Рапницкий Станислав : другие произведения.

Этапы обучения в боевых искусствах

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   В китайских боевых искусствах принято разделять понятия "мягкости" и "жесткости". Смежными понятиями являются "напряжение" и "раскованность", "уступчивость" и "противоборство", "хрупкость" и "крепость" и т.п. Однако близкие по смыслу, на первый взгляд, они не тождественны первым двум.
  
   Причина заключена в традиционном китайском менталитете, где несовместимое вполне может быть совмещено, а устойчивые, с точки зрения европейского сознания, стереотипы оказываются нежизнеспособными. Скажем, если в нашем представлении жесткость соотносится с тяжестью, а легкость - качество, относимое скорее к женским проявлениям, то для традиционного Китая тяжелое соотносится с женским началом, легкость наряду с жесткостью - с мужским. Представление европейца о проявлении силы связано в основном с напряжением и твердостью, в то время как подобные утверждения для мастера китайских боевых искусств будут иметь весьма сомнительную ценность, поскольку для него сила - результат мягкости и раскованности и проявляет себя жестко только по отношению к противнику.
  
  
  
  
   По этой причине обучение единоборствам, кроме прочего, развивается в следующем порядке:
  -- обучение "твердому"
  -- обучение "мягкому"
  -- совмещение и гармонизация "твердого" и "мягкого"
  
   Первый этап - овладение элементарной ударной техникой и простым способам защиты, комбинациями того и другого и т.п. На этом этапе ученик осваивает принципы владения своим телом как оружием, укрепляет ударные поверхности, шлифует и усложняет технику движений, делая ее более эффективной.
  
   Здесь, очевидно, следует заметить: отчего-то многие полагают, будто боевое искусство - это набор отдельных несложных действий, которые нужно как-то между собой увязать и в которые необходимо вкладывать всю возможную мышечную силу и жесткость. Действительно существует ряд т.н. единоборств, опирающихся на подобные утверждения. Безусловно, в этом случае подготовка бойца становится чрезвычайно простой и сравнительно быстрой, а огрехи ограниченного подхода к обучению списываются либо на недостаточное усердие ученика, либо на утверждение, что "не бывает сражения без потерь". Кроме того, верность этим принципам рождает и искаженное понимание т.н. "боевого духа", включающее в себя упрямство (не путать с упорством и настойчивостью) и готовность нести значительный ущерб ради достижения победы. В большинстве случаев этот "боевой дух" действительно стимулирует желание добиваться цели и, становясь частью характера ученика, вынуждает его, что называется, "идти по головам" в обычной, бытовой жизни. Однако подобное положение вещей если и имеет отношение к какому-то противоборству, то к боевому искусству - почти никакого.
  
   Следующий этап имеет мало общего с мнением, распространенным в среде людей, незнакомых с китайскими боевыми искусствами и среди тех, кто занимается ими в странной "мистической" части, ожидая от медленных гимнастических упражнений какого-то удивительного всепобеждающего эффекта в будущем. Конечно, существуют направления ушу, главной задачей ставящие достижение здоровья и долголетия. Но следует оговориться: к боевым искусствам всё-таки эти направления имеют весьма отдаленное отношение. Не следует путать эти школы с теми, частью обучения в которых является, в том числе, и медленная отработка техник для более глубокого и точного их закрепления.
  
   Итак, "овладение мягкостью". Одной из базовых посылок этого этапа может служить пример лезвия топора, которым рубить дрова тяжело и неэффективно, поскольку эта работа требует больших силовых затрат. Однако насаженное на ручку и став частью целого топора, такое лезвие уже будет эффективным и экономичным с точки зрения затрачиваемых усилий. Подобным образом и камень, брошенный рукой, имеет меньшую "убойную" силу, чем тот же камень, брошенный из пращи.
  
   Таким образом, на этом этапе обучения ученик осваивает принципы всё меньшей зависимости от мышечной силы при росте мощи и эффективности действий. Такая подготовка требует хорошей координации движений и накопленного опыта боёв. В конечном счете, именно боевая практика проверяет жизнеспособность и оправданность тех или иных техник.
  
   Кроме того, в это время детально рассматриваются принципы и способы поражения наиболее уязвимых частей тела (т.н. "болевых точек"), способы прекращения сражения без травмирования оппонента или через такое воздействие, которое не предполагает продолжения боя, методы защиты, дающие возможность сразу обезвредить противника и т.д. На этом этапе также подробно останавливаются на особенностях изучаемого стиля, который, собственно, и является квинтэссенцией перечисленных действий и включает в себя уже не набор движений, а их принципы и специфику применения. К этому этапу, как ни странно, следует отнести и т.н. "жесткий ци-гун", позволяющий ученику избегать травм и, что называется, "держать удар" без дальнейших негативных последствий для себя.
  
   В частности, здесь можно отметить такие явления, как "немышечное усилие" цзин, уже упомянутый ци-гун, различные способы "сглаживания" и набора импульса движения, принцип "окончание движения - это начало нового движения" и т.д. Рассматриваемый этап учит избавляться от всего мешающего и неэффективного с точки зрения боевой практики. Все вышеизложенное становится как бы стержнем характера ученика, частью его мировоззрения, отличающегося от представлений "непосвященных". Нормой сильного бойца становится миролюбие и не причинение ущерба кому бы то ни было без явной необходимости.
  
   Третий этап предполагает, что ученик в достаточной степени освоил как базовую технику, так и принципы стиля / школы, накопил большой практический опыт в боях. Тренировки и сражения его уже не утомляют (он может провести множество длительных поединков подряд, а после приступить к различным другим тренировочным процессам). Таким образом, на этом этапе переходят от тактики к стратегии боя, осваивают естественные методы реагирования и перехвата инициативы.
  
   Именно в это время и реализуется правильное понимание "боевого духа", не имеющего ничего общего с агрессивностью и точно уравновешивающего цели бойца в конкретной ситуации с мерой проявляемой "жесткости".
  
   Последний этап обучения иногда называют "отказом от мягкого и жесткого". К этому моменту опыт бойца, его техническая и психологическая подготовка доходят до уровня, когда ситуация диктует поведение в бою, и "жесткое" и "мягкое" проявляются тогда, когда это необходимо, одно включает в себя другое "не смешиваясь".
  
   Конечно, в традиционных школах все перечисленные этапы включают и применение холодного оружия, и противодействие вооруженному противнику. Также уделяется особое внимание специальным дисциплинам, таким, как способы освобождения от захватов без травмирования и с травмированием, работе с группой противников (в т.ч. вооруженных), действиям в невыгодных (с точки зрения обывателя) условиях (в ограниченном пространстве, лёжа, одной рукой или ногой, спиной к противнику и т.д.) и т.п. Каждый уровень обучения накладывает свой отпечаток на эти дисциплины, всё расширяя горизонт возможностей ученика.
  
  
   Подготовлено по материалам https://www.youtube.com/channel/UCfFgqMO2ZuALVbAtE6Oc01g
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список