Птаха Станислав Сергеевич : другие произведения.

Гарри Поттер - принц планктона

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.77*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Депрессивные мысли начинающего конспиролога по поводу глобального успеха романов Джоан Роулинг.

  Гарри Поттер - принц планктона.
  
  На этот "размышлизм" меня натолкнул случайно услышанный разговор.
  
  Папа и крошка-сын (лет семи - восьми) после просмотра новой части кинобестселлера о Гарри Поттере:
  Папа, явно довольный фильмом:
  - Хороший фильм, тебе понравился?
  Сынишка смущенно:
  - Нет, не очень... Очень страшно...
  Папа недоуменно:
  - Почему?
  - ИХ мир скоро захватит наш...
  
  Довольно мрачный ответ на вопрос феноменального успеха творений тетушки Джоан...
  Приятнее думать, что Гарик - Очкарик, без всяких агрессивных целей, просто появился в нужном месте и в нужное время. Я задумался - каково же оно - это место и время?
  И вот какой гротескный шарж у меня вышел в итоге - на глубину философских обобщений не претендую - все сказанное суть мое частное мнение.
  
   Припомнилась пара банальностей из копилки общенаучных знаний.
   В незапамятные времена римский плебс вопил "Хлеба и зрелищ!" - и получал то и другое без всяких усилий со свой стороны - оно и понятно... Социальное общество, как и все, что рождено Вселенной, штука с изрядным запасом прочности - всегда имеется некий "людской резерв", не задействованный эффективно в экономических процессах, но гарантирующий выживание биологического вида "человек" на случай массовых эпидемий, масштабных войн или глобальных природных катаклизмов. Своего рода социальный планктон - вода из-за него мутная, но без него тоже никак - пища...
   Чтобы "лишние люди" пригодились в катастрофическую пору, все остальное время общество вынуждено их как-то кормить и развлекать... Ну, кормить понятно - а развлекать-то зачем? Да потому, что сытые и праздные "лишние люди" создают в системе избыточное социальное напряжение, способное перерасти в пресловутый "бессмысленный и беспощадный" бунт... Конечно, в идеале нужно найти этим ребятам социально значимое занятие - например, отправить в крестовый поход или осваивать новые земли американского континента. На худой конец, войну какую - то развязать - такую себе умеренную и благопристойную - столетнюю, англобурскую, или вообще "опиумную". Циничная дискуссия о том, что дешевле обойдется "мировому сообществу" - терпеть N-ное число десоциализированных наркоманов, или мучаться с N-ным же числом здоровых социально активных безработных, плюс столько же безработных из числа лиц, ранее "самозанятых" в наркоторговле, началась еще в те времена, когда цивилизаторы - англичане боролись за опиумную монополию в Китае.
   Но во времена политкорректности таких дискуссий уже не ведут - дел для "планктона" хватает! То удачно подвернулась "гонка вооружений" и тысячи людей по обе стороны Атлантики разрушали экологию и производили массу бессмысленных железяк, на случай войны с потенциальным противником - зато знали, что не даром едят свою пайку общественного продукта. Еще многие тысячи с большим энтузиазмом затеяли осваивать космос - занимались т.н. фундаментальной наукой, считали, чертили, играли в шахматы, пили кофе, взвешивали нейтроны, слушали радио, курили и читали книги! Фантастика пережила настоящий бум - сперва, как научная, затем выродившись в бесконечные комиксы "космических опер"...
   А потом, разбогатевшее общество подарило "планктону" "информационные технологии". Практически неисчисляемый "программный" продукт приносил неисчислимую же прибыль. Без новых технологий мы все умрем! - воздевало руки мировое сообщество и щедро платило раздутому штату программистов, сисадминов, и просто "креативных личностей". Было за что - они ведь отселили изрядную часть невостребованных людских ресурсов в мир виртуальных зрелищ...
  Правда, прорвавшиеся на "взрослую" биржу подросшие геймеры никак не соглашались играть по правилам реального мира - а в итоге спровоцировали экономический кризис и последующую "рецессию". Компьютерные фирмы лопались одна за другой, гениальные мальчики, спешно рекрутированные в Силиконовую долину, были депортированы обратно в Китай и Индию... Искусство чутко откликнулось на общее смятение и подавленность - появилась "Матрица". Братишки Вачовски объявили зычным голосом - мир не погибнет без "информационных технологий" - он может запросто погибнуть от них! Они разбудили монстра и никакие лакирующие продолжения неспособны его усыпить снова. "Цивилизованное сообщество" оглянулось и замерло в ментальном ступоре:
   Коровы кушают травку, куры несутся, автомобили потребляют бензин, в море плавают рыбы, портнихи шьют платья от-кутюр вручную, дети в Африке по-прежнему голодают, а в Азии те же дети паяют микросхемы для "высоких технологий" прямо на коленках, наглые олигархи за наличные скупают славненькие бизнесы по всему миру, мусульмане орут "Аллах Акбар", и плюют на демократические ценности... Так какая вообще польза от индустрии, в которой занят каждый пятый образованный европеец или американец? В чем логика и смысл их существования?
   И тут явился Спаситель - точнее клапан для сброса социального напряжения. Явился откуда не ждали - из альтернативная реальность.
   Всяческая протофентази "аллегория" или "философская сказка", трансформировавшаяся в современный жанр фентази, была палочкой - выручалочка социальных обличителей со времен Джонатана Свифта, прибежищем литературных чудаков и эстетов, радостью сплоченной, но маленькой группки фанатов. Со дня появления компьютерных игр и компьютерных же спецэффектов, наконец, появились средства для конструирования мира далекого от реальности, как яркое наркотическое ведение. Однажды эти два фактора встретились и объединились в поистине герметический состав. На страницах книжки достаточно простой, чтобы ее понял любой и каждый. Начисто лишенной политических и социальных аллюзий (ни-ни! политкорректно так - автор даже грант на это получил), ориентированной на детей и подростков - ну зачем им всякие там "Оливеры Твисты" и "Шоколадные фабрики" - пусть про дракона читают и волшебную палочку - привыкают. Привыкают к миру, где отсутствует логика. Формальная, аристотелевская, материалистическая - до вообще любая. Где нет ни знаний, ни информации, и практических смыслов - хотя заметьте - персонажи-то учатся в школе! Где реальные житейские ситуации и естественные эмоциональные реакции на них подменены удобными схемами. Нет ни ответственности, ни необходимости, ни проблем, ни решений. Мир, где возможно все и нет ничего невозможного. Мир пестрый и суетливый, настолько, что вопрос "зачем?" задать просто некогда... Мир куда как более безопасный и комфортный, чем пресловутая "матрица". Словом зрелище, в которое стоит переехать насовсем, единственно хлебца отсюда прихватить...
  300 миллионов народонаселения уже в процессе переезда.
  А вы?
Оценка: 4.77*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"