Актуальность исследования. Современное белорусское общество находится на сложном этапе исторического развития, а трансформация и совершенствование всех сторон его жизни во многом зависит от характера взаимодействия личности и социального окружения, содержания функций и степени стабильности социальных институтов и общностей, ценностных приоритетов и ориентиров в индивидуальном и массовом сознании. Изменение принципов организации жизни и деятельности людей, их социальных и поведенческих норм и ценностей актуализирует необходимость поиска новых механизмов, путей и средств регулирования социальных процессов. Существенным потенциалом для решения данной задачи обладает современная социальная реклама, воздействующая на все общество, в том числе и на подростков.
Между тем, научных исследований, посвященных изучению рекламы, в отечественной науке недостаточно, что же касается восприятия социальной рекламы подростками с разным уровнем творческих способсноетй, то эта проблема отечественными психологами практически не изучена.
Социальная реклама в настоящее время - это способ мобилизации и координации добровольной активности членов общества с целью решения актуальных социальных проблем, которые невозможно удовлетворительно решить с помощью традиционно используемых государственных административно-правовых средств. Социальная реклама является каналом коммуникации между обществом и репрезентантами общественного интереса - в умелых руках она может стать эффективным инструментом социальной политики.
Вопросы истории и теории развития рекламы, а также сущность социальной рекламы, ее цели, функции, значение в жизнедеятельности общества рассматриваются в работах В. В. Ученовой, О. О. Савельевой, М. И. Федотовой, Л. Н. Пискуновой, Н. В. Старых и др.
Зарубежный опыт социальной рекламы освещен в трудах У. Аренса, К. Бове, П. Линдсея, Д. Нормана и др.
Психологические аспекты функционирования рекламы, в целом, исследовались Р. И. Мокшанцевым, Е. Е. Прониной А. Н. Лебедевым -Любимовым и др.
Среди белорусских исследователей проблем восприятия рекламы в связи с социальными установками, занимается Н. В. Азаренок.
Как синтетический жанр искусства социальная реклама предоставляет возможности для творческого самовыражения рекламиста: неожиданность создаваемых образов, искренность, способность обращаться к адресату социальной рекламы с его же позиции, а в некоторых случаях создателям рекламной продукции предоставляется возможность для самореализации путем самостоятельного поиска тем для социального творчества и осуществления мониторинга настроений общественного сознания.
В. Н. Дружинин отмечает, что разделение психических способностей на репродуктивные и творческие признается не всеми зарубежными и отечественными теоретиками. В настоящее время можно выделить по крайней мере три точки зрения на эту проблему.
Представители первого направления (в зарубежной психологии Г. Айзенк, Дж. Равен и др. и ряд отечественных исследователей К. М. Гуревич, В. Д. Шадриков, Э. А. Голубева и др.), не разделяют способности на репродуктивные и творческие, полагая, что высший уровень развития всех способностей влечет за собой высокий уровень творческих достижений. В современных зарубежных и отечественных работах этого направления прослеживается тенденция сдвига тематики с творческих способностей на одаренность.
Представители второго направления (зарубежные психологии Дж. Гилфорд, Е. П. Торренс и др.) выделяют специфическую способность - креативность. Как отмечает психолог Е. Е. Туник, в настоящее время многими отечественными психологами и психологами на постсоветском пространстве креативность рассматривается как синоним понятия "творческие способности".
С точки зрения представителей третьего подхода (А. М. Матюшкин) творческие и нетворческие способности также разграничиваются, но причиной творческих способностей считается система личностных психических образований: черт, мотивов, общей активности.
Синтезом двух последних подходов является концепция Д. Б. Богоявленской, которая рассматривает различные уровни познавательной активности (репродуктивный, эвристический, креативный). Творческие способности, представителями данного направления, определяются, как синтез свойств личности, необходимых для создания нового.
Методологической основой исследования послужили:
1) Исследование творческих способностей в русле когнитивного подхода (Е. П. Торренс, Е. Е. Туник), позволяющего охарактеризовать их как синоним понятия "креативность" и определить, как способности порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности.
2) Изучение восприятия в русле когнитивного подхода (Дж. Брунер, Д. Норман, Р. Солсо), позволяющее определить его как процесс, в котором индивидуум получает стимул (раздражитель) от различных событий и дает им объяснение, интерпретацию. Этот процесс включает две стадии: внимание, фильтрующее поступающую информацию, и интерпретацию содержания стимулов в собственные модели отображения реальности.
3) Идея категоризации, как одного из основных актов процесса восприятия Дж. Брунера.
4) Утверждение Л. И. Киричук о том, что одним из базовых механизмов, обеспечивающих смысловую целостность и связность рекламного текста, а также решения им коммуникативной задачи и реализации рекламного общения является категория оценки.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, метод тестов, ассоциативный эксперимент, психосемантические методы, анализ продуктов деятельности, статистические методы.
Научная новизна: Анализ исследований по данной проблеме выявил отсутствие работ по изучению особенностей восприятия социальной рекламы людьми с разным уровнем творческих способностей. Теоретические положения и экспериментальные результаты, представленные в исследовании, в определенной мере позволяют восполнить информационную недостаточность научных сведений об особенностях восприятия социальной рекламы, а также конкретизируют и расширяют научные знания о взаимосвязи восприятия социальной рекламы с уровнем творческих способностей в подростковом возрасте.
Практическая значимость: 1) полученные данные могут быть использованы в курсах учебных дисциплин: "Психология рекламы", "Психология развития", "Психология одаренности"; 2) для разработки рекомендаций: а) при подборе кадров (в креативные рекламные агентства); б) при разработке рекламной продукции (с учетом возрастных особенностей аудитории). Использование в практической деятельности знаний об особенностях восприятия социальной рекламы людьми с разным уровнем творческих способностей может содействовать осуществлению более целенаправленной рекламной деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Цель и задачи исследования определяются его актуальностью и проблематикой. Цель исследования: выявить и описать специфические особенности восприятия социальной рекламы подростками с разным уровнем творческих способностей.
Задачи исследования:
1) проанализировать существующие теоретические подходы к проблемам восприятия социальной рекламы и творческих способностей;
2) исследовать уровень творческих способностей подростков;
3) провести сравнительный анализ особенностей восприятия рекламы подростками с разным уровнем творческих способностей.
Объект исследования: восприятие социальной рекламы.
Предмет исследования: особенности восприятия социальной рекламы подростками с разным уровнем творческих способностей.
Гипотеза исследования: восприятие социальной рекламы подростками имеет свои специфические особенности, проявляющиеся во внутренней вариативности категорий восприятия, опосредованных разным уровнем творческих способностей.
Положения, выносимые на защиту:
1) Подростки гимназических классов дифференцируются по трем уровням выраженности творческих способностей: низкий, достаточный и высокий.
2) Базовым компонентом, обеспечивающим смысловую целостность интерпретации рекламы, является категория оценки. Оценка рекламы подростками, опосредующая особенности восприятия, имеет свой категориальный состав.
3) Семантическое пространство оценочных характеристик восприятия социальной рекламы подростками имеет внутренние структурные взаимосвязи.
4) Особенности восприятия социальной рекламы подростками проявляются во внутренней вариативности категорий восприятия, опосредованных разным уровнем творческих способностей.
Апробация результатов диссертации. Диссертационное исследование было обсуждено, одобрено и рекомендовано к защите кафедрой социальной психологии УО "БГПУ имени Максима Танка".
Структура и объем диссертации. Настоящая диссертация включает в себя "Введение", "Общую характеристику работы", 2 главы, "Заключение", "Библиографический список", "Приложения", резюме (на русском, белорусском и английском языках). Полный объём диссертации состоит из 85 страниц. В работе содержится 13 таблиц и 6 рисунков. Библиографический список составляет 116 источников.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВОСПРИЯТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1 Основные направления в изучении творческих способностей
в зарубежной и отечественной психологии
Изучение творческих способностей является одной из фундаментальных проблем, как отечественной, так и зарубежной психологии. Многообразие теоретических подходов в их изучении порождается, во-первых, различными философскими ориентациями современных психологических школ, во-вторых, противоречивостью и сложностью этого явления.
Сущность творческих способностей раскрывается в результате конкретизации понятия "способности".
Б. М. Теплов отмечает, что "способности - это такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения одной или нескольких деятельностей, они не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но могут объяснять легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, сами же способности всегда являются результатом развития" [101, с.7].
С. Л. Рубинштейн рассматривает способности как личностное образование [89], в то время как А. Н. Леонтьев определяет их как психические образования, производные от специфики деятельности [51].
В зарубежной психологии под способностями понимаются либо врожденные способности индивида, фатально определяющие все будущие достижения субъекта, либо приобретенные навыки и умения [2].
В. Н. Дружинин отмечает, что разделение психических способностей на репродуктивные и творческие признается не всеми зарубежными и отечественными теоретиками. В настоящее время можно выделить по крайней мере три точки зрения на эту проблему: 1) способности не разделяются на репродуктивные и творческие; 2) выделяется специфическая способность -креативность (творческие способности); 3) творческие и нетворческие способности также разграничиваются, но причиной творческих способностей считается система личностных психических образований [27].
Представители первого направления (в зарубежной психологии Г. Айзенк, Дж. Равен и др. и ряд отечественных исследователей К. М. Гуревич, В. Д. Шадриков, Э. А. Голубева и др.) [84], не разделяют способности на репродуктивные и творческие, полагая, что высший уровень развития всех способностей влечет за собой высокий уровень творческих достижений. Творческие способности в рамках данного направления рассматриваются, как максимальное выражение общих способностей [113].
В современных зарубежных и отечественных работах этого направления прослеживается тенденция сдвига тематики с творческих способностей на одаренность. Так, в полимодальных концепциях Н.С. Лейтеса, В. Н. Дружинина и др. творческие способности не изучаются как самостоятельная реальность, а выступают структурным компонентом общей одаренности. В трудах К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова творческие способности рассматриваются как индивидуально-психологические свойства, определяющие успешность овладения и выполнения какой-либо деятельности. Э. А. Голубева отмечает, что способности часто определяются по успешности деятельности, а это (за исключением случаев особо одаренных детей) возможно уже на довольно поздних стадиях онтогенетического развития. В связи с этим, творческие способности рассматриваются ею на трех уровнях: психофизиологическом (относится к диагностике типологических свойств нервной системы), психологическом (включает определение индивидуальных особенностей познавательных процессов, особенностей темперамента, мотивации и характера) и поведенческом (определение успешности деятельности за длительный период с ее дифференцированным анализом; учет характера межличностных отношений; изучение некоторых особенностей индивидуального, в частности когнитивного стиля деятельности; определение общих видов направленности - преимущественно коллективистской, деловой или эгоистической в их сочетаниях и т.д.) [94].
Представители второго направления (зарубежные психологии Дж. Гилфорд, Е. П. Торренс и др.) выделяют специфическую способность - креативность. Как отмечает психолог Е. Е. Туник, в настоящее время многими отечественными психологами и психологами на постсоветском пространстве креативность рассматривается как синоним понятия "творческие способности" [104], что совпадает с точкой зрения автора данного диссертационного исследования.
Понятие "креативность" основано на представлении о противоположности дивергентного (творческого) и конвергентного мышления. Одними из первых наиболее глубокое исследование творческого мышления предприняли гештальт-психологи, (М. Вертгеймер, В.Келлер и др.) указавшие на то, что решение задачи, новая идея, приходит в момент "схватывания" ситуации в ее целостности и полноте (инсайт), а при поиске альтернативных описаний необходимо учитывать не только само явление или предмет, но и весь контекст ситуации [33].
Само понятие "креативность" впервые было предложено Дж. Гилфордом. Им были выделены четыре ее основных параметра: оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы; семантическая гибкость - способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование; образная адаптативная гибкость - способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования; семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. Развивая модель Дж. Гилфорда, в которой выделяются три параметра креативности (беглость, гибкость, оригинальность), Е. П. Торренс дополнил ее таким параметром как разработанность и определил креативность, как "процесс появления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности; определения этих проблем; поиска их решений и выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; формулирования и сообщения результатов решения" [105, с.3]. В то же время творческое мышление связано и с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей. Отмечая эту особенность, российский психолог М. А. Холодная дает определение креативности (творческих способностей) как "способности порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности" [114, с.226].
С точки зрения представителей третьего подхода творческие и нетворческие способности также разграничиваются, но причиной творческих способностей считается система личностных психических образований: черт, мотивов, общей активности (А. М. Матюшкин). В рамках данного подхода основные детерминанты развития и проявления творческих способностей видятся в развитии в первую очередь свойств, независимых от собственно способностей. Опираясь на работы многих исследователей, А. М. Матюшкин выдвинул синтетическую структуру творческих способностей, включая в нее доминирующую роль познавательной мотивации; исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы; возможности достижения оригинальных решений; возможности прогнозирования и предвосхищения; способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие этические, нравственные, интеллектуальные оценки [66]. Л. С. Выготский, А. М. Матюшкин указывают на универсальный характер творческих способностей: они присущи всем людям и проявляются в различных видах деятельности [67].
Синтезом двух последних подходов является концепция Д. Б. Богоявленской, которая рассматривает различные уровни познавательной активности (репродуктивный, эвристический, креативный) [8]. В рамках данного интегрального направления (В. С. Юркевич, Е. Л. Яковлева и др.) феномен творческих способностей рассматривается в единстве социальных, культурных, когнитивных и личностных переменных, в том числе с учетом психологической сущности творческой деятельности, специфики ее целей, способов осуществления и результатов исследований (И. П. Калошина, Б. М. Кедров, Я. А. Пономарев, О. К. Тихомиров, А. Т. Шумилин), а также, как синтез свойств личности необходимых для создания нового [79].
Творческие способности не являются синонимами способностей к обучению и редко отражаются в тестах, чьим показателем является IQ. Л. Терстоун, отмечая эту разницу, проанализировал возможную роль в творческом поведении, способности быстро усваивать и формировать идеи и некоторых особенностей восприятия. Л. Терстоун заметил, что творческие решения чаще приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент сосредоточения над решением проблемы, они стимулируются восприимчивостью к новым идеям, а не критическим отношениям к ним [2].
В исследовании творческих способностей, как отмечает В. С. Юркевич, выделяются тестовый, нормативный и потребностный подходы [116].
В соответствии с тестовым подходом идентификация творческих способностей предполагает наличие стандартизованных тестов в виде определенных задач, предлагаемых для решения испытуемому. Е. Е. Туник указывает на то, что большинство современных тестов являются модификацией тестов Дж. Гилфорда и Е. П. Торренса. В частности, тесты Е. П. Торренса были разработаны в связи с задачами образования, как часть продолжительной исследовательской программы методической работы с учащимися, стимулирующей их творческие способности [105]. В своих исследовании Е. П. Торренс установил следующие особенности: отличие развития креативных (творческих) способностей от логического мышления; возможность преодоления творческого кризиса при помощи специальных методик; тесты интеллекта не диагностируют до 70% одаренных учащихся; уровень развития творческих способностей не зависит от социально-экономического и расового положения человека.
Сторонниками подхода к пониманию креативности (творческих способностей) как нормативного процесса, имеющего индивидуальную меру выраженности: от низкой - заурядности, до высокой - оригинальности, являются Г. Айзенк и С. Медник. По данным их исследований, в качестве основных механизмов творческих способностей выделяются дивергентное мышление и отдаленное ассоциирование как формы действия в широких семантических областях. Основными механизмами установления связей между отдаленными категориями, согласно С. Меднику, рассматриваются: репродукция, смысловой синтез или случайные соединения, в соответствие с этим продукты мыслительного процесса разделяются на стереотипные, креативные и девиантные [94].
М. И. Фидельманом предложен и в той или иной мере проанализирован потребностный подход к выявлению творческих способностей, в рамках которого задания испытуемый может выполнить репродуктивным образом (пересказать содержание рассказа или составить картинку по уже имеющейся схеме); может выполнить их на уровне вторичной креативности, то есть в рамках заданного подхода только модифицировать образец и, наконец, может выбрать именно творческое задание (придумать свою собственную модель или собственный сюжет рассказа). Многие исследователи, занимающиеся анализом познавательных интересов, системы потребностей, личностных особенностей в целом, в той или иной мере указывают на существование других подходов к измерению и идентификации творческих способностей, однако в большинстве случаев речь идет только о дополнительной информации в добавление к тестам. Изучение мотивации при этом принимается только в качестве вспомогательного метода анализа [31].
Творческие способности учащихся среднего возраста с выделением трех их уровней (низкий, достаточный, высокий) экспериментально изучены К. К. Базарбаевой, которая выделяет основные компоненты, критерии (мотивационно-потребностное отношение учащегося к творческой деятельности; понимание своих творческих способностей и активное участие в учебном процессе; степень сформированности общеучебных умений, навыков творческого роста, стиля поведения, выполнения творческих задач) и показатели развития творческих способностей в учебном процессе (таблица 1.1) [6].
Таким образом, в заключение обзора теоретических представлений о творческих способностях личности, можно отметить неоднозначность понимания и интерпретации этого феномена. Это обусловлено тем обстоятельством, что данная проблема разрабатывается [22] разными авторами независимо друг от друга, в разных научных контекстах.
Творческие способности перестали рассматривать, как некоторую неизменную характеристику ребенка, предопределяющую его развитие; не считают суммой специальных способностей отрицая общую одаренность или же, как общую творческую одаренность, противопоставляя ее специальным способностям. Сейчас многие психологи включают в структуру творческих способностей как когнитивные, так и некогнитивные личностные (мотивационные, эмоциональные, волевые) и социальные (условия воспитания и обучения) факторы [17].
Таблица 1.1 - Основные компоненты, критерии и показатели развития
творческих способностей учащихся среднего школьного возраста в учебном процессе
Компоненты
Критерии Показатели
1. Мотивационный Мотивационно-
потребностное
отношение
учащегося к творческой
деятельности 1.1 Наличие положительного отношения к учебной деятельности.
1.2 Стремление и интерес к творческой деятельности и потребность в самоактуализации,
1.3 Стремление к полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.
1.4 Стремление к независимости, ориентация на личные ценности.
1.5 Готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному.
2. Содержательный Понимание своих творческих способностей и активное участие в учебном процессе 2.1 Способность порождать необычные идеи,
отклоняться от традиционных схем мышления.
2.2 Способность перерабатывать, переосмысливать учебный материал, искать и вносить в него своеобразный индивидуальный смысл.
2.3 Самостоятельность, гибкость и подвижность мышления.
2.4 Возможность достижения оригинальных решений в процессе выполнения учебных задач.
2.5 Способность решать различные, постепенно усложняющиеся, задачи на уроках.
2.6 Способность находить и выражать оригинальные идеи.
З. Процессуальный
Степень сформирован-ности общеучебных умений, навыков творческого роста, стиля поведения, выполнения творческих задач
3.1 Подросток умеет находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях.
3.2 Проявляет высокий уровень творческих способностей, позволяющий достигнуть прогрессивных, социально и лично-значимых творческих результатов в одном или нескольких видах учебной деятельности.
3.3 Умеет постоянно, стабильно проявлять творчество в процессе выполнения учебных задач.
3.4 Умеет оперировать гипотезами при решении творческих задач, находит способы применения абстрактных правил для решения целых классов задач.
3.5 Умеет критично относиться к процессу собственного творчества, к его результатам, к собственным возможностям.
Многообразие подходов отражает сложность природы творческих способностей, невозможность выработки общих эталонов и стратегий изучения для всех их проявлений. Следует отметить, однако, что при всем многообразии точек зрения на факторы, определяющие реализацию потенциала детей, проявляющих повышенные творческие способности, большинство современных концепций объединяет понимание творческих способностей (креативности) как целостного, многогранного и развивающегося качества личности.
Таким образом, на основе анализа психологических работ и в соответствии с воззрениями ряда авторов (E. П. Торренс, Е. Е. Туник и др.) в рамках представленного нами исследования творческие способности рассматриваются как синоним понятия "креативность", как способности порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности.
Методологической основой диссертационного исследования для исследования уровней творческих способностей подростков, является идея Е. П. Торренса о выявлении четырех параметров креативности (творческих способностей): беглости; гибкости, оригинальности и разработанности, что при использовании медианного критерия позволяет не только оценить уровни развития творческих способностей, но и получить представление об их качественном своеобразии.
1.2 Изучение восприятия социальной рекламы в трудах
зарубежных и отечественных психологов
Важным элементом когнитивной деятельности человека является восприятие. Вследствие своей субъективности и феноменальности, оно представляет собой труднодоступное для изучения явление.
"Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств" [93, с.201].
В зарубежной и отечественной психологии процесс восприятия и подходы к его определению рассматриваются с разных теоретических, методологических, практических и прикладных позиций.
Среди зарубежных исследователей, активным изучением восприятия занимались гештальтпсихологи. В области их исследования рассматривался вопрос о существовании принципов или правил, согласно которым люди организуют поступающую информацию. Учеными, работающими в этом направлении, М. Вертгеймером и В. Келлером, было экспериментально доказано, что организация восприятия идет по двум основным схемам. Первая из них это образ (фигура), т. е. те элементы поля восприятия, которые привлекли к себе наибольшее внимание. Остальные менее значимые элементы, составляющие окружение, называются фоном, при этом прошлый опыт оказывает сильное влияние на то, что в глазах человека будет образом, а что -фоном. Вторая схема организации информации ими обозначена как закон целостности - человек разрабатывает полную картину восприятия, даже если некоторые ее элементы отсутствуют.
Основная заслуга гештальтпсихологов состоит в том, что они показали значение принципа организации для перцепции, хотя и неоднократно подвергались критике, вследствие игнорирования ими важности значения аналитических операций в психической деятельности человека.
В рамках когнитивного подхода восприятие изучали такие психологи как Дж. Брунер, Р. Солсо, Д. Бродбери и др. Они определи его как процесс, в котором индивидуум получает стимул (раздражитель) от различных событий и дает им объяснение. Процесс восприятия при этом включает две стадии: внимание, фильтрующее поступающую информацию, и интерпретацию содержания стимулов в собственные модели отображения реальности [95]. В частности, Дж. Брунер в рамках своей теории рассматривал вопрос об индивидуально-личностных эталонах восприятия окружающего мира и утверждал, что восприятие представляет собой акт категоризации, который проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет, обозначенный словом-понятием, относится к определенному классу. Все, что воспринимается, приобретает свое значение в зависимости от того, с каким классом перцептов группируется или к какой категории относится. Категории представляют собой правила, по которым человек относит предмет к определенному классу, в большинстве случаев этот процесс является неосознаваемым. Категоризация выполняет ряд достаточно важных функций: способствует структурированию опыта субъекта; осуществляет расчленение воспринимаемого мира, выделяет воспринимаемые объекты и их признаки, т. е. упорядочивает поступающую информацию; осуществляет называние объектов; способствует выходу за пределы непосредственно данной информации, осуществляет перенесение данных прошлого опыта на воспринимаемый объект; выполняет регулятивную функцию; способствует организации взаимодействия с объектом на основе прошлого опыта [12].
С одной стороны в восприятии участвуют высшие когнитивные механизмы, интерпретирующие сенсорную информацию (Р. Л. Солсо), и индивид подходит к ситуации восприятия с определенными ожиданиями, предположениями относительно того, как взаимодействовать с воспринимаемым объектом [95]. С другой стороны восприятие в большей или меньшей степени соответствует действительности - эта особенность восприятия обозначается как функция репрезентации реальности. Внешний мир рассматривается как некоторое сложное сообщение, которое можно понять, несмотря на его возможные искажения, в связи с этим результаты восприятия можно предсказать.
Восприятие также является результатом активной деятельности субъекта (Дж. Гибсон, Р. Вундвортс), обеспечивающей получение информации о внешнем мире. Так, Дж. Гибсон обозначает восприятие, как процесс добывания информации о среде, в результате чего неопределенность положения организма в ней уменьшается, и человек четко различает класс перцептивных феноменов, связанных с идентификацией объектов или их явлений [20].
Индивидуальные различия в восприятии и его развитие исследовались такими отечественными психологами как Б. М. Теплов, А. Н. Запорожец. Большой вклад в теории восприятия внесли Н. А. Берштейн, Е. Н. Соколов, А. Н. Леонтьев. Как и ряд зарубежных исследователей они указывали на то, что в процессе восприятия и отражения субъект активен, кроме того, они доказали, что образы восприятия не являются результатом пассивного мгновенного запечатления, а формируются в процессе отражения объективной действительности [1].
Огромную роль в процессе восприятия играет желание воспринимать тот или иной предмет, осознание необходимости воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, т.е. в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность [62]. С. Л. Рубинштейн указывал на обусловленность индивидуальности психического отражения тем, что внешние воздействия преломляются через внутренние условия, он писал: "Наше восприятие зависимо от интеллектуального контекста, в который оно включается. По мере того, как мы иначе понимаем действительность, мы иначе и воспринимаем ее" [89, с.279]. По его мнению: "процесс восприятия включает в себя познавательную деятельность обследования, распознавания образа предмета через образ; возникновение образа из чувствительных качеств, в свою очередь, опосредовано предметным значением, к которому приводит истолкование этих чувствительных качеств" [89, с.227].
В настоящее время исследователи говорят о течении процесса восприятия и системе перцептивных действий, при этом они отмечают, что, чаще всего, восприятие осуществляется осмыслено и большую роль в нем играет узнавание. В настоящее время существуют различные теории процесса распознавания образов в работах А. Г. Маклакова, А. Р. Лурия, В. П. Зинченко [13]. В их теориях основное внимание уделено вопросам преобразования внешних сигналов, воздействующих на органы чувств, в осмысленные перцептивные образы [75]. Так А. Г. Маклаков отмечал, что в процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощущение предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначить как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни [103].
Восприятие во многом зависит от особенностей личности, однако существуют его виды характерные для целой группы людей, к их числу относятся: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные [76]. В данном диссертационном исследовании рассматривается в основном зрительное восприятие, так как оно является ведущим у человека (с помощью зрительного анализатора воспринимается около 90% информации).
А. Р. Лурия обращал внимание на то, что восприятие - это "результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные и тормозящей другие несущественные признаки, и комбинирующий воспринимаемые детали в одно осмысленное целое" [59, с.123], в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий, что представляет собой качественно новую ступень чувственного познания, с присущими ей особенностями, а не сводится к сумме отдельных ощущений. Наиболее важными особенностями восприятия, при этом, являются: предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность [82].
Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Целостность выражается в формировании целостного образа объекта, т.е. результатом процесса восприятия является целостный образ предмета; с этой особенностью непосредственно связана структурность восприятия (мы воспринимаем обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени). Характерной особенностью восприятия является константность, которая выражается в способности сохранять постоянство некоторых свойств объектов при изменении условий, в которых протекает процесс восприятия.
Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от общей направленности, от влияния на восприятие предметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида, носит название апперцепции. Это явление часто используется в рекламе, которая достигнет цели лишь в том случае, если при её создании будут учитываться особенности человеческой психики.
Именно реклама в современном динамичном обществе все чаще становится объектом восприятия.
Рекламная деятельность в начале 21 века существенно отличается от рекламы прошлого в результате появления новых информационных, социально-политических и маркетинговых технологий, средств и способов связи, полиграфического оборудования [19].
Современная реклама направлена сразу и на мысли, и на чувства человека; на его сознание и подсознание. Она, прежде всего, обращена к органам чувств нашего восприятия. К. Левин отмечал, что реальная действительность, отражаемая человеческим сознанием, предстает перед индивидом в виде продукта его восприятия.
В современном мире реклама является одним из важнейших видов коммуникативной деятельности и понимается зарубежными исследователями П. Линдсей и Д. Норманом, как процесс приема и переработки информации различной модальности, при непосредственном участим восприятия, в результате чего происходит формирование чувственного образа. Большую роль они придают контексту в процессе восприятия, который помогает интерпретировать информацию об объекте [55].
Как отмечают Д. Бернет и С. Мориарти, реклама не только передает различные типы информации, но и трансформирует ее в некоторый образ, что становится в сознании человека неотъемлемым от фактических сведений о качествах рекламируемого объекта, образа, идеи [107]. В то же время реклама одновременно является видом активности людей, и сильнейшим психологическим регулятором социальных отношений между ними. Д. Майерс, и К. Снайдер, указывают на то, что в наше время реклама становится источником многочисленных социальных контактов, возникающих под воздействием специфических социальных мотивов (достижения успеха, подражания авторитетам и др.) и подкрепляет принадлежность человека к социальной группе, с которой он хотел бы себя идентифицировать [99].
Отечественный психолог Е.Е. Пронина отмечает, что восприятие рекламы - интерактивный процесс, в котором психологическая интенция рекламиста опосредуется установками, комплексами и влечениями реципиента [81].
Л. И. Киричук было доказано, что одним из базовых компонентов, обеспечивающих смысловую целостность и связность рекламного текста, а также решения им коммуникативной задачи и реализацию функционального назначения в ситуации рекламного общения, является категория оценки [35]. Оценочная информация, опосредующая восприятие, в то же время является структурно, функционально и семантически дискретной, и трактуется как необходимое звено восприятия, в том числе и рекламного.
В настоящее время понятие "реклама" определяется различными авторами неоднозначно.
Закон Республики Беларусь "О рекламе" дает следующее определение: "реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о юридическом или физическом лице, товарах, идеях, начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому физическому или юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний" [87, с.3].
Как коммуникационный процесс, определяет рекламу В. Л. Полукаров, уделяя главное внимание ее социокоммуникативным функциям [78].
В. Л. Музыкант - один из первых авторов, начавших системное исследование специфики современной отечественной рекламы и условий, необходимых для ее функционирования. Он определяет рекламу как "неличную форму коммуникации, осуществляемую через платные средства массовой информации с четко выраженным источником финансирования" [69, с.32]. Рекламное обращение, должно с первого взгляда заинтересовать потребителя, убедить его в необходимости воспользоваться предложением и поддерживать интерес вплоть до совершения покупки.
По мнению А. Н. Лебедева-Любимова "реклама или рекламная деятельность - это вид деятельности человека, группы лиц или организаций, основная цель которых состоит в придании особой ценностной значимости некоторым объектам или информации, это сложная многоуровневая система коммуникаций, образующая универсальный системный механизм регуляции социально-экономических отношений в обществе" [47, с.53].
Экспертизе рекламы посвящены работы Е. Е. Прониной [81]. Р. И. Мокшанцев [68], О. А. Феофанов [109] и др. исследовали психологические аспекты функционирования рекламы.
Рекламу как пропорциональное сочетание науки и искусства рассматривает Б. Л. Борисов [11]. В то же время В. Г. Зазыкин отмечает, что реклама, являясь одновременно и точной наукой и искусством, обращена, прежде всего, к эмоциям человека [30].
Отечественные исследователи отмечают, что язык визуальных образов - имеет исключительно большое значение в рекламе, он воспринимается быстрее и точнее по сравнению с вербальным языком (рекламным текстом). Образы прямо адресованы чувствам человека. Восприятие объединяет разные элементы внешней среды в целый образ. Уже в процессе формирования образа на него воздействует потребности и мотивы, определяя индивидуальную окраску образа для данного человека [53]. По мнению Е. А. Песоцкого, основное свойство восприятия, используемое в рекламе, состоит именно в том, что человек создает целостный и обобщенный образ даже тогда, когда элементов внешней среды мало или недостаточно, когда присутствуют лишь какие-то детали или части объекта.
Человек воспринимает рекламу согласно "закону краткости", который является базовым в психологии восприятия. Он гласит, что все внешние ощущения сводятся человеком к самым простым и удобным формам. Немаловажную роль при восприятии рекламы играет такое явление, как порог восприятия. В реальных условиях это означает, что человек не замечает и не воспринимает первое, а в некоторых случаях и пятое рекламное сообщение. И только, если интенсивность рекламного воздействия превысит величину порога восприятия, характерного для конкретных условий и для данного субъекта, рекламное сообщение попадает в сферу внимания и может быть им воспринято [70]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что у человека существует не один, а несколько порогов восприятия - для непроизвольного и произвольного внимания, для восприятия эмоциональной и рациональной составляющих рекламного сообщения, для приема информации о данном товаре, о явлении, событии. Известно, что порог восприятия изменяется под влиянием изменения потребности в товаре.
Изучением восприятия рекламных текстов занималась Л. В. Матвеева, она выделила некоторые особенности рекламных сообщений, которые воспринимаются более эффективно и качественно. Главной их отличительной чертой является большая эмоциональная окрашенность по сравнению с неэффективными. Такие сообщения приглашают реципиента к сопереживанию, затрагивают важные сферы его жизни, поэтому структура подачи информации в целях повышения эффективности восприятия рекламы, в том числе социальной, должна быть гармоничной [45]. Отсутствие перечисленных качеств делает рекламный продукт трудным для восприятия, а значит, неуспешным. Неэффективные сообщения являются алогичными, невыразительными и вследствие этого непонятными [65].
Опираясь на информационный подход к пониманию восприятия, С. Э. Мартынова и С. В. Облакова разработали схему потребления реципиентом рекламного сообщения, состоящую из нескольких последовательных взаимосвязанных этапов: внимание; восприятие; понимание; принятие, интерпретация, оценка рекламной информации; запоминание; волевая готовность к действию, которая является возможным и желательным результатом всей описанной цепочки [63]. Таким образом, внимание и интерпретация - потенциальные барьеры восприятия, через которые должно пройти рекламное сообщение. Восприятие человека отбирает из рекламного сообщения лишь самое нужное для его жизнедеятельности и не воспринимает то, что субъективно не представляется ему необходимым, не совпадает с его желаниями, потребностями, убеждениями, представлениями, опытом [112].
Разновидностью рекламы является социальная реклама, которая создается по законам обычной рекламы, но при этом имеет свои специфические особенности восприятия ее потребителями. Понятие "социальная реклама" не имеет общепринятого определения в научной литературе.
Социальная реклама в Республике Беларусь регулируется Законом РБ от 10 мая 2007 г. "О рекламе", в которой дается следующее определение: "социальная реклама - информация государственных органов по вопросам здорового образа жизни, охраны здоровья, сохранения природы, сбережения энергосырьевых ресурсов, профилактике правонарушений, социальной защиты и безопасности населения, которая не носит коммерческого характера" [87, с.4].
Сущность социальной рекламы, ее цели, функции, значение в жизнедеятельности общества отражены в трудах О. О. Савельевой, Л. Н. Федотовой, М. И. Пискуновой, В. В. Ученовой, А. Н. Ковалевой У. Ю. Потаповой, Н. В. Старых и др. В их работах такой вид рекламной продукции рассматривается преимущественно в качестве особой формы социальной работы [77]. В частности, О. О. Савельева пишет о том, что социальная реклама, направлена на укрепление социальных отношений [90]. Л. Н. Федотова определяет социальную рекламу как совокупность рекламных текстов, где в качестве рекламируемого объекта выступает поведение человека, способствующее решению социальных проблем [108]. В. В. Ученова и Н. В. Старых разделяют взгляд на то, что сегодня социальную рекламу, в широком смысле, можно рассматривать, как способ распространения духовных, эстетических, нравственных, социальных ценностей, как форму общественной рефлексии [106]. У. Ю. Потапова считает, что социальная реклама - это специфическая форма некоммерческой рекламной коммуникации, направленная в благотворительных и иных общественных целях на разрушение или трансформацию негативных стереотипов общества и формирование новых социальных ценностей и установок, изменение образа жизни и поведения общества или его части [80].
А. Н. Ковалева отмечает, что социальная реклама - это социальная технология, направленная на гармонизацию социального пространства и социальных отношений, информирование населения об актуальных общественных проблемах, на их профилактику и решение, на выработку новых ценностей и социально одобряемых поведенческих моделей [38].
Исследованием рекламы, как способа воздействия на человека, его сознание и подсознание, с целью формирования желаемых социально-психологических установок, занимались К. Т. Фридлендер, A. Н. Лебедев-Любимов, Р. И. Мокшанцев, Е. Е. Пронина. Как правило, оценивается воздействие рекламы на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент установок [46].
Социальные аспекты взаимодействия рекламы и общества, социальные функции рекламы характеризуются в работах Б. С. Волкова, В. Л. Музыканта, которые утверждают, что социальная реклама является важнейшим инструментом информационной политики. Существуют три категории социальной рекламы. Первая - политические кампании, вторая - социальная реклама, созданная по заказу различного рода неправительственных и некоммерческих структур (ЮНЕСКО и др.). И, наконец, третья категория это социальная реклама, заказчиком которой является непосредственно государство [71]. Социальная реклама использует тот же набор средств, что и коммерческая реклама. Основное отличие социальной рекламы, от коммерческой, заключается в цели. В то время как коммерческие рекламодатели стимулируют благожелательное отношение к тому или иному товару или рост его продаж, цель социальной рекламы заключается в привлечении внимания к общественному явлению. Кроме того, целевые аудитории двух сравниваемых типов рекламы значительно различаются: в коммерческой рекламе - это достаточно узкая маркетинговая группа, в социальной - все общество, или значительная его часть.
Как отмечает Г. Г. Николайшвили, несмотря на то, что социальная реклама по мнению большинства рекламистов длительное время остается неперспективной, неприбыльной, неконъюнктурной и непрестижной, она является одним из важнейших элементов конструирования полноценного общества, его саморегулирующим механизмом. Социальная реклама не приносит прямой и быстрой материальной прибыли - вложения возвращаются повышением качества взаимоотношений в современном обществе.
В условиях модернизации современного белорусского общества принципиально важной становится его способность к обеспечению самосохранения, саморазвития и системной целостности. Существенным потенциалом для решения данной задачи обладает социальная реклама, которая влияет на поведенческие установки широких масс населения, привлекая внимание к общественно значимым проблемам, в значительной степени формирует мировоззрение личности, ее ценностные ориентации, взгляды, установки и транслирует идеи, стереотипы поведения [1].
Поскольку одна из главных задач социальной рекламы состоит в привлечении внимания к определенным общественным проблемам, исследование когнитивных процессов психики актуально в рамках рекламной деятельности, в то время как психологическая проблематика восприятия социальной рекламы является новой и малоизученной.
Зарубежный опыт исследования социальной рекламы освещен в трудах У. Аренса, Б. Бермана, К. Бове, У. Уэллса, В. Фрайбургера и др. Реклама понимается ими как особый тип массовой коммуникации [107]. У. Аренс указывает, что цель социальной рекламы - изменить отношение публики к какой-либо проблеме, привлечь внимание людей к конкретным социальным проблемам или сообщить о социальных инициативах властей, а в долгосрочной перспективе - выработать новые социальные ценности.
Основным источником появления социальной рекламы является современная общественная жизнь, которая изобилует конфликтными ситуациями и противостоянием на уровне социальных групп и поэтому остро нуждается в созидательных стимулах и процессах.
Поскольку социальная реклама в своей основе имеет общественно значимую проблему и рассчитана на максимальное включение в ее решение широкого диапазона социальных групп, то при определении влияния такой рекламной продукции необходимо учитывать особенности целевой аудитории. Данный подход учитывает, что механизмы интерпретации мотива социальной рекламы несут в себе возможность варьировать качественные характеристики рекламы с целью обеспечения большей эффективности ее восприятия [77]. В силу этого одна и та же идея в различных социальных рекламах, имеющих одну концепцию и выступающих в одном логическом ключе, но направленных на отдельные целевые аудитории, может быть изложена по-разному [24].
Содержание рекламного обращения - основная проблема социальной рекламы, так как в процессе своего воздействия оно оказывает влияние на мнение и поведение человека и соответственно принимается или отвергается им [25]. Вместе с тем эффективность воздействия рекламы во многом зависит от того, насколько в ней учитываются особенности психических процессов человека. Психология рекламы такова, что предлагает человеку предварительно обдумать рекламное сообщение, а затем прийти к решению [74]. В процессе своего воздействия содержание рекламных средств оказывает влияние на восприятие сообщения и человек либо отвергает, либо принимает предложенную информацию. Будучи социально неактивным, человек перестает стремиться к социальным достижениям и не развивается как личность, в связи с этим современная социальная реклама направлена на формирование личности, ориентированной на социальные достижения, на проявление мотивов достижения успеха [52]. Восприятие социальной рекламы - это процесс, получения информации в виде рекламного сообщения, направленный на то, чтобы изменить отношение к той или иной проблеме [98].
На основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что восприятие - это форма познания действительности, в процессе деятельности субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым человек сталкивается в реальной жизни. В настоящее время одним из основных объектов восприятия человека является реклама. Между восприятием коммерческой и социальной рекламы существуют различия, поскольку социальная реклама в своей основе имеет общественно значимую потребность и рассчитана на максимальное включение в ее решение широкого диапазона социальных, социально-психологических, социально-профессиональных и других групп [100]. Второе отличие социальной рекламы от коммерческой в том, что социальная реклама - это особый вид распространяемой некоммерческой информации, направленной на достижение государством или органами исполнительной власти определенных социальных целей.
Таким образом, восприятие социальной рекламы - это процесс получения информации в виде рекламного сообщения, направленный на то, чтобы изменить отношение к той или иной социальной проблеме, а специфика восприятия социальной рекламы может быть различной, в зависимости от особенностей личности.
В данном диссертационном исследовании, определение А. Н. Ковалевой видится наиболее полно раскрывающим сущность рассматриваемого вида рекламной продукции: социальная реклама - это социальная технология, направленная на гармонизацию социального пространства и социальных отношений, информирование населения об актуальных общественных проблемах, на их профилактику и решение, на выработку новых ценностей и социально одобряемых поведенческих моделей [38].
Методологической основой исследования является рассмотрение восприятия социальной рекламы в русле когнитивного подхода (Дж. Брунер, Д. Норман, Р. Солсо), позволяющего охарактеризовать его как процесс, состоящий из двух стадий (внимание и интерпретация). Внимание и интерпретация - потенциальные барьеры восприятия, через которые должно пройти рекламное сообщение.
Методологической основой для анализа особенностей восприятия социальной рекламы подростками, является идея категоризации как одного из основных актов процесса восприятия (как один из элементов поиска и учета поступающей информации), выдвинутая и понятийно оформленная Дж. Брунером, и идея опосредованности восприятия рекламы посредством категории оценки, понятийно оформленная Л. И. Киричук, на основании которой становится возможным выявление категориальной структуры восприятия социальной рекламы, что позволяет сделать выводы о различиях в восприятии социальной рекламы в целевой аудитории подростков.
1.3 Особенности творческих способностей и восприятия
социальной рекламы в подростковом возрасте
Изучением возрастных особенностей развития подростков занимались многие зарубежные и отечественные исследователи. Что же касается изучения восприятия социальной рекламы подростками с разным уровнем творческих способсностей, то эта проблема психологами практически не изучена.
Неоднозначным является и определение возрастных границ рассматриваемого периода. Так обучение в средних классах школы соответствует возрасту 10(11) -14(15) лет, который в рамках отечественной возрастной психологии большинством исследователей относится к подростковому периоду. Однако некоторые исследователи (А. В. Петровский, М. А. Дыгун и др.) определяют границы возраста от 11 до 15 лет, а в зарубежных и в части отечественных работ, подростковый возраст и период ранней юности объединяются в одну стадию, называемую либо подростничеством, либо отрочеством [15].
В рамках данного диссертационного исследования мы будем придерживаться традиционно выделяемых границ возраста 11-15 лет, и рассматривать подростковый возраст, как один из самых сложных, наиболее важных и ответственных в плане формирования личности.
Подростковый возраст психологически отличается тем, что он фактически представляет собой начальный шаг на пути перехода от детства к взрослости [72]. Э. Эриксон отмечал, что основная задача, решаемая человеком в подростничестве, состоит в формировании идентичности (образа своего "Я") - означающей творческое и независимое "Я", гармонично соединяющее различные элементы данной личности. Формирование целостной идентичности происходит на фоне обострения ряда противоречий (между физиологическим и социальным развитием, между повышенными потребностями и устаревшими подходами в межличностных отношениях) и представляет собой важнейшее внутреннее условие успешного перехода в период взрослости. Этот процесс происходит на основе согласования разных представлений о других людях и самом себе [83].
Подростковый возраст характеризуется повышенным вниманием ребенка к самому себе, к своей внешности, к самопознанию и к самовоспитанию. Если у большинства младших школьников ещё фактически нет особого, независимого, от мнения взрослых людей, отношения к себе, то подросток отличается разноплановостью: он знает, от части, правильно может оценивать себя, как с положительной, так и с отрицательной стороны [10]. Подросток с одной стороны, может видеть и оценивать себя, как вполне достойного, заслуживающего уважения человека, а с другой стороны - как личность, обладающую личными реальными недостатками.
Изучением возрастных особенностей развития подростков занимались А. К. Болотова, О. Н. Молчанова, И. Ю. Кулагина, Л. Ф. Обухова, которые отмечают, что подростковые годы характеризуются усилием независимости детей от взрослых во всех сферах поведения [72]. Так, если младший школьник, несмотря на его чрезвычайную внешнюю подвижность и кажущееся непослушание, всё еще полностью зависит от взрослых людей, которые, если они достаточно авторитетны, могут влиять на поведения ребенка, то подросток гораздо более независим и менее податлив внешнему психологическому влиянию, особенно со стороны родителей и учителей. В то же время эта независимость скорее напоминает негативистическую, детскую ассоциацию на слова и действия взрослого человека, чем взвешенный самостоятельный поступок [4].
Существенное отличие подростков наблюдается в особенностях нормативного сознания и нормативной регуляции поведения. В своем поведении и внутренних регулятивных установках они ориентированы на внутригрупповые возрастные нормы, в то же время нормы поведения для подростков существуют не только в персонифицированном виде (как задаваемые авторитетными сверстниками или более старшими детьми, выступающими в роли лидеров), но в так называемой социализированной форме [86].
В большей степени социализированные нормы становятся источником нормативной регуляции и нравственной оценки поведения для подростков - это лидерские или групповые нормы, принятые в референтных группах.
Г. Крайг, Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова существенное внимание уделяют доминированию общения подростков со сверстниками, которое является ведущей деятельностью в подростковом возрасте. Особый уровень доверия, свойственный взаимоотношениям подростков, позволяет определить их взаимоотношения как интимно-личностное общение [41]. Взаимодействуя, подростки стремятся найти свое место среди сверстников.
Стремление к личному авторитету среди сверстников и физическому самосовершенствованию, характерное для подростков, порождает у них активный поиск образца для подражания, который они находят среди старших по возрасту детей и взрослых людей одного с ними пола. Отсутствие такой возможности, по мнению Л. И. Божович, может привести к социальной неадаптированности подростков [9].
В многочисленных исследованиях раскрываются особенности социальной ситуации развития современного подростка, которые определяют структуру его отношений, обуславливают психологические проблемы, нарушают социально-психологичесую адаптацию и самоопределение (Р. Бернс, И. С. Кон, А. А. Реан и др.), вследствие значительно уменьшающейся зависимости от взрослых и усиливающейся зависимостью от группы сверстников [39].
Изучением гендерных различий с выделением позиций родителей во взаимоотношениях с подростками занимался М. Кле, который отмечал, что подростков отличает переход от игровых к реальным социальным ролям [36]. Они начинают пробовать себя в различных жизненных ролях в компаниях сверстников и взрослых людей вне ситуаций совместных игр (роль лидера, роль знатока и др.).
Социальная ситуация развития характеризуется устойчивым стремлением подростка к независимости, в то время как ближайшее окружение (в первую очередь родители и другие взрослые) относятся к нему как к ребенку.
Основными новообразованиями подросткового возраста являются: абстрактное мышление (связано с переходом интеллекта на стадию формальных операций, по Ж.Пиаже);
рефлексия (способность не только к познанию себя, но и пониманию других людей;
воображение (опосредованное абстрактным мышлением, уходит в сферу фантазии);
самооценка и "Я-концепция", которые способствуют большей регуляции, контролю и управлению поведением, личностному росту.
Центральным возрастным новообразованием среднего школьного возраста, по мнению Л. С. Выготского, является чувство взрослости, рассматриваемое как отношение подростков к себе, как к уже взрослым [64]. В особенности подросткам нравится играть роль взрослых людей среди старших по возрасту, тем самым они не только воспринимают окружающий мир, но и хотят его понять [16].