А вот, знаете ли, еще случай. Дело было так. Когда-то давным-давно, когда нас с Вами еще на свете не было, если Вы, конечно, не долгожитель-эльф или гном какой-нибудь, так вот, давным-давно, когда в городе Петербурге проживали, если позволите, столпы русской словесности и литературного жанра, а именно господа под фамилиями Пушкин и Гоголь, ну, короче, в те далекие времена приехал в указанный город один индус с единственной и довольно скромной надеждой продать немного всякого товару. Ну, пиджаков однобортных в основном. В общем, устроился он нормально между какою-то лестницей и продавцом тульских пряников, уютно устроился, хорошо. И давай свой товар по-своему, по-индусски нахваливать. Народ мимо ходит, ничего не понимает, только плечами пожимает.
Подходит, наконец, один гражданин хозяйственной наружности и приценивается: мол, что да как, а заодно и почем? Индус его тоже не понимает, только тряпками своими трясет перед носом покупателя и лопочет, лопочет ну совершенно непонятно. Мужик, значит, берет один пиджачишко, к себе прикладывает, угадывая размер. Потом заботливо так карманы изучает, швы, пуговицы, между делом спрашивая:
- Добротная вещь? Хорошо ли сшит твой пиджак? Не рваный?
- Нерваный! Нерваный! - подхватывает индус, чтобы хоть как-нибудь поддержать начавшийся разговор.
А мужик возьми, да купи пиджак. Просто так. Опять же капусту сеять на даче вполне даже сгодится.
Индус обрадовался очень. Перестал ерунду свою молоть, стоит, во весь рот улыбается и кричит:
- Нерваный, нерваный! Нерванай! Нирвана!..
Опять стало совсем непонятно, чего иностранный предприниматель от общественности хочет, так что общественность вновь обходить его стала стороной. Кончилась история с индусом довольно просто: побросал он свой товар, да пропал. Может, домой на паровозе укатил, но сказывают, что спился. А тут спиться - не штука, очень легко. Есть причины. Так что, граждане, будьте с этим делом аккуратнее и меру свою четко соблюдайте! Но речь не об этом.
Короче, из глубинок российских зачем-то пожаловал в Петербург и один барин по фамилии Плюшкин. Не слышали о таком? Ну, припомните, сделайте милость! В общем, прибыл он и по Невскому неспешной походкой пошел. И, само собой, ранним утром, когда всё вокруг еще спит, а дворники едва приступают к исполнению своих профессиональных обязанностей, натыкается господин хороший на целую свалку пиджаков альтернативного покроя. Постоял, ногой пнул, потом нагнулся, взял один в руку. Хорошая вещь, хоть и не аглицкая! Добротная! А тут и торговцы стали понемножку на проспекте появляться и товары раскладывать да нахваливать. Ну, Плюшкин тоже поддался всеобщему ажиотажу: разузнав у соседа по торговому месту, как и что, принялся пиджаки чужие реализовывать:
- А вот кому зипун-размахай фирмы "Нирвана"? Отличный зипун, хоть щас в гости к губернатору! Подходим, подходим, выбираем! Нирвана, нирвана! Ах, какой товар!
Свидетелем происходящего случился также и Гоголь, известный по тем временам литератор. Надеюсь, Вы тоже знакомы с его творчеством. Он в блокнотик увиденное записал вместе с фамилией торговца, а после разузнал и прочие подробности плюшкинского непростого быта и обихода. Выяснилось, что барин был очень уж падок на дармовщину, мелочен был до безобразия, почему после опустился совершенно, и подобно скупому рыцарю проводил свои безрадостные дни, перебирая накопленное и голодая попутно.
Но главное, речь не об этом. Пиджаки пиджаками, шут с ними! Главное - понравился народу товар! Принялись разные модные господа по Петербургу метаться в поисках новинки сезона. Повсюду слышится:
- Нирвана! Нет ли у Вас Нирваны? Нирвану не завозили?
И вот еще интересная подробность. Откуда-то на Невском появился мужик смуглой наружности, вечно пьяный. И каждый день, независимо от погоды, сидел у одной лестницы и наряду с невразумительной околесицей отчетливо говорил:
- Нирвана, нирвана, нирвана...
И вид, что интересно, при этом имел счастливый и беззаботный.
Так и вышло, что искаженное отечественное слово, выражающее сомнительную мысль о добротности мужской верхней одежды, стало как бы символом, с одной стороны, привилегированности, с другой стороны - свободы от бытовой суеты, обозначением личного внутреннего счастья и безалаберности.
Время шло, а люди не менялись. Ну и, само собой, на Восток тоже ездили, на курорты там и просто так. А заодно и за загадочной нирваной, по слухам, освобождающей от мирских забот и запросто осчастливливающей любой биологический вид. Хотя, конечно, как мы убедились, ничего загадочного в этом явлении нет, кроме известных нам феноменов привычной российской действительности. Так-то, братцы!
Да, кстати, причем же здесь Гоголь? Не напрасно ли он был упомянут? Отвечу: не напрасно. Сами знаете: и худая вещь, приправленная популярным словцом или известным именем, сразу становится значительно лучше в глазах общественности. Такова уж общественность. Не любит судить о явлении прямо, всё как-то старается опереться на авторитет или распространенное заблуждение.