Темень Натан : другие произведения.

Не туши костёр бензином: впечатления от книги Стига Ларссона "Девушка, которая играла с огнём"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    На конкурс "Книжный червь". Впечатления от прочтения книги С.Ларссона "Девушка, которая играла с огнём"


   "Не туши костёр бензином": впечатления от книги Стига Ларссона "Девушка, которая играла с огнём"
  
   Это вторая книга трилогии шведского писателя Стига Ларссона "Миллениум". Первая, под названием "Девушка с татуировкой дракона", имела успех, и думаю, многие её читали. Я решил написать о второй книге трилогии, поскольку она более неоднозначна, на мой взгляд, чем первая.
   Итак, девушка по имени Лисбет Саландер, главная героиня этой, и, собственно, всех трёх книг Стига Ларссона, - личность неординарная. Настолько неординарная, что заботливое шведское общество то и дело норовит упечь её в соответствующее учреждение. Разумеется, в интересах самой же Лисбет. Ну, и в интересах общества, само собой.
   Немного о прологе. Здесь автор верен себе. Для тех, кто С.Ларссона не читал совсем, поясню - этот писатель уделяет большое внимание социальным проблемам. В частности, проблеме насилия над женщинами. Здесь книга начинается с того, что некий злодей, явный маньяк, мучает двенадцатилетнюю девочку. Нет, он не перепиливает её тупой пилой и не загоняет иголки под ногти. Но процесс психологического давления мучителя на свою жертву впечатляет.
   После пролога читатель ждёт не менее закрученного, драматического действия. Но тут его настигает разочарование. Если, конечно вы не мечтаете о путешествиях по тропическим островам. Тогда вам это понравится. Хотя бы уже тем, как девица двадцати с лишним лет от роду, которая официально нигде не работает и состоит на учёте как недееспособная, проводит свой досуг на островах Карибского бассейна.
   Автор со знанием дела описывает отели в этих райских местечках в той последовательности, в которой Лисбет по ним кочует. Он со вкусом рассказывает о том, как героиня пьёт кофе и коктейли в местных барах, попутно решая теорему Ферма с самоуверенностью дилетанта. Да, я забыл сказать, что деньги на свои развлечения девушка заработала честным трудом матёрого хакера - отщипнула пару-тройку миллионов у одного плохого дяди, и перевела их на свой счёт.
   На мой взгляд, история с отдыхом на островах слишком длинная. К чему автор так обстоятельно потчует читателя всей этой детективной историей с попыткой мужа прикончить жену ради денег, совершенно непонятно. Нет, нам конечно ясно, что Лисбет не любит мужчин, которые не любят женщин. И что она не из тех, кто закрывает на это глаза. Но, право слово, городить огород из истории, которая никак не повлияет на основной сюжет, и благополучно закончится, едва начавшись - это уж слишком.
   Но, наконец, Лисбет, утомлённая отдыхом, решает вернуться домой. К радости читателя, потирающего руки в предвкушении неприятностей, которые обязательно свалятся девушке на её многострадальную голову. А то, что они свалятся, можно не сомневаться. Ведь мерзкий адвокат Нильс Бьюрман, нынешний опекун девушки, замышляет против неё что-то очень нехорошее. Автор описывает встречу Бьюрмана с таинственным громилой-блондином. Нам ясно показывают, что этот громила с замашками убийцы связан с криминальной средой. Читатель сразу понимает, что ничего не подозревающую Лисбет ждут крупные неприятности.
   И вот мы видим, как Лисбет, вернувшись в родную страну, обустраивает свой быт. Тут можно только позавидовать героине. Не каждый купит себе квартиру за десятки миллионов шведских денег в центре Стокгольма, и обставит её новенькой мебелью. Пусть даже эти деньги добыты нечестным путём.
   Правда, автор при этом тут же делает реверанс в сторону общественной морали. Лисбет Саландер идёт по пути Робин Гуда, который грабил злых богатеньких дядей и потом раздавал деньги бедным. Она щедрым жестом дарит свою старую квартиру подружке-лесбиянке, которую не видела больше года. Она оплачивает лечение своего бывшего опекуна, пожилого адвоката, разбитого инсультом. Читатель тут же заглушает в себе все сомнения, и мысленно аплодирует благородной, бескорыстной Лисбет.
   Надо сказать - настоящее действие этой книги начнётся где-то с середины. До этого идёт обстоятельная подготовка почвы. Автор со знанием дела и весьма занимательно заплетает сюжетные линии. Он рассказывает нам о журналисте Микаэле Блумквисте, бывшем любовнике и друге Лисбет, который до сих пор на что-то надеется. Правда, это не мешает журналисту крутить романы направо и налево, в том числе с замужней дамой и по совместительству своим редактором.
   Видно, что автор здесь в своей стихии. Рассказывать о журналистских расследованиях ему удаётся блестяще. Правда, количество действующих лиц нарастает, как снежный ком. К середине книги я, обычный читатель с неплохой памятью, начал путаться в персонажах. Но иногда простой листочек бумаги, и карандаш спасает дело.
   Но вот начинается то самое, чего мы так долго ждали. Убийство. И не простое, а двойное. Любопытный не в меру журналист Блумквист находит трупы своих друзей. Трупы совсем ещё свежие, даже кровь не остыла.
   Автор намекает, что Лисбет, которая, разумеется, уже успела побывать в квартире убитых, имела мотив. И вполне могла это сделать. Но почему-то читатель в это не верит. Ну вот не верит, и всё! Мы-то знаем, в чём дело. Любому понятно, что человек, который вот-вот напечатает книжку о русской мафии и высокопоставленных клиентах малолетних проституток, обречён на вымирание. Будь он хоть трижды журналистом. Тут даже к гадалке не ходи. Но местная полиция никак не хочет этого понять. Все силы органов правопорядка и широкой общественности брошены на поимку единственной подозреваемой - умственно неполноценной Лисбет Саландер. Кто бы сомневался!
   Тут я просто не могу промолчать о штампе, который лично меня сильно огорчил. Автор использует заезженный донельзя образ, словно взятый из фильма Рокки номер какой-то. Там, где герой Сильвестра Сталлоне бьётся на боксёрском ринге с непробиваемым русским громилой. Правда, когда выяснилось, что зловещий блондин, который упорно гоняется за Лисбет по наводке злобного адвоката Бьюрмана, немец по паспорту, читатель облегчённо вздохнул. Но радость была недолгой.
   Ближе к концу книги действие начинает убыстряться. По сравнению с неспешным развитием событий в начале и обстоятельной завязкой в середине это просто гонки. И, к моему огорчению, я констатирую ещё один штамп. Тема русской мафии, честно говоря, уже навязла в зубах. И тут мы вдобавок узнаём, что громила-блондин, которому хоть дай доской по голове, он только почешется, на самом деле не немец. Он - русский! Сбылись мои худшие опасения...
   Но и это ещё не всё. Мы наконец-то узнаём подробности "Того Самого Кошмара", которым автор интригует читателя на протяжении всей книги. Раскрыта страшная тайна происхождения Лисбет Саландер. Она - дочь русского мафиози, в прошлом - агента ГРУ! Убийцы, садиста и генетического урода. Вот где ужас, так ужас.
   Этот самый папаша, несмотря на преклонный возраст и проблемы со здоровьем, горит желанием уничтожить свою неудавшуюся дочку. Почему он тянул с этим вопросом долгие годы, и ничего не предпринимал, автор объясняет, на мой взгляд, неубедительно.
   Зато Лисбет тянуть, сами понимаете, не станет. Она девушка решительная. Решила прикончить папашу - можете быть уверены, папаша на земле не заживётся. Ведь пытаться сжить со света Лисбет Саландер - это всё равно, что тушить костёр бензином.
   Я не буду рассказывать подробности развязки. Конец книги - это святое, и каждый желает прочесть его сам. Скажу только о том, что меня особенно удивило. Во-первых, огорчил меня очередной штамп. Сцена с закапыванием героини в землю живой, и последующим её самооткапыванием сильно напоминает фильм "Убить Билла". Да и неистовое стремление героини обязательно добить злодея вызывает ту же ассоциацию. Ну не верю я, что человек после трёх пулевых ранений, причём одно из них в голову, может очнуться под землёй, и самостоятельно выбраться наружу. Он просто истечёт кровью, не приходя в сознание. Ну да ладно, оставим это на совести автора. Зато читать интересно.
   И вот финал - девушка, выбравшись из могилы, мочит-таки папашу и заодно злобного громилу-блондина... чем бы вы думали? Топором! Раскольников отдыхает...
   Подведу итог всему вышесказанному: книга весьма интересная. И неоднозначная. Несмотря на все штампы и некоторые недостатки композиции, о которых я упомянул, читать её можно, и даже нужно. Потому что она - интересная и поучительная. Такое мнение у меня сложилось о "Девушке, которая играла с огнём".
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"