Астрологи утверждают, что жизнь каждого человека закодирована расположением звёзд и планет в момент его рождения. Поэтому, зная время рождения какого-то человека и место его появления на свет, можно достаточно точно предсказать его судьбу. Казалось бы это плохо сообразуется с понятием свободы воли человека. Нужно ли говорить, что это противоречит материалистическому взгляду на Природу, тем более трудно поверить, что всё, что человек совершает на Земле уже предопределено звёздами. Правда, астрологи говорят, что звёзды предсказывают, но не обязывают. Хотя в этом мало утешительного для человека.
С другой стороны, живучесть астрологии как системы взглядов на природу человека заставляет искать какое-то рациональное объяснение утверждениям астрологов. Допустим, что такое влияние небесных светил на человека имеет место. Можно ли его объяснить с иных, например, материалистических позиций? Я думаю, что можно.
В настоящее время широкое распространение в исследованиях природных явлений получил системный подход, когда то или иное явление рассматривается либо как система, либо как элемент системы [6]. Появилась новая наука - синергетика, которая изучает системы особого рода - самоорганизующиеся [4]. За примерами таких систем далеко ходить не надо - это и живые организмы как многоклеточные системы, это и биогеоценозы как системы организмов, это и социальные и экономические системы.
Основное свойство всех самооорганизующихся систем - это постоянное стремеление сохранить неравновесное состояние [4]. Это стремление в конце концов и порождает такое явление как саморазвитие системы (эволюционность), которое невозможно без выработки таких приспособительных механизмов как память, самообучение, целеполагание. Каждый элемент такой системы приобретает свойство быть отражением (совокупностью) всех отношений между элементами системы, которые складываются в процессе развития [6]. С другой стороны, жизнестойкость всей системы зависит всё больше и больше от наличия тех или иных свойств каждого элемента [6]. Таким образом, здесь можно выделить два механизма развития системы.
Первый - унификация элементов системы, стремление к нераличимости, что вызывается дрейфом свойств элементов (пример из биологии - дрейф генов) и приводит к ограничению разнообразия отношений между элементами системы [5].
Второй - стремление к увеличению разнообразия внутри системы как необходимому условию самосохранения системы [6]. В свою очередь, степень разнообразия отношений между элементами зависит от разнообразия воздействий внешней по отношению к системе среды. Постепенно структура связей внутри самоорганизующейся системы становится отражением внешних воздействий на эту систему [6].
Отсюда следует, что, если для внешней среды характерно большое разнообразие воздействий на систему, то структура системы эволюционирует в сторону усложнения. Если же внешние воздействия ограничены в своём разнообразии, то и эволюция системы со временем затухает, что чревато для системы катастрофой [5] при изменении характера внешнего воздействия. Эволюция форм жизни на примере динозавров прекрасно иллюстрирует это положение. А такое ограничение разнообразия внешних воздействий происходит, если система в свою очередь сама является элементом более сложной системы.
Отсюда с необходимостью следует очень важный вывод, что в процессе эволюции любая саморазвивающаяся система, находящаяся на каком-то уровне иерархии систем должна либо прийти в состояние застоя и распасться [5], либо выработать механизм настройки [3] внутренней организации структуры на структуру воздействий системы, лежащей вне этой иерархии и потому носящих случайный по отношению к данной системе характер. Настройка на хаос - вот уникальный и простой механизм удержания высокой степени разнообразия элементов в системе [1]. В этом случае внешние воздействия нейтральны к связям внутри системы и потому носят чисто информационный характер. Каждому элементу внешнего воздействия такого рода ставится в соответствие некое внутреннее свойство элементов системы и тогда весь набор свойств получает эквивалент в виде некоего алфавита, кода, на котором начинает писаться книга судеб для каждого элемента системы [6]. Таким образом системе будет гарантировано постоянное воспроизведение высокого уровня внутреннего разнообразия, а сама система вступает в чисто информационные отношения с внешней средой. Именно с возникновения такого механизма начинает обеспечиваться эволюционная устойчивость саморазвивающейся системы, как бы ни складывались для неё условия внешней среды. (Под эволюционной устойчивостью здесь понимается способность системы к сохранению целостности в процессе её эволюции).
Важную роль хаоса в устойчивости саморазвивающихся систем демонстрирует живая природа на примере так называемых фрактальных структур организма. Как отмечают физиологи: "Хаотические системы способны работать в широком диапазоне условий и потому легко адаптируются к изменениям. Эта пластичность позволяет системам удовлетворять требованиям непредсказуемости и изменяющейся внешней среды" [1].
Вернёмся теперь к Человеку. Будем рассматривать его как элемент саморазвивающейся системы - человеческого сообщества (социума). Социум в свою очередь является элементом более высшей системы - Человечества. Человечество - элемент Биосферы и Ноосферы. Налицо иерархия систем. В процессе исторического развития человеческие сообщества переживали определённые эпохи, характерные, в частности, тем, что каждая эпоха пыталась "лепить" из Человека существо ограниченное, существо-функцию, винтик, Обеспечивающий существование и стабильность той или иной социальной и экономической системы. Это и кастовые системы Древнего Мира, это и расовые теории, это и современные теории создания Человека "новой" формации, например, коммунистическая теория формирования "человека-пролетария" или буржуазная теория формирования "человека-потребителя". Но несмотря на все эти исторически обусловленные ограничения Человека, всегда на свет рождались люди не вписывающиеся в реалии окружающей среды, люди-бунтари. Николай Гумилёв назвал их пассионариями [2]. И не зря он в своих исследованиях в области человеческих отношений обратил своё внимание на небо в поисках первопричины пассионарности Человечества [2]. Человек независим от формирующего воздействия социальной среды, ибо изначально, на заре возникновения Человечества, он стал зависим от расположения звёзд. Характер каждого человека, набор его свойств, качеств закодирован звёздами - естественной Книгой Бытия Человека. Звёздное небо отвечает требованиям, предъявляемым к системе, кодирующей разнообразие свойств людей: отсутствие какой бы то ни было закономерности, стабильность и постоянство светового воздействия и в то же время независимость от эволюционного процесса жизни на Земле, - всё это делает звёздное небо уникальным эталоном для самонастройки Человечества на разнообразие.
Эволюция жизни на Земле породила на уровне Человечества чисто информационные процессы, независимые от других процессов. В основе этих информационных процессов лежит необходимость обеспечения разнообразия элементов развивающейся системы (Человечества), а через неё - обеспечение эволюционной устойчивости развития вида. Вполне возможно, что именно эти качества нового приспособительного механизма стали основой для возникновения человеческого интеллекта, который уже в процессе трудовой деятельности (по Энгельсу) развился до современного уровня. Платой за разум, который Человек приобрёл в процессе своей эволюции, как вытекает из особенности взаимодействия Человечества и Космоса, явилась зависимость свойств личности каждого человека от расположения звёзд на небе, что в процессе его жизнедеятельности трансформируется в судьбу, рок.
Таким образом, можно утверждать, что материализму совершенно не противоречит взгляд астрологии на Человека, как носителя кода своей судьбы, выраженного в звёздном коде. Этот код действительно можно сравнить с программой, а человека - с биороботом. Можно ли смириться с этой мыслью? Казалось бы, что за вопрос, конечно - нет. Но ведь мы смирились с наличием генетического кода и ничего - живём. Более того, именно знание объективности генетического кода даёт Человеку шанс при его расшифровке обрести возможность влияния на биологическую природу Человека, избавления его от генетических болезней и других недугов. Признание объективности звёздного кода даст возможность людям ближе познать свою природу, природу своей души, а значит даст ещё один шанс в освобождении человеческого Духа от недостатков своей телесной природы и, в частности, даст возможность лечения, так называемых, кармических болезней, избавления от предначертанных судьбой страданий и бед.
Я считаю, что запись звёздного кода скорее всего налагается на генетический код в момент формирования плода механизмами трансформации этого кода, заложенными в организме матери. Можно также предположить, что звёздный код формирует подсознание человека, где смысловыми значениями алфавита являются так называемые архетипы, открытые известным психоанатиком К. Юнгом. Сформированное подсознание становится основой психики человека, той программой, которая и будет постоянно побуждать человека к тем или иным действиям и поступкам. Безусловно, Человек - не робот, на его поведение накладывается и социальный код, задаваемый воспитанием в обществе, а также знания, полученные в процессе социального обучения, но всё же отрицать влияние бессознательного на характер поведения Человека нельзя, а значит - звёзды предопределяют, но не обязывают. Астрология может и должна найти своё место в ряду наук, изучающих Человека и Природу.
1990г.
Л И Т Е Р А Т У Р А
-------------------
1. Гольберзер Э.Л., Ригни Д.Р., Уэйт Б.Д. Хаос и фракталы в физиологии человека, "В мире науки", 1990, ? 4.
2. Гумилёв Л.Н. Пассионарная симфония этносов Земли, "Техника-молодёжи", 1990, ?10.
3. Пушкина И.П. "Спит ли человек во сне?..." / Число и мысль. Сборник. Выпуск 2. - М.: Знание, 1979.
4. Хакен Г. Синергетика: Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. - М.: Мир, 1985.
5. Чернавский А.В. Применение теории катастроф в психологии и экономике./ Число и мысль. Сборник. Выпуск 2. - М.: Знание, 1979.
6. Щербицкий Г.И. Системный характер информации. - Мн.: Наука и техника, 1978.