Цель предложенной статьи - короткий экскурс в такой раздел боевых искусств, как спарринговая практика.
Трудно представить себе единоборство, не уделяющее внимание данному аспекту, являющемуся, очевидно, самым важным и показательным фактором тренировочного процесса. Существуют, правда, отдельные исключения из этого правила, например, айкидо, однако не станем уклоняться от цели обсуждения, напомним только, что на основе упомянутого боевого искусства сформирован ряд направлений, предполагающих тренировочные бои.
Сразу оговоримся, что сражение без защитной амуниции и в полный контакт, мы станем называть боем. В остальных случаях будем говорить "учебный бой", "тренировочный бой" и "спарринг".
Отметим, что рукопашные тренировочные бои ведутся в защитной амуниции сравнительно недавно. Конечно, в ряде единоборств с давних времен применяют простейшие приспособления, вроде бинтов на руки или щитков на голени, но это явление раньше не носило массового характера и предписывалось, как правило, новичкам или травмированным ученикам. С распространением восточных единоборств на запад и началом спортивного и коммерческого преподавания стали появляться различные приспособления индивидуальной защиты, в основном, благодаря уже сложившейся практике в спортивном боксе и естественному желанию школы / федерации удержать занимающихся в рамках своей боевой дисциплины, снижающей вероятность травматизма и формально повышающей самооценку учеников, не могущих контролировать свои действия атакующего и защитного характера.
В принципе, спарринговая работа в боевых искусствах преследует следующие цели:
1. проверка качества усвоения тренировочного материала
2. решение тактических / стратегических боевых задач
3. исследовательская работа в области поиска индивидуальных вариантов ведения сражения
4. реализация и оттачивание навыков в области защитных техник
5. психологическая устойчивость
6. быстрое принятие решений
7. способность избегать травм
8. скоростно-силовые характеристики оборонительно-атакующих действий
9. навык работы с противниками, имеющими разный уровень подготовки, разное телосложение; с противниками, уделяющими внимание различным аспектам боевой практики.
В разных направлениях и школах боевых искусств разработаны собственные правила проведения тренировочных боев, включающие или исключающие те или иные техники, а также применение защитного инвентаря или отказ от него. Однако если обратиться, так сказать, к корням, к истокам, то мы увидим, что в прошлом правила учебных и соревновательных боев касались не столько запретов на применение определенных действий, сколько, напротив, предписаний их использования. Например, в Китае в знаменитых боях на помосте (лэй-тай) не только не запрещались, но даже поощрялись удары в паховую область, в область сердца, горла, в глаза, захваты за волосы, удары головой, добивание противника и т.д. Причем, травматизм на таких мероприятиях был невысоким (не выше, чем в нынешнем спорте) в силу определенных понятий, сложившихся в бойцовской среде: считалось, что для победы часто достаточно удара в половину поражающей мощи, и только если оппонент не смог адекватно оценить критичность ситуации и продолжил бой, можно было нанести ему легкое увечье. Если и это не останавливало бойца, то дело могло дойти и до серьезных травм или смертельного исхода, что, впрочем, случалось крайне редко.
Относительно отсутствия запретов на техники, которые сейчас многим представляются варварскими и жестокими, заметим, что боевые искусства в чистом виде всегда развивались исходя из практического результата. И как когда-то на Западе кольт уравнял слабого человека с сильным, так на Востоке еще раньше эффективные "варварские" методы послужили той же цели, не давая физически сильному бойцу преимущества перед менее впечатляющим, но умелым противником.
Исходя из вышесказанного, мы видим: использование защитных приспособлений крайне сужает арсенал применимых техник. Почти невозможно атаковать ладонью, если на руке плотная тренировочная перчатка (особенно боксерская), пальцами - и вовсе невозможно, даже если пальцы на перчатке разделены. Наличие шлемов и кирас дает неадекватное представление о необходимости и методах защиты.
Обычно при проведении спарринговых встреч между разными школами принято оговаривать общие правила и формальные условия победы, которые, естественно, являются весьма относительными. Например, если предлагается "медленный" или "мягкий" учебный бой, обеим сторонам следует держаться этой установки на протяжении всей встречи, в противном случае результаты боев вряд ли можно считать объективными. Правда, нередки случаи, когда, например, заранее оговоренная концепция боя "в половину жесткости" нарушается одним из сражающихся, и другому бойцу также приходится проявить большую жесткость. Случается, что такие встречи оканчиваются обидами и взаимными претензиями, отчего подобные межклубные мероприятия становятся редкостью, к сожалению.
Думаем, многие согласятся с утверждением, что в тренировочном бою не может быть победителя и побежденного в определенном смысле, поскольку пользу от спарринговой практики получают обе стороны.
Хотелось бы сделать небольшое отступление и заметить, что раньше, на заре развития боевых искусств в нашей стране, спарринговые встречи между школами единоборств не были не только редкостью, но и считались нормой, возможностью убедиться в достоинствах своего клуба и направления, обменяться опытом, пообщаться с "братьями по оружию". Считалось, что боец бойцу, как говорится, и друг, и брат. Постепенное сужение спектра целей преподаваемых единоборств, смещение в сторону спортивных достижений и коммерциализации, поточности, привело как бы к некоему распаду этого единства.
Впрочем, ищущий и настойчивый боец, если пожелает и проявит терпение, думаю, сможет найти возможность прийти в чужой клуб для получения необходимой спарринговой практики.
К сказанному следует добавить, что существует мнение, будто спарринговая практика является проверкой характера, индикатором мужественности и т.д. Подобное мнение, очевидно, может родиться в условиях, где невозможен или остановлен индивидуальный рост учеников, в школах с бедным техническим арсеналом, позволяющим решать незначительное число стратегических задач. В противном случае тренировочный бой представляет собой обычную, почти рутинную практику боевых искусств, не требующую от бойца проявления каких-то особых, сверхчеловеческих качеств и не дающее повода для озлобления, агрессивности, страха и т.п. Иными словами, при правильной организации процесса в спарринге закладывается как бы индифферентное отношение к бою, спокойное и расчетливое и устанавливается отношение к сражению не "как к последнему в жизни", а как к одному из многих. В этом смысле боевое искусство, как полагали мастера единоборств, - не повод для тщеславия или уязвленной гордости. И, как мы видим, среди прочего, развивает в человеке способность отстраненного отношения к самолюбию и психическую устойчивость.
Подготовлено по материалам сайта http://vk.com/club64244888