Ребенок рождается с чувством радости быть среди людей. Первые проблески осознания этой радости проявляются еще пока бессознательной улыбкой. Он еще ничего не понимает, но он чувствует любящие руки матери, заботливое участие в своей жизни всей окружающей его семьи. Он раскрывает свое сердечко навстречу жизни, он с первых минут любит жизнь и хочет расти и оставаться с близкими людьми, которые встретили его любовью и радостью.
Жить можно только тогда, когда можно удивляться, любить и радоваться. Вырастая, мы теряем непосредственность чувств, но если окружающий мир остается к нам благосклонен, то мы продолжаем свое путешествие по жизни, ничего не теряя, а только приобретая и увеличивая свои силы. Постепенно мы приобщаемся к миру взрослых, к благам цивилизации, учимся ценить свое окружение, которое ведет нас ненавязчивой дружеской поддержкой и направляет к добру, мудрости. Мы учимся также быть благодарными за все, что мы получили от других.
Примерно в такой обстановке родился и начинал свою жизнь известный писатель-мистик, и не просто мистик, а один из провозвестников идеи духовного единения человечества, автор знаменитой книги "Роза мира" Даниил Андреев.
А сейчас - простите за резкий, болезненный переход мысли. Вы сейчас вместе с нами содрогнетесь от боли и омерзения. Мы тоже пережили это, когда первый раз увидели в фильме "Парфюмер" по роману Зюскинда, начало жизни этого убийцы, вокруг которого построено все повествование.
Его непутевая мать родила ребенка непосредственно под столом рыбной лавки и тут же выбросила новорожденного на кишащую червями свалку рыбных отходов. Он громко начал кричать, люди услышали его, нашли, быстро во всем разобрались - мать обвинили в детоубийстве, казнили, а ребенка полиция отдала некоей кормилице.
Ну и как вы думаете, влияют обстоятельства рождения человека, начало его жизни на его дальнейшую судьбу? Ответ ясен. Человек сразу берет себе то, что встретило его при рождении. Мы начали разговор с этих двух полярно противоположных примеров, но в жизни, чаще всего, все происходит иначе - где-то посередине. Не всегда бывает так остро: нежелательный ребенок. Мы знаем, что иногда детей подбрасывали в приюты или просто на крыльцо чужого дома, в корзинке с набором пеленок и с затейливым медальоном, как это пишут в душещипательных романах.
Побочный продукт секса
Чаще всего никуда его не подбрасывают, рождают как побочный продукт привычного семейного секса или, наоборот, случайного припадка страсти. Мол, деваться некуда, от этого рождаются дети, да, это не новость. И начинается у ребенка такая вот никакая жизнь. Он появляется в семье как ее естественный отросток, без особых миссий и задач. Родители уделяют ему внимание не меньше, чем любимой мебели, любимому автомобилю в гараже, накрученному компьютеру. Спонтанно он получает отведенную ему дозу внимания - так же, как ее получают другие стороны жизни: работа - источник благосостояния, круг друзей, которые скрашивают жизнь своим непритязательным участием, могут иногда и денег дать взаймы.
На таком пути нет ничего особо страшного или бесчеловечного - это обычный путь приобретений и утрат. Вырастая, мы получаем образование, оттачиваем интеллект, становится больше мыслей, увеличивается лексикон - этому нас учит общение со взрослыми. Но та же самая обыденность, житейская проза заставляет нас постепенно терять способность быть счастливым. Мы даже можем отказаться от счастья и выбираем несчастье, как способ защиты от риска, от страха потерь.
Мы заранее готовим себе пути отступления, перестраховываемся, делаем большие промашки, и наш вездесущий ум учится списывать наши несчастья на других: нас "подставили", нас обманули, нас предали. Если мы в силу генетических особенностей родились с большим запасом энергии и пробивной силы, тогда мы обманываем и подставляем других, преодолевая все барьеры. Тогда наш ум работает на самооправдание, и в своих бедах, к которым мы подтолкнули других, становятся виноваты они сами.
Ни в том, ни в другом случае не может быть места счастью, потому что вечно жаждущие возмещения потерь или, наоборот, оправдания неправедных приобретений, наши чувства закрывают нас от других людей высокой стеной отчуждения, наполняют наши сердца непреходящей горечью.
Мы делаем вид, что это не имеет для нас значения, но едкий коктейль в нашем сердце выжигает все живое, и мы становимся рабами своего постоянно изворачивающегося ума. Мы теряем способность смотреть жизни прямо в глаза, жить здесь и сейчас: мы либо пережевываем ошибки прошлого, не желая изменить свою жизнь, либо страдаем от ожиданий нежелательного будущего или от страстного желания достичь невозможного.
Проданный смех
Своего ребенка, который всегда прячется в нашем сердце, мы отторгаем от себя. Ребенка, который способен видеть момент настоящей радости, переживать незамутненное ничем счастье. Ребенок видит жизнь как чудо, как если бы он каждый раз оказывался на другой планете. Тогда весь мир становится счастливым для тебя и в то же время из-за тебя. Если бы было больше людей, которые умели бы сохранить в своей душе ребенка с его умением быть счастливым, на земле была бы совсем другая жизнь.
Оставаться таким, какой ты есть, не навешивать на себя вывески, лейблы и всяческие аббревиатуры - это редкая нынче способность. Потому что наша задымленная инфраструктурой социального бытия суета мыслей и дел - это пожиратель детской души. Вместо счастья мы получаем строгость, уважение окружающих, статус, и - старость.
Вспомним очень хорошо известную сказку - "Проданный смех". Не продали ли мы свой смех? Не упали ли мы в пропасть, заигравшись во ржи на краю обрыва, не заметив этого, как это описано у Сэллинджера?
Вот это самый обычный вариант, и не самый плохой. В конце концов, жизнь есть жизнь, без пафоса, в ней есть взлеты, падения, комедии, трагедии, антракты. Обычно в такой естественной обстановке ребенок растет, умеренно страдая в ходе приобретения опыта, подвергает подростковому суду своих родителей, пробирается сквозь дебри искушений, отношений, учится быть сильным и находит свою дорогу, по которой он идет по жизни вместе с огромным количеством других людей.
Но есть другая ситуация. Когда ребенок рождается там, где люди не живут, а занимаются выживанием - вот это наша тема: там растут дети кукурузы. Это, может, не такой ужасающий вариант, как у Зюскинда, но очень близкий к нему, и готовый все время пересекаться с выбором, ведущим к насилию, лжи, изворотливости. Это путь, на котором нет ничего святого, если даже сама человеческая жизнь становится разменной мелочью.
Дух кукурузного поля
Большинство из нас смотрели американский блокбастер "Дети кукурузы". Тогда мы еще не были избалованы Спилбергом, Хичкоком, Кингом. Тогда мы воспринимали этот фильм, как занимательную сказку, развлечение для неприхотливых на кинематографические шедевры американцев. И только теперь мы можем сказать: а ведь это притча, имеющая глубокий смысл.
Почему этот фильм не забывается? В этом фильме речь идет о том, как дети, сбежавшие от родителей, которым они были не нужны, заблудившиеся, отбившиеся от дома, собирались в стайки и начинали жить по новым законам, точнее, без закона, предоставленные самой судьбе. Они жили подобно дикарям, вернувшись к почти первобытному существованию. Это было странное сообщество: оно сложилось стихийно, но постепенно выясняется, что в нем действует определенная иерархия, отлаженная система управления, которая поддерживается безукоризненно: непререкаемая власть лидеров, преданность им добровольных сатрапов, слежка за теми, кто такой преданности не выказывает.
Мало того, этот стихийно, якобы, сложившийся закон восходил к некоему чудовищу, монстру, духу полей кукурузы, порой возникающему буквально из-под земли и исчезающему так же мгновенно, что подчеркивало его неограниченное ничем могущество. А детский народ был заложником этой мистической злой силы.
Ценность этого фильма в том, что происходящие в нем события - не только плод замысла режиссера. Это увиденная им в жизни колоссальная метафора иррациональности мира взрослых, олицетворенная в этих бескрайних кукурузных полях, где человек, даже взрослый, стоящий во весь рост, не виден, его движение можно проследить по едва заметному колебанию верхушек кукурузных растений. Сами взрослые - рабы иррациональной силы, вслепую ориентирующиеся в этом невидимом со стороны мире, тоже объединяются в тоталитарную общность и навязывают то же самое детям.
Потерянные дети
История показывает, что в жизни человечества мало проявляются ясность разума и четко направленная на позитивные результаты воля. Разум скорее спит или прикидывается спящим, а воля, скорее, направлена силой желания, на плохое и не достойное человека. Все развитие общества - жизнь целых стран с ее эпохальными переходами, короткими взлетами, неизбежными катастрофами определяется, как при сходе снежных лавин или селевых потоков, падением одного-единственного камешка.
Кто такие - создатели государств, их могущественные приспешники, для которых жизнь нижестоящих ничего не стоит? Это те же самые дети, потерянные в начале жизни беспомощными в своей собственной жизни родителями. Детей теряют и неблагополучные, и кажущиеся с виду благополучными семьи, не справляющиеся с управлением собственной жизнью. Таковых - большинство.
Бескрайность кукурузного поля, шелест ее стрельчатых листьев, подобный шелесту купюр... Кажется, оно быстро проходит - это самое детство. Оно проходит даже быстрее, чем того ожидают жаждущие взросления дети. Дети вырастают, но не взрослеют. Жизнь проходит благодаря усилиям и потугам выросших детей. Недозрелые взрослые, создав свои семьи, уж так сильно хотят придать своему лицу выражение строгости и серьезности и того же хотят от своих детей.
От века взрослые хотят лишить детей возможности поиграть, потренировать свои таланты, почувствовать свою силу, найти свою дорогу. Это как раз потому, что сами они стали в свое время заложниками, игрушками какой-то внешней недоброй воли. Отсюда - все войны на земле, все рукотворные катастрофы.
Казалось бы, взрослый все свои дела контролирует рациональным рассудком, а на самом деле часто человеком движет стремление осудить детство внутри себя с его нереализованными путями, убитыми мечтами и светлыми надеждами, осудить это невинное дитя, которому никогда не дается права на свободу.
Праздник непослушания
Сколько бы ни было написано и прочитано об этом книг, ни было нажито денег, сколько бы ни было сделано величайших открытий в науке, простое детское счастье, ребенок со своей улыбкой - это самое ценное достояние всего человечества и в то же время самая безответная и беззащитная его жертва. Потому что все остальное - это производное от детского счастья и несчастья.
Возьмем самые известные слова Христа: устами младенца глаголет истина или будьте как дети, их Царство небесное. Но Царства Небесного, даже его малых ростков мы не наблюдаем на земле. Мы видим поверженные отнюдь не временем, а усилиями создавшего их человечества Карфаген, Древний Рим, Гиперборею, Атлантиду, Лемурию - теперь уже все равно, реальные это были города и страны или они - порождение мифов и легенд.
Неповоротливые стада слонов истории, сметающие на своем пути одни государства и воздвигающие другие. Нельзя отрицать, что дом человечества построен не на счастье, а на слезах детей, а то и на их жизнях.
В фильме, с которого мы начали разговор, показан некий протест мира детей против мира взрослых, который стал настолько нерационален и безумен, что детям пришлось прятаться от него в необозримых полях кукурузы. Эти оборвыши, эти аутсайдеры мира взрослых в силу своей отверженности злы, жестокосердны, потому что появились на свет в среде, где отсутствует милость, любовь. Они не получили ничего человеческого от отцов - пьяниц, воров и мошенников, матерей-шлюх, также и от всего человеческого общества и от государства, обманувшего их надежды, поэтому оказались в стране неповиновения, где их никто не видит.
Они сплотились в своем протесте, научились всему самому жестокому, выпустив на волю своего зверя, вышедшего из моря. И если дети - наше будущее, то наше будущее апокалиптично. Нам могут сказать с привычной ксенофобной безответственностью: мол, это у них, в Америке. А вы спросите у наших полицейских, работающих с несовершеннолетними, о наших российских беспризорниках - не 1918, естественно, года, когда железный Феликс с друзьями сначала уничтожил миллионы отцов и матерей, а потом трогательно спасал детей от беспризорности в колониях.
Спросите полицейских о наших сегодняшних - 2014 года детях кукурузы, и вам расскажут такое, что у вас кровь застынет в жилах. И вам захочется стукнуть по голове чем-нибудь тяжелым Павла Астахова, который делает себе имя на защите единиц наших усыновленных американцами детей, когда тысячи российских детей живут страшнее, чем жили дети в 19 веке в рассказах Гюго, Короленко и Диккенса вместе взятых. Они живут хуже, чем генералы песчаных карьеров и младенец - будущий парфюмер из романа Зюскинда.
Против всего мира
Конечно, в "Детях кукурузы" просвечивает сквозь мистифицированную действительность фильма образ сильного государства. Оно создает и в реальности, и в кино, этих монстров сознания, которые смотрят сверху на человеческий муравейник - землю, с ее поделенными на кусочки земли пределами, на эту лоскутную сушу, по которой бегают крохотные насекомые. Эти насекомые - мы, и мы - это они в глазах государства - могущественного монстра, равнодушного к человеческой жизни.
Утро сменяется днем, день - вечером, наступает ночь, снова утро, Вроде бы нет ничего нового, все как всегда. Но кукуруза перезревает, а вырастающие дети уходят с полей и расползаются по всей земле. Их разум, лишенный самоосознания - кто они, зачем живут, чего хотят - молчит, и выросший в отсутствии человечности интеллект, направленный вовне, заостренный против всего мира - это пострашнее ядерной войны.
Человекообразные, способные быть лишь существами, не знающие сострадания, не умеющие любить - вот кто такие дети кукурузы. В них нет ничего человеческого. Следует признать, что дети кукурузы - это не только беспризорники, сироты при живых родителях, дети трущоб. В так называемых благополучных слоях общества, как это ни жутко осознавать, есть свои кукурузные поля - это детские сады, школы, где ходят надзирательницы со строгими глазами, потом они плавно переходят в больницы, вроде той, из "Полетов над кукушкиным гнездом". Это человеческие джунгли, пронизанные экзистенциальной тоской.
Потому что человеческое общество, вся земля с ее историей, техническим прогрессом, развитием науки, потугами всех религий, пытающихся приструнить человека, в ходе гонки научного и технического прогресса, в процессе решения глобальных творческих задач постепенно и неуклонно исключает из сознания человека все ограничители зла и всем миром плодит детей кукурузы.
Мы видим, как изменяется человеческая душа, как теряются драгоценные слова, некогда значимые, передаваемые в дар от человека к человеку. Мы научили детей не верить ничему - как поет Борис Гребенщиков: "Наши отцы никогда не солгут нам, как волк не умеет есть мясо, как птицы не умеют летать". Мы учим детей не верить в справедливость, потому что мы не верим в нее сами. Мы учим детей неуверенности в себе, потому что мы не уверены в себе сами.
Мы учим детей двоемыслию - этот посох давно уже наш, и мы спотыкаемся без него. Мы научились постоянно врать, потому что нам так удобно жить. Поэтому не стоит удивляться, что на нашей не очень уютной планете, и в особенности, на нашей одной шестой части суши, вместо людей вырастают дети кукурузы, причем, давно, уже не один век.
Люди пустого взгляда
Провал с идеей нового человека коммунистического будущего -дело прошлое, плоды которого уже осудила судом история. Но время нынешнее цинично указывает нам на новых детей кукурузы, уже не зависящих от политизированных взглядов, не имеющих часто никаких взглядов вообще, свободных от литературы, от культуры. Все чаще мы видим человека пустого взгляда, неосмысленного поступка, проживающего свою жизнь низачем.
Казалось бы: что тут опасного? Вспоминается евангельская история, как стадо бесов вышло из человека и вселилось в стадо свиней. Невольно понимаешь: не извне они пришли в человека , эти бесы, он вырастил их в себе сам, и их не семь злейших, как говорится в Евангелии, а число их - тьма.
Трудно не согласиться с тем, что общественный прогресс не успевает за прогрессом техническим. Как говорили старушки на завалинках: им бы только жить, да жить... в более удобных домах, оснащенных бытовой техникой высшего класса, в гараже или на стоянке - машина в целый табун лошадиных сил, рядом - аэропорт, лети хоть за море-океан прямо сейчас. А некуда лететь, нечего делать, не о чем думать, заботиться и стараться. Инволюция человека и его целей. То есть, возврат на предыдущие, более низкие ступени развития.
Это заметно даже на бытовом уровне: уже давно человек получил фантастические средства связи, высокоскоростной транспорт, как писали когда-то в фантастических романах - все есть для того, чтобы стать суперменом. Но где же супермены? Даже более или менее пригодного к жизни человека отыскать трудно. Пора уже снова ходить днем со свечой, как ходил Диоген Синопский: ищу человека.
Великие голодранцы
С советских времен мы помним фильм "Великие голодранцы": 1927 год. Одурманенные революционной романтикой молодые ребята вступают в комсомол. И с чего начинают: непримиримые к классовым врагам, они беспощадно отнимают у "кулаков" нажитое добро и заседают на собраниях. Вот эта лихость, вместе с полным непониманием того, что они делают, каким-то образом означала борьбу за высокие цели, когда это был вульгарный грабеж.
Этих ребят давным-давно уже нет, как нет и романтического революционного пыла. Но та лихость, заменяющая правоту, осталась. Никто из героев фильма не думал, что за 10 лет после 17-го года уже и так все разрушено, что эти грабежи от имени государства только и всего, что плодили нищету и превращали беззащитных крестьян во врагов советской власти. Чего она, конечно, заслуживала. Но об этом тоже не надо было думать. Надо было беззаветно служить какой-то якобы прогрессивной идее, уничтожая на своем пути все живое.
Подвигов для народа готовилось великое множество. Например, освоение целины - гораздо более безобидная пропагандистская кампания, чем коллективизация или великий перелом. Или кукурузизация всей страны. Никто не спорит, это полезная культура - попкорн или силос для скота. И наплевать, что эта культура любит много света и тепла, не очень подходит для наших сибирей, но дан приказ - ее на запад и в другую сторону. Ясно, как три рубля: не кукуруза была важна, не целина, да черт с ними, сколько за десятилетия урожаев погибло!
Главное было - не задача, а сверхзадача: воспитание безоговорочной преданности народа, чтобы ни малейших раздумий. Сегодня на кукурузу, завтра - в Анголу, сегодня на целину - завтра в Афган. Вчера было преодоление трудностей освоения целины, сегодня - трудности присоединения Крыма. Вчера враг - мировой империализм, а сегодня - вместе с Европой и Америкой братья-славяне украинской национальности, это уж как скажут.
Поэтому тема нашей работы - дети кукурузы не столько интернационального образца, сколько наши горькие сироты при живой родине. Безрадостная судьба подрастающего народа, которому запрещено самому разбираться, что же реально происходит вокруг - нате вам готовые концепции, сценарии как что воспринимать, как к кому и чему относиться. А кто думает не так - тот отщепенец, диссидент и просто недоумок хуже сумасшедшего, потому что не любит родину.
Молодые старички
То же и сегодня: а нельзя ли было, хотя бы для разнообразия, хотя бы раз отодвинуть в сторону сверхзадачу тренировки народа на преданность и взяться за обычную задачу - разрешения Крымской ситуации? Не затевая этой сомнительной крымской операции, просто провести переговоры двух правительств, наметить программу развития Крыма, оказывать ту же самую помощь братскому и своему народу без ненависти, без противостояния и Украине, и Западу? Без агрессии, без ушатов лжи и грязи в СМИ?
Вот именно эта бездумная лихость великих голодранцев остается главенствующей в действиях наших российских политиков. Мы все помним анекдоты про дом престарелых, в который превратился ЦК КПСС в 80-е годы. И вот, закончился парад ветеранов, граничащий с нескончаемой похоронной процессией. Свершилось! К власти пришли молодые политики, по сравнению с теми - ну просто юниоры! И что же? Старая коммунистическая гвардия ушла на покой, а ее тоталитарные замашки - живы, потому что у власти молодые старички.
Каких-то пятьдесят лет назад было неуемное желание властвующих идеологов - диктовать, какую ширину брюк носить, как стричься, как танцевать, какую музыку слушать. Сейчас этого нет. Зато есть желание диктовать, какие политические предпочтения иметь: американцев не любить, а любить Северную Корею, на патриотизм украинцев - наплевать, иметь только свой подкрепленный ракетами патриотизм; внимательно слушать и понимать, что считать агрессией и что воссоединением народов в соответствии с установками уже не КПСС, а ЕР.
Естественно, все перечисленные выше пристрастия старой гвардии позволено считать музейным раритетом, но при этом нестарые еще наши лидеры государства не чувствуют, что от их внутренней и внешней политики крепко несет нафталином и неким знакомым смрадом якобы безвозвратно ушедшего прошлого. Прошлого, которого жаль, прежде всего, старикам, испытывающим постоянную ностальгию по потраченным молью, несмотря на нафталин, габардиновым одеждам, мерлушковым папахам и маршальским шинелям 50-годов прошлого века. Жаль, конечно, трогательного шипения заигранных грампластинок Апрелевского или Таллинского заводов и других воспоминаний о "красивой жизни" тех времен.
Уж если какая есть у нас в России забота о стариках, так это не материальная - пенсии-то уж больно жалкие, а вот моральная: какой канал ни открой - крутится черно-белое кино, а если цветное - то все одна военная форма защитного цвета, все война, автоматы Калашникова, все отвратные немцы в фуражках с высокой тульей. Где же будут старики понимать, что происходит в России, если около телевизора они живут в далеких сороковых и пятидесятых?
А по российскому каналу идут новые фильмы, от которых сильно разит колхозным бытом, так же давно ушедшей примитивностью разговоров и событий. Смотришь на все эти режиссерские городушки и диву даешься: страшно далеки они от народа.
Курсы мракобесия
Но есть и другое направление в современном, с позволения сказать, киноискусстве. Это то, что гонит НТВ по вечерам: "Морские дьяволы", "Под прицелом", "Дикий" и бесконечные детективы, в который нет никакого смысла - только стрельба, мордобой, столы прозекторов, прикольный грим попорченных в драке физий живых персонажей и покойников. В этих фильмах бесполезно следить за сюжетом - он везде один, шит белыми нитками, финал всегда бессмыслен, герой безлик и стандартен.
На фоне этих так называемых фильмов "Каменская" кажется шедевром и хочется дать ей Оскара. Нас всегда поражает: зачем нам, простым людям, вникать в перипетии отношений между бандами, развитие бандитских судеб, в подробности мордобоя и пользования оружием? Ведь это касается только довольно замкнутого криминального, хотя, в нашей стране, и обширного круга. Но нам-то, простым гражданам это зачем? Или нас постепенно обучают криминальной психологии?
Прошлое, не только к сожалению, но и к счастью, прошло. Прошло время маленьких зарплат и больших надежд. Зарплаты остались, правда, маленькими, ну, никак не приложимыми к реальной жизни е ее нуждами, а вот надежды и совсем исчезают. Да и кто обеспечит исполнение этих надежд? Маг-чародей, подобный своему древнему предку из Халдеи? Например, господа Кашпировский и Чумак, враждующие между собой? Или, может быть, эти чудотворцы-экстрасенсы, прочно оккупировавшие ТВ-3?
Лежит современный россиянин на диване, всматривается в это лоскутное одеяло мракобесия, которое набрасывают на него с экрана, и думает точно как Обломов: вспоминая упреки своего камердинера, что, мол, другой давно бы уже переехал на новую квартиру, решил бы все свои проблемы и все такое прочее... "Кто же этот другой?", - мучительно думает уже не Илья Ильич, а наш современник... Но дремота охватывает все его члены, и он все глубже погружается в сон, который, впрочем, продолжается и после пробуждения, во время низкооплачиваемой работы.
.
Воробьиные крылья
Правительство наше тоже вышло из народа, хотя и не все мы - дети семьи трудовой. С этой точки зрения нелишне обратиться к Пушкину. Видимо, недооценили его советские идеологи, когда сделали из него идола. Начни он писать при советской власти - быть бы ему в Гулаге, хотя бы из-за одного Пугачева (написанного не в стихах).
Да и "Капитанская дочка" наверняка, оказалась бы не в жилу соцреализму. Просто от природы идеологи пролеткульта, не в обиду им будь сказано, были не только бездарными, но и недалекими людьми. Иначе они бы поняли, что "Сказка о рыбаке и рыбке" - это вовсе не бесхитростная сказка для детского чтения, но образ России-матушки.
В этой сказке - что ни возьми, все соответствует исторической правде. Во-первых - место жительства старика и старухи. Это не иначе, как Крым, то есть, выход к морю. Во-вторых, материальное положение старика и старухи - крайне плачевное: по сути, ничего, кроме разбитого корыта, нет. Аппетиты у старухи, олицетворяющей любимую родину, не знают пределов, как говорила одна наша знакомая - крылья воробьиные, а размах - соколиный.
Вообще, сама идея - поймать золотую рыбку и с ее помощью стать владычицей морскою - это Пушкин правильно угадал, точнее разглядел: чисто русская идея: работать бы поменьше, а иметь бы побольше. Речь даже не совсем об этом, черт с ней, с работой. А вот желания всегда непомерные. Причем, не просто так они с неба упали. Видать, до описанных событий бабка не только пряжу пряла (судьбы России - Парка), но и мечтала, строила проекты.
Поэтому рыбка ее врасплох не застала, только предложение сделала об откупе, а тут и целая вереница готовых желаний, одно другого грандиозней. Сначала просто новое корыто - для разведки возможностей, потом видит - проскочило, и давай - новую избу, опять проскочило, потом статус дворянки столбовой, вольной царицы, и, наконец, владычицы морской, да не просто так, а чтобы еще золотая рыбка была у нее на посылках.
Тут и облом вышел, возвращается старик домой после последнего желания, на море черная буря, а на берегу сидит опять старуха у разбитого корыта. Как говорится, совесть надо иметь, когда на дармовщинку хочешь что-то получить. И к тому же, одна из главных заповедей игрока: главное - во-время остановиться. Поиграл, и хватит, все возвращается на круги своя. Почему-то у нас все всегда возвращается не хорошее, а плохое - как естественная форма жизни.
"Дедушка, расскажи сказку!.."
В любой другой стране люди просто живут, а в России живут интересно, шарахаются из стороны в сторону: сегодня ты прав, а завтра виноват - в зависимости от того, какую политику заблагорассудилось избрать власти. Еще не так давно правы были те, кто тысячами загонял народ в концлагеря, на допросы, держал людей под неусыпным контролем, а сегодня они в тени, свое героическое прошлое предпочитают не выставлять на публичное обозрение.
Может быть, не все потомки служак из НКВД восприняли взгляды своих отцов, но некоторая их часть сохранила их наследие. И вот эти послушные отпрыски палачей тридцатых годов прошлого века отравляют жизнь последующим поколениям. Наслушавшись от дедов, что эти злокозненные диссиденты все врут, все было хорошо и в лагеря просто так не сажали, они страстно желают вернуть все, как было.
Конечно, были у социалистического прошлого и плюсы - всяческие льготы, бесплатное обучение, здравоохранение, путевки в пионерские лагеря и на курорты. Сейчас не то: везде за все немалая плата и желательно во-время. Но никто не желает знать, что за этими льготами стояли самые низкие в мире зарплаты, несоизмеримые с зарубежными, несвобода мнений, слова, печати, собраний и вероисповеданий. Это игнорируется, это прочно забыто отпрысками Коминтерна, они все время твердят, что жили неплохо, а худо сейчас.
Эта их хваленая жизнь с копеечной квартплатой, но с копеечной и зарплатой, продовольственными талонами, одеждой от "Москвошвеи" сегодня уже молодежь не привлекает. Современная российская молодежь, не вдаваясь в идеологию - что наше, хорошее, а что вражеское, вредное - уже хочет жить, преодолевая трудности, влезая в кредиты, перебегая с работы на работу, но имея японский автомобиль, пусть с большим пробегом, хороший компьютер (что-то такого отечественного товара мы вообще не припомним) и приличную одежду.
Блудный призрак Европы
Молодежь без слов и объяснений интуитивно предпочитает двигаться к европейской интеграции, нежели существовать за колючей проволокой, железным занавесом, когда у народа и конкретно у тебя на рот налеплен скотч. Так хотели бы жить оставшиеся отпрыски коммунизма - этого блудного призрака, когда-то бродившего по мощеным уютным улочкам Европы, но вселившегося почему-то в головы доверчивых русских мужиков с буянным характером, с разбойничьей удалью.
Этот призрачный вирус продолжает и сегодня жить в клетках потомков неразборчивого в знакомствах народа, и, к сожалению, его некритичного к реальности большинства. С болью повторяем: значительная часть нашего народа - это потомки соучастников и сопричастников большого революционного террора, партийных чисток, принудительной коллективизации, продразверстки. И особенно, массового стукачества, которое поощрялось властями.
Эти потомки сейчас слушают по официальному ТВ горючую смесь лживых новостей об Украине, сильно приправленных ура-патриотизмом, постоянно ожидают враждебности и подвоха с чужой стороны, закрывая глава на нечистоплотную политику своих вождей по отношению к братскому народу. Никого не останавливает в слепой преданности национальной идее, становящейся на наших глазах нацистской, даже то, что украинцы - не какие-то немцы, англичане, французы или якуты, которые, конечно, также не заслуживают враждебности, что украинцы - братья-славяне, родная кровь.
И только упрямое меньшинство, хилое и слабое, но противостоящее этой разгоревшейся пропагандистской кампании, не верит пустой риторике разыгравшихся в войну политиков отечественного розлива. Мы хотим, чтобы каждый человек задал себе вопрос: с кем я - с кучкой лжецов, облеченных властью, или с многострадальным украинским народом, которому живется еще хуже, чем нам?
Мы уверены: если бы у россиян пенсии снизились до 3000 рублей, как у украинцев, при нынешних ценах, и зарплаты стали не намного больше, чем эти пенсии, понимания украинских событий было бы больше, а патриотизма - меньше. Но код безоговорочного повиновения еще силен в крови россиян.
Феномен баржи
В одной из передач канала "Культура" нам рассказали о том, как в советское время политзаключенных концлагеря переправляли с одного острова на другой в районе Камчатки. Люди гнили там по 10 - 15 - 25 лет, и вот, такую баржу со слабо вооруженной охраной останавливают японские пограничники и хотят сделать досмотр судна. На что советские солдаты разводят руками, нервно курят, говорят, что ничего запрещенного на борту нет. "А мы, - рассказывает одна из политзаключенных - участников события, - сидели и молчали. Мы могли бы поднять вопль, нас бы освободили, но какое-то чувство, столь глубокое, внутри, заставляло нас молчать, как будто если бы мы выдали себя, то это было бы некое предательство".
Видимо, свойство любого русского человека, идущего безвинно на плаху, в тюрьму, незаконно подвергнутого взысканию властей, - это глубоко сидящее чувство и есть рабство под почтенным названием "патриотизм".
В первые годы советской республики девушки в красных косынках писали мелом на доске: "Мы не рабы, рабы не мы". Более правильной была бы вторая фраза, написанная слитно и с ударением на первом слоге: "Рабы нЕмы". Это немота совести досталась послушному большинству, а достоинство русского человека и неумолкаемая совесть, истинный и истовый, не "ура" - патриотизм, достались единицам.
Несытое чучело
Вот этот, с позволения сказать, феномен баржи позднее имел другое страшное проявление. Вспомним, мы читали в прессе, как американские матери протестовали против вьетнамской войны. Они проводили затяжные сидячие забастовки - располагались на площадях вокруг зданий правительства и военного ведомства и просто сидели там по много дней, молчаливо требуя у властей прекращения войны.
Они своими материнскими сердцами без всяких познаний в политологии понимали: нечего американцам делать в чужих землях, убивать других людей, сжигая их напалмом и расстреливая их с воздуха. Требовался им политический опыт для того, чтобы спасти своих и чужих детей, вытащить их из этой бойни?
Где были российские матери, когда их детей гнали в Афганистан, в Чечню, в Африку, в другие страны на поля Коминтерна? Неграмотностью ли политической можно было объяснить безмолвие российских матерей? Просятся на язык стихи из якобы детской сказки Корнея Чуковского "Тараканище": стал Таракан победителем, покорились ему звери, хотя и кляли его втихомолку на коммунальных кухнях. И вот уже он приказывает:
"Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,
Я сегодня их за ужином скушаю!"
И далее автор говорит от себя:
"Да и какая же мать
Согласится отдать
Своего дорогого ребёнка -
Медвежонка, волчонка, слонёнка,
Чтобы несытое чучело
Бедную крошку замучило!"
Отдавали. Без единого слова - "исполнять интернациональный долг". Это какой - такой интернациональный долг - теснить и убивать людей на их родной земле? Что - непонятно было, что это агрессия, интервенция, и что их детей посылают на войну как пушечное мясо? Какое высшее образование или ученая степень нужна для того, чтобы понять это, кроме материнского сердца? Это признак психического неблагополучия - эмоциональная ригидность. Россияне надолго завязли в своем страшном прошлом, оставаясь, по сути все еще в Гулаге, где "шаг в сторону равняется побег". Вот что пишут психологи:
"Решения, принимаемые эмоционально ригидным человеком, в большей мере определяются его прошлым опытом, чем сиюминутной ситуацией. Обычно эмоциональная ригидность сочетается с ригидностью в деятельности".
То есть, как десятилетиями наши люди голосовали на партийных и профсоюзных собраниях всегда "за" - за любой бред, за ненависть ко всему миру, за "мировой пожар", так и детей своих, не глядя, отдали этому молоху тоталитаризма.
Чего было ожидать от этих детей, проданных на войну матерями за мутную чечевичную похлебку псевдопатриотизма? И тогда эти дети стали детьми кукурузы.
Интересное время
Есть китайская мудрость: горе тому, кто родился в интересное время. Мы живем в очень интересное время - время перемен, когда в оценках происходящего люди уже не верят, наверное, самим себе. Время непостоянства, зыби, время многочисленных слов от многообещающего кутюрье, одетого во фрак, играющего роль дирижера, где симфонический оркестр - это послушные ему дудки, альты, литавры и прочие инструменты. Это его роль - то ли великого соблазнителя, то ли великого негодяя, не уступающего ни в чем Казанове, искусно обольщающего и насилующего публику, обожающую концерты.
Может быть, присутствие на таком концерте - это и есть свершение тех маленьких надежд получить удовольствие вместе с исполнителями музыки, чтобы потом обрушиться с громкими нескончаемыми овациями?
Самая дорогая Олимпиада. И почему бы нам не тряхнуть мошной, по-русски говоря, не перебесить всех западников, сделав наши лыжи и коньки чудодейственнее тех, что мелькали в сиянии всех предшествующих олимпиад мира, а их было более двух десятков? Это ли не исполнение тех маленьких надежд всегда оказываться первыми? Это ли не искупление вины перед ожидающими достойных пенсий стариками? Перед молодежью, которая без разбору сует свою шею в ипотечную кабалу на десятки лет?
Мы уже молчим о взятии Крыма нашими доблестными, отличившимися в Чечне частями. Очень смело, брависсимо! Благо, ядерный кистень торчит из кармана солдатской шинели. Прикольно, к тому же, косить врага на полях Интернета, с помощью компьютеров, айфонов и прочих штучек, полученных из рук тех же самых врагов. Мы же научились ездить на вражеских мерседесах, разгонять их до безумной скорости - на не наших, конечно, дорогах, а там, в чужих землях, куски которых приобретены на дурные деньги. На наших-то дорогах с бесчисленными колдобинами можно разогнаться только на тракторе "Беларусь", чтобы свалиться с моста в речку.
Все же интересно: надолго ли нам хватит этого чужого хайвея, пока еще полны наши кладовые нефти и газа? Чего больше - бахвальства, самонадеянности, гордыни, возведенной в квадрат, или той реальной силы, остатки которой все еще у нас есть? Может быть, силы и нет, а полно бессмысленного народного терпения в ожидании исполнения простых, самых маленьких человеческих надежд?
Переворот или революция?
Путин боится своего, российского, майдана, переворота. Как ни прикидывается он волевым и невозмутимым, а понимает: прецедент создан не только крымский, но и Киевский. Причем, не было бы Киева - не было бы Крыма. Именно так: Крым отхвачен под шумок уже начавшейся революции. Не будем особенно вдаваться в теорию, чем отличается революция от переворота. Это не очень сложно: дворцовый переворот - это когда в народе никто ничего не знает, а, например, Павла Первого задушили подушкой и - вот новое правительство и наследник престола.
Или Екатерина Вторая: ропот придворных на Петра Третьего, мол, глуп, невежествен, не любит Россию, неспособен к правлению. И вот, 28 июня 1762 года царь свергнут при участии братьев Орловых и вахмистра Потемкина, отрекся от престола и вскоре погиб при невыясненных обстоятельствах. А Екатерина потом приобретает звание Великой.
Революция - это когда вся страна ощетинивается, забастовки, стачки, майданы, есть народу нечего, работать негде, прав никаких. Некоторые историки считают, что переворот в 17-м году в России как раз был одним из самых бескровных: ну, пришли, свергли, отрекся. А вот когда уже Ленин с Советами присоединился и стал навязывать всеобщую концлагеризацию - только тогда пошла революция и гражданская война.
Они ведь начались не со свержения царя, а в связи с тем, что престол заняло нелигитимное антинародное правительство, объявив себя супер-народным. Самая успешная ложь - это тотальная, всеобъемлющая и абсолютно бессовестная. Чего стоит только кража большевиками лозунга "Земля - крестьянам", притом, что вскоре они отобрали все последние клочки земли у трудящихся крестьян, очистили даже скотные дворы до последней овечки, продразверсткой выгребли закрома у людей до последнего зернышка. Сейчас-то ясно, что колхозы - это были концлагеря по месту жительства.
Это отступление к тому, что переворот в государстве - это не такая редкость, как показывает история. Приходит кто-нибудь ночью с подушкой в спальню царя - и кирдык монарху, уже новый пришел. У нынешнего царя, конечно, есть и на этот счет опасения, но он видит, что при нынешней либеральной моде как-то повывелись братья Орловы, и вахмистра подходящего рядом не просматривается, как нет поблизости и полковника Валерио.
Итак, Путин понимает, что бояться сильно нечего, так как российский народ далек от саксонской непреклонности, прагматического настроя на конкретные политические и экономические результаты. У нас народ привык выступать то в роли иконы, то - дубинки, а созидательного, организованного настроя у него никогда не было. Однако нестабильность народных настроений всегда пугает временщиков.
Стадо пьяных слонов
Возврат Крыма - это, скорее, психологический урок на тему "бей своих (украинцев), чтоб чужие боялись, мы, мол, не допустим майдана. Почему и зачем это делается? Потому что нынешним временщикам - а имя им легион, включая муниципальное звено - есть что терять, а терять это не хочется. Когда комсомольцы-добровольцы грабили наших дедов и прадедов, тем тоже было что терять: крепкие усадьбы состоятельных крестьян полнились десятками голов скота в коровниках, и лошадь была не одна, хотя и не табун, а кур - гусей, овец - не считано.
Столыпинская реформа загублена октябрьской (не февральской) революцией. Сколько людей выехали в Сибирь добровольно, получив подъемные от государства, понастроили хороших домов с крытыми дворами. Это ведь было сродни нашествию первых поселенцев в Америке. Они не шли напролом, подобно сто раз воспетому Ермаку - вестнику колониального владычества. Они оседали на земле, обрабатывали ее, застраивали добротным жильем, не бараками, столь любимыми советской властью.
Они были фанатичны в труде, не меньше, чем Генри Форд, аскетичны в быту. Нам известно о наших предках: они трудились от темна дотемна, питались скромно, лишь бы можно было работать. Они отдавали детей в школы, учили нужным в хозяйстве профессиям. Это были сотни, тысячи людей - посланцев Столыпина, и это были не колонисты, а поселенцы, преобразующие землю. Они очень много полезного дали российскому государству. А советская власть все это разрушила .
Народ в семнадцатом году подняли, но не разбудили. Он действовал в массовом психозе. Есть не очень известная книга Владимира Бехтерева, выдающегося русского психиатра - "Внушение и его роль в общественной жизни", вышла она в 1908 году в Петербурге. Там он весьма подробно и основательно рассматривает психопатологию коллективного внушения и самовнушения, формирование сознания народных сборищ. Фактически Бехтерев уже в начале века провидчески описал то, что произошло в России после 1917 года.
Бехтерев был прав. Толпа испуганных, взвинченных людей, которые не в состоянии включить осознание того, что с ними происходит, становится похожа на стадо слонов, вкусивших от пьяного дерева, есть такие деревья в джунглях, и это стадо в бешеном темпе движется неизвестно куда, сметает человеческие поселения, разрушает хижины, убивает людей. То есть, властвуют низменные инстинкты, а разум спит. Потом, когда вредоносный стимулятор в крови иссякает, слоны спят мертвым сном, как это случается с простыми пьяницами среди людей, а потом долго пребывают в межеумочном состоянии.
В угаре самоуправства
Создается впечатление, что процесс естественной эволюции в нашем народе идет в каком-то вековом летаргическом сне, в который он впал в младенческом возрасте. Временами тело, но не разум его просыпается, он начинает бродить по жизненному пространству и усваивает только то, что подсовывают ему гувернеры от власти: Европа - враг, Америка - враг, нечего с ними церемониться, неплохо бы им и кровь пустить.
Уже и не сюртук с поддевкой на современном человеке, а вполне добротная импортная одежда, но по первому знаку господствующих идеологов он вопит в потогонной политической полемике, запускает словесную мясорубку, в которой крутит кости Обаме, Хейгу, Меркель и всей цивилизованной Европе. При этом он совершенно, как сейчас принято говорить, не врубается, из-за чего шум, что ему в этой заварухе надо и надо ли вообще. Пока еще не сделаны котлеты из этого фарша, Путин сам - заправила на этой адской кухне, он точно не находится в этой реальности и не понимает, что запущенный им механизм может привести к концу не Европу, а его армию Смитов из "Матрицы", которая отнюдь не всесильна.
Почерк нынешнего российского правительства под формальными, сфабрикованными в спешке договорами типа договора о присоединении Крыма, одиозен и сильно напоминает подобные триумфы Третьего рейха. Даже Илья Пономарев, ничего обидного нет в слове "даже", будучи в самом пекле российского так называемого парламента ужаснулся умом от того, что понял: ничего мудрого и доброго не делается на таких скоростях.
Сходство крымского перформанса есть и с режиссурой сталинского произвола в решении судьбы целых народов, когда-то за одну ночь лишенных родины и отправленных в политическую ссылку. Осталось теперь вернуть Аляску, Финляндию, Польшу, страны Балтии. Что же? Дело за немногим. Вот только незадача: хватит ли мощи. Хватит ли шовинистического угара? Не задохнуться ли в нем самим? Поведение России по отношению к Украине уже стало позорным фактом в глазах всего мира.
Отрыжка крымских событий только что напомнила о себе: напившиеся пропагандистской браги, донецкие самоуправцы вдруг ни с того ни с сего, уже после драки, замахали кулаками и объявили себя Донецкой народной республикой. Совсем недавно новый отец народов торжественно объявил под бурные аплодисменты, что Крым наш, восточная Украина нам не нужна. Или не по карману. А тут новые буяны проснулись и в Луганске, и в Харькове, и, не обращая внимания на то, что их кинули, лезут опять со своей народной республикой. Придется им, наверное, присоединяться к Северной Корее. Невольно обращаешь внимание, что они воюют с призраком, так как в них никто не стреляет, им никто не оказывает сопротивления, они просто прут куда-то в угаре самоуправства.
Взбесившийся мелкий буржуа
История подсказывает, что в начале каждого века на планете нарушается политическое равновесие и происходят события, сравнимые с катастрофой. Это было при Наполеоне в начале 19-го века, это было в начале 20-го века. К тому же ведут действия политически невменяемой российской верхушки в начале века 21-го.
Или это вообще особенность человеческого рода, может, правда, он нуждается в неких ужасных явлениях вроде пандемии холеры, чумы, оспы? Либо это обострение лихорадки территориального передела, желания "пущать кровь" всему миру или хотя бы соседу? Ведь не психопаты же мы? Сколько можно строить храмов для того, чтобы потом замаливать в них кровопускание первой, второй мировых войн? Гражданских войн? Безумных экспериментов?
Анализ показывает, что болезнь касается социума в целом, болезнь застойная, хроническая, с периодами ремиссий и обострений.
Накануне первой мировой простой венгерский или русский крестьянин спокойно пахал землю и не помышлял о штыке, но головы лидеров разных государств уже были заражены националистической чумой, чумой, навязанной народам. В нынешнее время мы отчетливо видим и со всей ответственностью говорим об этом: российское правительство если не совсем еще заразило народ ненавистью ко всему западному, то продолжает навязчиво раскручивать эту ненависть.
Это чувствуется в разговорах - в магазинах, на работе, в толчее общественного транспорта, в очередях за нищими социальными подачками и льготами. Телевидение и прочие СМИ сплошь пестрят заголовками, статьями, передачами, призывающими народ к восприятию образа врага - Америки, Запада: ангажированные журналисты постоянно и беззастенчиво тычут пальцами в потомков Дяди Сэма, Джона Булля (прозвище англичан), полощут имена западных лидеров.
Как-то по экранам ТВ пронеслась приятная новость: охранники Обамы нажрались на работе! Да что вы говорите? А у нас этого никогда не бывает! Или о жестокости датчан: надо же, пустили в расход четырех львов! А у Путина охранники сплошь язвенники и трезвенники, а в наших зоопарках ничего подобного не бывает, а если и бывает, то просто никто шума не поднимает - что там львы, человеческая-то жизнь у нас - копейка! А вот у них - смотрите, ха-ха-ха!
Где Платон Каратаев?
Есть нечто садистское в тоне наших "доброжелателей" в подобных якобы мимолетных сообщениях, глубокий подтекст: вот их гуманизм, вот их порядок, вот их "общечеловеческие ценности"! Это исключительно отвратительные, вредные, опасные люди, хищно нацеленные на одну шестую часть суши... уже и не знаешь, как ее назвать, просится очень длинное название - вроде "Страна с очень долгим пройденным опытом работы по созданию совершенного народа, не желающего раскрыть рта ради своего блага и сидящего возле разбитого паровоза". А хотя бы починить этот паровоз ему "вломы".
Страшно представить будущее такого государства - государства постоянных народных бедствий, постоянно обманутых людей, которых завтра, послезавтра, в схватке пусть не с Украиной, а с какой-то другой страной, сделают пушечным мясом. И еще страшнее представить себе в очередной раз свою родину в образе той же пушкинской старухи, сидящей у разбитого корыта.
Мы тоже не знаем, куда двигаться. Оторопь берет душу, глядя на бесноватость своего даже ближайшего окружения: вместо того, чтобы проснуться и начать, наконец, разгребать вековую грязь, искать применение своим силам в созидательном труде, люди неделями ходят пьяные без вина от того, что присоединили Крым.
На Руси всегда были поговорки: белены объелся. Ну, ладно, в верхах сильно чувствуется запах средневековой белены, а как же весь народ на нижних этажах? Что - он так и не узнает размеренной, благоустроенной жизни? Да не делайте ее по западному образцу, сделайте по своему - с самоварами, щипцами для сахара, с горницами, румяными девицами, да, да, с приказчиками в картузах у богатых прилавков, с конными дворами, чистыми коровниками и свинарниками, сырными заводами,.. но сделайте, наконец, что-нибудь, чтобы материальные блага полились, наконец, полным потоком, как мечтали Маркс-Энгельс и Ленин - Сталин! Ведь они хотели этого для вас, сделайте же это, не оглядываясь на ненавистную Европу!
И перестанет тогда Запад смотреть на нас со страхом, считать нашу страну выведенным случайно неосторожными учеными Франкенштейном. Не стали ли мы и вправду подданными Франкенштейна, собранного по лоскуткам из молекул народа, погибшего на полях ленинского террора, сталинских репрессий и вдохновленного былым духом Пролеткульта? Привет тебе, великое большинство, поддерживающее этого неведомого владыку!
Где толстовский Платон Каратаев с его всеобъмлющим единением человечества и непротивлением злу насилием? Где воспоминание о сцене из "Войны и мира" - когда Пьер Безухов вместе с французским солдатом спасают девочку из горящего дома, и Пьер говорит: "Все - люди", думая о французском солдате?
Патриот - не герой
Такая банальная мысль: времена меняются, меняемся и мы с ними. Но - не меняется только патриотизм, он остается замшелым и закостенелым, как и десятки веков назад. Почему еще древние греки впервые сказали, за ними римляне подхватили, а после - ее не цитировал только ленивый: патриотизм - последнее прибежище негодяя? Грубо. Прямолинейно. Нелицеприятно. Потому что соответствует истине. Патриотические словесные построения, в том числе идеи, радуют, украшают жизнь. А правда режет глаз - это народная мудрость.
А как же герои первой и второй мировой войн? Выхватывание из огня и воды кричащих детей? Прочий героизм? Например, спасение гибнущего в пожаре или в водоеме ребенка? Это, так сказать, бытовой героизм, не имеющий патриотического оттенка. Надо признать, что такие поступки благородных и смелых людей совершаются бессознательно. Человек, бросаясь в огонь, не произносит пафосные речи, не ищет выгоды. Просто бросается в огонь, в воду - и все: ребенка жалко стало или старушку. Чтобы потом не повторять мучительно: а был ли мальчик? Такой герой может быть и не патриотом, а патриот может и не быть героем.
Сразу оговоримся, трудовой героизм выбрасываем сразу и навсегда, потому что труд - это повседневная потребность человека, его естественное состояние. А героический труд может быть только среди отъявленных лодырей. Например, стахановское движение - это просто позор нации: если норму можно выполнить на 300 и 500 процентов - это норма заведомо заниженная. Если не заниженная - то это не труд, а каторга, отнимающая у человека все физические и духовные силы и превращающая его в робота.
Еще один вид героизма: например, при монтаже мартеновской печи допущен брак, он выявился, когда ее уже запустили. Находится камикадзе, который с ухищрениями, придуманными всем коллективом завода ( такое было в годы пятилеток), замотавшись в огнеупорные тряпки снизу доверху, лезет в раскаленное жерло печи и устраняет неполадку.
Какой триумф! Сколько гвалта в многотиражке! Портрет на доске почета! Может, даже орден. А не бяше ли нам, братие, было не допускать брака при монтаже, или сначала отключить электрику, остудить печь, а потом без всякого героизма лезть в нее и устранять неполадку? В подобной ситуации в перестроечном фильме "Остановился поезд" Вадима Абдрашитова герой, безупречно сыгранный Олегом Борисовым, говорит: мне понятен героизм при защите Родины на войне, но я против героизма в мирное время. Героизм, вызванный допущенной изначально чьей-то преступной халатностью?
Да и в военное время не все так просто, например, Александр Матросов. Выяснилось со временем, это вовсе и не героизм был. Представьте себе человека, у которого война отняла всю семью - враги убили всех, никого и ничего не осталось. Впереди - дзот, из которого пулемет косил десятки людей, а сзади - заградотряд со шквальным огнем. Ну и какой был выбор? Матросов действовал так же бессознательно, не рассчитывая ни на что. Конечно, можно об этом спорить, но нет смысла. Уж слишком много в нашей стране совершается подвигов, повод к которым был заведомо создан безответственными людьми.
Патриотизм в мирное время
Патриотизм и героизм - разные, несопоставимые явления, но у них есть одно общее качество: по нашему мнению, патриотизм, как и героизм, не должен иметь места в мирной жизни. Потому что в мирной жизни патриотизм из великой силы превращается в фарс. Даже в семье, самой хорошей и дружной, невозможно себе представить, чтобы сыновья и дочери каждодневно твердили: мы любим свою мать. Нет, сосед, ты послушай, мы любим свою мать. И ты, прохожий, имей в виду: мы любим свою мать. Противно, разве нет?
Так и в стране в мирное время: все тихо, благоустроено, не рвутся снаряды, не пылают пожары, не разрушены дома, растет трава, поют птички, мирно дремлет в центре столицы сиятельный могильник с захоронением вождей. А некие серые личности машут флагами и пылко, как заговоренные, камлают: мы любим родину, мы любим родину, мы любим родину. Как говорил Христос: не молись в храмах, на перекрестках, а зайди в комнату твою, запри дверь... зацитировали эту фразу, но она и к патриотизму очень подходит.
Есть понятие удушающей любви. Не удушают ли громогласные сыны своим хроническим неотвязным патриотизмом свою родину - Россию, которой сейчас совсем плохо? Представьте теперь старушку мать при последнем издыхании - надо скорую вызвать, положить к ногам грелку, накормить ее бульоном, а дети скачут и неумолчно вопят: мы любим свою мать!!! Такое поведение явно может привести больного человека к преждевременной смерти.
Обратная сторона патриотизма - всегда ксенофобия и шовинизм. Вот парни в куртках с крупной надписью "Россия". Они водят лихие импортные машины, не выпускают из рук айфонов, держат на коленях ноутбуки, одеты в джинсы, обуты в "Ральф", но они с неизбывным гневом твердят о гнете американизма и европеизма.
Готовьте денежки!
В последнее время очень смешно наблюдать озабоченных депутатов российского парламента под глубокомысленным названием "Дума", унаследованным от "долгих, тяжких лет царизма, когда жил наш народ в кабале, и вот заря коммунизма нам засияла во мгле" помните такую песню? Так вот, благодаря финансовым санкциям Европы и США полетели к черту VISA и MASTER-CARD, и наша родина лихорадочно разрабатывает свои платежные системы, причем, в таком раже, что упомянутым платежным системам придан статус стратегических объектов! Черт, если бы не "бандеровцы и фашисты", еще лет сто об этом бы наше правительство не почесалось!
Еще один укол патриотизму. Вдруг 4 апреля 2014 года наивно якобы глуповатое РБК заявляет простодушно: мол, гендиректор НПО "Мостовик" Олег Шишов сам подал заявление в арбитражный суд о самобанкротстве - подорвал финансовое здоровье на олимпийской стройке. И, мол, он такой не один. Даже не это самое интересное: ну, можно бы это было сделать без помпы, с какой-нибудь вульгарной реструктуризацией долгов, так нет - решили ломать комедию через суд, мол, я не собираюсь закончить дело ликвидацией предприятия, а твердо намерен поправить положение. Какая Америка до такого додумалась бы!
Гендиректор собрал срочный брифинг, где все это довел до сведения общественности, мол, это не только с Олимпиадой связано, но и с другими объектами. Кто бы сомневался, вы все так строите. Прямо танцы на льду! Вот и ласточки прилетели от Олимпиады, а скоро они плотной стаей полетят из Крыма, вместе с газетными и телевизионными утками.
Вот это - патриотизм?
Неверное большинство
Почему же все же древние, а потом и мыслители нового времени сходятся на том, что патриотизм - прибежище, да еще и для негодяев? Может, древние греки, римляне и наши упрямые современники ошибались и ошибаются сегодня? Может, они что-то перепутали? Ан нет.
Все они имеют в виду это неверное большинство, на котором бесчестные политики строят свою игру. Правда, игра рискованная. Сегодня они кричат: "Слава Великому Риму!", а завтра эта же толпа забрасывает камнями братьев Гракхов. Сегодня "Ура Конвенту!", а завтра весь Конвент и сам Робеспьер уничтожены.
Сегодня "Зиг Хайль!", "Германия - везде!", а завтра люди из штабной гитлеровской верхушки, не говоря о напуганном поражением в войне народе, ищут контактов с Россией, чтобы сдаться скорее на милость победителя и готовы разорвать фюрера на ошметки. Сегодня это великое большинство кричит "Долой голубых", а завтра - неизвестно что будет кричать, майдан устроит в самой Москве.
Социологи уже сочиняют в прогнозах нечто тревожно-успокоительное, наподобие предсказаний Нострадамуса, которые можно при желании трактовать одновременно на противоположный манер. Потому что - скажешь слово, оно так и получится. Но не потому, что ты скажешь, что ты способен думать в отличие от подавляющего большинства, а потому, что по странному стечению обстоятельств так устроена жизнь на нашей планете. В ней присутствует некая магия. Это не магия слова, это всего лишь безумие толпы, обеспечивающее ей коллективную безответственность и способность пожирать, пожирать своих мнимых и действительных благодетелей.
И коза твоя дура!
Самое опасное - это не орудия уничтожения, созданные людьми, а люди, создающие их для уничтожения друг друга. Страшные орудия, нечеловеческие. Просто не хватит бумаги, чтобы переписать все виды оружия. Если посмотреть всю историю человечества вообще, следуя мысли великого духовного учителя нашего времени Ошо - Шри Раджниша, имевшего, между прочим, университетское образование и сначала преподававшего философию в университете, то создается впечатление, что человек на земле живет только для того, чтобы уничтожать себе подобных.
Разве не подтверждают этого 50 000 войн, известных человечеству за все время развития цивилизации? И сегодня бюджет каждой, даже самой слабой страны на земле, на 75 процентов прямо или косвенно работает на военное ведомство. И все это ради патриотизма. Что же это за ненасытный молох - патриотизм, перед которым расшибает лоб великое моральное, а точнее - аморальное большинство?
Беда патриотизма в том, что он заставляет любить родину, обязательно в паре с нелюбовью к другому народу. Патриотизм принуждает нас, вас верить в исключительную ценность своего народа, но непременно в пику народу другому. Если мы, допустим, любим родину Россию, то мы обязательно должны понимать, что все остальные страны не то, чтобы не в пример хуже нас, а вообще никуда не годятся.
У нас есть семейное предание. Мальчик Тема спросил бабушку:
- Можно, ко мне придет Вася?
Бабушка была старая интеллигентка, она спросила просто ради подготовки к новому знакомству:
- А что это за мальчик - Вася?
Ответ был для бабушки очень интересным:
- Это такой же мальчик, как я, только хуже.
Как-то бабушка не подготовила внука к тому, что другой мальчик может быть ничуть не хуже Темы, а таким же хорошим, как он. Бабушка сильно огорчилась результатами своей промашки в воспитании внука. Что касается патриотизма, это правило номер один: другой народ вроде такой же, как наш, но только хуже. А если он более трудолюбивый, богатый, предприимчивый, то это уже совсем невыносимо. Как сказала Нонна Мордюкова в забытой социальной рекламе, в таком случае, "и коза твоя дура!".
Маховик ненависти
Уже около полутора месяцев по российским каналам настойчиво разъясняют, что украинское правительство, ну, никак не может быть хорошим. Никакой аналитики, никаких фактов, одни только комментарии на фоне уже закоржавелых видео с майдана. Комментарии таковы, что поражаешься: хамские интонации, остроумие коммунальных кухонь, полное отсутствие нейтрального, объективного подхода.
Кандидата в президенты Украины Петра Порошенко так густо поливают дерьмом, что невольно предполагаешь, что это вполне достойный человек, которого российская правительственная братия никак не хочет заполучить в президенты непокорной страны - не подходит, видимо, на роль марионетки. Если он такой уж плохой, так радуйтесь, ведь вам же лучше, если будет украинский президент такой же прохиндей, как и вы - быстрее общий язык найдете, но, получается, что он не такой - оттого и весь гвалт.
Пропагандистский маховик раскручивается на фоне бескрайнего и неохватного глазом собственного кукурузного поля, в дебрях которого много чего интересного можно найти, но об этом - молчок. Абсолютно беспрецедентная после перестройки волна анти-американизма, ничем не отличающаяся от визга СМИ периода холодной войны.
Начинаешь, наконец, понимать, что Путин - все-таки, неумный человек, умный не позволил бы своим СМИ работать на уровне базарных сплетниц. Проясняется портрет лидера нации во всей красе. Получается, что от Никиты Сергеевича, мастера кукурузных дел, с его туфлей на трибуне ООН, нынешний президент мало отличается в своих персональных качествах. Он ведь рубит сук, на котором сидит, и убивает курицу, которая могла бы снести ему корзину золотых яиц.