Что ж, добрались мои ручонки и до этой книги. Давно добрались, поэтому простите, выскажусь без подробностей и упирая, в основном, на остаточные эмоции.
Начну с главного. Людям, обожающим одноимённый фильм за его неповторимую атмосферу, я бы читать не советовала. Нет в книге тех самых Катерины, Людмилы и Тони, что вам нравились. Книга довольно цинично описывает жизнь и судьбу каждой из героинь, не стесняясь демонстрировать читателю не просто "грязное бельё", но и различные способы его замызгивания.
Единственным способом дочитать для меня было абстрагирование от мысли о узнавании, как только перестала искать в персонажах знакомые черты, чтение пошло куда легче. Но и отвлекаясь, нарисованная Валентином Черных Москва не стала приятнее. Слишком много "абортов", продажной любви, грязи. Я не стану ставить под сомнение реальность описываемой жизни той Москвы, скажу лишь о том, что не вижу оправдания беспросветной черноты, в которую была погружена столица с лёгкой авторской руки.
Подумать только, не оказалась не запятнанной ни одна из женщин, которые так хорошо прорисованы на фоне советской повседневности. В фильме были показаны три разные женские судьбы - три жизненных пути: вечно гонящаяся за наживой Людмила, единожды оступившаяся Катерина, вынужденная долго расплачиваться за свою ошибку, и Тоня, посвятившая себя добродетели.
Но в книге не чувствуется этой параллели: соло на скрипке играет секс, служащий, в данном случае, замене любви и пониманию. "Стели постель" - такова суть, и от этого никуда не деться. Через призму секса, денег и власти предлагают смотреть читателю на жизнь персонажей.
Не то чтобы я была против такого метода, скорее, это привело к разочарованию, потому что с тем, что хотел сказать автор я не могу согласиться. Я не могу принять его точку зрения, и именно это вызывает во мне отторжение, так что, возможно, именно такие негативные эмоции и очерняют книгу в моих глазах. Впрочем, это мое личное мнение.
Стоит отдать должное, книга многое сумела прояснить из того, что оставалось непонятным в фильме: и возвышение матери-одиночки Катерины, и фантастическое нахождение Гоши Николаем. А из всех персонажей понравился мне, пожалуй, лишь Еровшин, а вот сочувствия никто не вызвал. Разочарована.