окружают домик Малкина. А, пожалуй, он один только счастлив, и все в нем так спокойно и ясно. На его столе самые лучшие, вдохновляющие книги. Евангелие... еще какая-то книжечка в черной обложке с золотистыми буквами, которую трудно разглядеть... Гюго, Достоевский, Толстой. Он в них нашел то, что надо и отбросил ненужное. Не потому ли такой свет на его лице? Не потому ли такая ясность и простота, такое невероятное спокойствие?
Суно услышал, как тихонько открылась дверь. Вошла Ама. В глазах пустая радость. Новое увлечение ее вновь исчерпало. Она села возле Суно и виновато улыбнулась.
- Мне теперь ничего не хочется, словно я не в самой себе.
- Думаю, это оттого, что ты не нашла в себе самого главного, того, что могло бы радовать твою душу всегда.
- Ах, оставь. Что же может быть главнее духовного наслаждения.
- Ты слишком увлекаешься всеми радостями искусства. Ты совсем не находишь времени послушать мою душу. Ведь это так просто. В любой час, в любую минуту Компо раскроет тебе мои мысли, чувства. Ты узнаешь, чем я живу, что меня волнует и к чему так стремится моя душа. Ведь мы с тобой самые близкие люди, а такое чувство, что удалились на тысячи километров.
Ама смотрела на Суно с удивлением и даже с легким испугом - что в 31 веке было, может быть, самым крайним состоянием.
- Суно, разве тебе со мной не хорошо? Разве ты не счастлив? Ведь все люди счастливы бесконечно. И в жизни столько прекрасного. Я даже боюсь, что я и половины из самого лучшего не успею вобрать в свою душу. Мне так хорошо, Суно, я так счастлива.
"Боже мой, - подумал Суно, - ведь она даже не заметила противоречия... Говорила, что ей плохо, и тут же утверждает, что хорошо".
- Но неужели счастье - наслаждаться искусством и не слышать другую душу? Неужели к такому идеалу стремилась вся история земли?
- История земли создавала шедевры, чтобы ими наслаждались все.
- Но шедевры земли создавал человек. Все самые сокровенные чувства он вкладывал в них. Те чувства, которые неспособны были понять современники. И многие остались при жизни непонятыми - но их души остались в музыке, на полотнах, в стихах навечно. Это для того, чтобы хоть следующие поколения их услышали. Оттого тебе так нравится слушать души великих людей через звуки или краски. Но я тебя уверяю, человеческая душа звучит красивее, чем любой музыкальный инструмент. Почему, почему тебе никогда не хотелось послушать великие произведения души?
- А разве есть такие? - Ама удивленно, широкими глазами смотрела на Суно.
- Да! И величайший из таких творцов Малкин. Ты послушай его душу. Настрой Компо на его волну. Прислушайся к гармонии чувств, мыслей, к полету духа. К извечной, чистоте.
Суно притих. Размеренный, спокойный, завораживающий голос Малкина заполнил комнату какими-то особыми, приятными для души звуками. Ама вслушивалась, стараясь понять, прочувствовать что-то новое. И в ее сердце начинали пробуждаться какие-то новые чувства.
"Не будет... не будет истинного состояния, если не найдешь свою мысль, свое настоящее чувство. Не чужое, которое нам дарят книги... а то, которое сейчас нужнее всего твоей душе. И вот ищешь его и мучаешься. И вдруг садишься за стол и начинаешь писать. И чувствуешь, что в эти минуты что-то настоящее, самое важное исходит из тебя. Словно читаешь какую-то книгу. Но ее еще никто не написал. Она где-то в глубине меня. Я и писатель, и читатель. Последний подгоняет первого. Душа оживает. Интересно, что будет дальше... И это нигде не написано. Книги этой нет. Но все время такое чувство, что она есть во мне. Я закрываю глаза. Там в черной обложке с золотистыми буковками. Там она лежит на столе в тесной комнатке моей души. Там я читаю, а здесь спешу переписать. Я тот из мира своей души диктую себе... материальному в этом мире.
И чувствую, как душа моя становится легче пушинки. И я не выдерживаю. Начинаю быстро ходить по комнате, опьяненный внутренней радостью. И сам чувствую, что выше самого себя.
Это, наверное, одухотворенность. И как бы уже два мира - Тот и Этот становятся реальностью. И так радостно. И так трудно выдержать это соседство рядом. И я выхожу из дому и брожу по улицам. А люди вовсе не знают, что у меня там, в душе, второй мир и что я переживаю и волнуюсь за него. За тех людей, которых вовсе нет в действительности. Я беспомощен здесь, но там, там меня волнует каждая мелочь. Пожалуй, я там живу больше, чем здесь. Здесь все дороги сто раз исхожены, те же дома, деревья, железнодорожные пути, будка у переезда, вокзал, крутые откосы и домики, маленькие домики и острые кончики заборов''.
Ама слушала, затаив дыхание. Пустоты как и не бывало. Щеки ее горели, душу наполнило сладкое возбуждение, предчувствие чего-то нового.
- Малкин? Кто он? Писатель? А что он написал? Почему я ничего о нем не знаю? Какие романы он создал? - Ама с удивлением и даже легким упреком смотрела на мужа. Почему он ей до сих пор ничего не сказал?
- Он мыслитель, просто мыслитель, живший 1000 лет назад, - мягко улыбнувшись, ответил Суно. - Он чем-то похож на Сократа, Эпиктета. Правда, он записывал свои мысли, но человечество их не сохранило. Я их открыл вновь с помощью Компо.
Ама задумалась. Ей всегда хотелось испытать нечто новое. А в том, что ей сейчас раскрывал Суно, было что-то таинственное и еще не познанное. А что если и тысячу и две тысячи лет назад было нечто такое, что дает сладость для духа? Почему она ограничила свое познание последними тремя веками - ЭРОЙ БЛАГОДЕНСТВИЯ. Правда, в далеком прошлом сейчас никто не копается. И ее Суно - оригинал. Но от него она уже не раз получала, душезахватывающие подсказки.
Затем Суно стал рассказывать о времени Малкина, про его жизнь, быт. Ама слушала, но многого еще не понимала.
Город, по которому бесконечно снуют машины, и люди перебегают улицы едва ли не под их колесами. Всюду открыты магазины, где за прилавками стоят продавцы. Зачем они весь день стоят и выдают? - удивлялась Ама, когда каждый человек может подойти и взять сам.
- Видишь, дорогая, в те времена не было Компо. И никто не знал мысли других людей. Тогда говорили: чужая душа - потемки. Каждый бы мог потихоньку что-нибудь украсть. И этого бы никто не заметил.
То, что говорил Cуно, было чем-то ужасным и непонятным. Наступала ночь, и люди закрывали свои двери на тысячи замков. Темные улицы, а тем бродят странные, нехорошие люди, и мыслей их никто не знает.
Ама посмотрела на небо. Оно было такое чистое и бездонное, как добро этого мира. Душа ее тянулась куда-то далеко к бесконечности. И стало на минуточку радостно, что она живет в 31 веке, где совершенно отсутствует зло, и ни у кого нет ни страха, ни сомнений. Как радостно, что человек изобрел Компо. И даже малейшее зло, только оно возникни, сразу станет известно всем.
Малкин шел по жизни, и все время чувствовал себя чужим этому миру. Счастье совсем рядом - и он так часто ощущал его в себе. Но люди все время толкали его не туда, словно не хотели, чтобы он испытывал настоящее счастье, словно завидовали ему - и хотели ввергнуть в один водоворот убеждений, пустой суеты ради непонятного какого-то светлого будущего, И его сознание то темнело, когда он уступал людям, то светлело, когда он верил себе. И Малкин все яснее сознавал: его состояние зависит от приближения или удаления к Идеалу. Стоило ступить шаг в суетный мир - и вечность исчезала, меркла. И если бы не это сильное ощущение, что он где-то был и куда-то вернется... И в этом земном мире только проверяется его душа, - он бы погиб. Неужели 64 год был началом его. Он, Малкин, был лишь зияющей пустотой, и кто-то взял ветер, пустоту, вдунул одно в другое. И стал он. И стал его дух, точно листок, слетевший с дерева, метаться по земле, гонимый ветром в пустом пространстве. И завертелся его дух, мысль, чувство из ветра и пустоты.
Вечность она не умерла в нас, она нам подсказывает: мы на земле, но мы и там, в другом месте - с НЕЙ! Малкин чувствовал, всегда чувствовал, все, что он делает, не по ее воле... Тогда у него внутри все сжималось, на глаза наворачивались слезы, ему хотелось застыть на месте и никуда не идти.
Но люди его подталкивали, часто его подталкивали не туда. Он это чувствовал, чувствовал их ошибки, и хотя еще не знал, неясно представлял все беды от них, но в душе был испуг, оцепенение.
Он не замечал, как летели земные годы. Впрочем, они должны были пролетать, ибо, что такое эта горсточка лет, называемая жизнью.
Ему было восемнадцать лет, а ему снились сны, точно он еще младенец, точно только вошел в этот мир. Как-то раз он проснулся от жуткого сна.
Он бежал по широкому, бескрайнему полю, а под ногами дымилась земля. Что-то ужасное творилось вокруг, ужасное и непонятное: то ли война, то ли страшный небесный огонь выжигал землю. Людей не было. Они или погибли, или остались далеко позади. Почувствовав, что задыхается, теряет силы, мальчик остановился, застыл. И, не зная, что дальше делать, куда бежать, упал на прожжённую травой землю и заплакал.
В квартире было темно, из соседней комнаты доносилось тихое посапывание родителей. Назар прислушивался: в груди сильно билось его сердечко, а на стене размеренно тикали старые бабушкины часы.
Ему вдруг стало страшно жить. Всего восемнадцать лет. А он успел только оглядеться, только привыкнуть к этой жизни. И вдруг его зовут в какой-то мир, совершенно далекий и невозможный для него. Мир, где учатся убивать. Господи, я же брошу все и пойду целовать врага. Ведь нас же всех роднит вечность. Жизнь жестока и земная реальность потихоньку возрастала и начинала давать на него.
Войны... Армии... Убийства... Отчего люди так спешат в вечный мир? Отчего люди хотят массовыми истреблениями, братоубийствами вернуться туда. Может потому, что они совсем... совсем потеряли вечность?
Вчера он был в военкомате...
- Я не могу проходить комиссию, - сказал он, едва промямлив...
Он чувствовал, как внутренне все противится, не пускает, не дает...
- Как?! - военком даже встал из-за стола.
Назар, опустив голову молчал... Он, как бы ни хотел, не мог выдавить из себя ни одного слова. Голос и без того прозвучал у него слишком по-детски, тоненько, дрожаще, едва не плача.
Он почувствовал, что отключился и не слышит того, что говорит ему раскрасневшийся военком. Около него стоял прапорщик, и криво, затаенно улыбался.
"Таких маменькиных сынков надо в Афганистан, Чтобы поняли, что такое армия".
Этот голос слышался откуда-то издалека, словно их разделяла вечность. Назар чувствовал внутреннее давление, шумы в голове, казалось, сердце вот-тот остановится. Он тихонько вышел на улицу, даже не зная, разрешили ему или нет. Дома, люди расплывались как в тумане.
Он остановился возле березы, прислонился к ней, глубоко вздохнул свежий воздух. Реальность начала возвращаться. В голове шумело, во рту высохло, руки и ноги слегка онемели. В глазах потемнело. И вся эта земная реальности исчезла. Он чувствовал ее, еще отдаленно неясно слышал.
Но что-то другое, сильно звучащее трогало его душу:
О, невинные люди, что вас может толкнуть на кровавое поле, кто вас может заставить убивать! Кто вас может сломить! У вас есть выбор - смерть! Пусть вас не подкупают ни словом "родина", ни смерть близких, ни ваших друзей, жен и детей! Все, кто это говорит, разносит тлетворный дух. Не убей, никогда не убей! Дающий смиренным благодать!
Не убей, не убей, не убей! Не делай малейшего шага к убийству. "Я не убью, и делайте со мной, что хотите! - воскликнет чистая душа". Смерть рано или поздно ждет всех, живи и не убей! Умри не убив! Все теории мира лживы и несправедливы перед этим "не убей"! И вслед за этим все, кто возмутятся этим словам, я говорю: не тронь чистого человека! Никогда, ни при каких обстоятельствах не тронь чистого человека! Лежачего не бьют! Того, кто никого не трогает, не тронь! Тот, кто не пойдет на войну, никогда и ни за что - не тронь!
О, вы, что вы извиваетесь, хитрите, придумываете тысячи предлогов и правд, чтобы подвести одного человека к убийству другого! Не убей! Не убей никогда и ни за что!!!! Не смущай! Не говори! Здесь не должно быть компромиссов! Все хитрости, все уловки не пройдут, если единичная простая душа никогда не возьмет в руки оружие, никогда не согласится убить или обидеть! Это самая прекрасная душа: пусть их называют дезертирами, пусть расстреливают: эти души были самыми прекрасными - они умирали с божьей истиной, они несли миру полный мир, их не пугало рабство - они бы и там умерли! Их пугало то безумное состояние, когда мозг человека уже нашел оправдание для убийства и уже идет убивать!
Эти толпы людей своим образом жизни, своими падениями ведут себя к войне. Падающее человечество закончит войной. Война неизбежна, когда люди потеряли совесть: все кто на войне - это люди без совести, у всех, кто держит ружье - совесть заключается в метком выстреле из этого ружья!
Искромсанные, изувеченные, полные боли люди. Люди, которым посчастливилось не умереть на войне, теперь они нищие, никому не нужные герои ползут ко мне за подаянием. Они страшно обманулись тогда. Их страшно обманывают теперь. И кто отдаст им свое богатство, чтобы прокормить их.
Мы приняли священный закон, он состоит из десяти пунктов. "Не убей!" - гласит один из них.
Это значит: сам не надумай убивать, мы скажем, мы прикажем, когда тебе убить.
Толпы упали, упали их нравы, и бог насылает на них войну, окончательно одурманивает мозги людей. Они находят оправдание для убийств. Они опустились духом, там нет благородных. Там есть убийцы или способные на убийство. Не подними на человека руку! Не обидь его! Не трогай его!
На земле эти законы от одного святого, который, без сомнения, напрямую общался с богом! Общался! Потому что сам бог шепчет о нашей душе: не убей! И людям так хочется верить в этого святого! В земной жизни!
И это надо людям! И надо богу! Чтобы пробудить совесть! Но закон этот имеет тысячу и тысячу оговорок! И тысячи раз человек переступает его и сгорает его дух в ужаснейшем огне войны.
"Что они со мной могли сделать? " - думал Малкин несколько месяцев спустя, когда все уже было позади. - Они решали, рядили, составляли бумаги, а я знал, что они беспомощны предо мной и не знают, что творят. Я любил их любовью человеческой. Они люди, просто их сознание заблудилось. Они не были злы, только для них все должно было принять законный вид. А душевный, мягкий человек был вне закона. Он никого не обидит, только тихонечко сжимается и смотрит на всех ласковыми глазами. "Есть Бог, есть правда, - шепчет он себе тихонечко вместо молитвы. Что они со мной могут сделать!"
И все же Назар чего-то боялся. Все должно было кончиться каким-то чудесным образом. Но как? Туманная неизвестность застилала ближайшее будущее.
"Но наконец, люди решили, что во мне ненормальная душа, не для этого света, не такая, какая бы подлежала под все их законы. И они нашли выход. Простой, пожалуй, самый простой: они приехали и забрали меня в психиатрическую больницу. Держали почти месяц. Расспрашивали о моей душевности. О моем чувстве вечности. Расспрашивали, не вижу ли я каких людей оттуда, с того мира? Удивлялись, что я всех люблю, что я не могу никого обидеть. И вдруг сами поняли, как бессмысленно такому человеку давать в руки автомат. Да ведь он автомат под куст и к врагу целоваться пойдет. Ведь у него чувство ненависти совершенно атрофировано.
"Пожалуй, Малкин был самым счастливым человеком 21 века, - подумал Суно. - Ведь только один месяц он испытал это страшнее чувство, когда тебя лишают свободы".
Улицы, которыми он ходил, отняты у него. Деревья, к которым он прислонялся в задумчивости, не ждали его на вечернюю прогулку. Цветы росли не для него. Облака плыли по огромному небу: а он видел их лишь сквозь маленькую решетчатую раму.
"Кто же лишил меня свободы? - Малкин чувствовал и здесь руку справедливого Бога - Люди что-то могут, что-то в их власти: но они не властны над моей душой".
А рядом были другие люди - душевно больные. Я глядел на их лица, и мне казалось, что многие из них видят какой-то свой идеальный мир. Они смотрели в пустоту и улыбались. Души, казалось, наполнялись какой-то невиданной радостью. Тихие, спокойные, они по много лет лежали в палатах. Им было не на что надеяться. Казалось, их успокаивало только предчувствие Вечного Мира.
Их никто не собирался отсюда забирать. И все же души их переполнялись счастьем. Почему? Точно вечный мир уже раскрылся перед ними - мир, который так легкомысленно теряли здоровые. А у них не было ничего, кроме больничной одежды, ни вещей, ни даже собственной тумбочки. Словно они уже полностью собрались в дорогу. И только вечность не торопила их возвращаться к СЕБЕ.
А Малкина звала жизнь. Ему было только 18. И ему так хотелось свободы. Бродить где-нибудь одному вдоль поля или леса. Идти, - а рядом ни одной живой души и только ощущение бесконечного мира! Свобода ему была нужна как воздух. Он чувствовал, что если его скоро не выпустят - он сам распахнет врата вечности!
Однажды я стоял и смотрел, как бьется о стекло пчела, она билась, а я все вглядывался в нее. Как ей, бедному хрупкому существу, хочется свободы. И она не успокоится. Она видит широкий квадратный просвет, отлетит и вновь устремляется к нему. И вновь ударяется об стекло, Я позавидовал ее свободолюбию, поймал пчелку в руку. И она притихла. Уж лучше конец, чем эта страшная несвобода!
Я поднял руку к форточке. Лёгкий ветерок обдувал мои сжатые пальцы. Радость, чувство свободы охватило меня - словно я сам сейчас вылечу на простор. Я отпустил пчелу, и бедная пленница в одно мгновение исчезла по ту сторону окна. А я все смотрел и думал, где же она теперь летает. И такая радость меня охватила, что я ей свободу дал. Тут ее гибель ждала. А когда повернулся лицом к палате: больные все смотрели на меня. И глаза их сияли каким-то удивительным одобрением. Они от начала до конца были свидетелями того, что я сейчас совершил. Так Бог испытал меня. И вновь дал свободу. Теперь уже на всю жизнь. Ибо никакой закон теперь, кроме Бога, не был властен надо мной.
Проходя мимо кафе, Суно заметил на белой террасе Аму со своей подругой. Они потягивали из трубочек "Освежающее" и о чем-то говорили. Суно давно уже убедился, что взгляд всех женщин в мире одинаков - стеклянный и холодный, со слабыми искорками жизни. Они всегда могли бы разговаривать молча, просто читая мысли друг друга, но привычка болтать - пожалуй, была последним пережитком прошлого, от которого они не смогли отказаться.
- Я ем для того, чтобы жить, - сказала блондиночка жене.
Легкая, допустимая полнота блестела на ее щеках
- Подумать только! - ответила Ама. - А во времена Малкина жили для того, чтобы есть. Какое тогда ужасное было время.
- И не говорите, добрушечка моя.
- Да ведь и на улицу как же тогда женщины выходили! - продолжала Ама, не замечая, что уже начинает пугать свою подругу. - Сколько опасностей было! Человек не знал, вернется ли домой. Автомобильное движение прямо на улицах.
- А детей?! Как же детей отпускали ходить одних? - с удивлением спросила блондиночка.
- А ведь это, дорогуша, был еще и атомный век. И тысячи неизвестных болезней ждали малюток.
- Что ни говорите, а человечество вовремя опомнилось и отказалось от всех глупостей, - вздохнула подруга.
- А вы представляете, как же это страшно было пройтись по улице. Сотни людей вокруг, и у всех темные мысли, и ни одну нельзя подслушать. Ведь как же было: улыбнется тебе человек, а сам тебя убить или обокрасть хочет.
- Я бы, добруша, не выходила на улицу, И закрывала бы двери на десять замков.