Аннотация: Тихо! Дети, не ругайтесь, а то и так жизнь как в телевизоре...
О том, что литература и драматургия умерли и напрочь никому не нужны, говорите кому угодно, кроме этого екатеринбуржца. Совмещая работу преподавателя вуза, редактора журнала "Урал", режиссёра театра и главную работу - писание пьес, Николай Коляда по его собственному выражению "всё время пашет" и это, пожалуй, единственный способ верить в актуальность искусства.
Пьесы Коляды нравятся не всем, мне - не нравятся. Спектакли Коляды нравятся тоже не всем, они имеют даже несколько скандальную славу. Но о чём они? Говорит автор:
"Никого не переделать спектаклем. Театр - не трибуна. Глупости. Нельзя от трактора требовать газированную воду. "Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман". "И чувства добрые я лирой пробуждал". Театр может оставить только радость в душе и более ничего. Я помню радость, которая осталась во мне, когда я впервые прочёл какие-то замечательные книги, и всякий раз, когда я смотрю на полку с этими книгами, меня вновь посещает эта радость, воспоминание, душевное волнение. Это прекрасно, и только так может существовать искусство..."
Николай Коляда, кажется мне, чаще всего пишет о людях, жизнь которых не сложилась. Не сложилась по одной и той же причине: никто не научил людей жить, а сами они научиться не удосужились. И в "Нежности", и в "Девушке моей мечты" и в "Безнадёге" главная героиня - проживающая пустую, безрадостную жизнь женщина. Коляда пишет о них с жалостью, но и с юмором. Глубинный конфликт, на котором держится действие это конфликт уходящей, ускользающей жизни. В "Девушке моей мечты" и в "Безнадёге" герои напрямую поставлены перед лицом смерти; разрушительное и созидательное заглядывание в бездну основная тема этих пьес. Разрушительное, как вообще любое соприкосновение ничтожного и великого, конечного и вечного, а созидательное - в силу надежды.
По-настоящему поэтичны ремарки Николая Коляды. Они рассчитаны не столько на режиссёра, сколько на читателя, и не только мастерству драматического диалога (монолога), но и мастерству ремарки, от пьес невозможно оторваться.
Иногда слишком хорошо просматривается в пьесах "драматургический ход", например, почти навязчивый приём навязчивой идеи у персонажа: когда он по несколько раз повторяет одну и ту же фразу или отвечает невпопад, развивая всё ту же навязчивую мысль. Впрочем это позволяет передать эмоциональность или сдвиг сознания героев относительно "нормального" состояния.
Пьесы Николая Коляды публиковались в журналах и отдельными книгами, помимо того автор довольно активно публикуется в сети и участвует в сетевой жизни. Все пьесы по адресу http://kolyada.ur.ru/category/plays/, живой журнал http://www.livejournal.com/users/kolyadanik/.