Тьма на Земле порождается самой Землей, когда она отворачивается от света Солнца...
Изредка - Луной, когда она встает между Землёй и Солнцем, образуя солнечное затмение.
Материальные предметы, встающие на пути Солнечного света - дают тень.
Порождают Тьму.
В русском языке "тьма" имеет ещё и количественное значение, как несметное множество, "тьма-тьмущая". В данном случае кажущееся повторение "тьмущая" не является усилением или безсмысленной игрой слов (типа культура-мультура), а необходимым качественным уточнением. Указывающим на грандиозность масштабов, скорее всего - вселенского значения чёрного неба.
Применимо к скоплению людей, очевидно, подразумевалась образуемая ими тень: "столько народу собралось, что темно стало". Или, в счёте - подразумевалось несчётное количество, стремящееся к безконечности, по аналогии с видимой чёрной безконечностью космоса.
Ведь понятие "тверди небесной" появилось гораздо позже тех времен, когда люди знали о безкрайности вселенной больше, чем нынешние поколения.. (Кстати, о тверди небесной мы тоже поговорим, позже).
Почему так принято противопоставлять понятия Света и Тьмы? Понятно, что это две противоположные категории, составляющие две неотъемлющие части, в общем-то, одного целого. Единство и борьба противоположностей.
Может ли Тьма существовать без Света? Может. Только она вряд ли называлась бы тьмой и представлялась какой-либо иной категорией, ибо само понятие существования тьмы подразумевается в совокупности с понятием существования света.
То же самое и для света, как категории.
С физической точки зрения, можно рассматривать распространение света, как некую интервенцию во тьму, но будут ли физические понятия конфликтовать из-за этого?
Конфликтуют ли вода с землёй? Или вода с огнём? Кислота со щёлочью? Если вам угодно назвать это конфликтами - называйте сколько угодно.
Мы можем рассматривать категории Свет-Тьма только в нашем пространственно-временном измерении. При этом, абстрагируя или абсолютизируя их, переносим эти понятия в сферы философии.
Смешивая белую и чёрную краски, мы получаем серый цвет. Что это - полубелый, или получёрный? Оттенков серого очень много, в зависимости от пропорций смешения.
Игра света и тьмы порождают Мир теней. Что есть тени - полусвет, или полутьма?
Философия - это та "граничная" наука, которая баллансирует на грани осознаваемого и непознаваемого человеческим Сознанием. Категоричность "белое-чёрное", "свет-тьма" - неприемлимы для свободной философии, ибо являют собой безкомпромисность; а безкомпромисность несёт смерть и свободе, и философии. Поэтому предметом изучения Философии, скорее, является Мир теней, во всём богатстве его оттенков и форм. Заключённый между двумя безконечностями - белой и чёрной.
Философия - это сфера обоюдной направленности - как к центру самой себя (систематизируя и углубляя уже имеющиеся знания, теории или гипотезы), так и "наружу", в стремлении постичь непознанное.
Естественно, чёткой границы эта сфера не имеет, и "поверхность" её представляется весьма эфемерной, "размытой". Определена она, всё же, "точками, равноудалёнными от центра", дальше которых человеческое познание продвинуться попросту не способно, в силу своих ограничений. Ограничения же эти определяются множеством факторов.
Помимо ограниченности человеческих чувств и естественных сенсоров мироощущения и осязания, это и состояние человеческой науки, отсутствие или наличие догм (вольных или невольных), и, главное - уровнем развития Сознания самого Мыслящего - Философа.
Вот, вроде бы, и все ограничения. Но - увы. Для Свободной Философии как Свободной Мысли, - возможно; Свободная Философия (Мысль) не может являться наукой - "по умолчанию".
Наука же Философия - имеет гораздо больше ограничений, "и внешних, и внутренних". Это и использование необходимых стереотипов и шаблонов (хотя бы из уважения к коллегам или великим предшественникам, авторитетам), и стремление к признанию. Боязнь критики и насмешек, неприятия или отторжения научным обществом. Карьеризм и честолюбие, наконец. При том, что ошибки и заблуждения присущи всем. Открытия - немногим.
Ибо сфера науки сама по себе несколько иная.
Представьте себе Мысль, как некую светлую частицу, "пожирающую" материю черного пространства, внутри которого она, эта Мысль, существует.
Представьте себе её, одну-единственную точку. Но Мысль способна к размножению путём деления, подобно биологическим клеткам. Первая Мысль родила Вторую, и так далее. Теперь мы видим, что светлая точка в чёрном пространстве увеличивается в размерах, сияет ярче.
Постепенно образуется Нечто, представляющее собой яркое ядро, но ещё не сферу. Вернее, мы ещё не видим в нём Сферы, хотя ничего иного это ядро собой и не представляет. В силу наших пространственных представлений мы ещё не способны различить его в Сферу, как не можем разглядеть Сферу в далёкой мерцающей Звезде в темноте ночного неба.
Но в этом ядре уже сконцентрированы десятки, сотни, а может, и тысячи светлых частиц - Мыслей. Каждая из них стремится наружу - к расширению, и в то же время "боится" оторваться от единого Центра. Ибо оторвавшись от него, улетев в чёрное пространство - она перестанет быть частицей Единого, сама превратится в собственное Единое. И она не знает, что станет с ней в этом чёрном пространстве.
Сможет ли она образовать новое Ядро, или будет задавлена, поглощена Темнотой Пространства. Погаснет и перестанет существовать. Мысль обладает определённым инстинктом самосохранения. И она - осторожна.
Поддерживаемая другими Мыслями, она, тем не менее, "дерзает" и продвигается дальше, постоянно курсируя туда-обратно: от центра к своей новой границе. То же самое делают и все остальные мысли, достигая новых границ (которых смогла дастичь первая из них, Передовая), равноудалённых от центра не одновременно, но с небольшим разрывом во времени.
Мы же видим уже Сферу, медленно расширяющуюся, и для нас наразличимо действие каждой из её частиц. Для нас Сфера растёт, как единое целое в пространстве и времени. Яркое Ядро теперь вполне различимо для нас.
Что это? Концентрация мыслей, которые не отдаляются от Центра? Или наблюдаемое визуально увеличение плотности ближе к ядру.
Для того, чтобы представить это наглядно, изобразим графически Сферу, в которой светлые лучи-мысли исходят из центра к периферии (и обратно).
Ядро в центре, обозначенное красным кругом, в данном случае представляет собой Центр-Разум. Мысли (частицы-лучи) исходят из него и в него же возвращаются, обогащаются (обогощая и Разум) и снова исходят. И опять возвращаются, и так далее.
При этом все лучи, все мысли действуют в однородной среде одинаково, или почти одинаково, каждая в силу своей индивидуальности. Но, объединённые одним общим Разумом, который подпитывается ими и подпитывает их - силы их и возможности, по возможности, выравниваются.
В случае же с наукой, "мысли" действуют неодинаково, большинство из них предпочитают концентрироваться поближе к ядру, как внутренней сфере.
И в том, и другом случае, всеобщее расширение "завоёванного" или "отгрызенного" мыслями пространства достигается исходя из дальних границ самых передовых из них, и остальные стараются сравняться с ними. Или даже обогнать.
Словно дети в ночи у костра. Темнота, как неизвестность, пугает их, но и возбуждает. Страх придаёт азарт. Они отбегают от костра в темноту, пугаются и возвращаются бегом обратно. Но любопытство и азарт заставляют их снова и снова отбегать, каждый раз немного дальше.
Чем закончится такая игра, мы не знаем. Но в науке она, как правило, заканчивается тем, что родители, сидящие у костра и травящие друг другу слышанные-переслышанные байки, строго одёргивают полных энтузиазма и энергии детей - "Далеко не бегайте! Десять шагов, и не шага дальше!"
- А что там дальше? - настораживаются дети.
- Ничего. Опасно! Заблудитесь и потеряетесь!
И дети продолжают бегать, старательно отмеряя десять шагов. Дальше - нельзя.
Но вот кто-то не послушался, и отбежал дальше; дети тут же наябеднячили на него, отец ловит непослушного и шлёпает.
Ближе к Рассвету, когда тьма начинает медленно отступать и в окружающем пространстве постепенно вырисовываются невидимые доселе детали ландшафта - границы дозволенного расширяются.
В науке ещё строже.
Там дети-учёные бегают в пределах традиционно отмерянных шагов. И получают за это деньги. Выскочки не приветствуются, ибо вносят смущение в наработанной схеме. Их, как правило, чаще шлёпают.
И дальше всё зависит от личностных качеств самого выскочки.
Один будет продолжать свою борьбу, пока не докажет правильность своих мыслей остальным, или по крайней мере "авторитетам". Он расширит горизонты науки, откроет новые; вся грязь, налепленная на него послушными коллегами спадёт или вообще не пристанет, имя его войдёт в историю науки и человечества. Другой - отречётся от всего во имя спокойствия консерваторов и своего личного, вернётся на свои насиженные орбиты, прощённый и даже поощрённый.
Третий - выберет свой, особенный вариант.
В Свободной же Философии можно "отбегать от костра" ровно настолько, насколько хватит смелости, дерзости, азарта и любопытства. Здесь можно уйти далеко; заблудиться и потеряться, или - открыть для себя "новый костёр", с новыми горизонтами и границами, с
новыми тайнами и загадками.
Никто тебя не одёрнет, не вернёт на место. Просто отвергнут. Объявят безумцем или дураком, выставив на посмешище. Либо - не заметят. Или заметят, прислушаются и откроют в твоих мыслях для себя что-то новое и полезное. Вариантов много, но схема - одна.
Но движение мысли прямолинейным не бывает. Некий элемент хаотичности наблюдается даже в самых строгих порядках. А мысль является строгим порядком только там, где она отсутствует.
Хаотичность мысли в том или ином проявлении присутствует всегда. Тем более - для Свободной Мысли.
Поэтому Свободная Мысль чаще всего воспринимается как Безумие.
И если мы представим себе изображённую на рисунке "Сферу Мыслей" в движении, и добавим туда определённую хаотичность (непрямолинейность) движения мыслей (не в виде лучей, а, скажем, снующих частиц с хвостиком) то картина будет более полной. Хотя, возможно, и менее понятной.
Простите за последующее сравнение: мысли, как некие сперматозоиды познания. Которые, попав в благоприятную среду, разовьются в Идею, или даже нечто большее.
Что такое Свет и Тьма в религиозных и философских понятиях?
Говоря "в религиозных понятиях" я подразумеваю лишь то, что они существуют.
Причём, представляются в виде философских. Приму и это допущение; религия представляет собой философское учение ровно настолько, насколько она, эта религия, непонятна и противоречива. Что стоит в основе этой непонятности и противоречий и пытаются понять теософы, для истолкования исключительно в пользу самой религии.
На мой взгляд "философия религии" есть вымысел, порождённый вымыслом, как философия в проявлении своей высшей степени несвободы. (Даже не в низшей степени свободы).
Свободная мысль, опутанная цепями - в клетке.
И, как бы там ни было, ясно одно: использующиеся в философии (а также религии, политике и всех замешанных на них "забавах и игрищах") понятия Свет и Тьма являются абсолютно аллегоричными; ничего общего с физической природой света они не имеют.
Кроме того общего, что я изобразил в своём рисунке "сфера мыслей".
Борьбу же Света и Тьмы можно было назвать Борьбой Белых и Чёрных.
Или Синих и Красных, но это не совсем верно. Синий и Красный есть всего лишь составляющие цвета Белого. А в Чёрном и Белом подчёркивается их понимание противоположности. Во всяком случае того, что должно пониматься, как противоположности.
Итак, остановлюсь на Белом и Чёрном, и вот почему.
Давайте рассмотрим Борьбу Противоположностей в том виде, в каком любой из нас видел её великое множество раз. На примере игры в Шахматы.
Белые против Чёрных. Как разительно различаются в ней противоборствующие стороны! Просто несовместимы.
Кто-то увидел и осознал наличие великой противоположности, а кто-то вообще не нашёл её, кроме единственного различия в цвете, что само по себе суть ничтожно.
Одинаковые фигуры и пешки на едином Поле. Но они занимают противоположные стороны Поля!
У каждой Фигуры свои возможности и измерения, у пешек - одинаковые. Самая сильная Фигура - Ферзь, или Королева. Два начала, Мужское и Женское, в одном. Самая главная Фигура - Король. Она неограничена в направлении своего движения, но ограничена в дальности хода и... чрезвычайно слаба. Совсем как пешка. Нуждается в постоянной защите и опёке. Этот очевидный намёк на матриархальный уклад свидетельствует о действительной древности Игры.
Пешке же позволено двигаться только вперёд. Самая многочисленная и самая ничтожная в игровом Поле мироздания. Но если ей удастся пройти в Битве весь свой путь, шаг за шагом, через всё Поле - она достигнет Уровня Ферзя. Или станет Королевой.
Возможности одинаковые и у тех, и у других, у Чёрных и Белых.
Когда одна "шахматная сущность" занимает место другой, противоположного цвета, другая моментально погибает; и в этом их несовместимость и противоположность. Как у материи и антиматерии. Они могут сосуществовать, покуда их разделяет пространство.
Сущности одного цвета не могут занимать мест, занятых их "сородичами", каждой определено её собственное место, которое она, впрочем, может менять.
Мирно передвигаясь на незанятую клетку или в борьбе - на место, занятое врагом.
А что же представляет собой само Пространство - Поле? Ведь места на нём хватает и белым, и Чёрным. Более того, оно справедливо создано и для тех, и для других; что она подчёркивает самим своим видом. И изначально - справедливо поделено. На нём нет половины чёрной и белой, оно подразделено на клетки.
Чёрные и Белые. И любая из фигур, и Чёрная, и Белая имеет право занимать любую клетку (сидеть в этой клетке, оставаясь свободной для передвижений в пределах собственных возможностей и ограничений).
Конфликта не было бы, если фигуры оставались себе тихо-мирно на своих местах, расставленные в красивом порядке. Но такой порядок - сродни кладбищенскому, в нём нет жизни; ведь Жизнь - в Движении.
Конфликт приходит, когда они, фигуры, приходят в движение. Движение порождает конфликт. И без движения игра не возможна.
В игре нет оккупантов и защитников, обе стороны стремятся навстречу друг другу, чтобы уничтожить противника, заняв его место. Игра заканчивается гибелью Короля одной из сторон. Уничтожен Король - проиграл и весь его Род.
Фигуры застывают в великом потрясении и недоумении - что же дальше. А дальше - ничего. Рука с Неба перемешает их всех и уложит в одну коробку; всех вместе, и мёртвых, и оставшихся в живых.
Ибо играют и воюют не фигуры и пешки - противоборствуют два Сознания, два разума. Сидящие по разные стороны Поля и глядящих на него, со всеми фигурами и событиями, свысока.
Ребята, шахматная доска с играющими на ней фигурами - это модель устройства нашей Вселенной, нашего Мира, представленная в упрощённой форме.
Неупрощённым является лишь противоборство двух Разумов, двух Сознаний по разные стороны игрового поля.
Кто из двух игроков хороший, а кто - плохой; кто добрый, а кто - злой?
Всё просто - вы будете сражаться на той стороне, на которой вам выпало быть.
По жребию, или по вашему выбору; добровольному или навязанному. Осознанному, или неосознанному.
Но вы - должны сражаться на СВОЕЙ стороне, и должны победить. Людям присуща, по природе своей, Белая сторона. Даже неграм. Даже дравидам - южным индийцам, которые бывают чернее негров. Ибо основа жизни для них - не только Солнечный Свет, но и Светлое Сознание. Какое оно ещё бывает? Это мы рассмотрим в другой книге.
Так случилось, что все люди на Земле знают - Свет это хорошо, а Тьма плохо. При этом не знают, что такое есть Свет, а что есть Тьма. И сражаются друг с другом, и убивают - жестоко и безпощадно. Как пешки, движимые Сознанием игроков.
То, что они знают - есть спекуляция этими понятиями. По крайней мере одним из игроков. В результате получается война Белых против Белых.
Где в нашей Вселенной верх, а где низ; что такое Центр и Периферия?
Что такое вознестись, а что такое - упасть? И какое место во Вселенной занимает Свет, а какое - Тьма?
Говоря "нашей", я имею в виду ту Вселенную, которую мы способны наблюдать (видеть), осознавать и изучать - в которой рождены и живём.
Можете ли вы представить себе Вселенную, как стремящуюся в безконечность "сферу", в центре которой находится некий пра-родитель, источник света? Излучение этого источника - лучи равномерной радиальной направленности - и образуют условную "сферу".
Представили?
Если же принять этот источник света, как Божественное начало, то такое Божественное Излучение и называется Эманацией.
(от позднелатинского emanatio - истечение, исхождение), центральное понятие неоплатонизма, означающее переход от высшей онтологической ступени универсума (Единое) к низшим, менее совершенным. Эманация как убывание бытия противоположна восходящему развитию, совершенствованию. (БСЭ)
Свет Божественного Знания, излучаемый от Центра к периферии безконечной Сферы.
Но периферия в данном случае весьма условна, лишь как неосознаваемая граница этой Сферы, содержащей в себе все Миры и все Сущности, которым эта Эманация и предназначена.
Для чего? Для их Развития. Ибо как бы то ни было, сущности Сферы, расположенные ближе к периферии, осознают свою "обделённость" в Божественном Свете, нежели чем сущности, находящиеся ближе к Центру.
Свет доходит и до них, но плотность его совсем не такая, как ближе к Ядру. И они, видя вдалеке яркий Свет Начала-Начал, ощущают вокруг Темноту.
Они устремляются навстречу Свету, подобно мотылькам. Такое стремление, называемое Восходящим Развитием Сознания, не является, на мой взгляд, противоположностью Эманации.
Это, пожалуй, скорее можно сравнить с переменным током, текущим в противоположном направлении по одному и тому же проводу.
Скажите мне: те сущности, отдалённые от Центра на пол-мирны лет - меньше ли они стремятся к Центру чем те, что отстоят на мирну? Не ощущают ли и они себя обделёнными? А те - что ещё ближе?
Это слегка провокационные вопросы... Не подумав, можно ответить - да, и те, что ближе к Центру - тоже обделены. И ещё больше стремятся, быстрее - чтобы их не догнали и не обогнали те, что за ними.
В количественной оценке так бы всё и выглядело. Но существует ещё и качественная. Которая заключается в том, что сущности, условно находящиеся на пол-пути своего развития - качественно иные, чем те, что в самом начале пути.
Уровень их развития, по крайней мере, вдвое выше - они обладают высшими знаниями, иными способностями и возможностями; ибо они уже проделали тот путь, что предстоит отдалённым. Они достигли более плотных слоёв эманации, обмен информации для них происходит быстрее, и развитие должно происходить быстрее. Более того - на них лежит и забота о тёмных собратьях - не дать им, неподготовленным, "опалить крылышки"...
А может - не достигли, а изначально в этих слоях находились?
Тогда для них - это начало пути. Если же они не будут стремиться к Цетру, довольствуясь своим неплохим изначальным положением - они будут отдаляться; словно центробежная сила отбросит их в темноту. Остановки на Пути Восходящего Развития быть не должно.
Те же, что преодолели часть этого Пути - знают о нём больше, чем отдалённые. По мере открытия для них новых Горизонтов - обогащается их Сознание, открывается Мудрость. Они знают, что "прыгать через ступеньки" нельзя, это чревато. Как и то, что спешить в восхождении по Пути Восходящего Развития - не нужно. И они знают "про мотыльков и свечку". Не пройдя должного развития, необходимой трансформации сознания - ты просто сгоришь, приблизившись к манящему Источнику Света.
Новые плотности слоев на этом Пути требуют более качественного развития. И организация их выше.
В моём представлении Вселенское Сознание имеет слоистую структуру. Причём границы слоёв не расплывчаты, как можно было бы предположить, а наоборот -довольно чёткие и определённые.