Аннотация: Этот маяк светит для всей Вселенной. Многие ли способны открыть его тайну?
Павел Разводовский
Смотритель маяка
Пролог
Всегда трудно начинать. Фантов был молод, и его первый роман давался ему с большим трудом. И трудно сказать, получился бы этот роман, если бы однажды к Фантову не явились какие-то люди в черном.
"Мы помним ваши рассказы. Вы должны писать. Мы будем выпускать ваши книги", - заявили они. - Только творить вы должны в особой комнате, которую мы вам предоставим".
Фантов согласился. Его вели по каким-то коридорам, и ему казалось, что эти коридоры все время идут вниз. Идти было легко, но воздуха не хватало. Наконец, они открыли дверь железной комнаты с вентиляцией. "Вот ваша комната, где вы будете творить".
Затем его закрыли, и он почувствовал себя как в консервной банке. "Что это за люди? Зачем они меня сюда привели?" - недоумевал Фантов.
"Пиши, только пиши и ни о чем не думай, - шептал ему какой-то голос.
И Фантову ничего не оставалось, как отдаться творчеству и забыться.
И какова была его радость, когда через месяц вышла его первая книга. Он вертел ее в руках, нюхал типографскую краску, клал на стол, снова брал, открывал в разных местах и читал так хорошо знакомые ему страницы, родившиеся в его душе.
Координатор
Муна вызвали к главному координатору. Утром зазвонил телефон и перебил его чудесный сон.
- Я прошу прощения, что так рано. Но работа, которую я вам хочу поручить, не может быть отложена ни на час.
- Разве в нашем мире еще требуется какая-то работа? - недовольно спросил Мун.
Он до четырех утра в свой телескоп наблюдал за звездами, а затем этот сон... Теперь он уже его не досмотрит до конца никогда.
- Вы известный уфолог, Мун, - продолжал координатор. - И только вы можете помочь мне решить ту проблему, с которой я сейчас столкнулся. Возможно, она очень серьезна и несет угрозу всем людям.
Голос в трубке был металлическим, через точно вымеренные интервалы звучало каждое слово.
Когда речь идёт об угрозе людям - тут сразу проснешься и забудешь все свои сны.
- Что от меня требуется? - спросил Мун.
- Прибыть через полчаса в мой центр.
Мун дал согласие. Хотя в мире, где людской труд запрещен - он может хоть целый год лежать в постели, и никто его оттуда не вытащит. И что людям может угрожать? Падение метеорита? Нашествие пришельцев? А может с координатором вышла на контакт другая цивилизация?
Мун положил телефон на тумбочку и хотел идти в ванну, когда тот опять запищал.
- Мун, вы когда-нибудь слышали про смотрителя маяка?
- Что вы сказали?
- Вы плохо слышите?
- Нет, хорошо. Просто вы угадали мой сон.
- Ваш сон?!
В голосе координатора промелькнуло что-то задумчиво-напряженное, возможно даже - испуг.
- Вас что-то смутило?
- Нет, ничего. Я вас жду. Только... только не забудьте то, что вам приснилось.
Теперь, когда мир стал идеальным, координатор выполнял самую скромную роль - ему надо было нажимать на клавиши компьютера и увеличивать или уменьшать количество выпускаемой продукции. Все делали роботы. Человеческий труд был абсолютно не нужен и, по сути, запрещен, хотя всегда находились увлеченные люди, которые занимались своим делом для собственного удовольствия.
Мун был уфолог. Он не знал, есть ли иные миры, иные планеты, но изучать рассказы свидетелей было очень интересно. Откуда они все происходят? Тайна ли это или вмешательство внешних сил?
Дом координатора находился в центре города. По виду напоминал шахматную белую ладью. В нем была одна дверь, в которую почти никто не входил. Были времена, когда люди стремились стать царями, императорами, президентами. Теперь Коора пришлось уговаривать на эту должность. Просто он лучше других понимал в этих делах, и уже много лет удачно нажимал на клавиши компьютера. Полностью автоматизированные заводы выпускали всегда продукции столько, сколько надо. И людей это вовсе не интересовало - они могли прийти в магазины, взять, что им надо, и жить своей жизнью, далекой от тех проблем, которыми жил координатор. Думаю, что большинство людей даже не знало, что есть такая должность, и были уверены, что роботы сами по себе знают, каких товаров и в каком количестве требуется в магазинах.
По белой лестнице Мун поднялся в верхнюю комнатку "Шахматной ладьи", где за столом, окруженным компьютерами, сидел Коор.
- Видишь, все проблемы в этом сне, - сказал Коор. - То ли я переутомился, то ли что-то действует на меня. Я сам не свой и боюсь допустить какую-нибудь ошибку. Я уже третий день вижу какой-то одинаковый сон. Все время в глаза светит маяк, и по этому маяку ходит какой-то мужчина.
- Вы его ясно не видели?
- Нет. Что-то тяжелое было внутри меня. Все словно как наяву. Мне кажется, что это вмешательство внешних сил. Вы же сказали по телефону, что вам тоже приснился маяк.
- Да, но мой сон, в отличие от вашего, был не таким расплывчатым. Правда, я его видел сегодня только впервые. Раньше мне никогда ничего подобного не снилось.
- И вы ничего не забыли и могли бы мне рассказать?
- Пожалуй, что смогу, - ответил Мун. - Только завесьте оконные шторы. Солнце светит мне в глаза.
Коор нажал на кнопку в столе - и кабинет погрузился в полумрак. Мун, устроившись в кресле и заложив ногу за ногу, стал рассказывать.
- Вначале мне приснилось, что какая-то сила выхватила меня из кровати и закружила среди звезд. Затем мне показалось, что я нахожусь на каком-то корабле, а из соседнего отсека до меня доносились голоса.
- Мы не имеем ничего общего с Малком! Нам нет до него никакого дела, - орал кто-то.
- Но я вам говорю! Рождаются целые города. Просто в пустыне. Там живут люди, такие как мы.
- Бред! Все бред!
- Но это странные города. Я не знаю, что это за миры и откуда в них эти люди!
- Вы не хотите работать, Масима, и придумываете разные причины. Вы уже неделю ловили этого несчастного каторжника Нафана. И всякий раз уверяете, что он у вас был в руках. Но я все время вижу только вас. А где он? Вы скажите, где Нафан?
- Сейчас он на планете Маяк.
- Так направляйся туда, и чтобы через час преступник был за решеткой.
Затем я видел, как корабль опустился на какую-ту планету. В моем отсеке засветилось окно - а в нем далекий маяк. Но этот маяк (а, может, сам корабль) стал приближаться. А затем я все наблюдал, как в кино.
В дверь маяка загрохотали. Неизвестный пошел открыть ее. Стучал очень высокий человек в форме, а в трех метрах от маяка стоял какой-то полосатый корабль.
- Черт возьми! Где он?
- Кто?
- Вы скрываете преступника!
- Вы, должно быть, что-то перепутали.
- Вон сами посмотрите, - ткнул пальцем полицейский влево.
Неизвестный вышел на крыльцо и посмотрел в ту сторону, куда тыкал пальцем полицейский. Недалеко стоял второй полосатый корабль.
- Я - комиссар Масима.
Он сунул под нос незнакомца свое удостоверение.
- Я разыскиваю беглого каторжника Нафана. Он совершил побег.
- А что он еще совершил? - спросил неизвестный.
- Это не ваше дело. Вы должны мне его выдать.
- А если я скажу, что у меня его нет?
Он вытащил из кармана золотистый томик со звездочками.
- Клянитесь!
- Клянусь!
- Нет, вы положите на книгу руку и клянитесь. Эта книга правды. Кто осквернит ее, подлежит изгнанию в темную галактику.
Неизвестный сделал то, что от него хотели. Казалось, только для того, чтобы от него побыстрее отвязался этот тип в форме.
Убедившись в правде или лжи служителя маяка, полицейский спрятал книгу правды обратно в карман и зашагал к кораблю, в котором сидел я. Оттуда он выкатил свой синий вездеход с мигалкой.
- От меня еще никто не уходил. Я его из недр Вселенной достану!
Его вездеход затарахтел и умчался по бездорожью во тьму.
И здесь вы позвонили ко мне и перебили мой сон, - закончил свой рассказ Мун.
Коор вслушивался в каждое слово Муна, не сводя с него глаз.
- И что вы думаете об этом? - спросил он, бегая пальцами по столу, словно на нем были клавиши.
Мун задумчиво усмехнулся:
- Думаю, что это вмешательство внешних сил.
- Инопланетян?
Мун покачал головой:
- Раз вы и я видим почти одинаковое, значит кому-то это надо. Но кому? На этот вопрос можно ответить, только изучив все обстоятельства явлений.
- Вы думаете, что эти сны будут продолжаться?
- Возможно.
- И если это воздействие инопланетян, вы знаете, как с ними выйти на контакт?
- Нет, не знаю. И поверьте, ни один ученый-уфолог этого не знает. Мы собираем информацию об НЛО. Ее накопилось очень и очень много. Все это свидетельства других людей. Но ни один ученый не имеет явных вещественных доказательств. Если бы кто-то на ученом совете показал летающую тарелку - ученые мира, физики, химики знали бы о ней все, и делали бы ясное заключение, можно ли такую создать на земле или нет. Если бы в наших руках оказался пришелец - существо хоть чем-то внутренне или внешне не похожее на человека - этот факт обсуждали бы и анализировали все биологи мира. Но и здесь никто нам такого факта не показал. Есть только свидетельства. Факт только один: и вы, и я видели сон о служителе маяка.
- Но вы можете, Мун, предпринять какие-то реальные действия, чтобы прояснить это явление?
- В моих силах только одно: исследовать других людей. Возможно, не только мне и вам приснился маяк. Проводя свои исследования, я теперь буду всегда иметь этот факт в виду. Я буду вас информировать, Коор.
Они встали, пожали друг другу руки.
- Я надеюсь на вас, Мун.
Девочка-цветок
- Расскажи, дорогой, как тебе пришел в голову образ Нафана? - спросила Кира у своего мужа.
Они сидели в своей комнатке под торшером. Кресла их были рядом. Женщина поглаживала руку своего любимого человека и смотрела ему в глаза. Только три месяца прошло со дня их свадьбы. Фантов писал фантастические рассказы. Кире они нравились. Но теперь ее муж замышлял нечто новое - он вдохновенно писал, а она увлеченно переписывала страницу за страницей.
- Ты знаешь, мне этот образ навеяла моя бабушка. Я был мальчишкой, и она очень любила меня и часто приходила в мою комнату.
"Когда-нибудь, внучек, может быть, ты напишешь обо мне рассказ. Ведь я однажды, когда была такой, как ты, видела неземной сон. Много времени прошло с тех пор. И как все изменилось. Думала ли я, что придут такие времена, когда в магазинах будет все бесплатно, и людям уже не надо будет никогда работать. Вы теперь, когда все-все есть, совсем не знаете, что такое голод. А мне в детстве часто приходилось испытывать это чувство. В магазинах все есть - а денег у моих родителей не было. Теперь ты уже и не знаешь, что такое деньги. Да и знать тебе не надо. Так вот, я про сон... Больше никогда мне ничего подобного не снилось. Это было первого июня - в День детства".
Фантов наклонился к жене, обнял ее и продолжал свой рассказ:
"Мои прадедушка и прабабушка были людьми очень тихими, ни на что не жаловались. На всем экономили, но к концу месяца им денег с трудом хватало. Но когда хоть на день задерживали зарплату, для них начинался голод.
Первое число каждого месяца они ждали как манны небесной. Дают в этот день деньги - начинается новая жизнь, задерживают - все погружалось во тьму, доедали последние корки хлеба, варили последнюю кашу - дома, кроме воды, которая текла из-под крана, ничего больше не было.
А тут еще решило министерство, что детей мало мучают в школе, и удлинили их учебу на целый месяц. И вот первого июня, на праздник детства, моя бедная бабушка, будучи тогда еще девочкой, пришла домой из школы. Она знала, что дома нечего кушать, села у окна и стала смотреть на белые, легкие, как пушинка, облака.
А в это время, где-то в космосе, пролетал корабль-спасатель.
Они вновь летели в космическом пространстве. Они спасали одно прекрасное существо за другим, и вновь вслушивались в уловитель: не укажет ли он новые координаты живых страданий. Спроси у них про какую-ту Землю, они не вспомнят ничего. Тысячи планет, где они приземлялись, были такие непохожие, такие непонятные для них. Они не могли спасти всех - уловитель должен был выбирать только самое прекрасное, самое чистое, и спасти только его. Для них самое главное - лететь в заданном направлении - от одного конца Вселенной - к другому. У них есть только одна цель: спасти прекрасное!
Где-то живут неведомые существа - люди. У них нету такого совершенного корабля - их цивилизация попроще. Они проживают всю жизнь на одной и той же планете. Вселенная для них - бездонная тайна.
- Куда только смотрят боги? Столько существ болеет и голодает во Вселенной, - сказал Фу-фу.
- Мы не должны рассуждать, наше дело - помогать, - ответил капитан. - Нельзя, чтобы прекрасное страдало. Прекрасное надо спасать.
Фу-фу молча смотрел на капитана, каждый думал о чем-то своем. Капитан, всякий раз забывая, вновь и вновь повторял эти слова, и ему теперь казалось, что он произнес их впервые. Он спасатель, у него сознание спасателя. Спешить - помочь. Пожалуй, это единственное, что есть в его душе. Капитан побывал в тысячах мирах. Он видел многое. А Фу-фу только начинал свой путь. Ему было 18 лет. Он прожил в идеальном мире, в идеальных условиях.
И Фу-фу, и капитан, и все собратья с их планеты обладали высочайшим интеллектом, тончайшей душой. Их планета давно достигла идеала и стремилась всеми силами помочь другим, более отсталым видам жизни.
Их внешность была самая обыкновенная. У них шесть глаз - четыре спереди и два сзади. Рты у них очень широкие, из-за них лицо имело форму вытянутого эллипса. Вместо носов - дырочки по всей средней части эллипса. Вместо рук и ног - щупальца, как у осьминогов. Природа сотворила их такими, и они никогда не задумывались, для чего она это сделала. Они жили своей духовно-разумной жизнью - и это было самое главное.
Наум, его жена и дочь Наташа голодали уже второй день. Наум не выходил из дому. Там в магазинах, на полках было много всего: рыбы, мяса, консервов, кондитерских изделий, овощей, фруктов. И всего этого он не мог взять без денег и принести для жены и дочери. Но им нужны были только хлеб и молоко. Они питались кашами, даже масло ели с осторожностью. У Наума родилась своя заповедь: не ешь ничего того, что имеет глаза, голову, желудок, хоть маленький, но мозг. И кроме яиц, он уже много лет не ел животной пищи.
"На растениях как-нибудь перебьюсь". Все растительное он называл растениями. Но теперь у него и их не было. Голодал он. Голодала жена и десятилетняя дочь. Но он, конечно, больше, потому что последнее пришлось отдавать им: корочки хлеба, последние два яйца. Жена отдавала все больше дочке. Подробила, подробила это яйцо, чтобы было много кусочков, и кормила девочку: две ложки дочери, пол-ложки себе.
Вообще, Наум не знал, голодает ли кто еще в городе. Когда была в доме еда, он мало об этом задумывался. Но к концу каждого месяца всегда эта страшная мысль о голоде охватывала его, потому что деньги выходили. А когда их дадут? Через три? Через пять? Через 10 дней?
"Господи, как безнравственны те, кто задерживает зарплату!" - вздыхал он. Но судить никого не хотелось. "Не ведают, что творят. Им вкусно, им сладко! У них запасы и удовольствия. А у меня чувства, классика, сильная мысль обо всех. И чувство такое сильное: не я один голодаю. Много в городе бедно живут, многие терпят. Только писать и говорить об этом совестно. И я сам, когда сыт, это чувство забываю. Живу, как будто голода нет. Вот как нас природа устроила: сытый голодного не разумеет. Зачем высшая сила заставляет людей голодать? У одних запасы и роскошь, у других - сильное чувство голода.
Наума придавливало к кровати. Ему не болело, но придавливало, потому что приходилось есть печеный в духовке картофель. Ему есть его было нельзя. Но голодать долго было трудно.
"Кто меня убивает: природа, Бог или холодное бесчувствие людей?" Он верил, что бесчувствие. Голод правил миром. Казалось, все поступки людей объяснялись только тем, что они боялись этого состояния. Наум не боялся. Привык. Голодными глазами он смотрел на все глубже и проникновеннее. Душа выигрывала. А тело гибло. Но он думал теперь не о себе.
"Я могу голодать. Это очищает мою душу. А жена? А его дочь Наташенька? Нет, как он сильно хотел, чтобы они не голодали".
Он стал всматриваться в небо - нет ли там Бога, не пошлет ли он его семье манну небесную? Небо было светлым, радостным и молчаливым - словно совсем не понимало их страданий.
И, наконец, он решил пойти к своему единственному другу Коле - всегда счастливому, всегда безмятежному поэту.
Ему хотелось, как только он постучал в дверь, вызвать его на лестничную площадку и одолжить у него на неделю десять рублей. Но увидев его сияющее, счастливое лицо, Наум не осмелился. Он зашел к Коле. Жена, муж и дочь - все дружно на кухне терли картошку. Их трехлетняя дочь Глаша помогала на маленькой терочке.
Наум им улыбнулся. Коля не любил ни к кому приходить - деликатнейший человек. Но друзей встречал радушно. Душа всегда радовалась.
- Знаешь, я вчера подумал о Боге, - сказал Наум ему. - Мне кажется, Бог - это наши чистые желания.
- Да, да, не хлебом единым будет жив человек, - поддержал Коля.
Сам он был поэтом, и думал, что Бог - это гармония Слова.
- Я очень рад. Хорошая мысль, - ответил Наум. - Как хорошо думать о прекрасном, а не о хлебе.
Клецки со сметаной они кушали, говоря о новой поэзии.
- Наум, ты почему не кушаешь? - спросила жена Коли.
- Спасибо, что-то душа не расположена.
- Много стихов - однодневных, - говорил Коля. - Талант - это тоже тайна. Но печатать, конечно, надо всех. Мы не судьи. Стихи - звучание души человека. А вдруг какой-нибудь ценный стих не заметили. А потомки заметят и упрекнут нас за это. Серьезно упрекнут! Печатать, конечно, надо все, - продолжал Коля, кладя очередную клецку, вымоченную в сметане, в рот.
- Это аксиома. Люди любят читать свежие газеты, искусство, размышления, литературу. Мы учимся друг у друга лучшим оттенкам души.
Через час друзья прогуливались вдоль речулки с мостами. За невысокой голубой стеной, названной почему-то базарной, дети пускали воздушных змеев. Там был детский городок, и радостный звонкий смех лился оттуда. Медленно вертелись карусели, детские велосипедики, деревянные коники. У автоматов Коля остановился, бросил блестящую монетку - попил газированной воды и сказал:
- Я люблю со вкусом ананаса.
Дети тоже бегали к автоматам, бросали монетки и пили. Май выдался жаркий. Но под большими разноцветными зонтами дети чувствовали себя хорошо.
- До свидания, друг! - сказал Наум.
- До свидания.
Наум так и не решался одолжить эти несчастные десять рублей. Они вернули бы им это живое чувство весны. Но душа, его душа была сильнее телесных желаний".
- Любимый, ты рассказываешь о таких временах, - перебила мужа Кира. - Мне кажется, все это фантастика. Ведь это так просто: пошел в магазин, взял продукты, пришел домой и покушал. И что такое деньги?! Это была какая-то странная выдумка. Ну пусть бы другие товары нельзя было взять без денег. Но продукты?! Ведь самое страшное - голодать, когда вокруг столько разных продуктов. Магазины доверху ими заполнены, а голодный человек может только на них посмотреть. Даже взять и подержать их в руках. А съесть их не может. Ведь его могли за это объявить преступником и посадить в тюрьму. Правда, милый? Мне, сколько я об этом не думаю, то, что ты рассказываешь, кажется плохой, очень плохой фантастикой.
- Конечно, милая, - ответил Фантов. - Я тоже думаю, что бабушка все это придумала. Дальше я тебе расскажу то, что, пожалуй, намного ближе к реальности.
Уловитель вдруг сверкнул красным огоньком и указал координаты.
- Экипажу моего корабля не приходилось раньше спасать землян, - сказал капитан. - То ли там нет прекрасных существ, то ли они все счастливы.
Фу-фу по лестнице взобрался наверх корабля и открыл дверцу летающей тарелки.
- Удачи тебе, Фу-фу, - сказал капитан.
- Спасибо, - ответил спасатель, и тарелка его исчезла в космосе.
Приблизившись к цели, он увидел серые огромные коробки с дырками.
"Это, должно быть, ульи, и живут в них насекомые", - мелькнула у него мысль.
Тарелка, следуя программе Уловителя, подлетела к одной из ячеек и неподвижно висела. Фу-фу заглянул в одну ячейку коробки и увидел в ней прекрасный цветок.
- Как жалко, что этот цветок страдает, - подумал он.
Заранее никогда не знаешь, цветку ты помогаешь или животному. Он и теперь до конца не знал, что это за существо, есть ли у него корни и чем он питается. Если существу не хватало пищи - его работа состояла только в одном: оставить два пакета с питательной жидкостью и с плодами Пи-пи. Существо само разберется, что ему надо.
Но слишком этот цветок понравился Фу-фу. Ему хотелось взять его в свои щупальца, потрогать, вдохнуть его ароматы. Все равно он здесь завянет в этой ячейке.
"А, может, взять его на свою планету и любоваться им каждый день?"
Чтобы существо не напугать, он решил набросить на себя невидимую вуаль. Теперь Фу-фу для него был шариком, обыкновенным шариком. Пока он будет в этой вуали, оно всегда всех других существ будет видеть голубыми шариками.
В маленькой комнате сидела тихая и добрая девочка Наташа. Она училась в пятом классе, а там задают так много уроков. Со школы она пришла домой очень грустная. Нужно было учить очень длинное стихотворение про лес. А ей так хотелось погулять во дворе. Но легонько кружилась голова. Она открыла учебник, села у окна и задумалась. И вдруг, кто-то мягко прикоснулся к ее плечу.
- Ты кто? - спросила она, подняв голову.
Перед ней был шарик, но шарик совсем необыкновенный. У него были большие зеленые губы и зеленый нос. И он широко и приветливо улыбался.
- Я свободен, как ветер! - телепатировал шарик.
- А как это? - спросила девочка.
- Лечу, куда хочу. Но мне всегда жаль цветков, которые скучают, сидя у окна.
Фу-фу не знал, цветок это существо или нет. Но если любое чистое существо назвать цветком - оно не обидится.
- Цветок! Закрой глаза! - сказал он.
И Наташа закрыла глаза, а затем открыла. В комнате летали какие-то два больших прозрачных пакета. В одном было что-то похожее на воду, а в другом - сушеные плоды какого-то растения.
"Нет, - подумал Фу-фу. - Я не могу оставить этот цветок здесь. Я заберу его к себе. Я покажу его своей невесте. Ведь она никогда не видела такого красивого цветка".
Фу-фу обхватил это нежное живое растение щупальцами, отнес его в свой летательный аппарат и там поставил цветок в прозрачную посуду с питательной жидкостью.
- Спи, прелестное растение, - сказал он.
Наум вернулся домой. Заглянул в комнату дочери. Наташа сидела у окна на стуле тихо-тихо, словно спала. Он зашел на кухню и постоял там минуту-другую молча. Оставалось две ложки манной крупы. Он решил ее сварить и покормить дочь. Наум помешивал кашу, пока она не загустела.
"Для Наташи на сегодня хватит. А завтра нам бог что-нибудь даст", - подумал он и открыл дверь в детскую комнату. Наташи там не было.
Наум походил по квартире - жена вязала, не поднимая голову, затем он опять вернулся в детскую. Дочь исчезла. Вместо Наташи в комнате находились два огромных пакета, в одном из которых лежало нечто похожее на сушеный перец. Еда? Наум попробовал. На вкус это было очень сладкое. Потом еще раз попробовал, и почувствовал, что силы прибавились.
"Откуда это появилось и где моя дочь? Ведь входная дверь закрыта, на ней висит цепочка". Он посмотрел на форточку: не могла же она в нее выпорхнуть, словно птичка. Наум вошел в комнату жены и сказал:
- Наташа пропала.
Женщина оторвалась от вязания. В ее взгляде выразилось непонимание.
- Как пропала?
Наум задумчиво произнес:
- Она вернется. Сквозь стены не исчезают.
Фу-фу решил отдать цветок в зоосад. Но служащий Зоо ползал вокруг существа как паук, ощупывая его своими щупальцами.
- Это растение или животное? - спросил Зоо.
- Кажется, растение, - ответил Фу-фу.
- С какой планеты вы его привезли?
- С Земли.
Он стал рассматривать это существо через разные приборы. Оно было похоже на цветок. Он потрогал его за бант и принял его за распустившийся цветок.
- Это все-таки цветок. Его нужно полить из лейки, - сказал Зоо. - Вы поливали его? Но возможно, это существо - млекопитающее. Обратите внимание - у него очень маленький ротик. Должно быть, оно очень мало потребляет пищи. Думаю, будет лучше, если вы его покажете профессору Ну-и-ну.
Ну-и-ну посмотрел на загадочное существо и удивился. Во всей его коллекции таких цветов не было. Он был крупнейший специалист по растениям. Что это цветок - он тоже не сомневался. Померяв температуру его, он не нашел ничего лучшего, чем полить его из лейки, чтобы не завял.
Вода была теплая, и девочка не произнесла ни звука. Она была уверена, что все это сон. Она проснется и будет возле папы и мамы. Ей даже не хотелось, чтобы кто-то в эти минуты ее разбудил. Все время вокруг нее были красивые шарики - и ей нравилось их рассматривать.
- Но для большей уверенности,- продолжал профессор Ну-и-ну, - вы отнесите его к специалисту по животному миру Жи-жи. Возможно, что это какой-то особый вид бабочек.
Фу-фу взял свой благоухающий цветок в щупальца и понес его к Жи-жи. Тот с интересом потрогал уши девочки, осмотрел глаза.
- Это интересное растение, способное видеть. Это редчайший экземпляр. Нужно досконально его исследовать - какими соками оно питается, способно ли оно пускать корни в землю? Хотя я согласен с гипотезой профессора Ну-и-ну. Это вполне может быть и бабочка. Вы поступите разумно, если проконсультируетесь у Щу-щу.
Специалист по насекомым Щу-щу стал осматривать девочку. Нет, это существо не было разновидностью ни паука, ни мухи, ни жука. "Конечно, это вполне может быть бабочка", - подумал он и пощупал ее нейлоновое широкое платьице. Хотя это вовсе не крылышки. Он стал рассматривать ее руки, потрогал пальцы - они не имели ничего общего со щупальцами.
- Нет, - наконец сказал он, это все-таки цветок. Это не насекомое, отнесите его к садовнику.
Фу-фу отнес девочку к садовнику, а сам вернулся домой, лег в свою кровать, которая напоминала корыто с водорослями, и попытался заснуть.
Всю ночь просидели родители без сна, не зная, что делать. "Может быть, все это бред, возникший у них от голода?" - думали они. Они сидели в разных креслах и смотрели друг на друга. Им не хотелось больше притрагиваться к этим странным пакетам.
- Мой прадедушка Наум, хоть и был математик - вычислитель, но имел склонность к фантастике. Многое, что я рассказываю, я узнал из его толстой тетради. Думаю, что и бабушкин сон - это влияние прадедушки Наума. И меня его фантазии всегда захватывали. Интереснее жить, когда разум создает множество разных миров, - говорил Фантов.
- А если он не фантазировал, и все происходило на самом деле? - спросила Кира.
- Фантасты - люди серьезные. Они никогда не верят собственным фантазиям, тем более фантазиям других.
- А уфологи? Ведь они же всегда имеют дело с НЛО.
- Они имеют дело с людьми. Их фантазиями. Изучать надо все - и внешние, и внутренние явления человека. Уфология - серьезная наука. Думаю, не менее серьезная, чем психиатрия. Первая показывает фантазии здоровых людей, вторая - больных. И грань между фантазией и болезнью еще надо определить.
И все-таки девочку поместили среди цветов. У всех растений были прозрачные шарики, они подбрасывали их высоко и ловили. Ей тоже дали такой шарик, и как легко, как радостно было его подбрасывать и ловить.
Они все - все цветы были, как дети.
- Давай с нами играть!
Они взяли девочку за руки и стали с ней танцевать. Садовник Са-са, который только что полил цветы, смотрел на них с восхищением. "Как они все сегодня хорошо смотрятся и как благоухают. Как это космонавтам удается находить в космосе такие благоухающие цветы. Когда этот цветок, как все цветы на свете, пустит корни в землю и даст свои плоды - я его разошлю всем садовникам нашей планеты. Это, должно быть, самый красивый цветок".
Са-са включил больше света, чтобы цветам было еще веселее, а сам пополз к болотной жиже, в которую он любил погрузить свое зеленое тело, и там отдыхать.
Но Фу-фу не спалось. Его щупальца то и дело шевелились, и он чесал ими свою эллипсовидную голову. Что-то его тревожило, и он не мог понять что.
"Я хорошо сделал, что забрал этот цветок из той ячейки, где он находился. Там не было воды, и никто его не поливал. Там было мало солнца, так как ячейка выходила на северную сторону. Должно быть, цветок туда занесло случайно, и он бы там засох".
Но эти мысли его не успокоили.
"А если это была теплица, и земной садовник специально его туда поместил? Но почему он тогда не дал цветку пищи? Отчего он голодал? И все-же никто никогда не знает о цветах. А вдруг у него есть душа? Есть какая-то своя непонятная жизнь? Может быть, цветок там был по-своему счастлив?"
И ему вдруг сильно захотелось вернуть этот цветок в его земную теплицу. Ведь два раза в сутки корабль-спасатель пролетает солнечную систему.
"Теперь мой компьютер настроен на волну этого цветка, и если ему чего-то не будет хватать, я всегда привезу ему пищи и питательной воды. А заодно у меня будет возможность полюбоваться этим цветком".
Ночью он пробрался в сад, где все цветки спали, и разыскал девочку. Он взял ее на руки и понес в корабль.
- Это действительно, цветок, - наконец, полностью убедился он. - Какой он мягкий, хрупкий и нежный.
Он посадил цветок в маршрутный корабль, и они помчались по Вселенной. Прошел час, другой, третий. Они оказались в солнечной системе. Солнце не спало.
"Их солнце никогда не спит", - подумал Фу-фу. Он закрыл шторкой иллюминатор, чтобы солнце не разбудило цветок. Через несколько минут он уже был на Земле.
Фу-фу тихо положил девочку на кровать, еще минуту полюбовался своим любимым цветком, освещая его светом собственных глаз - и удалился.
- Появилась, она появилась, - вдруг закричала радостно мать.
Отец вбежал в комнату. Девочка лежала на кровати и сладко спала, словно никуда не пропадала.
"Что это?" Наташа спала так спокойно, так безмятежно в своем нарядном платьице с бантиком на голове - словно это был, в самом деле, цветок, а не их девочка.
Два таинственных пакета по-прежнему стояли у окна.
- Где ты была? - спросил ее отец.
- Я спала, - ответила девочка.
- И что же ты видела во сне?
- Что-то очень хорошее-хорошее, - ответила она.
- Расскажи нам, что это было.
Девочка посмотрела на них чистыми, никогда не лгущими глазами, и тихо сказала
- Мама, папа. Я вправду забыла. Это был такой чудесный сон, но я вправду не помню.
"Бабушка мне маленькому часто рассказывала свой сон. И я долго верил, что это произошло с ней по-настоящему. Часто, думая о нем, я сам вообразил доброго героя из космоса, который помогал всем голодным. Так родился мой образ Нафана".
Нафан исчезает
- Масима! Вы получите за Нафана большое вознаграждение. Вы слышите! Большое! Во Вселенной не должно быть таких Нафанов! Никогда не должно быть! Вы слышите!
- Слышу, шеф. Я знаю, где он. Преступник сейчас грабит булочную. Он уже набил один мешок с хлебом и собирается набивать другой.
- Так во имя закона схватите его, комиссар!
- Через минуту я буду на месте! Он не успеет положить в другой мешок и десять буханок, как уже будет в моих руках.
Вездеход затормозил у магазина. Масима блокировал все входы и выходы. Грабителю не оставалось ничего, как идти прямо в руки правосудия.
- Ну вот и покончено с тобой, - прогремел комиссар, - теперь тебя, как пить дать, вышлют в темную Галактику, откуда еще никто не убегал.
Он посадил преступника в железную банку и законсервировал его там. Во Вселенной, пока хоть где-то существует закон - будут и преступникохранилища. Ибо всегда находятся те, кто его нарушает. Нарушителей засаливают на многие годы с полной уверенностью, что они из своих хранилищ выйдут свежие как огурчики.