КЛУБ СБИТЫХ ЛЕТЧИКОВ, ЗАСЕДАНИЕ ПЯТОЕ. ГВОЗДЬ СТИВЕНА КИНГА.
Говорят,
У Стивена Кинга на самом видном месте торчал гвоздь в стене.
Говорят,
На этот гвоздь он в течение семи лет нанизывал отказы издателей.
Говорят,
Когда прошло семь лет и отказы на гвоздь уже не влезали, он плюнул и решил сжечь все рукописи, стереть с лица земли следы своих творческих мук. Он очень устал и хотел завязать.
Говорят, бдительная жена вовремя вмешалась.
А еще говорят, что она пошла на поклон к какому - то старинному знакомому, который как раз занимался издательским бизнесом, и уговорила его напечатать произведения своего несчастного мужа. По блату.
Конец этой истории известен всему миру. Старинный знакомый Стивена Кинга не прогадал. Они оба стали очень известными и заработали кучу денег.
Так говорят.
Но мы не будем перебирать литературные сплетни и рассказывать друг другу байки с хорошим концом. Не для того мы с вами собираемся в КЛУБЕ СБИТЫХ ЛЕТЧИКОВ.
На сегодняшнем заседании мы поговорим о писательской карьере в современном мире.
Для начала надо отбросить всякую чушь о богоизбранности и принять за основу, что писательский труд - это такая же профессия, как всякая другая. Прошли те времена, когда писатель был лучом света в темном царстве. Потому что никакого темного царства больше в помине нету.
Избирая любую другую профессию, люди не надеются на чудо. Они выстраивают карьеру, опираясь на профессионализм, трудолюбие и здравый смысл. В принципе, если ничего этого нет, и у человека абсолютно не варит башка, он вправе делать карьеру любым другим местом. Тут главное определиться с целеполаганием. Но куда что девается, если человек решил стать писателем!
Стоит человеку написать роман или повесть (или, скажем, сборник стихов), он тут же превращается в ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ и гордо ложится на пути у ни в чем не повинных людей, ожидая, когда же под него хлынут бурные воды всемирного признания.
Вы наваяли НЕЧТО. Вывод первый : вы молодец, продолжайте в том же духе.
Вечером вы включаете телевизор и с легким презрением (или завистью) смотрите на судороги детишек из "Фабрики звезд". А на чем, простите, основана ваша спесь ?
Если вы решили зарабатывать деньги написанием большого количества слов, вам следует присмотреться к ним повнимательней.
Вы должны отдавать себе отчет, что вступаете в высококонкурентный бизнес, где вас никто не ждет и продвигать никто не собирается. Мы живем во времена продюсерского искусства. Судьбы творческих людей вершат те, кто вкладывает деньги. Если вы хотите, чтобы в вас начали вкладывать деньги, вам еще предстоит убедить кого-то, что вы являетесь прибыльным проектом.
Допустим, вы надумали открыть свое дело. Вы же не будете, надув губы, ждать, когда банкиры придут к вам на дом и предложат беспроцентный кредит на развитие ? Вы будете суетиться и подписывать кабальные договоры. А куда деваться... Вам нужен старт. Нужно как - то воткнуться на рынок и закрепиться в определенной нише.
Вы закончили свой первый роман или повесть и убеждены, что ваше произведение абсолютно офигенное. Все будут писать кипятком и расхватывать, расхватывать. Если вы в этом так уверены, отчего бы вам не заложить квартиру, машину, садовый участок и другие милые сердцу вещи, нажитые непосильным трудом, и не вложить эти деньги в самого себя? Издать гениальное произведение на собственные средства и не делиться прибылью. Хапнуть все по максимуму и садиться писать следующее гениальное произведение. Но СВОИМИ ДЕНЬГАМИ рисковать почему - то не хочется. Можно остаться без штанов и даже без крыши над головой.
Значит, надо смириться с тем, что весь бизнес у нас частный и никакого государственного финансирования непризнанных талантов не существует. И все работают на свои деньги. Вкладывают их. Спросите себя : а я - тот человек, в которого можно вложиться ?
Но если играть в слова по - прежнему хочется, то начинайте выстраивать карьеру. И помните : вам придется нелегко. Художественная литература - бездушная тетка, у подножия этой статуи горы трупов. Сломанные судьбы, разбитые семьи, самоубийства. Знаете ли вы хоть одного человека, которого она осчастливила за бесплатно ? Она вообще предпочитает мертвых авторов - посмертная слава дешевле. А к живым брендоносителям весьма неласкова.
И если уж вас действительно угораздило написать гениальную книгу, позвольте дать циничный совет. Отложите ее в долгий ящик и опубликуйте тогда, когда станете известным писателем. Первая книга не должна быть самой заветной. Первые несколько книг должны просто хорошо продаваться.
Самый главный вопрос в писательской карьере - вопрос первой публикации. Дабы свести свои риски к минимуму, хорошо на данном этапе воткнуться в раскрученную серию. Причем под своим именем или тем литературным псевдонимом, который вы избрали для того, чтобы осчастливить человечество. Входить в любой проект под издательскими брендами Иванова-петрова-сидорова лично я считаю пустой тратой времени. Вы бесследно исчезнете в литературном общаке. Вы немного заработаете, но литературного имени у вас по - прежнему не будет. А вам нужно заявить о себе. Вы строите свою карьеру, а издателю Такомуто и без вас неплохо. Это не телевидение, где достаточно просто засветиться. Вы писатель. Ваша обложка отныне и есть ваше лицо. Какая вам польза от нее, если она не станет вашей визитной карточкой, а будет представлять какую - то непонятную группу людей.
Если у вас есть связи в издательском мире, беззастенчиво пользуйтесь ими. Если их нет - заводите. Никакой бизнес невозможен без поддержки полезных людей.
И, наконец, если вы - апологет чистого искусства и все эти гнусные ухищрения вам глубоко противны, то забудьте раз и навсегда о литературе как о профессии. Слава богу, вход во Всемирную Паутину не заказан никому. Просто пишите и пусть вам будет счастье. Пишите в свободное от основной работы время. Самореализуйтесь. У вас будут читатели, возможно, даже поклонники. Во всяком случае, не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье. И оставьте тайную надежду на то, что старик Державин вас заметит. Вряд ли кто станет за деньги публиковать то, что доступно всем и каждому совершенно безвозмездно. То есть даром.
Можно, конечно просто пиарить себя через интернет. Но тогда перестаньте тупо публиковать все, что наваяли, а грамотно выстраивайте рекламную компанию. Создавайте себе нормальную дешевую популярность. Сделайте так, чтобы о вас начали сплетничать в сети. Тогда в вашей писательской карьере возможны сдвиги. Возбудите к себе интерес и добейтесь первой публикации. Некрасиво ? Да уж! А давайте-ка вернемся к целеполаганию. У вас на сегодня какая цель ? Выиграть литературный джек-пот ? Сами знаете, шансы ничтожны. Из никому не известного обывателя стать популярным писателем ? Тогда перестаньте, обливаясь горючими слезами, смотреть на гвоздь, который торчит у вас в стене или даже в вашем истерзанном сердце. Станьте сами себе бдительной женой.
И самое главное : сразу же отделите мух от котлет. Отказы издателей никоим образом не должны отражаться на самооценке. Никакой редактор не может быть мерилом таланта. Если вам где - то отказали, это значит только одно : люди не представляют, как на вас можно сделать быстрые деньги. Вы не туда обратились, не с того конца зашли.
Не стоит сразу же бросаться в ближайший омут с криком:"Я бездарь, прощайте навсегда!"
Может, бездарь, а, может, и нет - кто знает ? Давайте на первом этапе не будем путаться. Давайте сначала просто опубликуемся, а потом посмотрим, что к чему. Как там читатели - проголосуют или нет своей трудовой копейкой ? Каждому хочется в одно прекрасное утро проснуться знаменитым. Но обычно путь к славе долог и тернист. Уж если вы твердо решили тащиться по нему ближайшие несколько лет, тогда не нойте и примите правила игры.